Про деревню
Вот скажите вы такое замечали что в деревнях ужасно грязно в домах и им вообще ненужен фактически комфорт и уют?
Пример 1- был у меня мальчик, человек хороший, работящий, но родом из деревни, поехали мы к нему в гости, то что я увидела это жесть- грязища везде, полы наверное никогда не моют,плита полностью покрыта сантиметровым слоем жира и нагара, зеркала все заляпанные, пылища везде кроме большой комнаты (мы там спали), еду-майонезные салаты, рыбу, селедку оставляют на ночь, день и вообще пока не съедят на столе, кастрюли не моют тоже видимо принципиально... в семье живут все молодые и здоровые, маме 46, сестре 19, что у сестры в комнате даже говорить не надо, можете представить.
Второй пример ездила к однокурснице, хороший дом, хорошая мебель, ванная-туалет в доме, но тоже везде навал, шмотки, игрушки, чувство как будто в доме копят барахло. Живут взрослая женщина и молодая женщина с детьми. Но получше конечно чем у того МЧ.
Оба примера люди не пьющие, нормальные, работящие, но дома это полный ахтунг, в первом примере мать
Начальник на почте, во втором заведующая детским садом.
Почему сразу все набросились на автора? ну задала девушка тему, обязательно дурой надо назвать?
Сколько городских засранок и засранцев, целых семей с ссущими в квартирах собаками и котами живут в городах, больших и малых....)))
У такой городской чистюли как вы в голове тоже должен быть порядок, поэтому срочно купите себе учебник русского языка :chr2
Замечала наоборот. В деревнях двери нараспашку, соседи без приглашения заходят. А потом с другими кости перемоют, только повод дай. Поэтому в деревнях у большинства стерильность которая нам и не снилась. Мы ж можем в гадюшнике жить и никто не узнает. А там узнают все и быстро. Перед соседями неудобно))))))
И да у моей свекрови дом в деревне в котором никто не живет (родительский). Она там каждую неделю пыль вытирать ездит)))) И занавески не меньше 2 раз в год меняет (лучше 4, но 2 это самый край). Про остальное молчу...
из того что видела и где бывала - да, в основном грязно (среднее Поволжье)
кстати как то ездили в моем детстве на море в Николаев, на Украину - меня поразила чистота в доме. Может повезло, не знаю
Мне кажется в деревне никаких сил не хватит убрать такое пространство. У соседей по даче тоже самое,а в городе полный порядок. Может они понимают что это возможность не отвлекаться на неприятные дела,пожить в свое удовольствие?
Нет. Моя деревенская свекровь прмешана на уборке. Сейчас у нее альцгеймер, соображает плохо, может до туалета не дойти, родственников не узнать, поесть забыть, но полы моет и за собой убирает. Бабушка у меня в деревне выросла. Порядок всегда был. И сама драила, и на гннеральную уборку убощицу нанимала.
Нет, не замечала. У бабушки всё всегда было чисто и аккуратно. Летом каждый день полы намывала, если бабушка видела грязь в углу, заставляла перемывать. На кухне тоже всё сверкало, даже на печке копоти не было, а бабушка пользовалась ей резулярно. И в других домах никогда грязи не видела. Да, и в деревне (у всех) было не принято в избу заходить в уличной обуви.
А Вы, конечно, москвичка из коренных?
Деревня тут ни при чём! Сколько я в Москве видела засранных, зассанных, заблёванных и просто запущенных квартир, в которых живу в том числе и дети, не передать Вам!
Больше наверное только опытные риэлторы видели
Не знаю. У меня первый муж был деревенский. Там очень тщательно мать следила и всех гоняла, если кто-то забудет футболку в шкаф повесить. Полы мыли каждый день, как и зеркала, и сантехнику. В моей городской квартире так тщательно ничего не надраивали, как у них. Я себя свинюшкой чувствовала первое время
В деревнях, где я была, в домах всегда было значительно чище, чем у городских. Во многих домах вообще звенящая чистота, мне такой не добиться. Но я бывала, в основном, на севере и в подмосковье.
Хотя один раз видела срач невыносимый. В Рязанской области. Поехали смотреть участок и дом на продажу и зашли в дом, где жили хозяева. Такого ужаса я не видела никогда. Ощущение, что в доме не мыли пол и не протирали стол с момента его постройки.
Дом и учасьлк, естественно, не купили.
Нет, в деревне у моих близких родственников идеальная чистота. Большинству она даже не снилась. Белоснежное белье с легким запахом земляничного мыла и наглаженными складками, чистейшие полы (в летнее время на летней кухне полы мылись несколько раз в день), окна - прозрачные, снаружи обязательно выкрашенные свежей краской ворота и наличники со ставнями. А уж еда... о, какая еда!
Это какая область?
А на работу как ходили, если накрашивали, намывали и еду наготавливали постоянно?
В семье моей деревенской мамы все это дети делали. Плюс огород. Потому что родители работали, а утром-вечером со скотиной управлялись.
Летом вообще ад в деревне той. Огород, поле картошки, ягоды, грибы, заготовки. Коровы летом хорошо доятся, а значит много работы с сепаратором - финишной операцией было сбивание масла, его морозили в зиму. И еще избу обязательно белили (внутри) каждое лето, а это по сути ежегодный ремонт...
Зимой, конечно, чище было. Можно было и белье нагладить ))
В Рязанской области точно так же.
Занавески на окнах белоснежные, накрахмаленные и выглаженные (еще и вышиты края вручную у многих). Комплект на 4 окна + терраса с трех сторон застеклена, там тоже тюль белоснежная. И таких комплектов 3 или 4.
Полы протереть тряпкой примерно 20 минут в день. Летом я сама их мыла, так что точно знаю, сколько это по времени, ну а зимой там внуков не было, так что было чище гораздо ;)
Окна тоже мылись регулярно. А если к этому добавить, что еще и перед приездом каких-нить дорогих гостей генералили во всю, то чистота там везде была идеальная :)
Еду готовили просто большими объемами дня на 3. Да и без этого яйца всегда свои есть, уж что-что, а яичницу сделать не проблема была даже для семилеток. Картошка тоже всегда есть своя, почистить ее и отварить не сложно. Молочка всякая разная тоже всегда своя. Так что, даже без основательной готовки выжить можно.
Иркутская. Ну вот так и ходили. Бабушка не работала, тетка работала, с утра перед работой и после работы до глубокой ночи крутилась по дому. Обе очень быстрые, работа в руках кипит. Но чистота просто нереальная совершенно, я в городской квартире со стиралкой-посудомойкой о таком не мечтаю. Плюс огород и скотины полный двор у обеих, тетке, правда, по хозяйству ее старый отец помогал, муж бабушкиной сестры.
Думаю, зависит от людей. У моей бабушки была не только чистота, но и идеальный порядок, каждая вещь строго на своем месте. Цветочки в вазочке, кисея на поставленных одна на другую подушках, кроватные шишечки блестят, на диване думки рядком. Вся одежда строго в шкафу. Не только в доме порядок, но и в сараях и в кладовках. И это в доме с печкой и без водоснабжения.
Засранцев и нерях и в городе навалом. В деревнях замечала, что если живут молодые с маленькими детьми да еще работающие да плюс еще хозяйство и огород, то есть в их домах некая неприбранность, ну не успевают люди физически лоск наводить, времени и сил не хватает, а домработниц в деревне не держат. А вот бабушки-дедушки, которые на пенсии и без животных, те живут чистенько-аккуратненько. Окошечки красят, дворик метут)))
В деревне очень много работы(я именно про деревенский дом),с огородом сложно все успеть. пачкается пол от хождения занести-принести. спуститься в подвал и т.д. Много заготовительной работы, работы с землей.
В деревне пол не пачкается, если обувь на входе снимают ;)
А ее, как правило, снимают. Те, у кого чисто.
Ну или напротив одевают, если босиком по двору.
Да,так и есть).Там через 5 лет житья на земле,уже не замечаешь грязь.Ну т.е. земля-уже не грязь)). В городе я не понимаю,как не мыться каждый день,а там после того как навь..шься на огороде ,уже мыться рука не поднимается.
Единственное,у нас в семье не принято : кошкам спать на кроватях,кроватям стоять не заправленными,детям играть в дикие игры дома и опять же -нельзя играть на кроватях.Можно:не гладить стираное бельё,ибо нехер электричество гонять. Нужно:мыть посуду и убирать её на определённые места,мыть полы раз в неделю с веником ) и ножом, отскабливая грязные места. После мытья полов по всей избе ,можно 2 часа лежать в коме),никто слова не скажет.
И вообще жизнь на хозяйстве ,где полный двор скотины,где нужно ручками: доить,поить,кормить,варить ещё и поросям ,а не только на семью-не добавляет женщине желания херачить ещё и дома,натирая зеркала и вытирая пыль. У нас генеральная уборка делалась непосредственно перед большими церковными праздниками.
Не надо сравнивать деревню и город.В городе есть офисная работа,когда заняты мозги и ты на автомате дома: трёшь,моешь и чистишь.А в деревне уже физически можно сдохнуть от количества работы,но голова при этом пустаааая ,аж ветер в ушах свистит).
Если человек свинья - он везде так будет себя вести. А в деревнях наоборот обычно чище.
Я помню - каждый год белили и, разумеется, после этого генеральная уборка. Окна на зиму вставляли, на лето одинарные рамы. Летом готовили в летней кухне (повАрке). Зимой я там не была, а летом даже дорожки деревянные в ограде мыли + стирали домотканые дорожки из дома и т.д. На кроватях заправленных никогда не лежали днем, только на диване. А уж во времена детства моей бабушки вообще ад был - полы чистили песком, дети. После этого их мать шла босыми ногами и проверяла - если хоть одну песчинку чувствовала, то все приходилось переделывать.
