Хорошо, что я не баба
Вставило меня :(
Всю неделю читала на даче сборник про деревню. Разные писатели, разные годы (примерно от послереволюционных до 70-хх)
Конечно, это не повод удивляться, все это читано-перечитано тыщу раз, но вот этот сборник как-то по особенному задел.
Так вот подумалось, какая же я счастливая, что не родилась в то время, в деревне, в семье какой-нибудь крестьянской. Ведь это кошмар :( Баба, практически вообще не человек.
С рождения - девка, бабенка, молодуха, баба, старуха. И дело не в наименованиях, а в отношении. Типа "подошла молодуха, глазами зырк-зырк". Ну чисто корова подошла :( Даже говорить с ней не надо.
Старели быстро очень от работы и родов, В 40 лет уже почти старуха, в 50 часто и помирали от болезней.
И мужики пьют-бьют, и дети подросшие. Отношение какое-то...
Одну бил мужик, в 50 лет уже оглохла, голова трясется, очередной раз с топором гоняется, она к брату "заступись, спаси". Брат спокойный, "иди к мужу, нечего тут бегать". Так убьет же... жена брата - "ну не ты первая, не ты последняя". вот так.
Вот момент: сенокос, все косят, мужик, дети, баба. Она типа пожилая уже (около 50) сил нет устала. Говорит пойду отдохну, сын - что это с ней? Муж - да, старая... (сам на два года старше)
И не вырваться ведь никак, практически. Если парням еще можно было как-то, то девке...
Ох это точно. Прабабушка моего мужа все так и рассказывала. Я много у нее спрашивала про ту жизнь. Никто их не жалел, но они и другой жизни не видели.
Рассказывала, что во время месячных, солому или тряпку между ног зажимали, так и ходили. Трусов не было у них. Самое сильное впечатление из жизни, как она по молодости с отцом в город на базар ездила что то продавать.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Моя прабабушка только в старости "работала"... когда стала сидеть с внуками своей младшей дочери (которую родила в 43 года).
Мой прадед очень любил жену... После третьих ее родов сельский фельдшер сказал "У Марии очень слабое сердце. Ее надо беречь. Ей нельзя тяжело работать"...
По детским воспоминаниям моей бабушки, мама несколько раз на дню могла "прилечь"... И тогда все ходили на цыпочках. Стирала и делала всю тяжелую женскую работу по дому старшая дочь. Пока не вышла замуж. И тогда женскую работу по дому выполнял... мой прадед. Правда, к тому времени все стало "колхозное"... Прадед устроился работать в контору. И на земле работать уже было не нужно...
Моя прабабушка прожила до 94 лет:-) Я ее помню - очень худая, очень спокойная старуха, которой я сказала, засмотревшись на ее рельефные морщины "Какая ты мятая! Тебя надо утюжком погладить"... Да уж... наверное, я была первая, кто осмелился так говорить с Марией Федоровной;-)
Муж умер до войны. Сыновья все работали на танковом заводе в Коврове. Никого на фронт не отправили. Прабабушка (кроме 15 лет жизни в Москве у дочери) жила все время в своем доме, с сыном-бобылем.
А во время войны к ней еще дочь старшая приехала в эвакуацию с двумя детьми...
Так было конечно и у многих. Кулаки, кстати, всеми тогда ненавидимые, о женах заботились хорошо. В этой же книжке написаны мысли мужиков-бедняков, которые смотрят на жен "крепких" мужиков. Злоба, зависть, типа жены их в городских сапожках, чистые, дочки в брючках из города приезжают, учатся и т.д.
Кстати, "старшей дочери" в вашем рассказе тоже не сильно повезло. Сначала дома батрачила, а потом замуж вышла и на мужа...
В целом, описана одна картина, девка замуж вышли и все. Работает с зари и до ночи. раньше всех встала, скотине дала. Печку затопила, картошки накопала, мужик встал, поел и в поле. Беременная не беременная, ходи шурши, родила и бегом в хлев - корова не доенная орет.
И как в одном рассказе "рожала я дюжину, живы остались семеро".
А в другом баба жалуется мужу, дочка маленькая заболела, умирает. мужик хороший, жалеет. Она - да ведь третий уже ребенок. Он говорит - ну ничего, были бы они живы, чем бы кормили? а другой сынок слепнет, болезнь глаз, а у них даже нет возможности в город свозить.
Ужас.
Ну... старшая дочка хорошо замуж вышла. За офицера Красной Армии, который участвовал в учениях неподалеку от их села.
Уехала жить в Москву:-)
А про детей... Помню жену бабушкиного брата, который в деревне остался... Тетя Наташа. У нее было двое детей. И вот мы с ней разговариваем по душам... и она упоминает "Валерку и Соньку"... Я ей: "Тетьнаташ, а это кто еще?" - "Дык, дети мои тоже" - "А ГДЕ ОНИ?" - "Да померли! В детстве померли. От дезинтерии"...
Речь шла о 30-х годах. Средняя полоса России. До областного центра километров 50. До райцентра - полтора часа пешком.
Бабушка была не рассказчица и не особо эмоциональна, упоминала об этом как о чем-то совершенно обычном.
Бабушка мне рассказывала. Их было 13 детей всего.
И вот зима, холодно, самых маленьких близнецов положили на печку(груднички, только родились).
Бабушке было лет 5 и ее со старшей сестрой (7 лет) оставили присматривать за ними.
Они решили, что холодно и накрыли мелких подушкой.
Те задохнулись и умерли :(
Говорит, мама, конечно поплакала немножко, но быстро все забылось. Некогда было.
Мне рассказывала троюродная бабушка про свою мать, что ее выдали замуж лет в 16 что ли, и в приданое дали сундук с музыкальным замком, ну в сундуке, конечно, всякий текстиль. И вот пока там свадьба гуляла и все такое, она потихоньку ушла в другую комнату и там сидела открывала и закрывала этот сундук, играла, в общем, очень ей музыка нравилась. Была как ребенок по сути своей... А мать ее ругала, что мол, стыдно в твоем возрасте фигней заниматься. Но она и сама очень быстро окунулась во "взрослую" жизнь... Муж был ее старше на 18 лет, был священником, очень ее любил, и она его очень любила. Но жизнь у них была тяжелая. Первый ребенок девочка, очень красивая и ласковая, очень любила отца, все время бегала его встречать, но умерла в возрасте 5 лет... А отец так переживал, что очень много плакал, и стал слепнуть с горя (оказывается, такое на самом деле бывает, от слез люди ослепнут...). Она рожала ему еще, но он никак не мог забыть первую дочку. А после того, как ослеп, у него стало совсем туго "с работой", его еще приглашали на крестицы-поминки, но уже реже, чем его зрячих "коллег", и они очень скоро скатились почти в нищету. Она одна тянула хозяйство, родила 18 детей (еще очень много беременностей сорвалось). Из 18 детей у нее остались в живых только 4, остальные умирали в детстве. И чаще всего зимой. И вот она одна (так как муж был слепой) ходила их хоронить. Бабушка на всю жизнь запомнила, как ее мать возила на санках эти маленькие гробики с ее братьями и сестрами и шла долбить мерзлую землю. До этого она ходила по соседям, стучала, просила соседних мужиков помочь, но ей вначале помогали, а потом как-то надоело всем, да и революция произошла, церковь "упразднили" - к бывшей матушке ни у кого не осталось сочувствия, вот она одна и ходила так, с этими санками...
