Логопед.ЦАО
Логопедическая помощь детям с ЗПР,ЗРР, ФФНР, ОНР, дизартрией, алалией, дислалией, дисграфией, логоневрозом. (Коррекция звукопроизношения, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развитие фонематического восприятия, коррекция нарушения слоговой структуры слова, формирование словаря, развитие связной речи, формирование грамматической структуры предложения).
Базовый курс подготовки к школе: развитие фантазии, познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление и воображение), логического мышления, пространственного мышления, установление временных и причинно-следственных связей, расширение словарного запаса, чтение, пересказ,основные математические представления, подготовка руки, обучение письму.
Опыт работы с учащимися 1-5-х классов, имеющими трудности в обучении. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия и дислексия).
Опыт работы с детками,изучающими русский язык,как иностранный.(Работа в Школе Русского языка для иностранцев-в моей школе работает только для посольских детей).
Занятия в вечерние часы и выходные дни.
Рада буду видеть Вас и Ребенка у себя дома.
Возможны занятия в школе (после 15.00)
Хамовники
8-926-531-5166 Оксана Алексеевна
oxana_tolstih@mail.ru
Добрый вечер! Подскажите Ваши расценки для девочки 4,5 года м.Дубровка, не выговариваем несколько букв.
В выходные готовы приезжать к Вам
Массаж лица
-укрепление и стимуляция лобных мышц; растирание лба от бровей к волосистой части головы;
-укрепление мышц щек, проводится поглаживание, растирание и разминание мышц щёк;
-активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу пощипывающими движениями;
-стимуляция мышц, поднимающих угол рта вращательными, поглаживающими движениями по поверхности щёк;
-активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть спиралевидным растиранием жевательной мышцы от висков к углам челюсти
Массаж губ
-укрепление мышц губ поглаживающим движением от середины к углам губ;
-укрепление мышц губ растиранием от середины к углам губ;
-стимуляция мышц, обеспечивающих подвижность губ точечной вибрацией от середины к углам;
-укрепление мышц губ разминанием от середины к углам;
-активизация мышц губ пощипыванием от середины к углам;
-похлопывание губ от середины к углам;
Массаж языка
-поглаживающие движения продольных мышц;
-укрепление продольных и поперечных мышц языка ритмичными надавливаниями на язык от корня к кончику;
-укрепление и стимуляция поперечных мышц поглаживанием языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка;
-увеличение объема артикуляционных движений языка методом точечной вибрации от корня к кончику языка;
-укрепление мышц разминанием языка от корня к кончику.
Артикуляционная гимнастика
1. Статическое упражнение «окошечко».
Цель: научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.
2. Статическое упражнение «заборчик».
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.
3. Статическое упражнение «иголочка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.
4. Статическое упражнение «парус».
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.
5. Динамическое упражнение «маятник».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резца¬ми; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
6. Динамическое упражнение «качели».
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на ниж¬нюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).
7. Динамическое упражнение «маленькие качели».
Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.
8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз( не из стороны в сторону) .
9. Динамическое упражнение «почистим зубы».
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо¬ны в сторону, потом снизу вверх.
Постановка звука "Л"
Массаж
Арт.гимнастика
Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;
При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [л]. Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
1. Повтори за мной следующие звуки.
Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]
Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й,
2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].
Упражнение для выделения на слух вызывае¬мого звука [ Л ] в потоке прочих звуков .
Примерный звуковой ряд: М—Н —Л --А—У —О—Л—В —3—ЛЬ— В—МЬ—Л—X—Н— М —Н —Л—А—У—О—Л—В—3—ЛЬ— В —М—Л —X —НЬ —Б —З
3.Картинка с изобра¬жением Ложки и Лампы. Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно — нет.
ложка
ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка
лампа
ряд произносимых слов: вампа, ампа , лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа, дампа, шампа, лампа, бампа , рампа, чампа, нампа
4. Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].
Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).
IV. Домашнее задание:
Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.
Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два
упражнения.
«иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .
«вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.
«парус» . Удерживать позиции на счет до 5.
«змейка» .Выполнять 10 раз .
Существует группа трудностей в учении, которая обнаруживает себя буквально в первые дни и недели пребывания ребенка в школе. Очень важно своевременно обратить внимание на эти трудности, найти правильные пути их преодоления.
Первоклассник пришел из школы, и мы спешим узнать как успехи. И больше всего нас тревожит письмо и чтение.
Хорошее развитие устной речи ребенка одна из необходимых предпосылок овладения умением читать и писать. Письменная речь только и возможна на основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы.