Страна-то большая....для меня, например, саманный дом - это экзотика.
Примерно так выглядят типичные дома (скорее домики) Нижегородской и близлежащих областей (Владимирской, Костромской и пр). Я в них легко достану рукой до потолка. Хотя сама организация пространства разная.
А вот так выглядят дома на севере Иркутской области. Они больше, выше фундамент и т.д. В этом доме снаружи я даже в окно постучать не смогу, надо на фундамент вставать будет чтобы дотянуться (мой рост 176см).
Все время думаю над этим голубым цветом:( Так он подозрительно выглядит в нашем климате. У бабуси покойной был дом , коричневый, но терасса старенькая , косая вся, и этим цветом покрашена. Хорошие фотки. У нас в деревне около дачи местные жители уничтожают остатки наличников. Вставляют рамы без преплетов в старые такие вот дома, вид делается жуткий.
Почему подозрительно? Правда у нас дома целиком как-то не красили, но ставни почти всегда синие или голубые. А еще внутри избы побелены с добавлением синьки были - получался светло-голубой цвет :-)
домик бутылочного цвета как будто из нашего города МО. У нас таких целый ряд был и еще сохранились.
А какие избы! Мои родственники летом наследственную обновить решили, с сеней начали - сняли внутреннюю обшивку, а там ... бревнышко к бревнышку, белехонькие, каким-то мхом, штоли, утепление плотненько так, красиво..Решили не зашивать пока
Это от бедности. Причем бедность материальная приводит к духовной нищете. И вырваться из этого очень трудно.
Противоположные наблюдения.
В детстве покупали молоко у четырех разных молочниц.
Срач был только у одной - бабы Паши.
У бабы Тани, бабы Маши и бабы Груши было ИДЕАЛЬНО в доме и на дворе.
Именно грязи-не замечала, а вот общий бардак и неухоженность видела, да, но это по сегодняшним меркам. Современные деревни-коттеджные посёлки с эргономичными помещениями-в них, всё как в городе, кто-тот чистюля, кто-то свин. А в настоящих деревенских домах очень сложно поддерживать идеальный порядок и чистоту в современном понимании. Помещения такие, покрытия такие, мебель такая, что держать всё это "красиво" почти не возможно. Половички, буфеты с финтифлюшками, коврики, подушечки, занавесочки-даже самая лучшая хозяйка в идеале держать не сможет(в современном идеале, имею в виду, чисто-можно вполне). Ещё и денег там обычно нет на все продвинутые решения, видела дома, где и пылесоса-то нет, только веник и тряпка.
Никогда в деревне не была. Сама ленинградка, выросла на Охте. Могу сказать, что очень грязные квартиры бывают, чистые процентов 30. Даже, если по балконам судить, половина с каким-то хламом.
Но вот деревню по телевизору и в кино видела. Заборы какие-то кривые-косые из каких-то разноплановых палок. Да и общий вид. Неряшливо.
В детстве отдыхали в Игналине(Литва) на порядок чище и веселее все выглядело. Какие-то "альпиские горки", разные архитектурные формы. Помню меня поразил газон в одном дворе:гладкий, травинка к травинке и только для одного одуванчика оставлен кружок земли.
Лето провожу в деревне. Соседка говорит : утром встала, управилась( 4 коровы, 4 бычка, поросята, утки, куры ) зарубила утку( общипала, потрошила), зажарила её, сварила борщ и к 8 пошла на работу. К 8!!!!! Работает в детском саду, всегда укладка, маникюр. Надо ли говорить, что дома у неё чистота, двор в розах. Но нет странички в Одноклассниках и она не знает что такое Ева))
Меня больше дачники убивают. Некоторые тащат на участки ВСЕ, а старьё сломанное не вывозят. У нас соседи складывают кучу уже лет двадцать- стул с тремя ногами, ржавые электроприборы...стекло...рамы...это не бедность, а недостаток культуры. У прибалтов было всегда все вылизано, а здесь как -то пофиг что -ли.
Как про моих родителей написали - гараж и дача вся, буквально, забиты старым и сломанным хламом. Сломался степлер, купила им новый, этот несу выкинуть, какой поднялся ор, что его ещё можно будет как-то использовать.
И такими они были всегда, не к старости стали. Казалось бы, с чего? Жили неплохо, кооперативная квартира, машина, работа непыльная, а вот поди ж ты :(. Ладно бы ещё что-то хорошее хранили, а то всякий мусор.
Мы- южане. В тех селах и станицах где я бывала - везде очень чисто. А вот в Поволжье мне показалось очень грязно и бедно.
+100 и палисадник с розочкаме:) но я думаю,что у нас дома или кирпичные или саманные,они в принципе аккуратнее смотрятся,чем деревянные дома. А внутри дома- и срач видела,и чистоту идеальную. Что меня поражает-то,что собаку или кошку на кровать не пустят,например,а оставить еду в летней кухне на столе,где мух полно,да на целый день -это нормально
Мне деревянные кажутся живописнее и аккуратнее.
Кирпичные обычно безвкусица такая...
Особенно на "югах"... ну и еще в одной небратской стране:ups1
А вот такое - каааайф
От городских таких - ащще кончаю:ups2
С какого перепугу гнилые???
Мы года 4 назад купили сруб, поставленный в 1956 году. Лет 15 до нас он стоял не жилой, соответственно не топился. Нам понадобилось выпилить дверной проем в новом месте - ни одного гнилого бревна не обнаружили. И строители когда дом поднимали чтоб фундамент залить, сказали - все нижние венцы отличные, сухие, аж звенят!
А про сырость и влажность в каменных домах даже говорить не хочу....
это пятистенки, жить в них невозможно, комнаты проходные обычно. Только нижний пригоден для нормального жилья.
Здрассти... Бабушка моя 6-ых детей в таком доме вырастила, там еще и дворовые постройки теплые для скотины
Печка - царица дома, кухня-гостинная а вокруг светелки
2-ой этаж летний, да
ну здравствуйте, бабушки растили детей и в бараках,и в коммуналках. эти дома с насквозь проходными комнатами и печкой посередине одной.и у тех кто побогаче с голландкой в другой. Максимум котел.Вряд ли кто из современных пар согласятся спать за шторкой...
ничего вы не знаете о пятистенках.
у моего деда был пятистенок, ставил сам
большая комната (зал) - порядка 40-45 метров, в ней голландская печь.
кухня и коридор - еще метров 35 плюс русская печь, наверху два человека взрослых спокойно размещались.
"маленькая комната" (как раз та пятая стена) - около 20-25 метров плюс голландская печь. маленькой была потому, что от нее отрезали кусок к коридору для выхода на чердак. плюс веранда с зимним остеклением в половину дома.
в маленькой комнате можно было орать - в основном доме слышно бы не было. не шторка, а почти полуметровые бревна.
когда дед провел центральное отопление, голландку в большой комнате убрали.
"современные пары", когда приезжали, спали в гостевой маленькой комнате. а дедушке с бабушкой вполне хватало и большой комнаты на двоих.
Раньше половина Тамбова из таких домов состояла. Сейчас уже не то.... Обшивают сайдингом, ставят пластиковые окна. Много краснокирпичных цыганских домин стало.
Мне очень нравятся дома, как у вас на последней картинке, такие там в центре есть. И старые дореволюционные конюшни:) переоборудованные под гараж.
летом отдыхали в Тамбове, в моем детстве столько там было красивых старинных деревянных домой с резьбой! сейачс город изуродовали. понастроили торговых центров, новостроек, старые дома посносили. Смотреть больно. Особенно впечатлил какой-то ТЦ, втиснутый между картинной галереей и пединститутом. Жуткое уродство. Зато церквей понастроили, везде купола торчат золотые, местные нувориши и бандюки грехи замаливают...
Я во времена СССР обьехала почти все республики. Такой нищеты и грязи,как в Поволжье небыло нигде.
Вы вообще. кроме русофобских помоек, ничего не читали, типа Огонька конца
80-х-начала 90-х.
Кулаки - это мироеды, чуть переиначенные людоеды.
Кулак - это тот, кто "берет в аренду" труд бедняка, таким образом держа его в кулаке.
Иногда это местный ростовщик, ссужающий бедняку деньги.
В любом случае - это эксплуататор, причем очень жесткий.
А не просто "зажиточный и трудолюбивый", не надо этих детских сказок. Жизнь была тяжела, и кто хотел и мог, этим пользовался для своей выгоды.
Детский сад. Слово "мироед", то есть тот, кто "ест мир" (мир в значении местное общество) не просто так придумано.
Мда, вот очередное вранье.
Понятие "кулак" активно употреблялось в царской России с ярко негативным окрасом и не является каким-то «изобретением» советской эпохи.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРЕДИ КРЕСТЬЯН В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Особенно важно опровергнуть многократно повторяющиеся либеральными буржуинами утверждения о «кулаках» как наиболее активных и трудолюбивых крестьянах, развивающих производительные силы в сельском хозяйстве. Следует обратить внимание на оценку, которую им давали те, кто отнюдь не принадлежал к большевистской партии и не являлся её сторонником.
Так, следует сослаться на работу А.С. Ермолова «Неурожай и народное бедствие» 1892 года.
