страшный сон двойники
иногда снится сон, что в нашем доме появился двойник одного из членов семьи, как правило, взрослого. Притом этого двойника обнаруживаю или замечаю только я, а если другие члены семьи и замечают, то не считают чем-то особенным, страшным или достойным внимания, часто шутят или прикалываются. А меня этот двойник пугает до жути. Двойник во снах ведет себя пассивно, часто ассоциируется с какой-то нечистью или даже трупом самого этого члена семьи. Всегда я предпринимаю яростные попытки избавиться от него, прогнать или интегрировать вместе с настоящим членом семьи. Во снах страх от обнаружения двойника до кульминации идет по нарастающей и достигает такого ужаса, что я просыпаюсь....
Сегодня снова приснился такой сон. Я только что проснулась из-за него... сейчас 2-00 ночи...
Я прихожу домой, типа с работы. Вижу, что все дома, как это было сегодня. Все совершенно буднично. Смотрю старший сын сидит за столом в компьютере. На кровати лежит кто-то, не шевелясь, накрытый простыней с головой, на животе. Из-под простыни торчат ноги моего мужа. Я уверена, что это он. Я разговариваю с ним о чем-то, как с мужем. И тут в комнату заходит мой настоящий муж, типа вышел из душа в полотенце. И я понимаю, что тот, кто под простыней - это не муж... Я спрашиваю у самого мужа, настоящего, кто это по его мнению? Он отвечает шутливо, смеется, и говорит нечто типа: посмотри, у нас с ним одинаковые ноги - неужели ты думаешь, что это я??! (да, вот такая вот алогичная напрочь фраза!) и уходит из комнаты. После этой фразы страх сильно увеличился... Я открываю простынь, переворачиваю это тело и вижу, что теперь это двойник моего старшего сына (который настоящий сидит тут же в комнате). Я начинаю требовать от двойника ответа, кто он такой и что тут делает?! требую убраться немедленно! Он молчит и только иронично на меня смотрит... моя настоящий сын встает из-за стола, проходит мимо меня и бросает на ходу нечто - оставь его в покое, это ерунда!.. Я начинаю крестить это существо и считать при этом сколько раз я его покрестила. Надо 12. Но и после 12 он не исчезает. Я продолжаю, дохожу до 16 раз. Замечаю, что его лицо посинело и стало цвета, как у трупа. Мне становится страшно, что это мой старший сын и он может умереть... Я в ужасе просыпаюсь.
Сейчас сижу, описываю сон и боюсь возвращаться в кровать - вдруг там очередной двойник чей-нибудь?!...
Вспомнила, что сегодня утром звонила учительница и спрашивала, я ли сама расписалась в дневнике у сына? Расписывалась я сама. А она сказала, что некоторые дети в классе подделывают подписи родителей, и она обзванивает всех, чтоб выявить виновников. Днем я рассказала об этом мужу и сыну за обедом. Мы пошутили над этим, и я сама вспомнила,как в школе сама подделывала подпись мамы... Мой сын спросил, а что было бы, если он на самом деле подделал бы подпись, как я в детстве? стала ли бы я его ругать? Я ответила, что у него причины подделывать подпись: я всегда разрешаю ему выезжать с классом на экскурсии, а за плохие оценки не ругаю, да у него их и не бывает почти... Но сам его вопрос поставил меня в тупик, как надо ответить с точки зрения педагогики и воспитания? по сути я ушла от ответа на его вопрос...
Мне такие сны (про нечисть, которую все видят, но внимание обращаю лишь я) снились лет в 12-15.
Видимо речь идет о каких-то инфантильных установках, которые Вы выбрали в качестве реакции на разворачивающиеся события в Вашей личной жизни.
Видимо, речь идет о том, что Вы не владеете ситуацией, Вы не понимаете природы происходящего, причин и следствий. Ваши поступки носят непродуманный характер - Вы просто не понимаете, к каким последствиям какие поступки могут привести.
У меня промелькнула мысль о том, что, возможно, речь идет о каких-то Ваших отношениях - возможно, с бывшими мужчинами, возможно, Вас кто-то преследует своими чувствами... А Вы не знаете как реагировать... Как вариант...
Основной мотив: беспомощность, невозможность выгнать "чуждые" элементы из своей жизни. Присутствие мужа в полотенце (сексуальный подтекст) заставляет меня думать про связь данного сновидения с проблемой сексуальных отношений (с кем-то извне семьи).
Так же муж говорит: "У нас ноги одинаковые, неужели ты думаешь, что это я?" Возможно тут речь идет о том, что в Вашей жизни есть мужчина, который очень близко подходит к Вашему идеалу мужчины. Но и мужа Вы любите. Получается, у мужа есть "двойник". И Вы запутались, не зная как себя вести дальше.
Отмечу, что у Вас НЕТ желания, чтобы все поняли, что это двойник. Вы постоянно тестируете родных во сне: "Вы видели? Вы поняли???". Это намек на то, что Вас волнует возможность разоблачения, ибо Вы чувствуете, что ситуация развивается слишком явно. Замечу, старший сын проходит мимо и говорит: "Оставь его, это все ерунда" - отображая Ваши настоящие мысли о природе развивающихся отношений с "двойником".
Возможные выводы (просто версия):
Возможно, у Вас в реальной жизни (в качестве предположения на основании сновидения) возник мужчина. "Двойник" мужа. И Вы не хотите терять его, потому что многие его качества полностью удовлетворяют Вас. Но Вы не хотите разводиться. И пугаетесь: что делать дальше? Смысла особенного в продолжении этих отношении нет, потому что все тоже самое у Вас есть и с мужем. С другой стороны, Вам льстит внимание, однако, Вы сами себе говорите: "Оставь его, это ерунда".
Как-то так. Будут мысли, вопросы, опровержения - пишите.
В качестве предположения. Если ошибся и не в ту сторону повел рассуждения - прошу меня простить.
По поводу воспитания.
Вы и здесь проявляете инфантильность. Вы не мама-авторитет для сына, скорее старшая подружка. Хорошо это или нет - не мне судить. В Вашем конкретном случае - это не мешает нормальному развитию и учебе сына. Однако, из Ваших слов я понимаю, что многое Вы в вопросах сына пустили на самотек и оставили на школу и мужа.
И показательно, что Вы смешали два вопроса - про сон и про сына в одной теме: Вы настолько заняты собой, своими внутренними мыслями, что у Вас остается мало времени и желания участвовать в жизни сына.
Мне так показалось из Ваших слов, не сочтите за дерзость и оскорбление. Тем более, что сами просили об оценке со стороны.
Что касается конкретной ситуации с ответственностью за подделку подписи, то Ваш сын, сам того не желая, провел Вам экзамен на ... вшивость. Мальчик, судя по всему, надеялся услышать что-то типа: "Мой сын умничка и не станет подделывать подпись, потому что мама всегда готова выслушать его, попытаться понять и сыну нет смысла скрывать что-либо." Кроме того, сын хотел, чтобы мама похвалила его, потому что судя по ответу, он никогда не занимался этим.
А мама сама оказалась младше сына. Вот он - инфантильный подход. Видимо, тут дело в внутрисемейных установках, когда муж олицетворяет собой стабильность и уверенность, а жена - остается инфантильной девочкой (мужу нравится заботится). Но худо дело, когда инфантильная девочка остается в вопросах воспитания и общения с детьми.
Видимо, Вам необходимо тщательно разбираться со своими ролями в семье. И не путать сексуальные маски с ролью матери.