Но, к сожалению, еще многие дети приходят в 1 класс с дефектами речи.
Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период активного овладения речью, неправильности речи окружающих, подражания сверстникам – все это может привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно. Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Если ему не помочь, он может и не справиться сам с возникающими трудностями – начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Поэтому помощь необходима немедленная. И хотя в начале учения у первоклассников множество новых, непривычных забот, вместе с тем букварный период как раз наиболее благоприятное время для работы над речью. Конечно, не со всеми дефектами речи удается справиться педагогическими средствами. Порой дело в аномалии самого речевого аппарата и бывает необходимо хирургическое вмешательство. Тем не менее, в младшем школьном возрасте ещё не поздно исправить имеющиеся у ребенка недостатки произношения. Если упустить это время, недостатки звукопроизношения закрепляются и могут остаться на всю жизнь.
Какие же нарушения произношения звуков встречаются у детей в младшем школьном возрасте?
Чаще всего нарушается произношение свистящих (с, з, ц) и шипящих звуков (ш, щ, ч), звуков р, л. Иногда встречаются дефекты произношения звуков г, к, х, б, п, д, т и т.д.
Бывают случаи, когда ребенок говорит, казалось бы, правильно, а в школе при обучении чтению и письму с первых шагов возникают большие трудности. И причина тому – незначительные, стертые нарушения речи. Внимательный наблюдатель легко обнаружит в устной речи таких детей и неправильности и странности. Перечислить все их не возможно, общая картина ошибок очень пестра, но имеются и более характерные. У одних детей речь очень бедна, лаконична, фразы примитивные. Скудность высказываний выявляется в стремлении избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов в предложении. (Волк сбросил шкуру. Он принц стал.) У других, напротив, речь чрезмерно многословна. Во фразу включается много лишних слов, названия заменяются описаниями, много повторений, уточнений. Ребенок как бы не уверен, что его поймут, и поправляет себя.
Некоторые дети не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках пространственных и временных отношений, забывают термины. Обращают на себя внимание и работы таких детей по математике: затруднение у них вызывает не столько само решение, сколько его словесное оформление.
Отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно, следы его остаются на долгие годы, хотя они могут быть сглажены, едва уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители расценивают как мелочь, пустяк. Но наличие указанных симптомов требует повышенного внимания к речи ребенка.
Полезно предложить ребенку пересказать увиденное на картинке, составить предложение с данными словами, объяснить значение каких-то слов. Можно предложить подобрать определения к слову, докончить начатую фразу.
Особого внимания требуют заикающиеся первоклассники. Новая обстановка, школьные требования, усиленная нагрузка на речевую систему в первые месяцы усугубляют тяжесть заикания. Это сказывается не только на результатах учебной работы, но и на самочувствии детей. Поэтому родители должны заранее рассказать учителю об этом недостатке ребенка и о том, как и когда удавалось лучше справиться с ним. Педагог примет все во внимание и настроит класс на доброжелательное отношение к заикающемуся учащемуся.
На первых порах учитель не будет требовать от ребенка отвечать перед всем классом; дома вы позаботьтесь о том, чтобы не создавать ему лишних трудностей в присутствии посторонних. Заикающиеся дети боятся насмешек и нередко боятся говорить. Ровное и заботливое отношение создает такую психологическую обстановку, в которой заикающиеся дети легче привыкают к учению.
У учащихся начальных классов нередко встречаются и расстройства чтения. Трудности проявляются и при овладением навыками чтения, и в понимании прочитанного, сказываются они в темпе чтения. Дети подолгу не могут сложить буквы в слоги, а слоги в слова и пытаются по отдельным буквам угадать слово. Все это приводит к искажению слов, к непониманию прочитанного.
Бывает и так: ученик складывает в слог лишь первые буквы и называет начальный слог, в последующее прочитывает по догадке, в результате чего происходит замена одного слова на другое, схожее по буквенному составу, по значению.
Школьники страдающие расстройствами чтения, как правило читают замедленно – они как бы застревают, вязнут на отдельных слогах, словах, подолгу раздумывают над словами после того, как прочитают его.
Происходит это прежде всего потому, что ребенок плохо различает звуки речи на слух. А между различием звуков и их грамматическим изображением существует весьма тесная взаимосвязь. Чем беднее представление ребенка о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, чем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения.
Конечно, многочисленные ошибки в чтении нельзя объяснить лишь изъянами устной речи. Практика показывает, что у некоторых детей отсутствует так называемое чувство языка.
