Всё понимаю, но не могу грамотно объяснить.
Вообщем, сабж. Не умею объяснять так, чтобы меня поняли. Вообще, не умею ничего объяснять. В школе - понимала тему, объяснить не могла (на экзамене, скажем). Теперь со своим ребенком - знаю точно как правильно или что надо сделать, но грамотно это донести до ребенка не могу. И по любому вопросу - решила какую-то проблему в голове, готовый результат выдала, а объяснить как пришла к такому решению не смогу((( Это "лечится"?
ЗЫ: хорошо, если кто-нибудь поймет, что я имела ввиду :oops
Я не знаю, лечится или нет. Но когда вы что-то объясняете и вас не понимают это означает что вы неправильно расставили акценты в своем объяснении. Не расстраивайтесь, вы не одиноки, масса людей не умеют объяснять и учить, и это им не мешает жить.
1. Когда вы сами что-то сделали и не можете объяснить как, то помогает такое упражнение. Когда вы что-то делаете, то проговариваете ВСЛУХ все свои шаги и сомнения, т.е. вы говорите с собой вслух. Потом, когда вам надо кому-то объяснить что вы делали, ваш мозг невольно вычленит именно ключевые моменты и вы расскажете более логично и правильно.
2. Когда вам надо объяснить материал ребенку, сначала надо понять что именно ребенок не понимает, причем это может касаться вообще посторонних вещей.
Когда-то давно меня попросили позаниматься физикой с одной девочкой. Начали мы с ней заниматься и я вижу что она вообще ни в зуб ногой, вроде и девочка неглупая, но физику в упор не понимает. Я стала идти "назад" что бы выяснить где произошел затык и мы пришли......к дробям. Девочка когда-то пропустила дроби, а т.к. физика построена на дробях (в том числе, решение задач), то такое впечатление что девочка в упор не понимает физику. Закрепили дроби - физика пошла как по маслу.
а дроби разве в алгебре? Не в общей математике, ДО разделения на геометрию и алгебру, не? Я вот дроби знаю хорошо, но абсолютная тупанько шо в алгебре, шо в физике, шо в химии :-) Единственное "математическое", которое давалось легко - это тригонометрия.
Ну в физике же дело не только в дробях, там много алгебраического и тригонометрического кстати и геометрического. Просто если с математикой дружишь, то и физика пойдет.
Спасибо! О пересказе не думала, а вариант вести читательский дневник с кратким описанием главного смысла рассматривала.
сформулировать не можете? читайте и пересказывайте, вам элементарно не хватает навыков и словарного запаса.
Я такая же. И что странно, я очень начитанна. Я читала запоем в детстве, я читаю запоем сейчас. Читаю хорошие книги. А грамотно высказаться не могу
Хочу, но увы.. Мне уже 38
Вы выразиться не можете письменно или устно? Вы когда-нибудь писали конспекты? Вам не давали задание прочитать и изложить? Как вы ребенку сказки рассказываете? тоже не можете выразить мысль?
Письменно-могу. Могу писать письма, могу законспектировать. Не было проблем ни с сочинениями, ни с диктантами. Вот изложения-беда. В школе-только сухо по учебнику и так себе..
Сейчас не могу пересказать внятно фильм. Когда накатывает вдохновение, могу книгу мужу пересказать, но это редко.
Сказки не рассказываю, нет, мне легче прочитать
читайте больше вслух, пересказывайте. Я раньше тоже была молчунья. На старость лет родила ребенка- и понеслось, не заткнуть. В пол-года заметила, что ребенок внимательно прислушивается к речи, начала сказки рассказывать, песенки, прибаутки, мульты пересказывала. Муж крутил у виска. Зато в полтора года ребенок уже нормально так разговаривал. А я практически со всеми могу теперь найти общий язык. Одно время работала продавцом и имела лучшие продажи, постоянные покупательницы шли ко мне пообщаться. Сейчас не работаю и мне этого общения сильно не хватает.