Вот такое мое мнение. Простите, еще раз, если что не так. Я делаю всевозможные выводы лишь из Ваших слов.
сегодня утром я дала сыну ответ на его вопрос, поразмышляв надо сном. Я сказала, что если бы он подделал подпись, то я бы постаралась его наказать. но поскольку сама в детстве занималась тем же, то вряд ли у меня получилось бы наказать его сурово, хотя может быть и следовало бы!.. однако, я бы поддержала учительницу и директора школы в суровом наказании и не защищала бы его, посему он бы все равно так или иначе получил бы свое наказание сполна, и кроме того еще бы и испортил себе репутацию...
Глупо требовать от меня быть взрослой и сильной мамой, если я не могу. Все что я могу - это найти и-или поддержать взрослых и сильных других воспитателей в жизни детей. Хотя бы это удается - факт, что это работает.
Проигрышная позиция.
Сын хотел от Вас не демонстрации жесткости, а похвалы.
И помните, только слабые люди - жестоки и жестки. Сила не в жестокости реакции.
уж поверьте, что мы его в два голоса так нахвалили, так нахвалили, что аж распух!.. Если не понятно было, зачем изначально я этот разговор с ним и с мужем за столом завела и рассказала о звонке учительницы, то именно за этим - показать отцу, какой у него классный сын, и как его при этом хвалила учительница... Сын побаивается строгости отца (мужа), и потому я при всякой возможности вклиниваюсь с похвалой в его адрес при нем.
=) я же иронично-шутливо. Что ж Вы в штыки все? еще на Вас никто не нападал, а Вы уже в глубокой обороне.
Или это инфантильное в Вас заговорило? Привыкли, наверное, с мужем губки надувать... =) Учтите, для конструктивного диалога так не годится. Надо быть серьезной и взрослой. =)
мужчины у меня нет вообще никакого, кроме мужа, даже потенциального. Даже такого, который строил бы мне глазки. Даже такого, которому строила бы глазки я. С мужем последние месяцы наблюдается явный подъем в сексе - поэтому насчет сексуального момента с полотенцем, пожалуй что и верно. Из-за этого подъема мне никого кроме него по сути и не хочется. и именно эта эйфория, возможно, и пугает...
Если меня и волнует возможность разоблачения, то не себя,а их; вдруг окажется что-то в них, с чем я дальше не смогу больше жить? Мне все розово и классно, а они вдруг подпись подделают? смошенничают? или изменят?.. и тут мои мечты рухнут. Некая дилемма: знать или знать - прятать голову в песок или не прятать?
нет, написанное Вами не совпадает с образами сновидения.
Версия с "левым" мужчиной для меня выглядит более правдоподобной, но коль Вы ее отрицаете, будем считать ее несостоятельной.
Ждем комментариев других специалистов.
ну нет у меня никого другого, ну нет!..((( ну что мне делать?? завести что ль, чтоб трактовка сбылась?..
1. Мне Вам посочувствовать что ли, что у Вас никого нет кроме мужа? =)
2. Я же написал - не срослось, значит считаем тратковку неудачной и несостоявшейся. Ждем других толкователей, может быть они прояснят ситуацию.
3. можете рассказать о последних событиях в Вашей жизни (с тех пор, как двойники начали сниться). И вообще, о себе рассказать можете. Может это поможет выйти на правильный след?
"мужчины у меня нет вообще никакого, кроме мужа" - =) ну прям оговорочки по Фрейду =) муж - не мужчина уже для Вас, а мебель? Может тут кроется проблема?
весьма интересные сны о расщеплении.
Двойники, которых видите и обнаруживаете только вы, - это некие качества и свойства характера ваших близких, с которыми вам тяжело ужиться, которые вы не можете принять в них, с которыми активно боритесь и пытаетесь искоренить. Если эти качества ассоциируются с нечистью, то из-за них в вас подрывается доверие к данному члену семьи. Если с трупом - то имеет место некая застаревшая обида на него, причиной которой послужило данное качество. Страх указывает на причину того, почему вам не удается принять, простить и жить спокойно с этими качествами - видимо затронуты какие-то серьезные опасения насчет себя самой. если близкий будет продолжать проявлять это качество, то ваша жизнь разрушиться или вы сама "разрушитесь", или придется еще какие-то коренные меры, глобальные и кардинальные в вашей жизни предпринимать.
Ваши попытки спросить у самого близкого - что это такое? означают требование к другой стороне интегрировать, "сделать приемлемым" и приятным данное качество: мол, сделай уже что-нибудь, чтоб эта твоя черта не мешала мне жить и не пугала меня!.. некий каприз. Ответ мужа: " посмотри, у нас с ним одинаковые ноги - неужели ты думаешь, что это я??!" - типичная семантическая абракадабра ответа бессознательного ...))) Такими абракадабрами выражаются иногда люди в состоянии сомнабулическом, или находящиеся в легком эпилептическом припадке, или люди пережившие инсульт и затрудняющиеся подбирать точно слова. Перевод этих слов звучит почти что наоборот: "у нас с ним одинаковые ноги" - он и я это одно и то же. "неужели ты думаешь, что это я" - неужели ты нас разделяешь?... (он и я это одно целое, неужели ты не видишь этого и разделяешь нас?). Поскольку видны ноги, то качества, которые вы не приемлете в муже относятся к сфере практицизма, конкретики, вы считаете его плохим добытчиком для семьи... ну может зарплата там низкая или еще что?.. А насчет полотенца и сексуального подтекста - тут действительно главное качество "хорошей части" мужа. Именно этим он вам и люб.)))
По поводу сына - вы сама написали, откуда триггер. Попытки прогнать нечисть (опасность подрыва доверия к сыну, если он начнет подделывать подпись) крестным знамением (именно так в народных суевериях и прогоняют нечисть обычно) указывают на то, что в своей родительской роли вы часто опираетесь на традиционные предписания: типа так надо воспитывать детей, так следует ответить ребенку и т.п. - на это также указывает и ваш рассказ о том, что с точки зрения педагогики вы не знаете как себя повести, то есть ваши знания о том, как надо и как положено, у вас на данную ситуацию отсутствуют. Потому и крестное знамение не срабатывает. А в конце страх того, что тем самым вы можете навредить своему сыну и убить его (он превращается в труп), снова указывает на то, что сын и этот труп - одно целое, ибо даже во сне вы видите связь одного с другим и опасаетесь, что нанеся ущерб двойнику, вы тем самым нанесете обиду и раните и сына также.
Знаете, в моей практике был один интересный случай, когда трупы символизировали бессознательное. Как только вышли на это со сновидицей, все устаканилось и вышло стройное и близкое к реальности толкование.
что если и тут тоже самое?
1. Мне кажется нельзя в данном случае разделять сына и отца. Скорее всего это одно и тоже (символически). Сын может выступать лишь в качестве подчеркивания материнства сновидицы. Посыл к ее зрелости и материнским чувствам.
2. В сновидении нет явных указаний на конфликты сновидицы с сыном или мужем.
3. Все вертится вокруг страха потерять сына или мужа.
4. Крестное знамение - явно символизирует обращение к собственному бессознательному за помощью. Т.е. можно предположить, что крестное знамение, наряду с трупами - символизирует контакт с бессознательным.
5. Семантический бред, как и в случае с шизофрениками, в сновидениях этот набор слов связан четкой причинно-следственной и/или ассоциативной связью, просто часть цепочки рассуждений утрачена.
