Меню

Обучать или нет? Если да, то когда и как?

AD
12 Aug 2008, 00:12
Прочитала тут пару статей, в которых высказываются прямо противоположные точки зрения на раннее развитие детей, в частности, обучение чтению. В одной статье http://alicepush.narod.ru/businessglob.htmll ратуется за раннее развитие детей и агитируется обучение глобальному чтению, когда ребенок учится не читать по буквам и складам, а воспринимать все слово целиком (а-ля Глен Доман), причем чем раньше начать, тем лучше. Дескать, подобная методика приводит впоследствии к более эффективному и быстрому чтению и позволяет избежать в жизни многих проблем. Во второй статье http://rebenok.by/articles/stature/study/~id=653 на тему о раннем развитии вообще и нужно ли раннее развитие ассоциировать именно с обучением чтению в частности, утверждается, что у ребенка надо развивать эмоциональную сферу и познавательные способности, а не учить его читать и считать с пеленок. В общем-то, я согласна со второй статьей. Но идея обучения глобальному чтению (пускай не с 8 месяцев, а, например, в 3 года или в пять)и связанным с ним преимуществам мне тоже импонирует. К тому же, мне кажется, что занятия три раза в день по минуте вряд ли будут препятствовать развитию психо-эмоциональной сферы. Поэтому у меня возник вопрос. Когда и как собственно надо учить ребенка читать, чтобы он впоследствии делал это эффективно? Подчеркну, что учить читать не для того, чтобы можно было похвастаться перед другими мамашками, мол, мой ребенок в два года уже читает, и не для того, чтобы трехлетний ребенок самостоятельно читал, освободив тем самым от этой обязанности родителей, а как овладение необходимым в жизни навыком. К примеру, меня обучили азбуке и чтению (учили по буквам) в 3,5 года, сама читать книжки я начала перед школой. Но скорость чтения у меня относительно низкая. Я пыталась овладеть методикой скорочтения, которая, кстати, основывается на восприятия слов, а то и целых строчек целиком, но безуспешно. Несколько сумбурно получилось. Тем не менее, какие будут мнения?
12 Aug 2008, 00:23
Глобальное чтение полезно только для детей, например, с такими нарушениями как тугоухость или полная глухота. Смысл учить ребенка сначала запоминать картинки с подписями, если потом опять заново учить весь алфавит. Обучать чтению и письму стоит с 3,5- 4 лет. Раньше просто мозг ребенка еще к этому не готов, не созрел так сказать. И обучение чтению в раннем возрасте мешает развитию эмоционально волевой сферы не потому, что ей мало уделяется внимания, а потому что... За чтение и счет по большей части отвечает левое полушарие. За эмоциональный контроль, саморегуляцию по большей части правое полушарие. Правое полушарие созревает до 5 лет (в это время левое как бы дремлет). С 4-5 лет начинает активизироваться левое полушарие. Обучая рано чтению и письму, вы как бы перетягиваете "Одеяло развития" с правого полушария на левое. Истощается ресурс, нужный для развития правого полушария. Ко всему прочему левое полушарие подвергается нагрузкам, к которым оно еще не готово, в общем, в дальнейшем может привести к тому, что у левого полушария будет перегрузка, "закоротит". А компенсировать уже будет нельзя. В общем я, наверное, всех напугала И сейчас на меня налетят с тапками и вениками и будут бить. Одно скажу- против природы не попрешь. То что я написала здесь уже лет как 10-15 доказано учеными.
12 Aug 2008, 00:49
Хм... именно про то, про что написали вы (про особенности развития мозга ребенка), и написано в первой статье (про глобальное чтение) и делается вывод, что ребенка надо ему обучать, чем раньше, тем лучше (то есть прямо противоположный, чем у вас). Никаких картинок там, кстати, нет. Только карточки со словами. При таком методе обучения, мол, стимулируется как раз правое полушарие, а не левое (как при обучении по буквам). И это есть хорошо.
12 Aug 2008, 01:05
понимаете глобальное чтение используется для обучение речи, а не чтению. Это я говорю используется например в садах для слабослышащих, в некоторых организациях помощи умственно отсталым. Понимаете за чтение и письмо, как восприятие знаков отвечает только левое полушарие. У Домана вообще картинки с подписями, буквы, точки с цифрами. Скажем так..это неестественно для мозга ребенка. Я не могу это кратко и понятно объяснить. Скажем так, в результате такого обучения формируются и закрепляются нейронные связи, которых в принципе не должно быть. А те связи которые должны быть ослабляются или частично регрессируют. Вообще методика Глена Домана в 40-50 годах создавалась. Тогда вообще считалось, что есть "речевой" мозг и "неречевой" мозг-это я про полушария. Думаете за почти 70 лет психофизиология стоит на месте? Сейчас гораздо больше информации о том как развивается мозг, какие области за что отвечают и т.п и т.д. Просто фантастичные вещи открыты.
