Развитие интереса к познанию мира
Всем привет!
Моему Мишке скоро 5.
Вопрос - как помочь ребенку, чтобы учёба в школе была не в тягость, чтобы было интересно?
Может какие поделки, статьи или ваш личный опыт?
Мы пробовали делать отливки из алебастра (лили в соленое тесто), плести веревки и делать солнечные часы из палки (как древние люди).
Как построить общение - чтобы новое (то, что узнаёт) - и будущие уроки - были в радость?
Я не хочу сказать, что желаю вырастить гения - но пока есть искра интереса - хочется её развить, а не погасить назидательной методой.
Хотела сделать кристалл из соли - никак не оседает)))....
Девочка, мамочки, бабули - жду ваших советов - тема на мой взгляд интересная.
"Вопрос - как помочь ребенку, чтобы учёба в школе была не в тягость, чтобы было интересно?"
В первую очередь найти школу с хорошим учителем:)
"Как построить общение - чтобы новое (то, что узнаёт) - и будущие уроки - были в радость?"
Лично я считаю, что для этого не надо усиленно загружать ребенка разными "интересностями" вроде лепки, рисования, вырезания и т.п. У ребенка д.б. жажда познания, он сам должен иметь возможность проявить свой интерес, т.е. ему надо показывать различные виды занятий, постараться его ими заинтересовать, но в то же время не надо предлагать их ему постоянно. Пусть сам выбирает то, чем ему заниматься:) Само собой при этом желательно внимательно наблюдать за ребенком и помогать ему двигаться в том направлении, которое ему понравилось:)
Если выбирает сам - то это велосипед.:-)
У меня вопрос - как построить общение, чтобы потом был интерес к учебе в общем и целом. Желание узнать и испытывать при этом радость.
Я думаю - до школы уже закладывается стереотип поведения по отношению к миру. Сколько детей плачут или зевают над учебниками. Ждать волшебного учителя?
У меня нет возможности водить далеко или возить, я милиционер с ненормированным рабочим днём и без машины.
Рядом 2 школы. Одна - престижнее, с домашними заданиями в первом классе, сложными программами и отчислением за неуспевание, не знаю никого из детей, кому там нравится.
Вторая - для простых людей, с запахом канализации в коридоре.
Я простая - а ребенку хочется пожелать радости в школе.
И если в моих силах сейчас пробудить в Мишке интерес узнавать новое - я буду пытаться это сделать, нужны советы, ссылки, опыт.
"У меня вопрос - как построить общение, чтобы потом был интерес к учебе в общем и целом. Желание узнать и испытывать при этом радость."
Честно Вам скажу - лично я таких детей не встречала:) Обучение в школе предполагает одну особенность - это делать то, что "надо", даже если ребенку это неинтересно. А то, что делать будет неинтересно, найдется всегда:) Поэтому , ИМХО, Ваше желание из области утопии:) Учеба - это та же работа, большая часть которой состоит из обычной рутины, палочки, например, в прописях писать и т.п. Если ребенку попадется плохой учитель, то все Ваши стремления сведутся к нулю, хорошо еще, если в школу идти захочет.
"И если в моих силах сейчас пробудить в Мишке интерес узнавать новое - я буду пытаться это сделать, нужны советы, ссылки, опыт"
Вообще у ребенка этот интерес и так присутствует, зачем его "пробуждать"? Только с возрастом он становится более выборочным. Вы никогда не добьетесь того, чтобы у ребенка был интерес ко всему новому, это пустая трата сил и времени.
"Я простая - а ребенку хочется пожелать радости в школе."
Поверьте, "радость в школе" вполне может быть, даже если нет особого интереса "к учебе в общем и целом ", потому что школа - это не только учеба, это еще и общение с одноклассниками, и общественная жизнь, и интересный учитель и т.д., и т.п. Т.е. это я к тому, что дети могут с удовольствием ходить в школу, но при этом "зевать над учебником", когда делают д/з, например. У Эфроимсона есть книга - "Педагогическая генетика", она м.б. не совсем по Вашей теме, но достаточно интересная, в ней он пишет и про мотивацию, и про влияние среды, и про наследственность. Ответа на Ваш вопрос она не дает, но помогает понять многие вещи, касающиеся личности человека, его возможностей:)
Спасибо за ответ! Книжку обязательно поищу.
Вы понимаете, на счёт интереса - конечно не к палочкам, а к новому - я верю что такое бывает.
