Меню

Отношения и секс

Ход королевы: зачем учить детей играть в шахматы (не только чтобы смотреть новый сериал)

Ход королевы: зачем учить детей играть в шахматы (не только чтобы смотреть новый сериал)
После премьеры сериала «Ход королевы» на «Нетфликсе» продажи шахмат выросли в 2 раза. Преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд» и КМС по шахматам Алексей Ерофеев рассказал, какие навыки можно развить с помощью игры.
Логика и математика

Шахматы учат детей не делать первое, что приходит в голову. В процессе игры нужно видеть плюсы и минусы разных ходов, поэтому ученики упражняются в логических заключениях, выявляют закономерности и вырабатывают положительное отношение к шахматным задачам. Впоследствии это влияет на школьное образование: привычка искать разные подходы к знакомым заданиям разнообразит и ускоряет учебный процесс.
Наблюдения разных стран показывают, что занятия шахматами повышают средние баллы по школьным предметам. Например, в Нью-Йорке в одном из исследований приняли участие порядка 100 школ и 3000 учеников: оказалось, что дети, занимающиеся шахматами, показывают более высокие результаты по математике и английскому языку.

Аналогичное канадское исследование выявило, что шахматы влияют на умение решать задачи в младшем школьном возрасте.
Как в сериале:

Элизабет Хармон помогает развитое пространственное мышление: она представляет партии, проигрывает их в голове, находит собственные ошибки и альтернативные варианты ходов.
Память и внимательность
В шахматы играют разные дети: одни усидчивы изначально, другие импульсивны. Заранее невозможно определить, кто из них добьется больших успехов, так как умение сосредоточиться в ответственные моменты приходит с опытом. Поэтому важно тренировать работоспособность и усидчивость, ведь даже детские партии порой длятся по несколько часов.
Чтобы успешно выступать на соревнованиях и выигрывать, нужны ежедневные занятия. Можно посещать шахматный кружок, слушать лекции, решать задачи, читать тематические книги и смотреть трансляции на стриминговых сервисах.

Большую роль играет самостоятельная работа — без нее невозможно добиться побед. В шахматах, как и в других видах спорта, сложно постоянно расти и побеждать. Успехи и неудачи чередуются, поэтому важно анализировать причины своих поражений, упорно работать над ошибками и не опускать руки.
Как в сериале:

Первым учителем главной героини становится уборщик в детском приюте, который свободное время проводит за шахматной доской. Он играет с самим собой настолько сосредоточенно, что почти не обращает внимания на происходящее вокруг, пока Элизабет не решается к нему подойти.
Память и внимательность
В шахматах память тесно связана с вниманием. В критические моменты эти способности работают особенно активно: шахматисты пытаются вспомнить похожие мотивы и учесть разные нюансы позиции.
Интенсивное и длительное внимание помогает игрокам на протяжении всей партии. Можно превосходно вести и добиться выигрышного положения, но потерять концентрацию на несколько минут и разрушить результаты всей предыдущей работы.

Шахматисты прокручивают в голове возможные варианты в расположении фигур. Это упражнение развивает воображение, а сама игра тренирует способность действовать в уме.
Как в сериале:

Элизабет Хармон с самого начала демонстрирует внимательность и сильную память: она запомнила, как ходят пешки и фигуры, глядя издалека на еще незнакомую игру, а затем пробовала переставлять их в своем воображении.
Стратегическое мышление
В шахматах дети учатся строить долговременные цели и менять планы в зависимости от ситуации. Они рассматривают сначала детали, а затем всю картину в целом, изучают типичные приемы и применяют их в нестандартных ситуациях. Многие решения приходится принимать в условиях неопределенности, поэтому они требуют творческого подхода. В шахматной игре чаще возникают проблемные моменты. Это дисциплинирует ум, а главное — тренирует волю.
Шахматы развивают объективное отношение к себе и партнерам. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш, как правило, результат собственного промаха. Поэтому неудачи объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и, как следствие, становятся средством самовоспитания.

Вряд ли можно использовать конкретные шахматные стратегии в других сферах жизни, но качества, формируемые в процессе обучения и соревнований, будут полезны в других сферах жизни.
Как в сериале:

Элизабет Хармон относится к интуитивным игрокам: она чувствует хорошие ходы, в то время как противоположный тип шахматистов — аналитики — стараются тщательно взвесить и продумать каждое решение за игровой доской.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325