Что это за обычаи?
Вот скажите мне, откуда пошло, что когда человек умирает, обязательно завешивают зеркала, а на поминках ставят у фото покойного рюмку водки и кусок хлеба. По-моему ничего общего с христианством это не имеет. Скорее всего имеет отношение к язычеству. Растолкуйте мне плиз.
ЗЕРКАЛО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ
ВРЕМЕНИ И ЧЕЛОВЕКА
При изучении наследия Н.А. Козырева прежде всего концентрируют
внимание на его концепции времени. Согласно гипотезе этого, без преуве-
личения можно сказать, выдающегося астрофизика, время – это одна из
основных форм энергии Космоса, принцип упорядоченности всех процес-
сов во Вселенной. Время обладает не только направленностью, но и плот-
ностью. Н.А. Козырев отмечал, что все процессы (где есть причинно-след-
ственные переходы) выделяют или поглощают время. Мы же хотим обра-
титься к одному из инструментов, который использовал Н.А. Козырев в
своей гипотезе (а после него его последователи – в экспериментах) – к
зеркалу.
Согласно его гипотезе, специальная система вогнутых алюминиевых
зеркал может фокусировать различные виды излучений. Эту систему ис-
пользуют и в экспериментах, посвященных исследованию «информаци-
онного поля» Земли. Что отражается для человека, помещенного в фокус
этих вогнутых зеркал? Его собственные отраженные излучения.
Сама по себе идея использования зеркала для познания не нова: неда-
ром с ним связано так много табу и примет. Так, в некоторых культурах су-
ществует обычай занавешивать зеркала в доме, когда там находится покой-
ник; зеркала использовали как защитное средство от порчи (потому что они
отражают завистливые и злобные взгляды, возвращая их тем, кто их по-
слал); запрещали смотреться в зеркало маленьким детям (в некоторых об-
ластях Германии считалось, что если ребёнок посмотрится в зеркало до
того, как ему исполнится год, то он вырастет тщеславным или глупым, в
Англии – что он может умереть); запрещалось смотреться в зеркало при
свете лампы или свечи (в Швеции считали, что девушка в этом случае ли-
шится привлекательности, в Германии увидеть в зеркале при свете свечи
одновременно себя и чёрта ведёт к смерти) и т.п.
Плохой приметой считается разбить зеркало. Бомбейские сунниты за-
крывают зеркала, прежде чем ложатся спать. Поверьям о зеркалах
родственны легенды о двойниках. Считалось, что увидевший своего двой-
ника человек должен умереть в течение года. В Германии народная тради-
ция запрещает смотреть на свою тень. Способность зеркала отражать ужас-
ное и немыслимое и возвращать его хозяину описана в легенде о Персее,
отрубившем голову горгоне Медузе, благодаря тому, что она увидела своё
отражение в его отполированном до зеркального блеска щите и окаменела.
В мифах, народных приметах зеркальные отражения, двойники, тени
рассматриваются не как оптические явления и не как галлюцинации, а как
вполне реальные эфирные тела, в которых может обитать дух, обладающий
«дурным взглядом». Отсюда и многочисленные запреты оборачиваться при
совершении магических действий. Так, запрещено было оборачиваться Ор-
фею, когда он отправился в подземное царство мёртвых за Евридикой.
148
Зеркало коррелируется не только с пространственными подобиями, но и со
звуковыми (например, эхо как отзвук).
Считалось, что зеркала оказывают воздействие и на животных: в Гер-
мании домашних животных пытались приручать с помощью нехитрого
обряда, заставляя их трижды взглянуть в зеркало.
Примечательно, что зеркало ассоциируется с женским началом. Так,
у хеттов существовала магическая процедура восстановления нарушенных
половых функций мужчины. Больному давали зеркало и веретено и, когда
он проходил с ними в руках через ворота, их отбирали, а ему вручали лук,
говоря при этом, что у него отняли женственность и вернули ему муже-
ственность.
Да, зеркала выражают, с одной стороны, человеческое стремление к
подлинности, выразительности: «Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду
доложи». Но что является объектом отражения для зеркала? Всегда ли тот,
кто находится перед ним? Сама постановка вопроса двойственна: тот, кто
стоит перед зеркалом – субъект. И он отражается. При этом говорят: «Мы
смотримся в зеркало», – то есть употребляют возвратную форму глагола.
Мы смотрим на себя посредством зеркала, но и из зеркала смотрят на нас.
С другой стороны, смотреться на себя стоит для того, чтобы собой
полюбоваться или себя изменить. Но зеркала обманчивы: мы поднимаем
правую руку, а в зеркале видится всё наоборот. Переворачивая изображе-
ние, зеркало выдаёт сходство за тождество. Левое похоже на правое, но не
равно ему. Мы с лёгкостью адаптируемся к этому зеркальному отражению.
Не потому ли, что зеркало выражает стремление человека к притворству,
искажению, симуляции?
В результате приходится вернуться к первому вопросу: кто смотрит-
ся в зеркало – сам человек или его образ, увиденный глазами друга-недру-
га. Случайно брошенное замечание (от похвалы до недоумения или недо-
вольства нашим внешним видом) заставляет нас пристально всматриваться
в своё изображение. Мы ищем в своём отражении то, что увидели в нас, со-
глашаемся или нет, радуемся или печалимся и… отходим от зеркала… на
некоторое время.
«Симулятивное псевдобытие», рождённое отражением в зеркале,
живёт своим временем, вторгающимся в наше реальное время. Взаимопере-
плетение времени реального с теми временами, которые рождены отраже-
ниями и закреплены в фотографиях, дневниках, воспоминаниях, мечтах и
других видах проекций – образуют то поле темпоральности, которое никак
нельзя уподобить пространству.
Мы называем все виды отражений реальных предметов проекциями,
чтобы подчеркнуть, во-первых, их вторичный характер по отношению к
первоначальной реальности и, во-вторых, то, что отражения имеют мень-
шее количество измерений. Это наглядно видно в начертательных проекци-
ях, когда трёхмерная пространственная фигура проецируется на двухмер-
ную плоскость. Зеркало подобно живописной картине: изначально обман-
чиво на двумерной поверхности она представляет нам трёхмерный образ.