Родитель должен обратить внимание, что ошибки при чтении (сами по себе вполне естественное на первых порах) не исчезают в ходе чтения, а накапливаются, складываясь в общую картину именно нарушения чтения. Нарушения чтения могут быть вызваны объективными причинами и не зависеть от воли и желания самого ребенка. Поэтому призывы родителей «читай больше, лучше, не ленись» никак не достигнут цели. Здесь нужны не побуждения, а целенаправленная специфическая работа.
Главное – не полагайтесь на то, что школьник самостоятельно одолеет трудности в чтении, на то, что со временем все образуется само собой. Чудес не бывает. Начинать надо не с требования в чтении, а с исправления неверно произносимых ребенком звуков. Далее, ребенок должен уметь хорошо анализировать слова. Потренируйте его в этом. Начинать работу надо с простых и правильно произносимых ребенком слов. Например: возьмите слово «мак», подберите картинку. Ребенок должен определить количество звуков, их последовательность, определить какой гласный, какой согласный. Предварительно напоминая, чем отличается гласный звук от согласного (гласный произносится свободно, его можно тянуть, согласный образует слог). Можно использовать игру «Чудесный сундучок».
Пример. После звукового анализа слов следует звуко-слоговой: ребенок учится делить слова на слоги. В данном случае используется схема. Одновременно со звуковым анализом (разбором) можно проводить и звуковой синтез (сборка). Предлагается несколько звуков и слогов, а затем просят объединить их в слово (игра с мячом).
Поле того, как ребенок овладеет звуковым анализом и синтезом, переходят к работе на разрезанной азбуке. Сначала устно анализируется слово, затем оно выкладывается из букв разрезной азбуки, прочитывается и записывается в тетрадь.
Все время необходимо работать над обогащением словаря: пусть ребенок составляет рассказы по картинкам, из одних слов образует другие слова. Слова для тренировок нужно подбирать такие, чтобы ребенок понимал их значения. Чтение хорошо знакомых слов отрабатывает плавность и темп. Заучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам, пересказ прочитанного с помощью вопросов – это так же поможет добиться успехов, привести чтение в норму.
Навыки письма осваиваются многими ребятами не легко и не сразу. Ошибки в их тетрадях бывают порой столь многообразными и многочисленными, что взрослые оказываются перед необходимостью принимать какие-то немедленные меры. Но если эти меры сводятся только лишь к более строгому контролю, если ребенка лишь побуждают заниматься «усерднее», «старательнее», то очень часто желаемого результата добиться не удается: одни и те же ошибки повторяются раз за разом.
Такого рода устойчивые трудности должны заставить нас предположить, что мы имеем дело с дефектом, который ученые называют нарушением письма или дисграфией.
Дефект этот вполне устраним, но для этого требуются специальные занятия, и начать их надо возможно раньше, пока последствия дисграфии не сказались на учебной работе.
Дети испытывают часто затруднения в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из отдельных букв, а следовательно, правильно его записать. В письме это выражается в таких ошибках, как пропуски букв, раздельное написание частей слова, смешанное написание предлогов, частиц, слогов со словами. Иногда дети затрудняются, какой буквой обозначить тот или иной звук, не может поставить знаки пунктуации, не способен обозначить ударения
Почти в первые месяцы обучения можно заметить ошибки, перечисленные ранее. Как правило, в ходе обучения они становятся более редкими, сходят на нет. А вот дисграфия имеет стойкий характер и «самопроизвольно» не исчезает; более того усложнение программного материала порождает новые дефекты письма. Без систематической, целенаправленной помощи маленькому школьнику с такими трудностями самостоятельно не справиться.
Для устранения дефектов письма вовсе не обязательно затрачивать много дополнительного времени; сам программный материал необходимо приспособить так, чтобы он послужил средством для таких тренировок. Вполне возможно включить необходимые упражнения в игры, во многие повседневные занятия с ребенком. Занятия, связанные с исправлением дефектов чтения и письма – это вовсе не обязательно сидение за столом с книжкой или тетрадью. На прогулке, в играх неназойливо, как бы мимоходом вспоминайте трудные звуки и сочетания слова в которых ребенок делает ошибки, просите его прочитать, что написано на афише или вывеске. Понемногу, но постоянно – самый верный путь.
Однако даже дефекты письма и чтения так не страдают, как неполадки с математикой. В основе расстройства счета лежат отклонения в пространственных представлениях, с которыми неразрывно связано понимание о числе, о действиях с числами.
Можно ли заранее предвидеть затруднения в математике?
