во сколько лет просыпается совесть?

копировать

ну не знала, как по-другому обозначить тему? :)

У меня дочка 2,9. Ребенок очень хорошо развит.
Смущает в ее поведении следующее: когда я ее ругаю (или не я) она ревет, конечно, но явно не чувствует себя виноватой. Я ей объясняю, почему мама ругается, почему я ее наказываю, она на автомате говорит, что "больше так не буду", "прости, пожалуйста", целует-обнимает, но у ребенка нет ни малейшего раскаянья в содеянном :)

Ну и вообще она может вполне сознательно пропускать мимо ушей мои слова или даже делать на зло. Скажем, дочка начала рисавать на диване, я ей строго говорю, что этого делать нельзя. Она, в свою очередь, либо торопиться накалякать на диване, пока я не отобрала фламастер, либо продолжает делать свое "грязное" дело и наблюдает за моей реакцией, хитренько так улыбаясь.

Во сколько ваши детки стали понимать, что они не правильно поступают и просить прощения от всей души?

копировать

Сыну 3,5 - так же никаких угрызений совести :):( Может изрисовать постель, ковролин, стены и т.п. Но это не страшно, а вот "запустить" в кого бы то ни было (чаще в старшую сестру) тем, что под руку попадется - этоуже проблема:( Потом, конечно, слезы, поцелуи и слова прощения.

копировать

ну а вот эти самые слезы и поцелуи от души? Просто моя коза все это скорее как игру воспринимает. Ей сказали, что надо извиниться - она извиняется, сказали, что при этом нужно поцеловать - целует... Осознания своего поступка нет. При этом, повторюсь, девочка развита не по годам (мнение мамы :))

копировать

А когда как:( Бывает, сразу бежит, а бывает и выжидает - как отреагируют.

копировать

У некоторых она до пенсии спит, вообще-то. :D

По делу: психологи говорят, что абстрактные понятия "добро-зло", "вина-ответстввенность" ребенок начинает понимать ближе к 5-7 годам, когда более-менее формируется Я-концепция и основы самоконтроля.
А до этого возраста ребенок понимает, что нарушил какое-то правило. Вот этого ему и хватает.

Кроме того (это уже философское): "искренне просить прощения" предполагает для меня ощущение своей серьезной вины. У меня сын один раз просил прощения искренне, когда он в порыве гнева ударил меня по щеке. Вот тогда я увидела, что он понимает, ЧТО он сделал, и в ужасе от своего поступка. Я его сама еле успокоила, потому что Ромку трясло буквально. Не хочется искреннего извинения больше никогда видеть.
А испытывать вину за каждую шалость - это глупость, ИМХО, мне не хочется, чтоб он ее испытывал. Поэтому и интонация такая, формальная.
Нашалив, он обычно говорит "больше не буду" на автомате. И для меня это обычно значит "да, я понял, что ты недовольна, принял информацию к сведению, больше так поступать не собираюсь". но это уже в последнее время, в его 2,9 я и мечтать не могла о такой сознательности. :)

Насчет игнорирования, кстати, Ваша девушка просот проверяет маму на прочность. Попробуйте, как советют психологи опять же, систему "светофор".
Есть крсные правила: опасно для жизни, опасно для здоровья, какие-то принципы семьи. их нарушать нельзя НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. Причем Вам тоже. ;)
Есть желтые: это требования к дисциплине, к поведению, к порче имущества. Их нарушать нельзя, это очень нехорошо, но иногда чуть-чуть можно, и мама, бесспорно, будет расстроена, но не шокирована. Ничего, в общем, непоправимого.
Есть зеленые правила: а вот это на Ваше свободное усмотрение. Не желаешь идти гулять, а желаешь устроить скандал? ОК, вперед устраивать скандал в своей комнате, прогулку пропускаем, ибо ты, моя золотая, сама так решаешь.
Хочешь рисовать на стенах? ОК, милая, только на кафеле в ванной и акварелью. Между прочим - очень красиво и легко смывается. :)
В общем, что-то такое...
Извините, что длинно. :)

копировать

не-не, не долго - в самый раз :). Но! После такого развернутого ответа я Вам задам еще один вопрос.