Четвертичность и всякая следующая за ними «личность» означает
призрачность, иллюзорность, ирреальность и даже химеричность происхо-
«ПРИЧИННАЯ МЕХАНИКА» Н.А. КОЗЫРЕВА СЕГОДНЯ: PRO ET CONTRA
дящего. Но можно утверждать и прямо противоположное: на двухмерной
плоскости можно строить проекции предметов какого угодно количества
измерений. Каковы критерии определения реальности первого порядка, той
реальности, которая отражается?
Её трёхмерность (из одной точки мы можем провести лишь три вза-
имно перпендикулярных прямых), данные наших органов чувств (которые
нас часто вводят в заблуждение), спасительный якорь «практики – критерия
истинности», наконец, наша онтологическая уверенность в том, что мы на-
ходимся по эту сторону зеркала.
Поверхность зеркала разделяет две реальности: посюстороннюю и за-
зеркалье. Зазеркалье можно понять как симулятор-модель, подчиняющую
своему господству вполне реальные силы (Ж.Бодрийяр). Нам важно опре-
делить, какой из этих миров является первичным, а какой – его проекцией,
или же между ними устанавливается кольцо взаимно-проективного отно-
шения. Ж.Бодрийяр верно подметил, что, вступая в мир симулякров, любая
вещь становится знаком оперативного превращения объекта во что-то дру-
гое (например, товара – в ценность).
Сама поверхность зеркала может быть представлена как граница
между посюсторонностью и потусторонностью, между осознанным и не-
осознаваемым, между естественным и искусственным, светом и тьмой,
жизнью и смертью, настоящим и прошлым (или будущим). Действительно,
«смотрясь, вглядываясь» в своё отражение, мы сознательно ищем какие-то
известные черты или изъяны. А непреднамеренный, мимолётный, случайно
брошенный взгляд на своё отражение заставляет увидеть себя с неожидан-
ной стороны. Таким образом, зеркало как артефакт объединяет собой два
полюса: «я и не-я», «внешнее – внутреннее», «живое – неживое», «правда –
кривда».
Узнавание себя в зеркале происходит через соотнесение своего вну-
треннего «я» с изображением в зеркале. Сам процесс этого осмысления рас-
падается как минимум на два акта: соотнесение своего облика с внешно-
стью, принятой в культуре, и поиск выражения своего внутреннего «я» во
внешнем облике того, кто отражается в зеркале. Осмысление этих соотно-
шений осуществляется через поиск единого основания противоречия меж-
ду полюсами, через снятие его.
Снятие противоречия – это такое его преобразование, когда изменя-
ется не одна из его сторон, а изменяются они обе, взаимно. От того, каков
результат осмысления, зависит основанное на этом снятии дальнейшее по-
ведение индивида. Если действительного снятия не произошло, то поведе-
ние будет направлено на изменение лишь одного из полюсов: или своего
внутреннего «я» через уход в себя, или своего внешнего облика. Оба вари-
анта лишь внешне изменяют личность.
Если же снятие противоречия действительно произошло, то личность
будет воспроизводить себя через совершенствование как своего внутренне-
го, так и внешнего содержания. Подчеркнём, что поскольку отношение че-
ловека к миру опосредствуется смыслом, то и в зеркало человек смотрит не
непосредственно. Здесь рождается ещё одно противоречие: между зеркаль-
150
ностью как непосредственностью и абсолютностью и наличием смысла как
опосредованностью.
Зеркало создаёт возможность увидеть себя со стороны (но своими
глазами), возможность «раздвоить» себя на «Я» и «Отражённый Я» («Дру-
гой»). Между человеком, глядящим в зеркало и его отражением устанавли-
вается поле взаимодействий: всматриваясь в себя, человек одновременно
изменяет себя «на своих глазах»: изменяет мимику, выражение глаз, улыб-
ку, позу, форму причёски, движения. Само зеркало не «запоминает» изоб-
ражение, его запоминает человек, и соотносит этот зрительный образ со
своим самоощущением. Отражение в зеркале не статично: оно многократно
меняется.
Не случайно был изобретён трельяж – трёхстворчатое зеркало, даю-
щее изображение одновременно с трёх позиций. И все эти изображения и
их изменения – явления субъекта самому себе. Но зеркало коварно: когда
человек смотрит в него – у него одно выражение лица, стоит отвернуться –
и выражение может измениться. Об этом писал ещё М. Булгаков в «Теат-
ральном романе». Его герой, драматург С.Л. Максудов, пытается произве-
сти хорошее впечатление на могущественного Ивана Васильевича, возглав-
ляющего Независимый театр.
Тут-то и происходит «драма с зеркалом»: «…я стал производить ре-
петиции по ночам. Я брал маленькое зеркало, садился перед ним, отражал-
ся в нём и начинал говорить… И всё шло как нельзя лучше. Порхала на гу-
бах пристойная и скромная улыбка, глаза глядели из зеркала и прямо и
умно, лоб был разглажен, пробор лежал как белая нить на чёрной голове.
Всё это не могло не дать результата, и, однако, выходило всё хуже и хуже.
Я выбивался из сил, худел и немного запустил наряд…. Однажды ночью я
решил произвести проверку и, не глядя в зеркало, произнёс свой монолог, а
затем воровским движением скосил глаза и взглянул в зеркало для про-
верки и ужаснулся. И зеркала глядело на меня лицо со сморщенным лбом,
оскаленными зубами и глазами, в которых читалось не только беспокой-
ство, но и задняя мысль. Я схватился за голову, понял, что зеркало меня
подвело и обмануло, и бросил его на пол».
Зеркальные отражения дают материал для непрерывной интерпрета-
ции чувственных впечатлений, тех человеческих значений, которые прояв-
ляются в мире культуры. Человек учится перестраивать свой внешний об-
лик соответственно своему внутреннему ощущению «Я». В его внешней
представленности более или менее удачно объективируется жизнь индиви-
дуального духа: недаром говорят, что глаза – зеркало души.
М. Бубер был убеждён, что только отношение «человек с человеком»
является фундаментальным фактом человеческой экзистенции, «Я» стано-
вится собой лишь через отношение к «Ты». Для М.М.Бахтина жить – зна-
чит участвовать в диалоге. Зеркало является прекрасным посредником в
этом диалоге, ставя на место «Другого» самое «я», но только в том виде, в
котором оно предстаёт перед самим собой.
