Пенсионная реформа стартовала ч.2
Часть 1 Госдума поддержала в первом чтении повышение пенсионного возраста
https://eva.ru/topic/131/3538092.htm
Часть 2 Референдум.
Сразу три политические и общественные силы получили в среду разрешение ЦИК продолжить работу по подготовке к всероссийскому референдуму по вопросу о предложенных правительством РФ изменениях в пенсионной системе. Их вопросы звучат почти одинаково, а значит инициативные группы автоматически становятся конкурентами, поскольку проведение референдумов по схожим вопросам невозможно.
Первая инициативная группа – из Москвы под руководством кандидата в мэры от «Справедливой России» Илья Свиридова.
Вторая – из Подмосковья. Ее возглавляют активисты из Всероссийского объединения организаций по работе с многодетными семьями Марина Семенова и Оксана Шаробокова.
Третья – из Алтайского края. Там свою инициативную группу собирается регистрировать КПРФ.
Теперь у трех инициаторов референдума будет два месяца с момента регистрации в региональном избиркоме (Москвы, Подмосковья и Алтайского края соответственно), чтобы провести собрания и зарегистрировать инициативные группы еще минимум в 42 субъектах. После этого проводится собрание уполномоченных всех зарегистрированных групп, и ЦИК регистрирует федеральную инициативную группу. С этого момента у инициативной группы будет 45 дней, чтобы собрать не менее 2 млн подписей, причем на один регион может приходиться не более 50 тыс. Если подписи будут признаны достоверными, ЦИК даст разрешение на проведение референдума.
http://tass.ru/politika/5440452
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/08/08/777656-referendume-pensionnomu-vozrastu
Звучат вопросы так:
1. "Вы за то, чтобы возраст, установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года, по достижении которого возникает право на назначение пенсии по старости, не менялся?". (от СР)
2. "Поддерживаете ли вы, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижению которого возникает право на пенсию по старости, не может быть увеличен?". (от общественников)
3. : "Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), повышаться не должен?". (от КПРФ)
Ну что, дамы и господа, какие мысли по-поводу формулировок? :ups1
*меня лично ни одна формулировка не устраивает*
Справка
>>В действующей системе пенсионного обеспечения России пенсии по старости разделяются на 3 вида
1. Страховая пенсия по старости - самая распространённая пенсия в России, прошлое название которой - трудовая пенсия по старости. Для её получения требуется страховой стаж (ранее - трудовой стаж) и накопленные пенсионные баллы.
2. Социальная пенсия по старости назначается людям, достигшим определённого возраста и проживающим в России более 15 лет, а также малочисленным народам Севера. Для получения такой пенсии страховой стаж и пенсионные баллы не нужны.
3. Государственная пенсия по старости-это выплаты из бюджета страны некоторым категориям граждан. Получать этот вид выплат имеют право, согласно законодательству РФ, следующие категории: военнослужащие, участники ВОВ, государственные служащие, жертвы техногенных катастроф, космонавты.
Уточнение видов пенсий с сайта ПФР
*пытаемся понять, что предлагают вынести на референдум*
Виды пенсии в России
17 апреля 2017
В России существует четыре основных вида пенсии:
– страховая;
– по государственному пенсионному обеспечению;
– накопительная;
– добровольная.
Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.
Страховая пенсия имеет три вида:
- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.
- страховая пенсия по инвалидности - назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.
- страховая пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:
- государственная пенсия за выслугу лет - назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.
- государственная пенсия по старости - назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.
- государственная пенсия по инвалидности - назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.
- государственная пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
- социальная пенсия - назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.
Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
У граждан 1966 года рождения и старше (Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве) формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.
http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2017/04/17/134109
Почему нам лгут о пенсиях в Китае
http://zavtra.ru/blogs/mifi_i_real_nost_
В последнее время в российских СМИ и даже в некоторых научных изданиях при обсуждении темы повышения пенсионного возраста в России (для мужчин — до 65 лет, для женщин — до 63) стали появляться утверждения о том, что надо брать пример с Китая, где якобы большая часть населения вообще не охвачена системой социального страхования. И, вообще, успехи КНР в экономике связаны с тем, что государство и предприниматели почти не несут расходов на систему социального страхования населения, и лишь незначительная часть государственных служащих (в первую очередь — кадровые работники и рабочие крупных предприятий государственного сектора) пользуются системой социального страхования.
Надо сказать, что подобные утверждения не соответствуют истине. В настоящее время уже большая часть (58,52%) населения КНР проживает в городах. Заметно вырос жизненный уровень населения не только по сравнению с 1978 годом, первым годом реформы, но и с 2000-м. По средней зарплате рабочих и служащих в городах в конце 2016 года: 67 569 юаней в год, или 5 630 юаней в месяц (около 56 тыс. рублей в месяц), — Китай уже обогнал Россию (примерно 30 тыс. рублей в месяц), хотя ещё в 2010 г. отставание Китая от России по среднему уровню зарплаты было заметным: 36 539 юаней в год (около 3000 юаней, или 18-20 тыс. рублей в месяц по курсу юаня к рублю на тот период). Как было отмечено в документах 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва (март 2018 г.), системой социального страхования в Китае сейчас охвачено 900 млн. человек, а различными видами медицинского страхования — 1,3 млрд. человек. Кроме того, в рамках борьбы с бедностью были повышены дотации для сельского и неработающего населения — с 240 до 450 юаней на человека в год.
Таких показателей охвата населения системой социального страхования в КНР добились не сразу. В ходе реформы потребовалось не только добиться значительного роста экономики, но и на протяжении 40 лет провести ряд мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий для значительной части населения страны.
Основы системы социального страхования КНР были заложены ещё в 50-е годы. На рабочих распространялся "Закон о трудовом страховании" от 1951 и 1953 гг. с внесёнными в него поправками в виде Временных постановлений Госсовета КНР от 1958 г. А директивой Госсовета КНР от 1952 г. "О медицинском обслуживании и профилактическом лечении за счёт общественных фондов для руководящих работников всех уровней народного правительства, аппарата политических партий, общественных организаций и подчинённых им предприятий и учреждений", подписанной премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем, предусматривалось, что "работники профсоюзов, молодёжных и женских организаций, других общественных организаций, работники культуры, образования, здравоохранения, администрация предприятий и военные специалисты будут пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием".
В ходе экономической реформы в положения о социальном страховании для рабочих и служащих были внесены некоторые изменения. В частности, в мае 1978 г. 2-я сессия Постоянного комитета ВСНП утвердила принятые Госсоветом КНР "Временные формы пенсионного обеспечения рабочих". В результате мужчины имели право на пенсию с 60 лет при непрерывном стаже 10 лет и общем стаже 25 лет, женщины — с 50 лет (служащие — с 55 лет) при непрерывном стаже 10 лет и общем стаже 20 лет. Для работающих в тяжёлых условиях (холодный и горячий цех, на воздухе, на воде и под землёй) пенсионный возраст был установлен на 5 лет ниже при сохранении того же трудового стажа, что и у остальных рабочих.
При получении увечья на производстве и полной потере трудоспособности рабочему выплачивалась пенсия в размере от 60 до 80% заработной платы. В случае, если рабочий полностью потерял трудоспособность не на производстве, но не достиг пенсионного возраста и имел 10 лет непрерывного стажа работы на предприятии, ему выплачивалась пенсия в размере 40% заработной платы (иногда — до 60%). Если рабочий полностью терял трудоспособность, ему выплачивалась пенсия пожизненно, а если он был в состоянии работать, то его должны были обеспечить подходящей для него работой и доплачивать некоторую сумму к зарплате в виде пособия. В случае смерти рабочего или служащего все расходы на похороны шли за счёт предприятия, которое должно было выплачивать пенсию членам семьи умершего.
