Найден фрагмент «Эпоса о Гильгамеше»
В конце сентября 2015 года многие СМИ сообщили, что в Ираке найдена глиняная табличка с неизвестными строками «Эпоса о Гильгамеше» — одного из древнейших текстов и самого большого, написанного клинописью. И хотя ученые знали о находке давно, внимание прессы привлек к ней рассказ посетителя музея. По просьбе «Медузы» подробнее о табличке и ее содержании рассказал Рим Нуруллин, старший преподаватель кафедры истории и филологии Древнего Востока, ИВКА, РГГУ.
"... Табличка из Сулейманийского музея относится к «ниневийской» версии «Эпоса о Гильгамеше», которая была поделена в древности на двенадцать таблиц. Речь идет как бы о двенадцати главах, каждая из которых занимала отдельную табличку. Таким образом, в древнемесопотамской библиотеке I тысячелетия до нашей эры полное издание «Эпоса» о Гильгамеше стояло на полке в виде двенадцати глиняных табличек. Каждая из них состояла из шести колонок текста (по три колонки на каждой стороне) и содержала в среднем 250–300 стихов. Табличка из Сулейманийского музея представляет собой манускрипт пятой таблицы «Эпоса», повествующей о битве Гильгамеша и Энкиду с Хумбабой. Долгое время пятая таблица была известна по одной единственной копии, в которой сохранились лишь первые несколько строк текста. В них говорится о том, как Гильгамеш и Энкиду застыли в изумлении перед кедровым лесом и дивятся его красоте. Далее же история обрывается. Впрочем, кое-что о сражении с Хумбабой было известно благодаря отрывкам из хеттоязычной версии и фрагменту таблички старовавилонского периода (в своем издании Дьяконов включил оба этих источника в перевод пятой таблицы). В 1980 году был опубликован новый манускрипт пятой таблицы, и выяснилось, что большую ее часть занимает разговор между Гильгамешем, Энкиду и Хумбабой. Вначале Хумбаба самоуверенно обещает героям жестоко расправиться с ними, затем, уже побежденный, долго молит их о пощаде. Победой же над Хумбабой герои обязаны вмешательству Шамаша, бога солнца, который обездвиживает Хумбабу, послав против него тринадцать волшебных ветров.
Табличка из Сулейманийского музея важна, прежде всего, тем, что позволяет заполнить большую лакуну в начале пятой таблицы. Благодаря ей мы теперь располагаем пространным описанием кедрового леса: деревья-великаны так переплетены между собой, что между ними нигде нельзя найти прохода; смола льется здесь, словно дождь. Весь лес наполнен стрекотом цикад, пением птиц и криками обезьян. Животные уподобляются в тексте музыкантам, неустанно играющим свою музыку для Хумбабы.
В заключение нужно сказать, что Сулейманийская табличка отнюдь не исчерпывает список недавних находок, связанных с «Эпосом о Гильгамеше». Так, например, в 2016 году ожидается публикация еще одного манускрипта пятой таблицы. Уже известно, что он должен дополнить описание схватки Гильгамеша и Энкиду с Хумбабой: Хумбаба намерен поднять Гильгамеша и Энкиду до самого неба, пробить в земле дыру в преисподнюю и сбросить туда героев, однако небо оказывается слишком высоко, и Хумбаба не может до него дотянуться, а скала под ногами Хумбабы не поддается его ударам."
