Евреи не хотят служить в армии
Израильские ортодоксы протестуют против призыва
Несколько сотен тысяч «религиозников» вышли на улицы Иерусалима, чтобы сказать, что они не пойдут служить.
В Иерусалиме 2 марта прошла самая массовая за последние десятилетия демонстрация ортодоксальных иудеев (харедим). До 400 тыс. человек, включая женщин и детей, собрались на улицах, чтобы провести молебен и выразить протест намерениям правительства принять уже в ближайшие недели закон, отменяющий льготы, которые позволяют ортодоксам не служить в армии. Эти послабления для харедим были введены еще при появлении Израиля как государства, в 1948 году. Покушение на них со стороны властей вызвало бурю возмущения в религиозных кварталах.
Сегодня харедим (в переводе в иврита — те, кто трепещут перед Богом) составляют более 800 тыс. человек из 8-миллионного населения Израиля. Хотя значительная их часть — безработные, получающие пособие от государства, долгое время ортодоксы были представлены в кнессете, к ним обращались за поддержкой различные партии, поэтому никто не решался урезать льготы «религиозников». Однако в новом кабинете, сформированном в 2013 году, впервые за последние 10 лет нет представителей харедим. Между тем партии «Ликуд» и «Наш дом Израиль» — партнеры коалиции премьер-министра Биньямина Нетаньяху — требуют от него проведения политики «разделения бремени» и привлечения ортодоксальных иудеев к участию в жизни государства.
— Столь мощная демонстрация говорит о росте напряжения в обществе, и я опасаюсь за единство нации, — говорит спикер кнессета Юлий Эдельштейн. — Закон должен заботиться о равенстве в обществе, а не доводить его до гражданской войны.
Между тем собравшиеся на улицах Иерусалима ортодоксы оказались настроены весьма агрессивно. Они несли плакаты с изображением членов правительства в нацистской форме, а это в Израиле — очень серьезное оскорбление.
Правительство не собирается пока идти на уступки. Как заявил министр общественной безопасности Израиля Ицхак Ахаронович, закон о призыве харедим в армию очень важен и должен быть принят.
Сами ортодоксы еще в середине февраля категорически заявили, что не позволят забрать в армию тысячи студентов, обучающихся в религиозных иудейских учебных заведениях — иешивах. Их поддерживают и левые. Так, депутат в кнессете от сионистской социал-демократической партии «Мерец» Захава Гальон заявила тогда, что харедим не пойдут служить, поскольку Верховный суд не поддержит, по ее словам, закон об их призыве.
— Для ультраортодоксов до прихода Мессии израильского государства не существует, так что нынешний Израиль для них имеет такой же вес, как и любое другое государство, никакого понятия о долге у харедим нет, — пояснил доцент СПбГУ Александр Сотниченко. — В противовес им Израиль считает себя еврейским национальным государством и не хочет замечать разницы между различными религиозными воззрениями, полагая, что проходить воинскую службу должны все.
По его словам, проблема обострилась с ростом числа «религиозников» в последние годы. Ортодоксы получили значительные льготы при основании государства Израиль как больше всего пострадавшие от холокоста, поскольку не оказывали сопротивления. Но в 1948 году в стране проживало порядка лишь 4 тыс. таких семей и их своеобразный образ жизни не сказывался на функционировании государства.
Со своей стороны, харедим возражают, что доля «ешиботников», как называют в обиходе студентов иешив, всего 8–9%, тогда как от армии в Израиле под разными предлогами уклоняется порядка 40% молодежи, и неясно, почему такое внимание именно к харедим. Также, по словам известного авторитета ортодоксов, рава Ашера Кушнира, военные не раз признавались, что от харедим в армии нет особого прока, поскольку они слушаются не командира, а своего раввина. И, наконец, в армии царят «легкие отношения» между полами, которые недопустимы для религиозного иудея.
http://izvestia.ru/news/566868
Меня особенно заинтересовал факт "легких отношений между полами" в израильской армии. Евреи уже окончательно морально деградировали.