К сожалению это не так просто. И все же родители должны настораживать перенесенные ребенком травмы головы, воспаление мозга и т.д. Признаки расстройства счета у детей могут быть следующие: дети упорно смешивают близкие по начертанию цифры (6 и 9, 12, 21), плохо понимают знаки «больше», «меньше», «равно», не умеют разлагать числа на составные элементы, считать группами (10, 20, 30 …). Сложение и вычитание в пределах первого десятка дается с трудом. На выполнение заданий такие дети затрачивают в 3-4 раза больше времени, чем остальные. Естественно, что учебных часов для усвоения программного материала им не хватает, отсюда и отставание в учебе.
В решении задач появляются ещё большие затруднения. Ребенок часто не понимает условий задачи, он опирается не на смысл её в целом, а берет ориентиром отдельные слова, смешивает последовательность выполнения действий. Расстройства счета носят стойкий характер и сами по себе не исчезают. Значит, и здесь необходимая специальная коррекционная работа. Прежде чем начать такую работу, следует показать ребенка врачу – психоневрологу: он определит нарушенное звено в системе счетных процессов, наметит основные пути устранения дефектов. Приемы коррекции носят чисто педагогический характер, освоение их не представляет особого труда для большинства родителей.
ИГРА
В город вернулись грачи.
По 2-ой:
оВраг, уГон, рОзы, гРад, сОлнце, зДание, сВинка, рЕдко, сРазу,
уНты, мУзыка, кЛён, мИска, оСы, вЬюга,
По 3-ей:
поГода, паРча, клАд, урЧат, прИрода.
Сегодня солнечный день.
По 1-ой:
Скоро, Ели, Гости, Орден, Друг, Набег, Ястреб,
По 2-ой:
оСень, пОле, уЛица, сНег, пЕнь, оЧки, уНты, пЫль, яЙцо,
По 3-ей:
каДры, крЕсло, поНедельник, плЁнка, каКтус.
Игра
Воробей
В аптеку скок,
Склянку йода
Приволок.
(Генрих Сапгир «Журавлиная книга»)
По 1-ому:
Ворона, Осень, Рак. Окунь, Банка, Ель, Йогурт,
По 2-ому:
аВгуст, бАрабан, аПрель, уТро, бЕрёза, оКно, мУзыка, оСока, сКорпион,
сОкол, уКсус.
По 1-ому:
Собака, Котик, Лицо, Яблоко, Ножницы, Краб, Утюг, Йог, Овощ, Дыня,
Ананас
По 3-ей:
поПерёк, коРова, прИстань, сеВер, срОк, соЛь, флОт, паКет.
ИГРА
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
(А.С. Пушкин)
По 1-ому:
Ураган, Леонид, Указка, Корабль, Осень, Мрамор, Облако, Радио, Ь, Яхта, Двойка, Удав, Богатырь, Заноза, Единица, Лес, Ёжик, Номер, Ы, Йод,
По 2-ому:
аЗот, аЛмаз, бАнка, иТог, дАрмоед, мЯсо, сЦена, бЕрег, аПрель, лЬгота, аНанас, гАмак, аДрес, пУля, аБрикос, бЕгемот, сТол, кОготь, оМлет,
По 1-ому:
Интерес, Декабрь, Награда, Ёлка, Музыка, Инжир, Налим,Оспа, Часы, Ювелир, Кучер, Осень, Тревога, Убежище,Число, Ёмкость, Насыпь, Ы, Йогурт,
По 2-ому:
аВиация, вСюду, мЁд, оХрана, бОдрый, аДрес, пИрог,оТметка, оПера, нОябрь, оЦенка, бЕлка, аПрель, бИрка,аКвариум, бРаслет, бУнкер, аГроном, мОл, иМя.
Здравствуйте! Пришлите, пож-та, расценки и Ваше свободное время для занятий на suomia@yandex.ru. Нужна консультация и постановка звука "р", возможно еще какие-то звуки. Заранее спасибо!
ИГРА
За окошком зимний сад,
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
(Ирина Токмакова «Октябрятский сад»)
По 2-ой:
оЗеро, мАгазин, мОстик, оКна, пОст, уШко, уКол, кОйка,
уМён, оЗноб, мИрный, сМена, аНанас, пИтьё, уЙма,
оСпа, вАша, уДила,
уТка, мАйский, аМбар, уЛица, фИгура,
аСпирин, аТака, лОкон, уЧит, иКра, фИшка, оВраг, уПряжка.
По 1-ой:Очки, Чайник, Коза, Апрель, Холст, Сани, Пост, Яма, Танкист.