За то те 4 ребенка которые выросли, стали все очень образованными и "карьерными" (по тем временам) людьми. Одна дочь преподавала математику, другая стала нейрохирургом (!!!), один сын был начальником областного УВД, другой - начальником цеха на заводе. Сейчас из них вживых осталась только одна эта трояродная бабушка, которой уже 91 год, остальных уже нет...
Кулаки - крестьяне с крепким хозяйством. А понятие о "всеобщей ненависти" советская пропаганда навязывала по мере своих возможностей средствами искусства.
Я знаю кто такие на самом деле были эти "кулаки" и кто их ненавидел и за что.Только если раньше все эти названия смотрелись органично в контексте всеобщей пропаганды, то сейчас как-то не очень.Это лично мое мнение.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Я точно не знаю, но вполне возможно, что изначально название "кулак" не несло никакой отрицательной нагрузки, а как раз наоборот.
Раз всем понятно что за этим стояло, то тогда и называть нужно своими именами.Я воспринимаю эти названия только в контексте своей эпохи, в монографиях и документах. В жизни - нет, слишком хорошо знаю, чем оборачивались эти ярлыки для людей. Кстати, насчет того, что всем уже известно: меня преподаватель в университете однажды убеждал в том, что кулаки, именно так как их преподносила пропаганда, существовали... а вы говорите.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Кулаки - это в основной массе разбогатевшие бедняки, крестьяне от Бога, отличные хозяева. Они умело вели хозяйство, обрастали землей, скотом, птицей, работниками... И ненавидели их те, кто хотел все поделить поровну, ничего при этом не делая...
Правильно ниже ответили.
Кулаки - крепкие мужики, работящие и непьющие, которые при как бы равных условиях в колхозе или одинаковой зарплате на работе все-таки имели хорошее, крепкое хозяйство.
А ненавидели их "бедняки" - ленивые и алкашня, у которых ничего не было по их же вине.
В одном рассказе было о жителях деревни, где мужики работали почти все на шпалозаводе. Деньги получали немалые, по 300-400р. И были среди них зажиточные, непьющие, домовитые. С крепкими домами, хозяйством, по выходным в лото играли, на велосипедах катались или в клуб ходили кино смотреть. А другие все пропивали, и ненавидели этих "кулаков вшивых и ихних жен в городской одеже"
Ну,строго говоря эти "кулаки" существовали задолго до колхозов, как и те, кто не работал и потому их ненавидел.И создание колхозов многие из них, "кулаков", не пережили, либо сгноили , либо самим пришлось бежать в город.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Кулак - это тот, кто использовал труд наемных рабочих - батраков.
Просто зажиточный крестьянин, НЕ эксплуатирующий чужой труд - это середняк.
Мой прадед середняком был есличе... В колхоз вступил добровольно. Все отдал - лошадей, овец, коров. Коляску с рессорами, на которой в городе подрабатывал извозом...
Стал "сельским служащим". Счетоводил пару лет в колхозной конторе... А потом его удар хватил (инсульт), и умер он вскорости...
Мой прадед по отцу таки был раскулачен (его сын, мой двоюродный дед после перестройки отсудил "взад" отцовский дом, по большому счету к тому времени уже не дом, а домишко), но никуда не сослан, обустроил не менее крепкое хозяйство на пустом месте в своем же селе. Я его застала в своем детстве в образе глубоко старца, немощного уже.
Ага, добровольно :)
Многие вступали и отдавали свое добро "добровольно". А иначе и того лишатся в итоге.
Тем не менее, если брать ваше определение кулаков и середняков, то последних все же тоже раскулачивали.
Мой прадед - сирота, батрачил, но за свой труд получил надел земли, женился на такой же сироте-батрачке. Было у них в итоге крепкое хозяйство и 5-ро детей. Моя бабушка - самая младшая с 10 лет работала на "бар" - нянчила деточку. Правда, грамоте ее обучили, ходила она в школу аж 3 года. Была в их селе солдатка с двумя детьми малыми. Тяжело ей было одной. Так на зиму прадед мой дал ей корову, мол, хоть молоко будет, с голоду не помрете. А по весне, как на выпас погнали коров - нет коровы той. спрашивает он ее, мол, а что ж с коровой-то? А та и отвечает, да, мол, тяжело корову держать, вставать, доить, кормить... зарезали мы ее.... Ну а когда пошла волна коллективизации, прадед мой наотрез откащался вступать в колхоз. Он все свое хозяйство своим горбом заработал, да и ничего по сути лишнего-то и не было, семья-то большая, сын старший женился, ребенок у них родился. Жили все вместе... Так вот на прадеда как на кулака донесла эта самая солдатка... У прадеда сердце не выдержало. Умер он. Ну а сын старший не стал судьбу испытвать, в колхоз вступил...
И таких примеров много, увы.
А у моего прадеда так было. Был он кулаком большое хозяйство много наемных работников было, жили очень хорошо хотя и работали от зари и до зари. Потом началось раскулачивание, вся деревня пришла его раскулачивать помогать, дет что-то там начал выступать, ну и его сослали и его сына старшего мальчишку еще совсем (моего деда), а семью (жену с маленькими детьми) не выслали, но оставили в разоренном доме. Через несколько лет их отпустили домой. Приехали они в деревню, уже колхозом она стала, а колхоз в полной нищете и запустении. Через некоторое время пришли к прадеду односельчане просить его стать председателем колхоза. Прадед согласился, несколько лет пытался наладить нормальную работу и жизнь в колхозе, но когда понял, что сами люди не хотят работать и не хотят жить нормально плюнул на все и ушел из председателей. И тоже умер скоро, довольно молодым, лагеря не прошли бесследно.