Абсолютный и относительный рост числа пенсионеров в 80-е гг. требовал постоянных дополнительных затрат на формирование пенсионного фонда со стороны предприятий. Стали возникать экспериментальные формы пенсионных фондов. Например, в 80-е годы в отдельных крупных городах создавались объединённые пенсионные фонды государственных предприятий, но они оказались неплатёжеспособными. В 90-е годы сумма взносов в пенсионные фонды стала зависеть от числа пенсионеров на каждом предприятии, но в условиях рыночной конкуренции и роста числа пенсионеров не все предприятия, особенно крупные, могли выделить необходимые средства на выплату пенсий.
В 1991 году Госсовет КНР принял “Решения по реформе системы выплаты пенсий рабочим и служащим предприятий”, которые предусматривали повсеместное введение нового порядка выплаты пенсий, делившиеся на три вида:
1) единые для всех рабочих и служащих;
2) специальные пенсионные программы предприятий (осуществляются отдельными предприятиями, если у них есть средства для дополнительного пенсионного страхования своих работников);
3) индивидуальное пенсионное страхование (страховые полисы, которые приобретаются отдельными работниками).
Новым важным моментом было то, что единый пенсионный фонд формировался не только за счёт взносов предприятий, но и за счёт взносов работников (процент от зарплаты).
Схема предполагала, что часть собранных средств идёт в общий фонд на текущие пенсионные выплаты, а другая часть остаётся для накопления на личном счёте работника. В значительной мере нагрузка стала ложиться на плечи работников в период трудовой деятельности до достижения ими пенсионного возраста.
На III Пленуме ЦК КПК 14-го созыва (ноябрь 1993 г.) был взят курс на реформирование системы обязательного пенсионного страхования, сочетающей общественное распределение с индивидуальными счетами. К середине 90-х годов новая система пенсионного обеспечения была распространена на работников всех предприятий, независимо от формы собственности. В 1996 году Министерство труда КНР и другие ведомства подготовили ряд изменений в системе страхового пенсионного обеспечения работников промышленных предприятий, которые были утверждены Госсоветом. Согласно Постановлению “О создании единой системы основного пенсионного страхования работников предприятий” (опубликована Госсоветом КНР в июле 1997 г.) начала вводиться система обязательного пенсионного страхования (“Постановление №26”).
Начинающий участвовать в пенсионном страховании в первый год перечислял на личный страховой счёт 3% своей зарплаты, затем каждые два года его взнос увеличивается ещё на 1%, пока через 10 лет не достигал 8% от зарплаты. В то же время взнос предприятия на личный счёт работающего соответственно уменьшался с 8% от зарплаты в первый год участия до 3% — в сумме оба взноса всегда составляли 11% от зарплаты работающего. Взносы предприятий в общий фонд, средства которого идут на текущие пенсионные выплаты, определяются местным народным правительством и должны составлять не более 20% средней зарплаты каждого работника. Пенсия, которую стал получать пенсионер, состояла из двух частей: 1) основная пенсия — не более 25% средней зарплаты в данной местности; 2) сумма, равная 1/120 части средств, накопленных на личном счёте пенсионера (эта цифра определялась, исходя из средней продолжительности жизни в 1996 г., — 70,8 лет).
Для сельской местности Министерством труда КНР и Китайской народной страховой компанией была разработана система страхования по старости, которая даёт возможность каждому собственными средствами обеспечить себе пенсионные выплаты. Все граждане в возрасте с 18 до 60 лет, проживающие в сельской местности, независимо от характера работы могут участвовать в пенсионном страховании. В формировании местных пенсионных фондов вместе с гражданами в соответствии с экономическими условиями могут принимать участие и местные правительства, но доля взносов граждан должна быть не менее 50%. Суммы взносов могут составлять от 2 до 20 юаней за один месяц, которые можно вносить ежемесячно или ежеквартально. Право на получение пенсии наступает с 60 лет для мужчин и женщин при условии внесения пенсионных взносов в течение необходимого срока и действует до случая смерти; оставшиеся средства могут быть переведены на другой счёт.