12 Aug 2008, 15:19
Так как раз и утверждается, что не надо учить буквам и знакам: "По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке, ГЛОБАЛЬНО. Эта способность позволяет младенцу справляться с тем огромным потоком информации, который обрушивается на него сразу же после рождения. Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами - буковками, схемами, транскрипциями, условными обозначениями (руками-ногами, палочки-галочки) и пр. - мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у маленьких детей. Вот почему многие родители, пытающиеся обучить своего малыша читать традиционным звуко-буквенным способом, сталкиваются с большими трудностями".
12 Aug 2008, 15:24
я прочла, спасибо. Знаете, на заборе тоже много чего написано. Статья написана хорошо: написали то что хотели, а про то что не надо-умолчали. Младенцы не восприимают ничего как фотоснимки, и слово глобально можно отнести лишь к тому, что у них восприятие амодально. Развитие мозга- правое полушарие до 5 лет, дальше развивается левое, развитие лобных долей идет до 12 лет, миелинизация до 21 года(или до 24 не помню точно) Об этом я уже написало ниже где вы можете прочитать
12 Aug 2008, 15:30
я-то не специались, вот и пытаюсь разобраться. Спасибо.
12 Aug 2008, 15:39
вообще обучение глобальному чтению проходт обычно не так как написано в статье. Обычно подписывается весь дом. Т.е. почти к каждому предмету приклеивается карточка с названием. На всех дверях весит надпись "дверь" на шкафу "шкаф", на столе "стол" и т.п. Потому что иначе, ребенку сложно соотносить просто надпись с действительным объектом. Ну и почаще обращается внимание ребенка на надписи. Во всяком случае я слышала только об этом способе.
12 Aug 2008, 01:18
в общем, если вас действительно интересует этот вопрос, то можете прочитать книги по Нейропсихологии детского возраста. Например Семенович(она правда уж очень научно пишет..но смысл все таки понятен каждому)) Также есть Цветкова, Микадзе. Можно почитать и Нейрофизиологию и Нейробиологию- там как раз описывается сам процесс развития нервной системы
14 Aug 2008, 15:55
+1000 Полностью присоединяюсь! Вы доступно изложили то, что я пытаюсь тут написать каждой мамочке, пишущей что в 3 года ребенок не хочет учиться читать.
спасибо за подробный и простой в понимании ответ. значит надо начинать обучать ребенка чтению с 5 лет, обычным способом?
19 Aug 2008, 16:26
да, с 4-5 лет.
12 Aug 2008, 21:13
я придерживаюсь 2й точки зрения. хотя 1й вариант в принципе я согласна что да ребёнок будет раньше читать, вернее воспроизводить знакомое ему слово, на ассоциативном уровне, НО 1. все возможные слова вы ребёнку всё равно на картинках нарисовать не сможете 2. появление незнакомого слова просто поставит ребёнка в тупик. по себе знаю хотя научилась читать в 3 года, но во 2м классе была проверка скорости чтения и мне попалось слово(уже не помню но состоящее из 3х-4х корней) в общем я это слово так прочитать и не смогла, хотя читала быстро. тем более ребёнок который хорошо читает тоже начинает на ассоциативном уровне воспринимать слова
17 Aug 2008, 15:12
Объясню, почему лично я против глобального чтения. Я читаю быстро. Даже слишком быстро, книги я "глотаю". Никогда не училась диагональному чтению специально, само как-то получается. Но если мы с мужем читаем одну книгу, то через год он помнит всех персонажей, а я - только основную сюжетную линию. И это не потому, что у меня плохая память :) Не зря в начальной школе после проверки техники чтения просят еще и пересказать текст и ответить на вопросы по нему. Быстрое чтение - для кратковременной информации. То же самое с "математикой с пеленок". Где, интересно, может пригодиться навык определения количества точек на картинке? И какое отношение это имеет к царице наук? Уж не говоря о том, что не у всех людей хорошо развита именно зрительная память. Ребенок-кинестетик и три минуты не станет смотреть на бумажки со словами, сунет в рот и прожует :)
12 Aug 2008, 13:49
Я не сторонник глобального чтения. Хотя мы начинали его изучать в год, но потом бросили. Предпочла подождать до 4 и научить ребёнка читать так как учили меня - по слогам. Так ребёнок слышит звуки, их местонахождение, понимает структуру слов, может прочитать любое незнакомое географическое название, и как только мой научился читать по слогам - автоматически научился и писать, потому что он слышит какая буква первая, какая вторая и т.д. Ну а что ему даст "фотографирование" слова целиком? Это не ЗНАНИЕ, это "натаскивание" - на мой взгляд. Скорочтение? Я не обладала этим навыком, но не помню, чтобы он мне когда-либо был нужен, хотя в детстве я перечитала все книги из библиотеки моих родителей. Чтение - приятный процесс, зачем из него делать гонку?