Получается: "у нас с ним одинаковые ноги - ...-неужели ты думаешь что это я?" Главное разобраться, что заключено в пропущенной цепочке ассоциаций. Видимо, это сильно вытесняется сознанием сновидицы. Тоже самое и с сыном: "Оставь его, это чепуха" - следует рассматривать "оставь его (в покое)" - ... - "это ерунда". Интересно, что сама сновидица может сказать по этому поводу, с чем, как она думает, может быть ассоциативно связаны данные фразы?
6. Про подпись: мне кажется, тут не опасность подрыва доверия, а просто сновидица боится нового геморроя - контролировать сына. Видимо с инфантильностью я верно предположил.
7. Видны ноги - это как раз вытесняемый образ секса. Так что если разворачивать символику этого фрагмента сна в заданном направлении, то сновидица в душе хочет (или хотела) иметь половые отношения с другим мужчиной. Поэтому видит ноги. Так как у сновидицы не было других мужчин в браке, кроме мужа, то спать с ней может только муж - считает ее сознание. А значит под одеялом - может быть только муж. Косвенно: зачем менять шило на мыло?
8. Так как "зомби" аморфные, вялые, не наделены характерами и копируют известных сновидице членов семьи, можно предположить, что в реальной жизни у нее нет претендентов на вакантное место любовника. Тем более, что сама она подтверждает это.
Может быть эти рассуждения смогут как-то помочь?
я не совсем понимаю, как это нечто конкретное может символизировать бессознательное. Наверное, мы разные представления имеем о бессознательном. Для меня это сфера, скрытая от осознанности - в ней может быть куча вещей. Как, кладовка, например, забитая... чем угодно. Труп - лишь одна из составляющих содержимого этой кладовки. Символами бессознательного могут быть помещения под землей - подвалы, нижние этажи, пещеры и т.п... но вещи, или люди, или существа, или трупы - я скорее называю субличностями или частями личности.
1. не могу ничего сказать... может и стоит разделять, а может и не стоит. Смотря опять же что мы определяем под символом мужа и под символом сына. Это может быть как реальные муж и сын, так и представления, проекции, на них сновидца (что я в данном случае взяла за основу как наиболее универсальный, распространенный вариант), так и при слишком сильном симбиозе в отношениях и собственные субличности сновидицы: в таком случае сын - ее собственная инфантильная субличность (чаще снится одного пола с сновидцем - то есть была бы дочкой или девочкой), а муж - сексуальная.
2. как раз потому и нет в буквальном и конкретном проявлении - то есть скандалов (хотя и об этом мы не знаем, если уж на то пошло..), что их отрицательные и негативные стороны отделены и вытеснены, а у автора все розово и идиллично. Но это не говорит о том, что ее муж и сын идеальны и не обладают никакими недостатками и все качества в них приемлемы и нравятся автору.
3.возможно, так и есть.
4.есть некое клише в этом крестном знамении, как некая установка, ритуал, которую автор усвоила извне, а не сама придумала. Потому я растолковала это как "правильно поступить" или "неправильно поступить" - оценка с точки зрения общества и педагогики
5.это вообще очень интересно - толкование фраз во снах. Они обычно плохо запоминаются или искажаются с пересказом. Я не знаю,как шизофреники, но как эпилептики, инсультники и сомнамбулы говорят - это весьма интересная штука. Какая-то часть мозга отключена, которая отвечает за подбор слов, и вместо слов вырываются ассоциации, часто чисто морфологические... Прям шифровка иногда какая-то получается. ))) Притом сам человек, особенно инсультники, которые находятся в состоянии сознания и отдают себе отчет в происходящем, чувствуют, что говорят совсем не то, что хотели бы сказать, но сделать ничего не могут... Такое же часто бывает и в быстрой фазе сна, и в состоянии сонного паралича, и в гипнозе. Притом фразы и запоминаются лучше и четче именно в этом состоянии.
6.это возможно так и есть. Но одно другому не мешает: и боится контролировать, и подрыва доверия. Но с третьей стороны - это же действительно геморрой!..)) кто из нас не хотел бы, чтоб дети уже выросли и стали поскорей самостоятельными и слезли с наших шей?.. В каждом человеке есть ребенок - это тоже одна из субличностей, притом очень важная и необходимая для целостности.
7.это интересная цепочка толкования!.. Но кто бы, даже очень удовлетворенный в сексе, ни разу не думал о другом партнере? тут как пальцем в небо попасть... и даже более того - чем секс лучше, тем больше его хочется. Потребности растут прямо пропорционально потреблению.
8.Поскольку я склонна к версии о том, что эти зомби - средоточие неприемлемых качеств близких для сновидицы, то их пассивность и апатичность рассматриваю как неизвестность, непроницаемость этих качеств, а также нежелание сновидицы углубляться и ставить на них, на этих плохих качествах акценты, - желание избежать внимания на них. Яростное желание выгнать их, сделать невидимыми доказывает то, что сновидица хочет видеть только хорошее, приятное, розовое!!!
Я предпочитаю интерпретации сновидений по К.Г.Юнгу и Адлеру. Вы, видимо, какого-то последователя Фрейда + известная доля мистики и эзотерики.
бессознательное - все то, что не есть сознательное. Т.е. ассоциативные механизмы мозга (филогенетически более древние участки мозга, наследие мозга рептилии, нашего давнего предка). Сознание - это кора больших полушарий и подкорковые узлы. Сознание - мыслит категориями, умеет формировать метафоры, используют логическое мышление. Бессознательное - это ассоциации, образы, ассоциативные связи между событиями и образами. Т.е. что-то животное в нас. Бессознательное Юнг называл Самостью. Т.е. самоидентифицировавшейся душой. И всяпост-юнгианская школа психоанализа считает, что конечная цель человека - интеграция сознания и бессознательного. Т.е. гармоничное существование различных типов восприятия, обработки информации и т.п.
Поэтому бессознательное - это дикий зверь внутри нас, без нравственности (а значит этот зверь не чувствует угрызений совести). Бессознательное ответственно за формирование и закрепление условных рефлексов.
Продуктом сознания являются логические построения, абстрактное мышление, речь, прогнозирование, моделирование. Бессознательное - это ощущения и образы - звуковые, вкусовые, зрительные. Именно на этой части психики человека играют гипнотизеры и практики НЛП.
Ваше же понимание бессознательного более напоминает Фрейдовское подсознание и/или предсознательное. Потому-то мы с Вами под одним определением подразумеваем разные вещи.
Вы только немножко забыли, вероятно, что Юнг, равно как и Адлер, были асами в детской психологии, отдавая предпочтение именно ей, разрабатывая методики, приемлемые для детской психики, взяв за основу, будучи изначально учеником и последователями, психоанализ Фрейда, далее уже отталкиваясь от общих понятий и избрав иное направление. Поэтому полагаться на их трактовки в вопросах общего анализа глупо, да и не стопроцентно информативно, в отличие, скажем от тех же тезисных и базовых трудов Зигмунда. Вот их можно брать за основу, остальное все-таки частности.
Признаться, да. Я забыл то, чего не знал =) И никогда не узнаю =)
Юнг и Адлер - были учениками Фрейда. Именно они втроем стояли во главе психоанализа. Детская психология их волнвоала постольку поскольку - это учитывая "зависть к размеру пениса" Фрейда, "архетипы бессознательного" Юнга и "главенство власти, а не секса" Адлера.