легкие отношения, дегенерат, это значит, что нет разделения - служат вместе. А это неприемлемо для религиозных. Вот когда у вас появятся девизии из попов, тогда и будешь топы про еврейских харедим открывать, а пока молчи в тряпочку.
Конечно, служат. Правда, обычно их служба бывает в качестве войскового священника. Их очень много было во время первой чеченской войны, я их там много встречала.
Ну вот в Чечне у них рядом с крестом автоматы висели.
Наш блок-пост рядом с Ассиновской стоял, рядом был полевой госпиталь, вертушкой туда раненных доставляли, о. Зосима со всеми наравне работал...
наши равины тоже вооружены в армии. Помимо этого есть большой % религиозных солдат. Речь идет о призыве в армию ортодоксальной молодежи на общих основаниях. Я уверена, что ваши учащиеся духовной семинарии повестки в армию не получают. Тем более, не забывай, что у нас в армии также служат женщины, что в принципе не приемлемо для ортодоксов, у них даже на свадьбах раздельные территории: женская и мужская.
Нет, сейчас семинаристам, как и остальным, отменили отсрочки от армии, но вроде как говорят, что это нормально, типа, капелланов больше будет, но насколько это массово - не знаю.
Да, в России армия для женщин это не обязанность, срочной службы нет, и чтобы стать военнослужащей приходится непросто:) Там неплохие зарплаты (для России), многие хотят служить, но продраться через мужской шовинизм довольно непросто.
девушки не так сильны как мужчины, на многих работах в армии они не справятся. Кстати, из наших ортодоксов получаются неплохие программисты и в киберразведке их ценят: они привыкли Тору разбирать буквально по буквам, очень помогает в этих специальностях.:)
Вообще-то такие подразделения есть в разных странах. Это как политруки раньше были.
Вот военные священники Армении на параде:
Нет такого понятия "священослужители",рав это скорее образование,а не должность.И в ешиве учатся обычно после армии или параллельно,я имею ввиду не харедим.
Равин это в первую очередь образование,квалификация в толковании Торы и Талмуда,дальше человек может стать равином общины,учителем,преподавателем в ешиве,быть членом религиозного суда ,а может получить любое светское образование и работать по специальности .Я знаю равинов врачей,математиков,преподавателей университетов и т.д. и т.п.
многим девушкам, по большому счету, в армии делать нечего. Для гос-ва будет дешевле секретаршу нанять - кофе офицерам подавать или не знать куда пристроить не обладающих большим IQ, - это кстати тоже денег стоит для страны, содержание солдат.
Вы специально пропускаете возможность альтернативной службы,которую проходят все религиозные девушки ? Там обычно никто кофе не подает и работы хватает на любой IQ.
я уже сказала, что это ненужный оброк государству, после которого правда есть свои преимущества. Мой служил в Хель-Авире.(это я к тому, что мы служим:)).
Что значит "ненужный" ? пока харедим пользуют всеми благами этого самого ненавистного государства неплохо бы что-то давать в обмен,я не верю,что альтернативная служба в школах,садиках,больница и прочих заведениях никому не нужна,кстати программисты-харедим в армии очень даже неплохи,а такие тоже есть.
Их просто надо отправить жить на границу с Палестиной - быренько воевать научаться, ну, или примут мученическую смерть.:ups2
это все и без вас знают... вопрос - почему они такой странной формы? визуально - как будто они не до конца на голову натянуты, и в тулье над макушкой - пустота... в этом есть какой-то глубокий сакральный смысл?
Так и есть:) Под шляпой кипа (ермолка). Она и не дает натянуть шляпу поглубже. Кстати, шляпы у них суперские. Борсалино и другие самые фирмовые:)
вононочё, михалыч! но тогда мне не понятно - зачем прикрывать кипу шляпой? вернее, так - зачем ортодоксам параллельно И кипа И шляпа?
