Товарищи Лингвисты, помогите?
Спор тут завели со знакомым, о грамматике. Такой вопрос. Вроде бы, было какое то правило, про ОРО, ОЛО, ЕЛЕ и ЕРЕ. Ну, вот слова мОЛОко, кОРОва, мОРОженое, бОРОда и т/д. И, иже с ними пЕРЕход, пЕРЕвал, бЕРЕг... Так вот вопрос, было ли правило, или это совпадение? и, почему тогда пАРОль и кАЛОша - эт исключения? Или мы вообще за уши чета притянули, и правила такого нет? ))))
ере\еле такого вообще нет, а оро\оло- это правило в 1-2 классе проходят, оно в случае, если сомнение а или о, а в пароле соомнений нет.
да это же иноязычные слова, хрен их проверишь.
пароле, пароле, пароле... помните песенку? вот и вся проверка.
Это правило имеет отношение только к словам славянского происхождения. Они имеют в своей основе корни ОРО, ОРО, ЕРЕ, ЕЛО. Изначально в таких корнях подразумевалось чередование гласных.
Молоко-млеко, Володимир - Владимир, мороз - мраз, морок - мрак, перед - пред, зело-зло и т.д.
Пароль и калоша - слова не славянского происхождения.
Миленькая, чтобы правильно ответить на Ваш вопрос, нужно углубиться в дебри Исторической грамматики, а это очень долго и нудно. Я не буду никого здесь этим утомлять( найдутся другие охотники). Про заимствованные из неславянских языков слова Вам уже написали. Но. Если Вы можете найти родственное слово из другого СЛАВЯНСКОГО языка, с сочетанием -РА-,-ЛА-,-РЕ-,-ЛЕ-, например борода- брадобрей, молоко-млечный, то в спорном слове будет полногласие с ОРО-ОЛО, ЕРЕ-ЕЛЕ. Но тут очень важно не путать корень и другие части слова. В Ваших примерах(переход, перевал) это не корень, а приставка, а приставок ПЕРИ- и ПИРЕ- не бывает.
P.S.:"А русский язык учи- пригодится."("Особенности национальной рыбалки")

Ну, для этого надо знать другие славянские языки. Например, чтобы проверить написание слово "корова", надо знать польский:-)
"Но тут очень важно не путать корень и другие части слова. В Ваших примерах(переход, перевал) это не корень, а приставка, а приставок ПЕРИ- и ПИРЕ- не бывает." +100
Ну вот и вопрос. Получается, нужно знать происхождение слова, чтоб знать как оно пишется? Например, детям или иностранцам- КАК объясняют, что пишется именно кОРОва и мОЛОко а не "карова" и "малако"? Я выросла заграницей, поэтому понятия не имею - есть правила, или нет. Сама пишу "интуитивно", просто читаю на русском много. И то, умудряюсь ошиППки ляпать :-) А правил - вообще не знаю...
Я же честно написала, что выросла вообще не в России ) Большинство текста пишу опираясь на визуальную память. Если в слове совсем не уверена, то иногда приходится и в гугл лезть, или спрашивать у русскоязычных друзей - есть ли правило. Я "трилингва", поэтому бывают проблемы периодические с каждым из 3 языков. Но в общем и целом, думаю русский у меня достаточно хороший, мои письма и тексты достаточно понятны и удобоваримы.
А как вообще другой язык осваивают? Ессно, "тупо" учат иностранные слова. В английском, например, еще и произношение запоминать надо: пишется так, а произносится совсем по-другому.
ПЕРЕ- это вообще приставка, она пишется только так и никак больше, зачем на нее отдельное правило:)
Молоко - словарное слово, т.е просто надо запомнить,
а борода проверяется однокоренными словами. Удивляюсь, чего тут непонятного может быть.

Насчет приставки согласна. У слова "молоко" есть старославянский аналог "млеко". Все эти ОРО/РА, ОЛО/ЛА и прочие варианты чередований - это последствия объединения древнерусского и старославянского языков. Город/град, холод/хлад (прохлада) и т.д. А "пароль" и "калоша" - слова инязычного происхождения, вот на них правило с чередованиями и не распространяется.
А почему молоко - словарное слово? Оно же идеально вписывается в правило -оло-
Или машина - тоже словарное слово?

Есть правило.
http://www.russportal.ru/index.php?id=oldorth.litv04
Эээ. Мне кажется, я понимаю, о чем вы. Если кратко, в праславянском языке, в результате диалектного разделения которого произошли разные славянские языки, в том числе русский, была группа согласных со слоговым (сонорным) согласным. В общем это долго объяснять, но в результате перераспределения звуков в южнославянских языках (например, болгарском) получились группы trat (злато), tret (брег), tort (торг). Здесь t - это согласный, r - слоговой гласный r (то же касается l). Е, о, а - соответствующие гласные. В свою очередь, в восточнославянских языках получилось torot (золото), teret (берег) и т.д. В русском языке очень много южнославянских заимствований, поэтому в современном языке никакого такого правила нет, по наличию полногласия (torot) можно только судить о происхождении слова, исконно русское оно или нет. Это все касается только корней слов, не приставок. А "галоша" которую вы приводите в пример, это вообще кажись заимствование из романских каких-то языков (коллеги меня поправят).
Преподаю русский с 5 по 11 классы. Там этого правила и в помине нет. Зато в тестах ГИА есть задание найти и выписать слово с полногласием. Вот как!!! Наверное,детей должно осенить в нужный момент само)))

Осенит только тех, которые плохо учились в начальной школе. А те, которые все-таки слушали на уроках, просто вспомнят, что им про это первая учительница говорила. Вообще-то и Вам бы неплохо об этом детям напомнить, когда преподаете русский с 5 по 11 классы, раз уж есть такой вопрос в тестах. Или Вы предоставляете детям право вытаскивать себя самим из болота за волосы?

Лично я сомневаюсь, что они вообще интересуются темами в школьной программе. У них там своя свадьба :-) Что хочу, то и ворочу.
А почему Вы сделали вывод, что я учеников не готовлю как положено??? Просто считаю, что если этому правилу посвятили один из 20 вопросов теста, его нужно включить в программу 5 класса. Мало ли что вздумается еще включить, а я не ясновидящая, простите))) А Вы ради интереса посмотрите программу начальной школы...Мои восьмиклассники говорят, что впервые слышат об этом, хотя класс очень сильный.

Сейчас есть образовательные стандарты, а программы выбирает учебное заведение. Видимо, Вашим восьмиклассникам не повезло ни в начальной, ни сейчас. Что Вам мешает, зная о включенном в тесты материале, поведать о нем детям. Если Вы филолог, может, все-таки стОит чуть побольше рассказывать о языке, а не только в рамках минимума. Историческая грамматика может помочь в развитии интереса к русскому языку.
