Меню

Образование

Домашняя экономика: разбираемся с карманными деньгами для детей

Домашняя экономика: разбираемся с карманными деньгами для детей
С малых лет дети видят, как родители пользуются банковскими картами и наличными, и, желая подражать взрослым, стремятся расплачиваться в магазинах сами. Многие задаются вопросами, когда ребенку можно выдавать собственные средства и надо ли следить за его тратами. Своим мнением, как привить ребенку правильное отношение к деньгам и познакомить самых маленьких членов семьи с основными принципами финансовой грамотности, поделилась Диана Ходаковская — писательница, амбассадор семьи, дома и уюта.
AD
AD

Дети и деньги: когда начинать

Во все времена родители мечтали вырастить успешных и счастливых детей. Одним из важных аспектов современного воспитания стали финансы. На вопрос «когда выдавать карманные деньги?» каждый родитель должен ответить сам, но считается, что обучать ребенка азам финансовой грамотности можно тогда, когда он начнет интересоваться деньгами. Как правило, этот этап в жизни маленького человека наступает в 6-8 лет.

У каждого ребенка разный интерес к деньгам, поэтому в финансовых вопросах нужен индивидуальный подход, но, тем не менее есть общие правила, которые помогут научить детей рационально распоряжаться финансами.

Уроки финансовой грамотности: первые шаги

Впервые малыши сталкиваются с понятием покупки, когда играют в магазин. Тогда для них нет разницы между купюрами в 100 или 1000 рублей, поэтому начать урок стоит с изучения денег и альтернативных способов оплаты. Разложите перед ребенком купюры, монеты, карточки и мобильный телефон — то есть все способы оплаты, которыми вы пользуетесь. Наверное, самые сложные пояснения будут связаны с электронными деньгами. Абстрактное мышление у ребенка развивается не быстро. Ему сложно понять те вещи, которые он не может потрогать и увидеть, поэтому выдавать первые собственные деньги стоит монетами.

Карманные деньги детям надо выдавать для того, чтобы это они испытывали удовольствие от того, что могут купить что хотят. И в то же время тренировались. Пусть это будут регулярные выплаты небольшими суммами, например, раз в неделю. Тогда ребенок понимает, когда ждать следующего поступления, и не будет сильно расстраиваться, если потратит все сразу, а до следующей «зарплаты» далеко.
AD
AD

Контролировать нельзя отпустить: разбираемся вместе

Не будем забывать, что все дети разные. Одни предпочитают копить, другие тратят все сразу. Не бойтесь отпустить ситуацию на какое-то время — пусть ребенок совершает ошибки, теряя маленькие суммы на спонтанных покупках. Дома в спокойной обстановке можно порассуждать, почему деньги быстро закончились и как сделать так, чтобы их хватало на дорогостоящие вещи.

Задача родителя — находиться рядом, объяснять и поддерживать. В качестве одного из уроков можно предложить ребенку сделать себе три копилки, в которые он будет раскладывать все полученные деньги.
Копилка №1 — расходуй
Эта часть самая внушительная. В эту копилку можно складывать 60-80% карманных средств. Сюда входят так называемые обязательные траты: обеды в школе, проезд и расходы на мелкие повседневные «хотелки» (мороженое, сувенирчики, что-то ситуативное).
Копилка №2 — накапливай
Можно помочь ребенку сформулировать цель, на которую он собирается откладывать деньги. Здесь сосредотачивается от 10 до 20% доходов. Но размер накоплений можно пересчитать, если ребенок хочет получить вещь к конкретной дате.
AD
AD
Копилка №3 — дари
Сюда ребенок может складывать деньги, которые пойдут на подарки родным и друзьям, а также на благотворительность. Тут как никогда важен ваш личный пример. Это хороший повод заложить основы эмпатии и сделать личность более многогранной. Здесь стоит оставлять 10-20% дохода.

С подростками можно уже разговаривать о будущем и обсуждать долгосрочные цели: покупка квартиры и поступление в вуз. Для таких планов могут потребоваться весомые суммы, под которые лучше завести счет в настоящем банке. Психологически и тактически будет верно, если хотя бы одну треть денег на свою долгосрочную цель он накопит сам. Сразу необходимо сделать акцент на том, что капитал из этой копилки неприкосновенен.

Как финансовые установки родителей влияют на детей

Многие взрослые не умеют накапливать средства и планировать свои траты, ведь их не обучали финансовой грамотности. Однако дети должны взаимодействовать с деньгами и видеть крупные суммы, чтобы в будущем не бояться их. Не зря на тренингах делают души или фонтаны из денег, чтобы человек привык к финансовому изобилию. Родители тоже могут научить своих детей мыслить созидательно и изобильно.
«Я все могу купить»
AD
AD
Позитивное мышление позволяет нам добиваться успеха. Есть прием, который может поспособствовать этому. Один или два раза в год можно привезти ребенка в магазин с фиксированными или просто низкими ценами. Лучше перед значимыми праздниками. Предложите ему взять с полок все, что душе угодно. Дайте почувствовать себя на волне «я все могу купить!».

Поддерживайте его дружелюбным отношением, не возмущаясь: «Зачем тебе столько?». Это поможет ребенку испытать состояние изобилия, к которому в будущем он сам будет осознанно стремиться.
«Денег нет»
Важно, чтобы во взрослой жизни у детей не было негативных установок. Для этого рекомендую использовать такой прием: разрешите ребенку в магазине выбрать все, что понравится, как и в первом случае. Но на кассе озвучьте, что из его корзины можете оплатить только одну вещь. Пусть ребенок сам примет решение, что оставить. Так вы показываете, что деньги у вас есть, но их ограниченное количество и при этом помогаете уйти от установки «нет денег».

Есть еще один вариант, который можно использовать, когда ребенок просит дорогостоящую вещь. Не стоит сразу отказывать, лучше предложите откладывать на это часть из карманных денег. Потом, как накопится определенная сумма, вы добавите, если будет немного не хватать.

Карманные деньги в качестве мотивации и наказания

Карманными деньгами нельзя манипулировать или использовать их как средство наказания. За плохую учебу или невыполненные домашние обязанности лучше применять другие дисциплинарные меры. Первые деньги — это тренажер, который позволяет вырастить финансово успешного человека и с помощью осознанного взрослого прививает правильное отношение к деньгам.

С подросткового возраста можно погружать ребенка в мир по-настоящему взрослых финансов. Вот некоторые темы, которые можно обсудить:
AD
AD
  1. Инвестирование. Даже если вы сами не сильны в этом вопросе, можно прокачаться вместе.
  2. Варианты заработка. Это может быть помощь вам или другим людям, например, курьерские услуги для соседей, выгул собак и прочее.
  3. Распределение внеплановых средств. К этой части можно отнести денежные поступления от старших родственников к праздникам и другие бонусы, которые достались ребенку без дополнительных усилий с его стороны.
Обучая ребенка финансовой грамотности, вы преподаете ему три основных урока:
  1. деньги появляются не из воздуха, их можно заработать благодаря навыкам и энтузиазму;
  2. с деньгами с самого первого контакта стоит обращаться бережно, всегда помня про целевые накопления;
  3. взаимодействие с деньгами позволяет выстроить в дальнейшем свое министерство финансов, которое будет работать без сбоев.
Дети быстро обучаются и потом новые знания смогут использовать во взрослой жизни. Финансовые вопросы можно обсуждать всей семьей. Такие беседы станут приятным и полезным способом провести время. Более подробно аспекты жизни, связанные с деньгами, Диана Ходаковская раскрыла в книге, познакомиться с которой можно будет уже в 2024 году.



Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325