Культура? Религия?

копировать

Как бы сформулировать. Хочется в преддверии Пасхи, скажем так, поделиться культурным наследием. Может надолго не хватит, ничего страшного. Кому интересно или нет, пожалуйста, присоединяйтесь.

Религиозные песнопения в исполнении Владимира Пасюкова.
Не отвержи мене.
https://www.youtube.com/watch?v=wgMhLUnKZZc





копировать

Просительная ектения Братский хор Почаевской Лавры
https://www.youtube.com/watch?v=om2Xm793Q2s

Господи, помилуй
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже Своею Благодатию
Господи, помилуй
Дне всего совершeна, свята мирна и безгрешна у Господа просим
Подай, Господи
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душам и телом нашим у Господа просим
Подай, Господи
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим
Подай, Господи
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим
Подай, Господи
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим
Подай, Господи
Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим
Подай, Господи
Пресвятую чистую Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и присно Деву Марию, со всеми святыми помянувше сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим
Тебе, Господи
Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков
Аминь
Мир всем
И духови твоему
Главы ваша Господеви приклоните
Тебе, Господи
Яко Ты еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно, и во веки веков
Аминь

копировать

Есть предположение, что культурное понимание простирается гораздо шире географического или временного измерения. Так, можно предположить, что аргентинец будет ближе испанцу, чем француз, а француз 19 века будет ближе современному французу, чем современный, скажем, китаец.

Вальс Елка, Композитор Владимир Иванович Ребиков (1866 - 1920)

https://www.youtube.com/watch?v=69H7MAE6zZ0


копировать

Сугубая Ектения

Федор Шаляпин с хором Храма Христа Спасителя

https://www.youtube.com/watch?v=EePcT803EwU

https://azbyka.ru/ekteniya



копировать

Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

https://www.youtube.com/watch?v=meaFCG8LCj4



копировать

У слова культура много значений, самое широкое из них в принципе понятно без разьяснений: это набор исключительно глубоких ментальных установок в области мировоззрения, поведения, ценностей и норм, на протяжении длительного исторического времени присущих для больших групп людей, обьединенных как правило определенными, хорошо очерченными внешне признаками: этнос, страна, даже пол итд.

Конечно, культуры неоднородны и включают множество субкультур, взаимопересекаются, влияют друг на друга, могут синтезировать и образовывать новые уникальные культуры, сохраняя при этом часть оригинальных культур.

Тем не менее, нечто невидимое, общее присутствует в продуктах конкретных культур, что позволяет классифицировать их и отделить от других культур.

Например, если не принимать во внимание энергию нот из советского произведения Песня защитников Москвы авторства Бориса Мокроусова и Алексея Суркова, то как в оркестре Красной армии так и в хоровом пении Сретенского монастыря в песнопении Господи Сил выше можно услышать совершенно один тип хорового пения

Песня защитников Москвы https://www.youtube.com/watch?v=qWiqDtWywmI

копировать

Сравним псалм выше Господи Сил, у которого конечно есть и другие распевы, или по-современному аранжировки, в других языках, т.к. оригиналом и источником служит Библия.

слова Господи Сил https://lyricstranslate.com/en/gospodi-sil-s-nami-budi-gospod-nebesnyh-sil-b.html

Есть американская версия, которая как будто зовет к победе и сила Господа здесь представлена как укрытие и, скажем так, лидерство во всех испытаниях

отрывок
Lord of Hosts, You're with us
with us in the fire,
with us as a shelter,
with us in the storm.
You will lead us
through the fiercest battle,
oh where else would we go,
but with the Lord of Hosts.

Though oceans roar, You are the Lord of all,
the one who calms the wind and waves and makes my heart be still.
Though the earth gives way, the mountains move into the sea,
the nations rage, I know my God is in control.

копировать

Машинный перевод просто для справки, отрывок:

"Господь Саваоф, Ты с нами с нами в огне, с нами как укрытие в шторм. Проведи нас через жесточайшую битву, О, куда бы мы еще пошли с Господом.
Хоть океаны ревут, Ты Господь всего, Тот, кто успокаивает ветер и волны и успокаивает моё сердце. Хотя земля отступает, горы уходят в море, народы неистовствуют, я знаю, что мой Бог все контролирует."

Ниже живое исполнение, которое кажется очень исключительно американским; такие сосредоточенные, посвященные лица, люди как бы ушли в себя: Господи, не оставишь, обязательно дашь мне силы победить, это абсолютно не обсуждается.

https://youtu.be/cmrrpH1oH1k?t=255

другое исполнение данного гимна, просто для дополнения картины

https://youtu.be/guLEU1pwp_Q?t=106

Конечно, данное исполнение принадлежит к т.н. васп или белой субкультуре американской культуры, скажем у черных было бы по-другому, а у испаноязычных тоже иначе.

копировать

Есть британская версия переработки псалма* авторства Киплинга, которая скорее призывает своих людей помнить о вечном владычестве и, даже если они ослабнут, чтобы Господь помог не превратиться в низшие расы без закона.


Recessional (отрывок)
God of our fathers, known of old,
Lord of our far-flung battle-line,
Beneath whose awful Hand we hold
Dominion over palm and pine—
Lord God of Hosts, be with us yet,
Lest we forget—lest we forget!


Машинный перевод
Бог отцов наших, известный издревле, Повелитель нашей обширной линии фронта, Под чьей ужасной рукой мы держим Владычество над пальмами и соснами — Господи Бог Саваоф, пребудь еще с нами, Чтобы мы не забыли, чтобы мы не забыли!

Литературный перевод О. Юрьева
Отпустительная молитва
Бог праотцев, преславный встарь,
Господь, водивший нас войной,
Судивший нам – наш вышний Царь! –
Царить над пальмой и сосной,
Бог Сил! Нас не покинь! – внемли,
Дабы забыть мы не смогли!

копировать

*Речь идет о псалмах 45(46), 149 (150)

В наше время вышеуказанный британский религиозный гимн Recessional "на большой сцене" не исполняется, очевидно по причине ярко выраженной идее превосходства и связи с колониализмом, но нормально исполняется где-то в локальных сообществах, по-английски, коммьюнити.

Но можно рассмотреть современное "широкообщественное" исполнение других гимнов, посвященных Спасителю, например как по ссылке ниже, то видно - вроде культура близкая к американцам, как принято говорить, англосаксы, однако очевидно, что разница велика.

У британцев много помпы, но при такой огромной торжественности, которую все присутствующие несомненно ощущают и чувствуют какие-то эмоции, лица кажутся серьезными, но очень спокойными, как будто они не чувствуют особых эмоций - если сравнить с американцами по ссылке выше, которые как бы погружены в себя и переживают момент эмоционально (личное восприятие).

