Гитара для взрослых (онлайн и живьем).
Слегка навеяно обсуждением фортепианного репетиторства, но вообще давно хотела написать, и не только применительно к гитаре, а вообще к людской обучаемости.
Долгое время я думала, что музыка - это не для меня. Пытались учить в детстве дома, учительница ходила, я стонала, рыдала, в ванной запиралась (хотя вроде бы хотела играть). Не получалось, сплошная мука. Пыталась на практике в студенчестве гитару освоить - музыкальные люди меня чуть этой гитарой не пришибли )))
Тут в сильно взрослом возрасте попала к чудесной Ане Анисимовой - с конца лета хожу с перерывами, и играю, и в концертах участвую, и по собственной инициативе могу что-то разучить, а с покупкой каподастра (зажим такой на гриф) жизнь расцвела новыми красками, ставишь на полтона, на тон выше и не извращаешься с поднятием по полутонам вверх, легко поешь, без напряга, а то как я под Новый год Ёлочка-ёлка умудрилась почти перетащить на 1 струну и потом метаться с нею по грифу - без слез не вспомню )))
Конечно, мне повезло, что Ане взбрело в голову организовать самодеятельный городской ансамбль, и что она бесплатно 3 раза в неделю учит всех желающих. Это выглядит как-то так: https://www.youtube.com/watch?v=v2Q-4ZGm5Tk
Отсев есть, но очень маленький - потому что у людей сразу получается. Я вошла, мне дали настроенную гитару, показали, где ми, фа, соль, я их зажала и в медленном темпе вместе со всеми доиграла почти до конца красивую испанскую мелодию (в тех местах, где попадались уже знакомые ноты). :party2 До сих пор очень люблю - вот тут с нее начинается https://www.youtube.com/watch?v=mvsxi-zzF5s - на самом деле это в конце меня выдрали из-за мастер-классов ради красивой фотосессии (любуйтесь - тетя с бананом на голове и чужой гитарой в руках). На видео большинство людей играет 2-3 месяца, я и того меньше, но за счет того, что все играют вместе с самого начала, достаточно искусно прячутся друг за другом и не сбиваются ))).
По методике - очень много нового (это к вопросу, достаточно ли тупо идти по учебнику Николаева).
1. Надо хотеть сыграть то, что ты учишь. У большинства учеников нет желания играть менуэты или обработки малоизвестных народных песен. Мой ребенок ходить к Ане не стал ни на гитару, на на фортепиано, взял цветные ноты Гравити фолз, разучил на игрушечном синтезаторе и играет всем друзьям, больше ему от мира музыки ничего не надо (кроме Сонного рыцаря, но это он надеется, что я в скором времени осилю).
2. Надо сначала научиться говорить на языке, а только потом читать, писать, осваивать грамматику. Нотная грамота в идеале должна идти с очень большим отставанием от игры. Несколько новых процессов в мозгу неэффективны. Сначала тебе просто говорят, как играть, что зажать, и расположение нот на грифе учится не по книжке. а по "Кузнечику" и другим простым прикольным песенкам, которые все знают. Вот тут "У деревни Крюково" разбирается https://www.youtube.com/watch?v=XjdhLGq-K64 - не для первого знакомства с гитарой, но и не суперсложно.
3. Отсюда всякие Анины педагогические изыскания типа цветных нот с вписанными в кружочки буквами, потому что в массе своей народ уже читает по-русски и в цветах не путается, а потом постепенно и к нотному стану перейти можно (без насилия и зубрежки). Все жду, когда она книжку со своими нотами издаст, а пока что ксерим.
4. Одобрение, одобрение, одобрение, потому что ребенок тоже не сразу все буквы выговаривает, но взрослые не сразу критикуют, а сперва 2-3 года всему умиляются. И говорить на родном языке мы в итоге к школе обычно не боимся, еще не знаем, что могут снизить оценку за речевые ошибки ))) С точки зрения классической педагогики всё неправильно - руки не ставят, этюды не играют, но всё же постепенно более-менее правильная игра приходит со временем. Главное - не бояться. Вот был у нас на семейном клубе День рождения Моцарта - пекли венские вафли, говорили о музыке, готовили викторину по Моцарту, затеяли концерт "кто во что горазд с визитом флейтистов 1-2 класса музыкальной школы". И никто Моцарта не играет! Непорядок! За неделю до этого безумного сборища, я нашла ноты для ф-но, переписала их себе в сильно облегченном варианте по клеточкам (фа-ми-ми, фа-ми-ми, фа-ми-ми-до), послала Ане на проверку, она по вотсапу скинула двум начинающим укулелисткам (4 класс обычной школы), на концерте оркестр впервые встретился, положил перед собой нотки и исполнил вполне узнаваемо отрывок из 40-й симфонии. А чё такого? Аня прикрыла все наши огрехи ))) Кто из учеников по традиционной методе через полгода обучения за неделю Моцарта слабает просто потому, что клюнуло?
