Фазиль Искандер

копировать

Никогда ничего не читала у Искандера, но вот попалась мне его детская книжка про Чика, домучиваю второй рассказ, и решила обратиться к начитанной евской общественности: как вы относитесь к этому автору? Книгу купила под влиянием восторженного отзыва на сайте инет-магазина. Вот, думала, открою для себя нового автора, восхищусь чем-то, чего раньше не знала. Не буду вдаваться в подробности своего разочарования, просто хочу послушать мнения тех, кто любит такую прозу, или, наоборот, не любит. Заранее всем спасибо.

копировать

Я ОБОЖАЮ Искандера) Детское все зачитано до дыр) В детстве)

копировать

Очень ровно отношусь. Не цепляет.

копировать

Обожаю. Сандро из Чегема - обязательно читать.

копировать

Люблю такую прозу. Поэтому к творчеству Фазиля Искандера отношусь очень хорошо.

копировать

его взрослые книги, которые были прочитаны во взрослом возрасте, были интересны. заставь меня сейчас восхищаться любым детским произведением любого писателя, я, пожалуй, пас.

копировать

Фазиля Искандера обожала в детстве!!!!! Он навсегда остался любимым писателем для меня. Все, что выходило у него нового, сразу читала, взрослые помогали доставать. Помню, в библиотеке еще брала более ранние издания, которые старше меня. Все они были зачитаны до дыр. В книжечку выписывала цитаты )))) От упоминания его имени и сейчас "текут слюнки", примерно также, как от воспоминаний о любимых вкусностях из детства. Но сейчас читать его не могу. Видимо, всему свое время. Ребенок читал его лет в 10 с интересом, но не с таким упоением, как я когда-то.

копировать

Обожаю) Читала в период 20-30 лет, где-то так) В детстве не попадался, хотя муж вот именно в детстве с ним познакомился, про Чика) Вам просто не по возрасту уже. Почитайте что-нибудь более взрослое у него

копировать

Не думаю, что дело только в возрасте. Мне он не понравился чисто в литературном плане. Стойкое ощущение, что текст требует литературной доработки: все как-то сыро, вяло, постоянные повторы одних и тех же слов и мыслей, как-то нехудожественно, тускло. совершенно не цепляет. Хотя с точки зрения сюжета в целом интересно. Но это я только по Чику сужу, конечно. Но, с другой стороны, после него ничего больше читать из этого автора и не хочется.

копировать

+1 к Сандро. Изнутри показано разложение застоя, с местным колоритом. помните Самохину из Воры в законе? Это по этим рассказам

копировать

после "Маленький гигант большого секса" вообще его читать не хотела, но "О,марат!" настолько не похож на фильм! никакой пошлости, все с таким юмором!))))

копировать

Открывая топ, была уверена, что автор хочет поделиться своим читательским открытием.) хотела порадоваться за Вас и сказать, что я Вам завидую, Вы еще только начинаете его читать. А тут вон че)
Думаю, дело не в возрасте, я Чика первый раз прочитала, будучи взрослой.
Если «не понравился чисто в литературном плане. Стойкое ощущение, что текст требует литературной доработки: все как-то сыро, вяло, постоянные повторы одних и тех же слов и мыслей, как-то нехудожественно, тускло», то , думаю не стоит себя истязать. Я именно люблю и его язык, и то, как он подмечает всякие мелочи, и за его юмор, ироничность, философию.
Люблю у него все абсолютно, все читано не по разу. Он, конечно, разное писал. Если все-таки есть желание попробовать понять, сем он так цепляетчитателей, можно попробовать Кролики и удавы, или отлельные рассказы из Сандро из Чегема, например Харлампо и Деспина. Или отдельные рассказы, например, Начало очень люблю. Или из Чика - Тринадцатый подвиг Геракла, Мой дядя самых честных правил...или что-то из школьного вальса. это все короткие вещи, много времени не отнимут. Если не понравится, значит, просто не Ваш автор.

копировать

ну вот я как раз хотела Кролики и удави почитать, но попался Чик.
Вообще, конечно, удивительно: есть много книг, которые читать не особо интересно, но все же признаешь их художественные достоинства. А с Чиком я просто растерялась--что тут такого особенного, что это стало классикой?
В общем, ладно, наверное действительно не мой писатель.

копировать

Буквально 3 кусочка навскидку, из рассказа "Начало", он автобиографичен, в нем автор рассказывает как он приехал в Москву. Прочтите, пожалуйста, в качестве личного одолжения. ) Если не цепляет, то да, таки не Ваш.


