Вопрос про советское детство и религию
К тем, кто учился или хотя бы начал учиться в глубоко советское время, не около перестройки.
Вам встречались в школе или других детских учреждениях ровесники из верующих семей? Не просто крещеные, таких много было. А чтобы отказывались по убеждениям от какой-либо деятельности общепринятой, от вступления в пионеры и т.п.
Если встречались, то как вам стало известно об этой их особенности? Или вы узнали значительно позже?
Вопрос навеян постом-рассказом в ФБ. Про московскую школу там. Но многие моменты вызвали сомнения у меня.
Лично у меня ничего такого не было или я не замечала. Единственное, когда меня приняли в пионеры, подружка моя злобно сказала, что я теперь ношу красный ошейник (вроде это цитата из рассказа про Павлика Морозова), но я списала это на зависть, так как она училась хуже и ее в последнюю очередь принимали.

Мой дед в конце пятидесятых запрещал старшему сыну в пионеры вступать. Приходилось ему носить галстук в кармане и надевать/снимать около школы. К младшим детям дед уже не цеплялся.

нет, не было таких в окружении, я вообще о существовании бога узнала только лет в 14, когда в 90-е стали крутить мультик по библии.

У меня прабабушки была очень верующая. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны. По вечерам свет никогда не включала. Жила при свете от ломпадки) И я ее по детству изводила всегда. Когда к ней приходила и с порога говорила - Бога нет! А когда она в соседней комнате молилась то я ей назло телик погромче включала. Она злилась и выбегала потише сделать, а я потом опять погромче) Пока не доведу ее до белого коления. Она меня потом за волосы таскала и говорила - Ирод ты окаянный, у тебя в голове девятой клепки не хватает))) Это был период начальной школы. Потом повзрослела и поумнела)

Нет. Рядом с моей школой церковь, она и в советское время работала. Мы её стороной обходили в детстве, потому что гуляла байка- один мальчик-пионер стал ходить в церковь, это увидели учитель или пионервожатая (не помню уже) и выгнали из пионеров , галстук отобрали. Никто для себя такого не хотел))
Какие пионеры в более старших классах? Мой брат в 1987 в школу пошел, у них никаких октябрят уже не было. Вы на год позже...

У нас принимали в октябрята. Последний год, когда принимали в пионеры был 91й - как раз попали в последний поток.
Москва, школа в Новых Черемушках.
Что за ерунда, я пошла в 1 класс в 1987 году, и была октябренком, командиром "звездочки" даже была.
И в пионеры нас приняли, мы год примерно с галстуком ходили.

Сейчас сосредоточилась по датам... Мы в сентябре 1989 пришли в отремонтированное здание школы, 10-й класс (это я к тому, что есть определенные событийные метки). И в феврале 1990, помню, был диспут на тему одной стенгазеты. У нас тогда... свобода слова, печати и плюрализм мнений. Стенгазеты делали все, кому не лень, и кому есть что сказать. Один наш класс 2-3 еженедельно "выдавал". Так вот, та спорная стенгазета содержала в себе обширную передовицу на тему 6-й статьи Конституции СССР. А вы про пионеров... :-)

У нас первый год не приняли в октябрята в 90ом. Хорошо помню, т.к. брат был первоклассником, и они там рассуждали, что ни по что звездочки носить не будут. А еще к ним ребенок из другой школы перевелся к концу года, пришел со звездочкой и они все этому удивлялись.
Нас тоже на Красной, 1988 год. По успеваемости, поведению и прилежанию в 3 волны))) 1я волна Красная площадь, 2я волна Музей на Павелецкой где поезд траурный что ли Ленина стоял, сейчас это музей Московской железной дороги, 3я волна (вообще был позор) - в актовом зале школы. Я в школу пошла в 1985, была октябренком (командиром звездочки), потом в пионеры на Красной, а вот в комсомол нас уже не принимали.

Как это не было? Я пошла в школу в 86, моя сестра в 90-м - октябрятами мы обе были, пионеркой уже только я.

