Меню

Новости

Режиссер Агата Вавилова: «На наших спектаклях не ковыряются в телефоне и не грызут попкорн»

Режиссер Агата Вавилова: «На наших спектаклях не ковыряются в телефоне и не грызут попкорн»
Особняк с привидениями, интриги начала века, сжигающая страсть, карточные долги и курьер, который привез пиццу — все это атрибуты совершенно нового для нас театра, где нет ни зала, ни сцены, ни кулис, ни антракта. О том, что такое иммерсивность, почему она интересна и зачем стирают границы между актерами и зрителем, редактору Евы.Ру Ольге Косолаповой рассказала режиссер спектакля "Дом 1907" Агата Вавилова.
Иммерсивный (от английского immersive theatre - театр с вовлечением) появился в России не так давно, однако набирает популярность с оглушительной скоростью. Полностью вырваться из обыденности, почувствовать себя не юристом, врачом или бухгалтером, а полноценным артистом, видеть действо не из зала, а быть его непосредственным участником - это то, что стоит испытать.

Еще в гардеробе вы получите маску определенного цвета и в компании актеров, которых можно рассмотреть вблизи и при желании потрогать, отправитесь в путешествие по лабиринтам большого старинного "Дома 1907". В разных комнатах - разные сцены, а финал - единый, но придут к нему 51 зритель и 8 артистов вместе. Редактор Евы.Ру поговорила с режиссером постановки Агатой Вавиловой о новом жаре и о том, почему он так притягивает интерес публики.


Классический театр начинается с вешалки, ваш спектакль "Дом 1907" - еще с улицы, с того момента, как открываешь калитку особняка. Как реагирует зритель на такой метод погружения в театр? Все ли готовы быть не созерцателями, а участниками действа?

- Очень часто зрители теряются! Слуга, Митя, встречающий гостей, спрашивает прибывших: "Вы на свадьбу?" Самый распространенный ответ: "Эээ... Да нет.... Мы на спектакль тут... вроде... это... а это Денежный переулок 9/6?"

Мне кажется, задавать нужную атмосферу с порога очень важно. Это позволяет зрителю отключиться от бытовой жизни и полноценно погрузиться в историю.
Стирание грани между зрителем и актером - это своеобразная игра. Что она дает нам - понятно. Возможность почувствовать себя артистом. А для вас, профессионалов, чем интересен такой опыт?

- Язык театра очень изменился! Посмотрите записи старых спектаклей - артисты говорили громко, размахивали руками, во многом была этакая карикатурность. Я не говорю, что это плохо - это целая эпоха. Но все меняется! Современные технологии, как в театре, так и в кино позволяют теперь создавать все более и более реалистичные образы. Появились микрофоны, и можно больше не орать... А здесь, когда со зрителем нос к носу, ты имеешь возможность существовать в абсолютно реальном времени.

Артист всегда хочет быть естественным, даже в самом гротесковом, характерном образе. И здесь получает такую возможность. К тому же реакции зрителей бывают самыми различными. Мы их видим, слышим, иногда вступаем в диалог... Поэтому артист каждый раз, отталкиваясь от обстоятельств, играет "новый" спектакль. Это крутые ощущения - иметь возможность проживать... Да и энергия зрителя на расстоянии вытянутой руки. Что говорить, если мы ее ощущаем даже через оркестровую яму, в большом зале, не видя глаз. То здесь - ядерный гриб...

Многие воспринимают театр как некую магию, творимую труппой. Иммерсивность у этого классического понимания театра как бы подпиливает ножки. Мы все становимся актерами, спектакль рождается здесь и сейчас. На ваш взгляд, необходим ли пиетет перед театром или это устаревшее понятие?

- Смотря что вы вкладываете в это понятие. Если мы говорим о некой недосягаемости артистов. Не знаю... Все - люди. А магия? Так если магия творится не на сцене, сдобренная оборками кулис, занавесами, ширмами, вращающимся кругом сцены и всевозможными приспособлениями, а здесь, прямо перед тобой - разве это не вызывает еще большей остроты? На мой взгляд, лучше стоять рядом с артистом, задевая краешек его костюма, чем, сидя в зале, ковыряться в телефоне или, чего доброго, грызть попкорн.
"Дом 1907" - история мистическая. Не страшно ли было дотрагиваться до потусторонних сил и чувствовали вы их присутствие?

- Не страшно. Чувствовали и чувствуем. Кто-то верит, кто-то нет. Но предполагать, что мы в этом мире одни, а все необъяснимое - просто выдумки, довольно самонадеянно. Мы видели и ощущали самые разные проявления наших "спутников". И ощущения эти исключительно добрые. Кажется, нам, скорее, кто-то помогает, нежели пытается помешать или навредить. А вообще, если ты с добром, то и к тебе с добром. Кому понравится, когда его пугаются? Мне бы было неприятно. Надо радоваться возможности встречи с чем-то особенным, а не отталкивать ее.