А.С. Ермолов не просто не являлся революционером, он принадлежал к помещикам — в январе 1917 года обладал имением в 1248 десятин в Воронежской губернии и в 1325 десятин в Рязанской губернии. Более того, он был членом царского правительства. Так, в 1894 году занял должность министра земледелия и государственных имуществ, в 1896 году становится действительным тайным советником, статс-секретарем (1903 год), а с мая 1905 года — членом Государственного совета.
Весьма интересна его мысль о так называемых «кулаках»:
В тесной связи с вопросом о взыскании упадающих на крестьянское население казённых, земских и общественных сборов и, можно сказать, главным образом на почве этих взысканий, развилась страшная язва нашей сельской жизни, в конец её растлевающая и уносящая народное благосостояние, — это так называемые кулачество и ростовщичество.
При той безотлагательной нужды в деньгах, которая является у крестьян, — для уплаты повинностей, для обзаведения после пожара, для покупки лошади после её покражи, или скотины после падежа, эти язвы находят самое широкое поле для своего развития.
При существующих, установленных с самыми лучшими целями а, быть может, вполне необходимых ограничениях в отношении продажи за казённые и частные взыскания предметов первой потребности крестьянского хозяйства, а также и надельной земли, правильного, доступного крестьянам кредита не существует вовсе.
Только сельский ростовщик, обеспечивающий себя громадными процентами, вознаграждающими его за частую потерю самого капитала, приходит ему на помощь в случаях такой крайней нужды, но эта помощь, конечно, дорого обходится тому, кто к ней рад обратится.
Однажды задолжав такому ростовщику, крестьянин уже почти никогда не может выбраться из той петли, которой тот его опутывает и которая его большею частью доводит до полного разорения. Нередко крестьянин уже и пашет, и сеет, и хлеб собирает только для кулака.
Далее А.С. Ермолов пишет, что даже помещикам зачастую практически невозможно получить взыскания с крестьян при невыполнении ими своих обязательств, при самовольном уходе с работы, даже считают крайней мерой обращение в суд. Но совсем иначе действуют сельские ростовщики, которые возвращают себе своё «не теми, так другими способами, не деньгами, так натурой, зерном, скотиной, землей, работой и т.п.».
Описывая систему финансового закабаления крестьян, он отмечает, что:
Трудно поверить, до каких размеров доходят те проценты, которые взимаются с крестьян за ссуженные им деньги и которые находятся главным образом в зависимости от степени народной нужды».
В качестве примера приводит ситуацию, когда летом, особенно в период благоприятного урожая, «ссуда даётся не более, как из 45 — 50% годовых, осенью те же кредиторы требуют уже не менее 120%, а иногда и до 240%, причём очень часто обеспечением служит залог крестьянских душевых наделов, которые сами владельцы арендуют потом у своих же заимодавцев. Иногда земля, отобранная заимодавцем за долг по расчёту 3 — 4 рубля за десятину, обратно сдаётся в аренду владельцу её за 10 — 12 рублей.
Однако, и такие проценты в большинстве случаев признаются ещё недостаточными, так как сверх того выговариваются разные работы, услуги, платежи натурой, — помимо денежных и т.п. При займах хлебом — за пуд зимой или весною, осенью возвращается два…».
Пишет, что «в последние годы особенно распространяется кредит под залог имущества, причём ростовщик не брезгает ничем, — в дело идут и земледельческие орудия, и носильное платье, и хлеб на корню, и даже рабочая лошадь и скот. Когда же наступает время расплаты и крестьянину платить долги нечем, то всё это обращается в продажу, а чаще уступается тому же кредитору, причём он же назначает и цену, по которой заложенная вещь им принимается в уплату долга, так что часто, отдав залог, крестьянин остаётся по прежнему в долгу, иногда в даже не меньшей, против первоначальной цифры долга.
А.С. Ермолов в своём труде делает вывод о необходимости урегулировать ситуацию на селе, чтобы «положить конец зловредной деятельности сельских ростовщиком, кулаков и скупщиков…»
Царской России не удалось этого сделать и проблема была передана по-наследству России Советской.
Кулак - не помещик, а просто зажиточный, трудолюбивый крестьянин. Семью моего прадеда раскулачивали в Красноярске.
Кулак - это тот, кто "берет в аренду" труд бедняка, таким образом держа его в кулаке.
Иногда это местный ростовщик, ссужающий бедняку деньги.
В любом случае - это эксплуататор, причем очень жесткий.
А не просто "зажиточный и трудолюбивый", не надо этих детских сказок. Жизнь была тяжела, и кто хотел и мог, этим пользовался для своей выгоды.
Во время коллективизации кулаком объявляли каждого, кто не хотел вступить в колхоз и отдать своих коров. А соседний алкаш дядя Вася за бутылку (а то и просто из ненависти) подписывал, что "этот кулак его нанимал".
Вы прям как член КПРФ.... все еще верите советским учебникам истории...
И моей. Моя бабушка была совершенно взрослой уже и всё прекрасно помнила. Раскулачили за наличие двух лошадей и работника (маслобойка у прадеда была). Но у них было, так на минуточку, 10(!) детей, и вся семья работала не покладая рук.
Чем отличались кулаки от зажиточного крестьянина.
Кто такой кулак? «Справный», трудолюбивый хозяин, "безжалостно разоренный и уничтоженный машиной сталинской коллективизации". Да, но за каким лешим машине коллективизации уничтожать «справного» хозяина, который ей не конкурент и не помеха? Хозяйствует он на своих десяти-двадцати десятинах обочь колхоза — и пусть себе хозяйствует, а хочет — идет в колхоз. Зачем его разорять?
Экономического ответа здесь нет. Его и не будет, потому что в директивах власти СССР постоянно повторяли: не путать кулаков и зажиточных крестьян!
Стало быть, разница между ними имелась, причем видная невооруженным глазом.
Так что же видел невооруженный глаз полуграмотного уездного секретаря такого, чего не видно нынешнему остепенному историку?
Ну, раз его собирались уничтожить «как класс», стало быть, он являлся классом, и это отношение как-то отличалось.
Так кто же такие кулаки?
Этот вопрос заботил и советское руководство. Например, Каменев в 1925 году утверждал, что кулацким является любое хозяйство, имеющее свыше 10 десятин посева. Но 10 десятин в Псковской области и в Сибири — это совершенно разные участки. Кроме того, 10 десятин на семью из пяти человек и из пятнадцати — это тоже две большие разницы.
Молотов, отвечавший в ЦК за работу в деревне, в 1927 году относил к кулакам крестьян, арендующих землю и нанимающих сроковых (в отличие от сезонных) рабочих. Но арендовать землю и нанимать рабочих мог и середняк — особенно первое.
Предсовнаркома Рыков к кулацким относил хорошо обеспеченные хозяйства, применяющие наемный труд, и владельцев сельских промышленных заведений. Это уже ближе, но как-то все расплывчато. Почему бы крепкому трудовому хозяину не иметь, например, мельницу или маслобойню?
Что объединяет Каменева, Молотова и Рыкова? Только одно: все трое — урожденные горожане.
А вот «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, по происхождению крестьянин, дает совершенно другое определение. На заседании Политбюро, посвященном кооперации, он говорил: «Кулаком является не владелец вообще имущества, а использующий кулачески это имущество, т.е. ростовщически эксплуатирующий местное население, отдающий в рост капитал, использующий средства под ростовщические проценты».
Неожиданный поворот, не так ли? И Калинин в таком подходе не одинок. Нарком земледелия А.П.Смирнов еще в 1925 году писал в «Правде», которая служила основным практическим, корректирующим руководством для местных деятелей: «Мы должны в зажиточной части деревни ясно разграничить два типа хозяйства.
Первый тип зажиточного хозяйства чисто ростовщический, занимающийся эксплуатацией маломощных хозяйств не только в процессе производства (батрачество), а главным образом путем всякого рода кабальных сделок, путем деревенской мелкой торговли и посредничества, всех видов "дружеского" кредита с "божескими" процентами. Второй тип зажиточного хозяйства — это крепкое трудовое хозяйство, стремящееся максимально укрепить себя в производственном отношении…»
Вот это уже совсем другое дело! Не только и не столько эксплуататор батраков, но деревенский мелкий торговец, посредник в сделках и, главное — ростовщик.
Сельское ростовщичество — явление совершенно особое.
Деньги в рост на селе практически не давали. Там была принята система натурального ростовщичества — расчет по кредитам шел хлебом, собственным трудом или какими-либо услугами. (Забегая вперед: именно поэтому так называемые «подкулачники» — «группа влияния» кулака — это, в основном, беднота.) И в любой деревне все жители отлично знали, кто просто дает в долг (даже и под процент, коли придется), а кто сделал это промыслом, на котором богатеет.
Технология мироедства
Яркая картина такого промысла нарисована в письме в журнал «Красная деревня» некоего крестьянина Филиппа Овсеенко. Начинает он, впрочем, так, что не подкопаешься.
«…Про кулака кричат, что он такой-сякой, но только как не вертись, а кулак всегда оказывается и запасливым, и старательным, и налоги больше других платит. Кричат, что, мол, крестьяне не должны пользоваться чужим трудом, нанимать работника. Но на это я должен возразить, что это совсем неправильно. Ведь для того, чтобы сельское хозяйство нашему государству поднять, умножить крестьянское добро, надо засевы увеличить. А это могут сделать только хозяева зажиточные… И что у крестьянина есть работник, из этого только государству польза и потому оно таких зажиточных должно в первую голову поддержать, потому они — опора государства. Да и работника тоже жалко, ведь если ему работу не дать, ее не найти, а и так много безработных. А при хозяйстве ему хорошо. Кто даст в деревне работу безработному, либо весной кто прокормит соседа с семьей».
