Паустовский. "Старый повар"

копировать

Кто забыл - напомню сюжет. Умирает старый слепой повар. К религии относится прохладно, но очистить душу перед смертью все ж надо. Посылает дочь за первым встречным. Она приводит молодого человека. Повар рассказывает о грехе. что украл что-то у своей хозяйки. что б продать и вылечить жену. Но жена все равно умерла. Пришедший прохожий говорит, что все ок, никто не пострадал из-за его поступка и в общем то ничего страшного. Ну и спрашивает о последнем желании. Повар говорит, что хотел бы увидеться с женой. ( давно умершей) Прохожий говорит - ок, садится за клавесин, играет божественную музыку и повар растворяясь в музыке вспоминает свою жену будучи молодой. Дочь спрашивает имя прохожего, он представляется Моцартом. Она встает перед ним на колени. В это время повар умирает.
Вопрос. Почему Моцарт? не Бах. не Бетховен, не Шнитке. Почему именно Моцарт?

копировать

Вы для себя спрашиваете, или речь о каком-нибудь школьном сочинении?

копировать

для себя. Учителю вариант что раз действие происходит в середине 17го века в Вене и что "земная музыка Моцарта прорастает из глубин сознания к небытию..." ( М Казинник) вполне зашла. Какой тут Шнитке уж...
Но для себя - вот мне финал виолончельного концерта Шнитке - вообще космос. Ведь действие, описанное Паустовским хоть и имеет указание на место и время им же не определяется.
Если б тоже самое происходил в Гамбурге. Пришел бы Бах, сыграл бы свою хоральную прелюдию. Что бы поменялось? Тогда почему Моцарт?

копировать

Это моё мнение, естественно. А спросить у самого Паустовского возможности нет.)

Автору нужна была *божественная музыка*. Перед которой можно встать на колени. Это определение давно закреплено за Моцартом. Музыка, примиряющая со смертью, дарующая катарсис. Но, главное, нужна была *зримая музыка* /рождающая образы/. И здесь идёт отсылка к Маленьким трагедиям Пушкина, к *Моцарту и Сальери*. К *Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь*. И к маленькому монологу самого Моцарта:

Представь себе…
Кого бы?
Ну, хоть меня, немного помоложе,
Влюбленного не слишком, а слегка
С красоткой, или с другом, хоть с тобой,
Я весел…
Вдруг - виденье гробовое,
Внезапный мрак иль что-нибудь такое,
Ну, слушай же!

копировать

Если смотреть по конструкции сюжета, то снова заметна отсылка к Маленьким трагедиям. Три персонажа, среди них: слепой старик /повар или скрипач/, сам Моцарт. Музыкальный инструмент - как самое большое богатство бедняка /скрипка или клавесин/. Гуманное отношение Моцарта к слепому старику и там, и там. Чувство юмора и лёгкость.
Моцарт пришёл в дом умирающего старика как *незнакомец в чёрном*. Заказчик заупокойной мессы у Пушкина описан приблизительно так же.

По месту и времени действия у Паустовского - чисто моё предположение. 1786 год в Вене это год, когда вышла *Свадьба Фигаро* Моцарта. Опера нового типа да ещё и по многострадальной пьесе Бомарше. Пьеса и опера так и вошли в историю театра, как самые демократично-революционные произведения своего времени. Симпатии зрителей/читателей/слушателей должны быть на стороне простолюдина Фигаро, он пройдоха с множеством грехов, но способен на поступки и большую любовь.

Исторические параллели. Пройдёт пять лет с даты, указанной Паустовским, и Моцарт умрёт. В нищете, такой же холодной зимой и уже со своей *божественной музыкой*.

копировать

ой! Вот спасибо!!!! До параллелей с "Моцартом и Сальери" я не додумалась.
Как я люблю такие вот аллюзии. Недавно попался на глаза фильм "Мешок без дна" - и рассказ Акутагавы и фильм Куросавы и сказки Шехерезады и музыка Энигмы - получается что-то такое многогранное и объемное, что одним сюжетом не измерить.
И тут такой же подарок.) Спасибо за прекрасное объяснение!

копировать

Пожалуйста!) Заинтересовал *Мешок без дна*, посмотрю.

копировать

ну, думаю, автору нужна была известная фамилия. вряд ли он ставил себе целью просвещение читателей. Моцарт - самый раскрученный композитор, уж простите за вульгаризм

копировать

нет) не думаю. Паустовский все ж не Донцова, что б так разбрасываться словами. Для Паустовского не специфично указание такого точного времени. Обычно он писал " здесь и сейчас". А тут 18й век. Вена.
Знаете, в его рассказе "дождливый рассвет" только единожды в самом начале упоминается. что действие происходит в маааленьком городке Наволоки. ( есть такой богом забытый городок на Волге). Но описание дороги. по которой едет главный герой очень четкое. И церковь на холме, к которой ведет мощеная дорога до сих пор есть, (Но часов на ней нет. И местные жители спорят - были ли часы или нет.)
По идее можно было б описать любой другой городок. Часто писатели в таких случаях пишут " уездный город N". Но у Паустовского все адресно. И эта точность сродни реальности будто бы.
В общем я думаю, что любое слово ( у писателя) имеет смысл. Может образ... В общем не просто так.

копировать

наверное, вы правы. чессказать, я в этом направлении не задумывалась. Меня вот всегда мучил выбор музыки для Гранатового браслета. Мне она не заходила и мешала восприятию рассказа