![Я](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Дык эти кулаки существовали и существуют с того момента, как человек соображать начал и промышлять не только убитым зверем :)
Всегда были работящие, сообразительные, ловкие мужики и были лентяи, которые работать не хотели и не умели, зато любили полежать да выпить, а главное, крепкому позавидовать, да потом пойти петуха ему пустить со злобы. Они были и в 1 веке и в 21 есть.
Я конечно не говорю о такой безысходности как рабство и крепостничество. Там уж выхода не было родился голым крепостным, хоть задницу порви, помрешь им же. Хотя всякое бывало.
Дед рассказывал, что в его подмосковной деревне все, кто ХОТЕЛ РАБОТАТЬ И РАБОТАЛ - все были достаточно зажиточнми крестьянами.
А бедняками и нищими были те, кто не хотел трудиться, вообще. Такие ходили туда-сюда, батрачили, где придется, просили милостыню. На это и жили.
Вот эти-то, шантрапа, и ненавидели кулаков всей душой.
Да, разница между "кулаком" и "не-кулаком" была именно в образе мышления, в менталитете, если хотите.
Прадед, этнический немец. Поволжье, начало 20 века, село, достаточно большое.
С моей прабабкой они женились по сильной взаимной любви, он всю жизнь ее безумно любил - и невозможно было представить даже, чтобы он мог поднять на нее руку.
Он был зажиточным, да - "кулаком". И его страшно не любили в селе. Угу - у него была мельница, он брал зерно и за свою работу получал свой честный процент. Он не пил, он любил жену, у него были чистые ухоженные дети, они хорошо одевались, жена (моя прабабка) пела в церковном хоре. Конечно, работа по хозяйству была на ней, но ей не позволялась делать больше, чем позволяет ее здоровье.
И вот - революция. Первого, кого раскулачивают - моего прадеда. Выгребли все, все запасы, все ценное, мельницу, естественно, отобрали в первую очередь.
И что же? Он вновь своими руками все поднял, сам опять сделал мельницу, за какой-то год стал вновь богаче своих односельчан. Опять - донос, раскулачивание. Опять он делает мельничный механизм (вообще, надо сказать, что он был "изобретатель", у него было много причудливых механизмов в хозяйстве собственной конструкции), опять раскулачивание.
Он понимает, что так жить больше нельзя, и вывозит семью в Среднюю Азию. Безумно тяжело, в теплушках, полуголодные, потеряно все. Но обе его дочери уже там начали получать образование, моя бабушка продолжила его в Москве, потом она - преподаватель МГУ и автор учебников, по которым до сих пор учатся студенты...
Вот она - история кулака... "Врага народа", как бы сказали в то время...
Мне кажется, что тогда разная жизнь у всех была, что теперь. Одна моя прабабка в 18 лет замуж вышла за оцифера, он ее в город увез. Официально где-то числилась, но не работала ни дня. Родила четверых детей, один умер. Так и была всю жизнь домохозяйкой. С утра - на рынок за молоком, потом картошки наварит и спать. Послеобеденный сон - святое. Лицо всю жизнь сметаной мазала и маски делала из натурпродуктов. Ухаживала, так сказать, за собой по мере возможностей. Редко болела. Карточка медицинская за всю была с 12-листовую тетрадь. Умерла 12 лет назад в возрасте 98 (!!!) лет.
Вторая прабабка тоже в городе жила, ни дня не работала, муж ее холил и лелеял всю жизнь. Троих детей вырастила. Тоже немного не дотянула до ста лет.
Я как бы о деревне говорю. При чем тут город?
Хотя, в одном Вы правы. Наверное и тогда, кто хотел, тот мог поехать учиться. Насильно же замуж не выдавали.
Но все-таки это сильно сложнее было. Не каждой улыбалось счастье выйти за офицера и уехать в город.
Чаще "Ванька тракторист" и усе.
Да, согласна, раньше сильно сложнее было в город уехать. В деревне выбор был однозначно небогат. Да и сейчас он в деревне неособо. "Ваньков-трактористов" пруд пруди. За некоторых замуж выходят даже.
То, что современным женщинам в быту легче - неоспоримый факт. И медицина вперед шагнула.
Но, кмк, что тогда, что сейчас есть мужья, которые относятся к жене как к "бабе", а есть и такие, которые видят в ней Женщину.
Неправда это:) Моя прабабушка родила 11 детей. Последних - далеко за 40. Пела во всяких хорах и бесконечно участвовала в самодеятельности. Была болтунья и веселуха. Как начнёт чё-нить рассказывать - обоссышь все штаны со смеху. Пережила прадедушку почти на 30 лет. Умерла, когла я училась на 3-м курсе института. Я её первая правнучка, межпрочим:) Из 23-х, которых она видала, пока была жива:) Но, они с прадедушкой никогда не жили в России:) Вернее, ток в царской жили:)
Опять неправда. Моя прабабка очень стильно наряжалась, никогда не имела лишнего веса:) Я же пишу: бесконечно участвовала в волостной самодеятельности:) Пела, плясала, ваще - была зажигалочка:)
Ага, то есть на примере одной Вашей бабки мы составляем мнение обо всех женщинах русской деревни?
Разные люди были в разное время, но тенденция-то очевидна. Раньше 30 лет это была зрелая женщина, а сейчас девчонка еще молодая.
Не обижайте Юлину прабабку.
Она не была "женщиной русской деревни". Она была "национальным меньшинством одной эстонской волости" :-7
Я вам щас из сваво пасса таких девчонок покажу - рухнете:) Не, ну Пикуль в Фаворите 42-летнюю Катю тож старухой глубокой называл:) И я ему даж поверила:)
Раньше и в городе 30 лет - зрелая. Еще давайте вспомним, что изначально имелось ввиду под бальзаковским возрастом.
хорошо, что вы не баба:) А вот какая - нить женщина через 100-200лет, живущая совершеннно в иных экономических условиях с иной организацией общества,прочитав жизнеописания современной нам женщины, возрадуется, что не было россиянкой в периода начального накопления капитала:):):)
Вы судите о них с соверменных позиций, с позиций, когда женщина эмансипирована и увы, потеряла преимущества, что были у ее предшественници. Причем, вы судите о ней с позиции горожанки. А так ли изменился сельский труд?
это все равно, что сравнивать жительницу каменного века, когда люди доживали едва до 19 лет и, например, жительницу античной Греции , где продолжительность жизни дотягивала до 30.