КАК же тогда наказывать??? :) Особенно "отсроченное" наказание. Приведу пример. Вчера в ванной моя краса пила воду пенную (уж сколько раз по заднице за сие действие получала, сколько слов слышала о вреде грязной водицы), я ее вытащила, наругала, спросила, почему она ее пила, в ответ "Мамочка, я нечаянно" (при этом вижу, что врет намеренно), я продолжаю грозно ругаться :). Ну а доча меня пнула ногой в сердцах. Ну я рассердилась, говорю, что укладывать спать ее не буду, книжку перед сном читать не буду, пусть папа тебя укладывает. Приготовления ко сну я с ней сама все осуществила. Потом папа ей почитал, стал укачивать. Рев и орания, что ей нужна только мама. Материнское сердце - не камень. :) Пришла объясняю еще раз ее вину, тут же начинает со мной играть и т.д. и т.п. Ухожу. Опять рев, папа там ее науськал. Извиняется. Укладывала я :( :)
Если следовать изложенной Вами логике (она мне, кстати, нравится), то не понятно, как наказывать ребенка. Получается, если наказание не следует сразу за действием (а срузу может следовать только один вид наказания ... или угол), то ребенок вообще не понимает, за что он наказан.
Во-о-от я еще длиннее, наверное :)

копировать

а чем вам тайм-аут не подходит? (Грей, "Дети с небес")
А про воду пенную - слова-то она слышала, а вот на деле явно не подтверждается. Раз пьет и ничего с ней не происходит. Выхода два: или следить и при первом же глотке напоминать, что пить не надо. Или дать напиться до болей в животе, чтобы на собственном опыте убедилась.

копировать

второе отметаем сразу :)

при первом же глотке напоминаю, кричу, ногами топаю (реакция зависит от степени моей усталости), а она продолжает.

Угол или другую комнату применяю, но мою дочку - это больше забавляет, чем напрягает :)

копировать

Ваша бурная реакция ее смешит. Наверное Вы в гневе забавная... для дочки. Может быть спокойнее реагировать? "Доча, я просила тебя Не пить из ванной. Я плохо тебе объяснила? Почему ты это делаешь? Если ты меня не понимаешь, то купайся, пожалуйста, с папой." Уходите. И не под каким предлогом не возвращаетесь. Ваша ошибка в приведенном выше примере с пинанием ногами в том, что ребенок своего добился: вы угродали, но угрозу не выполнили. Т.е. манипуляция удалась на славу... театральное представление с ором тоже. Вывод: забавно провела вечер, будем продолжать в том же духе :-(

копировать

Не хочется что-то "в том же духе" :). Вы правы когда пишете, что я не выполняю своих угроз. Я стараюсь не говорить того, что потом не смогу выполнить, но, думаю, сами понимаете - получается плохо. А вот реагирую я по-разному - и так, и этак.

Вчера достала ей йогурт из холодильника, чтоб прогрелся. Поставила подальше. Малая придвигает стул и берет йогурт. Я спокойно, но строго говорю, чтоб поставила на место, что нельзя. Она продолжает. Я продолжаю говорить, что нельзя. И какова реакция, думаете? Она ставит йогурт на стол и о-о-о-очень снисходительным голосом мне говорит: "Ну ладно-ладно, поставила уже!" Т.е. ну, мам, хватит уже, надоело слушать. Это ей еще и трех нет, что же будет дальше :)

копировать

Дж. Грей "Дети с небес" не читали? Нам помогает. Мама перечитывает периодически :-)

копировать

ет, не читала. Пока не читала :)

копировать

спасибо за ссылку

копировать

При первом же глотке не кричать надо, а сразу же вытаскивать из ванной, спокойно говоря, что воду пить нельзя, это правило, а раз она его нарушила - то сегодня не купается. Это даже не совсем наказание - это всего лишь последствия ее неправильных действий. И каждый раз последствия должны быть одинаковыми. Я так своего сына отучила песок есть в песочнице. Несколько раз увела его домой совсем еще не погулявшего после первой же горсти песка, засунутой в рот явно нарочно, назло, чтобы посмотреть - а что мама будет делать? Перед этим были и крики, и обьяснения - это не помогало. А остался сын пару раз без прогулки - и сразу все понял и осознал :)