12 Aug 2008, 15:15
В статье о глобальном чтении утверждается, что "в результате обработанной мозгом информации ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Сначала ребенок накапливает определенную информацию, запоминая зрительно графические объекты (слова) с определенным ПОНЯТНЫМ смыслом. А затем вступают в работу следующие механизмы: анализ, сопоставление, синтез. Ребенок начинает понимать, что все слова состоят их схожих элементов, наблюдает и делает выводы - самостоятельно: вот в слове "мама" есть "ма" и в слове "машина" есть "ма", и в слове "панама", и в слове "карман"... а в слове "молоко" - нечто среднее между "ма" и "мо", а написано "мо"... Вот это и есть открытие! А обучая звуко-буквенным способом (мало того, что он совершенно не физиологичен для маленьких детей) - мы наоборот убиваем у ребенка всякое творчество, как бы не доверяем ему, навязываем готовую технологию, формулу. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ребенок умеет: - читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного, - читать целое слово, - он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам, - он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации). Просто обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме – примерно по таким же законам, как обучение устной речи. Хочу отметить, что я не пропагандирую глобальное чтение, а пытаюсь разобраться. Поскольку в статьях о методах обучения чтению высказываются прямо противоположные мнения. И как в них разобраться неспециалисту... Чтение, конечно, приятный процесс и когда читаешь худ. литературу можно и не спешить. А вот в процессе обучения скорочтение будет не лишним.
12 Aug 2008, 16:31
Я не специалист, у меня, наверное примитивная логика. Чтение нужно для того, что бы читая получать информацию и удовольствие от самого процесса, в большинстве дети к этому готовы к 5-7 годам, неговорящий ещё ребёнок не станет читать, это естественно, значит логичнее с ним заниматься тем что он может осмыслить, от простого к сложному, к 5-7 годам постепенного развития ребёнок придёт к пониманию принципов чтения. Обоих старших детей в возрасте 5-6 лет в течении недели научила читать по слогам, затем перешли к книжкам, сейчас дочка в 4 классе читает книги свободно и без принуждения на 2 языках, сын в 9 классе на 3 языках. С младшими детьми держусь той же позиции, не бегу впереди паровоза, то есть естественных возможностей детей 3-летнего возраста.
12 Aug 2008, 17:16
Ну, я умею быстро читать, если нужно, то и по диагонали. Но учили меня родители после 3 лет, обычным методом. Правда, я и разговариваю тоже быстро:-) Скорочтению специально не обучалась, не знаю, что вы подразумеваете под этим понятием.
12 Aug 2008, 17:22
я училась читать лет в 5, при чем с большими трудами- долго не могла слоги соединять. Скорость чтения у меня большая. Не думаю, что скорость чтения зависит от возраста в котором научились читать. Скорее этого зависит от скорости нервных процессов в целом. Т.е. естьлюди которые быстро все схватывают, и те кто делает это более длительно и вдумчиво. Думаю с чтением тоже самое может быть.
12 Aug 2008, 20:41
я только не понимаю, для чего ребёнку нужно открывать то, что открыто уже до него? На мой взгляд, процесс осмысления текста как написано в упомянутой статье - слишком сложный процесс. От целого - к частям. Нас всегда учили от более простого - к более сложному. А описанный в статье метод похож как если бы ребёнку сначала дали какую-нибудь алгебраическую формулу (точнее даже много формул), а потом он сам бы дошёл до того, сколько будет 2+2. Для меня это полный бред! От добра - добра не ищут. ПО-слоговое чтение ещё никому вреда не приносило, мы все так учились читать. А развивать фантазию ребёнка вам никто не мешает другими способами :)
AD
AD
13 Aug 2008, 13:25
Вы знаете, а в школе, в которую ходит мой ребенок отказались от классической методики обучения чтению. Дети сначала будут учиться писать, а потом уже читать. Что из этого получится - понятия не имею. Всем родителям выдали памятку, чтобы мы ни в коем случае не учили дома детей читать самостоятельно.