Таким образом, материальное обеспечение пожилых людей, проживающих как в сельской, так и в городской местности Китая, осуществляется из трёх источников: 1) средств детей и родственников пожилых людей; 2) соответствующей месту жительства системы страхового пенсионного обеспечения; 3) для небольшой части престарелых: одиноких, нетрудоспособных и не имеющих средств к существованию, — системы “пять видов обеспечения” (продовольствие, одежда, жильё, медицинское обслуживание и средства на похороны).
Согласно данным Госкомитета КНР по планированию рождаемости, в 2014 г. системой социального страхования было охвачено свыше 95% сельских жителей; субсидии из местных бюджетов составляли 320 юаней на человека, а страховые выплаты покрывали 75% стоимости госпитализации и 50% стоимости амбулаторно-поликлинических услуг. Также была изменена система оплаты медицинских услуг с постоплатной на предоплатную, что позволило населению своевременно обращаться за медицинской помощью и контролировать расходы на диагностику и лечение.
В июле 2011 г. был принят Закон о социальном страховании. По итогам его исполнения в конце 2016 г. программой обязательного медицинского страхования было охвачено среди городских жителей дополнительно 120 млн. человек и пенсионным обеспечением — 88,7 млн. человек. В Китае планируют расширить систему социальных льгот для пожилых людей как в медицинском обслуживании, так и в пенсионной системе. В первую очередь предполагается обеспечить дополнительными социальными льготами индивидуальных предпринимателей и занятых на предприятиях негосударственных форм собственности, включая домохозяек, сельских рабочих-мигрантов и работающих "на удалённом доступе" через интернет.
В феврале 2014 г. Госсовет КНР издал Временное постановление о социальной помощи, где говорилось о выделении социальных пособий семьям, доход которых ниже прожиточного минимума в регионе, пожилым людям, требующим постоянного ухода, а также детям и тяжелобольным. Кроме того, в данном постановлении предусматривалось выделение специальных субсидий на медицинское обслуживание, оплату коммунальных расходов на жильё и другие виды временной социальной помощи для бедных слоёв населения.
В результате принятых мер в области социальной политики в XXI веке заметно вырос размер пенсии. Если в 1998 г. средний размер пенсии в Китае составлял всего 413 юаней, то в настоящее время средняя пенсия уже заметно превышает среднюю российскую — 14200 рублей в месяц. Разумеется, средний размер месячной пенсии в Китае заметно разнится по регионам. Например, в Пекине она составляет 3 050 юаней (в пересчёте на рубли по текущему курсу — 30 500 рублей), в Цинхае — 2 593 юаня (25 930 рублей), в Синьцзяне — 2 298 юаней (22 980 рублей), в Цзянсу — 2 027 юаней (20 270 рублей), в Юньнани — 1 820 юаней (18 200 рублей). При этом следует учесть, что, несмотря на общий рост цен, розничные цены потребительского сектора в КНР заметно ниже, чем в России.
Основная проблема системы социального страхования в Китае в настоящее время — это существование двойной системы социального страхования в стране. Одна система действует для работников государственных предприятий, которые в основном получают все виды пособий из государственных фондов социального страхования. Другая — для остальных, включая предприятия иных форм собственности и большинства сельских жителей, которые получают пособия из местных фондов. В дальнейшем планируется повысить уровень социального обеспечения. Новая система социального страхования в КНР не будет связана с показателями экономического роста, а будет напрямую зависеть от размера платежей предприятий и работников в фонды социального страхования. Предусматривается создание многоярусной системы социального страхования, состоящей из трёх частей: программы для занятых в государственном секторе, системы социального страхования для занятых на предприятиях других форм собственности и коммерческого страхования.