в 88м это уже было не страшно
многие 6ачали выпендриваттся
меня в 87 исключили из комсомола за неуплату членских взносов..я не помню как это получилось, не по идейным соображениям точно))
вот в 78м...
По этому я и написала, что по времени мой пример, наверно, не подойдет.
Но, мой дядя был православным священником, я росла в религиозной обстановке, по этому все эти клятвы - считались злом на уровне поклонению дьяволу))
Так что меня просто увезли к бабушке на время посвящения, а потом мне просто положила учительница звездочку на парту, но я ее не носила))
В 88ом это уже не проблема была. Я в комсомол в том году как раз отказалась вступать, без всяких соображений, просто сказала, что для вуза это теперь не нужно и я не хочу. У нас так и оказалось: пол класса, кто родился с января по май комсомольцы, вторая половина - нет. Первая половина на нас слегка злилась: они в свое время напряглись с вступлением, чего-то там учили, сдавали, потом радостно поделили все руководящие должности и тут им такой облом организовали.
чет вы путаете...Последний год принятия в комсомол был 1988, я 76 года, в комсомол не удалось вступить)), в какие пионЭры вы не вступали по религиозным соображениям, если их уже не было в 90 году?
Не, до августа 91ого все еще существовало. Просто в каких-то школах принимали, а в каких-то нет. Я когда в вуз в 91ом поступила, меня спросили не хочу ли я вступить, т.е. у них там еще ячейка была. Ну, а к осени ее уже не стало.
Нет, мне/моим родителям и крещеные не встречались - может такие и были, но.....
Массовый психоз начался в 90-е - вот тогда пошла мода креститься и пр.чушь, при этом реально верующих крайне мало и сегодня вижу.
З.Ы. Выросла в Сибири, если что. Мои родители были комсомольцами, но в партию не вступали.

Нет, такого не было, училась в 81-91гг Да и вообще практически все неверующие были. Одна только подружка-мусульманка была верующей, но это никак не повлияло на ее общественную и социальную жизнь. А я так и вовсе не крещеная была

В школу пошла в 83 году. Верующих у нас в классе не было. Классу к 3 узнала от парочки подруг, что они крещеные. Разговоры не о боге были, а просто к слову пришлось как-то ) Страшно удивилась. Мне такое и в голову не приходило, что кто-то в здравом уме в центре Москвы может детей крестить )))
Никто от октябрят и пионеров не отказывался, наоброт, быть принятым в первую очередь было почетно, за это боролись. В комсомол наш класс уже не вступал, а на класс старше всего несколько человек
В 8 классе быть крещеной даже стало модно, многие носили крестики.
У меня тоже был красивый серебряный ювелирный, без всяких религиозных атрибутик. Ну или просто какой-то из вариантов католического - я в них не разбираюсь. Носила в качестве украшения на одной цепочке с серебрянной же ... рокерской козой ))) Или как там этот жест из двух пальцев называется?...
А вообще я абсолютная атеистка, местами даже воинствующая.
Что Вы, конечно нет, если кто-то и был верующим, то тщательно это скрывал. Крестики крещеные не носили, это с комосомллом и партией = карьерой не совместимо было.

Мой прадед священник. Никто в семье веру никому не навязывал, ни от какой деятельности не отказывался. Мама, ее сестры, дети все были пионерами-комсомольцами, в основном отлично учились. Главное должны были жить честно. Взять с работы карандаш - преступление. Не говоря уж про лгать, завидовать, ставить деньги во главу угла. Чистые, открытые люди. Всем помогать бескорыстно. Изживаю в себе это, но сидит прочно.

В Москве храмов много,городу 850 лет,поэтому верующие семьи были. Остальная страна-молодые города,куда совдепия закинула людей на стройки добровольно принудительно,там никого не было.,одни строители коммунизма. Я жила в Мурманске,город молодой,храм один был,там только бабки кучковались,может в местной школе и учились внуки этих бабок,а в моем районе центре города,храмов не было,соответственно и семей Нам в школе умело промывали мозги Павликом Морозовым и прочей большевисткой хренью,но я в это не верила,лживость системы поняла очень рано,одержимой идеями Ленина не была и знала,что номенклатуре палец в рот не клади,ненавидела их,это личное,семейное.Странно,что вас интересует вопрос ,кто верующий,а кто нет,это сугубо личное дело и делится в школе с посторонними детьми,это нонсенс. Может ещё рассказать,где ключ от квартиры лежит? Я в школе никогда не трепалась о семье,видимо это принято в Москве-меряться родаками и златом. Мы дети просто учились,играли и мыли парты и классы.