Британский гимн ниже гласит: Господи, я восхищен мирами которые Ты сотворил и над которыми простирается Твоя сила.

https://youtu.be/HFuqPocvj-s?t=13

копировать

К слову, о британской безэмоциональности, иногда бывает немного эмоций:

"Замечательные новости из Петрограда"
"Полная история русской революции - очередное достижение Британии" газета Дейли Миррор от 16 марта 1917

копировать

How Great Thou Art это старинный протестантский гимн. На его примере тоже можно посмотреть как близкие, но все же разные культуры проявляют себя по-разному даже в деталях.

Здесь американское исполнение и восприятие гимна, опять же видно как глубоко люди погружены в себя и в то же время активно проявляют свои чувства внешним образом, они кажется напрямую обращаются к Богу

https://youtu.be/P2L0FmqwpFM?t=522

копировать

Британцы, исполняя этот же гимн, тоже несомненно чувствуют эмоции, но ведут себя совершенно по-другому, каким-то кажется более привычным для нас способом, можно сказать "по-среднеевропейски": они просто поют и все.

https://youtu.be/PdE_NKyY_o0?t=121

Еще мы видим, что многие из британцев и слов-то не знают, смотрят в текст, что в принципе наверное в общем характерно для среднего европейца - Отче наш наверняка у многих есть в памяти, а вот дальше уже слабо.

Тогда как среди американской публики в зале даже более молодые по возрасту люди явно знают слова в данном случае только одного из многих гимнов на память, что подсказывает, что в американском обществе данные тексты попросту присутствуют в коллективной памяти, т.е. исполняются там и здесь, а скажем в Британии, согласно приведенному примеру, кажется не особо.

копировать

В общем, разница даже среди близких культур заметна.

Как современные британцы так и американцы корнями происходят из протестантизма, т.е. из того сравнительно нового течения христианства, которое было основано конкретным человеком Мартином Лютером в 1517 году, когда он "опубликовал" свои тезисы, прибив список с ними к дверям собора в Виттенберге близ Лейпцига.

Согласно Лютеру, в частности, Библия, а не священник, это первоисточник знания, следовательно, каждый христианин является носителем таинства и каждый своим мирским трудом в равной мере служит Господу.

Широко известен также факт, что Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык, а может и вообще впервые перевел Библию на локальный язык, чем предоставил возможность прихожанам самим и без посредников судить на основе доступа к оригинальному знанию, что есть истина.

Рассмотрев постулаты протестантизма, становится неудивительным присутствие в данной религии или в порожденных ею обществах (по крайней мере до самого недавнего времени) высокого уровня индивидуализма и социальной самостоятельности.


Скромный бюргер, изменивший европейскую и глобальную культуру

копировать

Итак, в 1517 Лютер начинает движение протестантизма в католической церкви в Германии, а уже вскоре после этого английский король Генрих Восьмой разрывает отношения с католицизмом, т.к. папа Римский не согласился аннулировать его первый брак (в котором первая жена Генри не смогла родить мужу-королю наследника мужского пола) для того чтобы король женился на Анне Болейн.

Заменив католицизм на протестантство в Англии, Генрих благополучно женится на полюбившейся ему Анне и заодно становится главой англиканской церкви. А были бы у него хорошие отношения с первой женой, глядишь и до сих пор бы британцы были католиками, что бы несомненно отразилось и на дальнейшем движении страны и вообще дальнейшем развитии Европы и мира. Вот такая роль личности в истории или роль проблем с деторождением у монарха в истории.

Генрих встречает свою Анну

копировать

Сама Анна тоже не смогла родить Генриху сына, он обвинил ее в неверности, казнил бедную женщину и женился снова.

Ниже современная презентация образа Анны Болейн в одноименном британском сериале - очень интересный образец работы с культурой.

Например, статья из Гардиан несколько завуалированным образом утверждает: Да, актриса ямайского происхождения и что, если тебе не нравится, значит у тебя просто предубеждения. Это такой новый путь избавить нас от предубеждений.
theguardian.com/tv-and-radio/2021/jun/01/anne-boleyn-review-spoiler-alert-she-wont-make-it-out-alive

или другая значимая газета, Индепендент, убеждает, что данная актриса только усиливает образ Анны.
independent.co.uk/arts-entertainment/tv/reviews/anne-boleyn-review-jodie-turner-smith-b1856923.html

копировать

И это после того как даже из мультика Симпсоны выкинули актера Хэнка Азария, который долгое время озвучивал персонажа Апу и он даже извинялся за это, за то, что озвучивал индийца Апу, хотя сам был белый.

Ну чтож, королева их, Хэнк их человек, а хозяин барин, остальные же могут только рассматривать культурные перепетии с точки зрения познания сиих.

Ниже Хэнк супротив Апу, так ли ужасно различие? В конце концов, все мы люди.



копировать

По причине проблем с сынорождением у жен Генриха и дальнейших проблем в области здоровья и безопасности долгожданного потомка, в Англии случился кризис престолонаследия и последовали трудные времена во время которых династию Тюдоров сменили Стюарты.

Аналогичный кризис случился примерно в то же время и на Руси после загадочной гибели внука Ивана Грозного царевича Дмитрия, когда династию Рюриковичей через 30 лет правительственного хаоса, названного смутным временем, на троне загадочным образом сменила династия Романовых, которая радикально приложилась к изменению страны и ее истории. Там и церковный раскол времен царя Алексея и Петровские реформы, которые абсолютно изменили общество и его культуру.

Царевич Дмитрий, 1899, Михаил Нестеров



Царевич Дмитрий, 1967, Илья Глазунов

копировать

Для большей иллюстративности произошедших перемен, найдите 10 отличий:

Первый Романов на царском троне: бояре просят Михаила Федоровича вступить на царство в Костроме в Ипатьевском монастыре



Последняя Романова на царском троне: Елизавета Петровна в Екатерининском дворце в Царском селе

копировать

Успенский собор Московского Кремля 1327 года, где в частности венчались Иван Третий Рюрикович с Зоей Палеолог, был миропомазан на царство Михаил Романов, и наконец, коронован Петр Третий Готторп-Гольштейн со своею супругой и кузиной Екатериной Алексеевной, в девичестве Софией Ангальт-Цербстской.







копировать

Спешите, спешите, в этом сезоне! Трейлер балета Бориса Эйфмана Русский Гамлет, посвященный жизни и смерти сына Петра и Екатерины Павла Первого.

https://www.youtube.com/watch?v=oK_70oiBP58







копировать

Ну, раз есть Русский Гамлет, пусть будет и Анна Каренина. Еще один балет Эйфмана, Анна Каренина https://www.youtube.com/watch?v=AokmbzGAWb4






копировать

Красиво!

копировать

Успенская церковь на Покровке в Москве, построена в 1699 на средства московского купца Ивана Сверчкова мастером Петром Потаповым, снесена в 1936 под предлогом расширения проезда, на ее месте в итоге построена пивная.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Успения_Пресвятой_Богородицы_на_Покровке



копировать

Между прочим, собор Василия Блаженного на Красной площади тоже собирались снести. Страшно подумать, что могли бы выстроить на месте этого храма, какой еще один зиккурат, пивнуху или пустое место.

