Меню

Новости

Будет «Как в КИНО!» К 60-летию Цоя в Манеже открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя»

Будет «Как в КИНО!» К 60-летию Цоя в Манеже открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя»
15 января 2022 года в Москве в Центральном выставочном зале Манеж открывается выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Это первая выставка такого масштаба, посвященная герою, остающемуся актуальным как для тех, кто ходил на его концерты в 80-е, так и для современного поколения соцсетей. Проект приурочен к 60-летию со дня рождения Цоя, который будет отмечаться 21 июня 2022 года.
AD
AD
Подготовка к выставке длилась два с половиной года, в результате впервые за 30 лет со дня смерти Виктора Цоя был собран единый архив фото и видеоматериалов, каталог художественных работ, артефактов и личных вещей. Проект организован бюро Planet9 при участии родных и близких Цоя, а также большого коллектива продюсеров, архитекторов и мультимедиа специалистов. Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также при поддержке Правительства Москвы. Выставочным партнером является РОСИЗО.

Проведение уникальной выставки стало возможным благодаря семье Виктора — отцу Роберту Максимовичу Цою и сыну Александру Цою, а также его ближайшему окружению, музыкантам-друзьям, коллекционерам и фанатам. В Манеже на площади 3 тысячи квадратных метров построено 11 залов.
Авторы выставки показывают Цоя не только как музыканта, им удалось воссоздать весь путь героя, от застенчивого мальчишки до кумира нескольких поколений. При этом экспозиция организована не хронологически, а по темам — музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство — и представляет собой уникальное собрание артефактов, связанных с жизнью Виктора Цоя и переданных выставке для экспонирования его семьей и частными коллекционерами: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет. Всего на выставке представлено более 300 экспонатов.

Выставка предполагает совмещение индивидуального, синхронизированного с видеорядом, аудио-сопровождения и геопозиции зрителя в пространстве Манежа. Каждому посетителю на входе будут выдаваться специальное индивидуальное аудиооборудование.

Александр Цой, креативный продюсер проекта: «Это удивительно, но этой выставкой я горжусь не меньше, чем возвращением группы Кино на сцену. Хотя для выставки я сделал гораздо меньше, вообще главным образом я не мешал Агнии Стерлиговой и Александру Кармаеву из Planet9. Их видение и их подход к делу как раз того высокого уровня, который я ищу для проектов про и вокруг отца».
Агния Стерлигова (автор идеи и продюсер, основатель и генеральный директор Planet 9): «Мы создали выставку в жанре биографического фильма. Некоторые залы в экспозиции посвящены фильмам, в которых играл Виктор Цой, в других эти фильмы используются в виде фрагментов, а один зал превращен в съемочную площадку неснятого кино «Цитадель смерти», последнего и неосуществленного проекта Цоя.

Хочу вспомнить, как зародилась идея: я наблюдала, как мой муж вместе со взрослой дочерью на кухне играли на гитаре и пели песню «Кукушка», и я отчетливо увидела идею будущей выставки — для людей разных поколений, для которых Цой может быть героем. Я поняла, что пришло время поговорить о нем. Потом были два с половиной года работы с командой… что касается моего любимого экспоната, то, наверное, это кассета, которую нам предоставил Виталий Колгин, автор книг о «Кино». Это кассета группы «Новые композиторы», которая играла в автомобиле Виктора в тот самый день…»

В зале «Камчатка» представлен виртуальный атмосферный вариант одноименной котельной, в которой Цой перелопатил тонны угля. Она стала символом его жизненного пути, а со временем превратилась в наглядную метафору. И едва ли кто-то поверил бы в реальность его работы кочегаром, если бы этот факт не был многократно запечатлен на пленке и подтвержден десятками свидетелей. Такая работа означала невысокий социальный статус, но именно она стала для Цоя трамплином, точкой старта его славы.

