Жестокий романс - Гузеева vs Каменкова
В очередной раз смотрю "Жестокий романс", не могу оторваться. И вот, впервые за много лет, задалась вопросом - почему на роль Ларисы взяли именно Ларису Гузееву, а не Анну Каменкову, чьим голосом в итоге говорит героиня? Актрисы очень похожи, как внешне, так и по характеру, амплуа. Ничего не имею против Гузеевой, мне она очень нравится, но Каменкова сыграла бы не хуже, как мне кажется. К тому же пела в фильме Валентина Пономарева, а не Лариса, и львиная доля успеха созданного образа заслуга именно Анны и Валентины.
Много видела статей про кастинги в любимые советские фильмы, практически всегда было стопроцентное попадание в роли и образы главных героев. Например, вариант Миронов-Гурченко в "Иронии судьбы" даже представить сложно.
А в "Жестоком романсе" героиня вполне себе заменяема. Я одна так считаю?
С удовольствием послушаю мнения и о других фильмах.
Что-то (на мой вкус) Каменковой место возле Карандышева. А вот Гузеевой самое то с Паратовым... И Паратов Михалкова - он на Гузееву бы слюнями исходился с первой минуты, а Каменковой так.... ну бегает, как собачка, чего бы не вдуть.. :chr1:chr1:chr1:chr1:chr1 я не знаю, как это объяснить... Короче, типаж у Каменковой не тот для сочетания с Михалковым
Согласна. Нет в ее внешности страсти, готовности идти ва-банк, она никогда бы не встала под выстрел Паратова. Ее внешность олицетворяет для меня размеренность и прагматичный расчет.
Я не профи и не критик, но Каменкова - более светлая и нежная какая-то. У Гузеевой на лице написана страсть, которая объясняет ее прыжок к Паратову/Михалкову в объятья. Лариса Каменковой не смогла бы так сделать. :)
Я думаю, что Рязанов сделал лучший возможный выбор на тот момент. На мой взгляд, Гузеева - "красавица с надломом", со вторым дном, Каменкова - просто милая внешне. Вообще, подбор актеров в его фильмах всегда "в точку".
Кстати, а вот почему Бондарчук выбрал Савельеву, а не Вертинскую - для меня загадка.
off На свой страх и риск напишу своё предположение по поводу Савельевой и Вертинской. Бондарчук отказался от кандидатуры Вертинской по той же причине, что и Рязанов от Фрейндлих в *Гусарской балладе*. Фрейндлих слишком женственна для роли Шурочки Азаровой, слабо верится в её мальчишку-корнета, девочка видна. В театре Фрейндлих играла мальчика, но там другая мера условности происходящего.
Предположу зеркальную ситуацию. В Анастасии Вертинской много женского лукавства и игривости, она уже знает цену своей привлекательности. А искали наверняка девочку, вчерашнего подростка, мечтательную и совсем неопытную.
Интересная тема, да.)
это Гузеева-то неопытная девочка? да на ней клейма было ставить негде даже в те ее молодые годы)))

Наташу описывают, как обладательницу вдумчивых глаз, она не росла красавицей, имела большой рот. Мне кажется, что Вертинская всегда с детства знала, что красива, она была бы кокетливой Ростовой, своего рода маленькая Элен. Эдакое не попадание во внешность.
Потому что та была любовницей Сергея Ш. (не Шнурова! ), который собирался играть Паратова. Сергей Ш. от роли отказался, но за ту попросил.