Сравнивать нужно вещи, хотябы как - то соотносящиеся друг с другом:) тогда сравнение имеет какой - то смысл:)
При чем тут сравнивать? О них этими словами не я пишу, а их современники! То есть люди, которые на них смотрели с той же колокольни.
Я радуюсь не тому, что я сейчас не такая, а тому, что я не родилась тогда, в тот время в том месте.
вы как раз и говорите о сравнении. Весь топ построен на контрадикции.
О женщинах пишут односельчане? Это мемуары деревенского жителя или все - же человека, перешедшего в иную культурно- экономическую среду, который видит контраст именно с позиции прочитаного, изученного, т.е. сформированного совершенно иной средой.
Когда нет сравнения, тогда и не возникает: "как хорошо, что я не..." ;)
"что я не родилась тогда, в тот время в том месте"
Откуда вы знаете, КАК они себя чувствовали и чем жили? Каждая социально - культурная прослойка живет своими ценностями и они чужды другим представителям общества, тем более, разнесеным во времени.
Для большинства современных женщин ДИКО рожать каждые 2 года. А для деревенской жительницы века 18-19 СТРАШНО иметь единственного ребенка, с 90% долей вероятности, что он погибнет от элементарной детской инфекции.
Ей СТРАШНО, что не выйдет замуж до 19,т.к. останется в девах куковать на шее отца - матери и станет вечно попрекаемой и дальше по списку.
Общинный уклад, что лежит в основе деревенской жизни меняется чрезвычайно медлено и многие из обозначенных моментов были актуальны и в 20 веке.
Ну хорошо, возможно сравнение. А как я могу писать иначе, если я здесь и сейчас?
Но Вы правда считаете, что они не понимали своего положения? Думали, что это все нормально и замечательно?
Все века женщины видели несправедливость и ужас своего положения, потому и боролись за независимость.
Да, время и развитие накладывало свой отпечаток на рождаемость и прочие моменты, это же ясно.
И опять же, часто детей рожали не для того, чтобы они были, и ради преследования великой цели, а просто потому, что они "сами заводились". Секс - ребенок, еще секс, еще ребенок, люди же.
подпишусь и уж особенно про безысходность и неимение возможности в большинстве случаев решать свою судьбу.
у Лескова есть замечательная повестушка-рассказ "Баба", где Настя (бабенка по определению этого топа) пытается как раз-таки навязанный круг разорвать, естессно, так, как это возможно в ее среде.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
можно еще вспомнить "Грозу" ;)
Но это писали Островский и Леской. Люди, образованные, читавшие Платона, Аристотеля, Руссо и пр. Т.е. в СФОРМИРОВАННЫЕ изначально иной культурной средой с иными представлениями о гуманизме.
гуманизм заключается во многом в том, чтобы понять человека. а в той среде, которую описывали авторы и о которых Ромашка говорит, зачастую у людей в силу особенностей культурного развития (не в укор, а просто констатация) не было возможностей выразить безысходность своего положения, неимение возможности променять эту жизнь на другую (какую? другую и все), облечь эту потребность в слова, так чтобы их услышали (в точности "Как сердцу выразить себя, другому как понять тебя?"). одним постоянно твердили, что "Бог терпел и нам велел", и жило потому большинство по старинке. а те кто "блажил", приравнивались к юродивым или к тем, кого нечистик попутал.
и не стоит говорить, что бабы счастливее были. не были. у них и возможности-то не было что-то решать за себя, не наступая на собственное горло. "степенность, матронность, все как надо" - это не счастье, а просто модель жизненная.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
разве я где - то писала, что они были счастливее?:)
Откройте ТД, да и любой форум здесь, на еве. А здесь в подавляющем большинстве горожанки. И вы увидите КУЧУ топов, с жалобами на нелегкую женскую долю и безисходность. А кого - то и лупят. Уверяю вас, через пару веков на эти цифровые археологические артефакты будут смотреть с таким же сочувствием и ....жаловаться по иным поводам;)
Понимаете, я категорически потив взгляда в прошлое,как полоного ужаса и непонимания. Это ...чрезвычайно близоруко. Таким макаром можно вообще удивляться, как люди - то выжили и расплодились до 6 млд? Та или иная общественная формация, а с нею и образ жизни, обоснована и востребована на конкретный момент времени. Когда она изживает себя, на смену приходят иные модели взаимоотношений. Но это не происходит резко, а иногда растягивается на тысячелетия и столетия.
Везде есть и свои полюсы и свои минусы, как ВСЕ в жизни. И удивляться им - наивно:)
начасть с нуля, да. Но у женщины не осталось никаких гарантий и защиты семьи. И защиты потомства семьей.
Семья здесь - община.
и откуда же в нас таких свободных и эмансипированных тяга к "настоящему мужчине"? :):):)
А вы и вправду думаете, что " женщины всю историю боролись за независимость" :):):)
Я уже дважды писала, что НЕЛЬЗЯ рассматривать образ жизни и ценности вне временного и исторического контекста. Это , по крайней мере глупо.
Вот подумайте, от чего именно в начале 20 века женщины добились относительной независимости, и только к середине 20 в. это было закреплено в международном праве? Закреплено только в странах с демократическим укладом. А в демократической Греции была бесправна. Вас это не наводит на мысль, что это не "злой заговор мужчин", а именно общество и сами женщины были в состоянии не только заявить, но и держать ответственность за свои права и именно в этот период? Что социально - экономическое развитие европейских и американских обществ подготовило общество к такому шагу? Для возникновения прорыва ВСЕГДА должны быть соответствующие условия.
Приведу пример из эволюции человеческих изобретений: Колесо было изобретено на территории Плодородного полумесяца в 4-3 тыс лет до н. э., его активно начинают использовать, что очень активно подвигло земледелие и дает толчок к развитию обществ в целом.
В Мезоамерике оно появилось на пару тыс. лет позже, но осталось лишь детской забавой ( рисунки с ним были обнаружены на керамике, изображавшей детские игры). Но оно так и осталось ИГРУШКОЙ до тех пор. пока колонисты не завезли крупный рогатый и лошадей. И как таковое земледелиене развивалось. А все потому, что самостоятельной ТЯГЛОВОЙ силы в Мезоамериеке не было. Т.е. один из основных инструментов человеческой цивилизации остался лишь игрушкой на протяжении тысячелетний!!!И причиной является тот факт, что для освоения его не было сопутствующих условий. И таких примеров – куча!
То же самое и в человеческом обществе: матриархат существовал лишь тогда, когда это имело экономическое ( читай:жизненое) обоснование. Главенствующим божеством была МАТЬ земля. Это свойственно охотничьим культурам, т.к. женщина - продолжатель жизни, хранительница огня и тд и тп. А мужчины подвергаются смертельному риску каждый раз, выходя на охоту.
