Меню

Образование

Синдром дефицита внимания: как помочь младшему школьнику без медикаментов учиться успешнее

Синдром дефицита внимания: как помочь младшему школьнику без медикаментов учиться успешнее
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по-прежнему остается загадочным явлением. Все о нем слышали, но действительно ли так много детей и взрослых с этим синдромом? Диагноз устанавливается на основе наблюдения за поведением ребенка. Стойкие проявления импульсивности, невнимательности, гиперактивности, которые сохраняются в различных ситуациях и мешают нормальной жизнедеятельности ребенка, являются диагностическими критериями. О том, как помочь ребенку с СДВГ учиться успешнее рассказала Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
AD
AD
За рубежом принято помогать детям с СДВГ с помощью препаратов. Но, во-первых, многие из этих препаратов запрещены в России. Во-вторых, у них есть неприятные побочные эффекты. В-третьих, они не избавляют ребенка от СДВГ, а просто делают его на некоторое время спокойнее. Препараты, которые принимает ребенок, чаще всего помогают не ему, а учителям, которым мешают нестандартные ученики.

СДВГ — это целый комплекс особенностей работы мозга. Из-за этих особенностей многие гиперактивные дети не могут думать, если возможность двигаться заблокирована. Например, в классе. Следствием становится дефицит внимания. Внимание ребенка с СДВГ чаще всего направлено на свое тело, а не на то, что нужно учителю.

Какая альтернатива таблеткам? Ребенку с СДВГ необходимо создать условия, для того чтобы он больше двигался. Звучит абсурдно? Ведь как раз его чрезмерная активность и создает массу проблем. Но если мы хотим укрепить связи между мозгом и телом ребенка, мы должны загрузить мышцы и суставы так называемой тяжелой физической работой. Если это невозможно организовать в классе, подумайте о том, как это сделать до уроков: прогулка быстрым шагом, пробежка, активные игры на детской площадке.
Норвежские ученые провели такое исследование. Младших школьников с СДВГ (которые не принимали препараты) разделили на две группы. Дети из группы 1 приходили в школу на 40 минут раньше и играли на детской площадке в подвижные игры. Группа 2 училась в обычном режиме. Всего через пару месяцев у детей группы 1 значимо снизились показатели импульсивности и агрессивности.
Кроме двигательной активности есть еще три очень простых рекомендаций:
  1. Режим дня
  2. Сокращение экранного времени
  3. Сокращение потребления сахара
Ребенок с СДВГ часто живет в состоянии внутреннего хаоса. Ему важны опоры, которые помогут выработать стратегии саморегуляции. Сам он не может их создать, важна помощь родителей. Если ребенок в определенное время ложится спать, встает, ест, делает уроки, ему проще справится со своей импульсивностью.

Гиперактивный ребенок никому не мешает, когда он увлечен компьютерной игрой. Но в итоге родители получают всплеск нежелательного поведения, так как устройства с экраном приводят к избыточной стимуляции мозга. Тоже самое можно сказать о сахаре. И это не только конфеты, но и сладкие напитки. Если сократить экранное время и количество сахара, и, вполне вероятно, можно увидеть, что ребенок стал более спокойным и сосредоточенным.
 Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена
Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена
Возможно, что СДВГ останется спутником ребенка на всю жизнь. Но это неплохо, если научиться использовать свои сильные стороны. Что плохого, если человек может сделать что-то быстрее других?

Родителям необходимо научить ребенка замечать не только свои недостатки, но и свои преимущества. Возможность использовать свои преимущества появляется вместе с саморегуляцией.



Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325