книги на тему...
Помогите, пожалуйста, подобрать книги из отечественной и мировой классики, на которые можно было бы опереться в следующих темах школьных сочинений (нужны несколько произведений на каждую тему). Конкретно как будет звучать тема - неизвестно, известны только направления:
1. Спор поколений: вместе и врозь
Отцы и дети, Над пропастью во ржи - что ещё?
2. Вопросы, заданные человечеству войной
Война и мир, Судьба человека, Блокадная книга, А зори здесь тихие, На западном фронте без перемен, Искра жизни тяжелый песок.....?
3. Человек и природа
Астафьев. Платонов...... ?
4. ЧЕм люди живы?
О смысле жизни , общечеловеческих ценностях - на что можно опереться? Мы чё-то упёрлись в МиМ и дальше ступор. :-)
5. Тема по Лермонтову, там всё понятно.
3. Паустовский "Чёрное море", Арсеньев "Дерсу Узала", Бунин "Антоновские яблоки", Чехов "Степь", Тургенев "Бежин луг".
4. Боюсь показаться орхаичной, но "Война и мир" Толстого, "Тихий Дон" Шолохова", "Капитанская Дочка" Пушкина являются теми тремя китами, на которых можно раскрыть любую тему о смысле жизни, как бы не завернули её коварные авторы экзамена. А Булгаков и уже посоветованные Стругацкие помогут это дело "модернизировать" и продемонстрировать "широкую" начитанность экзаменуемого.
Вообще как родитель недавно "сдававший" ЕГЭ, посоветую вашему ребёнку крепче держаться за произведения школьной программы и за русскую классику, а всякие "оригинальности" вводить осторожно и в гомеопатических дозах. Нас, слава тебе господи, мимо "большого" сочинения пронесло, но эссе в ЕГЭ было, и его тоже надо было активно "подкреплять" большой литературой.
А это пока ещё не Егэ, на ЕГЭ так и осталось эссе.
Это называется итоговое экзаменационное сочинение по литературе, писать его будут в декабре, вот пока есть время что-то подчитать.
Я с Вами совершенно согласна, особенно про Войну и мир, беда моя в том, что ребёнка у меня блондинка :dash1, читает в основном современную литературу, Войну и мир даже не прочитала целиком, так, кусками. Из классики вот МиМ читала этим летом, поэтому пока свежо в памяти. Про войну.... ну, читала она "Ленка-пенка" (современный автор, девочка, блокада), ну, а стОит ли на неё опираться, как оценит экзаменационная комиссия? Ещё непонятно как быть с цитированием, нужны же цитаты по идее - выписывать и учить наизусть?
Вопрос №1. Это итоговое сочинение как будет влиять на результаты окончания школы и на всякие баллы для поступления? Уже известно?
Исходя из объективного ответа на этот вопрос я бы строила подготовку. Если никак не будет влиять, то написать, как напишется, и забыть.
А если это серьёзно, как ЕГЭ (я не шучу, мы например за каждый балл бились), то я просто заставила бы свою прочитать, всё, что нужно прочитать. У меня в этом плане разговор короткий :).
Не нужно по каждому пункту 10 произведений. 2-3 (3 лучше). И классику берите, классику, они это очень любят :).
Насчёт цитирования. Если сочинение пишется без текстов под рукой, то цитирование не требуется. Просто отсылки к тексту, демонстрирующие его знание.
Ничего пока не ясно. Учитель по литературе сказала, что не будет влиять никак ни на что (ну то есть надо хотя бы тройку получить). В Интернете нашла инфорамцию, что результаты этого сочинения будут учитываться наряду с баллами ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.
Я к тому и веду - чтобы прочитала, но поскольку время ограничено - выбираем самое важное.
10 произведений по каждому, конечно, не нужно, это я пытаюсь вспомнить - может, что-то уже прочитано, просто не пришло в голову, и от этого отталкиваться.
Да, без текстов под рукой.
5. Тема по Лермонтову.
По Лермонтову могу посоветовать несколько книг, сама сейчас всё про него читаю к его 200-летию, погрузилась в эту тему - оторваться не могу :).