В школе (конец 70-х - начало 80-х) была девочка из очень верующей семьи (об этом все говорили, но я не знаю насколько это "очень"). Она не была ни октябренком, ни пионером, не участвовала ни в праздниках, ни в общественных мероприятиях. Учителя видимо были в курсе, ее никак не дергали по этому поводу, по крайне мере так, чтобы мы это заметили. Она была тихая, стеснительная, ни с кем не общалась. Сначала, в первом классе, все пытались подружиться, вовлечь в свои игры, как-то растормошить ее что ли, но она всегда вежливо отказывалась. Потом просто перестали ее замечать. Я даже не помню, когда она ушла в другую школу то ли в 5, то ли в 6 классе.

Тоже была знакомая баптистка. Ей многое запрещали, но сейчас не вспомню что именно. И еще знакомая была, которая была верующая и в карты не играла, типа нельзя.

Дедушка - младший сын из семьи, где отец был офицером царской армии, верующие, дошел в советские годы до зам.... предлагали начальника, но надо было в партию вступать, он отнекивался под благовидными предлогами, цитировал на комиссии, куда его вызывали Маркса, Энгельса и Ленина, бил себя кулаками в грудь и говорил, что пока не достоин... прокатывало, дед умел убеждать.
Мне не запрещал быть октябренком и пионеркой, я крещена с рождения, но тихо по вечерам разьяснял политику партии и учил помалкивать и размышлять.

Прав?
Это смотря в каком году.
Если в середине 70х, то он был дурак, а не прав.))
Идти тогда против системы было все равно, что грудью вражеский дзот закрыть.
Вот вроде ты прав, вроде даже смелый..но нахуя?))
Конец 70х, начало 80х. Закончил школу, отслужил в армии, поступил в ВУЗ(да-да!) в 83. Везде его пытались совратить и заставить написать заявление. Вежливо отказывался.
Про ВУЗ я даже заикаться не стала
Хм..оказывается где-то существовала свобода выбора и даже можео было поступить
ой, чото то тут не чисто)))
в шюбом случае, это были только доп. проблемы и ничего больше
ВУЗ художественный, там было с этим спокойнее. Не могу сказать сейчас были ли проблемы какие-то особые. В 80е это все было настолько формально...
в ВУЗ брали некомсомольцев. Не было проблем с этим. Я была "беспартийная", поступила с большим конкурсом. на курсе было только 3 некомсомольца. Не помню, чтобы давили, чтобы вступать, это середина 80-х. Добровольное дело было.
Вот, меня заподозрили в религиозности из-за отказа вступить в комсомол (дело было в 1986 году). На самом деле у меня тоже типа идейные соображения были)))
Среди одноклассников верующих никого не знала. Очень удивилась, когда узнала что одна из девочек вскоре после окончания школы отправилась жить послушницей в монастырь. Мы с ней пару лет дружили, можно сказать, и ничего такого не было заметно.
Надо же... Как её в институт-то взяли... Нас в 1988 стремились по-быстрому в комсомол принять, чтобы с поступлением проблем не было. Оно не понадобилось уже, тем более, все понимали в 1988 условность и формальность мероприятия, но...

я в 81 тоже не комсомолкой поступапа - прошла.. видимо подумали, что я ошиблась в анкете
это был нонсенс!
а не приняли меня в 8м классе потому что я по возрасту не проходила - на год раньше в школу пошла
в 9м в новой школе думала вступить - но комсорг заартачилась - "мы тебя еще не знаем"
ну ок в 10м - тоже "облом" - решило мне анкету подпортить к поступлению (плюс к 5му параграфу)
"ты карьеристка, для поступления вступаешь!"
поступила все равно, прошляпили в приемной
но на первом курсе взялись обрабатывать - статистику я им порчу!
а я подумала - нафига мне это все, на собраниях сидеть... отмазывалась два года "Я недостояна!|
комсорг долго нудел, пятикантропом обзывал, но мимо
а там и развалась лавочка
а потом и я свалила из совка :)

Ну, в общем-то неудивительно, умные люди могут и в советские, и в религиозные игры для достижения цели поиграть.