Узнаете аргументацию? Риторика «социального партнерства» за 90 лет почти не изменилась. Но это, впрочем, только присказка, а вот и сказка началась — о том, как именно добрый человек соседа с семьей кормит...
«Есть много и других горе-горьких крестьян: либо лошади нет, либо засеять нечем. И их мы тоже выручаем, ведь сказано, что люби ближних своих, как братьев. Одному лошадку на день дашь, либо пахать, либо в лес съездить, другому семена отсыпешь. Да ведь даром-то нельзя давать, ведь нам с неба не валится добро. Нажито оно своим трудом. Другой раз и рад бы не дать, да придет, прям причитает: выручи, мол, на тебя надежда. Ну, дашь семена, а потом снимаешь исполу половинку — это за свои-то семена. Да еще на сходе кулаком назовут, либо эксплуататором (вот тоже словечко). Это за то, что доброе христианское дело сделаешь…»
Исполу — это за половину урожая. При урожайности в 50 пудов с десятины получается, что «благодетель» дает ближнему своему семена взаймы из расчета 100 % за три месяца, в 35 пудов — 50%. Бальзаковский Гобсек от зависти удавился бы. Он, кстати, еще не упомянул, что берет за лошадь. А за лошадь полагалась отработка — где три дня, а где и неделя за день. Христос, если мне память не изменяет, вроде бы как-то иначе учил…
«Выходит иначе: другой бьется, бьется и бросит землю, либо в аренду сдаст. Каждый год ему не обработать. То семена съест, то плуга нет, то еще что-нибудь. Придет и просит хлеба. Землю, конечно, возьмешь под себя, ее тебе за долги обработают соседи и урожай с нее снимешь. А хозяину старому что ж? Что посеял, то и пожнешь. Кто не трудится — тот не ест. И притом сам добровольно землю отдал в аренду в трезвом виде. Ведь опять не возьми ее в аренду, она бы не разработана была, государству прямой убыток. А так я опять выручил — посеял ее, значит мне за это должны быть благодарны. Да только где там! За такие труды меня еще и шельмуют... Пусть все знают, что кулак своим трудом живет, свое хозяйство ведет, соседей выручает и на нем, можно сказать, государство держится. Пусть не будет в деревне названия «кулак», потому что кулак — это самый трудолюбивый крестьянин, от которого нет вреда, кроме пользы, и эту пользу получают и окружные крестьяне и само государство».
Из этого душещипательного письма ясно, почему крестьяне зовут кулака мироедом. В нем, как в учебнике, расписана почти вся схема внутридеревенской эксплуатации. Весной, когда в бедных хозяйствах не остается хлеба, наступает время ростовщика. За мешок зерна на пропитание голодающего семейства бедняк в августе отдаст два мешка. За семенной хлеб — половину урожая. Лошадь на день — несколько дней (до недели) отработки. Весной за долги или за пару мешков зерна кулак берет у безлошадного соседа его надел, другие соседи за долги это поле обрабатывают, а урожай целиком отходит «доброму хозяину». За экономической властью над соседями следует и политическая власть: на сельском сходе кулак автоматически может рассчитывать на поддержку всех своих должников, проходит в сельский совет сам или проводит туда своих людей и так делается подлинным хозяином села, на которого теперь уже никакой управы нет.
Ну, вот это — совсем другое дело. Это уже класс, который свои средства производства использует совсем не так, как середняк. И вот вопрос: останется ли такой «благодетель» равнодушным к колхозу, который кооперирует бедную часть села, вышибая тем самым из-под него кормовую базу?
Жадность сгубила
Еще одна «классовая» примета кулака — его специфическое участие в хлебной торговле. Накапливая у себя большие массы хлеба, кулаки совершенно не выпускали их на рынок, сознательно взвинчивая цены. В тех условиях это была фактически работа по организации голода, так что 107-я статья по таким гражданам просто плакала.
…В январе 1928 года, в самый разгар «хлебной войны», члены Политбюро разъехались по стране, руководить хлебозаготовками. 15 января Сталин отправился в Сибирь. Вот что он говорил в выступлениях перед партийными и советскими работниками: «Вы говорите, что план хлебозаготовок напряженный, что он невыполним. Почему невыполним, откуда вы это взяли? Разве это не факт, что урожай у вас в этом году действительно небывалый? Разве это не факт, что план хлебозаготовок в этом году по Сибири почти такой же, как в прошлом году?»
Обратите внимание: жалоба на невыполнимость планов — это, похоже, лейтмотив всех хлебозаготовительных кампаний. Причина понятна: пожалуешься, авось план и скостят.
«…Вы говорите, что кулаки не хотят сдавать хлеба, что они ждут повышения цен и предпочитают вести разнузданную спекуляцию. Это верно. Но кулаки ждут не просто повышения цен, а требуют повышения цен втрое в сравнении с государственными ценами. Думаете ли вы, что можно удовлетворить кулаков? Беднота и значительная часть середняков уже сдали государству хлеб по государственным ценам. Можно ли допустить, чтобы государство платило втрое дороже за хлеб кулакам, чем бедноте и середнякам?»
Сейчас такие действия караются в соответствии с антимонопольным законодательством, и никто почему-то не жалуется. Может быть, дело в аллергии на термины?
«…Если кулаки ведут разнузданную спекуляцию на хлебных ценах, почему вы не привлекаете их за спекуляцию? Разве вы не знаете, что существует закон против спекуляции — 107 статья Уголовного Кодекса РСФСР, в силу которой виновные в спекуляции привлекаются к судебной ответственности, а товар конфискуется в пользу государства? Почему вы не применяете этот закон против спекулянтов по хлебу? Неужели вы боитесь нарушить спокойствие господ кулаков?!..
Вы говорите, что ваши прокурорские и судебные власти не готовы к этому делу… Я видел несколько десятков представителей вашей прокурорской и судебной власти. Почти все они живут у кулаков, состоят у кулаков в нахлебниках и, конечно, стараются жить в мире с кулаками. На мой вопрос они ответили, что у кулаков на квартире чище и кормят лучше. Понятно, что от таких представителей прокурорской и судебной власти нельзя ждать чего-либо путного и полезного для Советского государства…»
Вот и нам тоже так кажется почему-то…
«Предлагаю:
а) потребовать от кулаков немедленной сдачи всех излишков хлеба по государственным ценам;
б) в случае отказа кулаков подчиниться закону — привлечь их к судебной ответственности по 107 статье Уголовного Кодекса РСФСР и конфисковать у них хлебные излишки в пользу государства с тем, чтобы 25% конфискованного хлеба было распределено среди бедноты и маломощных середняков по низким государственным ценам или в порядке долгосрочного кредита».
Тогда же, в январе, Сибирский крайком постановил: дела по ст. 107 расследовать в чрезвычайном порядке, выездными сессиями народных судов в 24 часа, приговоры выносить в течение трех суток без участия защиты. На том же заседании было принято решение о выпуске циркуляра краевого суда, краевого прокурора и полпреда ОГПУ, который, в частности, запрещал судьям выносить оправдательные или условные приговоры по 107-й статье.
Определенным «смягчающим обстоятельством» для властей может служить лишь уровень коррупции — без циркуляра прикормленные правоохранители вообще бы ничего делать не стали. Кроме того, 107-я статья начинала применяться, когда размер товарных излишков в хозяйстве превышал 2000 пудов. Как-то трудновато представить себе возможность следственной или судебной ошибки в случае, если в амбаре у хозяина находится 32 тонны хлеба. Что, складывали по зернышку и не заметили, как накопилось? Даже с учетом того, что впоследствии этот размер был снижен — в среднем конфискации составили 886 пудов (14,5 тонн) — все равно трудно.
Впрочем, учитывая пустячный срок лишения свободы по 107-й статье — до одного года (вообще-то до трех, но это в случае сговора торговцев, а ты попробуй-ка этот сговор докажи), основной мерой наказания являлась как раз конфискация излишков. Не хотели продавать хлеб — отдадите даром.
Откуда столько хлеба?
Как видим, ничего необычного в этом нет. В чрезвычайных ситуациях даже самые рыночные из рыночных государств наступают на горло собственной песне и вводят законы против спекуляции — если не хотят, чтобы их население в массовом порядке умирало с голоду. На практике проблема решается просто: если правительство любит взятки больше, чем боится голодных бунтов — законы не вводятся, если мало дают или страшно — вводятся. Даже Временное правительство, коррумпированное до последнего предела, и то попыталось реализовать хлебную монополию — правда, не сумело. А большевистский Совнарком сумел — собственно, в этом вся разница и отсюда вся обида на них «братьев-социалистов» по части аграрной политики.
Но вернемся к нашим кулакам. Давайте немного посчитаем. При урожайности в 50 пудов с десятины 800 пудов — это 18 десятин. Плюс к тому еще собственное потребление хозяев, прокорм батраков и скота, семенной фонд — что при крупном хозяйстве потянет десятин, скажем, на семь. Итого — 25 десятин. В 1928 году наделы в 25 десятин и выше имели всего 34 тыс. хозяйств — меньше, чем по одному на деревню. А кулацкими признавались около 3% хозяйств, т.е. 750 тыс. И ведь многие имели не 800 пудов, а тысячи, а то и десятки тысяч. Откуда, интересно, взял Сталин цифру, которую назвал в Сибири? «Посмотрите на кулацкие хозяйства: там амбары и сараи полны хлеба, хлеб лежит под навесами ввиду недостатка мест хранения, в кулацких хозяйствах имеются хлебные излишки по 50-60 тысяч пудов на каждое хозяйство, не считая запасов на семена, продовольствие, на корм скоту...» Где он нашел хозяйства с такими запасами? На Дону, в Терском крае, на Кубани? Или это поэтическое преувеличение? Но даже если уменьшить озвученную им цифру на порядок, все равно получается по 5-6 тыс. пудов.