Уникальность этого простого предмета обихода – зеркала – состоит
в том, что оно является посредником актов обмена между человеком и
культурой, между «я» и «другим», между внешним и внутренним, есте-
«ПРИЧИННАЯ МЕХАНИКА» Н.А. КОЗЫРЕВА СЕГОДНЯ: PRO ET CONTRA
ственным и искусственным. Через посредство зеркала разрешается оппози-
ция реального и воображаемого. Зеркало, таким образом, выполняет функ-
цию опознания, узнавания подлинного образа человека и, следовательно,
возможно его использование в дидактических целях. Но оно же играет и
другую роль: выступает как сила трансформации воображаемого – в реаль-
ное.
При этом не следует забывать, что эта сила принадлежит всё же не
зеркалу, а нашему воображению. Для выполнения функции посредника
между реальным и его отображением необходимо наличие важнейшего
условия: должна присутствовать подлинная реальность. В противном слу-
чае отношение «переворачивается» и зеркальное отображение, сила об-
разов воображения, закреплённая в зеркалах, начинает господствовать над
первичной реальностью. Особенно наглядно это проявляется в том трепет-
ном отношении к зеркалам, которое существует во всех культурах.
Благодаря зеркалу становится возможным выразить то, что является
видимым, но в то же время остаётся неузнанным. Зеркало выступает в сво-
ей дидактической функции тогда, когда обучает новому видению предме-
тов – видению в перспективе. На это указывал Леонардо да Винчи, подме-
тивший, что живописцы находят в поверхности плоских зеркал учителя,
раскрывающего значение светотени и сокращения каждого предмета в пер-
спективе. Поэтому зеркало, по Леонардо, должно стать умом художника.
Способность зеркала не только отражать, но быть посредником меж-
ду реальным и воображаемым, была использована не только в повседнев-
ной жизни: зеркало превратили в поэтический символ – в знак, несущий в
себе тайные смыслы. Прекрасна загадка: что собирает холодную росу, но
само не холодно; с его помощью извлекают огонь, но оно не горячо? Эта
метафора зеркала широко используется в даосской традиции. В даосской
философии зеркало рассматривалось в его способности не столько отраже-
ния, сколько выявления всего, что происходит в мире человека (и внешнем,
и внутреннем).
Сознание, уподобившееся чистому зеркалу, освобождается от житей-
ской и умственной рутины, что позволяет ему переживать каждое событие
с первозданной свежестью восприятия, как будто оно находится у истоков
рождения мира. Последователи даосской философии сравнивали «пустот-
ное» сердце мудреца с зеркалом, бесстрастно приемлющим бытие, но не
считали зеркальность мертвым отражением истинно-сущего. Зеркало не от-
ражает, а является пустым, и эта пустота зеркала соответствует в даосизме
подлинной жизни. Известный афоризм из «Дао дэ цзина»: «Человек следует
земле, земля следует Небу, Небо следует дао, а дао следует (определяется)
самому себе» как раз и наталкивает на такое понимание зеркальности.
В.В. Малявин заметил, что даосский мудрец перестает видеть в
зеркале простое отражение окружающего мира, он как «наследник древних
представлений о магической силе зеркала, переживает таинство открытия
подлинности в иллюзии, безусловной реальности мира, помещенного в
зеркало» [1, с.55]. Подобная традиция прослеживается и в современной
прозе. Так, в романе американской писательницы китайского происхожде-
152
ния Э. Тань «Клуб радости и удачи» есть вставная новелла «Американский
перевод».
В ней китайская женщина использует образ-символ зеркала: во-пер-
вых, зеркалу приписываются магические свойства (поскольку неправиль-
ное положение зеркала может повлиять на возможность зачатия детей); во-
вторых, описывается способность Ин-ин Ст. Клэар «увидеть мир в
зеркале», предполагающей «осознание символической равноценности всех
данных опыта – того простого факта, что все образы как внешнего, так и
внутреннего мира располагаются в нашем восприятии на одной плоскости»
[2, с.204].
Зеркала отражают и возвращают смотрящемуся в них человеку не
только то, что воспринимает его орган чувственного восприятия – глаза, но
и то, что он представляет и мыслит, то, что он «узревает» внутренним зре-
нием. В данной новелле в зеркале отражается воспринимаемый китайской
матерью и недоступный для американской дочери иллюзорный, внутрен-
ний мир: «Это внутри… Посмотри вовнутрь, скажи мне, разве я не пра-
ва? В этом зеркале мой будущий внук, уже следующей весной сидящий на
моих коленях».
В этом же романе Э.Тань вновь использует символ зеркала: оно вы-
ступает как магический кристалл, с помощью которого можно видеть то,
что скрыто от человеческих глаз. Одна из героинь романа в решающий мо-
мент своей жизни, перед свадьбой с нелюбимым человеком, размышляет о
своей несчастной участи. Внезапно налетевший сильный ветер меняет её
самоощущение: «Я вытерла глаза и взглянула в зеркало. Я удивилась тому,
что увидела. На мне было великолепное красное платье, но то, что я уви-
дела, было ещё более ценное. Я была сильная. Я была настоящая. Мои ис-
тинные мысли никто не мог увидеть, никто не мог забрать их у меня. Я
была, как ветер. Я откинула голову назад и гордо улыбнулась своему отра-
жению. И затем я надела на лицо большой вышитый красный шарф, за-
крыв им и свои мысли. Но даже под шарфом я знала, кто я. Я дала обеща-
ние себе: я всегда буду помнить пожелания моих родителей, но и не забуду
о себе» [5, с. 2931].
Понимание и использование зеркала как магического кристалла опи-
сано Папюсом. Обычно оно имело форму хрустального шара, отражающего
свет. Его назначение состояло в том, чтобы сосредоточить в одном пункте,
как считали маги, астральный свет (а мы бы сказали, что сконцентрировать
внимание, освобождающее, делающее «пустым» наше сознание от всех вто
ростепенных деталей) и установить связь нашей личной жизни с жизнью
всеобщей, с «хранителем форм» [3].
Даосский символ зеркала имеет ещё одно незаметное на первый вз-
гляд, но очень важное в жизненной практике человека измерение – этиче-
ское. Мудрый человек, по Чжуан-цзы, есть то зеркало, в котором каждый
человек опознает свой подлинный неведомый образ и которое высветляет
природу всех существ. Вместо того чтобы подчинять своей воле других или
подчиняться самому, он являет собой зеркало, благодаря которому каждый
может узнать себя в себе и примириться с самим собой [2].