Собор и некоторые другие уникальные памятники культуры к счастью удалось спасти благодаря таким людям как архитектор и реставратор Петр Барановский (1892-1984) https://ru.wikipedia.org/wiki/Барановский,_Пётр_Дмитриевич







копировать

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет

Бл҃же́нъ мѹ́жъ, и҆́же не и҆́де на совѣ́тъ нечести́выхъ, и҆ на пѹтѝ грѣ́шныхъ не ста̀, и҆ на сѣда́лищи гѹби́телей не сѣ́де

Хор донских казаков С.А.Жарова - Блажен муж
https://www.youtube.com/watch?v=K3fTpa9MgNM

копировать

Образ малолетнего царевича Дмитрия Рюриковича в наши дни в сцене коронации в опере Модеста Мусоргского Борис Годунов глазами Королевской оперы (Дмитрий на балконе с игрушкой)

Boris Godunov – Coronation scene (Bryn Terfel; The Royal Opera)

https://www.youtube.com/watch?v=2RGzcPfLcks


Вот очень интересная советская традиционная постановка 1954 года, неожиданно энергичный взгляд на оперу, с размахом сняли

https://youtu.be/51Q5ctUr8_E?t=602


В обработке Шостаковича, что-то разницы не особо слышно, немного посовременнее мотив кажется

https://www.youtube.com/watch?v=ZIRyNOGSz18

копировать

Оказывается Мусоргский рисковый был человек, либретто оперы это не для слабонервных, при царях-то. Но ничего, как-то терпели цари десятки постановок. А представить себе аналогичную оперу в Большом театре при советах: "7 ноября все на демонстрацию!" Народ: "А че, надо будет хоть завоем."

Либретто Мусоргского из сцены коронации:

ПРИСТАВ
(наступая)
Эй, вы, баранье стадо!
Аль оглохли!
Вам от бояр указ:
заутра быть в Кремле
и ждать там приказаний.
Слышали?
(Уходит. Народ начинает расходиться.)

НАРОД
А нам-то что?
Велят завыть, завоем и в Кремле.
Завоем! Да чё не завыть.
Что ж? Идём, ребята.
(Расходятся.)

Картина вторая
(Площадь в Кремле московском. Прямо перед зрителями, в отдалении, Красное крыльцо царских теремов. Справа, ближе к авансцене, народ на коленях занимает место между Успенским и Архангельским соборами (паперти соборов видны). Великий колокольный звон на сцене. Шествие бояр в собор.)

ШУЙСКИЙ
(показываясь на паперти Успенского собора)
Да здравствует царь Борис Феодорович!

НАРОД
(приподнимаясь)
Живи и здравствуй, царь наш батюшка!

ШУЙСКИЙ
Славьте!

НАРОД
Уж как на небе солнцу красному
слава, слава!
Уж как на Руси царю Борису
слава!


Модест Мусоргский — офицер Преображенского полка в 1850-х

копировать

Из интереса посмотрела, где в этом году ставят Годунова. В Мюнхене и Париже уже были в январе и феврале. В Будапеште в апреле-мае. В Варшаве собирались в июне, но что-то вот написано на сайте оперы, отменили. Ну ничего, опер много, что-нибудь другое поставят. В Гамбурге Годунов будет осенью.

Что делается, если бы не отмена в Варшаве, это получается, Борис Федорович почти нон-стоп на большой сцене в краях иноземных в 2024. Сам он при жизни точно и не подозревал о своей будущей популярности через века, вот бы удивился.

копировать

Оказывается, Мусоргский сам был из Рюриковичей через князей Смоленских. Хотя это неудивительно, т.к. известных доказанных потомков Рюриковичей хватает, в т.ч и на западе. А неизвестных конечно еще больше, хотя толку, если человек сам не знает, что он потомок аж самого Рюрика.

Вообще, был ли Рюрик или не было факт якобы недоказанный. Тем не менее, древнерусские князья существовали и были родственниками между собой, так что все равно некий аналог Рюрика, некий родовитый предок не мог не существовать, даже если у него было другое имя.

Довольно много имен дошли до нас из того времени (дохристианского): Борис, Владимир и Всеволод, все -славы: Ростислав, Станислав, итд.
Глеб (имеющией отношение к немецкому Готтлиб и совр. скандинавскому Лейф и происходящий от протоскандинавского слова Гудлейфр - наследник Бога), Игорь (Ингвар), Олег и Ольга (имеющие отношение к именам Хельги и Хельга и происходящие от протоскандинавского слова Hailaga "святой, посвященный").

А в Исландии оказывается до сих пор Рюриками называют: исландский футболист Рюрик Гисласон

копировать

Если уж говорить о русской культуре, то вот песни славян https://www.youtube.com/watch?v=AjcU5z2nUUY
А еврейское христианство нам тащить не надо.

копировать

Да, это к вопросу о взаимодействии и взаимоизменении, "переработке" разных культур, которые столкнулись по тем или иным причинам.

Несомненно, каждая местная культура по-своему переработала один и тот же первоисточник, как указано выше. В России псалмы стали "русскими", они приобрели без сомнения оригинальнорусское звучание и мировоззренческое значение. Мы можем узнать, каково было изначально русское песнопение. Оно кардинально отличается от греческого, среднеевропейского ака немецкого, или англиканского, как показано в примерах выше.

копировать

Очень известные примеры русских песнопений. Ясно, что у песен есть авторы, тем не менее, они абсолютно отвечают понятию русская народная песня, люди помнят эти песни, знают, хотят их исполнять и относят к своему родному наследию.

Ой, то не вечер
https://www.youtube.com/watch?v=4WBZw3scmaU

Когда мы были на войне
https://www.youtube.com/watch?v=wOTD2KaAVjc



https://sun9-25.userapi.com/impg/gF60Wts-FTlj4mlsb2dA9TCgP7ZAvNnanGt1nA/oLKiAxDJRHI.jpg?size=458x620&quality=95&sign=c1d340963838a97899d6e24986202dd6&type=album

копировать

Причем у половины всех этих песнопений, если покопаться в истории, авторы - евреи-выкресты или потомки таковых. :))))) Даже у исконных-посконных. Или другие "пришлые".
Возьмите любой пласт культуры - хоть живопись, хоть архитектуру, хоть литературу - шедевры, которыми Россия сегодня гордится, создали преимущественно не славне-родноверы. :))))

копировать

а шо случилось у этих пришлых на исторической родине? Чего им у себя шедевров не создавалось? Поведайте нам истоки истоков, прям очень интересно. Отдельно расскажите, почему евреям вдруг захотелось стать выкрестами и мало того - еще и начать работать над созданием русских песен? Чего б им не творить в своем еврейском направлении в духе еврейских традиций?