я 1972 г.р. Не было таких ни в моем классе, ни в параллельных. Мы с братом крещеные в младенчестве, в церкви, по настоянию маминой мамы (очень верующей). Но нам это было пофиг. Мы этому никакого значения не придавали, а я и сейчас не придаю - атеистка, брат, хоть и умнейший мужик, а попал как кур в ощип, зачем-то женился на дуре беспросветной, детей с крестиками на веревочках на фото вижу (мы в разных странах живем).

Меня родители покрестили, я знала своих крестных и мама показывала крестик, но не надевала. На этом мои познания о вере заканчивались, лет в пять узнала о Пасхе, когда во дворе соседка подарила нам с сестрой по крашеному яичку, до сих пор помню своё удивление. Никогда не встречала верующих в школе, лагерях пионерских, никто не носил крестики. В школе воспитывали атеистов, попы были угнетателями наравне с царем. Правильно выше написали, с 90-х началась мода на веру, все кресты стали носить и библию читать. Я себя не могу перебороть, мне неловко в храме, воспринимаю как музей. Мама, от которой я в детстве ни слова не слышала и ничего мы не соблюдали, никаких постов, теперь постоянно меня поучает. То один праздник, то другой и что сегодня убираться нельзя.

Нет, таких знакомых, одноклассников и однокурсников во время учебы в университете не было. 1961 г.р.

У меня семья отца из западной Беларуси, католики и никуда у них религия ни на секунду не уходила. А мы с брательником помню пытались вести подрывную работу среди двоюродных на тему "Бога нет". Они не поддавались и не припомню хоть одного воскресенья, чтоб вся семья не шла в костел (на нас правда рукой махнули, пропащие советские элементы). НО это не мешало им совмещать с октябрятами и пионерами. В началке подружка была. но там без идейных протестов тоже, просто помню меня поражало, что она искренне верит и никакие мои убеждения не действует, даже стукнула один раз ее. как аргументы закончились (так что считай она пострадала за веру)
А вот в средних классах был мальчик - может из адвентистов - вот там прямо были конфликты, ну с пионерами и комсомолом к нему никто не приставал, но вот не соврать в пятницу или субботу он не ходил в школу и сколько бы ни вызывали родителей, те твердо стояли на "нам не положено"
В 1960-е моя бабушка наняла религиозную бабу, чтобы она вместо нее отмывала в ее очередь туалет в коммуналке. Баба принадлежала к христианской секте, в которой не работают по субботам. Я понятия не имею, были ли у той женщины дети. Если были, то да, там конкретно дама была крайне религиозна. Она отказывалась работать в субботу по религиозным убеждениям. Она потом была нужна работать каждый день в течение полугода. Это единственное, что я когда-либо слышала о религиозных. Религиозные в школе? Там были одни дети спекулянтов. Треть класса - дети моряков и их неработающих жен, торгующих шмотками, когда муж пришел из рейса в загранку. Тогда за религию не давали денег. Люди идут в религию делать деньги. В Америке студент раз в неделю проводит чтение Библии с 15 студентами - он получает деньги. Пожила моя однокурсница в Израиле, хорошей работы нет - вернулась домой и проповедует то ли от хасидов, то ли от кого-то похожего. Людям нужна зарплата. В советские годы деньги получали в других местах. В советское время она бы в очередном 5 классе проповедовала бы басни Крылова. Теперь там украинизация - люди находят другие источники дохода. Это просто бабки для большинства. Где их взяли выступать - там они и выступают. О да, еще был же вроде известным религиозным окулист Филатов? Он же открыто был религиозен, и Советская власть ему разрешала? Это все, что я могу вспомнить о религиозных людях в советские времена. Еще был сапожник, который ходил в синагогу, но он после войны взял вдову с ребенком - все остальные члены семьи не были его кровными родственниками. Т.е. его падчерица отбирала у него все деньги, и никакой религией там никто не заморачивался. Но они имели любые связи. Она всегда с понтом говорила, сколько нужно дать за поступление на какой факультет, сколько стоит решить любой вопрос. Свою онкологию она лечила в Ленинграде, внучкину - в Москве. Концы у них были везде, только деньги плати. Лично я с удовольствием ела мацу с куриным бульоном у них. Насколько я понимаю, мацу приносил дед-сапожник. Я даже проявила энтузиазм пойти с этой подружкой в синагогу этого деда. Дед был счастлив до опупения (Перестройка уже шла), рассказал мне, куда идти, но мы заблудились, не нашли этот дом. А то я хотела пойти и посмотреть, что там за сходка, как это вообще выглядит. Мы всю дорогу ругались. Она туда идти не хотела, а я говорю, что надо изучить вопрос, может, полезное дело. :))) Где меня только черти ни носили. Мы устали, заблудились и поехали домой. Не судьба. Я хотела посетить такую экскусию.