Ну, во-первых, ИМХО они совсем не похожи. Во-вторых, Гузеева чисто внешне - абсолютное попадание. Она там прям небесной красоты, уж не знаю, как Рязанов этого добился. В остальных фильмах, где она снималась, она довольно обычная и довольно бездарная, чего в ЖР тоже не заметно. Каменкова в сто раз лучше, как актриса, но не ее это роль. Она не способна на безрассудность и страсть, она другая.
А ваще, тема интересная:) Как-то давно смотрела сюжет о том, кто из актеров на какие роли пробовался, но не сложилось. Запомнилось только, что Санаев пробовался на роль Мюллера в 17 мгновеньях:)) Страшно представить, что Мюллер был бы вылитый первый секретарь горкома КПСС:)) В общем, это было бы совсем другое кино без чудесного Броневого.
Тема очччень интересная))
Я хотела бы посмотреть "Иван Василича" с Никулиным.
Он отказался, побоявшись, что фильм ляжет на полку, хотя Гайдай видел именно его в Бунше/Грозном. И вроде внешность не совсем на царя тянет, но я уверена, что сыграл бы шикарно))) Но Яковлев бесподобен, никто не спорит. Просто был бы другой фильм)))
О, вот про это я не слышала:) Действительно, уверена, что Никулин был бы хорош и неординарен. Мы-то привыкли думать, что раз Иван Грозный - значит, фактура нужна. А ведь в реале он был тот еще сморчок:)
Никулин бы ре побоялся быть смочком. Но какой бы это был сморчок! Яковлев более сочная нарута, просто красавец-мужчина, именно ЦАРЬ как из сказки.
Мне кажется, если бы Милославского играл Миронов, то получился бы очередной Козлодоев, а не Милославский)))

Приблизительно в то же время вышла экранизация *Поздней любви* того же Островского. Маша_Я, Вы видели этот фильм? https://www.kinopoisk.ru/film/pozdnyaya-lyubov-1983-252103/
Каменкова там сыграла главную роль, её Людмила это 100% попадания. Светлая, чистая, способная к жертвенности, *правильная* какая-то героиня. Милая Людмила. В ней нет той капельки безрассудства, что нужна Ларисе, как мне кажется. Рязанову нужна была роковая красота, которая и станет приговором главной героине. Чисто внешние характеристики. Imho
Меня в Романсе когда-то удивило другое. Мягков снова ходит в незадачливых женихах, а Фрейндлих ему теперь без пяти минут тёща.)
Тоже сразу подумала про "Позднюю Любовь". Если б и там, и там была Каменкова, пришлось бы рвать какой-нибудь шаблон.
вы не читали текст пьесы - все там есть. украсть для порядочной девушки у отца документы ради любви - это ли не безрассудство? ну а первая исполнительница роли Ларисы в кино - Алисова-тоже никакой роковой красотой не блистала отнюдь.

Надо же :-) а Рязанов ориентировался на него: чтобы не было ХУЖЕ, на лучшее он не претендовал.
"То, что "Бесприданница" Протазанова – произведение широко известное, я понял в первые же дни съемок. Любители кино вступали со мной в беседы прямо на улицах. Мне приходили письма от зрителей самых разных социальных категорий. Вот, например, такое письмо: "Вы что же? Думаете, что сможете петь лучше, чем Шаляпин?.. Под "Шаляпиным" подразумевалась протазановская лента."

я до вас пытаюсь донести, что тот фильм пользовался огромным успехом у публики, несмотря на отсутствие роковой внешности у героини. а фильм Рязанова критика, например, разругала.

Алисова тоже была красоткой в те времена, когда вышел фильм. И Кторов был роковым красавцем, хотя сейчас смотрится петушком щипанным. )) Стандарты красоты были совсем другие, да школа актерского мастерства иная. В старом фильме такое позерство и кривляние, что смотреть больно. "Не верю!" (с)
да-да, тогда и трава зеленее была, канеш.
женщина, Алисова вовсе не красотка, вы б хоть погуглили портреты кинематографических красоток того времени))

Спасибо огромное за ссылку, не смотрела этот фильм. Нежно люблю Анну Каменкову, с удовольствием посмотрю.
Про Мягкого и Фрейдлих тоже только вчера заметила. )) Раньше мне "Служебный романс" вообще не вспоминался. Вот что значит гениальный фильм гениального режиссера с гениальными актерами - настолько растворяешься в происходящем на экране, что ничего лишнего не замечаешь. У меня только вчера озарение произошло, потому тему и завела. )) А ведь фильмы эти смотрела несчетное количество раз.
Чисто по внешности Каменкова – классическая жена. Гузеева – классическая же любовница, именно из тех несчастных на которых не женятся никогда, потому что вот карма у них такая все неславабогу.
Ларисе в пьесе лет 18-20, а Каменковой на тот момент тридцатник уж был. Сыграла, возможно, она бы и лучше, чем Гузеева, но вот Рязанов - фанат точного возраста, видимо, -искал молодую.

