С Днем Рождения,Алиса Бруновна!
Народной артистке СССР Алисе Фрейндлих 8 декабря исполняется 81 год. Конечно, все от мала до велика помнят, как она с телеэкрана входила в каждый дом то, как строгая Людмила Прокофьевна из "Служебного романа", то как царственная Анна Австрийская в "Мушкетерах двадцать лет спустя". Однако заядлые театралы знают и любят ее именно по ролям на сцене.
Список спектаклей, где сыграла Алиса Бруновна, едва ли не превосходит число ее ролей в кино. Впервые на сцену она вышла в 1957 году в спектакле "Человек с портфелем" по пьесе Алексея Файко. Роль не была простой - один из героев постоянно говорил на французском и актрисе пришлось учить отдельные фразы - ведь до этого Алиса Бруновна учила английский язык. Впрочем, несмотря на языковой барьер, дебют удался.
Самые известные роли пришлись на период с 1963 на 1981 годы. Алиса Фрейндлих тогда сыграла целую плеяду, знакомых каждому школьнику и любителю классической литературы, персонажей. Тут и Селия Пичем из "Трехгрошовой оперы" и Джульетта Капулетти из "Ромео и Джульетты" и Катерина Романовна из "Преступления и наказания". Увы, не все это можно увидеть сейчас в записи, ведь некоторые спектакли показывали в то время, когда теле-запись была еще не столь распространенной. Однако, в телеархивах кое-что осталось, а значит, это можно найти и в интернете.
Строптивая, неуступчивая и энергичная
Пожалуй, самая ранняя запись спектакля, где играла Алиса Фрейндлих была в 1973 году. Актриса играла Катарину в шекспировском "Укрощении строптивой". Сюжет не отличался от классики - чтобы выдать замуж хорошенькую младшую сестру надо найти спутника жизни для строптивицы старшей. За дело берется вздорный дворянин, готовый на все ради приданого.
Плеяду сохранившихся на пленке спектаклей 70-х годов венчает "Пятый десяток", правда, как и другие постановки запись датирована несколькими годами позже - ее увидели на экранах только в 1983 году. Здесь Алиса Фрейндлих сыграла главную роль - библиотекаршу Елочкину. Женщина, как следует из названия, немалых лет продолжает гнуть свою линию - пережив на своем веку множество горестей и радостей, она неуступчива и энергична, хоть и переживает из-за этого...
Еще одна из постановок - "Люди и страсти" 1974 года. Хотя, будем честными, видеозапись датирована 1979 годом. Те, кто захочет посмотреть запись, увидят на экране не только Алису Бруновну, но и Михаила Боярского и других замечательных актеров, хоть и не таких популярных. В сюжет спектакля вплетены мотивы из произведений немецких классиков. Ценители угадают тут влияние Гете, Гейне, Шиллера, Фейхтвангера и даже Брехта.
Первые драмы в "нулевых"
Отметим, что все эти роли были сыграны на сцене Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета.
Современный период сценичской карьеры Алисы Бруновны был не менее ярко отражен в записях. Привычно, что зрители то и дело видели ее в кино, однако на ТВ то и дело мелькали театральные постановки, которые публика воспринимала с не меньшим интересом. В нулевых актрису можно увидеть в записи, как минимум шести спектаклей. Спасибо интернету, вместе с ней на экране появляются то Олег Басилашвили, то Кирилл Лавров.
Первым делом, если соблюдать хронологию, стоит посмотреть спектакль "Квартет" 2005 года, сыгранный в БДТ имени Товстоногова. Герои пьесы - бывшие оперные знаменитости. Живут они в доме престарелых и горя не знают, пока им не приходит предложение исполнить квартет из оперы "Риголетто". Прежде чем согласиться на каждого героя обрушиваются воспоминания о прошлом. В общем, автор, лауреат Пулитцеровской премии, умело насытил действо психологизмом.
Затем, Алису Бруновну можно увидеть на сцене в 2006 году в "Оскаре и розовой даме". Очень трогательная пьеса о смертельно больном мальчике и его сиделке - даме в розовом. Все действо они играют в игру - каждый день мальчик должен на словах прожить 10 лет своей будущей жизни. Всего чуть-чуть и пред ребенком проносятся - юность, взросление, женитьба и старость.
Семейные перипетии и шекспировский шут
Отметим, что большая часть постановок, сохранившихся на видео, пришлась на 2007 год. Тут Алису Фрейндлих можно увидеть сразу в трех спектаклях:
"Калифорнийская сюита" - мелодрама о трех семейных парах оказавшихся в отеле «Беверли-Хиллс» в Лос-Анджелесе. Они может и не познакомились бы друг с другом, если бы не стечение обстоятельств. В итоге, все так переплетается, что зрителям невольно придется прочувствовать историю каждого из персонажей. Нужно ли говорить, что всех жен играет неподражаемая Алиса Фрейндлих, а мужей - Олег Басилашвили.
