Японская система воспитания
У кого-нить может есть названия книги, странички в инете про японскую систему воспитания.
буду рада любой инфо.
спасибо.
а вы в японии живете ? :)
японская система воспитания подходит под японскую же культуру.
Так же и с любой другой- национальный компонент, менталитет в этом деле очень важны.
нет, я в Москве. и даже больше - в Японию пока не собираюсь)))
ни кто ж не спорит, что важнее, так ведь?
а что вы придерживаетесь идей в воспитании только российских??? так таких методик практически нет(( ,а если советских - то я промолчу)))
и потом, что разве в методиках воспитании других народов, вы считаете нет ничего полезного? и того, что можно было бы использовать?
Насколько я помню это именно в японии детям до 5ти лет все можно, а потом сразу все нельзя ? :) или в китае? :think
СОгласитесь это к нашим условиям ну никак не подходит.
Я говорю не о методиках воспитания, а о традициях, культуре.
Да даже если о методиках: была я на коференции год-два назад про деток с ЗПР, которую вел ведущий японский педагог-дефектллог (имени не вспомню конечно :)). Знаете как они коррекцией занимаются? Например как учат цвета с такими детками: ребенку дают кучку с пуговки-шариками желтыми и красными штук 20-30 и две карточки (соответсвенно желтую и красную). Ну задача ребенка понятна: разложить все правильно. Взрослый первый раз показывает, а дальше ребенок должен сам. При каждой ошибке задание начинается с начала, при этом у педагога каменное лицо :). Результат: к 20-25 попытке дети выполняют задание без ошибок! :) Ну и закрепляется результат на более долгий срок. Это кстати делалось с детьми 4-5 лет напомню с ЗПР органической. 20-25 попыток занимало 30-40 минут :)
Вот там дискуссия разгорелась, что как это с такими детками без подвижных игр, без перерывов, без обигрываний ситуаций (как у нас принято-поможем зайке и т.п.), как это так можно ребенка заставить это делать?! У нас как принято? 5 минут попрыгали, 5 минут порисовали, 5 минут потанцевали и т.п., т.е. все занятия строятся на смене деятельности, а у них с точностью наоборот .А у них дети сидят спокойно, потому что у них слово взрослого-закон, хоть об стенку расшибись иль харакири делай.
Поэтому полюбопытничать, для просвещения и расширения кругозора это хорошо конечно. Но пробовать на наших русских детках я бы не стала:) все равно не проканает :)
да, вроде как в Японии до 3-5лет (по разным источникам) можно все, а потом как то все по правилам(
- не поняла, почему к нашим условиям это не подходит? разве не родители выбирают стиль и способ взаимоотношений?
про деток ЗПР, тем более японских методах - ничего не знаю.
а вот то, что я прочитала - практически в любых статьях о стиле воспитания у японцев - например, беру первую статью из яндекса - "Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах" или "Те грубые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках: "ты плохо себя ведешь", "сейчас я тебя накажу" невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет драться с мамой или рисовать фломастером на белой двери магазина никаких строгих наказаний и выговоров не последует."
- это-то почему не проканает???
Потому что Вы живете в России и мальчик услышит подобные фразы на площадке, потому что окружающие не дадут ему драться с мамой, потому что служащие магазина запретят ему рисовать на дверях, потому что у него наверное есть бабушка, которая не знает, не понимает и не приемлит японских методов воспитания, да и маме с папой мало прочитать методичку, надо быть японцем, там родиться, расти, что называется всосать эту культуру с молоком матери, только тогда можно будет попробовать воспитывать ребенка в этом же духе... Разумеется, о детском саде в таком случае речь уже не идет. Да и в школе ребенку придется несладко, т.к. он будет сильно отличаться от остальных.
П.С.: извините что влезла в разговор, 5 лет проработала в японской фирме, насмотрелась )))
ну, я на собираюсь вырастить свою дочь -японской женщиной)))
но идеи мне было бы интересно узнать)))
вот, например, слинг (конечно, это не воспитание, так что первое в голову пришло) - это же не российское изобретение. и что разве это повод не пользоваться удобством и комфортом?!