потому что у Гузеевой был отчётливый региональный говорок, недопустимый для уроженки Поволжья. к тому же, как писал Рязанов, "ее профессиональное невежество было поистине безгранично".
а Каменкова - опытная актриса и в дубляжах немало работающая.
зачем вы врете? Рязанов был вполне доволен ее работой, вы б хоть полный текст отзыва выложили.
"Лариса очень нервная, легко возбудимая натура. В ней угадывалась несомненная актерская одаренность. В особенности ей удавались сцены печальные, трагические, требующие большой внутренней наполненности. А это ведь самое трудное. Внешность героини должна была быть такова, чтобы с первого взгляда было понятно, почему вокруг девушки кружатся, словно вороны, мужчины. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то, я бы сказал, экзотичность, которая не могла помешать в этой роли. Лариса музыкальна. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые ее будут окружать во время съемок. Надо сказать, что прежде Лариса никогда не снималась, не имела никакого кинематографического опыта и вообще актерской профессией (не в обиду институту) практически не владела. Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства, но, честно говоря, намучились мы с ней немало. Все актеры — партнеры героини — проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом и как бы всегда пропускали ее вперед. Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче; Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой. Я не берусь оценивать, как в результате вылепился образ героини, ведь у каждого в душе своя Лариса. Так же как и Наташа Ростова, и Остап Бендер, и Анна Каренина, и Нина Заречная, и Евгений Онегин. Может быть, наша героиня кое-где уступает талантливым и опытным партнерам, это неизбежно. Но мастерство, умение, знание ремесла приходят с годами, а Ларису должна была ОБЯЗАТЕЛЬНО ИГРАТЬ МОЛОДАЯ АРТИСТКА. Ведь на экране, особенно на крупных планах, скрыть возраст невозможно. И, мне кажется, Лариса Гузеева сыграла свою роль, как говорится, «на полную катушку», не жалея нервных клеток, слез, чувств. Она, конечно, вкладывала в роль свои личные горести, несчастья, которые ей довелось испытать, несмотря на молодость. Все трагические сцены, которые она, с моей точки зрения, сыграла с высочайшим накалом, — это не результат актерского умения, не итог мастерства, а ее личная, горестная исповедь. Я доволен работой Ларисы Гузеевой и желаю ей в ее актерской судьбе счастья."

в том, что причина озвучки роли не Гузеевой - именно ее непрофессионализм. у Рязанова об этом ни слова нет.

помимо отсутствия опыта, у неё выраженный оренбургский говор. Рязанов ей не доверял, а роль вытягивали партнёры.
Рязанов получил то, что хотел. удовлетворил свои режиссерские амбиции по полной, зато молодая)))

никто и не спорит. он сам писал, что его волновали крупные планы, которые могли бы выдать возраст. нужен был свежак.
Можно и так сказать. А можно - что Рязанов вылепил идеальную Ларису, взял и соединил всё лучшее - внешность, голос, исполнение песен... Благо, что искусство кино это позволяет :)
Очень люблю этот фильм, сто раз смотрела и не знала, что Ларису озвучивала Каменкова. :oops
Каменкову люблю, но согласная с мнениями выше: не её роль. У Анны спокойная красота, без страстей, не веришь, что такая женщина способна потерять голову. А у Гузеевой красота волнующая, темпераментная.
Вот в Молодой жене Каменкова - 100%-е попадание.
А у Рязанова, кмк во всех фильмах актёры подобраны идеально.
Единственное, в Иронии судьбы я очень хорошо могу себе представить Басилашвилли.
После роли Каменковой Мани в фильме "Молодая жена", я её так и вижу простой деревенской девчёнкой, она совсем не годится на роль Ларисы