Может мне повезло, что меня с 6 лет родители водили на кружок поделок из природного материала "Леснянка", много гуляли со мной в лесу ит.д. В общем постарше я пропадала в школьной теплице, потом - на биостанции, в старших классах ездила через весь город на кружок в университет, училась добровольно и на отлично. Муж разносторонняя личность, в детстве сам выписывал "Юнный техник", собирал по схемам всякое. Ещё в классе у меня был уникальный мальчик, я как-то тут уже писала, спортсмен (греко-римская борьба) и отличник. Вот у него взгляд прямо искрился мыслью и умом, знал ответы на дополнительные вопросы учителей.
Бывает, не спорю. Но не ко всему же новому:) Я тоже знаю человека, который химией с 5-го класса бредил:) К сожалению, это встречается не так уж и часто. И рецепта по формированию такого интереса, увы нет. Эфроимсон, кстати, об этом тоже пишет. Я сама пришла к выводу, что ребенка надо только направлять, дать ему свободу поиска, искусственно такой интерес не привьешь, это должно "изнутри" идти. Причем большую роль играют определенные личностные качества, как ребенка, так и родителей:)
Конечно, что не ко всему новому сплошняком. Про увлеченных людей - просто я работаю в ВУзе, вокруг- профессора, доценты, кандидаты наук - почти каждый. Такие умные интересные люди.
А про интерес и роль мамы - наверное я не могу ясно сформулировать свою мысль.
Может - есть какие-то находки, что помогало в привыкании к учёбе - вот что я спрашивала. Например - вчера Мишка взял сантиметр (случайно) и стал (впервые для меня) - осознанно читать цифры по порядку.
Вот как без назидания учиться - буквам, цифрам и просто - жизни - вот в чем вопрос?
Может не совсем по теме, но мне запомнились две книги(в плане воспитания детей). Гурджиев "Встречи с замечательными людьми"(хотя я далеко не его поклонница):) и Р.Гари "Обещание на рассвете". Обе книги автобиографичны. В первой мне запомнились методы воспитания отца Гурджиева - он учил сына очень многому, но как только у последнего начинало получаться и возникал интерес к процессу, сразу же заставлял его заниматься другим:) Сам Гурджиев считал, что это очень многое ему дало. А вторая книга вообще замечательная. О том, как мать может "сделать" судьбу своего ребенка и о методах:) Там очень хорошо прослеживаются механизмы действия материнских наставлений, пожеланий и усилий "привить интерес":) Помогает шире взглянуть на вопрос воспитания детей.
Где вы берете такие замечательные книги, как о них узнаёте? Пойду в книжный, срочно. Просто у нас несколько крупных магазинов - но и в них я ничего подобного не видела. Так, 1 полка - от рождения и до...
Берите второй велик, отправляйтесь кататься. Учите ребенка наблюдать, сейчас осень - вот какие осенние явления, типа листья желтеют и опадают. Покормите уток на пруду, заодно можно объяснить, чем селезень от утки отличается и т.п.
По поводу канализации в коридоре - у нас школа "звездная", губернатор дочь отдал туда учиться, а туалетами к концу дня воняет - мама не горюй.
Разные поделки из разной фигни - самое то:) ну, и игры подвижные.
Я использую принцип Тома Сойера. Я не хожу за сыном со словами "давай то-то поделаем", а сама начинаю, без предупреждения. Сразу очередь из желающих помогать выстраивается:))
Гербарий, ИМХО без него запомнить деревья - нереально:)
Бусы нанизывать у нас очень шло (он их потом девочкам дарит) - можно просто из бусинок, а можно макароны или трубочки для коктейлей разноцветные режем на короткие кусочки(бусинки) - супер получается:)
Выжигать любим, только рисунок нужен с крупными деталями, иначе неразборчиво получается.
Даю старые журналы - пусть вырезает интересное.
Любим раскрашивать деревянные заготовки под игрушки - мы их на ярмарках покупаем у умельцев. Матрешки и другие. Каждая на несколько дней, бывает, и по месяцу делаем. Гришка красит, а я ляпы замазываю:)
Летом разрешаю из обрезков досок столярничать, даем молоток, гвозди.
Гришке еще нравится сажать разные семечки в горшочки и ждать, пока взойдет. Но поливаю потом в основном я, он забывает:)
Ну и еще много чего, писать некогда уже :)
Спасибо большое за подробный ответ! Напишите ещё о выдумках, буду очень благодарна. Про бусы - вы бусины покупаете?