Юнг и Адлер не отталкивались от учения Фрейда. Напротив, они вычленили рациональное зерно и оттеснили в сторону личные проекции Фрейда.
Вы пишите "общие понятия". А таковых не было. =) На тот момент царила психиатрия. С ее английским Бедламом, французским Бисетром - с клетками, рвотным, обливанием ледяной водой, сковыванием, кормлением через зонд, стерилизацией и кастрацией и т.п. Мрачные доллгуузы Петра Первого в России - запретившего сумасшедших ссылать в монастыри, в результате чего сумасшедшие остались и вовсе без какой-либо опеки.
Гуманизм в психиатрию только начал входить в тот период. Пинель впервые снял цепи с "узников" Бисетра и давший нвоое направление науке о мозге. Это было в начале 18 века!!! А в конце 19 века уже была целая плеяда ученых, посвятивших себя психике и мозгу: Сеченов (небольшая статья "Рефлексы головного мозга"), Корсаковский (работал с психозами, особенно алкогольными), Коноле (ввел в употребление аналог современной смирительнйо рубашки, полностью заменившей цепи).. Но рестрент - гуманистическое течение в психиатрии, отказывающееся от пыток, цепей, ограничения свободы больных (приковывание к цепи, лишение пищи, карцер, пытки и т.п.) в пользу постельного содержания, относительной свободы исмирительных рубашек - в качестве крайней меры.
И это - век просвещения и гуманизма! Век Вольтера, Екатерины, Елизаветы, Наполеона, Пушкина, наконец.
И на фоне этого горстка людей, впервые рассматривающие не патологический - т.е. больной - мозг (термин Н.Бехтеревой), а работу психики при пограничных состояниях - выглядели необычно.
Вот тут и разошлись пути психологии и психиатрии.
Детской психологией тогда и вовсе никто не занимался. Юнг был мистиком и алхимиком. Увлекся неоязыческими идеями и ницшеанской философией. Вел беспорядочную половую жизнь и до глубокой старости занимался вызыванием духов. =) Где тут детская психология - не знаю.
Про Адлера знаю меньше. Но вряд ли птенцы гнезда Фрейда, его любимые некогда ученики, особенно сильно отличались мировоззренчески и научно от своего учителя. А дети его интересовали лишь в части базы для формирвоания поведенческих комплексов. Ничего больше.
На что глупо или умно полагаться - это еще обосновать необходимо. Кроме того, если Вы такой спец по детской психологии Юнга и Адолера, то можете видеть, что я использую комбинированный метод. Причем даже иду против теорий этих уважаемых патриархов (с долей иронии говорю это - много шарлатанства было в их учениях) от психологии.
Полчему нельзя брать чистого Фрейда? Потому что его теория однобока. Она стопроцентно работоспособна, но лишь в одном месте на Земле: в Герании начала 20-го века. Нигде кроме этого места его теория не выдерживает критики. Потмоу-то и возник архетип Юнга - чтобы оправдать слабые места в теории, напрмиер, рассовые, культурные и национально-исторические различия народов. Так, теория Фрейда работал в Германии. В России это было пустым звуком. В Африканской Гвинеи - и подавно.
Универсальность психиатрии полностью сводила на нет успехи молодой науки психологии, потому что имея одно и тоже строение мозга, разные людиимели разное воспитание, разыне моральные принципы, разный уровень знаний.
Марксизм здесь был более тонким психологическим инструментом, потмоу что работал на базовом диалектическом принципе: "Бытие определяет сознание" - сходу и лаконично решив все проблемы, которые оказались непреодолимы для теорий Фрейда, Юнга и Адлера.
Итак, долго писал, муторно. Но, надеюсь, прочтете.
Вы можете верить Фрейду с его Идом и Эго. Мне ближе бессознательное, Анимус/Анима , Персона, Самость Юнга. Плюс адлеровская теория главенства жажды власти у человека.
Но толкование сновидений - скорее фокусы. Современная психология опирается (по крайней мере должна опираться) на современные знания нейрофизиологии, эндокринологии, неврологии. Иначе это шарлатанство, попахивающее сигарой Фрейда =)
Да, отмечу, что срез истории я сделал на основе труда Каннабиха "История психиатрии" под редакциецй Ганнушкина. Всем интересующимся историей - рекомендую к ознакомлению.
Почитайте, пожалуйста, еще что-нибудь об Адлере, именно он явился основателем детской психологии, организовав детскую клинику по реабилитации. И вообще, пошел другим путем, отсекая и градируя понятия психоанализ и аналитическая психология. Юнг интересовался детской психологией именно в срезе бессознательного, поскольку психология ребенка претерпевает куда больше изменений и функционирует иначе, чем нормальное статическое психологическое состояние взрослого, у него есть целый цикл работ, объединенных общим названием "Конфликты детской души".
Так что, может быть, я чего-то и не помню из институтских лекций, каких-то работ не читала, но мое профильное образование позволяет мне поправить Вас так или иначе.
Спасибо, конечно =) Но меня не интересует Адлер как персонаж мемуаров или псевдонаучных рецензий. мне в свое время достаточно было изучения основных трудов основателей психоанализа.
Про деток есть у многих работы. В том числе и у Фрейда, и у Юнга. Но Ваши утверждения - извращенный взгляд на суть вопроса.
И еще вопрос: а в чем Вы меня хотите поправить? =) Менторский тон, тем более в таких частностях - неуместен =) Направьте лучше свои усилия на просвещение участников форумов =)
Ага? =)
Ко мне еще есть претензии? С удовольствием выслушаю =)
Да, все трое стояли во главе психоанализа, но изначально были объединены общей идеей - понять, как устроен человек с его эмоциями, чувствами, как работает человеческий мозг и его нервная система, что первично, а что вторично. Все они были первопроходцами, но каждый из них имел свое виденье, свои принципы, что и нашло отражение в совершенно разных методах работы.
Между Фрейдом и Юнгом было много плоскостей, в которых они не пересекались, не могли договориться и так и не смогли объединить свои знания. Привожу Вам статью, которая в свое время на многое открыла мне глаза и дала толчок в разделении понятий классического психоанализа и метаморфоз, он которые претерпел.
Историю духовной жизни уходящего века трудно представить себе без имен Фрейда и Юнга. И хотя многие из высказанных ими мнений кажутся сегодня наивными, претенциозными и надуманными, сам пафос их учений далеко не утерял своей остроты. Можно даже констатировать возрастание их влияния на мораль, политическое мышление и бытовое общение по мере того, как все большее число людей знакомится с психоанализом. Школы юнгианцев и фрейдистов до сих пор соперничают, а некоторые из поклонников этих двух мыслителей доходят до нелепых преувеличений, стараясь возвысить своего кумира и принизить его соперника.
Дать однозначную оценку творчеству Юнга и Фрейда - трудно, хотя бы потому, что влияние их было не только, и не столько научным, сколько общекультурным, он сказывалось на духовном климате эпохи. Поэтому содержащиеся в этом параграфе заметки основаны, главным образом, на их отзывах друг о друге или отзывах о них третьих лиц, хорошо их знавших.
