Гуманитарная наука в СССР

копировать

Вопрос к знающим людям.

Если во времена СССР все западное было чуждо и враждебное, то каким образом развивалась отечественная гуманитарная наука?

Возьмем, к примеру, те же 50-60-ые годы 20 века. В Европе в социальных науках развиваются различные направления, включая структурализм, имеющий успех в научном сообществе и массмедиа.

А что у нас было с научной гуманитарной мыслью? Или от нее не было пользы в народном хозяйстве?

копировать

Фурсова слушайте старые лекции. Он все расскажет и объяснит.

копировать

очень костно у него. Он отличный историк, кто ж спорит, но всю гуманитарную науку сводит к марксизму в конечном счете.

копировать

Ну не слушайте. Тут на еве конечно не костно, все просто сладкоголосые соловьи. Соловья послушайте, возможно Переслегина.

копировать

+1

копировать

может "косно" все-таки?

копировать

Это к филологам

копировать

Ездили за границу опыт перенимать. В "свою" за границу - ГДР, Польшу, Венгрию, Югославию.

копировать

К тот ж вам ответит на этот вопрос? :mda Что там было во времена СССР с гуманитарной наукой..

С математикой и физикой все было отлично.

копировать

Пусть тахорги в страхе воют,
Издавая визг и писк!
Ведь на них идет войною
Структуральнейший лингвист!
На войне и на дуэли
Получает первый приз –
Символ счастья и веселья –
Структуральнейший лингвист.
(c) АБС

копировать

концептуальненько :-)

У нас во времена СССР труды Ролана Барта можно было достать?

копировать

Я вам не скажу за всю СССР (с), но в 1989-м - легко.

копировать

в 1989 :-)

Так это ж на закате СССР, и Ролан тогда уже бы старенький и все больше придерживался принципов постструктурализма

копировать

Именно. Для меня Барт - апологет постструктурализма. А у него раньше были другие взгляды?

копировать

в 60-ые - да, были другие

копировать

Так он менял свои взгляды? А в чем ценность взглядов, которые легко изменить?

копировать

А как же ж общество, в котором все не стабильно и меняется?

копировать

Логично. То есть, свои взгляды и оценки можно менять в соответствии с изменениями в обществе? Хоть каждый день?

копировать

на филфаке романо-германском переводили студенты-филологи вашего Ролана Барта

копировать

Через дорогу? :scared2

копировать

У нас был Пропп, еще с конца 20-х. И много еще чего прогрессивного, Якобсон, Бахтин, Виноградов.
С 60-х - Гаспаров, Лотман.
В целом, не нахожу особого отставания гуманитарной мысли у нас.

копировать

филфак?

копировать

Да)

копировать

Археология хорошо развивалась в этот период. Среднюю Азию исследовали не просто большими площадями, а целыми республиками. Основная задача - народнорхозяйственная: выяснить, почему в древности там все цвело и колосилось, а теперь пустыня? Подход - комплексный: социальная структура + экономика + сельское хозяйство (ирригация и т.п.)

копировать

+1
Плюсом идет и геологоразведка. Именно в 60-ые гг в Сибири нашли огромные запасы нефти и газа.

Минусом идет психология. В нее мало вкладывали и финансирования и внимания как к науке.

копировать

Педагогика развивалась на базе работ своих великих ученых, специальная педагогика, в частности. И хорошо развивалась . Только в отрыве от психологии, ее почти не было.
В 90-е, говорят, начался бурный и очень активный обмен информацией, к сожалению, привело к отказу от своего

копировать

Да, и Выготский-то по сей день авторитет, не только у нас, но и на западе.

копировать

На запад как раз в 90-е его работы пошли, до того на западе почти их не знали

копировать

пару мыслишек его напишите

копировать

Зона ближайшего развития, потенциал развития. Процессы развития идут за процессами обучения. То, что ребенок может выполнить сейчас в совместной деятельности со взрослым, он сможет сделать самостоятельно в дальнейшем, здесь так же речь о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.
Еще теория о дефекте и его компенсации. Все расписано настолько четко, что на этом построена вся советская дефектология. Своими словами долго пересказывать. Но главное, это включение здоровых , сохранных функций организма для замещения дефектных.

копировать

Т.е. кто не слышит или не видит, тот нюхает.

копировать

Чаще всего у слепых людей выходят на первый план познания тактильные ощущения, у глухих зрительные. Но и слепо-глухих детей обучают общению, чтению, некоторым удается получить образование, даже известны случаи получения высшего образования с дальнейшей научной работой.

копировать

Шкловский и Бахтин сейчас в большом почете на западе. Изучают, пееводят, любят.

копировать

Знают больше Лурию, чем Выготского.

копировать

Не согласна. Система Выготского идёт на европейских педфакультетах отдельной темой, его знают очень хорошо. Лурия идёт больше как специализация: умственная отсталость, психотравмы и пр.

копировать

Макренко, Иванов - да.

Но о школе Монтессори заговорили только в 90-ые.

копировать

О школе не говорили, но элементы использовали.
Выготский, Сухомлинский, Всеволод (исправила) Кащенко, много великих

копировать

Так школа Монтессори - это не российское изобретение. У нас свои гении дефектологии были, и в целом дефектологическая школа намного сильнее, чем на западе.

копировать

Не согласна с психологией. Один Выготский чего стоит, его во всем мире изучают. Леонтьев, Гальперин, Блонский, Ананьев, Сикорский...

копировать

Педагогика в СССР развивалась в отрыве от психологии, я об этом . Начиналось после революции все очень хорошо, а потом тот же Выготский был заклеймен с педологией, и дальше так и пошло.

копировать

Лучше, чем сейчас. И в науке, в частности, гуманитарной, все западное не было чуждым и враждебным. Был активный обмен информацией, западные журналы поступали в библиотеки с завидной регулярностью.

копировать

а как дела обстояли с философией? Была ли теология?

копировать

Был научный атеизм.

копировать

вполне себе наука в противовес теологии

копировать

В России с философией вообще туго. Не только в советское время, но и досоветское.

копировать

Институт философии был хороший. На Волхонке. Я там кандидатский сдавал.

копировать

Я народонаселением занималась и прогнозированием трудовых ресурсов. Интересно было.

копировать

И что стало с трудоресурсами? С какого периода "что-то пошло не так"? Сразу после распада СССР или какое-то время были перспективы?