Таким образом, китайский опыт показывает, что за годы реформ заметно увеличился охват населения системой социального страхования и бесплатного медицинского обслуживания (наподобие российского ОМС) — от 100 млн. до 1 млрд. человек. При этом заметно выросли размеры месячных пенсий и социальных пособий, которые уже стали превышать российские. Также, несмотря на заметный рост пенсионеров, в Китае по-прежнему сохраняется установленный ещё в 50-е годы пенсионный возраст: мужчины — 60 лет, женщины — 50 лет (для служащих — 55 лет). Основными источниками фондов социального страхования в Китае, помимо государства, являются сами предприятия и трудящиеся, которые создают собственные фонды социального страхования как на уровне административных единиц, так и предприятий. Представляется разумным максимально использовать китайский опыт системы социального страхования для России, который позволяет привлечь дополнительные источники финансирования фондов социального страхования.
Когда медицина победит молодость. Мир, до которого вы доживёте.
https://www.nalin.ru/Kogda-medicina-pobedit-molodost-Mir-do-kotorogo-vy-dozhivyote-739
Сначала – несколько цифр.
В 1950 году граждане старше 60 лет составляли 8% мирового населения и 200 миллионов человек. В 2015 году — 12,3% мирового населения и 960 миллионов.
Доля стариков растёт быстрее, чем всех остальных групп. Количество детей по сравнению с 1950 годом увеличилось всего в 2,2 раза. Количество граждан от 60 и старше – в 4,5 раза. В 2030 году старых станет больше, чем малых – 1,4 против 1,3 млрд.
Каждый пятый на планете будет старым.
Впереди процесса Европа и прочие передовые страны – здесь уже почти четверть населения (23,9%) старше шестидесяти. К 2050 году стариками будет около 35% населения, включая автора этих строк, если доживёт.
Но нас бешеными темпами нагоняют страны, откуда мы привыкли доставать своих дворников и сиделок — азиатские и латиноамериканские. Через 35 лет у них самих под треть населения будут стариками. И даже Африка вступит в состояние, которое принято политкорректно именовать «демографическим переходом».
А теперь давайте попробуем понять, во что эти цифры превратят наш мир.
Кто кого будет нянчить
…Бабушкам, нянчившим ваших бабушек, уважаемые читатели, было лет по тридцать восемь-сорок. Бабушке, нянчившей меня в конце 1970-х, было 56. Когда бабушками станут ваши дочери, им будет уже за 70.
Коротко говоря — мало того, что «старшей возрастной группы» будет очень много. Она ещё сама скорее будет нуждаться в няньках. Тем более что благодаря успехам медицины старики стареют, то есть средний современный «землянин за 60» — дряхлее «землянина за 60» полувековой давности.
К 2050 году по планете будут передвигаться миллиарды (свыше 2 млрд) пожилых граждан, из которых где-то около миллиарда будут уже не слишком самостоятельны и нуждаться в постоянном уходе.
Кстати, восприятие старости культурной традицией до сих пор категорически отстаёт от реальности.
Культура изображает стариков зачастую носителями некоего авторитета, пользующихся особо почётным местом в обществе.
Но надо помнить простую вещь. «Авторитетные аксакалы» и «матери рода» из фольклора и литературы — были исключительно крепкие люди с выдающейся наследственностью, сохранявшие ясность рассудка и работоспособность (а значит и жизнь) до глубоких лет. Они были редкостью — и потому пользовались уважением.
К тому же знания, хранимые ими в своей памяти — были прикладными для молодых, ибо речь шла о статичном мире, в котором изменения, включая прогресс, длились столетиями. Условно говоря, внуки звонили по тем же смартфонам, что их деды в юности, работали на том же поле и точно так же женились, рожали и болели. Попробуйте представить себе собственных внуков 2050 года, приходящих к вам с вопросом, «бабуль, как завести твой солярис 2010 года» или ещё круче - "деда, можно я в твоего яйцелова поиграю?".