Кочегарка (позже получившая неформальное название «Камчатка») — это котельная при женском общежитии Первого строительного треста г. Ленинграда. Виктор Цой начал работать там в 1986 году, предварительно окончив курсы кочегаров. Его привлекал график работы — сутки через трое, который позволял ему зарабатывать на жизнь и в то же время не отвлекаться от создания песен, репетиций, концертов.
В зале «Фонотека» можно ознакомиться с полным музыкальным собранием группы «Кино», увидеть кассеты с подписью Цоя, узнать об оформлении альбомов, увидеть, как рождались песни из строчек в блокноте. На стене проецируются подлинные черновики с текстами песен.

В зале также выставлены гитары Цоя: черная электрогитара Kramer Ferrington, приобретенная в США в 1989 году, черная гитара Alvarez Yairi YD-88 с инкрустацией перламутром по корпусу, подаренная Виктору Цою музыкантом японской группы Southern All Stars Кейсуке Кувата во время поездки в Японию в 1990 году, а также концертная гитара Виктора Цоя Washburn EA-20 Festival series, купленная в 1989 году в Yamaha Guitar Center в Лос-Анджелесе.
В зале «Планетарий» с созвездиями из названий песен группы «Кино» можно увидеть контент, связанный с друзьями и близкими Цоя: Юрием Айзеншписом, Юрием Белишкиным, Сергеем Бугаевым, Алексеем Вишней, Борисом Гребенщиковым, Георгием Гурьяновым, Юрием Каспаряном, Андреем Крисановым, Сергеем Курехиным, Александром Липницким, Михаилом Науменко, Джоанной Стингрей и другими. Над всем пространством, разумеется, горит Звезда по имени Солнце.

В части экспозиции (зал «Стиль»), посвященной стилю музыканта, представлены костюмы разного времени — кожаный плащ из фильма «Асса», куртка из фильма «Игла».
AD
AD
Зал «Игла» полностью посвящен съемкам одноименного фильма. Впервые музыкант появился на экране в документальном фильме Рашида Нугманова о ленинградском рок-клубе. В картине «Рок» Алексея Учителя можно увидеть интервью с Цоем, записанное в той самой котельной «Камчатка».

В «Игле» у Виктора Цоя можно увидеть небольшие часы с белым циферблатом. Журналист Виталий Калгин утверждал, что эту модель — GB709 Swatch-1987 Classic Two — музыкант носил постоянно. Именно эти часы были на руке Цоя в последний день жизни. По словам Калгина, в момент аварии они не остановились и продолжают идти по сей день…

На выставке работ Цоя-художника (зал «Искусство» выполнен в стилистике классического галерейного пространства) можно увидеть 76 графических и живописных работ Виктора Цоя, в которых он изображал фантастический̆ и «неоакадемический» мир будущего, наполненный̆ то разрушенными античными статуями, то сверхзвуковыми самолетами и супер-героями. Цой писал их на кухонных клеенках, тетрадных листах, бумаге для печатной̆ машинки, картоне, фотографиях и полиэтилене.
Важную роль в продвижении Виктора в Японии и США сыграла Джоанна Стингрей. Именно она показала ему, где проходят границы понимания американской аудитории, поэтому Виктор сразу отказался от идеи переводить свои песни на английский. В зале «Открытие Америки» можно увидеть заграничные паспорта Цоя, билет на самолет Pan American, видеохронику, которую снимал Виктор в поездках, и даже банку супа Campbell`s с автографом Энди Уорхола специально для Виктора Цоя, привезенную Джоанной Стингрей из США (1985).
«Цитадель смерти» — рабочее название неснятого фильма Рашида Нугманова, сценарий которого был написан специально под Виктора Цоя как продолжение приключений Моро из «Иглы».

В центре зала построена диорама — Дворцовая площадь. Вокруг — баррикады, колючая проволока и следы от взрывов. Голос режиссера будет погружать в фильм, который так и не был снят и который должен был стать новым витком в международной карьере артиста.
Тексты к выставке и в каталоге написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастинером, другом Виктора, который издал его пластинку во Франции в 1989 году. Свои архивы передала также популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе Джоанна Стингрей (США).
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325