копировать

Ну конечно, никто не отрицает смешивание культур, но чтоб авторы прям половины русских песен евреи это сильное утверждение, без ссылки на релевантное научное исследование не прокатит. Или вы про советы, всякие там Эх тачанка, Смело мы в бой пойдем и как один умрем? там и побольше может быть.

копировать

Песня юнкеров Николаевского кавалерийского училища, автор неизвестен:

Грянем «Ура!», лихие юнкера!
Буль-буль-буль бутылочка казённого вина

https://www.youtube.com/watch?v=_HCdFZ5RJys

юнкер эскадрона Николаевского кавалерийского училища, конец XIX века

копировать

Николай Фёдорович Верёвкин (около 1800 — не ранее 1837), унтер-офицер Невского пехотного полка - один из поэтов-песенников, чьи песни, среди которых Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить, Чёрный ворон, со временем превратились в народные.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Верёвкин,_Николай_Фёдорович

Феликс Давыдов - Чёрный ворон
https://www.youtube.com/watch?v=PQVGFksUMBk


Николай Фёдорович Верёвкин

копировать

Из каких источников "песни славян"?
Что бы представляла из себя Россия без "еврейского христианства"?

копировать

да уж всяко бы не вымерла

копировать

Не вымерла бы, но объединения княжеств не произошло бы. Вот и все. Не было бы России.
Я спокойно отношусь к православию, но его роль в истории страны в самом начале отрицать глупо.

копировать

Была бы или нет, никто точно сказать не может.
Для меня это привнесённая извне, навязанная кровью религия.
Религия раболепствования и поклонения человеческим останкам :sick4

копировать

глупости

копировать

Вы могли бы например поделиться имеющейся у вас информацией о древнерусской, оригинальной русской культуре здесь или свой топ открыть, по желанию. А то критиковать все умеют, а вы возьмите и привнесите.

копировать

А при чём здесь вы?

копировать

+100

копировать

"Как ныне сбирается вещий Олег" - хор Валааамского монастыря, русская строевая песня на стихи Пушкина, дореволюционная кинохроника

https://www.youtube.com/watch?v=FIKgea-WwXY


Успенская церковь на Васильевском острове







копировать

Две разные переработки русской строевой песни Как ныне сбирается вещий Олег

в советском фильме Операция Трест, 1967, по книге Льва Олькеницкого https://ru.wikipedia.org/wiki/Никулин,_Лев_Вениаминович
и режиссера https://ru.wikipedia.org/wiki/Колосов,_Сергей_Николаевич
на фоне показанных в фильме гнилых зубов, нарочито глупых лиц и жестов, очевидно предназначенных для формирования чувства отвращения у зрителя

https://youtu.be/89MCyEfpXA4?t=100


Эта же песня в фильме Дни Турбиных, 1976, по Булгакову в режиссуре Владимира Басова https://ru.wikipedia.org/wiki/Басов,_Владимир_Павлович

https://www.youtube.com/watch?v=qsZQzIFLwAE

Видно, что снято по-разному и отношение к данной русской строевой песне разное, в первом случае это отвращение, презрение, во втором, у Басова, сочувствие и даже скорбь.



копировать

Есть версия, вроде ничем конкретно не доказанная, а значит ее можно отнести к разряду домыслов, что революция 1917 года была провернута кругами, близкими к европейско-лондонским финансистам Ротшильдам, чьи агенты влияния организованно прибыли с запада после февраля 1917. Кстати, известно, что и Ленин и другие "борцы за свободу" жили в очень дорогой стране Швейцарии, Германии, разьезжали по всей Европе, устраивали сьезды в Лондоне итп., и это явно не на вырученные средства от продажи газеты Искра.

Во внутрипартийной борьбе 1920-х - 1930-х выиграл как известно Сталин во главе "внутрироссийской" части большевиков, т.е. тех, кто а до революции находились в основном в ссылке.

И, одержав победу на тот период, Сталин не принял или отказался от линии условных Ротшильдов, о которой сейчас можно только догадываться, но, судя по постулатам Троцкого и ко., похоже она вела в чему-то вроде насильственно установленного социал-либерального глобализма, где у людей не должно было быть ни имущества, ни денег, ни свобод. Вместо условно ротшильдовской линии, якобы Сталин начал сотрудничество с амер. индустриалистами Рокфеллерами и поставил на индустриализацию.

копировать

Далее якобы после смерти Сталина, советское руководство отошло от кругов контролируемых штатами, в частности, Карибский кризис произошел, более сблизилось с европейско-британскими финансовыми силами влияния и, похерив идею дальнейшего развития индустрии, сдвинулось в практике в сторону продажи природных ресурсов за рубеж.

Еще раз, это только версия или теория из интернета, и очевидно, никаких документальных доказательств во всяких таких статьях не приводится. Тем не менее, чисто логически, реальные исторические события вполне укладываются в рамку повествования, что видимо создает нарративы.

копировать

Кстати, ядерное противостояние, приведшее к Карибскому кризису, тоже очень активно разогревалось британским руководством, которые начали разрабатывать планы нападения на СССР еще во время 2МВ, самая первая операция под названием Немыслимое, когда войска союзников, используя также в помощь немецкие резервы из числа пленных, должны были развернуться против советской армии, запланированная дата 1.7.1945. Должна была произойти тотальная война с целью уничтожения страны. Но американцы в 1945 категорически не согласились (не исключено, также под влиянием интересов собственных элит), а вскоре СССР получил собственное ядерное оружие и установился паритет сил.

В общем, в итоге, СССР был так или иначе побежден мирным путем, с участием советского же руководства, т.е. можно сказать путем политического коллапса. Как раз об этом варианте тоже упоминается как о альтернативе для нападения в военном рапорте о операции Немыслимое Черчиллю от 22.5.1945, который доступен на сайте британского нац. архива. Но планы продолжили разрабатываться и после Черчилля, конечно, как раз дойдя в итоге до карибского кризиса 1960-х, после которого возможно перевесил план Б, т.е. внутренний и безопасный для окружающей среды политколлапс.

копировать

Культурный миф: солдаты и рабочие собрали совет в Петрограде и вместе свергли угнетателей господ и помещиков. Что-то такое: "Рабочий тащит пулемет, сейчас он вступит в бой, висит плакат: Долой господ, помещиков долой!" (С.Михалков)



Реальность: Лев Троцкий прибыл в Россию из США в апреле 1917, а уже в октябре 1917 года это один из руководителей переворота в качестве председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

Конечно, никому бы в голову не пришло организовывать в Петрограде совет прибывших из-за границы агентов влияния или совет вчерашних сидельцев, это должен быть совет рабочих и солдат, чтобы людям данный совет был понятен и чтоб люди поддерживали исполком данного совета и его председателей Чхеидзе, Троцкого и Зиновьева.

