Проприоцепция
Добрый день, нужно задать вопрос человеку, который сталкивался со словом "проприоцепция" в медицинском (желательно) контексте. Т.е. не тот кто знает определение или прочитает его в Википедии увидев тему, а знает что-то еще не из инета.

На инглише лучше, я на медицинские темы по русски не очень, сразу слов начинает не хватать. Вопрос: "нарушения проприоциального (так???) восприятия и аутизм" что следствие чего. Это раз. Может ли ребёнок "на самой грани спектра" "косить под аутиста/ восприниматься как аутист" не будучи реально в спектре именно из-за проблем с проприоциальной системой?- это два. И, разумеется- если нарушения явствены- то, какой собственно способ решения проблемы более перспективный? (я вижу 3: 1) АБА- т.е. дрилинг без задействия мозгов, 2) кинезотерапия+ОТ- немного мозга ну и достаточно пассивный для ребёнка метод- взрослые дёргают-заставляют-направляют по своему разумению 3) Александер техник- через мозг (но долго, дорого, да и вообще, на грани "слияния медицины с астрологией, если понятно о чём я).
Спасибо.

Я не очень поняла, о чем вы написали, особенно вторую часть, но мы не работаем с аутистами, в основном со взрослыми или пожилыми- у них частые проблемы с балансом. Proprioception- это типа связи мышц с мозгом, если кратко. Хотя, там не только мышцы задействованы, а целая сложная система с рецепторами, суставами, положением тела в пространстве итд.
Есть упражнения для развития проприосепшн и баланса специальные, наверняка, есть такие и для детей. Ну, это, наверняка, вы и сами знаете.

Нарушения проприоцептивного (по-русски именно так) восприятия и аутизм - это дискуссионный вопрос даже для самих ученых.
1. Учитывая, что аутизм является спектральным нарушением неясной до конца этиологии, пока ученые видят только корелляцию между проприоцепцией и РАС (ASD). Да, значительное количество людей с РАС имеют нарушения проприоцепции. Но при воздействии на проприоцептивную систему и при применении терапии, развивающей проприоцепцию, радикального изменения ситуации с самим расстройством как правило не происходит. Если Вам принципиально разобраться, могу поискать исследования на эту конкретную тему на обоих языках.
2. Если Вы по-английски понимаете лучше, чем по-русски, и диагноз ASD Вам не по душе, то чем Вам не нравится диагноз SPD, он же Sensory Processing Disorder, который входит в классификаторы США, Канады и ВБ? ASD и SPD часто пересекаются, часто детей сначала диагностируют как SPD, затем меняют диагноз на ASD.
3. Знаю первые два. Если Вы и врачи видите проблему только в проприоцепции, и возраст ребенка более 3-4 лет, то наиболее благоприятным для ребенка является 2 метод. При отсутствии речевых и поведенческих проблем АВА будет для Вас просто развлекательной терапией, непосредственно с сенсорной интеграцией и проприоцепцией они не работают. КинезИотерапия и occupational therapy (в русской педагогической практике как таковая чистая ОТ отсутствует, у нас это смесь эрготерапии и дефектологии) гораздо больше работают с восприятием пространства и тела в пространстве. Лучше всего Вам обратить взор Sensory Integration Therapy. Также можете попробовать иппотерапию, хотя она не покрывается страховкой в большинстве случаев, для работы с проприоцепцией лошади полезны. ;)
1.Было бы здорово, спасибо.
2. Сенсори у него нет, диагноз меня не то что "не устраивает", просто все признаки/ симптомы какие-то пограничные. Я не в Америке и не в Канаде, у нас особых возможностей нет, с диагностикой проблемы. "Аутизм" или Ф83 у нас такие амбрела термины когда "надо что-то написать".
3. С речью- проблемы со звукопроизношением серьёзные, из-за плохого контроля над языком и речевым аппаратом в целом. Поведенческие проблемы. Скорее нестандартное поведение, но ничего нуждающего в коррекции жёсткими методами.
В общем, проблем с мышцами я вижу в разы больше чем аутизма.