Отец Анны Каменковой работал учителем русского языка и литературы в школе на Новослободской, мои родители у него учились. Папа говорит, что Семён Абрамыч сильно негодовал, когда дочка поступила в театральный. Постоянно бурчал "Анька, кошка, в артистки подалась!" )) Человек был сложный, но большой умница, интеллектуал и интеллигент.
Это я к тому, что Анна далеко не деревенская девчонка. Разве что, в образе Мани. Но и там она слишком утонченная, не "простая".
Только мое мнение. Анна Каменкова для меня актриса перестройки, современности,живости, возможно мое подростковое ощущение. Обожаю ее в Визите к Минотавру.
А Гузееву я в одной только этой роли и видела. Она для меня , как статуэтка, но очень красивая. Мне кажется они на своих местах.
Каменкова, конечно талант , как в ролях, так и в озвучке, но номер 2, первый Талызина))))

Ну уж если про озвучку, то обе две бесподобны! )) Скольким героиням Каменкова и Талызина свои голоса подарили - не счесть. Для меня это высший пилотаж актерского мастерства, гениальные женщины!
Каменкова талантлива во всех ролях...Лавина, Круг обреченных, Ты есть... насколько разная, настолько же органична и убедительна в каждой из ролей..
Голос Каменковой десятилетиями звучит в озучке тех или иных героинь.Благодаря Каменковой Лариса получилась манкой.Невозможно представить как бы звучал голос Гузеевой .брррррр)была совсем другая Лариса.....
Каменкова интересная как актриса,но как то мало ее снимали.Нравится она мне в фильме“Ты есть“
я хочу сказать, что игра Гузеевой на 95% это внешность, возраст, помощь опытных коллег, большое количество дублей и удачный монтаж.
и гениальная озвучка Каменковой. которая сыграла бы наверняка лучше, но внешне абсолютно не вписывалась в типаж.
чем неопытней актриса, тем больше дублей. и режиссер прекрасно это знал, чай, не первый год работал) и озвучку доверил бы ей, но там могли быть и другие обстоятельства, не те, о которых вы пишете.

ну давайте, фантазируйте про "обстоятельства". )))
ерундой болтаете, право слово.
всё давно известно. у Гузеевой - единственная запоминающаяся роль, хотя кое-где она ещё мелькала.
Каменкова - хорошая актриса и гений дубляжа.
это для вас она ключевая, а для меня - нет. и если бы режиссер считал озвучку львиной долей роли, он упомянул бы Каменкову в главе об этом фильме.

Извините что вмешиваюсь,но голос это вообще не последний козырь.Вы на секундочку представьте себе Брыльску с ее голосом и акцентом.Я до сих пор слышу ее голос-это же 2 разных человека восприятие внешности совсем другое сразу.Так же и с Гузеевой для меня(уточню)Ее глаза, как майские лужи, не заиграли бы так без Паноморевой и Каменковой.
Да нет там особой игры,она весь фильм глазами хлопает и мило улыбается.Рязанов как то сказал“Говор и манеры Гузеевой были очень далеки от образа .....“Хабалистым своим голосочком она бы говорила и мгновенно бы образ Огудаловой опошлился.
Ну не у меня дома за столом.В интервью,он и на пробы ее не хотел как увидел,а потом ее умыли -причесали и пробы состоялись.Она то ли рокершей была то ли с панками вошкалась,я уже и не помню ,сто лет прошло
никогда не слышала ничего подобного, не так уж много "интервью" и дал Рязанов. плод вашего воображения - не более.