Когда вы столько успеваете, молодцы! У нас все поделки - долгий процесс, я или на работе - или устала или борщ варю.:-(
Про Тома С. - это правильно, я тоже во дворе с мелкотой бегаю наперегонки или пинаю мяч. Молодцы в соседнем топе описали дворовые игры - как раз ломала голову о досуге на выходные.))))
в первую очередь во временах года нужно подробно разобраться, это ребенка может очень увлечь, сами вспомните СКОЛЬКО всего интересного открывает КАЖДЫЙ сезон и как это все потом пригоится в школе.

Если у самой идей не хватает и времени мало, просто почаще заходить в магазин и выбирать разнообразные поделки. Стоят они недорого, но совместная работа на вечер на полчаса как минимум обеспечена.
Вот немного из того, что мы проходили:
Гипсовые фигурки, барельефы, магниты, рамки - одни вечер заливаете, второй вечер гуашью или акрилом раскрашиваете.
Простенькие фанерные сборные фигурки (машинки, динозавры, самолетики), выбираете попроще, чтоб что-то ребенок мог поучаствовать - выдавить деталь, найти куда ее приставить. Собираете, склеваете клеем ПВА, можно раскрасить на другой день, мы акрилом красили (нобор: золото, серебро, бронза, лак), есть уже раскрашенные фигурки. Потом этой игрушкой можно играть, пока не начнет ломаться:)
Настольные игры - самое простое и известное (всяческие лото, домино детские), есть масса вариантов, вт.ч. и развивающие. Игры, где бросается кубик и по карте ходят фишками по очереди. Выбирайте для 5 лет попроще.
Картины из песка - на липкую основу насыпается цветной песок - освобождаются от липкой верхней бумаги кусочки картины для каждого из цвета по очереди.
Металлография - по схеме палочкой наносятся штрихи, в результате формируется картинка.
Пластилин + подручный материал (шишки, каштаны, листья, палочки и др)
Всего не упомню, но буду рада, если что-то из этого вам понравится. Конечно, если уже не пробовали этого.
Спасибо большое!
Пробовали отливки - трудновато ему раскрашивать, настольные игры, пластилин.
Сборные фигурки пока не могу найти в магазинах (Воронеж).
Про набор красок акрил - это в детском магазине или специальном искать?
Про цветной песок - это продаётся или сами делаете?
Металлография -тоже поищу. Спасибо огромное!
Не за что:) Все упомянутые игры "продажные", наверняка в крупных детских магазинах или секциях игрушек должны быть. Более чем уверена, что в Воронеже тоже. Наберите в нете в поисковике, чтоб посмотреть, что из себя представляют те же "сборные деревянные игрушки" и др. Что-то мне подсказывает, что вы не там смотрели. Акриловые краски в канцтоварах. Есть разные краски - для раскрашивания по стеклу, ткани и др. (не все из них наверное акриловые, спрашивать нужно у продавцов).
постою рядом, моей правда всего 8,5 мес, но уже замечаю, что ничего ее не интересуею,игрушки вывалит все, но не играет ими, или играет минуту одной-бросает,потом с др.так же, пытаемся усадить, показываем как играть с конкретной игрушкой-ноль,начинает хныкать,теряет интерес и уползает, а ползать и ходить ей нравится...

Вы ещё маенькие за партой сидеть.))) (шутка).
Я не помню - сколько минут норма в 8 мес интереса к одному предмету в руках. У нас 5-10 мин - это был рекорд длительности перебирания коробка с игрушками. А так мамины дела были интереснее, шкафы, половники, заколки. Ближе к году - раскручивать и откручивать китайские игрушки отверткой. 3 игрушки - 20 мин. (я кручу, разбираю под руководством сына, потом он любил шуруп взять пальчиками и пихать в дырку, потом вместе крутили - "сборка"). И никакого телевизора, только когда спал (новости смотрела).
Я начала практиковать тематические недели. Некоторые делают тематические дни. Смысл в том, что выбирается тема и обыгрывается во всех видах деятельности через разные виды занятий и заданий. Как примеры можно посмотреть «Санькины недельки» (это проект Лены Даниловой, но на мой взгляд там все-таки мало занятий) или вот здесь - http://igrudom.ru/kak-my-igrali-v-geografiyu-arktika/
На мой взгляд именно смена деятельности и выяснение всяких научных фактов в качестве скорее «побочного продукта игры», что не всегда очевидно ребенку, и делает сам процесс интересным и со временем побуждает ребенка самому найти какую-то интересную информацию, чтобы удивить папу или маму (это конечно уже в тот момент, когда ребенок самостоятельно читает).