По 3-ей:
плИты, саЛат, прИнц, каСтрюля, каТок, прОсо, тоЧно,
моКрый, обИда, обТочить, врЕмя, соВа, флОксы, куСты,
фиНики, свЕчка,
каРандаш, прАвда, куЗнец, поМидор,
твЕрдыня, таЧанка, лёТчик, слАва, моЛва, чаИнка, лиСток,
усЬкать, крОшка, щаВель, шлЕм. экСкурсия, миНутка, крЕстик.
ТЕСТ
Аграмматическая дисграфия
1. Вставить в окончание пропущенную букву.
а) вытащить из-под листь __;
б) слезть с телег __;
в) шагать по тротуар __.
2. Записать словосочетания, используя, где это необходимо, подходящие по смыслу предлоги.
а) зайти (библиотека) ___________________________________________________
б) выглянул (дом) ______________________________________________________
в) посмотреть (каталог) _________________________________________________
3. Записать словосочетание, согласовав главное и зависимое слово в роде, числе и падеже.
а) найти (любимый) фотографию
______________________________________________________________________
б) запустить (бумажный) змея
______________________________________________________________________
в) распахнуть (широкий) окно
______________________________________________________________________
4. К названию одного предмета дописать названия двух и семи предметов.
а) одна удача, 2 ____________________, 7 _____________________
б) одно совпадение, 2 ____________________, 7 _____________________
в) один мелок, 2 _____________________, 7 ____________________
5. Согласуй числительные с существительными в падеже. Запиши.
а) у двадцати трех (футболист) ___________________________________________
б) перед четвертым (абзац) ______________________________________________
в) к тринадцати (пешеход) _______________________________________________
6. Соотнести глагольные окончания с родом существительных. Записать предложения.
Сияло
Сияла вывеска, закат, солнце, лицо, шкаф, палуба, окно, улыбка, паркет
Сиял
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заменить словосочетания по образцу. Записать.
Костяная ручка – ручка из кости
Глиняный кувшин - ___________________________________________________
Клюквенное варенье - __________________________________________________
Стальное перо - ________________________________________________________
8. Закончить предложение, поставив существительные в нужном падеже множественного числа. Записать предложения.
а) На вокзале мы встречали (сестра, бабушка, отец, брат).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Вкусное варенье получается из (груша, яблоко, вишня, слива).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) В реке мы поймали (окунь, щука, ёрш, карась)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. На месте пропусков записать правильную форму местоимения.
а) После тренировки мы подошли к ________________________ (он).
б) Я увидел по телевизору _________________________(она).
в) Когда мы гуляли в парке, то встретили _________________ (они).
10. Составить из данных слов предложения. Записать их на отдельной строке.
а) я, письмо, старый, получить, в, от, город, друг, жить, который.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) остановиться, отдыхать, поляна, путники, на, берёза, под.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) преступник, лежать, связанный, толстая, на, верёвка, солома.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемые родители, коррекционная работа по развитию речи у ребенка с задержкой речевого развития должна отличаться от тех приемов, которые обычно используют родители для стимуляции речевого развития своих детей, и носить специфический характер. Особенно возрастает роль правильного поведения родителей, если у вас нет в данное время возможности посещать занятия логопеда и нужно помочь своему ребенку самостоятельно.
Коррекционная работа требует много знаний и навыков. Поэтому постарайтесь четко выполнять советы, которые будут даны в этой небольшой статье. Если что-то не получается сразу, посоветуйтесь со специалистом (хотя бы дистанционны в Интернете), перечитайте все советы еще раз внимательно и проанализируйте, все ли вы делаете правильно. Не нарушайте этапов работы. Не спешите перепрыгивать с одного этапа на другой. Все этапы являются обязательными и именно в указанном порядке. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями ребенка.
Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
∙ Развитие мотивации к речевой деятельности;
∙ Формирование имитативных (подражательных) способностей.
В норме речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. Постепенно идет «подгонка» детского языка к речи взрослых на основе неосознанного, интуитивного языкового анализа, синтеза и обобщения.
Таким образом, первое, чего нужно добиться в ходе коррекционной работы – появления у ребенка потребности в общении.
Попробуйте, например, сделать следующее:
Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, создайте спокойную, доверительную обстановку. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь на домашние заботы, посвятите это время полностью своему ребенку.
Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру, понятную и интересную вашему ребенку. Сопровождайте манипуляции с игрушками звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие в игре не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, нужно сделать так, чтобы эта игра стала совместной.
Например, вы играете с сыном в машинки, или в паровозик. Катаете игрушку, изображая ее звуками: «Би-би», или «Ту-ту».