то, что я читала в инете в статьях - мне понятен и принимается подход о котором я написала выше - "что детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно" и не вижу причин почему бы это мне не использовать.
а если и вдруг мой ребенок будет отличаться, смотря что вы под этим подразумеваете. если отличаться здоровой психикой и гармоничной личностью - то значит цель достигнута.
к моему сожалению, вижу как общаются с детками, например, на детской площадке - грустно это((( уж, и не знаю по какой они системе там воспитывают((
А чё это слинг не российское изобретение? да это мировое изобретение, подревнее колеса :-) просто у нас он по-другому назывался ;-)
http://www.omama.ru/docs/tpl/doc.asp?id=337&tid=630
-- насчёт гармонии же скажу, что гармония с окружающими тоже важна, а если человека искусственно растить в частичной принадлежности к незнакомой культуре (не, к своему пониманию этой культуры :-)), то гармонии не видать.
в том и суть, что по-другому назывался, немного по-другому носился))) все , но чуть-чуть и не слинг, а в подоле... а если дальше - то опять "возродили" совесм не в России, и однако не мешает это использовать и радоваться жизни)))
- ну, собственно ушли от темы))
я это к тому, что во всех культурах - есть чему поучиться, и я не отрицаю "другой" опыт. может он будет полезен, а может и нет - почитаю расскажу. НО! меня глубоко удивляют отклики в этом топике - я не спрашивала про плюсы и минусы, а вообще-то имела ввиду информацию, что если кто-то ею обладает поделиться. может , конечно, я коряво выразилась.
но смысл обсуждать систему, которую ,как я поняла мало кто знает - по-моему глупо что ли))) без обид)))
и гармония - вполне может быть в синтезе знаний и систем.
Поскольку я последователь теории этногенеза в том виде, в каком она сформулирована Л. Н. Гумилёвым, то гармоничного синтеза я жду от культур с положительной комплиментарность, каковой от русской и японской ожидать -- трудно. Ну не соприкасались они на протяжении тысяч лет.
В слинге же суть одна -- ношение ребёнка на себе без отрыва от ГВ, хоть горшком назови.
ух.. как вы завернули)))
а можно - поподробнее, что вы имеете ввиду про идеи Гумилева, не очень понимаю о чем вы((((.
дело не в слинге, как таковом, и действительно не важно как называть)) дело в идее - если бы несколько лет назад кто-то не стал сторонником слинга и не начал его активно "продвигать" в России - в подоле мы бы явно детей не носили)))). и сколько эти "первопроходцы" негатива собрали я только могу представить(((
Думаю, что вопрос (судя по ответам) - кто на сколько может себе позволить быть открытым новому или другому что ли (не знаю даже какое правильное слово подобрать), которое иногда может оказаться не таким уж и новым))
Ну, ээээ :-) подробнее -- "Этногенез и биосфера Земли", как тут в один пост уложиться :-) Коротко -- этнос есть способ приспособления народа к условиям жизни, историческим и климатическим в том числе, это особый способ освоения ландшафта, этнос составляет неразделимое целое с вмещающим ландшафтом (геобиоценоз). Культура, этнические стереотипы поведения -- часть этого способа жизни. Поэтому довольно странно, живя в России, пытаться что-то себе искуственно привить из японского опыта (равно как и из американского и т.д.). Это растения для других почв и рецепты для другого теста.
А положительная и отрицательная комплиментарность -- это свойства двух разных культур, при которых у их представителей возникает либо неосознанная симпатия (положит.), либо необъяснимая антипатия. Вот у византийской империи была отрицат. комплиментарность с Западной Европой. И у России, кстати, тоже. А со степными народами у нас была положительная :-) А у степных с китайцами -- отрицательная :-) У европейских англ. и франц. переселенцев в Америке была отрицат. комплиментарность с местным населением, вследствие чего англичане и франц. с индейцами воевали. А у испанцев и португальцев -- положит., вследствие чего в результате синтеза и появились новые народы -- латиноамериканские, со своей оригинальной культурой. Ну и так далее. С японской культурой не вижу комплиментарности у нас, не соприкасались тысячелетиями :-) Это вопрос не открытости новому, а физиологического приятия. Человек не обязан быть всеядным и открытым всему, хотя понимать суть некоторых процессов полезно. Лично я, поскольку детям моим жить тут, воспитываю их в общем русле :-) Это не нежелание быть открытой, а сознательный выбор -- мы учимся жить по правилам нашего этноса и нашего социума. Зачем нам в своём монастыре чужой устав ;-)
По вашей ссылке:
Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Оно было найдено в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона, в западной части Фив.
