Меню

Отношения и секс

Еще сентябрь, а учеба уже бесит! Как преодолеть демотивацию к любому обучению

Еще сентябрь, а учеба уже бесит! Как преодолеть демотивацию к любому обучению
Что мотивирует учиться ребенка и взрослого? Есть ли принципиальные отличия? Как вылечить отсутствие мотивации и придать сил для любого обучения? Обо всем этом рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance и автор книги «Энциклопедия детской мотивации» Николай Ягодкин.
AD
AD
Основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Так что же мотивирует нас учиться?

✔ Во-первых, цель (ради чего мы это делаем и что получим благодаря обучению).
✔ Внутренние или внешние подкрепления (признание собой или другими своих достижений в обучении).
✔ Сам процесс (редко, если мы говорим про обучение, доставляет удовольствие, но это возможно). Если представить человека машиной с мотором, а мотивацию, как бензин, то цель и подкрепление заправляют машину, а процесс тратит данную мотивацию.

Как мотивировать детей?

Почему-то многие родители полагают, что ребенку нужно объяснить перспективы будущего. И с этих пор 10 лет он должен стремиться в хороший вуз ради престижной работы и достойной зарплаты. Самое важное — понять, что вопрос «зачем учиться?», у детей не имеет ответа в принципе. Ребенку не надо на работу, у него нет опыта зарабатывания денег, а горизонт планирования не превышает недели.

Оценки детей не мотивируют, не подгоняют и не пугают (если ребенок боится оценок, ситуация тревожная). Дети вынуждены ходить в школу, и никаких выгод за учебу не получают. Вот как обстоит дело, по мнению ребенка. Поэтому мотивация цели с детьми не работает. Цели учиться у них нет, и читать ребенку мораль о целях на жизнь бесполезно.

Остается подкрепление и процесс. Именно эти два вида мотивации превалируют в обучении детей. Это значит, что ребенка нужно хвалить, даже за мелкие достижения. Можно купить любимую пиццу за пятерку по контрольной или самостоятельную работу над «домашкой» целую неделю. Так он поймет, что у него все получается. А детям нравится только тот процесс, который получается. Это называется игровая динамика или колесо мотивации.
✔ Ваша задача как родителя — раскручивать это колесо (подкреплениями). В результате ребенок получает еще и внутренние подкрепления, он гордится собой (у всех людей есть радость от сделанных дел, преодоленных сложностей и решенных задач — это особый вид удовольствия).
Когда процесс слишком сложный и появляется задача, с которой дети не могут справиться, они пугаются и демотивируются, а колесо мотивации останавливается.

Если в начальной школе колесо мотивации еще крутится, сложность невысокая и все получается, то, со временем, ситуация меняется. Сначала проблемы в одном предмете, потом в двух, потом во всех. Колесо останавливается и превращается в снежный ком, который может настигнуть и раздавить (демотивировать окончательно).

Отсюда — опыт неудачного обучения и грустная статистика: после 25 лет систематически и целенаправленно учится только 2% населения России.
AD
AD

Рекомендация

Что делать, если, например, в 8 классе на математике перестала пониматься какая-то тема или ребенок не любит математику в принципе? Взять эту тему и разобрать. Именно так думает большинство родителей и нанимает репетиторов, которые разбирают каждую тему, делают домашнюю работу до конца школы, лишая ребенка возможности заниматься самим.

Универсальная рекомендация — научиться правильно учиться, а именно:
▶ развитие когнитивных навыков и психических процессов (память, внимание и т.д.), которые позволяют более эффективно учиться и легко преодолевать сложные задачи;

▶ формирование навыков самообучения (технологии запоминания, быстрое чтение, работа с информацией, выделение главного и т.д.);

▶ ликвидация пробелов в пройденном материале. Возвращаясь к проблеме с математикой в 8 классе, нужно начать с начала (как только предмет появился в школе), быстро и легко пройти все темы и задачи. Так ребенок разгонится на уже известном материале, закроет пробелы и преодолеет свою проблему.
Если какой-то предмет плохо дается в вузе, посмотрите, что лежит в основе, какие термины встречаются и обратитесь к более простому материалу (школьный уровень).

Мотивация у взрослых

А как взрослому человеку подогревать свою мотивацию? В отличие от детей, большое влияние на результат оказывает мотивация достижения. С помощью волевых качеств человек может терпеть неинтересный процесс и отсутствие подкреплений ради высшей цели, например, заработать на новую квартиру или выучить английский ради желаемой должности (подробно о том, как освоить иностранный язык, если школьные уроки и вузовские пары давно позади, мы писали в этой статье).
AD
AD
Поэтому, чтобы достичь цели, мы должны четко осознать:

● зачем нам обучение, что оно даст (с одной стороны);
● что мы потеряем, если это обучение не пройдем (с другой стороны).
Позитивная мотивация достижения работает слабо, потому что у большинства она нетренированная (в школе никогда не задействовалась и не прокачивалась). А вот негативная (отчисление, армия, увольнение) многим людям более привычна за счет длительной тренировки этих нервных центров. Старайтесь ярко представить, зачем вы это делаете, и что будет, если вы этого делать не будете.

Подспорьем как для взрослого, так и для ребенка станет внедрение новых полезных привычек, которые помогут стать эффективнее. Их много. Например,
Для детей:

● делать домашнее задание в день, когда его задали (позволяет быстрее и правильнее работать на свежую голову — знания еще не забыты);

● хотя бы 10 минут в день выделять на тренировку психических процессов и навыков самообучения;

● ежедневно фиксировать достижения в дневнике успеха.
Для взрослых:

● осваивать технологии для ежедневного обучения и повышения интеллектуальной выносливости;

● выключать все гаджеты, отвлекающие от работы, на момент выполнения важной задачи;

● награждать себя за достижение целей.
Таким образом, внедряя полезные привычки, осваивая технологии ускоренного обучения и формулируя четкие цели, вы сможете успешно развиваться самостоятельно и прививать детям любовь к обучению.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325