Найдите игру, которая будет интересна вашему ребенку. Иногда детям, например, нравится наблюдать, как падают кубики. Тогда можно заняться совместным собиранием пирамидки или другого сооружения с периодическим его разрушением, сопровождаемым проговариванием слова «Бах».
Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры задайте вопрос, например «Как гудит машина?» и сами ответьте на этот вопрос, четко проговаривая слово, растягивая гласные. И если после двадцатого – тридцатого раза, когда ваш язык уже устанет от повторений, ваш ребенок робко произнесет «Би» - это ваша первая маленькая победа. Похвалите ребенка. Порадуйтесь вместе с ним. Вопрос в ходе игры можно немного изменять. Например, спросите «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машинка, как она гудит?» и т.д.
После успешного налаживания контакта с ребенком, когда у него появилась потребность в общении, можно переходить к следующему этапу – формирование навыков эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый должен организовать общение с ребенком в ходе совместной предметной деятельности, или игры.
Не забывайте, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори», чтобы не вызвать протест у ребенка.
Рассмотрим подробнее приемы формирования отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком.
Взрослый отбирает для занятия простые по своему звуко-слоговому составу названия окружающих предметов (5 – 10 слов). При этом взрослый частично использует так называемый «нянькин» язык, состоящий из одинаковых повторяющихся слогов, например, машина = би-би, кошка – мяу, мышка пи-пи-пи и т.п. Выбор предметов для занятия зависит от интересов ребенка (нужно учитывать, что он любит в жизни).
Например, ваш ребенок любит гулять и кушать. Поэтому для игры отобраны следующие слова: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка.
Взрослый во время режимных моментов неоднократно повторяет эти слова, разворачивая перед ребенком диалог – образец, когда взрослый сам спрашивает, и сам отвечает. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Несколько утрированно. Названия предметов повторяются многократно.
Например:
- Что мы достали? – Шубу.
- Что это такое? – Шуба.
- Что мы сейчас надели? – Шубу.
Подобные вопросы и ответы произносятся про шапку.
И так каждое слово проговаривается по 10 – 15 – 20 раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действия с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Наберитесь терпения, так может продолжаться много дней.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог: после вопросов взрослый делает паузы на несколько секунд, и когда-нибудь ребенок начнет пытаться вступать в диалог, давать ответы на ваши вопросы.
Однако, простого проговаривания может быть недостаточно, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляции. Т.е. нужно, чтобы ребенок одновременно и слушал слово, и всматривался в артикуляцию. Например:
- Где у меня рот? Где губы? Слушай меня и смотри на губы: та-рел-ка.
Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка, даже если он не повторял, а даже просто внимательно слушал вас, следил за вашими губами.
- Еще раз вместе. Та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно производиться ежедневно и многократно.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Не забывайте, что вся работа должна производиться во время реальных бытовых или игровых действий с предметами. И второе условие – все должно происходить естественно, ненавязчиво; ребенок не должен даже догадываться, что вы специально занимаетесь с ним развитием речи.
Не бойтесь перехвалить ребенка.
Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его.
Наверное, вы что-то делаете неправильно,
или еще прошло недостаточно времени для получения результатов.
Перечитайте данные выше рекомендации, или обратитесь к специалисту.
Терпения вам и удачи!
Через какое-то время, если вы все сделали правильно, ребенок начинает повторять за вами отдельные слоги. Это может произойти к концу первого, или второго дня таких занятий, но некоторым детям может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой», или «ненормальный», просто он такой. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Хвалите его за любую попытку повторить вашу речь и приучайте постепенно вслушиваться в образец и повторять его, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество своей речи самостоятельно.
- Вот вилка, это вилка…
- «Ика»
- Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. Вил-ка… Хорошо.
Не заставляйте, не принуждайте повторять слово точно, поскольку ребенок пока не сможет этого сделать. Всемерно поощряйте любую речевую реакцию вашего ребенка.
Требования должны повышаться постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно в ходе повседневной жизни или режимных моментов, ребенку даются артикуляционные упражнения. Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через сомкнутые губы, проверять язычком, чисто ли вычищены зубы и т.д. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, облизать блюдце, показать, как кошка лакает молоко язычком и т.д. оказался ребенок перед зеркалом – хороший повод поиграть в клоунов, или в обезьянок – покорчить рожицы. Поиграть в лошадок – поцокать язычками; показать губами, вытянув их, длинный хобот слона; показать, как скалит зубы тигр и т.д.
Если вы видите, что ребенок стал успешно повторять за вами предлагаемые ему слова, приготовьте для работы серию из 5 – 10 новых слов. Работа ведется аналогично.