«ПРИЧИННАЯ МЕХАНИКА» Н.А. КОЗЫРЕВА СЕГОДНЯ: PRO ET CONTRA
Образ зеркала в европейской философии возникает в неоплатонизме.
По Плотину, каждая низшая ступень является подражанием более высокой:
точно так же, как некоторый предмет соотносится со своим отражением в
зеркале, или со своей тенью. Но с исчезновением предмета исчезает и его
отражение – тень (сравним с древнекитайским поверьем, что у даосских
святых и у детей, рождённых в преклонные годы, нет тени).
Материи присуще свойство – способность созидать призрачные
подобия. Сознание для Плотина также подобно зеркалу: достаточно повер-
нуть его в нужную сторону, и оно отразит находящиеся перед ним предме-
ты. Но условие этого отражения опять же состоит в состоянии внутреннего
покоя и отдохновения – для того, чтобы воспринять жизнь мысли. Наше со-
знание – это наше внутреннее зеркало, в котором отражаются наш разум и
дух. Образ зеркала как посредствующего звена, влияющего на характер от-
ражения, присутствует и в «Божественной комедии» Данте.
Идея зеркала коррелирует здесь с идеей прозрачности: иерархия кос-
мических зеркал, словно вода, частично отражает, частично пропускает
сквозь себя божественный свет. И далее можно проследить развитие идеи
взаимного отсвечивания противоположностей друг в друге, зеркального от-
ражения в спекулятивной философии (speculum – зеркало) как её централь-
ной идеи.
Образ зеркала нашёл своё применение и в психологии. В 1949 г. Жак
Лакан выступил на конгрессе Международной психоаналитической ассоци-
ации с докладом, посвящённым роли зеркальной стадии в формообразова-
нии личности. Зеркало здесь выступает как метафора отражения, роли
«идеального Я» в процессе осознания индивидом своего положения в об-
ществе. Сам Лакан оценивал концепцию «зеркальной стадии» как «ключе-
вое звено» своего вклада в психоаналитическую теорию.
Биопсихологи с помощью зеркала пытаются определить момент на-
чала самосознания у животных. Известен опыт, когда на лоб спящей шим-
панзе нанесли пятнышко краски; когда животное проснулось, его помести-
ли в другую комнату, где на стене висело зеркало. Обезьяна остановилась,
уставившись в зеркало, а затем подняла руку и дотронулась до пятна на
лбу. Этот эксперимент проводили с целью определить, какие животные
способны воспринимать себя как некие индивидуальности и осознавать
различия между собой и другими живыми существами.
Считается, что если животное узнаёт своё отражение в зеркале, то
оно обладает самосознанием. Шимпанзе всякий раз узнавали себя, а оран-
гутаны и гориллы – только иногда. Однако макакам это до сих пор не
удаётся. Чаще всего они пытаются напугать своё отражение, принимая его
за какую-то чужую обезьяну. Иногда они даже заглядывают за зеркало,
чтобы добраться до «незнакомца» с другой стороны. Подобный экспери-
мент проводили и со слонами: животные пытались просто пройти сквозь
стекло.
По-видимому, они принимали зеркало за отверстие, ведущее в другое
место, не понимая, что это твёрдый предмет. Следует отметить, что опыты
со слонами и макаками не подтверждают однозначно отсутствие у этих жи-
154
вотных самосознания: вполне возможно, что они просто не умеют об-
ращаться с зеркалом.
Но зеркало – всё же опасный инструмент самопознания: оно может
нас вводить в заблуждение. Поэтому возникла идея «честного» зеркала. В
1887 г. английский священник Джон Хукер получил патент на честные
зеркала. Идея была проста: поставить два зеркала под прямым углом друг к
другу, и тогда эффект двойного отражения перевернёт зеркальное изобра-
жение в обыкновенное.
Метафора зеркала не просто как предмета отражающего, но как отра-
жающего потому, что оно пусто, встречается в литературе достаточно ча-
сто. Так, в романе «Раскрашенная птица» Е. Косинский рисует диктатора
как «человека без свойств», в которого люди сами вкладывают свои ожида-
ния, вкладывают того, кто заменяет Бога в мире умершего Бога. Действи-
тельно, на свете есть люди, которые добиваются успеха не благодаря выда-
ющимся умственным или художественным способностям, а потому, что от-
вечают ожиданиям толпы (или публики, или других людей).
Они как зеркало отражают тех, кто находится перед ними, и это
отображение принимается благосклонно толпой. Один из примеров таких
людей – герой повести Ежи Косинского «Садовник» (1971) – Шанс. Шанс
умственно неполноценен, собственный дед держал его в заточении долгие
годы. Поэтому Шанс не умеет почти ничего, ничего не знает о жизни, и
лишь как попугай повторяет банальные фразы повседневного этикета, вы-
ученные с экрана телевизора.
И этого оказывается достаточно для того, чтобы войти в вашинг-
тонский высший свет! Ведь люди принимают лишь того, кто соответствует
общепринятой модели. Поэтому в глазах бизнесменов Шанс оказывается
бизнесменом, благородной жертвой финансовой депрессии, в глазах поли-
тиков – политиком, в глазах шпионов – шпионом, а во взглядах женщин –
неотразимым любовником.
Шанс, будто ходячее зеркало, перетекает из светского салона – в
телевизионную студию, оттуда – на дипломатический приём, и каждый на-
ходит в нём то, что хотел найти.
Е. Косинскому удалось продолжить метафору зеркала на телевиде-
ние. Довольный Калибан смотрится в электронное зеркало, сжимая в лапе
пульт дистанционного управления и говорит своему отражению: «Экий
урод! Как хорошо, что это не я!». Увидеть себя со стороны тоже позволяет
зеркало. При этом непривлекательность облика отчуждается и приписыва-
ется Другому.
О людях-зеркалах пишет и Макс Фрай в фантастическом романе
«Тёмная сторона»: леди Теххи – зеркало, она «быстро становится отраже-
нием своего собеседника. А уж их знаменитый папочка был наилучшим из
зеркал. Самая сокрушительная разновидность обаяния... Только когда она
очень испугана, огорчена или остаётся в одиночестве, тогда и появляется
настоящая Теххи – довольно редко..., да?... Можешь мне поверить, все бе-
седы с леди Теххи очень смахивают на приятное раздвоение личности...».