Троцкий в 1917

копировать

Все же неправильно говорить, выиграл Сталин в партийной борьбе, когда было достаточно большое сопротивление народа, множество восстаний, среди которых крупные, Кронштадское, Воронежское, Западно-Сибирское, Тамбовское, другие самые разные очаги сопротивления, хоть подавленные, но оказавшие влияние на ход событий.


"Повесить... отнять весь хлеб... назначить заложников... чтобы народ видел, трепетал, знал, кричал" - В.И. Ленин. Неизвестные документы. 1891—1922 стр. 250/680 (137)
docs.historyrussia.org/ru/nodes/27595-v-i-lenin-neizvestnye-dokumenty-1891-1922#mode/inspect/page/250/zoom/4

копировать

Хор мальчиков училища им.Глинки
https://youtu.be/EFHQNgO3jTA?si=ZogYcW0PNxI8r1jc

копировать

Драноним: Георгий Свиридов просто прекрасен. Хочется добавить еще от этого композитора.

Время, вперед! - с кинохроникой строительства плотины Гувера в США в те времена, когда технологии развивались для блага человека
https://www.youtube.com/watch?v=B8r7iF39fx4

Романс из кинофильма "Метель" по повести Пушкина, режиссер Владимир Басов
https://www.youtube.com/watch?v=rn9phNSk_KE

копировать

Замечательный композитор!

копировать

Это красота и высокое искусство в чистом виде!

копировать

Господи! Это же что-то невероятное! Спасибо!

копировать

солист похож на ныне покойного р.б. Дмитрия Хворостовского в молодости, тоже баритон

копировать

О, да! тоже подумала, что юный Хворостовский подрастает.

копировать

Рождественская песнь Георгия Свиридова с кинохроникой уничтожения в 1934 году памятника русской архитектуры 17 века Сухаревой Башни в Москве. Башня недостояла совсем недолго, в конце 30-х активного сноса уже не было, а после войны и подавно https://ru.wikipedia.org/wiki/Сухарева_башня

https://www.youtube.com/watch?v=fFeyedzuBTg


копировать

Как можно было такую красоту уничтожить? Под музыку Свиридова особенно больно...

копировать

Какие голоса! Это чудо!

копировать

Выяснилось, что в то время как по крайней мере видимая часть даже молодых американцев может продемонстрировать знание религиозной тематики, в Британии люди и старшего поколения вынуждены подглядывать в текст аналогичного произведения, чтобы его исполнить на службе (как н-р видно на примере https://eva.ru/topic/77/3666844.htm?messageId=107546652 протестантского гимна How Great Thou Art).

Но британцы разного возраста без сомнения смогут исполнить по памяти песни Битлз, Куин и других представителей британского рока, впрочем, американцы тоже, да и представители других наций - по причине глобальности англоязычного контента или, как говорят в политическом смысле, англосаксонского влияния.

Пришло в голову, что американцев при СССР народу не особо демонстрировали, того же Пресли, а вот британцев да, активно продвигали в культуру при советах. Огромное количество советских фильмов про британцев, английские фильмы тоже показывали. И британский рок наверное все знают, тот же Куин и многое другое.

Французов поменьше, но тоже хватало, их ведь еще нам в СССР показывали, да и вообще как оказалось, Россия давно уже с ними взаимодействовала, может *оттуда* и продолжилось. Немецкого контента немного было в СССР вроде, только минимум гдровских фильмов, ноль музыки. Хм, что бы это значило.

По ссылке тот же How Great Thou Art, в принципе можно и не смотреть снова Elvis Presley, How Great Thou Art Live 1977
https://www.youtube.com/watch?v=I4Ci2YpH6z4

копировать

Каждый человек обладает набором определенного контента в голове, которому его специально не учили, но которого человек попросту набрался по причине пребывания внутри какой-то культуры.

Песни и разные другие байки это видимый элемент такого контента, вроде как форма. Есть менее заметный и более глубокий элемент в виде общественных идей и установок - содержание. Форма и содержание часто (не всегда, конечно) каким-то образом связаны и создают стереотипы, как в позитивную так и в негативную сторону.

Классные, изощренные, благородные англичане глазами советского кино

Трое в лодке, не считая собаки
https://youtu.be/SW2SySreo-k?t=1247

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство (1979 год)
https://youtu.be/7Ub8_ZULfSs?t=58

и масса других фильмов: Чисто английское убийство, Стакан воды, Женщина в белом, Тайна черных дроздов, Мери Поппинс итп. Отчего бы такая любовь к туманному Альбиону у советского руководства? В СССР вся кинопродукция финансировалась бюджетом и проходила строгую проверку. Идеи?

копировать

Когда какие-то идеи и установки устойчиво присутствуют в информационном пространстве определенной культуры и часть из них являются ценными для данной культуры, а часть просто своими привычными, население натуральным образом заучивает контент, ассоциирует с обществом к которому принадлежит и с собой любимыми.

Какие-то сегменты данного инфополя опр.культуры очень старинные, уходящие прямым образом вглубь веков, особенно религиозные, этногеографические. Другие сегменты происходят из недавней истории, скажем, для РФ это может быть период СССР. Также значительная часть культурного пласта относится прямо к периоду жизни конкретных людей, прямо к последним десятилетиям.

Все эти сегменты создают очень гибкое инфополе конкретной культуры, которая внешне все время изменяется, впрочем, имеет некое длительно незыблемое базовое начало.

Вот интересный случай, это конечно никак не планировалось, но под одну песню происходит тот же случай: молодые, но поломанные Пресли и Бритни Спирс (у Спирс Trouble во вступлении). Ясно, что в штатах или в области культрынка есть много успешных людей, но очевидно, что у некоторых не хватает сил на гонку.

Elvis Presley-Trouble -live 68

https://www.youtube.com/watch?v=IxfmfnZgtxE


Britney Spears - Gimme More VMA 2007

https://www.youtube.com/watch?v=jkWE9mZqK8k

копировать

Воспроизводится массовый образ - американская мечта, если работать упорно, придешь к богатству, что равносильно счастью. Вот люди работают, работают на износ как Бритни, а потом оказывается, что не все так однозначно и человек ломается.

Или не приходит к успеху, чувствует себя чужим на этом празднике жизни и тоже ломается. И все это повторяется, повторяется, потому что речь идет о массовом образе. А где-нибудь в другой стране нет конкретно такого ада, но есть свой собственный ад другого типа и он тоже все время повторяется, самовоспроизводится. Массовые типы содержания создают массовые типы формы.

Ну и хорошее тоже есть, конечно. Тоже можно везде свои конкретные плюсы найти и они тоже будут самовоспроизводиться, по крайней мере в течение какого-то значительного времени.

копировать

Если взять собственный пример, что поколение конца 20 века процитирует на память, разбуди его ночью?