Суть -- что на Руси тоже носили детей на себе без отрыва от ГВ испокон веку, а что это делали также в западной части Фив, никого удивлять не должно -- это делали всегда и везде, и сейчас делают на большей части земного шара.
+ МУЛЬОН! у меня тут по японской системе племянника стали воспитывать... нинаю чё там в школе будет, но пацан уже ободрал на даче все розы и сломал бабушке дорогую стиральную машинку :-(
Вы ничего не понимаете! Это ж немеряные достижения ребенка - их надо фотографировать на память, хранить долгими годами, показывать родственникам и гордиться - мужик растет, настоящий, японский!
И еще потому что после 5 лет ребенку в Японии закрутят гайки так, что не продохнуть. Что в наших условиях ... будет восприниматься крайне неодобрительно.
Кстати, среди японских школьников очень большое число самоубийств.
А я, пожалуй, не жалею, что это "не проканает". Как-то не хотелось бы, чтобы, предположим, чужой ребенок в автобусе рисовал на моей одежде фломастером. А не запрещать "драться с мамой" - для меня вообще нонсенс.
по поводу ЗПР - ничего не могу сказать, а по поводу тех же занятий - развивалок для малышей, "нашим" преподавателям не мешало бы прислушаться к их методике)))
сужу по занятиям, на которые пробовали ходить. где 5 минут одно, 5 минут другое и погнали -не понятно зачем и куда - ре ничего не понял, что происходит, просто элементарно не успевает! ну, и спрашивается - чего полезного-то? почему бы не перенять опыт? ну, или хотя бы задуматься...
Потому ,что дети устают от однообразия,чем младше ребенок-тем чаще должна быть смена занятий.Нечего равняться на японских детей-они ДРУГИЕ,груднички -не плачут ( родители с ними дазе в кино ходят и на концерты!!),чуть постарше -могут сидеть по 2-4 часа на одном месте тихо, без звука в кафе/ресторане или в гостях ,пока мамы чешут языками.Нашим детям такое не под силу-им все интересно,им хочется движения,игр,они любознательные-это не дает им возможности сидеть на месте длительное время.Янонцы и их дети менее эмоциональные,спокойные,равнодушные даже где-то .
я не видела японских детей((( и не знаю -как они там себя ведут - плачут или нет.
но, я ходила на развивалки, вернее пыталась (я выше об этом написала) - меня как раз не устраивает, что частая смена занятий! и по другим детям тоже видно, что они элементарно НЕ УСПЕВАЮТ!!!! может ,конечно, дети у нас такие в группе подобрались, уж не знаю - лично моему ребенку больше бы подошла группа, где не происходит каждые пять минут смена занятия.
з.ы. а можете подкинуть ссылки или книжку - про что нашим детям нужна такая быстрая смена деятельности?
спасибо
во многих развивалках правда гонят (за 40 минут сменить 12 видов деятельности)
По нормативам с детками 2-3 лет занятие идет 7-10 минут, потом подвижная игра (отвлечение), потом еще другое и опять можно пытаться позаниматься.
Вот только я не понимаю, почему если дети растут вот так спокойно, никто их не ругает, не наказывает и т.п., во взрослом возрсте они готовы сделать харакири из-за фигни на мой взгляд :) потому что или так, или изгнание из семьи.
А в наших условиях вседозволенность приводит к повышенной тревожности, отсутствию границ, слабости формирования Я, непониманию своих потребностей и другим вещам...
в общем еще раз повторю, что не стала бы со своим ребенком экспериментировать :) Культура востока кардинально отличается от запада
что значит "наши условия"? климат в стране))) условия разве не родители создают?