Он поднял на меня внимательные светлые глаза. «Его лицо показалось мне
здорово знакомым... и через несколько секунд я понял почему. Это было
«ПРИЧИННАЯ МЕХАНИКА» Н.А. КОЗЫРЕВА СЕГОДНЯ: PRO ET CONTRA
моё собственное лицо, вернее, почти моё.» «Все дети сэра Лойсо Пондохвы
были «зеркалами» – существами, отражающими своего собеседника» [4].
Сегодня, в условиях кризиса культуры, подмене внутреннего – внешним,
естественного – искусственным, зеркала не исчезают. Напротив, их стано-
вится пугающе много. Первые симптомы этого наблюдались, когда вошли в
моду зеркальные очки (скрывающие глаза рассматривающего Вас человека)
и вездесущая реклама (которая, по выражению Р. Барта, «не создаёт, а отра-
жает массовую психологию»). Именно реклама делает нас соавторами ре-
альности массовой культуры. Мир сделался зеркальным: но в нём мы дви-
жемся по замкнутому кругу: глядя вокруг, видим лишь себя.
Мы теряем Другого: везде тиражируется лишь наш внешний облик. Культу-
ра, в которой зеркало играет роль символа, отражающего не только внеш-
ность, но и внутренний мир человека, уступает место другой. В ней витри-
на магазина смотрит в зеркальную пустоту находящегося напротив офиса
или затемнённых стёкол проезжающей мимо машины. И страшно звучат
слова поэта В. Егорова: «И я плыву по зеркалам, в которых отражаться не-
кому».
Восстановление культурных ценностей должно сопровождаться возвраще-
нием зеркалу его предназначения – быть пустым для отражения богатства
мира, а не замещать собою пустоту.
Всматриваясь в зеркало, человек словно погружается в свой внутренний мир, пытаясь понять, кто он на самом деле есть. Глядя в зеркало, можно задавать себе вопросы, пытаясь разобраться в самом себе, в своих поступках, принятых решениях, можно спросить у самого себя – чиста ли у тебя совесть, насколько ты честен сам с собой и окружающими. Являешься ли ты тем человеком, которым себя вообразил, и каким хочешь, чтобы тебя считали окружающие?
В Древней Индии верили, что душа – это «мальчик-с-пальчик», «пуруша», обитающий в зрачке человека. Если «пуруша» добрый, он помогает людям, а если злой, то испортит человека. Получается как бы монолог с человеком, который находится внутри тебя, со своим «я». С настоящим «я», а не с тем, каким ты вообразил себе и пытаешься показать другим людям. Происходит как бы очищение и познание самого себя, своего истинного «я». Того, что не умирает, а наследуется в других жизнях. То, что мы можем улучшить, наделяя новыми положительными качествами, очищая и облагораживая, или, наоборот, своими мыслями, поступками убивая чистоту и благородство, тем самым закабаляя свою душу, – ведь это уже не вы, а масса плохих поступков, страстей, желаний.
Но слишком часто нельзя смотреть в зеркало, иначе может зародиться болезнь самолюбования, и тогда человек не сможет увидеть и оценить себя по достоинству. Он создает свое «эго», которое угодно ему, не спорящее с ним, – «эго» самолюбования. А это «эго» очень страшное, ибо при нем человек теряет свое истинное «я», и обратный путь очень тяжел, порой даже невозможен.
Зеркало – это как бы исповедь перед самим собой. Все то, в чем человеку трудно признаться, что находится в самых затаенных уголках его души. И если человеку удается дойти до этих глубин и проанализировать, осознать, понять свои ошибки, возможно даже неосознанные, то он полностью очищается, как бы заново рождается с очищенной душой.
Но это дано не каждому, ибо это очень трудный путь, и не у многих хватит сил, чтобы пройти его. Этот путь можно проходить последовательно, поэтапно, сначала избавляясь от видимых пороков, которые как бы находятся на поверхности человека, а затем проникая все глубже и глубже. И до какой стадии, ступени очищения человек дойдет, – это полностью зависит от его желания, силы воли. Таким образом можно избавиться от таких пороков, как курение, пьянство, грубость, несдержанность, лживость и т.д.
В Древней Индии существовало правило – не смотреть на свое отражение в воде, а если человек увидел во сне свое отражение, греки считали это предзнаменованием смерти. Жители Древней Индии боялись, что водные духи утащат отражение или душу под воду, оставив человека погибать. Таково, возможно, было происхождение мифа о прекрасном Нарциссе, который зачах и умер от того, что залюбовался своим отражением в воде.
Дети должны как можно реже смотреться в зеркало, поэтому его надо закрывать. Особо тщательно следует занавесить все зеркала, если в доме есть тяжелобольной или покойник. Когда он выздоровел или похоронен, зеркала можно открыть и вымыть, после чего обязательно зарядить на солнце (о методике зарядки зеркала будет рассказано ниже).
Теперь можно объяснить обычай закрывать зеркала и поворачивать их к стене после того, как в доме кто-то умер. Опасаются, что душа смотрящего в виде отражения в зеркале может быть унесена духом покойного, который, как обычно верят, остается в доме вплоть до захоронения. Этот обычай совпадает с обычаем жителей Новой Гвинеи – не спать в доме, где кто-то умер, из страха, что душа, выходящая из тела во сне, встретится с духом и будет им увлечена.
Столь же ясна причина, по которой больные не должны смотреть в зеркало: во время болезни, когда душа может легко улететь, ее особенно опасно выпускать из тела через отражение в зеркале. Точно так же поступают люди, которые не позволяют больным спать, ведь душа во сне уносится из тела, всегда есть риск, что она не вернется.
Если у вас в доме или на работе разбито зеркало, то необходимо немедленно выбросить его и ни в коем случае в него не смотреться, потому что если вы находитесь в доме с разбитым зеркалом, то будете часто болеть и все ваши дела будут «разбиваться» и «трескаться», как это зеркало. Разбитое зеркало – вестник неудач и разладов всех дел, и его необходимо выбросить так, чтобы оно упало отражающей стороной к траве, земле.
По поверью, если разбить зеркало, то в доме кто-нибудь умрет. Не следует также покупать разбитое зеркало, оно приносит несчастье. Если вы смотрите в большое зеркало, то желательно, чтобы вы были перевязаны вокруг талии матерчатой лентой или поясом. При покупке зеркало лучше выбирать на складе, чтобы до владельца зеркала в него никто не смотрелся. Принести домой, завернув в бумагу. Дома протереть чистой, сухой тряпочкой, чтобы снять информацию, и вынести на балкон или на улицу. Дать солнцу осветить все зеркало, говоря: «Отец мой, Солнце, освети мое зеркало до самых глубин», подержать его на солнце 5 минут и повесить на нужное место.
