Гуманитарная наука в СССР
Вопрос к знающим людям.
Если во времена СССР все западное было чуждо и враждебное, то каким образом развивалась отечественная гуманитарная наука?
Возьмем, к примеру, те же 50-60-ые годы 20 века. В Европе в социальных науках развиваются различные направления, включая структурализм, имеющий успех в научном сообществе и массмедиа.
А что у нас было с научной гуманитарной мыслью? Или от нее не было пользы в народном хозяйстве?
очень костно у него. Он отличный историк, кто ж спорит, но всю гуманитарную науку сводит к марксизму в конечном счете.
К тот ж вам ответит на этот вопрос? :mda Что там было во времена СССР с гуманитарной наукой..
С математикой и физикой все было отлично.
Пусть тахорги в страхе воют,
Издавая визг и писк!
Ведь на них идет войною
Структуральнейший лингвист!
На войне и на дуэли
Получает первый приз –
Символ счастья и веселья –
Структуральнейший лингвист.
(c) АБС
в 1989 :-)
Так это ж на закате СССР, и Ролан тогда уже бы старенький и все больше придерживался принципов постструктурализма
Логично. То есть, свои взгляды и оценки можно менять в соответствии с изменениями в обществе? Хоть каждый день?
У нас был Пропп, еще с конца 20-х. И много еще чего прогрессивного, Якобсон, Бахтин, Виноградов.
С 60-х - Гаспаров, Лотман.
В целом, не нахожу особого отставания гуманитарной мысли у нас.
Археология хорошо развивалась в этот период. Среднюю Азию исследовали не просто большими площадями, а целыми республиками. Основная задача - народнорхозяйственная: выяснить, почему в древности там все цвело и колосилось, а теперь пустыня? Подход - комплексный: социальная структура + экономика + сельское хозяйство (ирригация и т.п.)
+1
Плюсом идет и геологоразведка. Именно в 60-ые гг в Сибири нашли огромные запасы нефти и газа.
Минусом идет психология. В нее мало вкладывали и финансирования и внимания как к науке.
Педагогика развивалась на базе работ своих великих ученых, специальная педагогика, в частности. И хорошо развивалась . Только в отрыве от психологии, ее почти не было.
В 90-е, говорят, начался бурный и очень активный обмен информацией, к сожалению, привело к отказу от своего
Зона ближайшего развития, потенциал развития. Процессы развития идут за процессами обучения. То, что ребенок может выполнить сейчас в совместной деятельности со взрослым, он сможет сделать самостоятельно в дальнейшем, здесь так же речь о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.
Еще теория о дефекте и его компенсации. Все расписано настолько четко, что на этом построена вся советская дефектология. Своими словами долго пересказывать. Но главное, это включение здоровых , сохранных функций организма для замещения дефектных.
Не согласна. Система Выготского идёт на европейских педфакультетах отдельной темой, его знают очень хорошо. Лурия идёт больше как специализация: умственная отсталость, психотравмы и пр.
О школе не говорили, но элементы использовали.
Выготский, Сухомлинский, Всеволод (исправила) Кащенко, много великих
Так школа Монтессори - это не российское изобретение. У нас свои гении дефектологии были, и в целом дефектологическая школа намного сильнее, чем на западе.
Не согласна с психологией. Один Выготский чего стоит, его во всем мире изучают. Леонтьев, Гальперин, Блонский, Ананьев, Сикорский...
Лучше, чем сейчас. И в науке, в частности, гуманитарной, все западное не было чуждым и враждебным. Был активный обмен информацией, западные журналы поступали в библиотеки с завидной регулярностью.