Меню

Как справиться с ненавистью к боссу?

Строим карьеру без эмоций

6.12.10 00:00
AD
Строим карьеру без эмоций

Эмоции - не лучшие помощники в строительстве карьеры, особенно деструктивные, тем более, если их источник - ваш собственный начальник. Хотите сохранить и нервы, и работу - учитесь с ними справляться и переводить в нужное для вашего успеха русло.


Исследователи подсчитали: 4% россиян испытывают к своему непосредственному руководителю ненависть. Причин предостаточно - тут и трудный характер босса, и грубость к подчиненными, и скупость, и повышенная требовательность. А иногда видимых причин нет, и ненависть обретает иррациональные черты. Просто потому что не нравится!

Проблема встает во весь рост в тот момент, когда нелюбовь к начальству сочетается с теплыми чувствами по отношению к самой работе: место отличное, зарплата большая, обязанности в радость, и все так хорошо получается. И если бы не начальник, все было бы исключительно прекрасно! Ненависть бывает непобедима из-за слишком весомых мотивов и чересчур ярких личных эмоций, и тогда в жертву собственному спокойствию приносится работа как таковая. Нервы дороже, думаете вы, и увольняетесь. А что делать, когда уволиться нельзя? Терпеть и мучиться? Выход есть!

Психологи давно доказали: с любым чувством, даже очень сильным, можно справиться - смягчить его или сменить эмоциональный акцент. Ненависть тоже поддается логической обработке, да и нет такого начальника, отношения с которым нельзя улучшить. Более того, сделать это необходимо, если вы и дальше собираетесь с ним работать: негатив к личности руководителя постепенно перейдет на все, что вам придется делать под его началом. Корень зла нужно выкорчевывать. Вот только начинать необходимо с себя.

Работа над собой
Чтобы не наломать дров и не усугубить ситуацию, кадровый психолог Елена Сумяшникова не советует вступать с «объектом» в диалог:

- Самая распространенная ошибка в данной ситуации - сразу же пытаться наладить с шефом общение. Обмануть руководителя даже небольшой компании очень трудно - он почувствует фальшь, и даже если до этого относился к вам нормально, отношения после этого испортятся. Вы его терпеть не можете, так для чего притворяться перед ним и перед собой и наступать с искусственной доброжелательностью? Прежде чем налаживать диалог, необходимо свести к минимуму саму ненависть.

Здесь и начинается работа над собой. Конечно, человек вы занятой, работа у вас сложная и ответственная и совершенно нет ни сил, ни времени, ни желания заниматься бесконечными аутотренингами или убеждать себя в собственной неправоте, пытаясь отыскать приятные черты в несимпатичном вам человеке. Но никто и не заставляет этого делать: можно пойти другим путем, который психологи называют «ситуационным». Некоторые из них могут показаться безжалостными, но это простительно в ситуации «пан или пропал».

Полюбите его черненьким
От ненависти до любви всего один шаг. Но в данном случае о любви речи нет, поэтому шагов будет целых семь - их можно использовать по отдельности или все сразу. Каждый из них характеризуется определенной ситуацией, в которую необходимо поставить себя и своего ненавистного шефа. Так советуют американские бизнес-психологи.

Шаг 1: общее дело. Постарайтесь устроить для себя и начальства совместную деятельность в рамках работы. Это может быть общий проект - написание статьи в соавторстве, разработка одного клиента, расчет одного бизнес-плана... Если постараться, это получится в любой профессиональной области. Сделать такой шаг обычно просто - достаточно узнать, над чем сейчас плотно работает шеф, и «влиться».

Чем сложнее проект и чем больше он требует времени, тем эффективнее метод. Если руководитель при этом еще и профессионал, вам будет выгодно с ним поработать и набраться полезного опыта. Тут уж не до личных эмоций.

Шаг 2: перезагрузка. Подходит для людей с крепкими нервами. Суть в том, чтобы вызвать шефа на открытый, эмоциональный конфликт, чтобы всласть поругаться, дать выплеснуться всему накопившемуся в его адрес негативу. Клин часто выбивается клином, и, сбросив напряжение, многие поймут: сильная еще недавно ненависть как-то подтаяла.

Шаг 3: смехотерапия. Может, ваш шеф смешно ругается по телефону с заказчиками? Или выбирает слишком веселые галстуки? Или обладает уморительной походкой? Нельзя ненавидеть человека, над которым можно посмеяться. Включите чувство юмора в отношении шефа. Любой рано или поздно дает повод для шутки, главное, этот повод усмотреть и от души похохотать. Есть риск, что ненависть уступит место пренебрежению, но из двух зол лучше последнее.

Шаг 4: обман. Отступить ненависть помогут маленькие хитрости: нет, не стоит врать по-крупному, но слегка пообманывать нелюбимое начальство - это очень полезно для собственной нервной системы. Вот он сидит, ненавистный, у себя в шикарном кабинете и даже не подозревает, что двухчасовые переговоры с клиентом вы ударно провели за сорок минут, а остальное время наслаждались кофе с мороженым. Только не переусердствуйте во вред работе, иначе начнете ненавидеть шефа уже за дело.

Шаг 5: чужая беда. Абсолютно счастливых людей не бывает. И ваш шеф, такой самодовольный с виду, наверняка печалится из-за чего-нибудь. Хорошо бы уточнить факты - болезнь, проблемы с близкими, финансовый проигрыш, проблемная личная жизнь... Его есть за что пожалеть. А ненавидеть уже не так обязательно, как казалось раньше.

Шаг 6: золотой профессионал. Как бы вы не ненавидели своего начальника, объективно он вряд ли является злом во плоти и настоящим чудовищем. Скорее всего, он (или она) - обычный человек, в котором намешано и хорошее, и плохое. И уж коли скоро он занимает важный пост в компании, значит, обладает нужными профессиональными и личностными качествами карьериста. Вам не хотелось бы получше узнать, какими именно? Ведь шеф - живой пример и образец вашего собственного возможного будущего. Найдете, чем восхищаться или взять на вооружение, притупится и чувство ненависти.

Шаг 7: важная услуга. Мы не можем злиться на тех, кому серьезно помогли. Окажите шефу услугу - только не по работе, а в личном плане. Достаньте нужный ему телефон, сведите с хорошим врачом, подскажите отличный автосервис, турфирму, ювелирного мастера... Единственное условие - не превозносите значимость своей внезапной помощи, чтобы ему не пришлось испытывать к вам слишком горячую благодарность. Иначе ваша нелюбовь к нему уступит место его неприязни к вам.

Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Татьяна Гойдина
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325