С приходом земледелия и скотоводства, на первый план снова выходят мужчины, т.к. даный виды хозяйствования менее опасны и более трудозатраты. Плюс, появляется необходимость охранять то, что выращено, размножено непосильным трудом. И женщина уходит на второй план. Божества приобретают мужской облик и имена. Появляется патриархальный уклад.
С приходом иного способа хозяйствования ( тут мы опускаем тысячелетия:) ) в индустриальном и постиндустриальном мире, общество атомизируется и теряется та необходимая для элементарного выживания, клановая, семейная связь. Благодаря этому проходят мощные социальные и интеллектуальные изменения в обществе. И только поэтому эмансипация стала возможной.
Другими словами, вы смотрите на МНОГОТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ деревенский (ОБЩИННЫЙ, ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ) уклад с точки зрения эмансипированной урбанизированной дамы постиндустриального общества, предлагая выдернуть из многовекового контекста событий жизнь жительницы села.
Гм, спасибо, конечно за лекцию, правда не очень понятно, к чему это все? Вы мне что пытаетесь доказать то?
Я кэк бы, не из подземелья вылезла, историю изучала, много, в том числе археологию в институте и рассказать Вам тоже могу много чего.
Мой топик - не экскурс в историю, и не предложение что-то в ней изменить, а чисто эмоциональный, "бабский" вопль, после прочтения рассказов.
Недавно на меня такое же впечатление произвели несколько книг японских авторов. Я тогда подумала "как хорошо, что я не японка".
Еще раз. Я о себе говорю и своих эмоциях с точки зрения "здесь и сейчас".
если бы вы изучали историю, то "бабского вопля попросту бы не возникло":) Было бы понимание ситуации и сравнительный анализ.
Хотя я помню ваш топик про сапсан.......:)и "бабский вопль" - стиль мышления.
Почему бы и нет?:)
К чему это все? Да все к тому же, что неадекватно оценивать события "тогда" с позиции "здесь и сейчас". Я пыталась вам объяснить это на протяжении своих постов трижды:)Но тщетно:) сжато- не понятно. Развернуто - тоже плохо.
Ну естественно, историю изучали только Вы :)
Позвольте вопрос, а зачем Вы мне тут так старательно пытаетесь объяснить свой, конечно же адекватный взгляд на вещи? Я вроде и не просила.
Как Вы заметили, у меня собственный стиль мышления, и, "шо характерно", довольно многим он понятен.
И только Вы умничаете, рассказывая о том, что школьники изучают в пятом классе.
ага, "умничаете", ага и в пятом:):):) так чего же вы их не запомнили?
Ромашка, ну нельзя же себя в таком виде выставлять:):):):)
В каком виде, в нормальном, человеческом?
Еще скажите, как же так, Вы же модератор!!! Говорили мне такое, и не раз, типа пионерка, всем детям примерка. Ага.
Скучная какая Вы.
Наверное идете с подругой, она говорит "посмотри, какая красивая бабочка", а вы ей занудным голосом "милая Маша, у тебя неадекватное восприятие. Человек разумный не может восхищаться насекомым из отряда чешуекрылых, откладывающим личинки, которые потом превращаются в гусениц и пожирают полезные плодово-овощные культуры..."
Угу, еще и бывший ОР, представляете! Кошмар, и такие топы завожу, и такие глупости пишу иногда. А еще, я училась в ТАКОМ институте! После него я вообще должна ходить очи долу и говорить только умные вещи с нужным контекстом.
Такое мне тоже говорили, с круглыми глазами.
А еще я знаете какая пошлячка и хулиганка, ужас!
Вы вообще меня не знаете...
не, я не новенькая, но евскими регалиями не заморачивалась. Модератор, а чего вы перевели разговор в личную плоскость с подколочками? Чисто по евски так?
О как.
Только по-моему не я первая начала не по теме выражаться и образ мышления обсуждать, с уточнением неадекватности суждений.
Слышать в отношении древней греции эпитет "демократическая" от человека, который пытается мыслить в рамках исторического контекста - енсколько странно.
Лен,мне неинтересны абсурдистские разговоры:) Меня не нужно убеждать, что черное - это белое и наоборот. Всем ясно, что речь идет о 5-4 вв до н.э., Классическом периоде и первой зафиксированной демократиеи. И ненужно сюда приплетать средневековую Русь. Я о ней не писала. :)
Фраза «Слышать в отношении древней греции эпитет "демократическая" ****- енсколько странно» ввела меня в ступор:):):)
Упоминание демократического способа самоорганизации в Классической Греции вам показалось диким.
И дальше вы пишите «Объективно демократической формой было русское вече.».
Это вообще к чему?
«демократия и рабовладельческий строй - вещи несочетаемые. – вам Нобелевская премия.
«Кто говорит о СРЕДНЕВЕКОВОЙ Руси?» а кто парой строк выше упомянуто о вече и как это вообще соотносится с предметом общего разговора?
Вы не находите все это абсурдным?
И не нужно брать меня на "слабо" ;)
название сборника в студию...плиззз))) Очень много прочла такого плана, хочу еще и то, что Вы прочли:)
ВОт она
http://www.fantlab.ru/edition25465
Видимо потому вставило, что собраны там самые грустные и страшные рассказы на эту тему.
А что сейчас, если не в городах, многим лучше? Мне сестра рассказывала, что лежали они в больнице с ребенком, на предмет сотрясения мозга, года три назад. А в соседнюю палате на обследовании лежала девушка лет 30, с восьмимесячным ребенком, откуда-то, из деревни, 7 детей. И вот ей говорят, что у ребенка гидроцефалия. Она вроде не особо поняла, но расстроилась. Хотя не сильно. А потом ей позвонили (у нее был мобильник мужа) и сообщили, что корова их умерла. И вот тут она начала убиваться и убивалась дня три, потому что, горе так горе, остальных шестерых кормить нечем. Сестра была в шоке.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Думаю в глухих деревнях совсем не лучше, а то и хуже. совсем мужики спились. :(
Но, все-таки сейчас есть выбор, как ни крути, а есть. Среди таких бабенок деревенских, если уродится сообразительная девчонка, она и книжек прочитает и в школе учиться будет хорошо и в город учиться уедет. И всего сможет добиться при желании и уме.
Ну вот.
Начальница моя бывшая, из глухого узбекского села, сама русская. Все село только и знает, что хлопок собирать.