В спектакле 3 пути одного сюжета: зрителей делят на красные, белые и черные маски. Для вас как для режиссера что в этом самое интересное, сложное, новое? И линия каких масок давалась легче?

- Выделить одну линию, работа над которой была проще, невозможно. Это параллельный сложный процесс не только творчества, но и математики. Мы замеряли тайминг сцен, дабы понять, соединяются ли переходы групп. Если где-то нужно было задержать сцену, корректировали, дописывали, меняли. Нескольких сцен изначально не было в сценарии. Необходимость в них появилась в процессе. Но препятствие всегда рождает интересное художественное решение. Так что эта необходимость позволила нам лучше раскрыть некоторых персонажей.

Огромное внимание в постановке уделено музыке. Расскажите, как она рождалась.

- Музыку для нашего спектакля создал великолепный композитор Рустим Бахтияров. Мы давно работаем вместе, поэтому тонко ловим друг друга. Любое совместное творчество - это споры, но только в них и рождается настоящее. Часть арий мы буквально вместе создавали по фразе, встречаясь дома. Он предлагал мелодию, я уходила на балкон и возвращалась с несколькими строчками - и так до бесконечности.

Им проделана очень сложная работа: стилизовать сообразное эпохе звучание так, чтоб сегодняшнее ухо его приняло. Если б мы начали разбирать его музыку, вы бы расслышали множество канонических моментов того времени, но при этом, на первый взгляд, всё звучит абсолютно современно.

Некоторые инструментальные номера Рустим писал по моим эфемерным объяснениям вроде: "Понимаешь, мне тут нужно, чтобы вот... томление, чтоб такая русская народная "Энигма", чтоб натянутая жила, а потом, чтобы какой-то ба-бах - и экстаз, понимаешь?" Я б не поняла. Он понимает. Ценно.
У актеров есть "вольная" на импровизацию? Насколько они могут отступать от заданной роли?

- Бесспорно, есть! Еще на стадии репетиций мы говорили о том, что автор, слава богу, жив, поэтому мы имеем возможность корректировать. Есть какие-то ключевые, на мой взгляд, вещи, которые я прошу оставлять неизменными. Не нарушать рисунок роли. Но! У нас есть несколько составов на каждую роль. И я категорически против "копирки". Я прошу, чтобы люди шли от своей органики, не пытаясь надеть шубу с чужого плеча.

Как вы считаете, что ждет иммерсивный театр в будущем? Это мода, которой переболеют, или перспективное явление?

- Не думаю, что иммерсивный театр сумеет вытеснить классический. Думаю, это некий тренд, который не пройдет бесследно, останется на долгие годы. Но, даже если сбавит обороты популярности, оставит свои следы. Уже оставил. Зритель сейчас стал настолько искушен, что его очень трудно удивить. Он хочет больше, хочет быть частью. Поэтому элементы иммерсивности, интерактива уже давно используются в классическом театре. Думаю, этого будет становиться больше.

И вообще... Это же удивительно, что подобный формат творчества способен приводить людей не только в театры, но и в настоящие живые музеи. Инициатором постановки является Региональный общественный фонд социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия. Имели бы люди, жители столицы и не только, возможность знакомиться с уникальными местами, мимо которых, возможно, ходят каждый день на работу? Не уверена. А так не только актёрский состав или постановочная группа имеют возможность реализации, но и памятник архитектуры получает новую жизнь. А может быть, это та самая жизнь, которая ему предначертана. У каждого места есть душа, а значит, и судьба.
Вы как актриса не можете быть в стороне от театральной жизни. Какие из постановок коллег на вас произвели мощный эффект?

- Не могу, но приходится ввиду занятости. К величайшему стыду, я с трудом смогу назвать дату, когда последний раз была в театре как зритель. Кажется, премьера мюзикла "Привидение". Страшно подумать, в октябре... О впечатлениях? Что здесь можно сказать? Stage Entertainment всегда держит планку.

А, пожалуй, самое мощное впечатление последних лет - это "Белый.Петербург" Г. Тростянецкого в родном петербургском театре музыкальной комедии. Ничего более неоднозначного я давно не видела. Удивительное смешение фарса, драмы, потрясающей музыки Фиртича, прекрасной режиссуры и сложных актёрских работ. Комментарием понравилось/не понравилось не отделаешься.

Представьте, что вы оказались перед выбором - написать сценарий для обычного спектакля (сцена-зал) или для иммерсивного. Что выбираете?

- Выбираю сцена-зал. Очень хочется рассказать зрителю историю, имея возможность сдобрить ее театральной условностью. Витает в моей голове мюзикл, вот-вот вырвется на бумагу. Дай бог, чтобы возможности нашлись. А вообще жадность в творчестве - это про меня. Я бы взялась и за еще один иммерсивный спектакль. Только мне кажется, что следующее детище, где бы оно ни было, точно будет комедией.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325