Подумав, если исключить обрывки других культур в памяти типа Феличита, Битлз, Модерн Толкинг, всякие Флеймз оф лав, а также исключив гимн СССР (что нормально в любой стране, знать гимн), на ум прежде всего приходят всякие: Теперь я Чебу***, В лесу родилась елочка, А.Миронов и другие песни из кинофильмов (А нам все равно...), немного советской эстрады (Малиновки заслышав голосок, блин), Высоцкий (на удивление много его песен в памяти, даже длинных, типа про Канатчикову дачу), военные песни.

На удивление много революционных песен (Смело товарищи в ногу, духом окрепнем в борьбе - ужс нх, откуда? из советских фильмов наверное). Ласковый Май, еще Кино многое наизусть помнится.


Денис Мацуев и Анастасия Тюрина исполняют рапсодию на тему Паганини-Рахманинова (Теперь я Чебу***...)
https://youtu.be/_X1MTjrRe2E?t=42

копировать

Но это все из новейшей истории, а где базис? Где вот этот прям культурoобразующий пласт? В памяти обнаружилось немало народных песен, Черный ворон и другие, славной памяти Шумел камыш, например. Также, очевидно это литература и поэзия, хоть их наизусть прямо все и не помнишь, но образ-то присутствует, есть знание, а значит и формат, отпечаток этого знания, образа, что-то такое.


Лазоревый Цветок - Шумел камыш | Казачий круг", 2010 г.
https://www.youtube.com/watch?v=zkQdC12WOBo

Жанна Бичевская - Шумел камыш
https://www.youtube.com/watch?v=qs_1G7gmU-c

Жанна Бичевская У церкви стояла карета
https://youtu.be/LlNCyGBhFjc?t=11


Шумел камыш, деревья гнулись,
А ночка темная была.
Одна возлюбленная пара
Всю ночь гуляла до утра.

А поутру они вставали.
Кругом помятая трава,
Да не одна трава помята, —
Помята молодость моя.

Придешь домой, а дома спросят:
«Где ты гуляла, где была?».
А ты скажи: «В саду гуляла,
Домой тропинки не нашла».

копировать

Эх, валенки да валенки, неподшиты, стареньки - Анастасия Тюрина с оркестром

https://www.youtube.com/watch?v=UAfuMol1e-0


Настя Полякова. Валенки.1913 г - Ах не ходи-ка ты на тот конец, да ах не носи-ка семь колец, ай нэнэ.

https://www.youtube.com/watch?v=iLpQvDN68jw

копировать

Прелюдия Рахманинова. В комментах пишут, он ее написал в 18 лет, а звучит как будто человек с жизненным опытом написал, зрелое произведение.

Rachmaninoff - Prelude in C Sharp Minor (Op. 3 No. 2)
https://www.youtube.com/watch?v=sCtixpIWBto

Д. Мацуев исполняет Концерт для фортепиано №2,3 Рахманинова
https://youtu.be/Ex9F-nfg2wE?t=85




копировать

Марш энтузиастов Исаака Дунаевского на стихи д’Актиля из к/ф Светлый путь, кинохроника. В фильме главная героиня — неграмотная деревенская девушка Таня Морозова, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи (вики)

https://www.youtube.com/watch?v=sM94kX-il18

В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты пО степи ты пО лесу,
Ты к тропикам , ты к полюсу
Лети родимая, необозримая,
Несокрушимая моя!

Припев:

Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.

копировать

Борис Иванович Фомин - автор широко известных песен Только раз бывает в жизни встреча, Дорогой длинною, Жди меня и многих других.

К сожалению, при жизни Борис Иванович не имел широкого признания, как это бывает со многими талантливыми людьми. К тому же, во времена раннего СССР романсы были нежелательным с точки зрения власти элементом культурной программы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фомин,_Борис_Иванович_(композитор)

Дорогой длинною
https://www.youtube.com/watch?v=vd5q1Ioo588



копировать

Дорогой длинною в исполнении Вертинского

https://www.youtube.com/watch?v=mMaz70bOd7w


Дорогой длинною в Германии 1960-70-е Иван Реброфф: Все будет карашо!

https://www.youtube.com/watch?v=XgqxhyjDwaQ

Вертинский


Реброфф

копировать

Профессор Колумбийского университета в НЙ, некий Gene Raskin написал английский текст к мелодии Фомина Дорогой длинною.
В википедии пишут, Раскин услышал эту мелодию от своей матери, уроженки РИ и зарегистрировал авторские права не только на свой англоязычный текст к этой песне, но и на музыку Фомина.

Путем ряда обстоятельств, эту песню со словами Раскина Those Were the Days и музыкой Фомина в 1960-х перепела английская певица Мери Хопкин, песня стала хитом и всю жизнь Раскин получал гонорары с миллионных продаж по википедии: "Несмотря на то, что Раскин лишь написал текст, а не мелодию, на всех пластинках с версиями «Those Were the Days» он указывается в качестве единственного автора".

копировать

А когда Пасха в этом году?

копировать

Утро туманное, романс на стихи Ивана Тургенева, написанные им в возрасте 25 лет в 1843 году, автор музыки майор Житомирского егерского полка Эраст Абаза (1819-1855)

Игорь Тальков - Утро туманное
https://www.youtube.com/watch?v=ER3AM7rE9NI

УТРО ТУМАННОЕ, УТРО СЕДОЕ исп. Наталия Муравьева
https://www.youtube.com/watch?v=CkxN0jx9cXQ

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

копировать

Можно представить, как Эраст Агеевич увидел стихи Тургенева где-то в журнале, напевал их, подбирал мотив, пока не сложилась известная нам мелодия. Исполнил свой романс на встрече с сослуживцами, на балу или на посиделках в офицерском собрании. Все говорили: Вот это хорошо. Потом наверное сослуживцы же этот романс исполнили на его поминках.

По вики: "Мещерский описывал гибель Абаза: «Ночью после боя майор пошёл в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора. Майор Э. А. Абаза был смертельно ранен и вскоре умер»".


Эраст Агеевич Абаза https://ru.wikipedia.org/wiki/Абаза,_Эраст_Агеевич



Иван Сергеевич Тургенев в 1838 https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургенев,_Иван_Сергеевич

копировать

В лунном сиянии снег серебрится - романс Евгения Дмитриевича Юрьева (1882-1911). Сын контр-адмирала, он нашел свое призвание как поэт и композитор, автор многих романсов, среди которых Эй, ямщик, гони-ка к Яру, Зачем любить, зачем страдать.

Работал с известными исполнителями своего времени. Все наследие автора остается неизвестным и неизученным.
https://bibra.ru/subject/yurev-evgenij-dmitrievich/#top

В лунном сиянии Хор Юрия Семёнова 1930-e - исполнение в эмиграции
https://www.youtube.com/watch?v=IrQy3xjbXW4

Колокольчик звенит, современное исполнение
https://www.youtube.com/watch?v=FReJo0Y-Pic

Евгений Юрьев

копировать

Deanna Durbin исполняет "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" на стихи и музыку скромного владивостокца Евгения Юрьева.