Первенство Фрейда в открытии нового материка - Бессознательного едва ли можно оспорить, как и то, что Юнг испытал стимулирующее влияние идей "отца психоанализа". Однако их учения и мировоззрения глубоко разнятся по духу, темпераменту, выражают типические, но альтернативные умственные реакции интеллигента на кризис культуры. Огрубляя суть дела и рискуя впасть в противоречие, можно сказать, что хотя Фрейд и Юнг - оба были "перестройщиками" классической науки XVIII - XIX веков, Фрейд был все таки сциентистом, позитивистом, рационалистом и просветителем, в то время как Юнг - романтиком, мистиком, модернистом и консерватором. Водораздел между фрейдизмом и юнгианством - это граница между типами личностей, мировоззрений, а не только между научными теориями. Как замечает Дж. Браун "фрейдистами и юнгианцами, как либералами и консерваторами рождаются, а не становятся". Сочувствующие одному из них - не понимают другого. Сам Дж. Браун, несомненно, фрейдист, говорит, что его впечатление от работ Юнга примерно такое же, как от писаний индусов, даосов, конфунцианцев: высказывается множество мудрых мыслей, но не понятно, зачем нужно привязывать их к тем мудреным теориям "кармы", "реинкарнации" или "коллективного бессознательного" - в случае Юнга - которыми эти мысли якобы обосновываются.
Уже работая над диссертацией о спиритизме, Юнг познакомился с психоанализом Фрейда и стал ревностным его защитником. Принципы вытеснения, символизации, рационализации, компенсации, проекции, переноса, разработанные Фрейдом, показались ему чрезвычайно важными. Когда Юнгу сказали, что защита осмеянного официальной наукой Фрейда может стоить ему карьеры, он ответил, что не даст за карьеру и ломанного гроша, если ее придется строить на лжи. Юнг посылает Фрейду свои статьи и тот приглашает его к себе в Вену. Встреча состоялась в 1907 года. Оба были в восторге друг от друга. Фрейду нужна была поддержка Юнга как авторитетного практика-психиатра. Он возлагал на него большие надежды, сделал его президентом психоаналитической ассоциации, а в письмах называл "милым сыном, который доставляет много удовольствия", "дорогим другом и наследником". Юнг же сумел по достоинству оценить Фрейда как ученого и практика-психиатра, обретя в его лице мудрого и сильного отца, образ которого являлся ему во сне еще в раннем детстве.
Однако, с самого момента знакомства Юнг далеко не во всем был согласен с Фрейдом. Различным были их семейные и культурные традиции, врачебный опыт, характеры. Фрейд был склонен к авторитаризму. Юнг отличался свободомыслием и желал до всего доходить сам. Общим для них был интерес к человеку, к бессознательному и его механизмам; оба считали, что онтогенез повторяет филогенез, проводили параллели между мифами первобытных народов, детскими фантазиями, сновидениями и невротическими образами. Но Фрейд, мыслящий все еще в классическом и просветительском ключе, стремился четко разграничить объект и субъект, реальность и иллюзию. Юнг считал возможным игнорировать самые основы классической методологии науки. Он, в частности, выдвинул доктрину "психологической истины". Научная теория имеет, по его мнению, меньшую ценность, чем религиозная догма, а значит, и меньшую истинность, поскольку догма более богата, личностно значима, чем научная теория. Для Юнга объект и субъект - где-то сливались. Реальность и истина - отождествлялись. Все, о чем кто-то когда-то подумал, можно, согласно Юнгу, считать истинным. Метафизика и гносеология у Юнга часто не различаются. При этом Юнг считал себя большим знатоком философии, чем своего старшего друга и духовного отца - Фрейда.
Сексуальная теория Фрейда с самого начала казалась Юнгу "навязчивой идеей". Фрейд сделал из нее святыню, религиозный догмат. "Вместо Бога, которого он утратил, он построил замещающий символ в виде сексуальности. Но ведь Бога следует искать вверху, а не внизу. Это было у Фрейда "бегством" от той стороны нашей натуры, которую я называю мистической. Он боялся религиозности, мистики, которые были в нем, как и во всяком человеке, хотел спрятаться от них за своей монотонной научной терминологией. Фрейд был трагический человек, порабощенный демоном науки. Боясь, что я стану его пророком, он назначил меня своим наследником".
Религиозность и оккультизм, к которым Юнг относился серьезно, Фрейд воспринимал с брезгливостью. Методология Фрейда, относящаяся к познанию человека и процессу врачевания была индуктивной. Фрейд сводил сложные образы и сюжеты - к единичным простым событиям; общие психологические установки больного - к конкретным фактам его биографии, культурные явления - к биологическим. Невротические фантазии и мифологические образы, всплывавшие при анализе, он толковал как символы вытесненных сексуальных желаний. Юнг, напротив, индивидуальное объяснял коллективным. Бессознательное как природная реальность сливается у него с культурой. Индивидуальную психическую реальность Юнг осознавал в духе восточных учений - как тонкую, призрачную пленку, покрывающую прочную конструкцию коллективного опыта, собранную из плотно слежавшихся вековых осадков. Задача оздоровления психики связана у Фрейда с индивидуальным самопознанием, тогда как для Юнга главная цель лечения состояла в том, чтобы приобщить отщепленную психику невротика к духовной традиции, к коллективным мифо-религиозным сюжетам и через них заставить его осмыслить свою индивидуальную проблему. Человек, по Юнгу, прежде всего, нуждается в вере и идеологии, которые придают смысл жизни. Если нет веры, нет идеологии, если смысл жизни утрачен - человек терпит крах в своих социальных устремлениях и уходит в болезнь. Но смысл жизни нельзя сформулировать в научной теории. Он постигается лишь через драматические образы мифа. Образ распятого Христа, принявшего уготованную для него смерть во имя победы над ней и доказательства божественного происхождения человека значит для обретения смысла жизни больше, чем все научные теории.
Символы в работах Фрейда указывают на частное с помощью общего. Видеть во сне короля и королеву, значит, видеть своих отца и мать. Подход Юнга - прямопротивоположный. Юнгианец - католик отец Виктор Уайт описывает его так: "За отдельным материнским чревом лежит архетипическое чрево Великой Матери; за физическим отцом - архетипический отец, за ребенком - архетип Вечного дитяти, за сиюминутным половым влечением - всеобщий созидающий и животворящий Дух".
Одним из поводов для разрыва Юнга и Фрейда послужило их расхождение в толковании темы инцеста в сновидениях. Фрейд исходил из того, что суть инцеста - регрессия взрослой психики к детскому состоянию, когда сексуальность направляется на мать. Этой первичной регрессией объясняют и сопровождающие инцест невротические симптомы.
Для Юнга инцест - символ, причем, неоднозначный. Мать - величественна и страшна, спасительна и опасна одновременно. Она символизирует порождающую стихию, первооснову всего сущего, материнское чрево есть также чрево земли, могила и смерть; далее, мать есть родина, страна, культура во всем ее стихийном богатстве. Отсюда - влечение к матери и инцестуозные желания могут иметь разный смысл. В молодости они означают слабость эго, недоразвитость самости, желание бежать от жизни. В зрелом возрасте - отказ от эгоистического самоутверждения, готовность погрузиться в глубины культуры и слить свое "я" с жизнью своего народа. В старости инцест символизирует близость кончины, возращение в землю предков. Кроме этих значений инцест символизирует также грубое попрание Порядка. Порядок складывается из норм и правил, среди которых запрет на кровосмешение является главнейшим. Инцест означает, что человек восстает против установленного Богом порядка и сам хочет стать Богом. Как же тогда толковать фантазию инцеста? Это зависит от ситуации, от конкретного случая, считает Юнг.
Хотя Фрейд отказался от попыток свести психические процессы к материальным, нервно-психологическим, он не был готов признать психическое, как самостоятельную универсальную реальность.