Выбралась таки. Начальница в Москве. Ей в детстве и не снилось небось.
а рожать через год? ужас млять, вот уж точно никакого выбора. деревенская работа вообще тяжелая, у меня папа из деревни уехал в институт, а родственников много осталось, так они там до сих пор встают в 4 утра доить коров
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
А мне было бы несложно вставать в 4 утра... Я в семь встаю, а ложусь в два... Ну, ложилась бы в полночь;-)
Зато у деревенских распространен даже в тяжелые времена был отдых после обеда. И у доярок колхозных тоже. Они утром работали и вечером. А днем коровы пасутся. У доярок была возможность урвать часок для сна...
Дневной сон - это уже жизненная необходимость. Труд там и правда тяжелый, сплошь физическая работа. Как хорошо, что я житель города
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
А я в 6 утра ложусь:) Сплю до часу дня. Щас опять пойду прикорну:) Шобэ в 10 часов вечера выйти на тематическую прогулочку с подруженциями и ещё потом поработать:)
Юль... не ты ли говорила про своих НЕРАСЕЙСКИХ одноклассниц... что они в сорок на шисят выглядят?;-)
Я. Ток эти бабы - все с глубоко рассейскими корнями:) У вас - кажный год...НА ОТДЫХЕ!!!! В родных ибенях:) Вот мне, непример, некуда ехать в рашу и не к кому:)
И ты гордишься что ли этим?;-)
Тем, что ты нацменка в своей стране... И никого-то у тебя даже нет на исторической родине, откуда твои корни...
Да, Настя, мне это приятно. Моя историческая родина - Эстония. У меня нет корней в России...На счастье:)
Вот уж не надо пизд*ть. У нас здесь живет очень много выходцев из Эстонии, которые работают помощниками фермеров. Более затраханных жизнью и закомплексованных людей я не видела. Живут в маленьких комнатах по 5 человек, соглашаются на самые невыгодные условия работы, но никто и в страшном сне не хочет возвращаться в вашу распрекрасную Эстонию. Уж насколько у русских теток много своих таракановЮ но ни одна не согласилась бы жить в таких условиях.
угу, и более-менее адекватная молодежь уезжает в Германию, Штаты, Англию, а не выходит в 20 лет взамуж (вот это уже совсем крэйзи - чтобы не засидеться в девках?)
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Юля = "всяк кулик свое болото хвалит". Эта пословица очень ей подходит, особенно намек на "болото", в котором она живет :)
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Правда че ли?
А жирные страшные американские девки, которые в 18 выглядят на все 35?
А безвозрастные, носатые скандинавки или итальянки-испанки, выженные на солнце и выглядящие молодыми лет до 25 только?
Ну конечно, Рашка ведь как обычно хуже всех.
Не надоело? :)
Ой, да ладно вам про американок то пиз..ть..:)Я хожу на иогу с такими девками молодыми-выглядят прекрасно тоненькие и гибкие. Тетки 35-40 летние тоже в прекрасной форме. И даже о ужас несколько бабулек тоже иогой занимаются.
Слишком заштореное у вас мировозрение:) Люди здесь разные и толстых не так уж и много.
Нормальное у меня мировоззрение, Вы диалога не читали, его поудаляли. Речь шла о том, что Хулия судила о красоте русских женщин по программе Поле чудес, на что я и говорю, что в американских программах жирных девок показывают, в растянутых футболках. Это разве показатель красоты нации?
Если вообще по стране судить о передаче Поле чудес, то многие ее заявления становятся понятными. По-моему, это смотрят только точно такие же, как те, кто в ней снимается. Чем Юлия сама доказывает, что выглядит как 90 процентов российских баб, с поправкой на отмыть и причесать. Особенно этой лошадиной челюстью. Типичная средней внешности и достатка россиянка.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Да, тяжелая жизнь у наших женщин была всегда. Менталитет у нас такой, многострадальные мы, добрые............в вообще я горжусь нашими женщинами!!!!!!!!!!! Не верю, чтоб такие строки могли быть написаны француженке или англичанке
*******************************************
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!».............и.т.д.
ну англичанкам и француженкам написаны другие стихи и ничуть не меньше и не хуже. Ну а потом не про всех же огульно Некрасов писал, он же и говорит "есть женщины", "возможно сыскать".
У меня бабушка в деревне была, я обожала к ней ездить - блины, домотканые коврики, вышитые полотенца, этажерочки с накархмаленными салфетками, чистота и красота. А потом заходила в соседские дома, а там мухи и грязь и стакан воды брезгливо в руки взять, и так у большинства, моя бабушка была скорее редкое исключение. Ну а что людей винить и сметься над ними? Жили-то в колхозах до конца 60-х без зарплаты, бедность жуткая, пахали как лошади, средняя пенсия в селе даже в самые "удачные" советские годы 70-80-е годы была 40 рублей. Слово "отпуск" было неведомо.
товарищи, а можно про литературу поконкретнее, желательно со ссылкой на интернет-книги? Захотелось почитать чего-то такого....
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2192440/
очень много интересной этнографической и исторической инфы. Я просто не могла оторваться.
Это одна из самых крупных библиотек http://aldebaran.ru/
Ну и эта http://lib.rus.ec/
Да Вы Шукшина одного почитайте :)
А еще Зощенко, В.Катаев, Нагибин, Астафьев, Горький, Абрамов, Троепольский.
Интернет ссылок нет, к сожалению.
Шукшина читаю, он мой земляк. Зощенко немного не то. Имела в виду как раз что-то типа Астафьева, но забыла, кто там еще...
Зощенко - очень даже то, он не только хохмы про пирожные писал.
Самый известный рассказ на нашу тему "Беда".
потому, что основные сельскохозяйственные работы уже окончены, а погода еще хорошая!Можно расслабиться. Это вторая половине сентября. С 20-го, кажется:)
Моя версия одна из самых распространённых: в солнечные осенние дни летают в воздухе паутинки от каких-то пород паучков специальных.
Я будучи крошкой маме ляпнула " как тётины волосы повсюду". Лет много назад сказали бы "бабьи волосы" вот и лето бабье.
Вобщем-то и сейчас продолжительность жизни российских женщин 73 года (средняя), почему так мало? кто-нибудь может обьяснить?
Мне кажется это комплекс факторов.