"Двенадцатая ночь или как пожелаете" - музыкальная постановка по комедии Уильяма Шекспира. Много песен, танцев и забавных номеров, не говоря уже о ситуациях. Отличает действо то, что в один из моментов Алиса Фрейндлих выходит на сцену в роли шута.
"Гори, гори, моя звезда" - а вот это моноспектакль. Тонкие и прекрасные стихи Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока читает прекрасная Алиса Фрейндлих.
Нестареющий Достоевский и собрание теле-фрагментов
Завершает список спектакль "Дядюшкин сон", заснятый в 2011 году. Комический случай из жизни обитателей провинциального городка приводит к весьма драматической развязке. Не нам судить, что именно хотел сказать Федор Михайлович этим произведением, учитывая, что оно было первым после ареста и каторги. Однако эксперты в литературе отмечают, что вероятно речь идет о жизни, которая проносится словно миг, а череда дней лишь сон.
По правде сказать, на данный момент это самый своевременный выбор - постановка идет в БДТ имени Товстоногова, так что ее можно посмотреть и живьем. Однако на днях Олег Бавсилашвили немного захворал и спектакль отменили. Поэтому если вам не терпится насладиться актерской игрой уже сейчас, стоит поискать в интернете запись. Пусть ей уже три года, но спектакли ведь не стареют, тем более если в основе повесть Достоевского.
На десерт, можно посмотреть фильм-спектакль "Алиса Фрейндлих. Избранное" 1973 года. Фрагменты того, что не оцифровали и не "закачали" в сеть можно увидеть именно там. В спектакле представлены сцены из постановок театра имени Ленсовета: «Таня», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Преступление и наказание», «Варшавская мелодия», «Укрощение строптивой». Одним словом, располагайтесь поудобнее, желаем приятного просмотра.
С Днем рождения, великая актриса! Как же она мне нравиться! Потрясающая женщина, огромный талантище! И в театре, и в кино! Радуйте нас еще много лет! Здоровья, долголетия и благополучия =D>=D>=D>=D>=D>=D>=D>=D>=D>=D>=D>=D>
Из когорты актрис, которые в принятом понимании-не являются красавицами , но благодаря таланту и мастерству кажутся истиными красавицами.
НЕнавскидку назову тех, кого лично не считаю красавицами.Но и страшными я их не называю.
Екатерина Васильева
Сара Джессика Паркер
Лайза Минелли
Джулия Робертс
Ирина Купченко
Да, я считаю, что они НЕкрасавицы.Но они красивее всех признанных красавиц ...потому что он органичны , талантливы, безумно харизматичны и очень убедительны.
В противопоставление-признанные красавицы, в том числе и для меня:
Алферова
Чурсина
Быстрицкая
Ну вот, вроде понятно...
Алиса Бруновна не настолько красива, как перечисленные дамы.Но ей и не нужно быть похожей на них.Она другим берет:)
Cегодня день рождения Алисы Фрейндлих
Вспоминаем лучшие цитаты Алисы Бруновны:
Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что всё ещё впереди.
Мне не интересны люди, которые не отдают душу.
Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести.
Одиночество — это когда некому себя отдать.
Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование.
Всю жизнь мы расписываемся в том, что не знаем себя до конца.
Стресс — лучшая диета.
У одних — работа, у иных — судьба.
Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа.
Всю жизнь любила детские книжки и даже сейчас иногда почитываю.
Красота воспитывает людей, это один из самых серьезных способов нравственного воздействия.
Сидеть долго в ожидании — как-то непристойно. Это расточительно и несправедливо по отношению к своей судьбе.
Влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. Все это вместе и есть любовь. Если хотя бы один компонент отсутствует, вы получите все что угодно, только не любовь.
«Ехать» только на том, что дал Бог, — это значит очень скоро «свалиться с коня».
Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтобы вместе выращивать герань.
Спасибо за ее цитаты! Как много правильного в ее словах.Особенно в ее формуле любви.Согласна с каждым ее словом.Это именно то, что и для меня есть-любовь.Мудрая женщина.
Мои поздравления и восхищение этой Актрисой! Повезло в жизни- видела её работы на сцене живьём, имела счастье общаться лично. Алиса Бруновна- женщина без возраста. Наверное потому, что она не боится старости, не боится выглядеть некрасивой. Лично я считаю её Великой русской Актрисой с самой заглавной буквы. Без всяких натяжек. Из ныне живущих её коллег - она самая мастеровитая и неподражаемая. И ещё ей подвластны любые жанры. Она вне амплуа, вне рамок и условностей.
С Днём рождения!
Красивая. Во всем: красиво говорит, красиво играет, красиво курит...Одна из обожаемых богинь советского экрана. Мудрая. Дай бог ей еще многих лет.
И красиво стареет!!!
Пожалуй, единственная актриса, которая в зрелости и старости нравится мне больше, чем в молодости.