Прежде люди старели, а знания и быт - нет. Сегодня человек переживает несколько «поколений бытового уклада» за жизнь. Это, разумеется, не относится к некоему «фундаментальному жизненному опыту», но штука вся в том, что и сама фундаментальность меняется на наших глазах.
Граждане, которых медицина и улучшившиеся питание с отоплением дотаскивает до 80 лет, сегодня в среднем не представляют собой никакой исключительности. Это просто люди со сниженной, порой до нуля, работоспособностью, ослабленной памятью и реакциями, зачастую с прорезавшимися психическими отклонениями. И востребованы они будут — чем дальше тем больше — лишь самими собой.
Мир престарелых
Старость — это потребительский возраст. Это период (всё более длительный статистически), когда мало или вовсе не работающий человек нуждается в обеспечении и уходе – всё более дорогостоящем.
По факту через несколько десятилетий мы увидим мир, где старики (если быть точным, то скорее старушки) станут основной потребляющей категорией населения и главной «целевой аудиторией» для бизнеса.
Затраты на содержание пожилых в передовых странах растут из года в год (сегодня средняя стоимость содержания пожилого человека в доме престарелых в США — 83 000 долларов ежегодно). При этом автоматизировать уход за стариками не представляется возможным — точно так же, как и уход за детьми. Во всём обозримом будущем старикам будут нужны сиделки/соцработники/санитары.
А значит — всё большее число трудоспособных землян будет втягиваться в сферу ухода за пожилыми. То есть профессия сиделки станет одним из основных городских занятий — как 50 лет назад швеи, а сегодня официантки или оператора связи.
Что характерно – нынешней ситуации, когда за средним австрийским старичком ухаживает словацкая сиделка, за старенькой мамой которой ухаживает украинская сиделка, за старенькой мамой которой ухаживает как умеет приходящий соцработник — уже не будет.
Во-первых, возрастающие нужды передовых стран с высокой вероятностью приведут к усилению «колониального» способа управления отстающими странами. То есть «социалка» в отстающих странах будет деградировать и обрубаться теми же темпами, что и сейчас. То есть за украинской старушкой ухаживать из собеса, скорее всего, в 2030-м никто не придёт.
Во-вторых, в самих отстающих странах доля пожилых увеличится, а доля молодых сократится. То есть сиделки будут в дефиците везде.
В-третьих — сами передовые страны, в которых главной задачей станет обеспечение пенсий, недолго останутся передовыми. И в какой-то момент может оказаться, что экономическое превосходство передовых стран над отстающими обеспечивается уже не опережающим научно-техническим развитием, а «опусканием слабых», их принудительной деградацией.
Это не может не привести — примерно к середине века — к глобальному «кризису пирамиды обслуживания». И из этого кризиса будет несколько путей выхода.
Великие Древние
У социологии до сих пор нет внятного ответа на главный вопрос: чем закончится т.н. демографический переход — то есть старение населения с сокращением рождаемости.
По понятным причинам нынешняя ситуация, когда стареющие нации плавно «замещаются» мигрантами, не является ни стабильной, ни долговременной. Во-первых, потому что мигранты уже во втором поколении, встроившись в матрицу передовой страны, начинают размножаться и стареть примерно так же, как аборигены. Во-вторых, потому что в странах исхода мигрантов молодёжь тоже постепенно кончается.
Современные демографические выкладки говорят о том, что население Земли «стабилизируется» примерно на цифре в 9 млрд человек в начале второй половины этого века. Но это не значит, что население Земли не будет испытывать недостатка в молодёжи уже в ближайшее время. Ведь «стабилизация» спустя 40-50 лет будет означать, что пик рождаемости мира уже пройден и началось падение.
А к середине века правящие круги планеты получат мир, в котором на одного работоспособного приходится несколько нуждающихся в заботе.
