А правда: о чем плачем?
Вчера свекровь сказала, что умер их кот. Я вовсе не любитель котов, я терпитель котов, но отдельные из них меня очень даже располагают. Это был один из них.
Сейчас подумала: переживаю ли я? Нет, не переживаю. Но почему-то тревожно очень. Стала копаться в своих мыслях и поняла, что переживаю не за себя здесь (мы же, теряя кого-то рядом, больше о себе беспокоимся - как мы без них), а за него там.
Несомненно, речь не о котах, речь и о других ушедших в мир иной: почему мы привыкли говорить, что им там лучше? Может, мы боимся, что все на самом деле не так?
Всем желаю быть в здравии и не иметь несвоевременных потерь.
Для меня тоже, несомненно, но я не вижу, не осязаю его ежедневно, чтобы ощутить потерю. Но проснулась с мыслью о нем, даже всплакнула и покопалась в причинах переживания.
Я и в храм хожу, и с батюшкой знакомым долгие беседы люблю вести на околорелигиозные темы, но все равно не верю, что там, после смерти что-то есть. Думаю, люди утешают себя и пытаются замаскировать свой страх, надеясь, что не все кончено, так легче жить. Поминание, посещение погоста, все это нужно живым, а не тем, кого уже нет. Вот подруга моя, потерявшая сына, всерьез мучается от мысли, что ТАМ с ним не встретится (он самоубийца). Батюшка витиевато убеждает ее, что это не так. Она и молится, и причащается, и постится, но все мучается этой мыслью. А я, хоть и далека от подобного, тоже убеждаю ее, что когда-нибудь, потом, в другой жизни, она будет с ним. Иначе человеку будет совсем невыносимо.
К сожалению, убеждая ее, вы тем самым искренне надеетесь, что нет там никакой жизни. Только представьте: приходит ее час (лет через сто;)) - она попадает туда и понимает, что там мальчики отдельно, девочки отдельно или вообще друг друга никто не признает. Как вы полагаете, что она о вас подумает?
И гнусный вопрос: на ваш взгляд, священники просто помогают вам верить и это убедительно, потому что они сами верят? Или они все-таки знают, что там?
Извините, что влезаю...
Мне кажется, что священники и верят, и знают. Т.к. их вера безусловна и приравнена к знанию. Иначе как объяснить явления Троицы, Девы Марии, ангелов некоторым людям? Как объяснить прозорливость некоторых священников?
Я сама пришла в храм именно из-за боязни смерти. По-тихоньку ищу для себя ответы.
В любом случае жить с верой в Бога (в том числе и в жизнь вечную) гораздо спокойнее (хоть и сложнее), чем метаться в сомнениях: а что же будет потом. И за ушедших близких гораздо спокойнее, когда веришь и молишься о них...
Я думаю, что все миряне бояться, подвергают сомнениям, ищут доказательства. И отчасти успокаивают себя верой.
Чёй-то?! Объяснить "явления" очень просто. Напрмер (и чаще всего) вот так:
"Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П.Сербский. Заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. В сфере восприятия отмечаются зрительные галлюцинации, на протяжении которых возникают отверстое небо, лики Христа, святые, Божья матерь; слуховые галлюцинации о возложении высокой миссии, ложные узнавания. Содержанием мышления является религиозный бред о божественном призвании (мужчины — пророки, мессии; женщины — Христовы невесты, Богоматери. Бредовое поведение характеризуется борьбой с бесовским наваждением, нанесением себе тяжелых повреждений (13]. Французские психоневрологи J.M.Charkot, PM.Richetr и P.Janet при изучении гипнотических состояний установили общность симптомов истерии и истероэпилепсии с бесоодержимостью, демонома-нией, кликушеством [16, 26].
Взгляд психиатров на религиозные феномены достаточно широк. Крайняя точка зрения высказана немецким психиатром W.Hellpach. По его мнению, «религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке и распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни» 123). Отечественные психиатры в своих оценках не были столь категоричны. С.С.Корсаков, например, подчеркивал, что «религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания, но религиозный фанатизм и суеверия служат нередко причинами душевных болезней. Часто под влиянием религиозных суеверий развивается бред одержимости нечистым духом. Между монахинями также встречается значительное число душевнобольных, но может быть, это зависит от того, что само поступление в монашество является у некоторых выражением психической неуравновешенности... принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний» [8]. Описывая религиозное помешательство, С.С.Корсаков заметил, что данному расстройству подвержены люди с невропатическим складом, малоумные, склонные к мистицизму с детства. Продромальный период обыкновенно проявляется в симптомах неврастении, период развития болезни выражается в ненормальной оценке, в символизации, в принятии на свой счет различных знамений и отрывочных галлюцинаций...":-):-)
Я все-таки полагаю, что там ничего нет, поэтому ничего она не подумает, нас с ней просто не станет и все. А сейчас ей так легче. Жить надо здесь и сейчас. Если человеку легче жить с мыслью о своей бесконечности, то пусть он живет с этой мыслью, дабы с ума не сойти. Я думаю, никто не знает достоверно, что там, поскольку оттуда еще никто не вернулся. Не верю я так же и в реинкарнацию, и в переселение душ. Но вполне допускаю, что другие верят, священники в частности. Институт церкви, такой же общественный институт, как многие другие, атрибут конфессии, просто стаж у нее, у церкви, поболе, чем у других социальных институтов, и идут туда те, кто в этом нуждается. Все мы разные. Мне нравится китайская мудрость про то, что "пусть будет сто цветов", в том смысле, что все, что есть имеет право быть. Мне интересны теистические взгляды с точки зрения философии, я вообще люблю почитать что-нить эдакое... философическое:), и поговорить на эту тему люблю, но с людьми, которые с мозгами дружат, не с любителями эзотерической дешевой литературы. Я и у мужа на памятнике выбила стихотворение Пастернака "Ветер" (Я кончился, а ты жива....), потому что оно лучше всего отражает мое к смерти отношение. Человек именно КОНЧИЛСЯ, остались боль утраты, печаль и память.