Еще мне нравятся тематические выпуски для послебукварного чтения – издательство Махаон, серия «Я люблю читать» (я тут постоянно про нее пишу). 1 выпуск - 1 тема. Факты достаточно разбросаны и атомарны. Если у ребенка возникает интерес, можно углубить дополнительной литературой; если пока еще рано, значит, просто приняли к сведению и пошли дальше, но все равно что-то в памяти остается.
У меня ребенок еще маленький - 2 с небольшим.
Раз уж здесь начались пространные описания, то я себе позволю ссылки на Выготского. Он ввел понятие "зоны ближайшего развития" - это те навыки и действия, которые ребенок еще не усвоил до автоматизма и способен выполнять только с некоторой помощью развития. Как только навык усвоен, он перемещается в другую зону - "зону актуального развития"(если я правильно помню термин) и становится обыденным.
На одном из онлайн-семинаров на эту тему мы дообщались до понятия "зона дальнейшего развития" - фактически это те действия, что ребенок еще не в силах выполнять даже с помощью, но которые уже обозначены ребенку родителями как "красная тряпка для быка".
Наличие интереса ребенка, на мой взгляд, зависит от правильного формирования зоны ближайшего развития (чтобы всегда было что-то недоосвоенное, но с чем ребенок потенциально вот-вот и справится; это важно, чтобы у ребенка постоянно была уверенность в своих силах, что он может это освоить), но с другой стороны необходимо задумываться и о зоне дальнейшего развития, чтобы были какие-то маячки на горизонте, какие-то влекущие соблазны к освоению каких-то новых сфер.
Интереса к знаниям (по моим наблюдениям за детьми родственников на протяжении достаточно долгого времени) нет, когда ребенок постоянно выполняет что-то из своих привычных навыков и у него нет постоянного обновления двух других зон. Ребенок привыкает к такой деятельности и он не понимает, зачем нужно еще что-то, если ему и так всего достаточно.
Я в этом плане как раз несколько раз ловила себя на том, что затормозилась с расширением зоны ближайшего развития у дочки и что некоторые вещи можно было бы ввести туда и раньше. Сейчас я скорее предпочитаю рискнуть и ввести туда активности, до которых она еще не доросла и для которых требуется гораздо больше моей помощи - скажем, порядка 90-95%. Освоение этих навыков растягивается во времени, но зато у нее гораздо больше разнообразия в жизни и я вижу, что ей это нравится. Поэтому теперь задача постараться удержать такой же темп и на остальное время.
Почему пропадает интерес к учебе - например, по мнению того же Выготского, программа начальной школы (по базовым предметам, без учета новомодных извращений) рассчитана на закрепление навыков еще дошкольного возраста, т.е. фактически не формируется зона ближайшего развития, а лишь повторяется рутина из зоны актуального развития. Сейчас ведь нечитающий или не знающий основные математические действия первоклассник - действительно большая редкость. Да и у большинства учителей просто не хватает сил на оценку индивидуального уровня развития каждого ученика и корректировку заданий конкретно под него. В средней школе на мой взгляд с этим уже проще, поэтому задача сохранить интерес в первую очередь связана с начальной школой (опять же ИМХО).
Меня заинтересовало тема о пропадании интереса к учёбе в начальной школе - у меня ребёнок постарше, поэтому всё актуально :).
Школа - это в моём восприятии такая рутина, которая скорее учит дисциплине, умению строить отношения в коллективе, планировать своё время - там интересно бывает только на некоторых уроках, разных в зависимости от интересов ребёнка. Ту же историю всё равно помню по историческим романам, а не по урокам истории... Не говоря уже о литературе.
Скажите, пожалуйста, Вы уже думали, как решать эту проблему? Заниматься с ребёнком углубленно темами, предлагаемыми на школьных уроках? Подсовывать правильные книжки? Или просто абстрагироваться от школьной программы и идти в развитии ребёнка своим путём - вроде как "школа - скучная обязанность, а интересное - сами дома узнаем"?
я вот тоже о школе задумываюсь, и пока пришла к выводу, что главное в этом вопросе - поддерживать доверительные отношения с ре. и все. чтобы в случае чего, хотел поделиться, рассказать, а родители могли бы помочь и поддержать
все остальное мне кажется искусственным, сугубо ИМХО
а чтобы в глазах светился ум и любознательность, необязательно прямо весь мир пытаться охватить, достаточно просто радоваться жизни
понимаете о чем я?