1. Ок, постараюсь порыскать в ближайшие дни, ежели не потеряю топ.
2. Понятно. Если сможете найти у себя или в интернете что-то по сенсорной интеграции или, как вариант, DIR Floortime, это для вас будет лучше, чем классическая АВА.
Фактически, лично мое убеждение, что диагноз стоит получать, если речь встает о каких-то преимуществах. Например, диагноз ASD часто дает доступ к терапии ABA или к увеличению часов ST/OT для детей в США, Канаде. Ребенку с PDD-NOS или SPD это не пропишут, то есть страховка на это распространяться не будет.
В России, Украине и Беларуси диагноз "РДА" даст возможность получить инвалидность и деньги на все эти виды терапии.
В остальных случаях нет разницы, что будет стоят в карточке. Потом этот диагноз можно будет снять, пройти re-evaluation / переосвидетельствование. Главное - конкретные проблемы ребенка, а не буквы.
3. Речевую терапию (speech therapy) он получает у Вас? Если считаете, что проблема с внешним речевым аппаратом, поглядите на методику Straw Therapy https://talktools.com/blogs/ask-a-therapist/tagged/straw-kit Наши логопеды пользуются зондовым массажем и мануальным массажем в таких случаях, но эта методика делается часто против желания ребенка, хотя довольно эффективна, но... скажем так, спорная штука. Тренинг с соломинками используется как вспомогательный, а в США он довольно популярен уже лет 20. Часто встречала отзывы родителей, они довольны. И главное - сам родитель может более-менее обучиться и работать с ребенком сам.
1. Спасибо
2. Вот именно. Диагноз нужен если или бенефиты от него, или лечение какое-то специфическое есть, а когда всё равно "симптомное" то какая разница как назвать.
3. Да, и массаж, и еще какой-то жужжалкой рот и язык массажируют. Он спокойно переносит. И вообще он очень старается, но у него не получается. Т.е. прогресс есть, и это важно, но он смотрит в зеркало, понимает что язык нужно поднять, и... и никак... даже руками себе помогает, но сложно дело идёт. Но у него всё тело так. Как-то вот тут меня буквально вчера осенило, что все его проблемы, ну, 95% видимых проблем- именно легко объясняются не пониманием где его тело есть и как его в нужную сторону заставить двигаться. Ну просто меня всегда удивляло что проблемы Аутистов- не может помыть руки, не может застегнуть пуговицы. Наконец поняла :)
А про связь проприоцепции и температуры что-то есть? В смысле, у моего минимальная температура- всё, падает, врезается, всё падает. При 37.1. А если к 40 вообще то вообще "уходит в астрал"- и "ручки на свет крутит", и полная потеря контакта глаза в глаза. И "возвращается" всё тяжелее. Если раньше в течении недели, теперь может и 5-6 недель продолжаться после болезни. Он вообще любитель ходить-писать-рисовать с закрытыми глазами.