Еще знакомый поляк был женат на бабе из Ивано-Франковской области. Они туда сдавали детей на лето к бабушке и дедушке. Он один раз рассказывал, что они в воскресенье ходили в лес за грибами и ягодами и прятались огородами, потому что в тех краях приличные люди ходят в воскресенье не в лес, а в церковь. В общем, там другой мир, подумала я, когда он это все излагал. Он очень хорошим был зятем. Тещу и тестя ублажал, жену боготворил. Там другой мир. Он с русскоязычных территорий поляк непонятно был в каком поколении, но владел украинским языком на божественном уровне. Наверное, и польский знал, понятия не имею. Они в воскресенье ходили в лес. Огородами. В резиновых сапогах. На старости лет он в немецком костеле пел. У него был какой-то уникальный голос, он пел для студентов консерватории в молодости. Но инженер, школа с золотой медалью. А дети выросли плохие и подлые. Прямо как в самых худших историях про западенские села. Вообще с его стороны все были с немецкими именами, но поляки.
В болгарском селе церковь разломали - сделали краеведческий музей. В Перестройку музей разорили, все выкинули на улицу, снова сделали церковь. Болгары очень жадные. Трудно сказать, во что они там верят, но бабки там на первом месте. Какие в тех селах дома... Там очень богато жили. То, что я видела в начале 1990-х... Очень богато. Украина - это лоскутное одеяло. И все друг у друга отжимают бабки.

Не встречались. Всем было пофиг как на пионерию-комсомол (но его мы как раз уже не застали, только старшую пионерию), так и на религию. При этом очень многие дети (как и я сама, и муж такого же возраста) были крещеными)) (подпольно обычно, в мелком возрасте). Крестики, понятно, никто не носил.
МО, 1975 г.р.

Я 75 гр. Крестили в младенчестве. В Москве, в церкви, не подпольно. И всех двоюродных братьев и сестер крестили вполне легально.

Нет, не видела таких религиозных в своем окружении.
В 9-м классе ездили по путевке в Литву, было много экскурсий, так же в костелы, и для меня было открытием и небольшим потрясением узнать, что в ксендзы готовятся почти что с рождения, и в пионеры не вступают по идейным соображениям.. Не могла понять, как 10-летний мальчик может знать, что захочет быть ксендзом когда вырастет, и отказывается от пионерии? :)
к сожалению детскую психику очень легко сломать, взрослые решили, что он станет ксендзом, и все, от самого мальчика вряд ли что-то зависит.

Я была знакома с одним ксёндзом. Он из сосланных в Казахстан поляков, вполне религиозных, потом вернувшихся в Житомирскую область. Он понял, что хочет пойти в священство, в 19 лет. А до этого "всё как у людей" - школа, техникум, девушки...
Семья, повторюсь, у него достаточно религиозная. Даже в Казахстане была своя община, он рассказывал.
Эх, жаль, рано таких Господь прибирает, к себе поближе... Но это уже другая история.

