Поправки в Конституцию России
В Госдуме хотят исключить пункт Конституции о запрете госидеологии
Первый референдум в РФ может быть посвящен изменению главного документа страны
Депутат от фракции «Единая Россия» Евгений Федоров подготовил предварительный проект закона о поправках в Конституцию страны. Одна из поправок этого документа (имеется в распоряжении «Известий») касается исключения из 1-й главы Конституции п. 2 ст. 13 «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Другое изменение посвящено п. 4 ст. 15, в котором предлагается отказаться от общепризнанных принципов и норм международного права как части правовой системы РФ. Третье изменение уже касается 2-й главы Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Там, из п. 1 ст. 17 предлагается убрать принципы и нормы международного права как гарантию прав и свобод человека и гражданина в России.
По словам автора, в законопроект планируется вписать еще несколько изменений Основного закона страны. Окончательный вариант документа будет готов к середине декабря и представлен на обсуждение.
— Мы планируем обсудить предлагаемые поправки на конституционном собрании. Первый этап поправок связан с исключением из Конституции внешней системы управления страной. Это шесть статей, которые прямо ссылаются на обязанность исполнять решения иностранных государств на территории нашей страны без согласия России и которые мы намерены исключать, — сообщил Федоров. — Мы будем работать над теми моментами, которые затронет президент в послании. Сегодня есть предварительный вариант проекта, а окончательный вид он примет во второй половине декабря.
По словам Федорова, разрабатывается законопроект силами депутатского объединения «Российский суверенитет», в который входят несколько парламентариев из разных фракций Госдумы.
Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель нижней палаты парламента в Конституционном суде Дмитрий Вяткин указывает, что произвести изменения в 1-ю главу Конституции «Основы конституционного строя» технически достаточно сложно и эти изменения могут привести к непредвиденным последствиям для страны в будущем.
— Изменения основ конституционного строя возможны лишь через обсуждение на Конституционном собрании и последующем принятии новой Конституции. Во всех случаях, когда в стране складывалась аналогичная ситуация, тому были веские причины: необходимость продления срока президентских полномочий, объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, — сказал Вяткин. — Считаю, если задуманы такого рода изменения в части введения государственной идеологии, то подходить к этому надо очень осторожно, так как тема, при недостаточной ее продуманности, можешь иметь негативный эффект.
В комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, в свою очередь, заметили, что для изменения первых статей Основного закона придется принимать фактически новую Конституцию.
— 13-я cтатья находится в 1-й главе Конституции. Положение 1-й главы пересматривать нельзя в соответствии с 9-й главой п. 1 ст. 135 той же Конституции. Поэтому такие поправки не могут быть рассмотрены Федеральным собранием. Либо надо принимать новую Конституцию, исключив указанное положение, — сказал сенатор Константин Добрынин. — И я думаю, мой коллега Федоров со мной согласится, что сейчас для нашего конституционного развития не нужно принимать новую Конституцию.
Участник российской секции Международной комиссии юристов и член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Мара Полякова считает, что подобные поправки способны вернуть страну на десятилетия назад.
— Я боюсь, что это повторение ст. 6 в последней Конституции СССР, определяющей собой однопартийность власти и, соответственно, единую идеологию в стране, — заметила она. — Я категорически против такого шага. Я все же надеюсь, что наше государство будет развиваться по пути демократическому, предполагающему уважительное отношение к правам граждан.
Последние изменения Конституции, принятые в РФ, касались продления срока президентства с 4 до 6 лет, которые были приняты думским большинством. Положение о табу на государственную идеологию находится в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя», которая имеет особый порядок изменения. Среди прочего положения главы 1 Конституции РФ не могут быть пересмотрены исключительно Федеральным собранием.
В Конституции РФ указано, что для внесения изменений в 1-ю главу необходим целый ряд действий. Во-первых, за изменение должны проголосовать 60% от общего числа депутатов и сенаторов двух палат Федерального собрания. Далее происходит Конституционное собрание страны, состоящее из президента, представителей Госдумы, Совета Федерации, заксобраний субъектов страны, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, которые должны или отказать в изменениях или разработать новый проект Конституции и поддержать его двумя третями голосов. Дальше проект Конституции выносится на референдум, на котором документ должен набрать большинство голосов — при условии, что на избирательные участки придет более половины от общего числа избирателей.
Основной проблемой на этом долгом пути является то, что в России до сих пор нет закона о Конституционном собрании. В прошлом году администрация президента сделала попытку разработать документ, но отказалась от этой идеи. Руководство страны посчитало, что нет никакой необходимости в изменении Основного закона страны, а поэтому и регламентировать работу конституционной комиссии законодательно нет особого смысла.
Отказ от единой государственной идеологии и возможность разнодумия были отражены в Конституции России, принятой в декабре 1993 года. До этого времени существовало несколько редакций Основного закона советской страны, в которых отражался социалистический вектор развития и указывалось на главенствующую роль в жизни общества единственной существующей партии в стране — КПСС.
http://izvestia.ru/news/561554
Проще говоря, Единая Россия по новой конституции официально будет правящей партией, а международные права впредь будут игнорироваться.