1. https://www.facebook.com/1784644951786874/photos/a.1792343541017015/2547651752152853/?theater
Навскидку нашла это. Много по нейрофизиологии аутизма, много смежных исследований, связанных в т.ч. с диспраксией и иными нарушениями.
Извините, мечусь с младшим, проходим диагностику для очередного оформления инвалидности. Там довольно много просто выжимок, на русском, но есть ссылки на сами исследования. В основном, исследования на английском.
2. Соответственно не понимаю, почему Вас так волнует "аутист ли он или прикидывается"? :)
Есть проблема - есть терапия. Аутизм неизлечим. Большая часть смежных заболеваний неизлечима тоже. Это особенность, которую можно и нужно корректировать для того, чтобы человек мог жить в окружающем его мире.
3. Карта тела - это тоже часть пирамиды. Насчет "проблем аутистов" - не обобщайте там, где это преждевременно. А то Вы сейчас себе теорию придумаете, начнете под нее всю реабилитацию строить и рискуете (возможно, нет, конечно, но...) пропустить что-то, что в Вашу теорию просто не укладывается.
Аутисты разные, умения разные, проблемы разные, причины тоже разные. :)
У Вашего ребенка есть проблема с телом - пробуйте кинезиологию и сенсорную интеграцию. Увидите улучшения - отлично!
Про температуру: у моего ребенка с официальным f84 при температуре напротив резко улучшается ВСЕ. :) Пока болеет - отличный, почти нормальный ребенок. Выздоровел - пошла шарманка. :)
1. Спасибо огромное, буду изучать.
2. У нас инвалидность по Ф83 заканчивается. А с ней вместе и различные сушки-плюшки. Денежные плюшки не так актуальны, там мизер, но вот медицинские потерять- это очень плохо. У него, допустим, проблемы с зубами. Лечение только с полной седацией. Это у нас возможно только при наличии инвалидности, иначе "воспитывайте ребёнка", частные клиники детям полную седацию не делают. Это значит что нужен диагноз. Аутизм, именно, не лечится. Т.е. его поставив- его уже не снять, никакой ре-эвалуации.
3. я знаю что разные, тем не мение много общих, постоянно обсуждаемых в группах по аутизму- существует.

2. Какие варианты вам предлагают?
3. У меня двое детей, оба с РАС. Разные настолько, что уму непостижимо. И огромнейшие проблемы с проприоцепцией, моторным планированием и контролем тела - у старшего с синдромом Аспергера и высоким интеллектом. Младший, с тяжелой формой РДА, полу-речевой в свои 6 лет, с серьезными поведенческими и сенсорными проблемами, с проприоцепцией проблем практически не имеет, а моторное планирование всегда было на высоте. :) Есть проблема гипоконтроля мышечной системы - он очень сильный, не умеет соразмерять усилия.
Два ребенка, от одних родителей, ген, запустивший заболевание, вероятно один и тот же. А вот такие разные. :D
Пока- никаких, можно копать в сторону мышц, миопатия или что-то расплывчатое, есть там М62.9 если не ошибаюсь, "другие, неуточнённые болезни мышц". Или что-то из Ф, вот только что? Можно сохранить Ф83, но это мало что даёт. Можно Ф84, это не даёт ничего. У нас в стране пошли по пути инклюзии с очень интересными выводами- аутизм не болезнь, так? это состояние. соответственно лечение не нужно. Т.е. к Ф84 нужно всё равно иметь какие-то еще дигнозы, которые можно лечить, если хочешь что-то получить.
я не думаю что аутизм это "один ген". У нас в семье явно есть гены в ту степь. Тем не менее официального диагноза ни у кого нет, все учатся-работают-приспосабливаются. Честно говоря я не очень знаю что делать. Хотелось бы иметь какую-то ясность, в конце концов. Моё видение его резко отличается от, допустим, мнения некоторых родственников. Если отвлечься от поиска диагнозов, в нём много семейного. Я тоже, допустим, хорошо общалась со взрослыми и почти не разговаривала с детьми-ровесниками. Я тоже с трудом удерживаю контакт глаза в глаза. У меня больше стимов чем у него и более типичные (бабочка, допустим, чего у него не было никогда). Я не различаю лица, не узнаю даже тех, кого видела много раз, я понимаю что человек знакомый, но кто-я не знаю, у него этой проблемы пока не заметно (может, конечно, пока слишком мал круг общения). У него нет пищевых заскоков- у меня масса, я просто не могу представить как берут в рот кучу обычной, традиционной еды мест, где я живу. Ему всё равно из какой чашки пить или из какой тарелки есть- для меня смена таких деталей- трагедия. У него нет заскоков по одежде, я хожу оборванкой, т.к. не могу надеть большинство вещей. Да, он зажимает уши при перегрузке руками, я -нет, но я с огромным трудом переношу множество звуков и шумов. Я с трудом меняю планы, ему достаточно всё равно, да, с режимом лучше, но он не более привязан к рутине чем любой ребёнок. Я всё это к тому, что у меня диагнозов нет, меня не лечили, не обучали как-то особо и тем не менее я живу и живу вполне неплохо. Учёба, работа, семья. По-этому мне как-то получение Ф диагноза не кажется приоритетным.
Я бы как-то больше хотела сосредоточиться на физической стороне вопроса. Как вы писали выше- (если я правильно поняла) неумение застегнуть пуговицу-вымыть руки- типично для аутистов но не является ни следствием, ни признаком аутизма. Мне кажется, важнее именно на данный момент с физическими проблемами работать, а для этого надо сбросить диагноз Ф, т.к. с Ф у нас разговор короток "ну что вы хотите? У него Ф, вот и не развивается по возрасту"
Простите, много наболтала, буду очень ждать вашего мнения.