У нас в школе (младшие классы, поэтому подробностей не помню) учились баптисты. Узнала об этом лишь потому, что они не получали октяб.звездочки и позже не вступали в пионеры. Подмосковье. Ну, и обсуждали взрослые это много, т.к. из ряда вон случай был. Больше случаев не вспомню.

Первых верующих я в жизни увидела, попав ребёнком в деревню летом.
Дом с иконами. Соблюдение всего.
В городах такого ни у кого не было, мы друг к дружке домой все ходили.
Да и все были друг у друга на виду. Октябрята и пионеры.
Верующих не было. Про крестили-не крестили даже разговоров не помню.
Советские такие семьи. Родители на работе, дети в школе.
У нас город новый был. Церковь в самом районе имелась, не работала. А в нашем городе церковь построили где-то в 2000-2005.
То есть ну Советы как они есть. Без религии. В такую пору жили.

Я тоже в новом городе жила, там церковь во второй половине 90-х начали строить - мы уже оттуда уехали. В областном центре церкви рабочие были, но мало - какие-то заброшенные стояли, где-то библиотеки были, планетарий и пр.

Я недавно на ролик наткнулась - русские в америке. Муж там из семьи баптистов вроде - эмигрировала его родительская семья по этой причине всей толпой. Ему 40 или чуть больше - вроде самый младший в семье. Я была безмерно удивлена - вообще не думала, что в СССР такое было.

В Америке в штате Мерилэнд ( да и не только) очень большая и старинная русская православная община.
Знаю мужчину одного, работает на правительство США (СМИ) его бабушка и дедушка иммигрировали, они с братом - уже второе поколение, рождённое в США, брат - священник в НЙ, сам он женился на киргизке, девушка крестилась и тоже стала очень чтить православные традиции, дочка - исключительной скромности и воспитанности, лето проводила в православных лагерях типа скаутских - палатки, еда на костре, умывание в реке и пр.
Встречалась как-то с членами их церкви лет 20 назад - была потрясена такой силой веры! Не староверы, просто сильно верующие православные.
Ред. Одним глазом прочитала ваш пост!
Сейчас тоже по религиозным убеждениям достаточная причина для получения вида на жительство в США,
И баптисты были, и пятидесятники, и адвентисты седьмого дня, но в советское время они считались сектой и преследовались, поэтому их принимали в Америке. В Сакраменто большая община пятидесятников с Украины.

Мы жили так, как будто религии вообще не существует - эту тему стали поднимать только в середине 90-х, поэтому мне так удивительно.

Я верующая, и семья по маме - верующие. Все крещеные в детстве, в церковь ходили. Но в октябрята/пионеры никто не запрещал мне вступать. Как детские игры воспринимали все это.Типа как скауты в Америке. Я никогда не задумывалась по молодости над политической подоплекой пионерии/комсомола...
Партийных среди родственников не было никогда.
Вся Западная Украина была очень религиозна во времена СССР, в основном католики. Это нисколько не мешало им вступать в октябрята-пионеры-комсомол.
Я не шарю, нет, мне это не интересно. Но жители западной Украины называют/считают себя католиками. Но если вам принципиально, то ок, пусть будут грекокатолики.
Почему? Матвиенко Валентина Ивановна родилась в Хмельницкой области в селе.
Ну, по сути, пастух - да.
И что была открыто религиозна с крестом на шее?
Мы же о религии, вернее запрете на религию, а не о том, кто где родился.

Был мальчик баптист ( в семье моего отца в Смоленске почему -то часто упоминались баптисты, это было что-то страшное и не от мира сего, заманивающие людей в секты и евреи - к этим относились хорошо, но жалели), он не был октябрёноком, был из очень многодетной семьи, чуть ли ни 10 детей, мы его сторонились ( я из-за предубеждений смоленских родственников), но был совсем не долго, с нами дружбу тоже не водил.
Я в пионерлагере слышала какие-то рассказы про баптистов, это были истории из тех страшилок, которые рассказывали после отбоя. Как вовлекают, не отпускают... А по сути это наверное антипропаганда так расползлась )