Таким образом, у ребенка постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако, появившиеся слова необходимо закреплять в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Какие это ситуации?
∙ Во-первых, альтернативные вопросы, типа «Что тебе дать, чашку, или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и найти нужное ему слово.
Необходимым условием успешной работы здесь является использование только тех слов, которые уже изучены ребенком.
∙ Во-вторых, речевое общение взрослого с ребенком должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет, предварительно переставив его с привычного места на недоступное для ребенка, например, на верхнюю полку в шкафу. Взрослый стимулирует обращение ребенка за помощью: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? – Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает то, что просил.
∙ Третий вид коммуникации – опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры или общения с домашними животными, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом произносят не только отдельные слова, но уже пытаются произносить фразы, подражая взрослому интонационно.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка появляется потребность в общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все ошибки.
Похвала как положительное подкрепление достижений ребенка – одна из форм стимуляции потребности в речевом общении. Поэтому не скупитесь на добрые слова и радостные эмоции.
Полезно в присутствии ребенка рассказывать о его достижениях другим членам семьи. «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки; баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» При этом слова «скажи» и «повтори» нужно по-прежнему стараться избегать. Если ваш ребенок очень стеснительный, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда ребенок станет более уверенным и начнем проявлять уверенность в общении.
Одновременно с работой по вызову эхолалии (повторения за образцом) у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется в двух направлениях:
1) расширение объема пассивного словарного запаса;
2) формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняются, а также качествами предметов. Пассивный и активный словарь обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер, цвет, форму предметов.
Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов полностью исключается.
На первых порах для облегчения ребенку выполнения задания, взрослый может помогать ему с помощью интонации, например, слово «маленький» произносится высоким голосом, а «большой» - низким. Постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции, конечно же, поощряется. А если действие выполнено неверно, взрослый должен показать образец и не переходить к более сложным заданиям, пока не будут отработаны простые формулировки.
Инструкция может быть повторена не более двух – трех раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо предварительно дать установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу и сделай так, как я скажу». Использование такой настраивающей установки более эффективно, чем многократное повторение на фоне рассеянного внимания, когда родители много раз повторяют одно и то же, а ребенок игнорирует просьбу не из-за вредности, а из-за того, что занят чем-то более интересным.
Не считайте, что ребенок делает все вам назло.
Подумайте, может быть, вы сами не все делаете правильно.
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
В этот период полезно также начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».
Занятия проводятся в виде игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми.
Следите, чтобы игра и общение с вами
доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мячик в ящик», «Положи мячик на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый просит еще раз выполнить ту же инструкцию.
Чтобы ребенку была интересна эта игра, к работе привлекаются различные игрушки и сказочные персонажи. Даются поручения игрушке, любимому мишке, кукле («Мишка, спрячь пирамидку в коробку»). Ребенок «помогает» мишке выполнить задание.
Другой прием предполагает более активное участие ребенка. Это игра в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого – она «не руководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Мишка, посмотри под столом. – Нет под столом. Мишка, посмотри на полке. – Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство ребенка с героями сказок; например, колобок, волшебный клубочек, Иван – царевич. Выбор персонажа зависит от осведомленности ребенка. В процессе игры моделируется передвижение сказочного героя, например: «Катился колобок, катился и закатился…»
Для контроля за пониманием предлогов, взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Спрячь тарелку в тумбочку» и т.д.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня машинку, поставь на место, а мне принеси зайку и т.д.»
По мере появления речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения действия, или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какую игрушку ты принес?» и т.д.
На этом этапе формирования речи пока не ведется целенаправленная работа по коррекции недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова. Основная задача родителей и педагога – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе общения допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок типа «Неправильно», «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, неавторитарно, с опорой на положительную реакцию ребенка.
Примерный сценарий ситуации и правильного поведения взрослого.
Ребенок подходит к шкафу или полкам с игрушками и жестами или голосом просит дать ему машинку.
- Что тебе дать? Машину?
- Т-р-р-р-р-р
- Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. Ма-ши-на.
- А-тина.
- Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на.
- Матиа.
- Очень хорошо, умница. Вот тебе машина. Это ма-ши-на.
В данном случае взрослый создает ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется в ходе общения. Взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова (послушай, посмотри), т.е. использует сохранные у ребенка анализаторы, включается компенсаторный механизм за счет работы зрительного и слухового анализатора в их единстве. Приблизительный контур слова, который повторяет ребенок, с каждым повторением становится точнее.