Но тут важнее другой вопрос. Даже если речь идет о 800 пудах — откуда столько хлеба? С собственного поля? Не было в СССР такого количества таких полей. Так откуда?
Ответ, в общем-то, лежит на поверхности. Во-первых, не стоит забывать о натуральном ростовщичестве, которым была опутана деревня. Все эти «благодарности», отдача долгов «исполу», аренда земли и отработка за долги, мешок за мешком, ложились в амбары сотнями и тысячами пудов. А во-вторых, давайте задумаемся: как в деревне проходила продажа зерна? Это хорошо, если ярмарка расположена на краю села, так что свои несколько мешков туда можно отнести на горбу. А если нет? И лошади тоже нет, так что и вывезти не на чем? Впрочем, пусть даже и есть сивка — так охота ли гонять ее за десятки верст с десятью пудами? А деньги между тем нужны — налог заплатить, да и купить хоть что-то, да надо.
Между маломощным крестьянином и рынком обязан существовать деревенский скупщик зерна — тот, который, в свою очередь, будет иметь дело с городским оптовиком. В зависимости от сочетания жадности и деловитости он может давать односельчанам или чуть больше, или чуть меньше государственной цены — так, чтобы эта копейка не заставила неимущего крестьянина ехать на базар или на ссыппункт.
Деревенский кулак просто не мог не быть скупщиком хлеба — разве можно упускать такой доход. Впрочем, он таковым и был. Процитируем снова донесение ОГПУ — всевидящего ока советского правительства: «Нижне-Волжский край. В Лысогорском районе Саратовского округа кулаки и зажиточные занимаются систематической спекуляцией хлебом. Кулаки в с. Б.-Копны скупают у крестьян хлеб и вывозят большими партиями в г. Саратов. Для того, чтобы смолоть хлеб вне очереди, кулаки спаивают работников и заведующего мельницей.
Северо-Кавказский край. В ряде мест Кущевского и Мясниковского районов (Донского округа) отмечается массовый помол зерна на муку. Часть хлеборобов занимается систематическим вывозом и продажей муки на городском рынке… Цены на пшеницу доходят до 3 руб. за пуд. Зажиточные и крепкое кулачество, скупая на месте по 200-300 пуд. хлеба, перемалывают его на муку и увозят на подводах в другие районы, где продают по 6–7 руб. за пуд.
Украина. Кулак хут. Новоселовки (Роменский округ) скупает хлеб при посредстве трех бедняков, которые под видом скупки хлеба для личного потребления заготавливают для него зерно. Кулак закупленное зерно перемалывает на муку и продает на базаре.
Белоцерковский округ. В Фастовском и Мироновском районах кулаки организовали свою агентуру по скупке хлеба, которая заготавливает для них хлеб в окружающих селениях и ближайших районах».
Как видим, на деревенском уровне частник-оптовик и кулак — это один и тот же персонаж, естественный посредник между производителем и рынком. По сути, кулак и нэпман — два звена одной цепи, и интересы у них совершенно одни и те же: подгрести под себя рынок, не пустить туда других игроков, и в первую очередь — государство.
Беда была не только в том, что сами кулаки играли на повышение цен, но еще больше в том, что они вели за собой других крестьян. В высоких хлебных ценах были заинтересованы все, кто хоть что-то вывозил на рынок, и к бойкоту госпоставок присоединялись середняки, которых привлечь по статье 107 нельзя — если применять ее к тем, у кого в амбаре не тысяча, а сотня пудов, то почему бы сразу не начать поголовную реквизицию?
В то же время почти половина хозяйств в стране была настолько слаба, что не могла прокормиться своим хлебом до нового урожая. Высокие цены этих крестьян напрочь разоряли, и они повисали на шее государства. Таким образом, при вольном рынке государство дважды спонсировало торговцев — сперва покупая у них хлеб по высоким, установленным ими же ценам, а потом снабжая дешевым хлебом разоренных этими же хлеботорговцами бедняков. Если в стране существует мощное торговое лобби, оплачивающее политиков, эта перекачка может продолжаться вечно, но нэпманам слабо было купить членов Политбюро. Проще убить...
* * *
Все эти проблемы — и мироедство, и взвинчивание цен — в ходе задуманной большевиками аграрной реформы решались экономически, причем довольно быстро. Если учесть вектор развития, то становится ясно, что колхозы, обеспеченные государственными льготами и государственной поддержкой, имеют все шансы за считанные годы превратиться в достаточно культурные хозяйства с вполне приличной товарностью (уже в начале 30-х годов план хлебозаготовок для них устанавливался в объеме примерно 30-35% валового сбора). И что из этого следует? А следует из этого то, что если коллективизировано будет не 5%, а 50% хозяйств, то частники попросту потеряют возможность не то что играть на рынке, а вообще влиять на него — госпоставки колхозов будут покрывать все потребности страны. А с учетом того, что в СССР хлеб населению продавался по очень низким ценам, смысл заниматься хлеботорговлей пропадет напрочь.
Кулак же, лишенный, с одной стороны, выкачиваемого у бедноты за долги хлеба, а с другой — возможности влиять на цены, может торговать продукцией своего хозяйства, как хочет и где хочет. Поставленный в положение не крупного, а мелкого сельского хозяина, он из своей экономической ниши-каморки, ничего ни определить, ни решить не сможет.
Чисто риторический вопрос: смирятся ли безропотно нэпман и кулак с такими планами властей?
Об этом — в следующем материале…
Елена Прудникова, писатель-историк
http://expert.ru/2012/05/12/kulachestvo-kak-klass/?n=5566
Ну вы сами из написанного, надеюсь, поняли, что у коммунистов не было даже четкого понимания, кто кулак, а кто середняк?
Мнение о кулаке как о крепком «трудовом» хозяине (разве что с батраками), вброшенное в российское массовое сознание в 90-е годы, чрезвычайно устойчиво.
Хотя даже словарь Даля говорит совсем о другом.
Даля трудно обвинить в симпатии к коммунистическим идеям.
Бытописатель русского села А.Н. Энгельгардт тоже никоим образом не коммунист. Вот что он пишет в своих «Письмах из деревни» об этой категории сельских жителей.
«Из всего "Счастливого уголка" только в деревне Б. есть настоящий кулак. Этот ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги. Этот не скажет, что ему совестно, когда он, ложась спать, не чувствует боли в руках и ногах, этот, напротив, говорит: "Работа дураков любит", "Работает дурак, а умный, заложив руки в карманы, похаживает да мозгами ворочает". Этот кичится своим толстым брюхом, кичится тем, что сам мало работает: "У меня должники все скосят, сожнут и в амбар положат". Этот кулак землей занимается так себе, между прочим, не расширяет хозяйства, не увеличивает количества скота, лошадей, не распахивает земель. У этого все зиждется не на земле, не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир – деньги, о приумножении которых он только и думает… Он пускает этот капитал в рост, и это называется "ворочать мозгами". Ясно, что для развития его деятельности важно, чтобы крестьяне были бедны, нуждались, должны были обращаться к нему за ссудами. Ему выгодно, чтобы крестьяне не занимались землей, чтобы он пановал со своими деньгами».
Именно этого кулака имел в виду и «всероссийский староста» М.И. Калинин, да и все советское правительство, когда шла речь о его уничтожении – но, заметьте, не физическом, а «как класс». И перед этим еще долго-долго думали, несколько лет думали, дебатировали даже – можно ли принимать кулака в колхоз? До тех пор, пока сам кулак не сказал свое веское слово.
Что и почему он сказал, говорится тоже у Энгельгардта: «Для развития его деятельности ему нужно, чтобы крестьяне были бедны». Не зря и в так называемых «подкулачниках» – «группе влияния» кулака – ходили, как правило, бедные односельчане, середняки там оказывались редко. Середняк – муравей самостоятельный, хлебушка по весне не попросит, а бедному – куда деваться?
И когда появились колхозы, которые кооперировали в первую очередь бедноту, кулак начал нервничать. А уж когда пошла сплошная коллективизация, он озлился всерьез.
Из докладной записки информотдела ОГПУ о коллективизации на Украине. Октябрь 1929 года:
«Антиколхозная деятельность кулачества за последние месяцы повсеместно усилилась… Особенностью антиколхозной кулацкой агитации за последний период является усиление распространения провокационных слухов о скорой войне и неизбежной расправе со всеми колхозниками. "Скоро будет война, и если все не выйдут из колхоза, то с вами при перемене власти рассчитаемся в первую очередь" (кулаки быв. Волынского округа). "Соввласти скоро будет конец, самое позднее через два месяца будет война, все колхозы распадутся, часть будет уничтожена пожарами" (Проскуровский округ). Запугивание кулачеством колхозников и единоличников, намеревающихся вступить в колхозы, скорой войной и переменой власти особенно сильно распространено в пограничных и приграничных районах…
Повсеместно широко используются кулачеством в своей борьбе против коллективизации недочеты в уборке, распределении урожая и оплате труда в колхозах и имеющийся разрыв между конвенционными и рыночными ценами на с/х продукты».