копировать

По поводу пенной воды: а не класть в воду пену или игрушки не пробовали? ;) Ну раз пена - химическая, с игрушек грязь-пыль снимается, тогда если уж дочушка не желает не пить воду, Вы просто воду делаете безопасной насколько сможете. :) Дочушка пену и игрушки любит? Эта мера, иМХО, поможет прочувствовать связь: действие-пооследствие. :)

Пинки-удары-толкания: в нашей семье это красное правило. Возможно, поэтому у сына это и вызвало такой ужас.
Папа Ваш поступил правильно: он поддержал Вашу позицию и убедил дочь извиниться.

Когда мой сын был в возрасте Вашей дочки, Ромка и толкался, и бил, и пинал, и кусался. В 4 года стало ясно, что это превращается в террор. Мы использовали прием "отторжения". Сразу оговорюсь: то, как мы его использовали, приемлимо не для всех детей, далеко не для всех. Это может вызвать еще худшую реакцию. Поэтому сто раз подумайте, прежде чем использовать.
Прием отторжения состоит в следующем: при нарушении "красного правила" (в нашей семье это - намеренное(!) насилие) ВСЯ семья отказывает человеку в общении. ВСЯ семья высказывает неодобрение. Если по поводу "можно ли рисовать на стенах", "идти ли гулять в дождь без шапки", "ложиться ли спать днем", "смотреть ли мультики лишний час" мы с мужем можем поспорить, я или муж можем встать на сторону ребенка, то красное правило - незыблимо, оценка его всегда одназначна. Пока ребенок не поймет, не перестанет обиженно реветь, а серьезно и искренне подойдет и извинится, ни один человек в семье не разговаривает с ним (исключения могут составлять режимные сообщения). У нас сын с 3-4го раза понял, что драться - запрещено. Кстати, шлепки с нашей стороны тоже с этого момента прекратились, ибо раз уж правило, то для всех. Теперь, если я даю сыну подзатыльник в раздражении, муж всегда делает мне замечание и предлагает извиниться перед сыном (это мы сами договорились, чтобы контролировать друг друга:)).

То, что я написала, подходит не для всех. И возможно, не для Вашего случая. У Вас, во-первых, девочка, а во-вторых, все дети разные. Ищите подход, ищите свои методы.
Возможно, имеет смысл просто демонстрировать свою обиду. Типа "Я, доча, конечно, почитаю тебе книжку, но буду делать это невероятно кислым и грустным голосом, потому что ты меня расстроила. Но читать буду, так как я тебе обещала... я всегда выполняю свои обещания в отличие от тебя..." Это, конечно, шантаж и манипуляция, но, ИМХО, воспитание в любом случае - манипуляция. ;) просто методы манипуляции разные и цели тоже. :)
Удачи! :)

копировать

попу-то все равно с мылом/гелем мыть надо, так что пена в воде будет по-любому.

Я свою дочку не могу пока игнорировать (думаю, в будущем буду применять): она быстро забывает инцидент. Представляете картину, как я дуюсь на 2-х летнего ребенка пол часа и рассуждаю скорбным голосом, как она не права :) Мне даже смешно немного становится.
Я тоже шантажирую ребенка - делаю вид, что плачу. Мне почему-то немного стыдно из-за этого.

копировать

+1000

копировать

+1 особеннно про искренное прощение. Да и про неискренное.. вымогательство.