Дина Дурбин снималась в кино с 14 лет, в 1940-х - вторая по уровню гонораров звезда Голливуда. Закончила блестящую карьеру в 26 лет, вышла замуж и уехала в Париж, где вела частную семейную жизнь, отказываясь даже от миллионных предложений на роли (десятки миллионов в сегодняшнем исчислении). По лицу видно даже, сильная, энергичная женщина.

Эх раз, еще раз - золотой век Голливуда

https://www.youtube.com/watch?v=fZStd9D8sjw





копировать

Ресторан Яр, старое здание на углу Кузнецкого Моста и Неглинной, куда заглядывали Пушкин и его современники





Новое здание ресторана Яр на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский пр. 32/2), где кутил человек эпохи модерна Григорий Распутин






Распутин

копировать

Подобно тому, как романс Гори, гори моя звезда вероятно родился среди мирных пейзажей Кусково, в любом случае, в Москве, где проживал композитор Булахов, многие другие известные песни и романсы имеют прямое отношение к ресторану Яр, с которым сотрудничал Яков Фёдорович Пригожий (1840—1920, Москва) — русский пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик https://ru.wikipedia.org/wiki/Пригожий,_Яков_Фёдорович

Это Когда я на почте служил ямщиком (на стихи Владислава Сырокомли, перевод с польского Леонида Трефолева), Коробейники (Эх, полным полна коробушка, на стихи Николая Некрасова), Не для меня придёт весна (на стихи 1838 года морского офицера А. Молчанова (полное имя неизвестно), оригинальная музыка современника Молчанова, чиновника МИД и музыканта Николая Девитте, переложенная Я.Пригожим под нужды начала 20 века), Окрасился месяц багрянцем (на стихи Адельберта фон Шамиссо, перевод с немецкого), Ночь светла (на стихи Леонида Граве и Михаила Языкова), Мой костёр в тумане светит и другие.

Там, на этой сцене Яра, среди цыганских песен и плясок, среди исполнения аккомпанемента к музыкальным номерам для посетителей Яков Фёдорович, надо полагать, и выступал со своими ставшими народными мелодиями и аранжировками и руководил артистами.



копировать

Стихи А.Молчанова Не для меня придет весна, начало

Не для меня придёт весна,
Не для меня Буг разойдётся,
И сердце радостно забьётся
В восторге чувств не для меня!

Не для меня, красой цветя,
Алина встретит в поле лето;
Не слышать мне её привета,
Она вздохнёт — не для меня!


Феликс Давыдов - Не для меня придёт весна
https://www.youtube.com/watch?v=Ia1LoPnHkP4

Николай Девитте (1811-1844), автор музыки к песне Не для меня придет весна
https://ru.wikipedia.org/wiki/Девитте,_Николай_Петрович

копировать

Грустная казацкая песня. Спасибо! У меня дома есть похожие фото. Прадеды были донскими казаками.

копировать

Да, хорошие песни очень, замечательные.

копировать

Романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского Гори, гори моя звезда в исполнении Владимира Сабинина 1913 год

https://www.youtube.com/watch?v=-m6RD-SNv9I&list=PLhln86GH2M1RiRSFebMFlTmWLjSDERqd0&index=39

Парализованный композитор романсов Булахов проживал в Кусково в имении своего поклонника графа Шереметева.

Современное исполнение 100 лет спустя: Хворостовский Гори, гори, моя звезда

https://www.youtube.com/watch?v=27nbaPrlIbU

Кусково

копировать

ВК Ксения и Ольга Александровны с мужьями ВК Александром Михайловичем и герцогом Петром Ольденбургским в гостях у Шереметевых в Кусково

Здесь фотографирует Ольга


а здесь Ксения



копировать

Ксения с мужем в гостях у Воронцовых-Дашковых в Воронцовском дворце в Алупке



https://sun9-65.userapi.com/impg/udaVn0VjVJdcpSoaES91zs0u6gkxfWAaqeLCUw/w6X_lGV1vBc.jpg?size=1078x1080&quality=95&sign=653270f731f0466f2b112ecd3eb356bf&type=album



и последний владелец дворца Александр Воронцов-Дашков отдыхает у Николая II на яхте в 1912 году

копировать

В интернете пишут, что Романовы и "Романовы" (в смысле Гольштейн-Готторпы) якобы подтерли и переписали доромановскую историю страны. Может и правда, а может неправда, но очевидно, что архитектура была очень хорошо развита и до Романовых, а это инженерия, технические работы, искусство; города строили, налоги собирали, а вот светских картин, документации, научных и исторических книг, т.е. того, что легко уничтожить, что-то вроде не особо сохранилось из доромановского времени. Ну может конечно рассыпались под гнетом времени.


Здесь Ксения и Ольга уже у мамы в Гатчинском дворце, пьют чай во дворе вместе с Ольгиным первым, тогдашним и будущим вторым мужьями - первый муж Петр Ольденбург спрятался за шляпой Ксении, а второй муж Куликовский сидит рядом с Ольгой слева.



копировать

Псалом 27 (28) в переложении Чайковского Увертюра 1812 года со славословием царю, с участием пушек и колоколов по традиции исполняется 4.7.2023 в Вашингтоне. Слышно, что слова заменили, русский оригинальный текст заменили на англоязычный, близкий по смыслу впрочем, но конечно без "Победы православным христианам", другое немного.

Вместо Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое поют: Mighty Lord God, keep us safe from jeopardy (Господи, храни нас от опасности).... и дальше Grant our victory over our enemies so treacherous, mighty God oh Lord (пошли победу над нашими врагами) итп.

a вместо Боже, царя храни, сильный, державный, поют: Grant us Lord peace again, oh mighty Lord (даруй нам мир снова, Господи). Во как придумали.

https://youtu.be/LiB1LjsaoQQ?t=95


А вот еще одно старое видео есть на ютубе, слышно, что раньше слова по-русски пели: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивление даруя. И Боже царя храни пели.

https://youtu.be/6MGTK-MHSSg?t=78

Ну ладно, в принципе, нормально в своей стране на своем языке представлять, учитывая, что это представление для широкой публики на праздник. Да и текст близкий к оригиналу, не отсебятина какая-нибудь.

копировать

Проверив в интернете, выяснилось, что оказывается в последнее время были сомнения, ставить ли Чайковского в плейлист на день независимости США 4 июля и где-то отказались, пишут, как нр. в Сан Диего. Но в Бостоне, Вашингтоне не сняли, правда придумали разные отговорки.