Юнг смело отбрасывает характерный для европейской культуры дуализм материи и духа, плоти и души. Мир - един, душа и организм - одно целое. Понятие "чистого Духа", "чистой материи" Юнг трактует как отвлеченности, фикции. Человек знает лишь одну реальность - психическую, он в нее погружен и с нею должен сверять свои мысли и действия.
Фрейд, в соответствии с традициями европейской науки был детерминистом. В этом отношении различие его позиций и Юнга было особенно показательно. Юнг, следуя аристотелевской традиции, признавал не только причинное, но и телеологическое объяснение. Объяснить - значит выяснить не только причину, но и цель. Детерминизм Фрейда в области психологии многим представлялся неприемлемым потому, что лишал человека свободы воли. Между тем, Юнг не только отвергал психологический детерминизм, но и убедительно доказывал, почему индивид имеет богатый выбор возможностей поведения и почему он не только может, но и должен свободно выбирать свой жизненный проект. Дело в том, что индивидуальное бессознательное содержит, по Юнгу, множество неучтенных, непродуманных, непроявленных потенций, линий развития. Многие из них забываются, увядают из-за того, что бездействуют и не упражняются. Дарвин жаловался в своей "Автобиографии", что из-за неумеренности в научной работе совсем разучился воспринимать поэзию и литературу, которыми прежде наслаждался. Забытые дремлющие способности могут быть разбужены и развиты сознательным действием воли.
Разрыв Фрейда и Юнга имел подоплеку и в их личных отношениях. Из их переписки и отзывов друг о друге видно, что оба любили подвергать друг друга анализу. Но, согласно принципу переноса, отношения врача и пациента - не симметричны. Врач - отец, а пациент - сын. Если двое людей при близком общении стремятся занять позицию отца - между ними неизбежен позиционный конфликт. В конфликте Юнга и Фрейда была, можно сказать, разыграна "эдипова ситуация". Юнг сначала согласился играть роль сына, а затем - восстал против отца.
Косвенно это подтверждается еще и тем, что Фрейд дважды терял сознание в присутствии Юнга. Причем, оба раза Фрейд воспринимал смысл того, что говорил перед этим Юнг, как символическое пожелание смерти ему, Фрейду, который считал себя духовным отцом Юнга. Один раз Юнг говорил о духовном значении некрополей, а в другой раз - речь шла о Египетском фараоне Аменхотепе, восставшем против отца. Аменхотеп велел стереть имя отца со всех памятников. Фрейд, придя в сознание после обморока, произнес странные слова: "Как, должно быть, приятно умереть..." Позже он сам истолковал их как подаваемый Юнгу знак - занять его место во главе психоаналитической ассоциации, когда его не станет. При этом Фрейд вспомнил, что на родине Юнга, в Швейцарии, имя Фрейда никогда не упоминалось в журнальных статьях, то есть было "стерто".
Фрейд и Юнг - оба - переживали свой разрыв болезненно. Юнг часто в этот период (сразу после 1913 года) видел шизофренические сны, в которых нечто целое представляется разрубленным на части. Он видел, например, во сне океан крови, в котором плавают обрубки человеческих тел, "обломки цивилизации". В соответствии со своим принципом синхронности, то есть совпадения во времени сходных по смыслу событий: личных, коллективных, исторических, он истолковывал свой разрыв с Фрейдом, раскол в психоаналитическом движении и начало первой мировой войны, как события одного ряда, имеющие одну и ту же причину - конфликт между сознанием и бессознательным европейцев, конфликт между безудержным ростом империализма и рационализма - с одной стороны - и упадком христианских верований и морали - с другой. Результат конфликта - прорыв бессознательных сил в сознание, оформившийся в вооруженное столкновение.
Юнг отличался большой чувствительностью к историческим событиям, усматривал в них личный смысл. Исторический процесс в его понимании определялся естественным развитием "массовой души", массовыми психологическими противоречиями, а не политическими интригами или убийством в Сараево какого-то принца. Если бы не долго зревший в массовом сознании "нарыв", если бы не конфликт между цивилизацией и иррациональными силами массовой души - никакой войны бы не было. В этом смысле каждый человек - виновник войны. Он к ней подходит, стоит на ее пороге, делает шаг в ее сторону. Интересно, что известный поэт и теоретик русского символизма Андрей Белый в это время испытывал подобные же ощущения. Он писал в 1913 году: "Мне казалось в первую осень войны, что это я ее вызвал, во мне начиналась она".
После разрыва Юнг отдаляется от Фрейда и свободно предается своей склонности к мистике и оккультизму, которую ставил ему в вину Фрейд. По мнению Роже Дадуна оккультизм был полем соперничества между Фрейдом и Юнгом. Каждый желал водрузить над ним свое знамя. Фрейд хотел победить оккультизм и религию наукой, а Юнг - путем вживания в культурную традицию и ее реанимации.
После разрыва Юнг и Фрейд отзывались друг о друге довольно резко. В 1914 году Фрейд писал своему коллеге Карлу Абрахаму: "Мы, наконец, избавились от этой святой скотины и его приспешников"! Юнг, признавая, что во многом обязан Фрейду, обвинял его в тенденциозности, стремлении завоевать популярность. Вненаучные цели Фрейда исказили, по мнению Юнга, научную истину психоанализа и сделали Фрейда "твердолобым", "фанатичным". Юнг считал, что Фрейд, подобно Ницше и Марксу, был критиком и разоблачителем кумиров, но его видение культуры было узким, предвзятым и искаженным. Фрейд справедливо ополчился против викторианской эпохи, с ее фальшивыми ценностями: бюргерскими представлениями о "святости домашнего очага", "святом материнстве", за которыми часто стояла грубая и неосмысленная действительность. Он выступил против необоснованной репрессии сексуальности, сказал вслух то, о чем думал каждый, но не решался сказать. Однако Фрейд совершенно неправомерно отождествил викторианские ценности с культурой вообще. Викторианская эпоха - лишь миг в истории человечества, лишь тонкий слой пыли, покрывающий коллективную душу человечества. А что Фрейд выставил против культуры? "Неаппетитные идеи" детской сексуальности, эдипова комплекса, инцеста и вражды к отцу. Эти идеи, по мнению Юнга, имеют лишь частный характер и небольшую научную ценность. Фрейд был великим разрушителем, но не созидателем. И известность свою получил не потому, что открыл новый метод лечения неврозов и занялся проблемой бессознательного, а потому что "разворошил улей", прикоснулся к вопросам огромной религиозной и философской значимости, но разрешить их - не сумел. У Фрейда не было никакой позитивной программы. (Была ли она у самого Юнга?) Кроме того, Фрейд "не знал даже элементарных вещей" в области философии. Когда он строит свои теории о человеке и обществе в нем сразу же угадывается "врач по нервным болезням". Фрейд всегда видел пред собой невротика, который с плохо скрываемым удовольствием или же неохотно рассказывает под испытующим взором врача о своих сексуальных тайнах. Но облик здорового, естественного человека вовсе не таков. Фрейдовская теория вытеснения эффективна, когда речь идет об индивидуальных неврозах определенного типа. Будучи применима к культуре в целом, к объяснению религии, морали, искусства, она выглядит убогой и абсурдной. "За автора становится просто больно, когда замечаешь недостаточность его познаний в области философии и религии", - пишет Юнг. Фрейд фанатически не любил религию. Недаром одним из его любимых изречений было вольтеровское: "Раздавите гадину"! (Вольтер имел в виду церковь).