Поэтому всё более вероятным представляется – уже к середине XXI века — сценарий возвращения мира в кастовое состояние. На новом, естественно, витке. В этом мире обладать капиталами будет крошечное меньшинство; небольшая каста, обслуживающая капиталы, будет заниматься квалифицированным трудом (она будет куда меньше нынешнего «среднего класса»); большинство же будет погружено в состояние римского пролетариата, не имеющего ни имущества, ни накоплений, ни глубоких знаний, ни значительных социальных гарантий.
В этом мире касту будет легко определить по отношению к старости. Грубо говоря, стариков глобальной бедноты будут обслуживать их дети и внуки. Стариков «средней касты» — бедняки, нанятые её детьми и внуками. Стариков высшей касты — будут обслуживать профессионалы, нанятые её капиталами.
В принципе такая кастовая система складывается уже и сегодня. Однако препятствием для её глобального «выхода из шкафа» является наследие XX века, слишком глубоко вдавившего в массовое сознание идеи о равноправии людей.
Неслучайно эти идеи сейчас изо всех сил размываются. Одно для всех равноправие дробится на десятки маленьких равноправий-гетто, каждое из которых отстаивает права своей «угнетённой группы», тем самым превращая уравнительный тоталитаризм (он же демократия) прошлого века в усложнённую систему «привилегий» различных меньшинств. Хотя все эти «привилегии» по сути являются разными степенями удалённости от того действительного равенства возможностей, которое провозглашал XX век.
Погружение глобального большинства в нищету в ближайшие десятилетия потребуется высшим кастам не только для того, чтобы сэкономить на нём. Есть основания полагать, что преодолеть кризис рождаемости сможет лишь возвращение значительных групп населения в «квази-традиционный» быт. Где собственная старость человека зависит не от какой-то там пенсии, соцработников и других пережитков XX столетия, а по старинке – от числа детей.
Может, всё будет иначе
Всё вышеизложенное, конечно, может не случиться. Всегда может выплыть какой-нибудь «чёрный лебедь», который поставит картину с ног на голову. В начале нулевых эксперты-демографы (например, Н.Римашевская, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН) уверенно предсказывали, что к 2015 году население России сократится до 132 миллионов. В действительности они промахнулись на 14 миллионов человек (в РФ проживает свыше 146 млн). Эксперты не могли прогнозировать, что в России установится стабильный политический режим, благоприятствующий рождаемости, и сократится процент наркоманов с алкоголиками.
Вот и с миром так же. Вышеизложенного не случится, если, например, будет найдено лекарство от старости, которое позволит людям сохранять здоровье и трудоспособность до последних лет жизни.
Или если найдут источник дармовой энергии и доведут до ума технологии, которые наполнят мир киборгами-рабочими, киборгами-слугами, киборгами-сиделками и киборгами-няньками.
Или если произойдёт «горячая» мировая война, которая перерисует всю карту мира, выкосит миллионы и спровоцирует бэби-бум для выживших.
Или если произойдёт возрождение идей XX столетия — и вместо дряхлого кастового мира мы увидим мир нового народовластия (оно же новый тоталитаризм). В тоталитарных обществах, как известно, реализация интересов большинства - в том числе вопросов коллективного выживания - без какой-либо рефлексии взваливается на всех индивидуумов вне зависимости от того, чего желают сами индивидуумы.
Впрочем, если верить статистике — то мы с вами ещё увидим, как оно всё обернётся.
Неслучайно эти идеи сейчас изо всех сил размываются. Одно для всех равноправие дробится на десятки маленьких равноправий-гетто, каждое из которых отстаивает права своей «угнетённой группы», тем самым превращая уравнительный тоталитаризм (он же демократия) прошлого века в усложнённую систему «привилегий» различных меньшинств. Хотя все эти «привилегии» по сути являются разными степенями удалённости от того действительного равенства возможностей, которое провозглашал XX век.
:cool2