С помощью зеркала можно лечить психические заболевания, заболевания лимфы и крови, предрасположенность к наследственным заболеваниям, остеопороз, тахикардию. Для этого надо подойти к зеркалу и сказать: «Зеркало, зеркало, возьми все мои болезни и печали, а луч Солнца мне отдай». При этом необходимо пристально вглядываться в глубь зеркала. Затем зеркало нужно занавесить тканью в клеточку, а перед следующим использованием вымыть мокрой тряпкой и зарядить снова на солнце.
Зеркало является окном в другой мир, в мир, не до конца подвластный нашему пониманию, но способный влиять на нашу жизнь. Использование в разных обрядах зеркала является тому подтверждением.
Существует много старинных примет и поверий о разбитых или треснувших зеркалах, которые навлекают беду. Считается, что разбитое зеркало приносит несчастье. Это верно. Ведь зеркало, впитывая энергетику человека, создает в себе его энергетического двойника. Оно программирует в себе вибрации его персональной Ци. Когда зеркало разбивается, разбивается и его двойник. Распадается энергия, идентичная с персональной энергией человека, и, распадаясь, отрицательно воздействует на его энергию. Но, если вы разбили зеркало, не стоит отчаиваться. Несчастье можно предотвратить. Соберите все осколки, даже самые мелкие, и, стараясь не заглядывать в них, промойте их проточной водой и выбросите. Вода снимет с них ваше биополе, и никакие беды вам не страшны.
Но, с другой стороны, зеркало может предотвратить беду. Существует народная примета, предписывающая посмотреться в зеркало, если ты вернулся с полдороги: когда вы смотритесь в зеркало, вернувшись с полдороги, вы передаете ему свое раздражение, агрессию, а также все неудачи текущего дня. Ведь день уже начался неудачно: вы забыли взять что-то важное, уходя из квартиры. Значит, вы случайно попали в поток плохой энергии, и если вы не снимите ее с себя, заглянув в зеркало, то будете нести ее на себе до вечера. Только не забудьте очистить зеркало, когда вы вернетесь домой, ведь в нем осталась негативная энергия, которой вы его подзарядили.
Может зеркало явиться и залогом счастливой жизни. На Руси и во многих других странах жениху и невесте предписывалось постоять вместе перед зеркалом, чтобы сохранить любовь на всю жизнь. Влюбленные жених и невеста, обнимая друг друга, смотрятся в зеркало, подзаряжая его энергией своего счастья. Потом, когда их чувства немного поутихнут, зеркало будет воздействовать на них, возвращая им энергию их прежних чувств.
Зеркало, кроме того, являлось символом мудрости и богатства. Согласно учению фэншуй, зеркала являются мощнейшим оружием, сила которого, как сила любого оружия, может быть направлена как во благо человеку, так и во зло. Поэтому с зеркалами следует обращаться предельно осторожно. Все зеркала, независимо от их формы и размера, выполняют две основные функции.
Первая функция - это отражение и притягивание энергии.
Вторая - видоизменение пространства.
Отражение и притягивание энергии.
Зеркало способно отражать энергию. С помощью зеркал можно заблокировать свою квартиру или свою комнату от негативной энергии.
Самое магическое из всех — зеркало ба гуа, заключенное в восьмиугольную раму, украшенную триграммами, которые расположены в определенном порядке. Древние даосы использовали их на кладбищах, чтобы защитить могилы усопших. Считается, что такое зеркало обладает огромной силой. Поэтому и требует особо внимательного отношения.
С одной стороны, это крепкий щит против "отравленных стрел", направленных на ваше жилье. Если рядом с домом есть высокие острые предметы, даже просто одинокое дерево у порога или, скажем, фонарный столб, здания с остроконечными крышами, то негативную энергию ша, которую они излучают, зеркало ба гуа на входной двери легко нейтрализует.
Правда, сила отражения не безгранична: зеркало бессильно против стрел, которые в вас мечут скандальные и завистливые соседи, оно не сможет справиться с негативной энергией кладбища, больницы или милицейского отделения (по фэншуй это все один черт). На это можно сказать одно: неча на зеркало пенять, раз так случилось, что ваш дом в неправильном месте.
В такое специальное зеркало ба гуа нельзя не только смотреться, но даже вообще иметь дома, например, ставить на подоконник лицом на улицу. В помещении оно "работает" с точностью до наоборот — разрушает счастье и благополучие и отпугивает удачу.
Внутри восьмиугольной рамы ба гуа обычно помещено круглое зеркало — вогнутое, выгнутое или плоское. Вогнутое поглощает вредоносную ша, выгнутое ее рассеивает, а плоское просто отражает. Лучше всего купить один из двух первых вариантов, ведь обычное зеркало направит вашу ша на двери соседей. Ведь зло, причиненное другому, добра еще никому не приносило.
Зеркало необходимо вешать на дверь или окно для защиты так, чтобы триграмма Ли user posted image, соответствующая южному направлению, была наверху. Китайцы считают, что энергия юга более благоприятна, ведь тепло, без которого немыслима жизнь, идет с юга.
Найти правильное зеркало ба гуа можно в магазинах, где продаются принадлежности для занятий фэншуй.
Остальные зеркала — мирные, продаются в обычных магазинах и спокойно живут дома. Мастера фэншуй любят их за то же, за что и все остальные специалисты по интерьеру: зеркала множат свет, видоизменяют и увеличивают пространство.
К тому же зеркало обладает массой свойств, важных для практики фэншуй. Например, оно может сделать невидимым что-нибудь ненужное, например, неудачно расположенные ванную комнату или кладовку. Достаточно закрыть зеркалом дверь, и этих комнат в доме как не бывало.
С помощью отражающих поверхностей восстанавливаются "пропавшие" углы (это если комната или дом неправильной формы) и удваивается благополучие (поэтому зеркала в Китае вешают над обеденным столом). В магазинах зеркала часто помещают напротив кассы или прилавка: денег и товаров кажется больше: и это хорошая примета. Но надо быть аккуратным: зеркало, отражающее рабочее место, может удвоить не только прибыль, но и количество работы.