моего например вообще не усадишь ни за лепку, ни за рисование, никак, впрочем я и не пыталась сильно-то:)
а самая лучшая "усваяемость" материала наблюдается в спонтанных беседах, играх, каких-то совершенно случайных ситуациях на улице и проч
мне кажется, вы действуете слишком навязчиво - и для себя, и для ре, - вроде как не по велению сердца, а потому что надо - надо привить интерес, надо занять чем-то полезным
извините, если резко и если длинно:)
Спасибо!
Дело в том, что после работы и домашних кастрюль-магазинов я больше всего люблю посидеть в тишине на диване и почитать книжку (получается так редко).
И слово Надо - это применительно ко мне, что именно надо уделять ребенку внимание, знать чем его интересным занять, читать ему перед сном.
С Мишкой я совсем не наседаю с чем-либо кроме мытья рук:-).
Он как бы в "свободном плаванье". Я уже писала, что буквы он знает - но не все, прописями и примерами я не занималась, счёт - когда надо что-то посчитать. Месяц он допытывался сколько будет к 3 прибавить 4 и т.д. ,бесконечное количество раз. Вчера заявил, что если к 1 прибавлять 1, потом к 2 прибавить 1 - так можно дойти до 20.
Все дети разные, и я поняла что у Мишки очень твердый характер.
Именно назидания хочется избежать, я стараюсь что-нибудь делать с интересом (отливки например) и он конечно подключается.
А сейчас фантазия иссякла и обратилась к девочкам за помощью.
:-)Вообще конечно надеялась на секретный волшебный алгоритм - "Пройди 5 указанный шагов и твой ребенок не будет зевать на уроках":-)
да уж, я тоже в тайне на такой алгоритм надеюсь :)
моему сыну 4,5 года - тоже стараюсь интерес в нем подогреть. Но мой шалопай пока больше великом/самокатом интересуется :) А я - как и вы, люблю в тишине посидеть-помолчать с книжкой... Поэтому тоже придумавыю, как бы интересы сына (велосипед в данный момент) с чем-то еще совместить.
Сейчас вот "в рамках познания мира" ездим на велосипеде собирать листья - "гербарий", попутно знакомимся с деревьями, говорим о том, что происходит с природой осенью. Зимой (когда собранные нами листья высохнут и погода погулять долго не даст) планирую сыну показать, как делать аппликации из этих листиков.
Делали отливку из гипса - сыну понравилось, теперь все руки не дойдут раскрасить - много на улице времени проводим.
Я декупажем чуть-чуть увлекаюсь - сын, глядючи на меня тоже выпросил салфетку. с салфеткой у него, правда не сложилось, но наклейками он полюбил декорировать - "отдекорировал" мне тазик для стирки (жалко теперь использовать по назначению) и себе велосипед...
вот кстати с великом у нас много что пошло:) дорожки сам рисовал, старт и финиш, ездил на время - так и считать научился и часы освоил (сначала песочные), в багажнике возил всякую ерунду - на ролевые игры вышли (то он автобус, то скорая помощь, то милиция:)
щас усовершенствованием занялся - фонарик навесил, шины разукрасил красками акриловыми, и наклейки тоже кругом, кобуру для пистолета сам прицепил, словом, велик форева:)
да-да, мелом мы тоже и разметку, и знаки рисуем. К буквам пока никак не пробудится интерес - "в час по чайной ложке" знакомимся :)
А с ролевыми играми у нас давно порядок :) сын в этом меня на три головы выше - куда уж мне до него...
А вот переделывать велик мы тоже очень любим. "Скорая помощь", "инкассаторская машина", "такси"... Даже ассенизаторской машиной наш велик побывал :) все - исключительно сына воплощение, я бы до такого не додумалась :)
вот про буквы могу посоветовать, что сама всегда предалагала - как только освоена была езда, подписывали не только финиш и старт, а также остановки (сам названия придумывал), гараж, техсервис:)
правда алфавит он уже тогда знал, мы чтение осваивали через мел:) - сын на асфальте тока и рисует, вот я и воспользовалась, даже в классиках вместо цифр слова короткие писала, читал и дальше прыгал
кста, под велик я еще и географию иной раз впариваю:) потом выдает, типа поехал в австралию за кенгуру или в антарктиду за медведями:) карты рисовать начал - тоже мелками, тут море, тут материки, ну и проч.