Слушайте, были же книжки всякие детские остросюжетные про разоблачение сектантов. Даже если вы не читали их, от ровесников могли слышать. У нас в каком-то классе начальной школы эта тема была, у них еще не церкви были, а молельные дома, вокруг меня все ровесники что-то слышали об этом. И тогда как раз сектанты и баптисты были синонимами, про остальных меньше знали. Одна моя подружка даже рассказывала, что где-то на каникулах видела молельный дом, описывала его, это было всем очень интересно, потому что как выглядит церковь, все представляли

Я вот тоже ни о чем таком не слышала до 90-х гг и вообще религия - это было что-то такое..... дореволюционное, из книжек про старинные времена. Обожала Бруштейн - вот по ее биографии знала о магометанках, лютеранках и пр. Про секты не знала.
В моей семье последняя крещеная была пра - она родилась в 1898г, замуж вышла в 17-м году. Первый ребенок родился в 18-м году - крестить уже было некому. Я лето проводила у бабушки и дедушки - видела в ее комнате иконы, но никакой религиозности не наблюдала - пра меня в карты играть учила в мои 4 года :-)
Ну а я сама вообще выросла в молодом городе - ему всего 47 лет. Церковь там начали строить во второй половине 90-х вроде, но мы уже уехали. Город был хороший - просто так не попасть, ехала туда активная образованная молодежь со всего СССР. Если кто и верил, то об этом вслух не говорили. Моя тетя до сих пор вспоминает: Приедешь к вам в гости, а в городе сплошь молодежь с детьми. Пожилых людей практически не было. Это было так необычно и удивительно...

Ой, назовите хоть одну такую книжку, пожалуйста! Хоть сейчас почитаю ))
У нас в начальной школе на политинформации про Саманту Смит рассказывали и строительство БАМа...
Слово «секта» услышала уже довольно взрослой, в советском детстве его даже не знала...
Ровесники тоже таких книг вроде не читали... Из остросюжетных книг с разоблачениями были Кортик, Два капитана и сборник о пионерах-героях. Класса с 5-го начался Дюма - Три мушкетера у многих были, а вот 20 и 10 лет спустя ходили по классу из рук в руки. У меня была Королева Марго - тоже делилась ею, не у всех была.
Я 76 г.р.
Коллега рассказывать, что у нее в конце 40ых была такая одноклассница: потомственная дворянка, верующая, которая никуда не вступала. Окончила та потом консерваторию. А я лично отказывающихся от чего-то не встречала. Яйца на Пасху, да, многие красили, на сколько при этом понимали смысл праздника, я не знаю. Помню еще раз в началке, принесли нам на завтрак вареные яйца, дети их разрисовали ручками и стали стукаться ими. Учительницу это почему-то очень разнервировало, и она поспешила прекратить "безобразие".
Девы, но вот все почти отписались, что выросли без веры в советское время, это женщины 50 лет +- несколько. Родители тоже у большинства были не верующие. Своих детей эти женщины, детям должно быть 30-10 лет большинству, тоже вряд ли воспитали верующими, несмотря на огромную пропаганду христианства в нашей стране. Я даже не крестила своих. Зачем так насаживается эта набожность в стане? Типа как вирус? Освещают все, в школах основы религии преподают. Диссонанс у меня какой-то. Считаю, что церковь нужно отделить от государства. И никакой роскоши и помпезности. Нравятся амиши в этом смысле, как у них устроено.

На землю налог не платят. Ну Ок, школы у них свои, но дороги, больницы, хотя там есть какой-то нюанс, страховки они не имеют, это точно, но их вс равно принимают ( впрочем как и любого, без мед помощи не оставят).
Аскетизм, что они не строят храмы каменные-позолоченные, чтобы молиться и верить, молятся в своих домах, которые сами строят. Почему-то так сложилось у меня, что большинство знакомых воцерковленных не соблюдают элементарно заповеди, которые порядочный атеист соблюдает автоматом. И нельзя брать деньги у государства церкви, пусть существуют на пожертвования верующих.