13 Aug 2008, 13:32
Т.е. в первом классе у них не будет чтения? только письмо? Нет..ту понятно, что учась пистьа они параллельно будут учиться читать....
13 Aug 2008, 20:10
Будет и чтение. Это методика была разработана швейцарцем Юргеном Райхеном. К сожалению в российских источниках почти нет об этом информации, нашла только вот это http://www.pedlib.ru/Books/1/0034/1_0034-1.shtml В Германии - это очень популярно, обещают, что к Рождеству зачитают. ЗЫ :если знаете немецкий, то могу дать больше ссылок.
13 Aug 2008, 20:50
Спасибо,нет к сожалению Немецкий я не знаю((
12 Aug 2008, 16:27
Ну, что Вы все о чтении и о чтении. Развитие это не только буквы. Учите цвета, растения, деревья, подводных жителей,составляйте рассказы по картинке,рисуйте, бегайте, лепите.. да мало ли что. Ребенок сам выберет. Главное вовремя предложить знания пытливому уму. Выучит буквы - значит нравится. Не выучит - значит что-то другое увлекло. Пение например или спорт и пр.
12 Aug 2008, 17:44
Это все понятно. Но и чтению когда-то надо будет учить. Пусть в пять лет. Можно учить по буквам, можно по складам, а можно предложенным в статье способом. Я хочу понять, как учить лучше для последующей деятельности ребенка. Одни пишут, что будешь учить по буквам, получишь кучу проблем, другие пишут - будешь учить глобальным методом, тоже получишь кучу проблем. На днях видела в этом же разделе сообщения, что кубики Зайцева признаны чуть ли не вредными и их сняли с производства. Вот и пытаюсь понять, как все-таки надо учить, когда придет время. Моей дочке сейчас 2 года и пять месяцев. Разговаривает, буквы не учили, другие методы тоже не осваивали. Это я на будущее пытаюсь разобраться.
12 Aug 2008, 18:05
простите, а какие проблемы возникают при побуквенном обучении лет в 4-5?
12 Aug 2008, 21:26
У меня сын обучался фиг знает как. Начали мы с глобального (без методики) в рамках познания мира (картинки - а к ним подписи) в 2 года, затем выучили буквы в 3 года. В 4 года освоили слоги. Сейчас в 4,5 года ребенок что-то читает по буквам и слогам, а что-то целым словом. Не учим намеренно. Показали принцип, дальше читает все, что попадается на глаза. Меня учили читать по буквам, скорость чтения была и есть высокая. У мужа скорость чтения низкая. Зависит от многого, ИМХО, сваливать все на метод обучения чтению не стоит. :)
13 Aug 2008, 12:55
ИМХО, одно дело предложить то или иное обучение ребенку, другое дело захочет ли он обучаться. Если он не готов, то хоть сто методик примени - в голове не будет задерживаться...
13 Aug 2008, 20:30
А в каком возрасте мальчик ДОЛЖЕН быть готов к обучению чтению.? только не пишите, please,что он никому не должен..:-( Вопрос не праздный. Вот мой игнорировал сию историю полностью. С неделю назад вдруг сам взял кубики слоговые и стал складывать ма-ма, ма-ня, Лё-ня,Лё-ма ( с композицией ма-ма и Лё-ня я подъезжаю регулярно и безуспешно, но подменять слоги не учила). Два дня развлекался по 10минут. ВСЁ!! Я решила опять заехать, но теперь уже с Жуковой. Продрали шесть страниц за три дня "с воем" и с обещанием "Маугли" после. Не может запомнить А (почему не знаю). С другими буквами легче. Учить? или забить? Боюсь забить. У нас, в силу обстоятельст ОЧЕНЬ плохая зрительная память. но ОЧЕНЬ хорошая аудиопамять. Цифры, как пишутся, толком не знаем до сих пор, а складывать и отнимать на словах и с предметами, - пожалуйста. до скольки забить? что-то нервничаю
13 Aug 2008, 20:44
4-5 лет. Примерно в этом возрасте дети "дозревают" до чтения и письма
13 Aug 2008, 20:47
так нам 4.5! Можно отстать до пяти? или
13 Aug 2008, 20:50
Можно))
19 Aug 2008, 16:08
Моя страшая научилась читать за год до школы, когда пошла на подготовку. Младшему исполнилось 6 месяц назад-читать не умеет (в моем поинмании этого процесса).
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325