я вообще за то, чтоб "плясать" от ребенкиного интереса и кругозор расширять от уже выбранного занятия-игры любимой, у нас вел просто неисчерпаемые возможности таит:)
спасибо за подсказку с буквами. Сын буквами не интересуется ВООБЩЕ. Засыпает просто, когда о буквах говорить начинаем :) Изучаем помаленьку (в этом году они и в садике начали буквы понемногу учить, так что - массированная атака началась, так сказать). Прогресс уже есть :)
У нас, наверное, с картами лучше пойдет обучение. Поскольку рисовать сын не любит вообще, на асфальте - до последнего времени вообще отказывался - грязно будет, говорил :) Только рисуя разметку, я его убедила, что это интересно. Теперь и на бумаге чуть-чуть рисуем - знаки дорожные, в основном.
А карты - это дело! Мы в пиратов недавно играли (сын +его друзья)- я им карту "спрятанных сокровищ" сделала - сынишка потом карты всё рисовал и в саду детей заразил. Сейчас потихоньку с географией его знакомлю - энциклопедия + картинки, а вот до карты не додумалась...
Так что спасибо и вам, и автору топа - идеи тут потихоньку в копилочку собираю :)
пожалуйста:) самая такая "собирательница"
вот-вот, карту острова сокровищ и мы рисовали:)
щас затеял глобальный проект - рисует разные страны на обоях мелками (ну вот не идуть карандаши-фломастеры:), потом куски обоев склеиваем, думаю во всю стену карту повесить:)
мой с кубиками зайцева поладил, так и пошло, но вашему наверное они уже неинтересны будут, а печенюшки в виде букв пробовали печь? это мы уж как читать научились, печем по ребенкиной инициативе - учится буквы лепить из соленого теста, потом перешли на "съедобный" вариант, - веселуха, чесслово!
печь еще не пробовали, спасибо за еще одну идею :)
На многое у меня изобретательности не хватает. Я в детстве была совсем другая, нежели мой сын сейчас - любила читать (рано научилась), мастерить что-то...А вот воображение/фантазия у меня как-то не очень развились (или регресс пошёл уже :)) А сын - подвижный, активный, выдумщик ого-го какой!
Поэтому мне частенько бывает сложно придумать, как увлечь сына чем-то.
P/S/ а вашему ребенку сколько лет?
нашему 4 с половинкой почти:) по описанию с вашим оченно похожи:) а я тоже и читать рано научилась, и без особого воображения была, но ... жисть заставит:) наш в сад не ходит, такшта когда компании нет, приходится включаться, т.е. переключать, потому как в его игры с солдатиками-микробами-тачками и проч, мне не нра... идем на компромиссы, шоб и ему интересно, и мне не заснуть:)
а вы себя помните в школе? не зевали? книжку под партой не читали? мне кажется вот это все нормальным, НО - если ре после школы занят чем-то, что ему действительно нравится и интересно, если в семье не только НАДО, но и ХОЧУ - и мамино, и ребенкино, и папино:)
интерес к учебе зависит не столько от стремления познать мир, сколько от гармоничного созревания личности
о, как загнула:)
просто тема близка, много думала, пришла к выводу, шо как раз алгоритма нет и не будет, и учителя разные, и проблемы общения никто не отменял, а это все отражается на стремление познать... ну вот как-то так
кстати насчет почитать - ИМХО - постоянное и разносторонее чтение как раз основа для вечного познания, и не только мира, но и самого себя:)
Ой, так про зевоту - это же образно. Просто пока меня окружают люди - сотрудники и соседи, для деток которых школа - мука или номер, который надо отбыть или перетерпеть. У ровесниц дети в основном уже поступают в институты. А сейчас в 1 классе - надо уже хорошо читать писать и считать, совсем другие требования чем в 1979 году (моём 1 классе) (я помню половину первого класса поливала слезами закорючки в прописях). Или дети становятся невротиками, или неподвижными колобками (у соседей и во дворе). (Ну просто меня такое окружает.) Самый довольный жизнью мальчик во дворе - на домашнем обучении, мама учит его дома сама.
Хорошо что есть вы, девочки, опытные мамы с позитивным опытом и креативной душой!:-)
мое убежденное мнение, что ре лет до 12-14 берет из семьи, так что все эти колобки и невротики рождены явно не от скуки учебного процесса, а от того, как на эту скуку и сам процесс реагируют родители
у нас вот обратная проблема, сын и читать уже умеет, и считает отлично, и кругозор широкий (не хваст, реально), я же пишу - голову ломала тоже, шоб не скучно было в школе, а получается столько знает, шо по-любому заскучает:)
советую поменьше смотреть на окружение, правда-правда, помогает:)
и требования учителей - одно (согласитесь, учителя разные бывают), а требования к самому себе - другое (вот это как раз идет из семьи)
по мне, так важней передать ре отношение к жизни, к миру, к людям, вот над этим бьюсь и биться буду, а отношение к учебе - проще, как можно проще
"...важней передать ре отношение к жизни, к миру, к людям, вот над этим бьюсь и биться буду, а отношение к учебе - проще, как можно проще" - это точно, мы с мужем тоже для себя так решили.