ну есть такие люди. Мой сын не может ничего толком рассказать и объяснить:( Но какие он сочинения пишет, зачитаешься просто, так же и с математикой, все напишет на отлично, а на словах не может объяснить как решил., как начнет объяснять - караул, ничЁ понять невозможно. В школе из за этого проблемы.
А он так и говорит, мол, на словах сложно, я лучше так... Это из детства:(
Я писала конспекты. И изложения. Все было в порядке. И сказки рассказываю ребенку. Правда, я их рассказываю медленно, может в этом дело?
И еще одно, про грамотность)) нет такого слова - "вООбщем". Нет и не было никогда. Есть слово "вообще" и словосочетание "в общем". В вашем посте следовало написать -
В общем...
Мой вам совет - читайте больше! Не Еву, а хорошую, качественную литературу!
Нелюдимая? С кукольными размерами? (соседние топики)
Автор, Вы сегодня жгете по всем фронтам...
У меня был один профессор, который давал подобное упражнение: садитесь спиной к партнёру, с кубиками разных форм и размеров, строите что-нибудь из них интересное, а потом пытаетесь описать своё "сооружение" партнёру, который его не видит. У партнёра точно такие кубики, как и у вас, и вы должны доходчиво провести его через весь процесс. По идее у него должно в конце выглядеть так же как и у вас. Звучит просто, а попробуйте... :)
у меня всю жизнь так, мне уже 44.В школе сочинения хорошо писала, иногда зачитывали в классе как образец наряду еще с одной девочкой.
Письма пишу долго, редко, но длинные - как рассказы.
Насчет словарного запаса, да стал победнее как замуж выша ( перестала читать).ИНогда слушаю людей и понимаю все слова, а сама вот так сказать не могу, потому что этот словопоток у меня в пассивном словаре, а у них - в активном.
Так же и в английском - понимаю много а сказать могу меньше, тут у меня и с писаниной затык - не читала я худ литру на англилйском, а специфическая ( учусь счас) - иные слова я и на русском никогда не слышала..
Я думаю что это проблемы с памятью, но учить правильно как нужно мне просто лень.Они иногда сами просто всплывают в речи.
Кажется Вы нашли описание моей проблеме - слова в активном/пассивном словаре! Я сейчас меньше с людьми общаюсь.
Мне кажется это умение дано не каждому. Мне чтобы что-то описать красиво и понятно, требуются немалые усилия, но в принципе я могу, просто часто лень или времени нет. Но при этом устно могу это сделать гораздо проще и так что все будут слушать не отрываясь. а муж у меня молчит все время, а пишет красивее меня, по крайней мере не так сумбурно и более понятно.
Мне многие говорят, что я хорошо объясняю. При этом не могу сказать о себе, что я общительна и сильна в риторике. Ну много читаю, это да. Педагог по образованию, но в школе не работала. Я считаю, что у меня хорошо с логикой и технический склад ума. Мой муж еще сильнее в технических вопросах и имеет острый аналитический ум, однако объясняет хуже. Я заметила разницу: он объясняет конкретный вопрос в деталях, иногда со специфическими терминами, а я начинаю с более общего смысла. Чтобы сразу были видны суть, конечная цель.
http://www.voobrazenie.ru/voob/post1778/
Подавляющее большинство ГЕНИЕВ всех времен и народов
практиковали эти приемы в том или ином виде с завидным
постоянством.
А вторая их особенность - долгосрочный эффект, который
появляется не через пару минут, увы. Зато продолжается
десятилетия - Ура!
Итак, перейдем к самим методам развития гениальности.
Первый шаг такой:
Заведите дневник и делайте в него ежедневные записи.
Абсолютно любой формат - от отдельных листочков или
текстового файла, до дорогого блокнота с кожанной
обложкой или отдельного КПК под дневник.
Казалось бы - что в этом для развития интеллекта?
Перечислю выгоды:
1. Развиваются ассоциативные связи в мозге - простое
ведение дневника не только улучшает интеллект, но и
отдаляет наступление старческого слабоумия как минимум
на 5-7 лет.