копировать

Мой страший в 3 говорил "мама, у меня нет стыдно-не стыдно":)

копировать

Зато честно :)

Моя проныра обязательно скажет, что ей стыдно. Широко улыбаясь :)

копировать

ну так она хочет Вам угодить

копировать

скорее побыстрей от меня отделаться - закрыть тему :)

копировать

так это правда! дети хотят угодить , просто не всегда получается

копировать

Невропатолог в своё время сказала мне, что "эмоционально-волевая" сфера (наверное, это ближе всего к понятию совесть) НАЧИНАЕТ развиваться в районе 4-х лет. Судя по моей старшей, это так. Начинает :-)

копировать

нда-а-а, я, видимо, много хочу от дочки. Просто она такая умненькая, так разговаривает, столько всего умеет, такие умозаключения делает, что мне кажется уже должна понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

копировать

Она и понимает, но на уровне "если нельзя, но очень хочется-значит можно". Т.е. желание сильнее запретов, т.к. осознать смысл и правильность заспретов она не может, даже если Вы ей все объясните про кишечную палочку и диарею у детей после употребления водицы из под крана, сдобренной шампунем-она не сможет это спроецировать на себя и понять весь "ужас" своего поступка. :)

копировать

смеюсь сильно :) Она еще и писает в ванну. Представлете, как сильно я злюсь, когда она воду эту пьет?! :)

копировать

:) а в море/речке/бассейне вы еще не плавали? чтоб там воды не пить, наверное только в маске или с кляпом надо, а уж сколько там напИсано, да и не только...

копировать

плавали, конечно, я и в тех случаях сильно-пресильно ругалась и делала страшные глаза. Хотя нет, в море не рагалась - в море даже полезно :)

копировать

Во-во, мне тоже так казалось :-) А потом чем дальше, тем больше я понимала, что вот ТОГДА она была просто клякса :-)

копировать

я потом, наверное, тоже пойму. Но пока я же могу думать, что у меня уже такая взрослая дочь :).

Расскажу один из случаев, который подпитывает во мне эту уверенность :) Рассматривают они с папой детский журнал, задания всякие выполняеют. Переворачивают страницу, а там сабачка нарисована (сабачка сидит на попе, лапки задние нелепо торчат в разные стороны). Моя дочь спрашивает папу: "Почему собачка пенис достала?" Муж сдерживает смех и серьезным тоном отвечает, что это не пенис, а лапка. На что дочь 2,5 лет отвечает: "Папа, что ты мне говоришь? Я же вижу, что он сзади и между ног. Значит это пенис!" Мы не нашлись, что сказать. Разубеждать не стали :)

копировать

Гы :-) У меня дочь в два года разглядывала картинку с нарисованным муравьём, ну знаете как их рисуют -- "талия" тонкая, широкий "таз" и тонкие ножки. Катерина решила, что "муравей в памперсе" :-) и правда было похоже :-) Но ей-богу, совесть тут ни при чём.

копировать

Гы :-) У меня дочь в два года разглядывала картинку с нарисованным муравьём, ну знаете как их рисуют -- "талия" тонкая, широкий "таз" и тонкие ножки. Катерина решила, что "муравей в памперсе" :-) и правда было похоже :-) Но ей-богу, совесть тут ни при чём.

копировать

:) это я к тому, что ребенок вроде уже такие выводы самостоятельно делает, тем самым обманывает родителей - кажется более взрослым, чем есть на самом деле :)

копировать

Есть такая тема! :-) Многократно об этом в семье говорили. Моя старшая ещё крупная девушка, и сейчас-то забываешь, что ей пяти нету. Она так болтала бойко с года! Только вот не слушалась. И я помню, как ближе к её 3-м годам я вдруг буквально с ужасом поняла: вот СЕЙЧАС она стала понимать, ЧТО сама говорит, а до этого -- повторяла как маленький магнитофончик. Хотя казалось, что делает выводы.

копировать

Я заметила, что сын начал что-то понимать (как большой) когда начал хохотать над мультиками:)

копировать

А моя старшая такая хохоталка... в 4 месяца она, помнится, страшно смеялась, услышав слово "пенка" :-D ну и вообще какие-то слова её цепляли. Помню -- "птичка", "апельсин", "picture" и "kitchen". Как пойдёт заливаться :-)

копировать

ну правду я говорю: у меня оч. сознательный ребенок :) Смотрели Мадагаскар (какую-то там часть), дочке двух не было. Там ближе к концу мультика старенькая бабка била льва Алекса. Как же моя рыдала и кричала, что плахая бабушка, не бей кису! Весь зал ржал, а мы успокаивали ребенка.Сейчас дочка вспоминает события, которые были год назад (отпуск, например). А совесть спит! :)

копировать

Гм, дело вкуса, но я бы не повела в кино на мульт для подрощенных детей ляльку, которой и двух нет, а если бы лялька ещё и плакала, мне было бы совсем не смешно :-( А память тут ни при чём, моя тоже помнит вещи 2-хлетней давности.