Погружаясь в мир идей Фрейда, мы ощущаем его глубокий пессимизм, оказываемся привязанными к сегодняшнему дню, не видим будущего. Нигде Фрейду не открывается перспектива освобождения. В его мире отсутствуют помогающие, исцеляющие силы, которые естественно, без помощи врача должны приводить больного к выздоровлению. Глубокое недоверие Фрейда к культуре нельзя расценить иначе, как невроз. Конечно, XIX век, уходя, оставил множество сомнительных верований, которые Фрейд удалял безжалостно, как зубной врач удаляет очаги кариеса. Но он ничего не предлагает взамен удаляемого вещества. Наука учит, что религиозная надежда иллюзорна, неразумна. Но какую-то же надежду дает она сама?
Нельзя сказать, что Фрейд вообще не имел надежды и веры. Он верил в науку, в психоанализ, в знание. Но какой наивной, мелкой была его вера! Об этом можно судить хотя бы по такому примеру. Фрейд верил, по словам Юнга, что если расшифровать все символы невротиков, то "неврозы будут абсолютно невозможны".
Юнг говорил, что ему "посчастливилось глубоко заглянуть в душу этого человека, который был "захвачен своей идеей, чувствовал, что держит в руках ключи к тайным подземельям души человека. Он был преисполнен решимости войти в эти подземелья и ничего подобного фаустовскому ужасу перед перспективой всезнания и всепонимания не умеряло фрейдовской самоуверенности. Он хотел превратить всякую одержимость, всякую надежду, всякую веру в психологическую формулу. Но победить демонический дух, по мнению Юнга, способен божественный дух, а не человеческий интеллект. Юнг вспоминает, что в одной из бесед призывал Фрейда "испытывать духов. От Бога ли они? Но тот оказался глух к этим призывам. Везде, где только можно, он пытался лишить дух его обаяния. Психология Фрейда развивалась в узких границах материалистического мировоззрения. Фрейд не отдавал себе отчет в слабости своей философской позиции. Сила же его шокирующих разоблачений состояла в том, что в них слышалась смена эпох, смена культур.
оно, конечно, хорошо, что Вы читаете и что-то думаете. Замечательно.
Меня же, если честно, особенно не интересуют частные мнения каких-то авторов о том, в чем они не разбираются =) Да и предмет мне интересен больше биографий. =)
К слову, я - как могло бы показаться - вовсе не питаю пиитета ни к Фрейду, ни к Юнгу, ни к Адлеру. Их время ушло. Так что восторженно обсуждать перепетии отношений третьей жены Юнга с ее собачкой - мне как-то недосуг =)
Толкование сновидений - все-таки ближе к шарлатанству.. пардон, к искусству... Но в умелых руках - превосходный инструмент для отслеживания динамики изменений психологического состояния человека.
За сим оставляю эту высоконаучную дискуссию. =)
Вы это видели? http://ru.wikipedia.org/wiki/Опасный_метод
Если нет - рекомендую. Познавательно, хотя и, ессно, художественно. Все они Психи с большой буквы. Особенно порадовало то, что люди с больной психикой сами становились потом психиатОрами - классика жанра под названием "жизнь" :-)
Кино смотрел. Не впечатлило. Лубочно как-то. Было скучно и даже постельные сцены не вдохновили. Актриса (забыл фамилию) старалась передать внешнюю симптоматику расстройств психики, но удавалось слабо - как на мой взгляд.
ИМХО: Лично я против прихода в профессию людей, имеющих какие-либо проблемы с психическим здоровьем или нервной системой.
а как могли вдохновить постельные сцены, если они изначально эээ, ммм... кагбэ это правильно выразиться - малёхо извращённые?! Болезнь не может быть по сути эстетичной. Или эстетика больной. Выбирайте тот из вариантов, который больше нравится.
Какое уж тут вдохновение!
Можно я в свою очередь предложу Вам ознакомиться с интересной передачей?
http://www.youtube.com/watch?v=CCYMekTP0Rs
у меня синтез: с миру по нитке... ))) А что уж там доминирует - какое направление, это наверное зависит от конкретного сна.
Теории и направления - это инструменты, отмычки, ключи... Какой я буду пользоваться при взломе или открывании очередной двери, сейфа или тайника, я и сама не могу сказать заранее...))) Часто выбор интуитивен, и только сделав его, я могу его обосновать. Но начинаю всегда с главной "отмычки" - медитации... это после одного иудейского семинара, на котором довольно известный в своих кругах еврейский религиозный психотерапевт научил нас на теории и на практике пониманию снов. В режиме форума я не могу помочь сновидцу выполнить эту медитацию, потому делаю ее за него сама. Не всегда получается "подключиться" и прочувствовать, но если получается, то обычно выходит где-то рядом.
проще будет если я опишу урок этого самого Ефима Свирского. Короче, вводит он человека в транс, легкий, потом просит рассказать сон. Потом в состоянии транса просит сконцентрировать внимание на каком-либо одном символе, или наиболее доминантном или если таковых нет, на самом первым по сюжету. И задает вопросы типа: "Что это?" - самого открытого вида вопросы, самой свободной формы. Но с другой стороны и не ассоциативного ряда, как у Фрейда ("какие мысли у вас возникают, когда вы думаете о...?")
Чаще всего сразу же ловится эмоция - приятно-неприятно-стыд-страх-боль-вина и т.п... Эмоция это важно. Но когда она проходит, снимаются так сказать сливки, идет название символа - что это?.. Потом делается синтез типа, почему этот предмет или темы вызывает такую эмоцию?..
Я такую медитацию на свои сны произвожу в состоянии просыпания. Проснешься от какого-нибудь сна, и сразу же надо его понимать. Эмоции обычно сразу слишком яркие, потому что свежие - и иногда они мешают понять символы до конца. И тогда я оставляю это на утро. Утром эмоция вытесняется и уже меньше мешает. И тогда идет чисто семантика или само понимание символа.
Иногда когда задаешь вопрос: "что это?" получаешь ответ совсем кажущийся "не в тему". Но когда начинаешь пытаться понять, какая связь, то оказывается, что она есть и как правило идет через соседние символы.
Но тут уже структура снов имеет место быть. Очень рекомендую почитать о структуре снов вот это:
http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/snowideniya.txt
- лучше и не опишешь, хотя требует напряжения мозгов в отдельных частях.
К сожалению, в работе перед просыпанием есть свои недостатки: иногда классно поймешь сон - недавно такой снился про материнство что-то... но потом засыпаешь снова, и все забываешь нафиг, что натрактовала... У хронического недосыпа есть свои недостатки...))) Отдельные только отрывки помнишь, а всю цепочку - нет. А отдельно медитировать на сны в дневное время нет времени, часто и не до того...
+100. К медитации как таковой не прибегал, но иногда приходится глубоко в себя забираться, чтобы выудить соответствующие ассоциации.
Вы ведёте? :-) Ок, моё имхо: двойник у сновидицы - это её личное видение, каким должно быть то или иное. Её внутреннее лекало правильного и идеального.
Конечно, в жизни не всегда составленный внутренний типаж соответствует реальному. Отсюда и ирония ситуации - ожидание найти естественное, пусть и НЕ выдуманное идеальное и не ошибиться в мифическом. Своё всё равно понятней и не так страшит, как двойник только оболочкой, но незнакомый внутри.