Но это все, впрочем, цветочки. Агитация подкреплялась еще и террористическими актами. В начале 1930 года руководство ОГПУ, обобщив и проанализировав данные с мест, забило тревогу. В 1926 году по всему СССР имели место 711 террористических актов, в 1927 году – 901, в 1928 году – 1027, а в 1929 году – 8278 терактов...
Информация с мест все больше начинает напоминать сводки боевых действий. Вот только верхушка айсберга – сводка по Украине о самых громких судебных делах, составленная на основе писем в «Крестьянскую газету» и газетных публикаций. Как нетрудно догадаться, публиковали только самые характерные случаи.
«Чрезвычайной сессией Прилукского окрсуда приговорены к расстрелу восемь участников кулацкой террористической банды…
Киевский суд рассмотрел дело о кулацком нападении на коммуну "Зирка" в с. Рославицах, пять кулацких главарей приговорены к заключению на шесть лет…
Днепропетровский окружной суд рассмотрел в с. Бугуславе дело об убийстве кулаками комсомольца-активиста Андрея Бойко. Как выяснилось на суде, решение об убийстве Бойко было принято местными кулаками на тайном собрании. На этом же собрании ими было решено убить крестьянина-активиста и кандидата партии Лукьянова. Второе убийство, однако, не удалось. Двое кулаков, организаторов убийства, приговорены к расстрелу, двое остальных – к 10 годам заключения…
В Винницком округе в с. Новая Крапивная выездной сессией окрсуда приговорены к расстрелу четыре главаря-кулака, убившие крестьянку-незаможницу, члена избиркома…
Белоцерковским окрсудом приговорен к расстрелу В. Березнюк за покушение на селькора с. Соколки…
На Киевщине, в с. Шитовецком слушалось дело группы кулаков, зверски убивших селянку-активистку Мельничук. Суд приговорил четырех непосредственных убийц к расстрелу...
В с. Соляные Хутора на Волыни убит сельский активист, незаможник Левкура. Убийство совершено кулаками. Ведется следствие…»
Ситуация усугублялась тем, что советская власть после окончания войны, стремясь покончить с расколом в обществе, объявила широчайшие амнистии, причем не только участникам белого движения, но и бандитам. Те, естественно, от амнистии не отказывались – однако далеко не все собирались сложить оружие. Множество упорных врагов, разойдясь по селам, ждали только часа – и теперь решили, что этот час приближается. Собственно, и прошло-то всего ничего – меньше десяти лет.
По данным ОГПУ, за 1929 год по СССР было зарегистрировано 1190 случаев массовых выступлений (1926-1927 гг. – 63, 1928 г. – 709). В 1929 году в деревне было арестовано 95 208 человек, разгромлено 255 контрреволюционных организаций, 6769 группировок и 281 банда. Уже самое начало 1930 года показало, что процесс пошел по нарастающей.
Предчувствие гражданской войны
Впрочем, и сельские активисты тоже не были безгласными и беззащитными овечками.
Юрий Мухин в статье «Самый позорный голод» приводит воспоминания одного из авторов газеты «Дуэль» А.З. Лебединцева о его собственном крестьянском детстве на Кубани. «Их хутор в 20-х годах был создан 60 семьями, отселившимися из станицы Исправной на дальние земли. В 29-м году колхоз создали сразу и вошли в него все. В это же время подверглись нападению кулаческой банды, и в боевой стычке два бойца хуторского отряда самообороны были убиты. Агитация против колхозов была страшной, и в самой станице колхоз, по сути, до 1933 года так и не был создан».
То есть с одной стороны – банды, а с другой, кроме милиции и ЧОНа, еще и отряды самообороны, вооруженные и тоже весьма опасные. Оружия же, еще с войны, на селе оставалось огромное количество.
Чекисты отметили, что в 1929 году появились весьма характерные тенденции. Резко активизировались самые разнообразные противники советской власти – не только кулаки, но и бывшие бандиты и главари банд, белогвардейцы, даже эсеры вылезли из щелей, в которые попрятались после окончания Гражданской войны. А ведь эсеры – не парламентские болтуны, это основная террористическая партия Российской империи. Кое-где эта публика, для большей эффективности грядущей борьбы, начала заранее переходить на нелегальное положение.
К 1930 году все эти люди стали консолидироваться в одно антиправительственное ядро: кулаки, бывшие офицеры, националисты, бандиты. С учетом того, что многие бывшие фронтовые офицеры Первой мировой, ставшие белогвардейцами, а потом бандитами, являлись сыновьями и братьями кулаков, смычка, надо полагать, прошла легко и непринужденно.
Развернув совершенно сумасшедшую агитацию (а умелая агитация в смутное время иной раз поопаснее пистолета), они повсеместно пытались создавать массовые организации в деревнях.
В январе 1930 года ОГПУ докладывало:
«Деятельность, формы и методы действовавших в 1929 г. контрреволюционных организаций и группировок таковы:
1. Состав преимущественно кулацко-белогвардейский и бандитский; наличие значительного количества офицерства, связанного с землей, и унтер-офицерских кадров белой и петлюровской армий.
2. Значительно большая организованность, строжайшая конспирация, строгий персональный отбор, более обдуманная вербовка (вербуются "надежные", "обиженные", ущемленные Советской властью).
3. Большой масштаб деятельности организации; охват одновременно нескольких районов округов; связь с другими районами и округами строго конспирируется, устанавливается через преданных, проверенных людей.
4. Повсеместное стремление вооружаться либо путем скупки оружия, либо путем захвата его…
5. …Большие надежды контрреволюционных организаций и группировок на части Красной Армии, особенно территориальные, как на "источник вооружения" организаций при восстаниях и даже как на "помощь восставшим".
6. Стремление связаться с заграницей. Посылка ходоков для установки связей с зарубежными центрами контрреволюции… Создание зарубежными центрами… диверсионно-повстанческих, бандитских организаций в БССР, Украине…»
По данным ОГПУ, антиправительственные силы откровенно взяли курс на вооруженное восстание.
«Контрреволюционные группировки последнего периода как по составу, так, особенно, по характеру своей деятельности значительно отличаются… Если раньше группировки возникали только на почве перевыборных кампаний под лозунгом "Проведем в советы своих" (1925, 1926 гг.); если группировки 1927 г. и особенно 1928 г. возникали главным образом в период хозяйственной кампании, ставя своей целью срыв и противодействие этим кампаниям, то контрреволюционные группировки 1929 г. … носят достаточно ярко выраженный характер повстанческих ячеек».
С учетом того, что на западе Советский Союз граничил с такими милыми государствами, как Польша и Румыния, на севере – с не менее «дружелюбно» настроенной Финляндией, а на Дальнем Востоке – с Японией, обстановочка складывалась совсем веселая.
Ну а противостояли будущим повстанцам не только милиция и армия. У сельсоветов, партийных и комсомольских ячеек, комбедов, отрядов самообороны тоже было оружие, и свои надежды на сытую и светлую жизнь они собирались защищать всерьез. Что там антоновщина? Антонов гулял по фактически беззащитной губернии, где красные структуры только формировались. А теперь они укрепились и не намерены были сдавать позиции кулакам.
Рядом с тем, что назревало в деревне, гражданская война была просто прогулкой под луной…
Зачистка
Весной 1930 года конституционный глава СССР М.И. Калинин говорил о раскулачивании: «Как ни кажется она жестокой… но эта мера абсолютно необходима, ибо она обеспечивает здоровое развитие колхозного организма в дальнейшем, она страхует нас от многочисленных издержек и огромной растраты человеческих жизней в будущем».
Повторим еще раз: от огромной растраты человеческих жизней в будущем. Кто-нибудь считал, во сколько жизней обошлось бы державе сохранение существующего порядка вещей? Я пыталась прикинуть: в лучшем случае выходило число, сопоставимое с потерями в Великой Отечественной войне. Не говоря уже о том, что без коллективизации мы и войну бы не выиграли – со всеми вытекающими отсюда последствиями, зафиксированными в плане «Ост».
…Но на самом деле «всероссийский староста» лукавит, выдает нужду за добродетель. Советское правительство в то время чаще не руководило событиями, а шло следом за ними, особенно в крестьянском вопросе, в котором из кремлевской верхушки и разбирался-то по-настоящему один Калинин (остальные были горожанами). Работники на местах вовсе не считали нужным дожидаться руководящих указаний, чтобы начать действовать – а действовали они так, как подсказывали им революционная совесть и общинные порядки. И к 1930 году, когда было принято знаменитое постановление о раскулачивании, на местах процесс давно уже шел полным ходом.
Еще в начале сентября 1929 года Колхозцентр сообщил в ЦК, что в Чапаевском районе, застрельщике сплошной коллективизации, предполагается выселение части кулаков. Как, впрочем, и следовало ожидать – первые там, первые и тут.
Дальше пошли события. Вот одно из них. 8 сентября на собрании жителей села Покровки колхозники потребовали выселения кулаков. Вечером село загорелось – с таким расчетом, чтобы пострадало в первую очередь колхозное имущество. Сгорели 15 домов, корма и амбар с 3 тыс. пудов зерна. Напоминаем: это хоть и крупный, но лишь один из 8278 террористических актов, зафиксированных в 1929 году.
О дальнейшем можно, к сожалению, только догадываться. Если колхоз слабый, значит, погоревшие семьи колхозников разбрелись по родственникам и соседям. Если сильный – уже на следующий день обживали дома кулаков, выселенных без всяких судебных решений. А если сильный и злой, то могли и запороть виновников беды вилами или зарубить топорами. Самосуд в русской деревне был явлением обыкновенным, и поджигателей, по законам общины, ждал скорый и суровый приговор.