копировать

все детки разные. Кого-то рано вести, а кого-то в самый раз - согласитесь. Уверена, что вы плакали в детстве, когда смотрели мульт про мамонтенка.

копировать

Я не смотрела, я книжку читала :-) Конечно плакала, я и щас плачу, и московский метрополитен не раз попортил мой рабочий макияж, включая песенку из этого мульта на эскалаторах :-)

копировать

бли-и-и-ин, а я уже давно не плачу :)

копировать

:) Не, маленький тоже был хохотушка, но здесь наблюдала - просто так не смеется, а в "нужный" момент ухахатывается:)

копировать

Дети это не маленькие взрослые, это дети, особое "племя" если хотите. В таком возрасте они еще не в состоянии понимать ваших объяснений того что плохо и что хорошо. Поэтому лет до 7-и психологи советуют руководствоваться только правилами и никакой морали. То есть есть такое правило и надо его выполнять, если не выполнил значит следует определенная форма наказания, самое главное воздерживаться от объяснений, а то деть нить теряет поступок-следствие и не понимает за какое такое нарушение его наказывают.

копировать

правильно я Вас поняла? Надо наказывать и не объяснять за что?

копировать

Объяснять надо, просто в Вашем случае скорее так : я тебя наказала-потому что воду пить можно только из кружки,, из ванны, лужи и т.д. нельзя. А вот про кишечные растройства и количество бактерий в воде можно не упоминать. Причинно-следственные связи дети усваивают еще только на простейшем уровне. Нарушил правило-наказан, объяснять почему нельзя нарушать нужно будет в более старшем возрасте, когда он сможет провести цепочку до конца и понять. Пока это только лишняя информация, которая уводит ребенка в дебри. ИМХО.

копировать

Если ребенок как Вам кажется не понимает что он сделал не так, тогда нужно, но очень коротко, без увещеваний к совести:)
А если это уже не первый раз повторяется, тода объяснять не надо.

копировать

Не согласна:( Прекрасно понимают, когда нормально объяснишь ичто такое хорошо и про плохо:(

копировать

Ну и толку? Что потом все свои поступки соизмеряют с этими понятиями прежде чем что-то сделать?:)

копировать

Да нет, конечно:)

копировать

:) Так вот и я про то:) Главное дисциплину наладить:) А потом глядишь и до совести дело дойдет:)

копировать

Дисциплина - это кончено, хорошо, но ведь деть еще:)

копировать

Хм... Автор, судя по всему, я на два года Вас старше, но я помню СВОЕ детство и не помню, чтобы я вот прям раскаивалась в содеянном, когда мне мама нотации читала...
Зачем Вам другие дети? Вспомните себя в детстве. Когда у Вас совесть проснулась? Неужели так рано?;-)
По существу: сыну 3,1, особо не раскаивается, да я и не настаиваю. Просьбы и о прощении и обещания "так не делать" пресекаю, потому что это лицемерие (либо еще неосознанное, либо уже продуманное).
А чтобы волосы на голове рвал и пеплом обсыпался - мне не нужно. Мне нужно, чтобы на диване не рисовал, этого и без раскаяния добиться можно:-)

копировать

я тоже помню, причем есть воспоминания из совсем раннего детства. И, да, совесть проснулась рано.

пепел на голове моей дочери мне тоже не нужно. Но в идеале мне бы хотелось, чтоб ребенок понимал, когда он не прав. А в каком возрасте приходит это понимание, я не знаю. С чем и пришла на сайт, собственно

копировать

Мммм... Даже не знаю как сказать... За разрисованный диван (разлитый сок и тыпы) раскаяния я не жду в принципе. Потому как ничего "стыдного" в этом нет. ИМХО. Обещания так больше не делать вполне достаточно. А вот искренее раскание за ложь, например, проснулось года в 2. Ну например разбила она что-то и свалила все на кошку. Угроза наказать кошку совесть пробуждает.