Пишут, что вообще-то Чайковский хоть и родился в России, но он из Украины (чайка - это оказывается название казацкой боевой лодки, обьясняют), да и вообще ему самому эта увертюра не нравилась и художественной ценности в произведении нет, шум один - с такими отмазками работники культуры и проскользнули между неполиткорректностью и разочарованием публики без Чайковского.


eu.northjersey.com/story/entertainment/music/2023/06/28/overpeck-park-new-jersey-wind-symphony-july-4-concert-1812-overture-with-cannons/70360392007/
"His grandfather was Ukrainian," he said. "He used to go and spend a couple of months in the summer with his grandfather, and he did that for a long time."

rhodeislandcurrent.com/2023/07/04/1812-overture-should-be-dropped-from-july-4-playlist/
Tchaikovsky was born in Russia, but his father’s family came from Ukraine (“Chaika” is the name of a Cossack war boat).

копировать

Вроде культурные люди, так сказали бы прямо: нам похрен, что российский композитор Чайковский написал данное произведение по поводу юбилея победы России над Францией, нашим людям нравится смотреть салют и махать флажками под звуки пафосной музыки, канонады, колоколов, барабанов, хора, оркестра. Люди привыкли, это красиво, воодушевляюще. В конце концов, это классическая музыка 19 века, какая принципиальная разница кто ее написал по национальности.

Нет, происходит создание очередных мифов в качестве теоретической основы для того или этого. Кстати, один мужик предлагал в одной из приведенных статей - Чайковский мол не наше, вообще не нужен, нам надо госпелы играть или Гершвина. Салют под джаз с госпелами, ну ладно. Скорее видится, что в целевом направлении Чайковский и другие классики, вкл. Гершвина, в лучшем случае останутся для ограниченного сегмента потребителей, а для ширнармасс зарезервированы рэп и трясучка попой от проводников и проводниц новых культурных влияний.

копировать

Хворостовский гениальный певец! Как жаль, что ушел так рано...

копировать

Хвалите Имя Господне

Хвалите имя Господа архим. Матфея
https://youtu.be/grRTGt_VLfA?t=28

Д. Хворостовский Хвалите имя Господне
https://youtu.be/_R1yQLdUK-Y?t=31


1 Хвали́те и҆́мѧ гд҇не, хвали́те, рабѝ гд҇а,
2 стоѧ́щїи во хра́мѣ гд҇ни, во дво́рѣхъ до́мѹ бг҃а на́шегѡ.
3 Хвали́те гд҇а, ѩ҆́кѡ бла́гъ гд҇ь: по́йте и҆́мени є҆гѡ̀, ѩ҆́кѡ добро̀

копировать

Сказать правду, содержание данного псалма многих бы удивило, кто не знает, т.к. согласно псалму, надо славить, чтоб Господь покарал египтян и другие какие-то местные народы, от царей до скота, а их земли и достояние отдал... продолжение можно узнать обратившись к первоисточнику по ссылке. Вот какие времена и нравы были bible.by/parallel/elzm/matthew-henry/19/134/

Но это псалом несколько тысяч лет назад, а то почти что современный полиелей из последних веков, переработанный под другую культуру, там и слова и звучание другое.

копировать

Спасибо! Интересно :)

копировать

Вот еще один тропарь, очень хороший. Я считаю, все давно переработано и собственно разделилось между разными народами и культурами. Первоисточник один, а конкретные воплощения очень отличаются и стали может даже самостоятельной частью каждой конкретной культуры, скорее всего, согласно ее уникальной первооснове. Может и неправильно так думать, но должен быть выбор во мнениях, тогда люди себя хорошо чувствуют.


Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Хор Московского Сретенского Монастыря - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко
https://www.youtube.com/watch?v=hkV5FV0msz8

Кресту Твоему поклоняемся Владыко Хор Почаевской монашеской братии
https://www.youtube.com/watch?v=UXCCBvvEtEI

КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО | ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ | СТАРООБРЯДЦЫ
https://www.youtube.com/watch?v=O1DKvH7epfI

копировать

Несмотря на то, что культура представляет собой исключительно глубокие ментальные и мировоззренческие установки, также выраженные во внешнем проявлении - от поведения или манеры самовыражаться отдельных представителей данной культуры до, например, архитектуры, организации общественного устройства - она конечно может в разной степени изменяться с течением времени.

Замена культуры процесс долгий, но реальный. Заменить культуру можно по-разному: мифами и приказами или репрессиями, также уничтожением носителей культуры, артефактов, материальных и нематериальных образцов культуры, изменением языка, например.

Например жена Ленина Н.Крупская обьясняет на сьезде по борьбе с детской беспризорностью в 1924 г.

"Что представляет собою всякая революция? Она представляет собою разрушение прежнего, устаревшего, изжившего себя порядка, старых связей, старых семейных отношений, старых общественных отношений. Революция означает ликвидацию всего этого и налаживание каких-то новых связей, новых взаимоотношений, новой общественной организации."

https://pub.wikireading.ru/120439

копировать

Также культура конечно изменяется эволюционным способом, например, развитие технологий меняет культуру, развитие гигиены меняет культуру, образование, возможность взаимодействия с другими культурами, разные вещи.

Интересный вопрос, насколько устойчивы культурные мифы, образы и образцы. Какие-то из них длятся недолго и быстро лопаются, некоторые живучи, а какие-то очевидно обретают собственную жизнь и становятся некой новой реальностью или сливаются с реальностью.

Культура не только обьединяет или разьединяет людей, она в какам-то смысле защищает людей, обеспечивает стабильность как общественных структур так и индивидуальных состояний. Это необязательно именно культура страны, может быть культура присущая разным слоям общества, например, людям определенного образования, региона.

Находясь в знакомой культуре, когда кругом все как человек привык и считает правильным, вокруг свои люди, то человек чувствует себя более защищенным. Люди подсознательным образом, без никаких размышлений понимают и представляют как себя вести, что примерно ожидать, что и как будет завтра.

Иными словами, культура помогает как обществу так и любому индивиду сохранять понимание окружающего мира, опираться на некие базовые постулаты и в этом находить спокойствие, уверенность. В общем, Капитан Очевидность.

копировать

Воскресение Твое Христе Спасе
Хор Московского Сретенского монастыря
https://youtu.be/ftQmNevxnzU?t=22

Воскресение Твое, Христе Спасе
https://www.youtube.com/watch?v=8IcZtcwIkCU

хор Троице-Сергиевой Лавры, 1978 г.
https://www.youtube.com/watch?v=TC_q6CL8gzo

копировать

Кстати там в первом ролике выше на 2 минуте создатель клипа в православном пении поместил изображение католического Иисуса, неважно конечно и явно ненамеренно, но все же вот уже произошло минимальное замещение культурного образца, просто заметилось, раз уж об этом речь шла.


Догматическое католическое изображение Христа:



копировать

конечно отличается от православного изображения. Разница конечно есть и во всем, так что нужно смотреть.