Такая у них форма одежды. Католические священники тоже многие шляпу носят. Шляпа совсем не обязательна. Просто так им легче своих различать.
http://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/9.htm
///[2.Представления "харедим" и религиозных сионистов]
Основа идеологии "харедим" состоит в том, что современность не должна никак влиять на религию, и поэтому они стремятся по возможности сохранить тот образ жизни (и даже одежды), который был принят до эпохи "современного общества", т.е. до эпохи эмансипации - два века назад. В отличие от них, религиозные сионисты считают, что религиозные представления и поведение должны быть адекватными современности, поскольку в каждую новую эпоху в религии открываются новые грани. Согласно представлениям религиозного сионизма, религия не должна, конечно, просто копировать современность, но она должна определенным образом "расти", эволюционировать, чтобы она была способной давать адекватные ответы на духовные вопросы современности. Религиозные сионисты остаются ортодоксами, поскольку все то развитие религии, которое происходит внутри религиозно-сионистского направления иудаизма, продолжает оставаться в рамках базовых Законов Торы; более того, сами принципы этого развития являются ортодоксально-религиозными. Иными словами, в этом типе эволюции новая историческая форма иудаизма "вырастает", как очередная ветвь дерева - при том, что дерево остается самим собой и его корни и ствол не меняются.
///
Аскетизм во всем, удобство = комфорт.
Вы чего-то разные категории людей сравниваете. При чем тут "попы"? "Наши попы", во-первых, священнослужители, во-вторых, они не всегда в рясе ходят (..ну, то есть, они могут и все время в рясе ходить, если им так хочется, а могут "в нерабочее время" и в костюме ходить; все время в рясе - только монахи, но те из монастырей не так часто и выходят).
Если б вы раввинов с "попами" сравнивали, еще б более-менее.
Ортодоксы - это всего лишь религиозные люди..ну типа наших очень верующих мирян.
Как объяснял Веня, эта форма одежды из конца 40-х гг. Такая была американская мода в те времена, именно тогда появилось само государство Израиль и ортодоксы носили именно такую одежду.
Данные шляпы и сюртуки не несут смысловой нагрузки, в отличие от ремней вокруг руки, пейсов и прочего, вот эти объекты очень даже объяснимы, а форма одежды просто дань традиции.
Известный факт. Просто на заре становления государства Израиль многое пришлось воссоздавать заново. Даже язык, большой вклад в это дело внес Элиэзер Бен-Йегуда.
Про одежду сейчас поискала, вот тут еще почитайте, с юмором описано:)
В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.
Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл. Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.
Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.
Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.
Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер. Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.
Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл, низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик, высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.
Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.
С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.
Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).
Первый классический признак: галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.
Второй отличительный признак хасида — борода. Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.
В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук. Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом. Литвак гартлом не пользуется.
Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл), халаты, бекечи (то есть бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.
О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.
Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.
В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече.
И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.
По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.
Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.
Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн — до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн. Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.
Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.
Вы сами себе противоречите,причем тут становление Израиля и американская мода 40-х,они носят одежду похожую на ту,что носила община ,к которой они себя причисляют,в галуте.
Иврит существовал всегда, на нем написана Тора. Его никто не воссоздовал, он просто не был разговорным языком. Бен-Иехуда сыграл огромную роль в возрождении иврита в качестве разговорного языка, в развитии и обогащении этого языка, в превращении его в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письменной коммуникации. Небольшой пример: такие слова как компьютер, калькулятор, машина, поезд, космическая ракета и т.д были построены на основе корней подходящих понятий.
религиозная дивизия "Нахаль Оз" заполнена под завязку. Многие не против служить, но для религизных нет условий. Человек, который сознательно выбрал определенный образ жизни, имеет право отстаивать свою позицию.
Альтернативная служба это как оброк государству. Благотворителностью они и так занимаются. Я в принципе за то, чтобы служили, как все, тем более некоторым совсем не помешало бы поднять физическую подготовку, ну а талантливым студентам Торы можно и освобождение дать.
Причем тут оброк государству и благотворительность ? Они ничего не получают от государства ?
Не было никогда такого в истории,чтобы 100% общины не работала ,а только училась,согласись,именно,только самые талантливые учились,а остальные их содержали.
