Меню

Новости

Евгений Миронов, Елизавета Боярская и Чулпан Хаматова в прямой трансляции чеховского "Иванова"

Евгений Миронов, Елизавета Боярская и Чулпан Хаматова в прямой трансляции чеховского "Иванова"
В рамках уникального проекта «Золотая Маска в кино», демонстрирующего в кинотеатрах страны лучшие спектакли российского театрального сезона, зрители российских городов увидят постановку "Иванов" Театра Наций в прямой трансляции.
AD
AD
Этот спектакль, сразу же ставший бестселлером, ни в коем случае нельзя пропустить. Блестящий актерский состав здесь встретился с филигранной режиссурой, а новаторские решения идеально сочетаются с великой классической традицией.

Классика потому и называется классикой, что темы, затронутые в пьесе, оказываются вне времени, актуальны и болезненны независимо от того, какие костюмы носят персонажи и в каком веке живут. Вот и «Иванов», по воле режиссера Тимофея Кулябина (это имя вся страна выучила в связи с многострадальным новосибирским «Тангейзером») переехал в день сегодняшний. И оказалось, что ничего особо и не изменилось за прошедшие со времен рождения чеховских героев годы.

Не важно, что на месте чеховских помещиков – чиновники разного масштаба. Не важно, что на месте усадьбы – современная квартира, а у жены героя не чахотка, а онкология. История об обыкновенном человеке, который сдался под влиянием обычных для своего времени обстоятельств, ничем, по сути, не примечательных. Чехов с усмешкой писал о том, что придумал в «Иванове» новаторский прием – вывел не ангела и не подлеца, а самого обыкновенного человека, терзаемого обыкновенными же противоречиями.

В каждом поколении таких большинство: кто начинал страстно, ярко и решительно, думал если не перевернуть мир, то добиться невозможного, а потом устал, потерял интерес к жизни, силу воли, желание бороться, и своим безволием, пусть и приправленным чувством вины, калечит, а иногда и убивает и себя, и окружающих, среди которых и та, что уже ничего не ждет и ни на что не надеется, и та, которая, кажется, готова перевернуть весь мир ради своей любви, но проигрывает бой, еще не начав его. От Чехова, конечно, не ждешь счастливого финала, но все же обыденность трагедии режет по живому острее, чем кровавые драмы.
Все понятно, знакомо, узнаваемо. Николай Иванов (Евгений Миронов) – обычный «офисный планктон», у которого кризис среднего возраста непреодолимо перекатывается в депрессию, угаданную Чеховым (как известно, врачом по образованию) эпидемию 21 века. Когда-то горячо любимая, но уже потерянная и по сути преданная, безнадежно больная жена героя Анна-Сарра (Чулпан Хаматова), почти бесцветная и прозрачная от болезни, боли и обиды на так быстро ушедшее счастье. Обеспеченная, образованная, милая, умненькая барышня на выданье Саша Лебедева (Елизавета Боярская), еще живущая книжными иллюзиями, от которых уже устал главный герой – о спасении если не мира, то своего единственного. Любовь Сашеньки, сколь детская и эгоистичная, столь и страстная, и безрассудная, и верящая в свою целительную силу, лишь на секунду открывает зрителю (да и самому герою) другого Иванова, такого, каким его когда-то полюбила Анна, такого, каким мог гордиться он сам.

Второй план ничуть не менее узнаваем. Отец Саши (Игорь Гордин), однокашник Иванова, отличается от того лишь финансовым положением – но также безнадежно устал, потерял цели и ориентиры и, по русской традиции, находит прибежище в алкоголе. Мать Саши, цепкая, ловкая, решительная женщина, не прощающая долгов непреодолимая мещанка, упустившая все же что-то в «дрессировке» своей дочери. Страдающий юношеским максимализмом врач, влюбленный в пациентку. Колоритные подруги матери Сашеньки - с роскошным декольте, томными взглядами, застольными песнями, бессмысленными подарками и отчаянным желанием еще что-то урвать у жизни.

Да, это в равной степени и Чехов, и то, что окружает нас здесь и сейчас. Тимофей Кулябин вообще славится умением изящно и доходчиво перебрасывать истории в современность. Не без ущерба для текста (страдают, как правило, бытовые детали), но с выигрышем для автора. Чехов был отчаянно недоволен выбором актеров в театре Корша, когда-то первым показавшим «Иванова». Кулябин провел работу над ошибками и через сто с небольшим лет показал спектакль таким, каким он мог бы понравиться Чехову, не любившему деления на черное и белое и не переносившему жертвенности.
Кстати, Театр Наций, которым руководит Евгений Миронов, наследует по прямой того самого Театра Корша, для которого был написан «Иванов». В первой редакции пьеса была гораздо более комичной, и Евгений Миронов, среди множества своих талантов, обладающий, несомненно, и даром комическим, эту первоначальную трактовку временами возвращает. Граница между трагическим и смешным, грустным и нелепым в его исполнении так тонка, что к финалу уже трудно понять, как не понимает и сам Иванов – смешон он, жалок или отчаянно решителен. Впрочем, и в решительном шаге режиссер герою отказывает, выбрав ту редакцию пьесы, где у Иванова не выдерживает не рассудок, а сердце.

Билеты на прямую трансляцию спектакля «Иванов» театра Наций в рамках «Золотая Маска в кино» доступны на сайте, а также в кинотеатрах вашего города.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325