Слова из песни

копировать

Объясните значения
У Высоцкого песня "Тот, который не стрелял"
Что значат фразы:
*однажды языка я добыл, но не донёс
*меня тогда приметил и взял на карандаш
?
спасибо

копировать

насколько я осведомлена, язык - это пленный, который может что интересное рассказать. Взять на карандаш - запомнить.

копировать

взять на карандаш - это особист его на примету взял, то есть КГБшник

копировать

только КГБ тогда ещё не было )))

копировать

Ну, НКВД. Суть-то одна

копировать

раз уж требуют пояснений, то будем точны )))

копировать

Ну да, ну да ))))))))

копировать

его за язык к расстрелу приговорили, выходит не пленный?

копировать

Не за язык:)) А за то, что "добыл, да не донес".
Простите, вам лет сколько?:)

копировать

я это и имела ввиду, кратко выразилась.

копировать

Поправка: за что расстреляли - герой песни не говорит: "не то, чтобы не знаю - рассказывать нельзя". "Недонесенный язык" послужил поводом особисту "взять на карандаш", а потом уже состряпать дело: "Он выволок на свет и приволок подколотый, подшитый материал..."
Я вам мозги не пудрю - уже не тот завод.
В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
За что мне эта злая, нелепая стезя?-
Не то чтобы не знаю - рассказывать нельзя.

Мой командир меня почти что спас,
Но кто-то на расстреле настоял,
И взвод отлично выполнил приказ,
Но был один, который не стрелял.

Судьба моя лихая давно наперекос,-
Однажды "языка" я добыл, да не донес.
И особист Суэтин, неутомимый наш,
Еще тогда приметил и взял на карандаш.

Он выволок на свет и приволок
Подколотый, подшитый материал,
Никто поделать ничего не смог.
Нет, смог один, который не стрелял.

копировать

А что непонятно? Языка брали разведчики, не Штирлицы, обычная полковая разведка. Язык - это чаще всего офицерский чин, владевший информацией. Не донес - ну хз, что с языком случилось. Мож, помер от ранения. Но задание-то боевое в итоге не выполнено, информацию брать негде, мертвый язык уже ничего не расскажет. Вот тут и особист подключается,берет на заметку (на карандаш) - а не враг ли народа наш разведчик, не спецом ли он языка угрохал, и не пора ли его к стенке.

копировать

а я так понимала всегда, что "не донес" - в смысле, что донос не написал, вот и не стрелял один (такой же значит недоносчик)

копировать

я тоже понимаю, что "не донёс" = не стал доносить, а не не дотащил

копировать

Ну девки, вы че? "Однажды языка я добыл, да не донес". Именно не дотащил. На что доносить-то надо было? В этом "преступление" и заключается - языка взял, а дотащить не сумел. Ну вы, блин, даете:))

копировать

Нет:) Не стрелял - он в прямом смысле не стрелял. Разведчику назначили вышку по законам военного времени, и когда расстреливали, один не стрелял.

копировать

все пральна.. это я знаки препинания что-то совсем не так расставила *задумалась*
ну карочи: один знал что есть "предатель Родины" и не написал донос, его за это особист "записал в блокнот" и потом к расстрелу приговорили.. а один из палачей оказался такой же вот "предатель Родины" и не стрельнул
уф

копировать

непонятно было, что или кто такой "язык". спасибо

копировать

"языка добыть"-взять в плен
"взял на карандаш"-взял на заметку.

копировать

Автор, извините, а сколько Вам лет?

копировать

Роз, возраст - не преступление)) пагодь.. я сама тут уже боюсь что всю жисть ошибалась))

копировать

Ну мне интересно, правда) У меня дома тоже дятлы такие от 21 до 23-хх))))

копировать

а!!! ну тогда да.. я вот сижу и соображаю что моя систер наверняка не знает - ей 24.. ваще девочка умная и начитанная, но уже дитя всетки 21 века
оспиди, я всего-то ее на 10 лет старше *пичально* а уже другое прям поколение

копировать

Я тоже этот вопрос автору задала:))

копировать

поколение 90-х?))