да с чего вы взяли, что они не работают? Среди моих знакомых досов, а у меня их много - все работают.
В тот момент,когда они отказываются служить под предлогом "торати эмунати" они не имеют права работать,а только учиться в определенных ешивах,ты не знала ?
ок, но это же не на всю жизнь. И учатся они быть знатоками в вопросах Торы, что в этом плохого? Плюс ешивы спонсируюся из за границы.
Почему не на всю ? Спонсируются это дополнительно к государственным вложениям,а не вместо,так что свой кусок пирога они отгрызают по-любому.
Ничего плохого,пусть все всю жизнь учатся,мало ли чего интересного есть на свете,только тогда непонятно кто кормить-лечить будет.
есть кто учится на врача, а есть, кто учит Тору. Для каждого есть место под солнцем. Если бы не было тех, кто учит Тору, евреи давно перестали бы быть народом и ассимилировали среди других народов. 10 праведников спасут город....а что они делают, конкретно, праведники? Всевышний ограничил Себя, чтобы создать наш мир, который и существует только потому что Он его творит каждый момент. Ешиботники учат духовный аспект нашего мира, законы Всевышнего. По каким каналам спускается благодать в наш материальный мир? И не рубим ли мы сук, на котором сидим? И потом, жизнь ортодокса трудна, учить Тору и соблюдать заповеди огромный труд и постоянная борьба со своим эгоизмом.
Те,кто учится на врача все-таки чаще всего служит в армии,а потом работает,а не всю жизнь сидит за партой.И повторюсь,не должна целая община состоять из неработающих ешиботников,10% "талмидим хахамим",остальные работают и учат Тору по вечерам и в шабат,так всегда было,только в Израиле харедим требуют к себе особого отношения,только потребляя.
самое прикольное, что в данный момент среди депутатов Кнессета от партии ШАС больше народа служили в армии, чем от "Еш Атид". Ну а Лапиду, с его "службой" журналистом по протекции папы вообще лучше молчать.
Есть много, которые живут на благотворительность из за границы, - их дело. Также не забывай, что быть равином, переписчиком Торы и т.д. - это тоже работа. Работать - это не значит стоять у станка.
И при этом получают все причитающиеся льготы и пособия от государства,включая медстраховку, не платя ни копейки налогов.
Не скажи, многие не имеют гражданства вообще. Льготы и страховку получают и пенсионеры, приехавшие из других стран и не работавшие и дня в Израиле.
Я вот, что тебя хочу спросить: к примеру, один работает и тратит деньги на себя и свою семью, не дает 10% маасера на благотворительность и вообще, не тратит своего времени на это, то есть живет для себя. Другой не работает, получая очень небольшую сумму от гос-ва, но всё свое свободное время тратит на помощь ближним. Как мы можем это сопоставить, на каких весах взвесить?
Вряд ли эти вышли на демонстрацию,боясь,что их возьмут в армию.
Тот,кто работает,платит на налоги,так что маасер уже заплачен,и даже больше.И далеко не все харедим тратят свободное время на помощь ближним и процент харедим среди добровольцев не выше,чем светских,не говоря уже о "вязанных кипах".Почему 18-летний эсдерник может служить в армии,а 18-летний хареди нет ? Почему девочки-ульпанистки могут поголовно идти на альтернативную службу,а харедимные нет ?
:) Налоги не имеют ничего общего с маасер. Нетка, если товарищи покупают очки, чтобы зрение было размыто и не видеть женщин, а харедим-девочки голову не поднимают, чтобы не встретится взглядом с мужчиной о какой армии идет речь?
Но при этом они прекрасно пользуются услугами тех самых светских докторов и медсестер и ничего им не мешает.Я уж промолчу,как у нас раньше харедим в тремпы рвались и им не мешало,что женщина чужая рядом,зато в автобусе рассаживались по одному и не сдвинешь,тут они вспоминали р совей "скромности".Кроме армии есть еще альтернативная служба,моя дочь и ее подружки отпахали 2 года в больницах,детских садах для "особых " детишек,школах,да мало ли есть мест практически без мужчин,было бы желание,а его как раз и нет,а есть желание использовать государство по полной ничего не предлагая взамен и растя их детей покорную толпу,не имеющую выбора.Я знаю несколько человек,вырвавшихся из общины,по которым отсидели шиву,им безумно тяжело.
