Отчётливая угроза финансовой стабильности

копировать

10 февраля 2014
На прошлой неделе на рынке акций с новой силой возобновилась глобальная распродажа, начавшаяся ещё в мае 2013 года, после того как ФРС объявил о сворачивании программы выкупа активов. Источником проблем стало решение ФРС свернуть валютное стимулирование, оно повернуло вспять ход событий на рынке ценных бумаг. Бум сменился бегством капитала с развивающихся рынков, который теперь засел в казначейских облигациях США в ожидании дальнейшего развития событий.

Началась новая фаза продолжающегося финансового кризиса, который берёт своё начало на Уолл-Стрит, где криминальные банковские картели обманом создали триллионы «токсичных» активов и продали их ничего не подозревающим инвесторам по всему миру.
Решение ФРС свернуть стимулирование оголило правду и показало слабость недокапитализированной системы, расшатанной неразумной политикой.

Точно также как компромиссная политика ФРС в своё время вселила уверенность и подняла стоимость активов до небес, объявленное сворачивание теперь ускорит спад. Поэтому стоит ожидать, что сворачивание будет проводиться непоследовательно, рывками в зависимости от ситуации на рынке, что введёт в заблуждение участников рынка касательно направления политики.

Вот выдержка из статьи, опубликованной на портале Naked capitalism («Голая правда о капитализме»), которая позволяет составить представление о сложившейся ситуации:

«С тех пор как Бернанке начал говорить о «сворачивании» валютного стимулирования, рынки облигаций обезумели. Это очень логичная реакция. Но Бернаке и другие экономисты из ФРС почему-то кажутся удивлёнными таким поворотом событий. Из комментариев можно сделать вывод, будто бы они жалеют, что не спросили спекулянтов рынка «А вы вообще читали эту речь?». Конечно же, нет. Всё, что надо знать инвесторам, это то, что условия валютного стимулирования изменились. И хотя изменение, на самом деле, не такое уж и радикальное, для спекулянтов это уже неважно. Почему? Да потому что вложения в активы с длительным сроком погашения принесут огромные потери даже при незначительном изменении процентных ставок. Поэтому лучше выйти сейчас, пока нет уверенности в будущем, чем понести ещё более серьёзные убытки».

Это – стратегия раннего выхода, даже несмотря на то, что снижение объёмов приобретения активов только-только началось.
Нет смысла ждать до последней минуты, чтобы потом стать жертвой панического хаоса. Выходи в деньги и расслабься.

Триллионы, закачанные ФРС, создали фантастический мир, где цены на акции постоянно растут, но который постепенно уступает место реальности с её гнетуще низкой доходностью, высокой безработицей, стагнирующими зарплатами и раздутым финансовым сектором, который пожирает всё больше национального достояния, необходимого для избегания очередной катастрофы. Вот в такой реальности мы сегодня живём. Реальности, которую всячески пытается скрыть пропаганда никому не нужной статистики, которая не в состоянии указать на истинный источник проблем – раздутые до невероятных размеров «токсичные» активы.
Однако реальность не так уж и сложно постичь.

Для большинства будет достаточно лишь прочитать отрывок из статьи, вышедшей в Forbes в феврале 2009 года под заглавием «Зомби-компании и зомби-банки»:

«В начале 1991 года Япония пережила финансовый кризис, который затем очень тщательно изучали многие специалисты. Источником кризиса стал пузырь на рынке недвижимости и капитала, за которым последовал обвал цен на недвижимость и ценные бумаги соответственно. […] Правительство Японии отреагировало на кризис упорным отрицанием, а затем, когда обстоятельства всё-таки вынудили признать тяжесть положения, стало предпринимать очень неуверенные шаги по борьбе с ним. Банки не призвали к ответственности за неудовлетворительное состояние их балансов, и те продолжили ссужать средства заведомо неприбыльным компаниям. Анил Кашьяп назвал их «зомби-компании».

Зомби-банки продолжили перенаправлять капитал в зомби-компании. Так продолжалось десятилетиями и завершилось тем, что когда-то мощная экономика Японии погрузилась в стагнацию. Основной реакцией правительства стало резкое увеличение расходов на инфраструктуру и попытка заставить японские домохозяйства меньше сберегать и больше потреблять.
В итоге «потерянное десятилетие» экономического роста стоило Японии потери более 20 процентов ВВП.

То же самое сейчас происходит и в США. ФРС не пожалел усилий, чтобы поддержать миф о том, что система зомби-банков платёжеспособна, и что триллионы убытков по обесценившимся активам просто растворились в воздухе. Но это не так. Эти убытки либо спрятаны в лабиринтах бухгалтерских стандартов, переведены на доверчивых, охочих до высокой доходности инвесторов, либо осели на раздутом балансе ФРС.
В любом случае эти долги реальны и являются препятствием для восстановления экономики и угрозой финансовой стабильности.