" И вот с аттестатом, зашитым в кармане вместе с деньгами, я сел в поезд
и поехал в Москву. В те годы поезда из наших краев шли до Москвы трое суток,
так что времени для выбора своей будущей профессии было достаточно, и я
остановился на философском факультете университета. Возможно, выбор
определило следующее обстоятельство.
Года за два до этого я обменялся с одним мальчиком книгами. Я ему дал
"Приключения Шерлока Холмса" Конан Дойля, а он мне -- один из разрозненных
томов Гегеля, "Лекции по эстетике". Я уже знал, что Гегель -- философ и
гений, а это в те далекие времена было для меня достаточно солидной
рекомендацией.
Так как я тогда еще не знал, что Гегель для чтения трудный автор, я
читал, почти все понимая. Если попадались абзацы с длинными, непонятными
словами, я их просто пропускал, потому что и без них было все понятно.
Позже, учась в институте, я узнал, что у Гегеля, кроме рационального зерна,
немало идеалистической шелухи разбросано по сочинениям. Я подумал, что
абзацы, которые я пропускал, скорее всего и содержали эту шелуху."

......

За столиком с названием "Философский факультет" сидел довольно пожилой
мужчина в белой рубашке с грозно закатанными рукавами. Никто не толпился
возле этого столика, и тем безудержней я пересек это пространство, как бы
выжженное философским скептицизмом.
Я подошел к столику. Человек, не шевелясь, посмотрел на меня.
-- Откуда, юноша? -- спросил он голосом, усталым от философских побед.
Примерно такой вопрос я ожидал и приступил к намеченному диалогу.
-- Из Чегема, -- сказал я, стараясь говорить правильно, но с акцентом.
Я нарочно назвал дедушкино село, а не город, где мы жили, чтобы сильнее
обрадовать его дремучестью происхождения. По моему мнению, университет,
носящий имя Ломоносова, должен был особенно радоваться таким людям.
-- Это что такое? -- спросил он, едва заметным движением руки
останавливая мою попытку положить на стол документы.
-- Чегем -- это высокогорное село в Абхазии, -- доброжелательно
разъяснил я.
Пока все шло по намеченному диалогу. Все, кроме радости по поводу моей
дремучести. Но я решил не давать сбить себя с толку мнимой холодностью
приема. Я ведь тоже преувеличил высокогорность Чегема, не такой уж он
высокогорный, наш милый Чегемчик. Он с преувеличенной холодностью, я с
преувеличенной высокогорностью; в конце концов, думал я, он не сможет долго
скрывать радости при виде далекого гостя.
-- Абхазия -- это Аджария? -- спросил он как-то рассеянно, потому что
теперь сосредоточил внимание на моей руке, держащей документы, чтобы вовремя
перехватить мою очередную попытку положить документы на стол.
-- Абхазия -- это Абхазия, -- сказал я с достоинством, но не заносчиво.
И снова сделал попытку вручить ему документы.
-- А вы знаете, какой у нас конкурс? -- снова остановил он меня
вопросом.
-- У меня медаль, -- расплылся я и, не удержавшись, добавил: --
Золотая.
-- У нас медалистов тоже много, -- сказал он и как-то засуетился,
зашелестел бумагами, задвигал ящиками стола: то ли искал внушительный список
медалистов, то ли просто пытался выиграть время. -- А вы знаете, что у нас
обучение только по-русски? -- вдруг вспомнил он, бросив шелестеть бумагами.
-- Я русскую школу окончил, -- ответил я, незаметно убирая акцент. --
Хотите, я вам прочту стихотворение?
-- Так вам на филологический! -- обрадовался он и кивнул: -- Вон тот
столик.
-- Нет, -- сказал я терпеливо, -- мне на философский.
Человек погрустнел, и я понял, что можно положить на стол документы.
-- Ладно, читайте. -- И он вяло потянулся к документам.
Я прочел стихи Брюсова, которого тогда любил за щедрость звуков.

Мне снилось: мертвенно-бессильный,
Почти жилец земли могильной,
Я глухо близился к концу.
И бывший друг пришел к кровати
И, бормоча слова проклятий,
Меня ударил по лицу!

-- И правильно сделал, -- сказал он, подняв голову и посмотрев на меня.
-- Почему? -- спросил я, оглушенный собственным чтением и еще не
понимая, о чем он говорит.
-- Не заводите себе таких друзей, -- сказал он не без юмора.
Все еще опьяненный своим чтением и самой картиной потрясающего
коварства, я его не понял. Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось.
-- Пойду узнаю, -- сказал он и, шлепнув мои документы на стол,
поднялся, -- кажется, на вашу нацию есть разнарядка.
Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет. Я
обиделся за стихи и разнарядку. Пожалуй, за разнарядку больше обиделся.
В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в
Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона.
Если человек из университета все время давал мне знать, что я не
дотягиваю до философского факультета, то здесь, наоборот, человек из
приемной комиссии испуганно вертел мой аттестат как слишком крупную для
этого института и потому подозрительную купюру. Он присматривался к
остальным документам, заглядывал мне в глаза, как бы понимая и даже отчасти
сочувствуя моему замыслу и прося, в ответ на его сочувствие, проявить
встречное сочувствие и хотя бы немного раскрыть этот замысел. Я не раскрывал
замысла, и человек куда-то вышел, потом вошел и, тяжело вздохнув, сел на
место. Я мрачнел, чувствуя, что переплачиваю, но не знал, как и в каком виде
можно получить разницу.
-- Хорошо, вы приняты, -- сказал мужчина, не то удрученный, что меня
нельзя прямо сдать в милицию, не то утешенный тем, что после моего ухода у
него будет много времени для настоящей проверки документов.