Если бы мы точно знали, ЧТО там, жизнь была бы проще. А по поводу смысла: как можно на основе гипотетической возможности быть судимым там реально жить здесь? Люди так стремятся к материальному - просчитывают явления математически, объясняют их физически.
"В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них – верующий, другой – неверующий.
Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов?
Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.
Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?
Верующий младенец: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть,будем сами ходить и есть своим ртом.
Неверующий младенец: Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь– пуповина – и так уже слишком коротка.
Верующий младенец: Я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по–другому. Это можно себе представить.
Неверующий младенец: Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь – это одно большое страдание в темноте.
Верующий младенец: Нет, нет! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас.
Неверующий младенец: Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?
Верующий младенец: Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать.
Неверующий младенец: Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет.
Верующий младенец: Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов."
Я так не думаю;) То, что вещал младенец, - это знание. То, что вещал второй, - неверие.
У нас же все наоборот: незнание противопоставлено вере.
Мы тут думаем, что человек ушел - и даже после ухода мы можем его спасти от ада налево, отмаливая его грехи, чтобы он попал в рай направо.
А может, там нет вариантов? Может, там НЕ две классических формы существования: ничего нет или рай. Может, там только то, что по делам нашим - одно место безгрешным, а 9 - всем остальным?
Почему это, то что вещал младенец - это знание?))Оно для вас только знание, а младенцы, оба, ещё НЕ знают. Один - с верой, другой в неверии.
Знания даются по вере)). Только потому, что сначала допускаешь возможность, принимаешь на веру, а потом - жадно ищешь доказательств)) И ОБЯЗАТЕЛЬНО находишь!
Для вам варианты возможны в загробной жизни - потому что не хотите взять на себя труд и определиться в своём выборе;). Сейчас Знания - хоть отбавляй)))
знаете, я, скорее надеюсь, что конец - не конец, чем верю в это. Но, вот, с сыном говорили - тогда ему было около 2х лет, говорить начал очень рано и хорошо, тут на Еве:) же и читала, мол, дети еще помнят что и как до рождения было, потом забывают, я и спрашеваю:"помнишь, что было когда ты еще не родился у нас?" он:"слышал , как ты говоришь", это, говорю, когда в животе сидел?, он - нет, когда ты еще маленькая была, из живота тебя не слышно было. Я, конечно, понимаю, что ребенок мелет все подряд...но...как-то меня немного торкнуло:)
"Каждому воздается по вере его"...Конечно, почти все не верят,потому и смерти боятся.Естесственно. А дальше - уж как хотите.Я лично для себя выбор сделала, потому и сама крестилась, и детей крестила.И счастлива - что Бог с нами :)
У всей нашей семьи было четкое ощущение, что мой новорожденный сын только что оттуда, где он все знал, и еще многое понимает. Он нам отвечал по мере своих возможностей. Это, конечно, звучит, как бред, но выглядело очень натурально.
не,не бред.....
наш сын тоже года в 3 говорил как они хорошо жили до войны в Ленинграде(а родился он уже в Петербурге),и дочка что то такое едва уловимое выдавала,в общем всё это не просто так....
Вот, Вы понимаете. А как он реагировал, когда себя в зеркале видел первое время! Смеялся, удивлялся, реакция была, как у женщины, которой в парикмахерской неожиданно сделали совсем-совсем новую стрижку. Как будто он понимает, что это теперь его новая внешность, она ему нравится, но и смешно в то же время.
я не верю, вот головой, умом и разумом не верю, что что-то после смерти есть. Или не верю, что что-то будет у меня....
При этом спокойно веду разговоры с умершей подругой, спокойно воспринимаю ее визиты, когда что-то с ее ре, и надо поучаствовать, она приходит во сне... будит меня... вот мля такая петрушка.... потому что кто как не она о ребенке своем людям напомнит...Но жизни там нет.