Хиппи Лариса Гузеева приехала на съемки "Жестокого романса" в драных джинсах и с беломориной в зубах ))).
Лариса Гузеева:
– Удача – это если бы я работала официанткой в кафе, и туда бы случайно зашел Рязанов покушать, он бы меня увидел и, сраженный моей неземной красотой, пригласил бы на главную роль. Я же вместе с бесчисленным количеством молодых актрис и студенток проходила сложнейшие кинопробы, меня смотрели с каждым партнером… Мне повезло только в том, что из тысяч Эльдар Александрович выбрал меня. Но когда он меня только увидел, был в шоке. Я же хипповала и приехала на пробы в обрезанных, рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные, распущенные волосы денежками: Я курила «Беломор», сплевывала сквозь зубы, сквернословила – у меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Это когда меня переодели и причесали, произошла полная перемена личности...
А я думаю, вытянула бы Каменкова Ларису О.! Но Гузеева уж слишком хороша в этой роли, картинка великолепная! ) за такую картинку и бездарность прощается) К счастью, больше ни в одной роли ее не видела (ну если только пара эпизодов), так что при пересмотре "Ж. романса" разочарования не испытываю))
Ну нет в жизни идеала! хоть так собрали - голос, песни, лицо... нужные ракурсы...

В Секретном фарваторе она играла еще, запомнилось как мине подорвалась. Но тоже красивую картинку, ничего особенного в роли.

Каменкова нудная и покорная - у неё детство трудное было.
А Гузеева оторва - глаза опустит, а губы выдают.
А голос Каменковой тут идеально лёг и смягчил "железо" Гузеевой.
Простите, вы пьете? "Актрисы очень похожи, как внешне, так и по характеру, "
В каком месте????? :scared2

Жестокий романс - фильм 1984 года. Посмотрите фотки обеих актрис в это время. Гузе́ева секси, а Каменкова совсем не тянет на роковую женщину.

Считаю, что Каменкова вполне бы подошла на роль, но она бы была Ларисой Островского, как я ее воспринимаю, а Гузеева - это Лариса Рязанова, она другая.
Они принципиальное разные. Гузеева - порок, Каменкова - добродетель. Рязанов выбрал первую. Это одна из двух ролей Гузеевой, в которых она мне нравится. Вторая - в Наследницах.

Гузеева не сейчас, а давно рассказывала, что играть ей было сложно. Она как вроде на третьем курсе училась. Ей очень не хватало опыта. И никто не подсказывал, как и что, каждый был за себя. Все отношения между актерами заканчивались только как замолкала камера... Думаю, что есть и другие составляющие этого. У меня храниться где-то альбом мод того времени. Даже сейчас можно завороженно смотреть какая она красавица была, какая у неё фигура, какие ножки.. Ну и, самое главное, глаза... Не буду про характер писать, там ещё её мама та (в те времена будучи учительницей гоняли мотоцикле) другой она и не могла бы быть.. Короче, обыкновенная зависть
Слышала когда-то эту историю, но мало в неё верю, если честно. Поделюсь своими соображениями. Во-первых, артистку пропихнуть режиссёру ещё можно было как-то тогда, а вот чего делать с начальством. Не утвердит киношное начальство кандидатуру исполнительницы и всё. Режиссёры иногда шли на конфликты, отстаивая нужного исполнителя. Но чтобы Рязанов ругался из-за студентки-дебютантки, когда на кону успех всей съёмочной команды, как-то не очень верится.
Во-вторых, по легенде Шакуров ушёл с картины якобы из-за роли в *Сирано де Бержераке*. Постановка-то легендарная, хорошо известная, её выпустили на несколько лет раньше. И потом странно представить, как довольно властный Шакуров ставит условие властному режиссёру, *тирану-деспоту Рязанову*, да ещё уйдя с картины. И чем же Рязанов обязан тому Шакурову тогда - представить ещё труднее.
В то, что *артисты могут быть сами по себе* на площадке - я верю больше. Но здесь всё зависит от характера и отношений внутри группы. Как сложится и сложится ли микроклимат между актёрами. Никто не обязан вне площадки нянчить молодого исполнителя. Вернее, дерзкую, молодую студентку из Питера, сразу угодившую на центральную роль у известного режиссёра.
Гузеева неприятная женщина но в этом фильме она как ни странно сыграла как звезда. Фильм 100% попадание в 10, и Гузеева там главный персонаж и очень удачный. Как так получилось я не знаю, вероятно гений режиссера. Прекрасный образец русской культуры, его нельзя представить иначе чем он есть. Удачный фильм, высокий профессионализм и душевное попадание.