Ой, ночью писала, потом кусок про родню стёрла, "по этическим соображениям" и общий смысл пропал. Если коротко- есть близкая кровная родственница с жуткой моторикой (не может вязать, машину водить, походка жуткая, танцевать не может) но без малейших признаков аутичных черт. А её сын- наоборот, с моторикой порядок, но в детстве имел кучу "аутисм-лайк" симптомов, к 12 годам всё пропало.

Что Вам даст получение диагноза "миопатия"? Доступ к физиотерапии? Если есть возможность выбирать, то отталкивайтесь от набора терапий.
Вы видите проблему в моторике ребенка, я понимаю. Но Вы готовы сделать ее краеугольний и базировать на ней всю терапию? Судя по всему, как ни крути, но Вам придется из своего кармана часть оплачивать. Либо речевую и поведенческую терапию (психолога, как вариант, для решения поведенческих проблем) в случае, если Вы добьетесь того, что Вам признают соматику как основу. Либо физиотерапию и адаптивный спорт, если Вы останетесь на F83-84.
Я бы смотрела на набор терапий, которые требуются. А на мой взгляд, Вашему ребенку требуется комплекс из адаптивной/лечебной физкультуры (который, кстати, поможет частично решить проблему со звукопроизношением за счет укрепления мышц плечевого пояса, шеи, челюсти и щек), речевой терапии и оккупационной терапии. Если поведенческий компонент ярко выражен (истерики, сенсорная перегруженность, стереотипное поведение, нарушения социального взаимодействия вследствие этого), то АВА тоже была бы полезна, так как они прицельно с этим работают. АВА - это не бездумное натаскивание, это достаточно широкий метод, главное - подобрать хорошего провайдера услуг (если в Вашей стране это покрывается страховкой).
Насчет "невозможности вымыть руки и застегнуть пуговицу". Проблема застегивать пуговицы и мыть руки - она не существует, как таковая. Есть аутисты, которые учатся этому в нужные сроки. Есть те, у кого это вызывает трудности и в 18 лет. Есть те, кто пуговицы блестяще застегивает, а мыть руки не умеет. Есть те, кто моет руки отлично, но пуговица - это сложно. РАС - спектральное расстройство, это значит, что и проблемы, и причины разные. Одинаковы только общие симптомы и их выраженность. Я знаю неречевую девочку и неречевого мальчика, которые блестяще себя обслуживают. Я знаю речевого мальчика и речевую девочку, которые никак себя не обслуживают и убиваются в истерике каждый раз, когда надо сходить самим в туалет. Все люди разные, и аутисты тоже разные.
Спасибо. А можно про руки и пугавицы подробнее? От чего зависит умение/ не умение вымыть руки и застегнуть пуговицу? Я всегда думала это мелкая моторика, нет? Мой знает и понимает как и что нужно делать при мытье рук, допустим, но он не понимает как заставить двигаться руки так, чтобы намылить тыльную сторону руки.
Поведенческий момент мне сложно сказать. Определённые заскоки есть, но т.к. когда он отдохнул, выспался и работает со специалистами по движению заскоки сходят практически на ноль- я бы всё же думала что заскоки от переутомления, а переутомление от проблем с мышцами. Истерик нет и не было никогда. Стериотипное поведение (стимы?) при температуре, при нормальном самочуствие один, звуковой, в принципе он его контролирует. НО это всё со мной. С психологами он ведёт себя совершенно неадекватно. Со всеми остальными специалистами- норма. С детьми практически не общается. Может поддержать предложенную игру, хорошо общается с сиблингами, игры по возрасту, адекватные.