Конкретно задачи вырастить отличницу у меня нет, то есть всякими увлекательными делами мы занимаемся не для школы, а просто чтобы нам было интересно жить :).
Напишу наш опыт.
В детской должно быть всё для разных видов деятельности. Например, карандаши, краски, пластилин, чистая бумага, книжки художественные и энциклопедии, чтобы ребёнок мог порисовать, полепить, полистать и задать вопросы.
Регулярно вешаем разные карты мира: сначала висела детская карта с героями сказок в разных частях света (например, Красная Шапочка во Франции, Элли в США), сейчас карта с животными, рыбами и птицами, скоро повесим политическую - с государствами. Смотрели "В поисках капитана Гранта" - двигались по нашей карте по 38 параллели вместе с путешественниками Жюля Верна.
Ещё у нас есть настоящий телескоп - я мужу дарила на 14 февраля пару лет назад - смотрим вместе на Луну, Юпитер, Сатурн. В августе ночью на даче вместе с дочкой смотрели на падающие звёзды.
Третий год собираем гербарий летом и зимой достаём порассматривать кусочек лета, заодно выучили названия цветов и деревьев.
Ходим во все детские театры, музеи нашего города (мы в Саратове), несколько раз выбирались с ребёнком в Москву по интересным детским музеям (до кризиса :)).
Собирали бусы, отливали из гипса, раскрашивали деревянные модели самолётов, машин, Эйфелевой башни, Бранденбургских ворот и т.д. (сейчас этих деревянных моделек, которые клеить надо, полно в любом "Детском мире" - у нас папа клеит, а дочь раскрашивает).
Вообще на любой вопрос ребёнка стараемся найти наиболее полный ответ - например, проходили они в садике Александра Невского - муж потом находил для дочки в Интернете картинки с рыцарями, описание боя с разных сторон и т.д. Я дочке очень много читаю и рассказываю каждый вечер. Записались этой весной в детскую библиотеку, у дочки есть свой читательский билет, сама выбирает книжки для чтения :).
Может быть, у меня немного обрывочно, бессистемно получилось. Думаю, у каждого ребёнка свои интересы, просто надо серьёзно воспринимать его вопросы и полно отвечать на них :).
У нас в классе есть девочка которая интелектуально выше сверсников.Бабушка воспитывает ее можно сказать с пеленок и привила ей все те качества о которых вы говорите.Ей в школе делать нечего,но она очень хочет ходить именно в свой класс со всеми недостатками в поведении учеников да и учителей порой.Ей просто как воздух необходимо это общение.Но дети ее сторонятся.Она неумеет дружить с детьми,хотя бабушка все на словах объясняла.А детство так быстро проходит.
У многих детей бывают проблемы со сверстниками, не всегда это связано с интеллектом :). А может быть, не в ней дело, а в детях ;). Не в том смысле, что они плохие, но просто другие и не совместимы с ней.
Я, например, сменила 3 школы, из которых в первой мне было очень психологически некомфортно - были, знаете, такие девочки, которые пытались рулить всем классом, группировки какие-то, интриги... в следующих школах, музыкалке, художке и институте проблем с общением и дружбой не было.
Никто не знает, как на нитке из раствора осадить кристаллы соли?
Пишите свои советы ещё, дамы, про восприятие и т.д.
Насколько я помню, нужет концентрированный раствор солы, нитку привязать на палочку, палочку мостиком через чашку-плошку перекинуть, нитка в воде болтается. И убрать в тихое место. А вот на долго ли, я уже не помню. На недельку, кажется.
Насыпала соли, нагрели, привязали над банкой нитку, вылили в банку раствор. Стояла неск. дней - и ничего.
Катерина, не так немного. Раствор должен быть перенасыщенным, т.е. соли в нем должно быть выше предела растворимости - столько, сколько вода уже не в состоянии растворить. При нагревании растворяемость повышается - растворяется то, что в холодном состоянии уже не расворялось. Потом при остывании этот излишек кристаллизуется, т.к. при более низкой температуре столько соли вода в себя вместить не может. Короче, надо растворять ОЧЕНЬ много. Это теория :) я делала в детстве с папой - у нас получалось, только камень вырос не по нитке ,а сам по себе почему-то.