Очень полезными на этом этапе являются чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с недоразвитием речи используются сначала простейшие сказки с циклическим сюжетом и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, то не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте рисунок.
Приведем пример беседы при чтении сказки «Репка».
Прежде всего, нужно уютно устроиться с ребенком в уютном месте, чтобы вас ничего не отвлекало.
- Посадил дед репку. Кто это? Это дед. Дед. Кто это?
Варианты ответов ребенка могут быть: - Де, дет, дядя.
В любом случае нужно похвалить ребенка.
- Правильно, это дед. Где у деда глазки?
- Что это?
- Азя.
- Хорошо, послушай и посмотри, как я скажу. Гла-за.
- Га-зя.
- Какой ты молодец! А где у дедушки нос? И т.д.
Подобные занятия не должны продолжаться дольше 7 – 10 минут, поэтому при рассматривании картинок взрослому не нужно «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз рассматриваются разные картинки. Разные детали картинок.
После того, как ребенок будет хорошо знаком со сказкой и научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию сказки.
- Сейчас ты мне поможешь рассказывать сказку. Будешь мне подсказывать. Смотри на картинки, они тебе помогут. Посадил…
- Дед.
- Правильно. (Взрослый показывает на репку).
- Епку. И.т.д.
Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из сказок, хотя и с грамматическими ошибками.
Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к овладению бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай …», «На …», «Хочу сделать …» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности: «Привет», «Пока», «Спасибо», «Пожалуйста». Освоение таких конструкций проходит в предметно-коммуникативной или игровой форме, прямые инструкции «Скажи», «Повтори» по-прежнему отсутствуют; потребности ребенка только в ответ на речевую реакцию (нужно вызывать ситуации, в которых ребенок должен попросить, сказать, что ему нужно).
Взрослый должен создавать ситуации, когда он как бы не видит жестов ребенка, поэтому не реагирует на них, а на речь реагирует, т.к. ее слышно. Но действия взрослого не должны быть демонстративными. Необходимо создать ситуацию, чтобы все было натурально и поведение взрослого выглядело естественно. Например, мама стоит спиной к ребенку, потому что делает уборку, вытирает пыль и не видит ребенка, а услышать его просьбу она при этом может.
Не конфликтуйте ребенка, если от этого не зависит его жизнь и здоровье.
Вам еще долго растить вашего ребенка и вместе решать много проблем.
Сохраняйте добрые доверительные отношения с ребенком.
Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Если ваша помощь была эффективной, то положительную динамику вы увидите в течение двух – трех месяцев. Если улучшения не наблюдается – обратитесь к специалистам (логопеду и невропатологу).
![ЗРР-алгоритм для родителей](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
ИГРА
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
(Самуил Маршак)
По 1-ой:
Дом, Улица, Юрта, Танк, Волк, Енот, Тигр, Рысь, Ы, Власть, Форма, Ельник, Весна, Рыба, Акула, Лошадь, Ель,
По 2-ой:
оВраг, дОм, бЮст, аТака, оВраг, уТюг, гРиб, бУлка, оБраз, лАк, оХрана, уГол, гРадусник, пОлка, уМник, оКно, бОр,
По 3-ей:
выЗов, алМаз, хлЕб, чаЙка, люКи, грОм, реЙд, саМа, овЧина, глИна, унТы, веСелье, грЯзь, отПуск, крОна, куЗовок, хрЕн, ярМарка, соЛь, хлЕб,
По 4-ой:
угоЛь, приЁм, глаГол, приКус, охрАна, плеЯда, проПуск, холОдный, гряЗный, телЁнок, клуМба, ловКость, курАнты.
МУЛЬТФИЛЬМ-при Задержке речевого развития,ОНР 1-2 уровни.
http://www.youtube.com/watch?v=CVgADXwvJd0
Есть возможность организации диспетчерского приема Косиновой Е.М. и врача(невролог,психиатр).
Косинова Е.М.-наша звездочка логопедии.
Работаю с малышами по ее методикам.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&pos=5&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fbookers.com.ua%2Fproduct%2Fkids%2Fpublic_html%2Fcontent%2Fimages%2FpImage_image_image_2827.jpg
http://www.youtube.com/watch?v=oRi9P2vccRk
Всех можно научить говорить:)
Напишите, пожалуйста, ваши расценки и как попасть к Вам на занятия. Девочка 5 лет - нарушение звукопроизношения, стертая форма дизартрии
Вся информация о Вашем ребенке строго кондифициальная. Соответственно делится отзывами не могу:)
![ОТЗЫВЫ](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)