вседозволенность - это не есть воспитание. это всего лишь вседозволенность. вседозволенность в любой стране - приведет к тому, что вы написали)))
я не думаю, что в японской системе воспитания имеется ввиду именно вседозволенность. там четкая система. почитайте например, Лендлофф, там очень хорошо описано про свободное воспитание в племенах, которое далеко не вседозволенность))) потмоу что свобода как раз ведет - к послушание, а не как система наказаний. и еще интересная , на мой взгляд книга Кволс "воспитание без наказания" - про наказания.
если вы имеете ввиду -моего ребенка - то ни разу на нем не экспериментирую. но воспитывать по советской педагогике, основанной большей частью на подчинении однозначно не буду)))
в общем по-моему у нас разговор в тупик заходит :)
Я о чем: воспитывать по советской-нив жизнь :) воспитывать надо личность, а не муравья.
Насчет воспитания свободы: свобода человека заканчивается таМ, где начинатся свобода другого. Т.е. делай что хошь, но не во вред другим. В Японской системе ребенку с 5ти лет запрещают практически все. Про самоубийства и харакири я и другие не зря выше писали-там это и правда распространенное явления, и для них это норма, это их культура.
А насчет условий: ребенок не живет в коконе семьи, среду создают не тольк родители, но и все люди вокруг.
есть такое ощущения и пару идей)))
по-первых, я не писала - давайте пообсуждаем японский стиль воспитания))) я вообще-то инфо просила)))
во-вторых, я уже писала, что не собираюсь выращивать японскую девочку из своей дочки - а ощущения, что все отговаривают))) при том, все против японской системы - и вроде как "за нашу". а какая ж наша - без советского прошлого? тоже получается противоречие)))
ну, и потом - так как уже ввязалась в беседу, уж хочется, чтобы МЕНЯ поняли, а то кажется, что то, что я пишу просто не читается)))
может,конечно, пишу не понятно(увы писать не мой конек). попробую еще раз)))
мне просто интересны идеи!
например, я против наказания в классическом виде, скажем, как принято у нас - криков, шлепков по попе, ставить в угол - я знаю альтернативные способы. и наверняка что-то есть интересное и у японцев (ну, все мы человеки!!)))) и может это будет полезным, а может нет)))
мы же смотрим и перенимаем опыт, например, европейский (методики Монтессори, Ф.Дальто, Сирс), так почему же нам не посмотреть, что интересного есть в Японии?
не понимаю, почему все так отстаивают позицию, что опыт не перенять.....
Не психолог, не историк, поэтому высказываюсь чисто субъективно: по-моему, тот опыт, который Вы планируете перенимать, это скорее не приемы какой-либо системы воспитания, а конкретные идеи конкретных психологов (и не только), в том числе и японских, в конкретных ситуациях. Тогда да, полностью с Вами соглашусь, что это и можно и нужно. Особенно когда речь идет о современниках, ибо и Япония сейчас сильно изменилась. Но если речь идет о японских методах воспитания в принципе, то их переносить на нашу действительность, имхо, не стоит, по описанным выше причинам, т.к. их методы напрямую связаны с японским менталитетом. И работать эти методы будут, соответственно, только для людей по духу очень близких к японцам. Опять-таки, не зная Вас, нельзя утверждать что Вы подобным человеком не являетесь... но среди моих знакомых, например, аналогов нет )))
Про смену деятельнсоти во время занятий детей дошкольного возраста и младшеклассников изучала на занятиях по педагогике ( в частости "Возрастная педагогика" ) в университе + пед.опыт.
Может в вашей развивалке и правда слишком частые смены,но смены нужны,поговорите с преподавателями.
Пасиб, конечно)
так я уже искала и читала. в основном находятся коротенькие статьи, причем одни и те же, кочуют по разным сайтам. а
мне интересно, что-то более "базового" что ли. автора какого-нибудь японского))) психолога или педагога))
Масару Ибука "После трех уже поздно"
читала когда то по диагонали, поэтому точно не могу припомнить - о японской ли системе речь, или вообще о раннем развитии
знаю точно, что автор - японец :) основатель Sony.
http://lib.aldebaran.ru/author/ibuka_masaru/ibuka_masaru_posle_tryoh_uzhe_pozdno/
читала, там есть несколько идей,которые мне понравились. потому еще хочу!