/Добавляю - либо есть другой путь - ждать, когда вода испарится и раствор сам насытится, т.к. испаряется только вода, а не соль./
Вот-вот, в детстве росло, а сейчас что-то нет. Я взяла много соли и нагрела немного воды, насыпала много- что на дне слой соли нерастворенной был. И этим перенаыщенным залили банку с ниткой. Нифига. Только потом грязь на дно выпала из раствора......Соль из пачки, обычная сероватая.
у меня в детстве кристалл "вырос" со второй попытки, хотя соли и в первый, и во второй раз раствроряла очень много.
Может, соль другую попробовать?
Я своих стараюсь возить по всяким интересным местам побольше. Обычно раз в неделю - едем в парк, где давно не были или в музей. С начала осени были в Коломенском (смотрели историческое шоу "Битвы за Москву", домик Петра посмотрели, домик пасечника), в Царицыно, в Тимирязевском музее (биологическая игра была). Сегодня в зоопарке были, там день горилл проходил. Все развивает кругозор, любопытство. Наблюдательность стараюсь развивать, чтобы думали побольше. Кстати, со старшей это как-то со скрипом идет, она больше мечтает, чем вокруг смотрит, зато с младшим - на ура.
Да, мне тоже показалось - что новые впечатления нужны. Правда в Воронеже меньше музеев.)))
В пятницу ездили в художеств. музей. Прошли по залам обзорно.
Купили луковицы нарциссов - будем сажать.
Ещё набрали сумку каштанов - тоже думаю - посадим.
Вчера учили мягкую игрушку в "школе". Процесс меня порадовал. Мишка в роли учителя почти весь алфавит выдал (показывает буквы), что радует, ведь спецом никогда не зубрили.
Мне понравился ваш взгляд на развитие, спасибо за ответ, пишите ещё.)))
А сколько вашим деткам?
Наверное у меня бедная фантазия ;-) сквер, фонтаны, детские площадки, военная техника, пожарная часть, стадион, лес... Больше не могу придумать...(((
мне совсем недавно сын сам подкинул идейку про "интересные места" - начал активно интересоваться старинными зданиями и вообще всем тем, "что было раньше". Вот недавно в деревне по пути на дачу рассматривали дома - искали "древние", потом еще в Новоиерусалимском монастыре он по-новому взглянул на все - с точки зрения, что это строили "давно-давно"...
То есть - места по сути те же, а взгляд на них получается новый. Раньше сын просто не задумывался над возрастами и "эпохами", а теперь - чуть ли не раскопки заставляет устраивать - "вдруг "руины" найдем ;)"
Вы правы, у раскопанного фундамента музея и в разрушенном внутреннем дворике мы провели больше времени, чем в музее.)))
я как передачу видела по ТВ, так там детскии психолог говорил, что детям нужны впечатления. У нас маленькии еще 6-ти месяцев нету, а уже требует разнообразия: ходим с ним на детскую площадку, качаемся на качельке, в бассеин:)
Сделали вулкан с содой и уксусом. Ещё покупаем коллекцию камни в союзпечати. Мишка говорит будет геологом.))))
Никто со мной,насколько я помню не занимался и в сад я не ходила,что не мешало мне с величайшим интересом относиться к учебе в школе и во взрослом состоянии.
Так что я ничего не делаю, а интерес у ребенка есть.
На Discovery ещё есть программа "How it's made" - и что-то подобное на National Georgaphic. Там показывают, как делаются разные вещи на конвейерах и вручную - завораживающее зрелище :). Если у Вас есть эти каналы - посмотрите с ребёнком обязательно!
У меня начальник на работе с похожей прической, площадка так сказать. А приколистов в милиции полно, привыкла почти ко всему, Пушной - цветочек.)))
А наша бабушка просто панически боится детских площадок и ходит с дитем по городу, рассказывает про дома, улицы, все лето проводят то в Кремле, то просто по центру гуляют. Мы купили большую книжку для туристов с фотографиями, ребенок Москву знает лучше взрослого, все рассказывает, где какой дом, все соборы Кремля по планировке угадывет, чем какой от другого отличается, знает все башни. И в городе ориентируется очень хорошо. 4,5 можем экскурсии уже водить)) В музеи пока заходим на 3 минутки, поглядит "Трех богатырей" или Аленушку, и опять гулять. Попробовали в Пушкинский сходить- его Давид напугал.
Какая бабушка у вас чудесная! Мой свёкр видит ребенка по дням рождения, последний раз сообщил, что Мишка оказывается - хамоватый мальчик, с дедом персонально "не поздоровкался".