5) Нужен благодарный зритель. Мамы с грудными детьми учат "Ладушки", подростки - Монеточку, кто что любит, и тебя сразу просят "сыграй еще". Плюс концертировать начали практически сразу. Наш хит - "Конь" https://vk.com/club181462749?w=wall-181462749_6%2Fall Его и Кузнечика очень легко переделывать, что мы пели под гитару на фестивале 3д-ручек с детьми - это вообще ухохочешься и при учителях не повторишь )))
6) Самое главное - заниматься по чуть-чуть, без надрыва, без обязательного часа за инструментом (к сыну друга-пианиста отпускают поиграть в Лего, если он 2 часа на фортепиано поиграет). Аня советует начинать с 5-15 минут в день, но каждый день - и скинуть ей фрагмент в вотсапе. Про ученический передоз хорошо обсудили в отдельной группе в контакте https://vk.com/club181462749?w=wall-181462749_33%2Fall - это как раз группа дистанционного обучения, не городского реального проекта, кому интересно, можно присоединиться, они вроде только-только начинают, все синхронно почти ничего не умеют.
Удачи! Вы же заинтересованы в том, чтобы люди не бросали - сейчас можно много простых нот распечатать из интернета, и Моцарта я нашла среди легких фортепианных нот. Где-то были даже упрощения всех самых известных мелодий в истории музыки.
Распечатывайте и УВЕЛИЧИВАЙТЕ.
Как учиться читать легче по букварю с крупными буквами (независимо от зрения), так и играть проще по большим четким нотам. Их катастрофически не хватает в природе. А потребность есть! Вот церковь понимает - есть молитвословы крупным шрифтом для пожилых и слабовидящих, а в музыке будто бумагу экономят. Если потерял место, где играешь, проще найти на огромном листе!
Знаете, что я сейчас делаю? Учу балладу на стихи Гауфа, сама перевела, жутко довольна, с нотами пришлось помучиться - послушала, как поет профессиональный хор, скисла, нашла сольное исполнение под гитару (с пока что и близко непосильными мне аккордами), аннулировала все красивости, которые мешают мне играть, пою-играю, правда пока все 4 куплета (а с переводом 8) без помарок играть не удается, но если так дело пойдет, через недельку-другую могу выложить тут результат )))
ГАУФА Я РАСПЕЧАТАЛА НА ЛИСТЕ А3 - МОЖНО НА ПОЛ ПОЛОЖИТЬ ИЛИ ПРИКОЛОТЬ НА СПИНКУ ДИВАНА ))) Не предлагаю всегда так извращаться, просто у меня слишком много получалось - немецкий текст, незнакомая мелодия, вертящиеся в голове альтернативные варианты перевода. В принципе я запомнила, но там очень непривычные для русских песен паузы, поэтому листочек мне еще долго будет нужен, не хочу совсем обрусить мелодию.
Поставьте себе скайп и сразу станет близко ))) Щаз прибегут другие анонимы и скажут, что я рекламирую репетиторов (видимо, за процент). И мой (?) Майшоп недоложил им чего-то в заказ.
Онлайн-скетчинг, есть бесплатный курс, 4 занятия https://vk.com/sketchingfree
Надо бы тему закрепить со всеми занятиями для взрослых, имхо, полезна была бы коллекция - пока не хочу плодить темы, пусть тут будет ссылка.. Конечно, есть тьма видео на ютьюбе, но здесь понравилось, что компактно во времени и вся группа делится друг с другом созданными рисунками, отклик идет, советы.
Мучаю Пиратов Карибского моря, буду рада, если кто-то из еварушниц помучается за компанию ))) https://www.youtube.com/watch?v=ln-OpZLvzZY