2. Ведение дневника развивает самодисциплину.
3. Дневник - хорошее средство самомотивации.
4. Дневник дает Вам обратную связь, как хороший
консультант - к тому же бесплатно и совершенно секретно.
5. Дневник является хранилищем Ваших ценных мыслей.
6. Дневник можно использовать в процессе обучения.
И еще много чего.... (ПРОДОЛЖИТЕ САМИ)
Ну а напоследок совет, если Вы завели дневник, но не
можете определиться, что конкретно с ним делать.
1. Подведите итог сделанному за день.
2. Запишите интересное переживание или опыт, случившийся
с Вами в течении дня.
3. Кратко законспектируйте прочитанное за день.
4. Постройте планы на будущее.
5. нарисуйте что-нибудь, даже если не умеете рисовать.
6. Запишите, что надо купить.
7. Проведите краткий мозговой штурм с записью идей в
дневник.
8. Просто пишите что-нибудь не задумываясь - так
называемое автоматическое письмо.РЕЗУЛЬТАТ - ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ!!
если от природы красноречие не дано, тогда тренируйте этот навык. Хороший способ - аналитическое чтение. Берите содержательные журналы и книги, читайте, выписывайте в тетрадку удачные обороты речи. Почаще используйте их в речи.
Можете в интернете находить тексты на темы, в которых вас посетило косноязычие, и пользуйтесь ими.
Как собака? Все понимает, а сказать не может.
Развитием речи занимайтесь осознанно, вот час в день тратьте на пересказ вслух текстов, прочитали, стали перед зеркалом и пересказали себе, любимой. Привычка облекать свои мысли в слова тоже ведь требует формирования. Сначала чужие мысли формулировать научитесь правильно постороенными, законченными предложениями, а потом уже и свои сможете.
Значит, нифига не понимаете, уж простите. Человек, кеоторый действительно "в теме" - способен эту "тему" донести простыми словами.
Кажется, Эйнштейн или кто-то другой из очень умных и очень продвинутых говорил, что если ты не можешь обхйснить свою теорию 8-летнему ребенку - значит ты сам ее ничерта не понимаешь.
И таки да: учим матчасть и начинаем учиться объяснять СЕБЕ
вообще правильно, согласна. но с другой стороны, я вообще не математик, муж - по профессии математик, объясняли ребенку в 3 классе что-то, он не мог, а я могла, объясняла. его объяснения состояли из - "ну это же элементарно, это закон такой-то, применяй!" а я пыталась на пальцах. ну и спроси меня допустим что такое логарифм или интеграл - не отвечу, забыла. когда хочу побесить мужа, в стопятый раз спрашиваю, в чем физический смысл производной, он в стопятый раз отвечает так что ни фига не понятно, я ничего не понимаю - и по новой:-7
Смотря еще с какой позиции объяснять. Объясняла ребенку математику, как у меня с института в голове осталось, по мне так элементарное объяснение. он не понимал. А в школе им учительница совсем по-другому объяснила, он все понял. А бывает что-то объясняю, опять же с позиции своих институтских знаний, он понимает, а в школе ему запарывают такие знания. Мол, важен не результат , а способ решения. Поэтому стараюсь поменьше лезть. Помню, мне в 11 классе папин друг-преподаватель помог по физике решить задачу, у меня ее не приняли, хотя я и объяснила алгоритм решения. А в институте у нас преподы по той же физике с удовольствием принимали хоть какой алгоритм решения, главное, что мы понимаем, о чем речь.
Ну повторюсь - ЗНАЧИТ ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ. Сорри. И профессорство или степень - не оправдание. Хотя бы потому что иногда знания строя\тся на аксиоматичном мышлении. То есть в свое время заучили, зазубрили и поверили на слово, что оно вот так. То есть приняли как аксиому (не путать с собственно аксиомами - кстати. вот Вы сможете объяснить первокласснику, что такое аксиома и почему они не доказываются?).