Жечь кулаков пока что особо не жгли – но выселяли весьма активно. В Иркутском округе за 1929 год раскулачили около 25% всех кулацких хозяйств. Татарский обком ВКП(б) принял постановление о выселении кулаков еще 1 октября 1929 года. А уж худшие земельные участки им отводили повсеместно. Как реагировали кулаки – описано в предыдущем фрагменте: поджоги, убийства, налеты банд. В Москву отовсюду стекались просьбы решить как-то «кулацкий» вопрос, пока не начались кровавые столкновения. Что этим все кончится, никто почему-то не сомневался. И на самом деле роль ВКП(б) в раскулачивании далеко не стимулирующая. Наоборот, партия своим авторитетом вводила процесс хоть в какие-то рамки: не убить, а выселить, не сжечь дом со всеми обитателями, а конфисковать для колхоза. То, с какой ненавистью выбрасывали кулаков из деревень, показывает: до повальных расправ оставалось совсем недалеко.
Начавшись в селах и уездах, к январю процесс добрался до уровня краевых и республиканских властей, которые, один регион за другим, принимали решение о тотальном раскулачивании. Средне-Волжский крайком ВКП(б) вынес такое решение 20 января, Нижне-Волжский крайком – 24 января, Центрально-Черноземная область – 27 января, ЦК КП(б) Украины – 28 января, Северо-Кавказский крайком – 29 января…
К середине февраля, например, в Средне-Волжском крае было раскулачено 25 тыс. хозяйств – около половины всех кулацких хозяйств края. И вот не надо только говорить, что начали они после постановления ЦК от 30 января. Если бы инициатива действительно исходила сверху, то к тому времени постановление еще ползло бы по коридорам партийной бюрократии. По коридорам, к сожалению, ползли совсем другие бумаги – директивы ОГПУ об организационной подготовке массового выселения. Вот они запаздывали безнадежно.
Об обстановке, в которой все это происходило, догадаться нетрудно. Вот только одно сообщение ОГПУ:
«Криворожский округ. …В с. Глиняное Долинского района при изъятии имущества у кулака Зилевского последний ударил уполномоченного Тонкошурова в висок. Уполномоченный выстрелом из револьвера убил кулака...
Николаевский округ. …В Баштанском районе при возвращении с районного совещания между селами Константиновской и Пески были обстреляны кулаками из охотничьих ружей несколько председателей СОЗов; один из председателей ранен в голову.
Харьковский округ. 21 января общим собранием крестьян с. Федоровки было постановлено раскулачить 12 кулацких хозяйств. На второй день толпа крестьян в 400 чел., преимущественно бедняков и середняков, с красными флагами под руководством уполномоченного РИКа, председателя и членов сельсовета и СОЗа направились к намеченным кулацким хозяйствам.
Подойдя к хатам кулаков, крестьяне врывались в хаты и растаскивали имущество первых, сгоняя их в одно помещение. Во время операции один из членов СОЗа заставил раскулачиваемого сбросить с себя хороший кожух, шапку и тут же надел все на себя. Кулакам было объявлено, что в течение трех дней они могут выехать, кто куда хочет.
Председатель РИКа, пытавшийся придать раскулачиванию организованный характер, ничего не мог сделать ввиду крайнего возбуждения крестьян…».
Бывало все, что угодно: и женщин с детьми выбрасывали среди ночи из домов на мороз, и мародерствовали, и записывали в списки всех, кто не нравился начальству или односельчанам… Что поделать, другого народа в Советском Союзе не было, какой оставила по наследству благословенная Российская империя, с таким и валандаться приходилось… Беднота намеревалась рассчитаться не только с кулаками, но с каждым «справным хозяином», который смотрел на нее как на грязь под ногами; каждый партиец с наганом считал себя властью, имеющей право карать и миловать; да и возможность по дешевке получить хорошие вещи была жутким соблазном для тех, кто по вечерам при лучине клал десятую заплату на рваные валенки. Детишек пожалеть? А наших по весне, в голод жалели?
О судьбе раскулаченных не задумывались. Пусть идут на все четыре стороны. Они и шли – женщины и дети по родственникам, мужчины – в банды. Или в города, что тоже властям не нравилось, поскольку аварийность на заводах и стройках была и без того высокая, и чего там мучительно не хватало – так это диверсий. А видя такое дело, и остальные кулаки, что поумнее, распродавали хозяйства, а то и уничтожали, и подавались в города. Стали ли они лояльнее? А вы как думаете?
Не начало, а конец
Но вернемся к раскулачиванию. В конце января процесс дошел наконец до Москвы. 30 января 1933 года было принято знаменитое постановление. В частности, в нем говорилось:
«В районах сплошной коллективизации провести немедленно, а в остальных районах по мере действительно массового развертывания коллективизации, следующие мероприятия:
Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве… Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.
Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
Одновременно в целях решительного подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства и безусловного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия со стороны кулаков проводимым Советской властью и колхозами мероприятиям принять в отношении кулаков следующие меры:
а) первая категория – контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;
б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности СССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;
в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе, с тем чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем примерно 3-5%. Настоящее указание (3-5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств...
…Высылаемым и расселяемым кулакам при конфискации у них имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства в соответствии с характером их работы на новом месте и необходимый на первое время минимум продовольственных запасов. Денежные средства высылаемых кулаков также конфискуются с оставлением, однако, в руках кулака некоторой минимальной суммы (до 500 руб. на семью), необходимой для проезда и устройства на месте».
Те, кого оставляли на месте, могли сохранить средства производства в минимальном объеме, необходимом для ведения хозяйства, – то есть из кулаков они превращались в маломощных середняков. Кстати, получая тем самым возможность на деле доказать, что кулак – не эксплуататор, а просто особо трудолюбивый крестьянин.
Конфискованное имущество передавалось в колхозы в качестве взносов бедняков и батраков, которых более имущие колхозники постоянно попрекали, однако зачислялось в неделимый фонд – то есть они не имели права выйти с этим имуществом из колхоза. В свою очередь, колхозы, получившие землю и имущество, обязаны были ее засеять и всю товарную продукцию с этой земли сдать государству.
В общем-то, ничего уникального в этих мерах нет. Обычная национализация, разве что не общегосударственного, а волостного масштаба. Да и высылка нелояльных граждан в места отдаленные практиковалась еще со времен фараонов (в частности, она была очень распространена в Российской империи).
«…ЦК категорически указывает, что проведение этих мероприятий должно находиться в органической связи с действительно массовым колхозным движением бедноты и середняков и являться неразрывной составной частью процесса сплошной коллективизации. ЦК решительно предостерегает против имеющихся в некоторых районах фактов подмены работы по массовой коллективизации голым раскулачиванием…
ЦК подчеркивает, что все указанные мероприятия должны быть проведены на основе максимального развертывания инициативы и активности широких колхозных, в первую очередь батрацко-бедняцких, масс и при их поддержке. Решениям о конфискации кулацкого имущества и выселении кулаков должны предшествовать постановления общего собрания членов колхоза и собрания батрачества и бедноты…»
Потому-то и было столько неправильно раскулаченных, что решения принимали не «варяги» из района или области, а местные сходы. Которые до кучи высылали из деревень всех, кто не нравился «обществу». И потому-то на местах и осталось столько кулаков – если сход не приговорил, то кто его вышлет?
…Несмотря на «ужасные» рассказы, операция была вовсе не такой массовой, как принято думать. К концу 1930 года по СССР было раскулачено около 400 тыс. хозяйств – то есть около 40-50% всех имеющихся на 1927 год кулаков. Из них выслано, кстати, не так уж много – всего 77 975 семей. По данным налогообложения, к осени 1930 года в стране еще оставалось около 350 тыс. кулацких хозяйств. Точно не подсчитывали, но не менее 20% кулаков бежали. Паспортов тогда еще не было, а справку из сельсовета легко купить или подделать.
Раскулачивание продолжалось и в 1931 году, прекратившись лишь в 1932-м. Сколько всего было выселено? Суммарная статистика ОГПУ называет точное число: 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека (то есть по 4,5 человека на семью). Так что, как видим, рассказы о многочисленных высланных на Север «трудовых» семьях с десятком детей несколько преувеличены. Неясно также, вошли ли в это число неправильно раскулаченные, которых впоследствии освободили и вернули имущество (а таких, по данным проверки 1930 года, было по разным районам от 20% до 35%). Это примерно полтора процента крестьянских хозяйств. Остальным кулакам пришлось – самое худшее – взяться за ручки плуга.
Впрочем, многие дальновидные кулаки, вовремя сократившие свое имущество, оказались в колхозах. Это стало немаловажным фактором, обусловившим голод 1932-1933 годов.
писатель-историк Елена Прудникова
http://expert.ru/2012/06/7/skazka-o-desyati-millionah/
Признания потомка кулака
А я признаюсь!
В том, что мой дед так и не был раскулачен ))
Хотя он в 29-ом году вместе с братьями сжёг несколько тонн хлеба, "абы босякам не досталось" и сбежал в Чечню (sic!).
В 31-ом, после статьи Сталина "Головокружение от успехов" вернулся, женился, трое детей, в 41-ом ушёл на фронт, в 42-ом пропал без вести подо Ржевом.
http://aloban75.livejournal.com/1365855.html?thread=11434847#t11434847
Разведопрос: Историк Борис Юлин о кулаках
https://www.youtube.com/watch?v=N8HIT0vWjO0
Послушайте, послушайте. Это хорошее видео. Немножко лечит тех, кто заболел из-за лжи, распространяемой в 90-х годах.
