AD
«Манипуляции рождаются тогда, когда есть запреты, которые ребенок не может обойти. Если ему чего-то очень хочется, и он достаточно умен, он будет искать любые способы это получить. И когда родители, не понимая потребностей ребенка, выставляют ему запрет — он пойдет в обход»,— объяснил специалист.
Ребенок начинает врать, изображать из себя беспомощную жертву, капризничать и злиться: («Ты плохая мать! Ты совсем обо мне не заботишься!»). Таким образом, родители своими запретами формируют у ребенка манипулятивную стратегию поведения.
Проблема большинства взрослых, по мнению психолога, заключается в том, что они слишком завышают свои требования к детям. Например, могут за какую-нибудь оплошность на неделю запретить ему выходить на улицу. Это невероятно много для ребенка. У него потребности в активности и общении многократно больше, чем у взрослого. Правонарушителям дают 15 суток в тюрьме, а здесь — лишение ребенка активности почти на половину этого срока.
Когда наказание слишком большое, непосильное для ребенка, он ищет возможности его избежать. Для этого врет, выкручивается, плачет, пытается поссорить родителей друг с другом, и так далее.
Проблема большинства взрослых, по мнению психолога, заключается в том, что они слишком завышают свои требования к детям. Например, могут за какую-нибудь оплошность на неделю запретить ему выходить на улицу. Это невероятно много для ребенка. У него потребности в активности и общении многократно больше, чем у взрослого. Правонарушителям дают 15 суток в тюрьме, а здесь — лишение ребенка активности почти на половину этого срока.
Когда наказание слишком большое, непосильное для ребенка, он ищет возможности его избежать. Для этого врет, выкручивается, плачет, пытается поссорить родителей друг с другом, и так далее.
«Если бы родитель сказал, например: «Наказание — не выходить на улицу 7 дней, но ты можешь уменьшить это количество тем, тем и тем», — у ребенка появились бы законные способы облегчить его. Они опять же должны быть для него не слишком большими и сложными. Это приучит его играть честно, открыто, заглаживать свою вину без хитростей и обмана», — рассказал Александр Шахов.
Психолог привел другой пример: если ребенок не выполнил домашнее задание, пусть просто сделает его. Не надо требовать, чтобы он выполнил в три раза больше, дабы неповадно было. Просто само выполнение уроков — уже достаточное усилие и достойный способ исправить свою оплошность.
Психолог привел другой пример: если ребенок не выполнил домашнее задание, пусть просто сделает его. Не надо требовать, чтобы он выполнил в три раза больше, дабы неповадно было. Просто само выполнение уроков — уже достаточное усилие и достойный способ исправить свою оплошность.
«Чтобы ребенок не вырос манипулятором, нужно обучать его правильным способам достижения своих целей, предоставлять ему разные возможности, а не только запрещать. И очень важно поощрять именно открытые, честные способы решения», — уточнил Шахов.