копировать

для меня разлитый сок, разбитая кружка (сделано не специально) и разрисованный диван (специально и неоднократно) - есть вещи разные. В первом случае, я даже не ругаю, во втором ругаю, но за непослушание, за то, что уже было говорено.

копировать

Кружки тож можно по разному бить... Ее можно 35 раз напомнить убрать. Сок можно еженедельно разливать на диван в течение 2-х лет ставя стакан на этот диван и в задумчивости переворачивая... Как думаете сколько раз было говорено ;-)

копировать

Ну, как же Вы меня раскусили! Я все именно так и делаю: стакан с соком я ставлю именно на диван, а кружку на край стола, напоминая убрать.

копировать

А при чем тут вы?

копировать

ну, видимо, мое самомнение зашкаливает :). Думаю, раз критикуют, значит меня!

копировать

:-) Я вообще-то описала стандартные косяки СВОЕГО ребенка. И не думаю что она эксклюзивна...

копировать

а я восприняла ваши слова так: мол, родители сами во всем виноваты - сок в кровать дают, вот ребенок и проливает, кружку на край стола ставят - вот кружка и разбивается. :)

Кстати, в этом что-то есть

копировать

У вас просто ребенок в 2 раза младше (как я только что выяснила). И мы с разных точек зрения смотрим. Я уже давно ничего не ставлю. Да и не слежу куда ставит она... Для меня где-то в башке ребенок априори знает что так не делают и все равно делает. Для вас еще в большинстве случаев ребенок накосячил=мама недосмотрела...

копировать

с рождения они понимают)

копировать

Когда мне было 1,3г совесть у меня уже была.
Все родственники помнят, что если вдруг я не успевала на горшок попроситься или что-то еще, то пряталась, а когда меня находили и спрашивали где у меня совесть я отвечала: нути (внутри) и показывала на животик.

А сознательно я помню что в 7 лет рыдала в голос из-за той самой совести как раз (до тех пор ярко это не проявлялось. С тех пор, кажется, тоже), хотя повод был не такой уж и смертельный.

копировать

ой нам 4года. совесть спит, а время идёт:)

копировать

Моему 3. лукавить уже научился, но совесть пока спит.

копировать

Моей младшей было 5 лет.
На даче со второго этажа бабушка услышала возню, дальше рыдания Саньки и рассказы, что Егор ее больно толкнул. Бабушка не разбираясь пришла и начала на Егора ругаться.
Тут вдруг Санька как разревелась.
"Егорка, прости меня, пожалуйста. Это я первая начала, а бабушка тебя ругает, это я виновата!"
Так что у нас совесть к пяти годам проснулась, но до сих пор появляется не всегда :)

копировать

:)

копировать

Вообще горькая конфета у Выготского - после 3-х уже.Так что примерно с этого возраста и начинает появляться.
В вообще- эмоционально волевая сфера ближе к подростничеству формируется.

копировать

У некоторых совести нет на протяжении всей жизни... :)

копировать

Она есть, но где-то спрятана:)

копировать

На пирожок в первом классе поменяна :)

копировать

обрадовали! :)

копировать

чувство вины? стыд? или что есть совесть?

я вот с ними специально расставалась:) как с ненужными энергиями

копировать

судя по некоторым источникам и моим наблюдениям, годам к 7-10

копировать

У меня сыну пять будет, на мой риторический вопрос "У тебя совсеть есть?!" Спокойно ответил:
- Есть
- А что такое совесть? /зинтересовавшись/
- Это такое вредное существо, которое бегает вокруг тебя и гундит "не правильно, не привильно, не привильно":-) Так что думаю это "вредное существо" появляется у наших детей раньше, чем мы думаем:-)

копировать

Да, мама, с таким смышленышем, тяжко будет "воевать":)

копировать

Подождите, это Ваш сын дал такое определение совести? Я правильно поняла? :) Если так, то снимаю шляпу - я в свои 28 лучше бы не сказала :)

копировать

угу, он вообще любит давать определения:-)

копировать

моя пока не понимает (9,5 мес.):) а у подруги,она же соседка с 2х лет дочь понимает все,сейчас ей 3

копировать

Что понимает и что не понимает?