Вокруг довольно много обычных пожилых женщин, смотрю я на их образ жизни - не располагает он к долголетию :(
Вот мне совершенно непонятно про образ жини/долголетие. У многих маминых подружек живы еще родители, образ жизни не ахти, в том числе и мои бабушка/дедушка. Разве что только не пили/не курили, но все остальное..нездоровое питание (на мой взгляд), отсутствие спорта и вообще какой либо активности, отсутствие витаманина Д :), ужасная екология и т.д., и ничего, под 90 уже, и так вот у многих. А вот следующее поколение, по-моему, уже как-то послабее.
Может быть потому, что это поколение как раз военные/послевоенные дети?
Хотя и то поколение разное, все бабушки мужа жили и живут до 90 минимум, бабушка по маме умерла в 95, по папе - живет, в здравом уме, зрение только испортилось. Обе москвички коренные (то есть горожанки).
А вот мои рязанские-брянские старушки почти все умерли до 80, причем ничем особо-то и не болели, так, как-то :( Осталась одна, родная сестра моей бабушки, ей 83.
*прочла сабж, вспомнила, сколько по возвращении в Омск придется полоть на огороде, и прослезилась* :-)
Скажу я вам, девочки, страшную тайну: жизнь многих современных российских женщин (да и мужиков, кто работает, а не пьет без просыпу) в деревне почти так же тяжела, как и в старые "добрые" времена. Если совхоз развален и работы нет, обрабатывают туеву хучу земли, чтоб было что продать перекупщикам. Ну и... здоровье на этом портят, вся красоту рано теряют. Мылись мы как-то с подругой в общественной деревенской бане - зрелище не для слабонервных.
Бывают и более удачные женские судьбы, ведь то, о чем писала Вес/на - это все-таки не единичный случай, так тоже бывает. Но в основном - Некрасов знал, о чем писал, когда сокрушался про "русскую долюшку женскую". :-(
Да что уж о деревне говорить. когда и в городе такого полно, в столице. Вон, топики достаточно почитать. Пашет баба, пашет, муж валяется, пиво пьет, поколачивает, а она себе троих нарожает и крутится как белка. Плачет, жалуется, а менять ничего не хочет, как крепостная :(
Сюжет недавно был, мужик жену бил-бил да убил.
А она никому не говорила, дневник вела, типа "сегодня опять бил". Мужик всего год чтоль отсидел, вышел и требует чтоб дочку ему отдали на воспитание.
Да-да, согласна. Про города я уж промолчала, т.к. там все же чуть полегче, чем в деревне, в плане чисто физического труда (если не частный сектор). А по сути - зачастую как белки в колесе, ага. И у мужей отношение... зачастую далеко от идеального.
Именно. Земледелие - тяжкий труд во все времена. Это одна из возможных причин, почему на заре человечества некоторые племена возвращились к охоте и собирательству. Ну это так, к слову:)
Родственники живут в селе, близкорасположенном к городу. Встают рано - корову подоить, скотину накормить, на электричку успеть, у кого машины нет. Днем работают в городе, вечером огород, поле, выходные тоже все в сельхозработах, да домашние шуршалки никто не отнимал.
Хорошо хоть недавно газ-воду провели, а так вода из колодца с соседней улицы была, еда в печке.
У некоторых бизнесь свой - те побогаче, квартиры в городе имеют.
Но живут, не жалуются в открытую, машины почти у каждого дома стоят, в Турции ездят.
Бабушка с 1913 г., бегает по деревне, наставления дает, в этом году немного сдала, а в прошлом на добровольных началах строителям церкви еду готовила, батюшка у нее жил в доме.
такие же мысли, как и автора меня посещали когда читала "Козетту" (в детстве), или романы Драйзера, Золя. Конечно, там не про деревенский быт, но тоже не дольче вита
Я ,когда в школе "Мать" Горького читала, была шокирована. Кто читал и помнит, там мать - сгорбленная пожилая женщина в платочке. Матери было 40 лет. Видела бы она нынешних сорокалетних женщин, в обморок упала бы, наверное.
Ох, до бабы еще дожить надо было. Мне кажется, что страшнее, чем жизнь тогдашнего маленького ребенка еще поискать надо.
Когда говорят, что раньше на Руси детей сиськой кормили до 5 лет ржу просто. Да их практически вообще не кормили, может с утра сунут сиську если молоко не пропало и вечером после работы тяжкой. А так ребенок лежал целый день в собственных фекалиях и моче - гнил, в рот пихали ему все не поподя вплоть до отрезанного соска от коровьего вымени, как думаете как долго он оставался свежим, так вот это гниющее нечто дети и сосали. вокруг тучи муж роились. Мерли толпами, особенно те, кто родился летом, в пору основных работ на полях. Летние дети умирали в 90%. в раненьем младенчестве. Те кто выживал, умирали позже, короче, это жесть полная была.
А среди татар того времени такой жуткой смертности среди детей не было, потому что они-то как раз кормили детей до 2-х лет, и к детям там было более бережное отношение.
![Да-да](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Бабушка рассказывала в ребенкин месяц пожалте на работу. Ребенка оставляли со старшими, которым 3 и 4,5г. Бабушка тюрю для младенца оставит, а старшие ее высасывают, т.к. есть хотелось. Благо она учительницей в сельской школе работала, на переменах домой сломя глову и обратно летела, успевала и покормить и поменять.
"Смертность в России и борьба с нею." Доклад в собрании Общества Русских Врачей 22-го марта 1901 г. Д. А. Соколова и В. И. Гребенщикова
http://www.situation.ru/app/j_art_307.htm
![наслаждайтесь](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Знаете, там довольно обширная и разнообразная библиография. Источники довольно специфические.
Не думаю, что это все выдумки, к сожалению.
Другое дело, что даже по их словам, такой ужас не повсеместно, а в каких-то конкретных областях.
И рассказ моей бабушки, которая в детстве придушила месячных близняшек, тому лишнее подтверждение. Это значит пятилетка сидела с грудничками!
Вот однако в фольклере что упоминается, ребенка брали с собой. Причем в фольклере гораздо более древнем.
Кто-то брал с собой, кто-то оставлял на старших детей. Брать с собой тоже было не сильно полезно для ребенка - валяться с утра до ночи в борозде под палящим солнцем. И несчастных случаев тоже было много.
А вспомните мультик, про собаку, которую хозяин выгнал, и его там волк спасал?
Там как раз младенца в поле брали, и его волк утащил. То есть, судя по всему - это норма.
В деревнях тоже пытались внедрять ясли. И там , где это удавалось - добивались существенного снижения детской смертности.
http://www.situation.ru/app/j_art_309.htm
Про младенческую смертность она так и говорила, что даже не очень переживали, это было повсеместно. О подросших детях, конечно, горевали.