в моей деревне есть все в ассортименте - от ухоженных домиков с белоснежными занавесками и утопающими в цветах палисадниками до замусоренных, заросших бурьяном дворов, перекошенных заборов и стопицот лет не ремонтированных домов... и, как ни странно, состояние домовладений не зависит напрямую от материального и социального статуса их владельцев...
Вы сами голубых кровей?) А что ж вам маменька и папенька не обеспечили прекрасную жизнь в еб..нях,что в первопрестольную попёрлись? А ежели нужда барыню привела на койко-место,наверняка там и барыня фиктивная была)). Сами в каком сральнике обитали?
О, свинюшка отозвалась. Не голубых, само собой, но в таком свинарнике никогда не жили, ни папенька с маменькой, ни бабушки дедушки, ни пра.
Ну допустим ,не свинюшка,а арендодатель со стажем).И если честно,то нет желания вылизывать квартиры для жильцов,бо засрут капитально ...как понаехавшие барыни,так и мэстные батраки)).
Заинька,я уже вас-"приличных "арендаторов за 10 лет всех как облупленных знаю). Вы такие засранцы и засранки,что просто уверены,что за ваши гроши,хозяйка должна вам ещё и попку подтирать).Вы за собой стол никогда не вытираете,не то что толчок помыть. Вот заткнулись бы со своей "чистоплотностью".
Судя по вашему вокабуляру и манере изложения, о голубых кровях вы не имеете ни малейшего представления)))
Так что вы бы молчали бы тихо в вашими сентенциями
Ужас нах...:fight1
я тоже снимала комнату у бабки-алкашки. это писдец был. во всей квартире из мебели были стол и кровать без ножек у меня в комнате. она с сотоварищами бухала, спала на полу в проходной комнате, а в маленькой дальней поселила еще квартирантов-мужиков, ходила под себя, всех пыталась выгнать, скандалила всеми ночами, орала чтобы не жгли свет, а в 6 утра у нее начинало играть радио. и еще рассказывала, что была завучем в школе олимпийского резерва. а друг-алкаш ее всегда успокаивал, ходил за едой и выпивкой, убирал в квартире по мере возможности и выносил за ней горшки. она же периодически вызывала милицию и пыталась его выгнать. тот показывал им какую-то корочки, они отдавали честь и уезжали до следующего раза.
я выдержала ровно месяц.
+100, в молодости снимала часто в Мосвке - почти все были недешёвые и засранные. Я сама из пригорода - в своём доме бабушка держала огород и дом в идеальной чистоте.
Поволжье грязное из за потомков кочевых племен, у которых домоводство было не в почете. Новгородская область-видела разные дома в детстве, грязь в основном у бедноты. У моей прабабушки все вытряхивалось 2 раза день, и самовар я чистила клюквой и песком речным. И она ходила по дому и разбрызгивала одеколон)))
)) была в гостях, и мама моя тоже. я именно про жительниц Нижегородской Самарской Саратовской и Тамбовской
От человека зависит. И в городе полно свиней, и в деревнях достаточно чистюль.
Да и сейчас полно деревенских домов, которые ничем по удобствам от городской квартиры не отличаются: газовое отопление, всегда горячая вода, ванная, туалет, стиральная и посудомоечная машина. С чего там быть грязи, если хозяйка чистюля?
Кубань. На кухне мухи летают тучей. Тараканы. Посуда вся липкая. Руки после туалета мыть не принято. Даже в самую жару кастрюлю с супом в холодильник не ставят. Так же с утра и до вечера не убирают уже почти готовый салат, вечером ждут гостей, типа зачем туда-сюда таскать. Так и стоит на столе. И это лето, градусов 30 минимум. Буквально в 20 см от миски с салатом режут сырое мясо, мелкие ошмотья от мяса, капли крови от мяса с руки, с ножа падают в готовый салат. Меня попросили нарезать колбасу и сыр. Они были в холодильнике, да, но колбаса была склизкая и с запашком, сыр я вообще не поняла что это, т.к. он со всех сторон был покрыт плесенью, выкинуть все это хотела. Меня не поняли - ачотакова-то, колбасу помой, сыр обрежь со всех сторон и ладно, да не так толсто обрезай.
ОООчень много впечатлений было от той поездки...
Еще был шок от того, что в доме, где живут 3 взрослых и 1 ребенок 4 лет, нет зубных щеток как класс.
Допишу. Там же в аналогичных частных домах живут еще несколько знакомых семей, у них не сказать чтобы идеально чисто, но такого ужаса я не видела.
В деревнях раньше дома было чисто, если деревня нормальная, в которой живут работящие люди, а не гопота. Ославят хозяйку-неряху на все деревню, дочек ее замуж не возьмут.
В студенческие годы я часто бывала в общаге у однокурсниц, приехавших из сельской местности. В их комнатах все было вылизано, по местам разложено, еда наготовлена, и не дай Бог, если забудешь ноги на пороге вытереть. Дачный участок у нас рядом с деревней, в деревне живут уже немолодые хозяева, все чисто, участки вылизаны, дома покрашены, заборы ровные, везде цветы, на окнах занавески накрахмаленные.
Свиньи есть и среди городских, и среди деревенских.
У моей бабушки в деревне, все было идеально чисто, ужасов которые тут расписывают не видела. Чистые половики, белые крахмальные салфетки, вылизанный пол по которому босыми ногами ходили, в кухне чистота, еду на столе не оставляли. От людей зависит, а не от город или деревня.
Моя бабушка покормив 10 детей и мужа,убирала всё сто стола в холодильник и на столе оставалась солонка и сахарница. Их накрывали белым полотенчиком).Привычка прикрывать на столе хоть что-то полотенчиком осталась в генах). На дворе были :лошадь,2 коровы,2 поросят,гуси,утки,куры,овцы. Мух бесконца гоняли и травили.В каждом углу стояли мухобойки(резиновые самодельные на деревянных палочках) и кому было нефиг делать-носились за мухами.Обои переклеивали раз в год),а вы говорите полы скрипели. Полы у нас мылись так,что пылесосы сдохли бы от стыда. Постельное выбивалось и перины просушивались каждое лето,половики перестирывались дважды:весной и осенью.Как и занавески.Вот тебе и Рязанская область.
А подзоры? Этой красотой(ну чисто ришелье) украшали низовье кроватей, маленькие - под полочки и иконостас.
А еще на подушки такие "никидушки" тоже расшитые, накрахмаленные.
Мы это уже не пользовали, в сундуках хранилось, да...
У меня тётка вышивала целые покрывала,а дв.бабушка крючком вязала. 20 узоров обычных! и 4 сама придумала!!!)) а вы говорите сундуки. Раньше евы не было,люди делом занимались)
А у нас накидушки были тюлевые, но все расшитые тоже! А подзоры и занавески - ришелье! Беленные!
И почем это не модно сейчас... Так красиво. Подушки под накидушкой. Само это фото мне не очень, но вообще очень нравилось когда-то в детстве у бабушки складывать так подушки.
Бывает везде разное, но чаще нет, наоборот в деревне все друг перед другом обустраивают свои дома. А у вас в московских квартирах бывает такой срач! Вместо занавесках висят простыни на окнах, прохожу и вижу лампочку Ильича и столетние грязные обои на стенах....И не скажешь, что эта квартира стоит миллионы
У бабушки в деревне чистота была идеальная, мне в детстве казалось, что в деревне просто не бывает пыли никогда. постели все были белоснежные (а это черноземная зона - грязь въедалась в кожу намертво, но нас, детей, каждый вечер сажали мыться с мочалкой - иначе в постель нельзя). Мух в доме не было как вида, вся еда убиралась сразу после еды, посуда мылась, вытиралась и тоже убиралась. Полы летом на кухне мыли по 2-3 раза в день.
У меня прям дежавю. Вы это раньше не писали почти слово в слово? Про грязь намертво и т.д.
Может и писала. Мы сейчас в той деревне с детьми лето проводим - я только теперь поняла, СКОЛЬКО реально грязи тащится в дом и какой это был труд - содержать его в такой чистоте. Одно отмывание детей по вечерам уже подвиг :) И это у них пяточки пока гладенькие, а вот свои я иногда до приезда домой в порядок привести не могу - трещины, чтоб их...
Начинаешь понимать, почему в старину детей летом в сени спать отправляли: чтоб не мыть каждый вечер :)
В сенцах спали от бедности- кровати не у всех были. И там летом считалось прохладнее, на пол зипун старый кинул и спи. Из сеней шмыгали прямо на двор нужду справить.... Там же была дверь в пристройку, ходили проведать скотину ночью. Принести воду для мытья на двор везде была проблема. Колодцы были на главных улицах, либо под горку к реке , потом тащи на себе ведра.... Потом скотину экспроприировали,и колхозник пошёл за трудодни вкалывать. На те трудодни кровать было не купить так просто))) никелированные кровати были поштучно в домах... У нас бабуся , например, проспала на довоенном диване аж до середины 70 х годов. БЕДНО жили долго. Электрификация полная пришла в 60х....Белье постельное копили десятилетиями, чтобы в приданое дать ... Зато в сарае на старой этажерке мы нашли бюст Ленина , бюст Сталина, такие посеребрённые))) ....
" Изоб нет, одни палаты..." Ну конечно уровень жизни изменился резко, а грязнули остались. И небогатых много, вон как при наводнениях телевизоры старые спасают...