Умение мыть руки и застегивать пуговицы - это не мелкая моторика и не ощущение тела. Чаще всего это - планирование. Хотя моторное планирование развивается в процессе работы с мелкой моторикой и телом.
Когда Вы моете руки, Вы делаете определенную цепочку движений. Это движения как крупной, так и мелкой моторики. И чаще всего люди с РАС с большим трудом запоминают ВСЮ цепочку, концентрируясь на конкретном движении. Часто они могут "застревать" на конкретном движении. Или "забывать" конкретное движение. Знают, что надо, но забывают в моменте перехода. Очень похожее возникает у людей с ОКР, когда для перехода для другого действия нужно повторить текущее несколько раз, это немного переключает их мозг, позволяет спланировать будущее действие.
Поэтому работа очень часто идет с целью "соблюдение запланированной цепочки": включил свет в ванной - открыл дверь - вошел в ванную - подошел к раковине - открыл воду - попробовал температуру - отрегулировал воду (повторить предыдущие движения много раз) - намочил руки - взял мыло - повертел мыло в руках - положил мыло на место - потер руки с обеих сторон - подставил руки под воду - смыл пену - выключил воду - взял полотенце- вытер руки полотенцем - повесил полотенце на место - подошел к двери - открыл дверь - вышел из ванной - выключил свет. Любое изменение - новая включенная цепочка. Иногда требуется визуальная подсказка или текст с действиями.
То же самое - с пуговицами. Но там еще есть мелкая моторика.
У всех людей с РАС - разные проблемы. И разные фишки.
Я бы предположила, что парень у Вас таки имеет РАС, но достаточно легкой формы. И скорее всего, направленная работа на физическое развитие и на навыки моторного планирования все скомпенсирует до уровня, который позволит ему адаптироваться в обществе и спокойно жить. Возможно, останутся какие-то проблемы и вопросы, но далее он их сможет решать сам. И вопрос только в том, нужны Вам эти буквы в записях или нет. Что они Вам дадут и что они Вам ограничат.
Нет, у него нет проблем запомнить цепочку. Но, допустим он очень редко может открутить кран, который крутится (вентилем), а если рычагом (поднять- опустить)- он его поднимает слишком сильно и бьёт струя воды. Он не понимает как двигать руки, чтобы намылить со всех сторон, он понимает что нужно, но не понимает как. Он знает, что нужно слить воду в туалете, но не всегда хватает сил нажать кнопку. Он умеет застёгивать молнии, но если чуть туже- у него не получается. Он знает как застегнуть пуговицу, но не слушаются пальцы. При беге, ходьбе по ступенькам он балансирует расставленными руками с растопыренными пальцами. Ну и ты ды.

Уж скорее программирование. Идеаторная апраксия. Но мне кажется, что это не тот случай. У сына автора по описанию - кинестетическая апраксия.
(передумала) Выше все правильно написали https://eva.ru/topic/77/3598206.htm?messageId=101290614
1. Нарушения проприоцепции считаются вторичными при аутизме. Хотя в общем и целом в отношении аутизма тема первичных и вторичных дефектов разработана на уровне гипотез. Но в принципе лично я не исключаю, что они могут быть и первичны, поскольку соматогнозис лежит в основе всего.
2. Для того, чтобы сказать, действительно ли ребёнок в спектре, или он только воспринимается как спектральный/косит под спектрального, необходимо чётко обозначить границы того, что есть спектр, а что им не является. А на сегодняшний день таких границ нет.
3. Из обозначенных подходов я думаю, что 2) и 3) более перспективны. а вообще, путь следующий: от телесных парктик к предметным действиям, далее - к работе с визуальными образами, далее - к вербальному. конкретные телесные практики уже подбирать под конкретного ребёнка.
Я учу мыть руки, одеваться, застёгивать пуговицы, молнию, вывернуть одежду на нужную сторону, есть ложкой и вилкой. Писать ручкой. Ходить по ступенькам и не врезаться в заборы и деревья. Ребёнку почти 8.