копировать

думаю, примерно 83-го года рождения. самое провальное поколение ((((

копировать

умница Вы :) конец декабря 82го
Два образования, начитанная, но историей второй мировой войны, НКВД, т.д. занималась только в рамках учебной программы и то поверхностно. Неинтересно мне это и всё. Потому таких нюансов не знаю.

копировать

тут даже не в исторических деталях дело. это же целый пласт, контекст, эпоха ((((

копировать

Именно так.

копировать

мне интересны другие эпохи

копировать

да я тоже не фанат истории карательных органов, но это же ведь на поверхности. так сказать, из общего развития.
а какие эпохи интересны, если не секрет?

копировать

не делайте вывода, что у меня низкий уровень общего развития, если я не знаю некоего жаргонного названия разведчиков времён ВМВ. Потому и задала вопрос, совершенно не стесняясь признать своё незнание.
Мне интересны история искусств, поэзия, религиозная философия, теология, биология, этнография, из истории России 15-18 век, культура и искусство России 18-20 века.

копировать

гм, но вообще-то многие течения поэзии и искусств как раз-таки зародились от состояния власти-государства-полицайства-пр-пр.. те же шестидесятники чистанапример

копировать

А если 81-го?

копировать

те, кто 83-го, в школу пошли в 90-м. со всеми вытекающими (((( хотя, в то время плюс-минус год роЯли не играют. колоссальные усилия нужно было прилагать, чтобы не получилось вот это: "неинтересно мне это, и всё". а у многих ли такая возможность была? да и позже тоже.

копировать

Ну не знаю. Мой 86 г.р., но он таких вопросов не задает.

копировать

Я пошла в 89,но вы бы почитали латвийские учебники по истории,оч бы удивились :-) :-)

копировать

Догадываюсь:) Но ведь ребенок не только в школе информацию получает, но и в семье. Да все из семьи, на самом деле.

копировать

Я все из художественной лит-ры знала ..Я не припомню что бы хоть раз дома разговаривали на тему ВОВ если честно...

копировать

Да необязательно садиться и это обсуждать:) Но родителям Вашим, наверно, было интересно что именно Вы читаете. И они, наверно, поощряли Ваше желание читать. На фоне того, что сейчас дети не читают практически. Да и, полагаю, родители Ваши тоже не две книжки, кроме букваря, прочли.

копировать

Нет,кстате мама моя очень мало читала ,только летом ..
Я не знаю чем она руководствовалась в выборе книг ,но скорей всего тем что одно время было трудно достать хорошие книжки ,поэтому покупали все что могли достать ..Меня заругали за неправильную лит ру ,только один раз в 14 лет ,я прочитала мамин роман "Мадам придет сегодня позже..",меня это удивило ибо нашу библиотеку недавно пополнило два тома "Маркиза Де Сада" а тут какой то роман ...:-)

копировать

:))))) Прелестно:)

копировать

моя тоже. и тоже не задаёт ))) можем похвалить друг друга. но, я думаю, Вы помните, что происходило со школами в на рубеже 80-90-х.

копировать

Конечно. Но должна сказать, у сына историк в школе был просто замечательный.
Кста, сейчас в школе дела еще хуже. А что будет - даже думать не хочу.

копировать

+1. Я бы тоже думать не хотела, да призадумаешься. Наша учительница с прошлой недели ввела новую систему поощрения. Коммерсантша, млин. Они каждую неделю тесты сдают. Так вот, за каждый тест, сданый на пятерку, ученику торжественно выдают ламинированную денюШку достоинством 100 единиц, за четверку- 50 единиц. Родители так слегонца при...ели от нововведения. Детишки уже подстчитывают будущую прибыль. Мой прикинул, что при новом раскладе у него есть маза до каникул ( до 10 октября, мы по триместрам учимся) заработать около 1000 рублей, которые он намерян стрясти с меня. Уже завел себе конверт для выручки:) Робкие даже не возражения, а сомнения в целесообразности данного метода поощрения вызвали надувание губ нашей королевы и намек на то, что ежли кто с нововведением не согласен, так есть еще классы "Б", "В" и "Г", где народ учится за идею, а не за деньги. А что касается обсуждаемой здесь темы, так в прошлом году, перед днем победы, наша учительница, видимо, начитавшись сенсаций из желтых изданий, на голубом глазу рассказывала первоклассникам, что Гитлер, возможно, не покончил с собой, а тихо дожил инкогнито до старости где-то в Аргентине. И мой ребенок спорил со мной чуть не до хрипоты, что это именно так, учитель же сказал. Тьфу, мать иво! Школа прям рядом с домом, да и не факт, что в другую отдашь к более грамотному педагогу, а эта вся из себя уважаемая и автор всяческих методик и пособий. Не знаю даже.