И именно поэтому двойники иногда становятся умершими, ибо не всегда при/в жизни они наделены теми ожиданиями, которые видит в них сновидица. То есть, идеальные черты, которые были приписаны чему-то и кому-то и личное ожидаемое реального, каким оно должно быть - умерло, так и не воплотившись в это самое реальное.
Вспоминая свои собственные подобные сны скажу, что сновидицу пугает сам факт подмены, замещения двойником родных людей. Нечто иррациональное (двойник) вызывает панический ужас и стремление уничтожить несоответствие. Плюс безразличие окружающих.
Что касается ожиданий, то они (ожидания) должны присутствовать в сновидении в той или иной форме. А я не вижу намека и на конфликт между желаемым и действительностью по отношению к мужу или сыну.
С возросшей сексуальностью мужу ясно со слов сновидицы - и во сне подтверждение тому: муж выходит из ванной, обернутый в полотенце. Возможный мотив: идеал мужчины (муж) обновился (омылся водами бессознательного сновидицы) и предстал во всей соей сексуальной красе. Т.е. идеализированный образ мужчины (мужское начало, Анимус по-юнгиански) у сновидицы не изменился. А значит конфликта между ее сексуальными запросами и реальностью - не наблюдается.
Двойник накрыт простынью, но лежит-то на кровати. А значит все-таки тема вытесненных желаний (имевших место в прошлом или предполагаемых в будущем) каким-то образом может быть связана с сексуальными отношениями на стороне.
И опять-таки, "ноги мои, разве это я?" - с учетом возможной сексуальной символики образа ног...
Пока непонятна роль сына и его двойника. То ли это сгущение, то ли что-то важное, дополняющее общую картину...
Таково мое видение. хорошо бы обновить и версии остальных участников дискуссии в свете новых фактомв м обсуждаемого...
Может быть сновидица сама почитает все версии и поучаствует в обсуждении? Попытается и сама добавить версий и своих ощущений?
Ну, мне нечего вспоминать и сравнивать - среди моих снов нет снов о подмене и двойниках.
И я не беру за основу сексуальную сторону любого сновидения. Голый человек - это просто иногда всего лишь нагой. А нагота не всегда 100% вариантов к сексуальной подоплёке.
Сновидцы не всегда здесь участвуют в дискуссиях по трактовках своих снов. Зачастую просто читают. Хорошо, если просто напишут "спасибо" :-).
Версий остальный участников может и не быть. По многим причинам: элементарно не хотят, не интересен сон, не могут прочитать его.
Я сама не участвую в обсуждении трактовок многих снов. Причина основная: неинтересны сны по тематике для разгадки. Как книги. Вы же не всё подряд читаете?
Причина вторая: не вижу сон вообще, то есть, нет трактовки.
С книгами - верно подмечено.
Тут, на форуме, читаю все сновидения. Благо их не так уж и много. Отвечать же хочется на единицы. У меня есть коллекция особенных и интересных сновидений. Это сновидение - необычное, поэтому интересно (надеюсь, не только мне) все-таки раскрыть его значение. Не получится - увы. Получится - занесу в свою коллекцию.
А как интернет форумы работают - я знаю =)
Что касается голого человека... В большинстве случаев из моей практики - связано с сексом. Реже (когда голый ты сам) - с оценкой окружающих (чувство стыда). Отрицать полностью связь сновидений с сексуальной стороной личной жизни человека - осознанно ограничивать круг толкований.
Повторю, я не сторонник Фрейда, но иногда никак не получается не замечать сексуальную подоплеку образов в сновидениях.
форум тем и хорошо, что отвечать или не отвечать - это только ваше решение и вы никому и нечем не обязаны.
Я не отрицаю связь сновидений с сексуальной стороной жизни, я просто не всегда считаю эту самую сторону главой угла всего сна.
Голый человек во сне может обозначать не только секс и стыд.
Но ещё: и незащищённость, и уязвимость, и неприглядную голую правду, и гнев, и наивысшую точку напряжения (оголённый нерв), и желание раздеться (сбросить стесняющую одежду), чтобы освободиться от чего-то.
Да много чего может обозначать нагота во сне. Имхо конечно.
многие наши выкладки здесь неудобоваримы для простого человека, который не знаком ни с Фрейдом, ни с Юнгом, ни с Адлером... Потому и ожидать комментариев на них не приходится. Профессиналозм - это не только сон растолкoвать, но и адаптировать его к потреблению того, кому он предназначен.
вот подпишусь. Чем проще и лаконичней - тем лучше и понятней. Если пишешь для народа - должно быть понятно этому самому народу. Без заковыристостей и многоплановостей в вычурности :-)
Мне иногда реально лень продираться сквозь почти научные терминологические выкладки и многоабзацность :-)
=) ок, простите, что оставляю всегда вариативность и каждое свое высказывание пытаюсь обосновывать. А зря - авторам, оказывается, лень читать =) А коллегам - лень вникать =) Оценил.
:-) да ладно вам. Не занудствуйте. Иногда реально глаза и мозг не воспринимают длинные тексты. Здесь на форуме, заводя новый топ с большим количеством текста, предупреждают об этом. Иначе, будет под постом вот такое "Извините, ниасилил - многабукаф" :-)
Вы всё же помните, что это не профессиональный форум определённой направленности, а больше развлекательный.
=) Хорошее развлекалово будет, если я напишу лаконично: "сон про е.лю..." =)
Форум развлекательный, а вот проблемы иногда встают в темах - мама не горюй.
Ладно, я понятливый.
ОТРЕДАКТИРОВАНО :-) вы не поверите, но именно такой ваш ответ будет в самую точку и по краткости и по лаконичности! И без уточнений по какому принципу толкуете сны - автору сна, главное, чтобы ответ был получен, а по Юнгу, по Фрейду или по Васепупкину - это десятое дело. Захочет - уточнит обязательно.
Вот этому автору глубоко плевать ваша концепция выкладки видения его сна, ему вынь да полоШЬ ответ сразу: http://eva.ru/jsf/forum/frame-content-topic-view.xhtml?topicId=2960290&m=1
Попробуйте по Юнгу - в топе будет гарантированный аншлаг :-) Уж автор точно офигеет.
а иногда чего голову ломать, если сон не дается, нафиг?.. про ту же корову или про те же цифры?
Когда переспишь много - до часу дня, например, то такая муть снится!.. вся важная, глубокая, сокровенная инфа уже обработана, и мозг начинает самого себя переваривать: звуки из окружающей среды, телепередачи, мысли, и тому подобную муть... Мозг уже спать устал, переполнен гормоном сна и выдает такую ахинею, которая при этом еще и запоминается хорошо - прям в деталях!!!..
... И такую ахинею часто сюда сливают под соусом "уникальных снов" с приправой усиленной эмоции (ах, сон покоя не дает! как мне страшно!.. спасите-помогите!) - как правило накаченной уже после просыпания и в процессе выступления на форуме!.. людям ведь часто не трактовка сна нужна, а внимание к собственной персоне - как вы говорите, "инфантильные потребности". Чтоб маменька или папенька внимания уделили...
почему нет?))) Чувство юмора еще никто не отменял!..
К тому же иногда такие тупые вопросы бывают и сны тоже... например про цифры давеча, или про жопу коровы, извините...
Хотелось прикольнутся, да не стала...
А вы приколитесь.
Это для вас вопросы и сны тупые, а для спрашивающего...
Хотя, о чем это я с вами?)))