Про поведение я подробно написала в ответах Кумпе, С моей точки зрения большинство поведенческих аспектов объясняется переутомлением из-за мышечных проблем. Но не 100%, наверное? Мне тяжело оценить, у меня лично с его поведением проблем нет.

Вполне возможно, но не факт. Нельзя исключать, что у ребёнка в принципе есть проблемы с волевой регуляцией.
По-моему, то, что вы описываете, похоже на кинестетическую апраксию.
А вы к нейропсихологам обращались?
Если у вас нет, то найдите книжку Анны Семенович, там есть комплексы нейропсихологических упражнений. И выполняйте последовательно.
Про Семенович я ничего не знаю, занимались с нейропсихологом. Упражнения он выполнял неплохо, но на улучшении навыков в реале это никак не отразилось.

Ползал. Осталные слова мне не понятны. Упражнений было много, они всё усложнялись, как то много надежд возлагала. Теперь жалко потрацгенного времени и денег. Трансфер ни на один бытовой навык не удался. Всё же бытовые навыки гораздо более точных действий требуют. Что из того что он виртуозно ребро-ладонь- кулак научился отбивать, а ложку держать так и не научился? Мне это всё какой-то мёртвой наукой показалось. У втирого ребёнка тоже никаких сдвигов, там надежда по учёбе дела улучшить была.

Глазодвигательный репертуар - когда ребёнок следит глазами за предметом, с постепенным усложнением с присоединением движений языка.
Реципрокные координации - это когда одновременно разными руками (ногами) выполняются разные движения.
У вас там был блок на мелкую моторику?
Нет. Да. Думаю начинался когда у меня лопнуло терпение. Смысл "блока на мелкую моторику" когда после очевидно присутствовавшего блока на "крупную моторику" 6летка не научился пинать мячь, ходить по ступенькам не приставным шагом и даже не изъявил желания вылезти из коляски?
Моя личная имха- он дико устаёт. Те вещи, которые у нас отнимают минимум сил- идти, встать, сесть, накинуть кофточку, передвинуть стул и ты ды, та ежесекунджина, которую мы принимаем как ничто, должное, "это могут все" у него отнимает массу энергии. Во время карантина и дистанционки у меня в доме поселился другой ребёнок: он спал сколько хотел, лежал сколько хотел, ел руками без окриков терапевтов/ учителей- у него резко увеличилась познавательная деятельность, он встал из коляски и ходил с нами в походы по 10-12км!!! Он научился кататься на велосипеде и бить по мячу, не очень твёрдо, но ходить по лестнице. И это при том, что все терапии были сняты и лечили его методом "наконец все оставили в покое".
И вот теперь что делать я не знаю. Я не знаю кто мне даст ответы на элементарные вопросы, типо отдать его на спорт или нет? Терапию интенсивную или наоборот поддерживающий курс пару раз в год и ты ды.

Проблема в том, что в вашем случае быстрых результатов вообще быть не может.
На нейропсихолога, понятное дело, можно целое состояние извести, поэтому советую вам взять книжку и работать.
Не делайте длинных занятий, по 15 минут утром и вечером, но каждый день, в форме игры. Устал через 5 минут - оставить в покое, завтра попробовать продержаться 6 минут.
Спорт - хорошо бы, но он выдержит стандартное занятие? Опять же, если найти что-то адаптивное, минут по 15. Но добираться до этого спорта - тоже проблема.
Нет, в нейропсихологию точно не вернусь. Лучше я это время на обучение конкретным навыкам потрачу.
У нас занятий по 15 минут не бывает. Любая терапия 30 минимум, чаще 45. Не знаю потянет ли и захочет ли. Но если в почти 8 не начать- потом уже совсем не начнёшь.