Так у нас по конституции церковь и отделена от государства... Но ведь все можно изменить?
Верующими проще управлять, и какая разница, во что народ верит? Что бог, что вирус... (

Ну вы как маленькая. Большевики объявили "Религия - опиум для народа!". А теперь одумались, опиум-то оказывается и хорошо, можно управлять толпой гораздо легче.

Так это бизнес, так крутятся миллиарды, если не триллионы долларов на одной только безакцизной продаже и льготах, которые предоставлены церквям и всяким церковным организациям. Посмотрите на попов, какие посты, люди жрут столько, что ощущение что на шашлык к ярмарке себя готовят чтобы всему приходу хватило. А уж про то как они соблюдают там всякие заповеди лучше молчать в тряпочку.
Не помню такого совсем. Наоборот было по приколу все стать пионером. Поначалу даже на физру ходили в галстуках)).

Все в детстве были крещеными, но оголтело верующих с отклонениями в поведении увидела только в 20 лет.
Тут я не ем, там я не трахаюсь, здесь меня не будет всю ночь - буду молиться и каяться.... - долгое время думала, что это какой-то такой прикол и на самом деле люди придуряются.
ну, как придуряются же девочки, носят обручи с кошачьими ушками... но на самом деле такие девочки не будут же есть мышку....
и я была уверена, что взрослый образованный человек не может так себя вести... корректируя свое поведение сообразно неким легендам, где-то кем-то когда то изданным... потом поняла ,что это такой бизнес просто.

училась с 71 по 81 - одноклассников верующих не было
что-то рассказывали про верующих бабушек в деревнях, но с снисхождением, как о придурошных
но даже и традиции было соблюдать позорно
никаких яиц в Пасху , ни Рождества …
к иконам относились как предментам искусства, я книги об реставрации читала, все сюжеты , типы знала
за посещение синагоги карали "особенно жестоко" могли исключить из пионеров / комсомола
в Ленинграде напротив синагоги выстроили Дом Быта по спец проекту - с стеклянным фасадом
для удобства , в окнах понаставили камер - сионистов, пятую колонну искали :)
ну и у входа всегда "дружинники" тусовались, задерживали молодежь во время евр. праздников, пожилых не трогали

Ну, на самом деле, дети достаточно хорошо были научены не распространяться о семейных традициях. Помню, как в классе пятом мы с подружкой обсуждали третью подружку, которая и мне, и ей рассказывала какие крашенные яйца у них дома бывают. Мы единодушно решили, что, наверное, та специально этот разговор завела, т.к хочет на нас настучать, что у наших родителей проблемы были. А сами мы, конечно, в разговоре сделали как нас учили: удивились и сделали вид, что не поняли о чем речь. При этом ни она, ни я не были из религиозных семей. Просто в нас было крепко забито, что то, что происходит дома нельзя ни с кем обсуждать.
Росла в небольшом городе подо Львовом, родителей послали после института в начале 60х разбавить укр население. Училась в русской школе, в классе из 30 человек ходили в церковь человек 5, в украинских школах так или иначе посещали церковь почти все. Мои укр подруженции еще лет в 5 рассказывали мне и показывали иконки дома. Город был 50-55 тыс в 70-е, церквей в городе было 1 или 2, все религиозные праздники люди отмечали. Даже моя русскоговорящая мать, главный врач отделения, не вывешивала мокрое белье на балкон в праздники, и мне запрещала. Да, люди могли посчитать это неуважением и она к этому прислушивалась.

Были. Училась с 71-го по 81-ый. В классе было два двоюродных брата из верующих семей. В каждой семье по 14 детей на тот момент было. Сейчас оба - настоятели храмов. Один посторил большой храм в миллионнике, другой - настоятель маленького храма в деревне.
Что удивительно, оба учились очень плохо, хуже всех в классе, да наверное и в школе. В пионеры, комсомол не вступали. Первый после школы отслужил в армии два года, потом экстерном окончил сименарию (!!!), преподавал в духовном училище. У него 18 детей от одной жены. Занимает очень важный пост. Про второго мало что знаю, давно не живу в родном городе. Знаю только, что одноклассники предпочитают ездить ко второму.