Я обычно заходила после того,как они все рассаживались,и постоянно скандалила ,тетки пытались уступить мне место,но я требовала,чтобы мужики сдвинулись :-)
в автобусе, особенно на дальние дистанции я люблю сидеть в первом ряду, и здесь меня не сдвинешь. Но в рейсовом, в Иеруслиме, к примеру, все и так садятся обычно женщина к женщине, а мужчина к мужчине при наличии свободных мест. Когда нет такой возможости, то уже где есть место. Но я одно могу сказать, что после Иерусалима, хотя я и прожила в Тель- Авиве 6 лет, так дико смотреть на мужиков в майках и все эти открытые подмышки у обоих полов меня уже бесят.:) Особенно у тех кому уже за 40.
Я садилась в Петах Тикве в автобус Бней Брак-Эмануэль,обычно одна на этой остановке,все уже сидели,мужики по одному,тетки парами или с детьми,так что или стоять и скандалить,стоять после рабочего дня мне не хотелось,оставалось второе :-).
Ну придурки есть везде, что ты всех равняешь? Есть такие харедим, что им еще и стоит доплатить, чтобы в армию не лезли. Я знаю семьи, которые дальше Меа-Шарим всю жизнь не выходили. Я один раз ipad достала на Брите в синагоге в том районе, так это был полный фурор - дети ходили за мной стаей, а тетки слушали меня открыв рот.:)
Т.е. для армии они придурки,а Тору всю жизнь учить это им дано :-) ? Пусть санитарами в больницу идут,тоже польза.
Знаю я все,просто чем дальше,тем больше бесит,сейчас вот женщин на работу выгнали,как детское пособие срезали,а мужики так и просиживают штаны и не трожь их.У меня знакомые,из "русских" ,харедим,им еще хорошо,они образование нормальное получили,родители квартиру им купили и постоянно материально поддерживают,у их детей уже ничего этого не будет.Соседка моя,учительница,вышла на пенсию досрочно,потому что больше уже не могла работать,а через год пошла продавщицей,чтобы поддерживать великовозрастного сыночку,который тоже решил только Тору учить да детей каждый год рожать,а жена не тянет,так мама им продукты закупает и одежду на праздники.
придурки те, кто в атобусах в лицо плюет и перебарщивает в борьбе со светской жизнью. Те же камни, в шабат, нельзя кидать в проезжающие мимо машины, но кидают. Помогать своему сыну и его семье - это решение вашей знакомой, её никто насильно не заставлял. И почему вы считаете, что изучение Торы проигрывает образованию?
Я понимаю,что это ее решение,но не от хорошей жизни она на это пошла.Изучение Торы не проигрывает образованию,но человек обязан сам заботиться о своих детях,а не перекладывать это на плечи других, и молодой здоровый мужчина должен в первую очередь заполнить холодильник,а не ждать,пока это сделает мать-пенсионерка,под предлгом того,что он занят изучением Торы.
Ну вобще то при подписании ктубы мужчина подписывается под обязательствами обеспечить свою жену и детей, я думаю, что и без помощи матери-пенсионерки они бы не пропали, тем более мы говорим об Израиле. Маме наверное эта жертвенность самой необходима, надо бы ей еще было попросить у сына рассказать, что такое ляшон ра.:)
У харедим сейчас ходит шутка,что женщины должны подписывать ктубу,т.к. они превратились в главных кормильцев :-)
Нет там никакой жертвенности,мама сама из "вязаных кип",так что все прекрасно знает,есть еще два сына,те работают и содержат свои семьи,а этот и не просит ничего,но мама жалеет невестку,вот и старается помочь как может,а на пенсию учителя не разбежишься.А между "не пропали" и нормальными условиями для детей есть разница.