Ну так вы же жалуетесь, что он устаёт в результате занятий, и поэтому не происходит переноса навыков на бытовые.
То, что у вашего ребёнка - это либо незрелость, либо поражение постцентральных участков коры. Прогресс, возможно, связан с тем, что эти участки начали дозревать. Кстати, и нейропсихология могла дать отсроченный эффект.
Он устаёт в результате жизни а не в результате занятий и о "по этому" я тем более речь не вела. Думаю, перенос не произошёл потому, что нейропсихология-лженаука типа астрологии. Если каждый день гороскопы читать- когда нибудь да совпадёт. Так и тут. Нет эффекта? Так вы недостаточно занимслись! Не так! Не по той книге! В течении 2-3 лет у любого ребёнка если не полный паралич какой нибудь прогресс да будет, ребёнок растёт, больше усилий прикладывает, растёт мотивация. И по этому и есть прогресс. А не потому, что "отсроченный результат".
Про мозг-КТ, МРТ, энцифалограмма- норма.

Ну, так и про хирургию, например, можно сказать, что это - лженаука, типа астрологии. Потому что не всем помогает.
"потому что не всем помогает"- не входит в определение науки. А вот "нет возможности проверить диагноз и результат независимыми научными методами"- да, входит. Не хочу спорить на эту тему, мне неинтересно. То, чем занимаются с детьми- все эти ползалки и руко-ногодвигалки не имеет отношения к официальной нейропсихологии- разделе науки в зачаточном состоянии (да-да, от Аристотеля корни пошли), и применяемой отнюдь не к детям-дошкольникам. Да, есть цели, задачи, изучаемые области, но применять это всё так, как делают с детьми- абсурд и деньговымогательство. Диагноз ставится на основе невозможности выполнить упражнение, далее "лечение" направлено на выполнение этого упражнения. Ок, не умел сесть на шпагат- тренировался-сел. Логично. Но никто в ранг науки эти простую логическую цепочку не возводит и не надеется что если человек сядет на шпагат- у него поставится чудом, допустим, французкое произношение. Мы делали упражнения, прогресс был огромный- он научился выполнять эти упражнения. И? Смысл? Затрачено время и средства. К решению основной проблемы, а может еще важнее- к диагнозу- мы не приблизились. В норме, вся эта "нейро" применяется ПОСЛЕ постановки диагноза с помощью МРТ. Причём я даже не уверена идёт ли речь о ПРИОБРЕТЕНИИ навыков в официальной, НЕ детско-деньго-вымогательской части нейропсихологии. Всюду речь ТОЛьКО о востановлении утраченной функции. Да, пластичность, компенсация, осознания того, чего от него хотят ВЗРОСЛЫМ- возможно даёт фиксируемый результат. На детях такие эксперименты некорректны- они растут и развиваются и нет никаких доказательст что их лечит- доктор Время или затраченные деньги и усилия.
Всё, тема себя исчерпала. Спасибо за дискуссию, но она ушла неизвестно куда.

Ну, во-первых, вы путаете науку и практические подходы. Есть наука нейропсихология, которой занимался Лурия. Есть практические коррекционные методики, разработанные в рамках этой науки, в частности - Метод замещающего онтогенеза. По методикам нейропсихологической коррекции кстати, защищено немало диссертаций с экспериментальной и контрольной группой.
Вы в изначальном посте перечислили ряд методик, которые имеют значительно меньшее научное обоснование - АВА-терапия, которая основана на подходах бихевиоризма, достаточно сомнительных; разновидности телесной терапии, которые основаны на достаточно умозрительных концепциях Фрейда, Юнга, Райха и Лоуэна. Причём, данные техники разработана совсем не для коррекции нарушений в развитии.
Более того - вы собираетесь точно так же, без установленного диагноза ( а откуда он вдруг возьмётся, если его поставить не могут?), выкинуть деньги на одну из этих методик. Потом вы, конечно, скажете, что всё это - лженаука для вытягивания денег. От меня же конкретно поступила идея поработать по книжке самостоятельно и бесплатно, которую вы, почему-то, приняли в штыки.