......

Москвичи обрадовали меня своей добротой и наивностью. Как потом
выяснилось, я им тоже показался наивным. Поэтому мы легко и быстро сошлись
характерами. Людям нравятся наивные люди. Наивные люди дают нам возможность
перенести оборонительные сооружения, направленные против них, на более
опасные участки. За это мы испытываем к ним фортификационную благодарность.
Кроме того, я заметил, что москвичи даже в будни едят гораздо больше
наших, со свойственной им наивностью оправдывая эту особенность тем, что
наши по сравнению с москвичами едят гораздо больше зелени.
Единственная особенность москвичей, которая до сих пор осталась мной не
разгаданной,-- это их постоянный, таинственный интерес к погоде. Бывало,
сидишь у знакомых за чаем, слушаешь уютные московские разговоры, тикают
стенные часы, лопочет репродуктор, но его никто не слушает, хотя почему-то и
не выключают.
-- Тише! -- встряхивается вдруг кто-нибудь и подымает голову к
репродуктору. -- Погоду передают.
Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить
ее в неточности. В первое время, услышав это тревожное: "Тише!", я
вздрагивал, думая, что начинается война или еще что-нибудь не менее
катастрофическое. Потом я думал, что все ждут какой-то особенной,
неслыханной по своей приятности погоды. Потом я заметил, что неслыханной по
своей приятности погоды как будто бы тоже не ждут. Так в чем же дело?
Можно подумать, что миллионы москвичей с утра уходят на охоту или на
полевые работы. Ведь у каждого на работе крыша над головой. Нельзя же
сказать, что такой испепеляющий, изнурительный в своем постоянстве интерес к
погоде объясняется тем, что человеку надо пробежать до троллейбуса или до
метро? Согласитесь, это было бы довольно странно и даже недостойно жителей
великого города. Тут есть какая-то тайна.
Именно с целью изучения глубинной причины интереса москвичей к погоде я
несколько лет назад переселился в Москву. Ведь мое истинное призвание -- это
открывать и изобретать.
Чтобы не вызывать у москвичей никакого подозрения, чтобы давать им в
своем присутствии свободно проявлять свой таинственный интерес к погоде, я и
сам делаю вид, что интересуюсь погодой.
-- Ну как, -- говорю я, -- что там передают насчет погоды? Ветер с
востока?
-- Нет, -- радостно отвечают москвичи, -- ветер юго-западный до
умеренного.
-- Ну, если до умеренного, -- говорю, -- это еще терпимо.
И продолжаю наблюдать, ибо всякое открытие требует терпения и
наблюдательности.

копировать

Спасибо больше за такую трудоемкую попытку приобщить меня к пониманию Искандера, честно, я очень тронута. Но...как я ни старалась проникнуться, никак все прочитанное во мне не отозвалось.

копировать

Да че уж там трудоёмкого, не наизусть цитировала, копировать-вставить).
Жаль, но спасибо что честно пытались)

копировать

Стало интересно, а какое прочитанное в вас отзывается?

копировать

Как-то странно. что Вы спрашиваете это анонимно...Отзывается во мне Довлатов, Паустовский, Пушкин неплохо отзывается. Это, так сказать, из самого-самого отзывающегося. Вообще в художественной литературе я как-то давно уже законсервировала свои предпочтения. Все, что я любила в 20 лет--люблю и сейчас, а вот нового практически ничего для себя не открываю. Давно уже. Часто попадаются просто интересные книги. Зулейха, например, или вот сейчас купила себе толстенный сборник рассказов Булычева, с большим инетересом читаю. Вот Алексина открыла для себя во взрослом уже возрасте. Но это все просто хорошее интересное чтение, на которое в целом не жалко потратить время. Эталоном же все равно остаются первые три названные фамилии. С ними для меня никто не сравнится.
А вообще я как-то больше к нехудожественной литературе тяготею: мемуары, научно-популярная литература, учебная в определенных областях. В общем надеюсь, удовлетворила ваше любопытство.

копировать

Спасибо! Надо перечитать

копировать

Спасибо:) Чудесный рассказ. У меня есть книга "Дерево детства", он там есть. Замечательный писатель, мудрый, ироничный. Один из любимых.

копировать

стихи тогда почитайте https://www.stihi.ru/2006/08/01-1065