Т.Толстая "Детство Лермонтова" (художественная, немного детская, читается отлично в любом возрасте)
А.М.Марченко "С подорожной по казённой надобности" (мне понравилась, очень подробное и интересное исследование биографии поэта, написано хорошим языком и увлекательно, при этом всё чётко по фактическим свидетельствам)
С.В.Чекалин "Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта" (тоже исследование биографии, значительно слабее предыдущей книги, о новых находках и тайнах биографии поэта)
"М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников" (школьнику, возможно, будет скучновато, да и книга очень объёмная, мне было интересно - это письма, дневники, воспоминания из первоисточников и подробными ссылками и комментариями в приложениях)
Роман-газета от декабря 2013 года, посвящённая Лермонтову (только вчера взяла в библиотеке и начала читать, написано неравнодушно и знакомит с разными точками зрения, пока нравится)
Это на очереди, я пока не читала: библиотекарь посоветовала в следующий раз взять роман Анри Труайя "Странная судьба Лермонтова".
Ну, и сами произведения Лермонтова надо читать, там автобиографического очень много. Плюс статьи Белинского о Лермонтове и его произведениях. Первые исследователи биографии поэта - П.Висковатов и П.Шугаев. В их трудах есть спорные моменты, но ценны они тем, что написаны практически по горячим следам и содержат воспоминания реальных очевидцев событий.
Ничего себе! Спасибо, мне самой интересно. Особенно Толстую интересно почитать.
Мы тут в прошлые выходные гуляли в парке и слуачйно попали на мероприятие , посвящённое 200-летию Лермонтова. Рассказывали, стихи читали, викторина была. Я даже там отличилась немножко. ))) И с удовольствием стихи послушали, у меня даже 6-летка слушала с интересом.
привет-привет)
успехов вам в освоении материала :)
а может "Очаг на башне" Рыбакова ей? по молодости хорошо читался :)
О смысле жизни. Может, ей фантастику подсунуть? Я выпускное сочинение писала, опираясь на эту книгу, а потом уже вплетала всяких классиков.
"Леопард с вершины Килиманджаро" Ольга Ларионова.
Айтматов "Пегий пес, бегущий краем моря" это на третье, о человеке и природе.
Первую тему вот тут гляньте: http://eva.ru/topic/119/3286813.htm
Товарищ, годный к каждой теме- Горький.
НЕ забудьте о прекрасной украшалке любого сочинения- поэтическом эпиграфе. Лучше из Александра Сергеича. Ну или Есенина. И цитата, и демонстрация широты пера, и знание русской классики)) Эпиграфы к каждой теме нужно зазубрить.
О, пегий пёс.... отличный выбор к теме о человеке и природе, спасибо.
Он может и к теме про поколения подойти, смотря как будет сформулирована.
О!. Лев Николаич еще. "Три смерти" и "Отец Сергий". Это к смыслу жизни. Словесникам очень нравится, когда дети пишут по классике, а не по всяким "новым и иностранным" книжкам.
Спасибо всем большое. Набрали достаточно книг. Ребёнок в шоке от моей активности :-) Плюс помогла учитель русского.
Очень интересный метод посоветовали, может, кому пригодится. Вести так называемый банк аргументов, в виде таблички: проблема какая-нибудь - книги на тему. Пригодится не только на итоговом сочинении, но и ЕГЭ (там нужно будет писать эссе и приводить литературные примеры), ну, и просто в школьных сочинениях. Начинать можно уже со средней школы.
Угумс. У меня целая книжечка с цитатами набралась к выпускным. Малюсенькая, как записная, и там полно было "проблема-цитата-аргументы". Реально очень помогала. Даже когда вытащить из кармана ее не удавалось, в мозгу всплывала страничка нужная. Но это надо быть книжным буквоедным червем, чтоб добровольно такое вести несколько лет))
Хотя бы без цитат - автор, название, проблемы, может быть - главные герои. Хотя бы по тем произведениям, что проходят в школе...
Потому что на ЕГЭ исходный текст может быть совершенно любой, а по нему надо будет написать сочинение и сослаться на литературные примеры.
Что сделал один находчивый мальчик, выпустившийся в этом году - не прочитав в жизни ни одной книжки он просто придумал некоего автора, некое художественное произведение, при плёл его в качестве литературного примера - и получил нужный балл. :-)