Их всего 2 - Рюриковичи и Романовы.
Ко времени правления Романовых все европейские династии были между собой в родственных отношениях. Ну и, соответственно, женились между своими.
Вы не припомните, чем страдал сын Николая II?
В принципе, да. Но не забывайте, что гемофилия А - это заболевание которое унаследовали от кролевы Виктории практически все европейские королевские династии.
Ее так и называли - "болезнь венценосных".
Доминантного - одного. Рецессивных - двух.
При близкородственных браках многократно возрастает вероятность именно рецессивных патологий, поскольку они обусловлены встречей 2 одинаковых дефектных генов, а среди родни такие сочетания будут встречаться намного чаще.
Именно поэтому и беременели через год. Когда кормят сиськой, обычно перерывы между детьми от 3 до 5 лет.
Я кормила именно сиськой и забеременела, дети погодки. А в те времена беременели через год, так как о контрацепции не знали и выживало из рожденных мало. Уже в советские времена, у моей бабушки из 8 рожденных детей выжило только 4. А уж сколько матерей в родах умирало, уже в 50-60 годах!
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Я написала - обыччно. Да, некоторые женщины и при активном кормлении беременеют через год или раньше. Но все же обычно интервал больше.
Если не лень-послушайте, там как раз на нашу тему песня. "Не пытай мня, мамка, про мое здоровье, а пытай про мое горе" И горя там - целый список
http://www.youtube.com/watch?v=-_AWbzBeKfM
Да страшно подумать :) И не только в бабах дело, вообще непонятно, как они там умудрялись жить.
Мы еще в школьные советские годы иногда рассуждали "вот бы родиться в 18 веке во времена царей, придворных дам". Помню, пошли в Екатерининский дворец на экскурсию и среди экспонатов обнаружили костяную палочку для чесания под париком. У них там во дворцах с ваннами были проблемы, вот все и завшивели :)
Вообще суфражистки молодцы. Ну и научно-технический прогресс нам помог. И мы молодцы, что попозже родились. Самое время. Еще помним, как вату вместо Олвейс использовать, но сеном никогда не пользовались :)
Ну, костяная палочка - полбеды) У знатных дам на поясах драгоценные блохоловки висели. Вычесывать вшей из волос было обычным делом как у простого народа, так и у знати. Про Людовига 14-го так вообще известно, что он практически за всю свою взрослую жизнь только один раз пронимал полную ванну... Но усиленно пользовался духами, помадой, переодевался нескоько раз на дню в свежую одежду. Дворцы, тот же Версаль, после нескольких месяцев жизни в нем короля со всем его двором, превращалисьв клоаку - король просто переезжал на время в другой дворец, а Версаль мыли-чистили, готовили для следущего приезда... - неаппетитные времена были. Причем везде
Моя прабабка рожала в 1910-1921- 10 детей, 8 выжили, но они "крутые" были-прадед парикмахером был (всё происходило в Белорусии). 7 высшее образование получили перед или во время войны. В 38г. три сына купили полдома в МО, перевезли маму и всех остальных. 2 в войну пропали.
НО- у прабабки было дикое опущение - у нее матка МЕЖДУ ног болталась, она ее руками заталкивала обратно и чем-то подвязывалась...
я о таком часто слышала, это от частых родов раньше бывало нередко. Сейчас-то это как-то ушить можно.
Не только от частых родов. еще от чрезмерной физической нагрузки. Не зря мамы девочкам всю жизнь говорят тяжелое не поднимать.
Сейчас это регулируется специальными маточными кольцами.
Недавно такое маминой соседке покупала на даче, бабулька всю жизнь мешки с картошкой тягала, детей всего двое. Говорит, еле ходила последнее время.
у моей бабушки было полное выпадение матки.
она действ-но носила что-то, чтоб она физически не болталась между ног.
это оч.тяжело :( и в 65 лет она согласилась на операцию, т.к. больше терпеть не могла. кроме физич. дискомфорта это как-то влияло на гипертонию.
после операции 2 года плохо заживал шов (старый человек, плохая регенерация), мы возили её на перевязки в п-ку.
но в общем и целом, её состояние НАМНОГО УЛУЧШИЛОСЬ!
перестали мучить гипертонич. приступы, она смогла нормально ходить.
и сейчас ей уже 77 лет)))
у бабушки было 5 детей , 1 девочка погибла в младенчестве от краснухи.
Угу. Там такое резиновое кольцо. Есть 65 и 68мм. Стоит около 250р.
Его внутр вставляют, оно распирается и поддерживает.
После прочтения статьи, которая была приведена выше (очень интересная статья о летних новорожденный в России), возникло два вопроса: там был упомянут морковный сок для младенцев. Каким образом его делали? Не в Вита-миксе же. Второй вопрос: каким образом татарским женщинам так повезло, что показатели лучше получились? Им в поле не приходилось работать? Где тогда?
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
А откуда у них поля в степи и при кочевом образе жизни? Мужья набег на соседей сделали - вот и покушали и прибарохлились.
Или вы про оседлых татар? У тех, что побогаче батраки были
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
к 19 веку уже имеются в виду, конечно, оседлые:):):)
Я была в татарской деревне в Мордовии. Меня по хорошему поразила основательность в подходе к хозяйству. Большинство домов крепкие, красивые, с 2 дворами. Все очень чисто и ухожено. Русская деревня на ее фоне производила безрадостное впечатление. Видимо, бытовая культура иная.
А если говорить о кочевниках вообще, то до тех пор, пока они не стали оседлыми, рождаемость контролировалась естественным образом: для переходов с одного места стоянки на другой, женщине приходилось тащить мелких фактически на себе (если мы говорим о бедной семье). А переходы могли быть дальними. Поэтому рожать следующего лучше тогда, когда старший уже самостоятельно и проворно сможет поспевать за всеми.
Молоко кобыл и мясо - основной рацион.
Вы смотрели фильм "Урга. территория любви"? Там мущина приносит жене вареное яйцо и с каким удивлением и удовольствием они его рассматривают и поглощают и делятся им друг с другом.
потом, при скотоводческом образе хозяйствования женщина не пашет в поле с утра до ночи. У нее иные заботы.
Плюсанусь к татарской деревне. Правда я про современную могу то же самое рассказать, так как была там прошлым летом. Разительно отличается от русской деревни и все именно так, как Вы пишете... большие крепкие основательные дома, везде чистота, все ухоженное, ни одного пьяного за 10 дней не увидела (!), и женщины все очень хорошо выглядят, хотя никаких процедур, понятное дело, никто не делает.