копировать

понимает когда ее наказывают и за что, и прощение просит осознанно..читайте автора..

копировать

Ага-ага))

копировать

У моейс рождения совесть есть. Боюсь как-то прокомментировать её действия иногда, очень переживает если неправа, без истерек, просто личико очень грустное и фраза "мамочка, прости, я так не хотела".И потом видно, что совесть мучает, перестает играть, уходит, если подхожу и спрашиваю, вижу глазки на мокром месте. Ну очень ранимая:( За всех всегда переживает, всех жалеет. Не понимает когда другие дети хулиганят, даже просто озорство для неё непонятно.

копировать

Ну и моя такая.А причем тут совесть?)

копировать

Сочувствую. В этом нет ничего хорошего. Бедный ребенок.

копировать

Я тоже так считаю и всячески стараюсь сгладить эту самую "тонкодушевность" и "ранимость". Но это личностная черта и полностью от нее не уйти.

копировать

Может и не правильно я тему обозначила :) я же писала в первом посте, что сомневаюсь по поводу названия темы :) Смысл, ловите смысл :)

копировать

ТО,Что Вы описали в названии темы-это Ваша педагогическая несостоятельность- Вы просто не смогли донести до ребенка,что нельзя писать на диване)) Совесть тут непричем.Если Вы не объясните ребенку адекватно,почему этого нельзя делать так,чтобы ребенок понял, он так продолжит делать еще сколь угодно долго,пока не надоест.
Совесть это вопрос морали и нравственности,чтобы рассуждать о нем надо иметь представление об этих самых качествах,как минимум-честность,благородство, взаимовыручка и т.п. У трехлетних детей этого быть не может априори.
Может быть- ответственность за свои поступки и тогда,если ребенок поступил неправильно,а знал как правильно некое подобие угрызений совести ребенок испытывать будет.Но совестью в нормальном понимании этого слова это нельзя назвать.

копировать

Вы реально считаете что любой ребенок в возрасте 2,9 лет в состоянии понять почему нельзя писать на диване? Вот именно ПОНЯТЬ?

копировать

:) Знаете мой ребенок понимает, что нельзя (если я застукиваю дочку за сим занятием, то она бросает фломастер и с радостным видом убегает от меня, или начинает быстрей калякать, т.к. знает, что я сейчас отниму фломастер...).Но все равно пишет. Не уверена, что понимает почему нельзя :)

копировать

Она понимает не "что нельзя", а что "мама рассердится".Это две большие разницы.

копировать

Я считаю,что каждый родитель в состоянии научить своего трехлетнего ребенка не делать что-либо.Если будет правильно действовать.

копировать

ну вот ко всем моим недостаткам прибавился еще один - педагогическая несостоятельность :) Нда-а-а, придешь за советом, поставят диагноз

копировать

:) Не переживайте, нас уже двое таких - педагогически несостоятельных:)

копировать

что Вы переживать не буду, конечно... Тем более в такой компании :)

копировать

:) Или как в том мультике:"Давай (меняю) переживать вместе:)

копировать

А давайте лучше не переживать вместе. Так, по-моему, веселей :)

копировать

:)

копировать

диагноз это заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента.

А я до Вас всего лишь доносила,что поведение Вашего ребенка есть следствие Вашего поведения, а не его характера.

копировать

Вы мне донесли о моей педагогической несостоятельности. Я Вас поняла, честное слово. Спасибо.

копировать

Пожалуйста.Но -это не диагноз.

копировать

Слышала на эту тему мнение психолога- причинно-следственные связи у детей формируются в среднем к 5-ти годам.Т.е. до этого момента они не понимают, за что именно наступило "возмездие" в виде наказания.

копировать

Ну не знаю, мне всёж кажется, что гораздо раньше:)