копировать

Простите, ржу:) "Автор всяческих методик" разорит Вас к чертовой матери:))) Боюсь, что Ваша училка сейчас совсем не исключение. Скорее, наоборот:(

копировать

хорошо, а денежки она из своего кармана намеревается выплачивать? или предложила какой-то эквивалент?
я бы, на всякий пожарный, обсудила это для начала с классным руководителем, родительским комитетом. ну, и с директором. методы уж очень спорные. :think

копировать

Не, денюШки выплачивать предложено родителям. Я уже предложила отпрыску посмотреть внимательнее на дверь в мою комнату, с целью убедиться в том, что на ней нигде не написано "Банкомат":) А дЮректор наш этому педагогу в жоппу дует и в рот смотрит, чтоб, не дай бог, не свинтила куда. Я сначала так гордилась, что мы к ней абсолютно без протекции попали, случайно, а сейчас вот думаю, не уйти ли. Нах. Мне такие методы как-то не очень...

копировать

вы оказались правы)))

копировать

кхем! чего это оно провальное???

копировать

я акурат 83го гэрэ, и уж точно о "языках", нквд и т.п. в курсе, более того, я вполне нормально могу различить чин по погонам, хотя мне военная тема вообще по фигу. и среди моих ровесников я не назову ни одного, кто бы этого не знал (я не про погоны, а про первое). Как-никак, а история в школах и университетах у всех была. Другой вопрос, что (мэйби) кто-то в школе не учился :) И русское кино не смотрел никогда, даже "Место встречи..."
просто есть люди , вообще ничем особо не интресующиеся. год рождения тут мало при чем

копировать

+1 первая мысль.

копировать

я 80 гр, но тоже не поняла:) и не стыдно даже.

копировать

Не первый раз убеждаюсь - внимательное прослушивание Владимира Семеновича здорово обогощает и лексику, и кругозор :)
Помню, сама долго кумекала над фразой из песни "Смотрины": "А у меня постены появились, Я их гоню и так и сяк - они опять..."
Мне вообще кажется, что песни Высоцкого о войне стоит с детьми слушать и обсуждать, они много оттуда могут почерпнуть.
P.S. У меня сыну 9 лет, уже не один раз он, при задании выучить стихи на патриотические темы, выбирал Высоцкого. Говорит, когда песни слушает: "Как будто я там внутри песни был, все сам видел"
P.P.S. Про "языка" он уже знает - тоже такой вопрос у него возник после этой песни: "А кто такой "язык"?"

копировать

Владимир Семёнович, при всём моём неоднозначном к нему отношением, фантастически умел играть с языком. с тем, который русский. )))
из подобного, пожалуй, Маяковский (сначала вообще не понимала, но позже начала проникаться), ну и тот, который "наше всё" )))

копировать

А Галич? Очень его люблю. Чувство языка потрясающее.

копировать

Согласна про военные песни. А "Смотрины" - одна из любимых:)))

копировать

О, чё нарыла:

Алексей Григорьевич Яцковский (который якобы является автором этой песни, известной нам в исполнении Высоцкого) так объясняет значение слова:
"Вопрос: - Алексей Григорьевич, у Вас в песне "Смотрины" есть фраза "тут у меня постены появились", не могли бы Вы пояснить происхождение слова "постены" и что это обозначает. Я так понял, что это какая-то разновидность галюцинаций?...

- Вообще-то слово "постены" имеет очень древние корни, восходящие к древнерусской мифологии. В словаре Даля оно означает домового. Я же это слово позаимствовал из лексикона моей бабушки (бабушка Оля - мама моей мамы), которая употребляла его в качестве описания своеобразного сумеречного состояния души человека находящегося в состоянии депрессии. Нет, это не галлюцинации, а просто состояние души, при котором весь мир выкрашен лишь в один серый цвет".