Меню

Новости

«Обращайте внимание на своих детей!»

«Обращайте внимание на своих детей!»
Писатель Татьяна Соломатина поговорила с Евой.Ру об искусстве перевоплощения, преимуществах анатомии перед богословием, воспитании старшеклассников и своей новой книге «Естественное убийство-2. Подозреваемые».

[cut=Смотреть далее]
AD
AD
Есть ли у Вас, как у читателя, любимые детективы? Что это за книги?
Любимые авторы детективов. Артур Конан Дойл. Агата Кристи. Рекс Стаут. Чейз. Я не оригинальна.

Герой обоих томов "Естественного убийства" - судмедэксперт Всеволод Алексеевич Северный - очень яркая, запоминающаяся личность - убежденный холостяк. Есть ли у этого замечательного персонажа прототип?
У него несколько прототипов. Северный – собирательный образ. Да и вообще, что за вопрос?! Северный мною придуман!
Можно ли назвать этого героя Вашим идеалом мужчины?
В нём есть даже немножечко меня. Мне сложно назвать себя моим идеалом мужчины. Нет, Северный – не мой идеал. Я отлично знакома с этими старыми холостяками-педантами! Храни боже!

Будете ли Вы продолжать историю похождений судмедэксперта Северного?
Разумеется, буду. Как минимум ещё одна книга за мной. А дальше – как карты лягут. Или звёзды станут. И насколько полюбятся читателям герои.
В последнее время Вы часто экспериментируете с жанрами. Большая и малая проза, фантастика, теперь вот детектив. Сложно ли Вам переключаться с одного на другое?
Если я отвечу: «Не сложно» - меня тут же обвинят в поверхностности и легкомысленности. А то ещё и в халтуре. Судить не себя – так просто! В данном случае, как мне кажется, непозволительно оперировать категориями «сложно» и «не сложно». *голосом пресловутого Хоботова* Это другое!.. Операция Вертгейгма – это одно. Кесарево сечение – это другое. А «чепчик Гиппократа» - это вовсе третье. Но и «одно», и «другое», и «вовсе третье» требуют обучения, умения, ответственного отношения и страстной увлечённости. Без увлечённости и осознания важности и значительности и «одного» и «другого» и «вовсе третьего» ремесло никогда не превратится в искусство. Я пока ремесленник. Но мне нравится моё стремление стать ремесленником-универсалом. Вспомним Леонардо да Винчи – помимо всего прочего он и фейерверки запускал. Вы бы задали вопрос Леонардо: «Сложно ли вам переключаться с живописи и инженерии на фейерверки?» (Вот тут если не вы, то читатели непременно должны возмутиться: «Она сравнивает себя с Леонардо!») Ну, во-первых – не сравниваю, а провожу аналогию. А во-вторых – фейерверки требуют не меньшего ремесленного искусства, чем «большая» проза. Так что мне не сложно. Мне бесконечно увлекательно, возможно трудно – от слова «труд», но мне не сложно.
Ждать ли читателям новых экспериментов с жанром?
Ждать! Если всё будет тьфу-тьфу-тьфу, то в этом году выйдет сборник рассказов «От мужского лица». Я отправила одну небольшую повестушку «Рисовальщик» - из этого сборника – на строгий суд Юза Алешковского и затаилась в окопе, зная какой он строгий и придирчивый читатель. Какова же была моя исключительно девичья радость, когда я получила от него следующее резюме: «Танюша, твоя маленькая повестушка про рисовальщика - очень и очень поэтичная умная проза и психологически достоверно мужская, что придаёт крепость искусству перевоплощения. … Читал с интересом и удовольствием, хотя книгами я уже обхавался почти до несварения букв. Короче, поимел аппетит и умял под мысленную кружку эля». Когда получаешь такое от мэтра – это… Ждать, ждать! Я неугомонная.

В Вашей новой книге поднимается проблема подростковой беременности. Как Вы думаете, кто должен отвечать за решение этой проблемы - только семья или семья и школа? Может, пора вернуть в школьную программу такой предмет, как "Этика и психология семейной жизни"?
Семья и только семья. Если она есть, разумеется. Что касается школы - я бы предложила не возвращать так странно названный и по определению ханжеский предмет. Потому что опять и опять его будут преподавать не так и не те. Я бы предложила расширить курс биологии и анатомии человека вместо предполагаемых «не пойми, каких уроков непонятно чего от РПЦ», ныне слишком сильно лоббируемых не пойми кем – не то партией и правительством, не то всеобщим смирением, проистекающим, увы, не от мудрости, а от бессилия и опустошённости. Анатомия человека – куда более полезный предмет. Помогает понять, что «Не убий» - не просто слова. «Мадонну Литту» и «Тайную вечерю» - в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане написал человек, занимавшийся запрещённым тогда вскрытием трупов – да, да, снова всё тот же Леонардо да Винчи. Что-то в этом есть… Правильное. Так что более доскональное изучение человеческого организма, особенно аспекта «откуда и как берутся дети» и чем это грозит, если половые органы созрели, а ни ума, ни денег, ни самостоятельности, ни прочей анатомо-функциональной зрелости ещё нет, - было бы школьникам куда как полезнее трёпа слащавых священников о том, что необходимо плодиться и размножаться на благо прихода.
Как Вы считаете, о чем свидетельствует череда подростковых самоубийств, прокатившаяся по стране? Как бороться с этой удручающей статистикой?
Не знаю. Честно скажу – не знаю. Не знаю «почему» и, тем более, понятия не имею «как бороться». Не хочу быть морализатором и не страдаю «синдромом гуру». Но недавно я познакомилась с одним подростком, который бабьим голосочком пожаловался на то, что его мама сутки напролёт сидит в социальных сетях и – цитирую: «хочет замуж в Австралию». «Эй, мальчик! – сказала я ему, - в том, что ты бездельник, мама не виновата, даже если твоя мама – бездельница. Займись мышцами. Читай книги. Может и дурь пройдёт». Я достаточно жёсткий (не путать с «жестоким») человек. Я считаю, что всё, что с нами происходит с определённого возраста – это вопрос личной силы. А подростковый возраст – это вполне уже «возраст силы». Возможно, стоит ввести в школьный курс произведения Гиляровского? Если вы понимаете, о чём я… В ответ на вопрос «про моменты» отвечу словами своего Северного: «Как будто хоть кто-то, кроме них самих, (имеются в виду родители – прим.) может заметить, что с их милыми детьми что-то не так». Поймите, я не специалист «по деткам» – я писатель. Я не возьму на себя ответственность, вещая благоглупости из серии «Универсальные советы по _____ (нужное вставить)». Есть «жанровые» специалисты. Их немало. Если что-то в поведении ребёнка не так, и разговоры не помогают – идите к психологу. К грамотному – это важно! – психологу. А то и к психиатру. Это тот случай, когда лучше переволноваться, чем недоволноваться. И обращайте внимание на своих детей. Их жизнь куда обширнее стандартного родительского: «Надень шапку! Поешь! Покажи дневник!» Ну и ещё – никогда не употребляйте конструкцию: «Я для тебя! А ты…» Вы - не банк, и ваш ребёнок у вас под большой процент не одалживался. В общем, см. «Естественное убийство. Подозреваемые». А пара-тройка экскурсий для старшеклассников в музей судебной медицины, морг при бюро судмедэкспертизы, отделение реанимации и профильное отделение психиатрической больницы - навсегда лишат смерть романтического ореола в глазах тинэйджеров. Наглядные пособия лучше всяких слов доносят, что смерть – это не очередной демарш жизни. Что иногда конец – это просто конец.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325