Круглые и овальные считаются более полезными для энергетики дома, чем прямоугольные. Последние лучше всего помещать в раму. Категорическим противникам рам предлагается округлить углы.
Вешать зеркало надо так, чтобы оно отражало что-то приятное и ценное. Ну, если не обеденный стол (в России это не принято), то красивый вид за окном или изящный уголок квартиры.
Вот еще несколько общих советов по правильному обращению с зеркалом.
Совет 1. Отражение человека не должно быть раздроблено. Не используйте зеркальную плитку, а также не приобретайте зеркало, состоящее из нескольких секторов. Дробя свое отражение, вы дробите свою персональную Ци. Дело в том, что когда вы смотритесь в зеркало, ваше биополе тоже притягивается к нему, а затем, отражаясь от его поверхности, воздействует на вас. Если зеркало дробит вашу Ци, она в таком неприглядном виде возвращается к вам и начинает свою разрушительную работу. Вы станете чувствовать себя разбитым, в мыслях появится разброд.
Совет 2. Человек должен отражаться в зеркале полностью. Давно замечено, что отражение без головы провоцирует головную боль, поэтому зеркало должно быть рассчитано на самого высокого члена семьи. Если в зеркале не отражаются ноги, то они будут у вас «гудеть» денно и нощно, поэтому нижний край зеркала должен быть как можно ближе к уровню пола. Проверьте, как вы отражаетесь в зеркалах вашей квартиры. Особенно это касается зеркала в прихожей: ведь это последнее зеркало, в которое вы смотритесь перед выходом из квартиры.
Совет 3. Покрытие зеркала не должно быть мутным, треснутым, надколотым и подпорченным. На какую часть вашего отражения придется ржавчина или пятно на поверхности зеркала, та часть вашего тела будет болеть. Если большое зеркало подпорчено в середине и пятнышко придется на живот вашего зеркального двойника, вы можете приобрести заболевания органов брюшной полости, если оно окажется на груди - ждите болезней сердца или легких.
Совет 4. Зеркало должно быть заключено в раму, тогда внутренняя Ци смотрящегося в зеркало человека не будет рассеиваться. В противном случае, отраженная Ци человека будет рассеиваться, делая рассеянным и своего хозяина.
Совет 5. Занавешивайте зеркала, если в доме умер человек, стараясь не заглядывать в них. Этот русский народный обычай очень легко объясним с точки зрения фэн-шуй. Даже если покойник и не будет отражаться в зеркале, зеркало притянет к себе энергию смерти, витающую по квартире, и сможет навредить здоровью смотрящихся в него людей. Ведь оно будет воздействовать этой энергией на их персональную Ци. По русскому поверью, тот, кто будет смотреться в зеркала, находящиеся в квартире, где лежит умерший, вскоре умрет сам.
НИКОГДА
—не держите в помещении зеркало ба гуа;
—не помещайте зеркало напротив входной двери —ци как войдет, так и выйдет вон;
—не вешайте зеркала одно напротив другого —они просто будут гонять благотворную энергию, как мячик;
—не вешайте зеркало так, чтобы в нем отражался спящий человек. Если же вам необходим этот предмет в спальне, пусть будет круглым;
—не оставляйте зеркало прислоненным к стене —это чревато хаосом и разрушениями;
—не используйте треснувших зеркал;
—не забывайте их тщательно протирать от пыли и грязи —лишние прыщи, даже если их нет, никому не нужны;
И последнее: во всем важна мера. Слишком много зеркал в квартире чревато раздвоением личности.
Видоизменение пространства.
Зеркала обладают способностью визуально расширять пространство, поэтому их рекомендуется вешать в узких, давящих на внутреннюю энергию человека помещениях, например, в прихожих, коридорах и тесных комнатах. С помощью зеркала можно восполнить недостающую по восьмиугольнику Ба-гуа зону квартиры и комнаты, если план квартиры и план комнаты имеют неправильную форму. Если поместить зеркало на стену, за которой должна была бы находиться недостающая зона, оно создаст иллюзию её присутствия не только для человека, но и для поступающей в квартиру энергии. Зеркало может скрыть помещения, создающие отрицательную энергию, и защитить от их влияния энергетику жилья. Избавиться от неблагоприятной энергии, идущей из канализации можно, повесив на дверь туалетной и ванной комнат большое зеркало. Оно символически уничтожит "нехорошие" помещения.
Другие свойства зеркал.
Помимо перечисленных, зеркало обладает еще некоторыми качествами. Например, оно может создать дополнительное освещение, отражая источник света. Недостаток солнечного света или электрического освещения можно исправить с помощью зеркал. Зеркало относится к элементу Вода. Как корректирующий инструмент, его можно размещать во всех зонах дома - там, где оно окажется полезным. Как стимулятор работы секторов, его следует размещать в северных (сектор карьеры), восточных (сектор семьи) и юго-восточных (сектор богатства) секторах комнаты. Издавна считалось, что зеркало, как губка, впитывает в себя то, что отражает, и оставляет это в своем Зазеркалье. С точки зрения фэншуй это тоже объяснимо, если допустить, что зеркало, как и все предметы, не только отражает энергию, но и оставляет ее в себе. Поэтому мастера фэншуй рекомендуют время от времени очищать зеркало, так как оно впитывает в себя не только положительную, но и отрицательную энергию.
Причем впитывает оно не только природную и небесную энергию, попадающую в нашу квартиру с улицы, но и персональную энергию личности. Зеркало накапливает в себе проблемы, эмоции и даже болезни хозяев отражения. Чем-то обиженные на вас люди могут через ваше зеркало наслать на вас "порчу" - ведь то, что мы называем сглазом или порчей, есть не что иное, как воздействие на нас негативной энергии, выделяемой враждебно настроенными по отношению к вам людьми. Чтобы нанести вред организму человека, им достаточно, глядя в ваше зеркало, передать ему свои мысли.
Очищая зеркало, вы снимаете с него накопившиеся внутри него негативные поля. Достаточно протереть его поверхность солевым раствором или серебряной водой, а затем тщательно вымыть так, как вы обычно это делаете. Чистое зеркало будет не только приятно вашему глазу, но и вашей душе, ведь с него сотрется грязная информация. По этой же причине рекомендуется как можно чаще протирать зеркала в прихожей и в гостиной, так как в этих помещениях квартиры чаще, чем в остальных помещениях, находятся посторонние люди. На способности зеркала впитывать энергию основаны все упомянутые выше народные приметы.