Мнения, как раз, разделились. И, давайте не забывать, что много процентов должно отойти Валентине Понаморевой за ее чувственные романсы.
И Эльдару Рязанову, несомненно! Собрать из трех женщин одну - прерогатива гениального режиссера.
я к фразе "сыграла как звезда") она там вообще НЕ играла по сути) А картинка бесподобна, да, я выше уже отписалась. С Каменковой фильм не хотелось бы пересматривать. Смотрела ролики на ютубе - нарезка из фильма романсов как раз, так иностранцы как один "что за диво, какое сочетание неземной красоты и неземного голоса, как ее зовут, кто это".
Жалею, что в свое время узнала про эту поднаготную, для меня волшебство пропало(

Так картинка - образ, и Лариса складывается из всего этого, душевный излом из романсов, из голоса из прозрачных глаз, так что все плюшки Рязанову! ))) Губы Никанора Ивановича приставил к носу Ивана Кузьмича)) а так была бы у нас просто красивая тетка, коих легион)
Рязанова как режиссёра люблю и ценю. Он, кстати, не только в этом фильме сделал "невозможное возможным". Но сказать, что Гузеева прям уж совсем ни при чём тоже было бы несправедливо, как мне кажется. Романсы и голос без визуального образа не произвели бы такого впечатления. Может быть, Гузеева и не великая актриса, но созданному общими усилиями образу веришь, значит, в том числе веришь и картинке. Была бы её игра совсем плохой -- романсы не помогли бы.
В биографии Гузеевой лично я знаю и помню лишь две яркие роли. Жестокий романс и Наследницы.
В ЖР ей помогли ВСЕ-Пономарева, Каменкова, Рязанов..и ее молодость и красота...Никакого другого вклада в свою же роль она не сделала.Пальцем не пошевелила..Ей просто повезло в таком великолепном ансамбле засветить свое лицо.
В Наследницах она сыграла саму себя , потому удачно и органично.
В остальных ролях смотреть на нее неловко ....Бездарна и неубедительна..
Ну вот с этим -- "пальцем не пошевелила" -- я не могу согласиться. Молодых и красивых много, но Ларису всё же не все смогли бы сыграть.
С тем, что повезло, согласна полностью.
Да я не о качестве гузеевой как актрисы, а, знаете, вот берет к примеру режиссер длинного рыжего парня, приклеивает ему ни с того ни с сего черные кудри и получается Чудо господне)) А ты как зритель сидишь и думаешь: Ну как, Холмс? КАК, черт подери можно все это было рассмотреть в кастинге? )))
С этим не спорю. Чтобы такой пазл собрать... нужно увидеть что-то такое, чего обычный человек не увидит.
Гузеева все-таки очень органично вписалась в роль, даже сейчас, спустя столько лет, ее тогдашняя красота, вообще вся картинка, очень современна и актуальна. Единственное, что меня смутило - и на что я не обращала внимания раньше - что все-таки голос и манера исполнения Пономаревой принадлежат более взрослой женщине, чем Лариса. Несмотря на все совершенство - абсолютное совершенство - исполненных ею русских романсов.
А мне исполнение Пономаревой кажется очень уместным. Именно в романсах прозвучал весь трагизм судьбы Бесприданницы в фильме. И Гузеева отлично сыграла лицом во время звучания голоса Пономаревой.