Насчет "в стописятый раз отвечает, что не понимаю" - вспомнился любимый школьный анекдот.
Учитель:
- Ну как вы можете не понимать такого простого правила? Сто раз вам объясняю, уже и сам понял. а вы все не понимаете...
а я ваще писала что я понимаю математику? и что я профессор и у меня степень есть? по-моему я писала что муж-математик, и он да, объясняет хуже меня простые вещи. Но сомневаться в том, что он понимает математику, не приходится, и вот ваше вот это вот утверждение что если не можешь объяснить значит не понимаешь - оно кагбэ с заявкой такое, у нас учительница математики - гениальным математиком была, но объяснить не могла, пыталась, но лично мне непонятно было многое. Папа мой тоже математик, срывался и кричал, но объяснить не мог лично мне. А мама БЕЗ мат. способностей, гуманитарий, садилась и имела терпение мне, не догоняющей, объяснить. Поэтому либо теория с погрешностями, либо вы ее интерпретируете неверно, либо есть оговорки.
У нас доходило до смешного. Сын не понимал задачу. Муж объяснял МНЕ, на пальцах, физическую задачу по электрике. я ни хрена не понимала, как могла, объясняла сыну. Тот решал ее потом. Потому как даже у сына знаний по физике тогда уже было больше чем у меня. я помню до белой горячки дошла, раз двести спросила у мужа, ПОЧЕМУ при параллельном подключении проводников сила тока меняется, а напряжение не меняется (может наоборот, но не суть) - он и так и эдак мне грил, я же так и не поняла, ну не педагог человек.
Есть же данные объяснять, а есть человек - решить может, объяснить нет, так как он объясняет - мне эти объяснения непонятны. Может мне начиная с природы электричества нужно объяснять, ху ноуз. Но вот физический смысл производной я не могу понять, убейте меня, он мне уже и приводил примеры, где это можно применять, увидеть. Нет, каждый раз, я как заново, а теперь расскажи мне про смысл производной...
слушайте, вы много знаете закончивших серьезные технические вузы людей, имеющих аксиоматичные знания? я - нет. Говорят, есть единицы, списывающие и пытающиеся проскочить и имеющие тройки, скажем, по всем спец. предметам. Но что касается тех, кого я знаю, да, возможно догоняли не все до конца, механику ту же, трудно все понимать, вращение фигур в стереометрии - сложно, да, но иметь аксиоматичное мышление и закончить физфак мгу или какой-нить факи физтеха, это знаете, надо очень трудолюбивым/изворотливым человеком быть, таких реально очень мало.
А из закончивших вузы ОЧЕНЬ малое количество людей способны объяснять, преподавать. Любой преподаватель скажет - необязательно гениальный математик сможет объяснить также как прирожденный педагог и особенно тупым может его объяснения не хватить.
Простите, не поняла. Можно помедленней и поменьше букв?
То есть Ваша версия, почему понимают, а объяснить не могут?
Ах кто бы жаловался на много буковок :-0
Моя версия что такие люди есть, которые не могут объяснить ВСЕМ то что понимают сами, а уж почему так сложилось не знаю, может языком например владеют плохо
С последним - согласна. Действительно есть люди, которые не могут объяснить то, что понимают сами. По разным причинам. Или действительно сами не совсем понимают, или действительно, выражать свои мысли не совсем умеют. Иногда даже в силу особенностей ЦНС, а не интеллекта, образованности или понимания предмета. Некоторым из них сложно рассказать - проще написать. Или нарисовать, или "на пальцах показать". Некоторым наоборот. словами рассказать проще, чем написать. У некоторых просто терпения не хватает. Да и понимают разные люди тоже по-разному.
В принципе, это умение (выражать свои мысли, объяснять) можно. Если очень нужно ;-).
К счастью, в эпоху инета всегда можно послать спрашивающего...в гугель :-).
не верю, что понимаете, раз объяснить не можете. В голове каша, поэтому и не складывается в логичный текст.