А почему это должно быть именно христианским? Это обычаи, которые идут из гораздо более поздних времен.
Вот мне бы и хотелось узнать, почему и откуда это пошло...
Ведь вроде отпевают в церкви, а потом такое...
А на могилу еду и конфеты ложить и еще сидеть там же, зная что под тобои трупы лежат разлагаются, и кушать холодец да котлеты?? Ето вообще мрак... Я еще подростком от етого шарахалась, так моя семья ето как семеиную обиду воспринимала. Слава Богу живу теперь за бугром, нет больше повинности все ето каждыи год отбывать. Тут пришел, положил цветочки, постоял немного и ушел.
А еще больше меня добивало, как на похороны заказывали оркестр, чтобы вся округа слышала и несли етот гроб через всю улицу, парни из оркестра наяривают погромче, бабы ревут, ума лишаются от етои музыки надрывнои, а парни еще больше етим тарелками золотыми бабах! Все ревут еще больше, стонут. Вот зачем такие спектакли устраивать? Сеичас вроде етого нет, не знаю, но в детстве помню ето регулярно. У меня ето все вызывало тихии ужас просто. А потом все толпои на кладбище хавать.
Спрашивала у священника. Сказал, что к православию это точно отношения не имеет, что суеверие и пр. ересь. Но принято, да. Видимо, ещё из язычества идет, как и многое в наших традициях.
Спасибо за ответ. Мне главное знать, не идет ли это вразрез с православием? Как церковь к этому относится?
И еще хочется узнать, какое именно объяснение этому. Например зеркало. В чем смысл этого? Ну хлеб с рюмкой понятно еще, вроде как у египтян хоронили своих со всем богатством и слугами, лошадьми, типа на том свете пригодится.
Я о том, что хлеб и рюмка - хотя бы смысл понятен, в отличие от зеркала. Хотя и это тоже вразрез с верой. Душа, она не хлеба просит - и так ясно)
Обалдеть, сколько суеверий. Самое интересное, что кто-то в это верит :). Любые суеверия идут вразрез с православием.
Теория Козырева, кстати, признана псевдонаучной, относящейся к области мистики.
З.Ы. Мне всегда было непонятно, зачем создавать тему анонимно, а потом на нее отвечать.
Ну я спрашивала... А где мои ответы на мои собственные вопросы? Или я что-то не поняла...
На счет суеверий согласна:)
Вы меня совсем запутали). Ну да ладно...
Я может хотела услышать от тех, кто знает без инета. В инете я могла бы и сама.
она Вас не запутала, она указала Вам, что Вы и есть автор. Я тоже думаю, что такое утверждение соотвествует действительности :-) Посмотрите на время отправления первых пяти постов, включая свой, авторский.
маловероятно :-) и не 3, а 5 первых постов :-)
Логики нет в таком просто мгновенном ответе из поисковика. Никак не уложиться в 5 минут, хоть ты тресни :-)
Ну вы даете блин... Мне делать что ли нечего? Такие вопросы задавать, потом рыться в поисковике и выкладывать)))).
Аняяяяя, скажи, что ты это ты. А я не ты вовсе.
Совсем люди с ума посходили, ей богу)))
Действительно в вашем обвинении совершенно нет логики...
Ой, да ну вас. Надоело оправдываться. Меня интересуют ответы по теме. Не знаете, что ответить, пройдите мимо.
Я про рюмку с хлебом в основном. Возможно, раньше и не рюмка была, но тоже какие-то еда-питье. А первые стеклянные зеркала появились в 1 веке н.э. Но ведь раньше были какие-то металлические наверное?
Медные были, отполированные до зеркальной поверхности. Насколько я знаю, их подносили к умершим, проверить, есть дыхание или нет (к занавешиванию это не имеет отношения)
Я вам выше ссылку дала, там священник объясняет и традицию и отношение своё к этому
Да, топ был в ВО, и автор спрашивает именно о православии: http://eva.ru/topic/88/2515340.htm?messageId=62459383
приводя в цитатах "Причинную механику" Козырева как научную теорию с ее "научными" гипотезами, якобы эмпирическим подтверждением и пр.
Автор может запросто аналогичную тему создать в разделе Вероисповедания, если ее именно Православие интересует
есть ещё одна теория на этот счёт. Как-то был здесь похожий топ. По-моему, существует объяснение у Даля, известного русского исследователя фольклора.
Зазеркалье - сложный лабиринт. Душа усопшего может попасть туда и заблудиться. Чтобы этого не произошло и завешивают зеркала.
Живу 15 лет за бугром. Ничего подобного здесь и близко нет. Россия была и есть языческая страна. А как Вам ложить умершему предметы обихода с собои в гроб, типа на том свете пригодятся? А всякие приметы, забобоны, да много всякои хрени, в которые люди искренне верят и боятся оступиться. А поклонение на коленях перед иконами всевозможным умершим старцам, святым то есть, их мощам (ТРУПАМ то есть), молитвы Скоропослушнице (кто ето кстати?), всевозможным святым, просьбы к НИМ, не к Богу, заметьте, исполнить то-то и то-то? Чтение Отче наш 7 раз чтобы получить что-то опрделенное, 10 раз для чего-то другого. Больше на заговор похоже, которыи бубнят 7 раз, чем искреннее обращение к Богу в простои молитве.
Язычество есть поклонение всевозможным мелким богам, а не Единому Богу, что мы и наблюдаем в православии, равно как и католицызме.
"Поклоняися Богу одному, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим"
"Не создаи себе кумира, ни изображения его ни на земле, ни на небе, ни под водою. Не поклоняися им и не служи им, ибо Я Господь Бог твои, Ревнитель, наказывающии детеи за вину отца до третьего и четвертого колена."
1 и 2 заповедь библеиские. Откуда тогда изображение святых на иконах и поклонение им? Такое впечатление, что православные Библии никогда в глаза не видели и етих заповедеи. Тогда кому они поклоняются?
все смешалось в голове у вас: язычество, незнающее библии православие... :) Это он ненависти к исторической родине или желанию убедить себя, что вы умнее других?
Скажите, за каким бугром живёте и какая вера в вашей бугристой местности, идеальная вы наша?
а это судя по всему пораженый моск свидетелями иеговы, прям оч. прослеживаются тенденции...а еще красноречиво проскачило слово "ложить", а не как по русски говорят "класть", ясно какое забугорье?))))