спасибо за ссылку, давно читала, автора забыла))
На самом деле все не так ,как описывал Овчинников,он лишь предполагал,что детям ничего не запрещают ( пирмеры ,когда ребенок рисует на стенах в парикмахерской ,и ни ,мать ,ни персонал ему ничего не говорят и т.п. ). На самом деле все зависит от семьи,вернее от матери ,потому ,как отец до ночи на работе.Если мать пофигистка или ей лень-она не воспитывает ребенка/не обьясняет "что такое хорошо,и что такое плохо" ,опасно и т.д. Тогда её дети выглядят ,как в книге Овчинникова,но таких ооочень мало .В основном дети воспитанные,спокойные,им не нужно много и долго обьяснять,на них НЕ ОРУТ родители,наверное,потому,что матери сами очень спокойные и флегматичные.Может быть дети такие спокойные,потому,что матери спокойные,ведь груднички у них не плачут ,значит они чувствуют себя комфортно постоянно))).Когда ребенок падает ,разбивает колени и т.п.,родители не бросаются к нему с испуганным лицом,не утешают,не целуют,не сюсюкаюстя -а спокойно говорят,типа все в порядке,ничего ,мол страшного и от такого тона ребенок сам успокаивается сразу же.Может все дело в спокойствии родителей,излишняя эмоциональнсоть передается и ребенку .Спокойного ребенка легче воспитывать.
Японскую систему воспитания знаю только понаслышке. Зато лично столкнулась с воспитанием маленьких детей в Испании. Мне кажется, чем-то похоже на японскую тем, что маленьким детям многое разрешается, не ограничивается свобода передвижения так, как принято у нас, ну и другие нюансы.
Подходит ли испанский стиль воспитания для российских детей? нет. Потому что мы живём в социуме, и именно он диктует нам нормы поведения в общественных местах.
Дома вы можете позволять своему ребенку всё что угодно, хоть по-бабуински его воспитывайте. Пусть катается на люстре и лазит по шторам до потолка :)
Живу в Испании и не очень довольна тем, что дети могут порой делать все, что им заблагорассудиться. Потом сами же родители пожинают плоды вседозволенности своих отпрысков. От лояльности к крайности. Сейчас родители в ужасе от новых законов, когда не можешь ребенка по попке шлепнуть-в тюрьму посадят. Вот детки с трех лет, как начинают говорить более менее осмысленно, и начинают оптускать словечки, как своим друзьям, так и родителям, типа-пизда, заебал и пошел на хуй. Извините за выражения, но я не вру- 8 лет тут живу, многое повидала. Дети всем тыкают, вроде бы нормально,, тут так принято. Но попробуй ребенку запрети что-нибудь, он тебя дурой назовет. Много могу написать, если интересно, есть опыт общения с детьми, сама ращу.
Да это, наверно, характерно и для других европейских стран. Я живу в Северной Европе, но ситуация похожа.

Вот откуда тянутся все корни книг по психологии и воспитанию свободного ребенка! Из европейских стран.
Слава богу что я живу и воспитываю ребенка в России.

Ну это вы зря так расслабились, учитывая то, что гуманистический подход в воспитании детей у нас сейчас в самой моде:) Закон "О ратификации Европейской социальной хартии" уже приняли, так что, как говорится, ждемс:(
Хехе, японская система воспитания...У меня подруга японка, возит на лето свою дочь 7 лет в Японию, там у них летом школа только начинается. Спросила я у девочки, ну как было в японской школе? Девочка мне отвечает: очень хорошо, понравилось, учительница была хорошая, но строгая, по рукам меня била, за то, что отвлекалась немного.
Чтобы воспитывать по японской системе, надо чтобы ребенок был ЧИСТОКРОВНЫМ японцем и жил в Японии. Потому что даже наполовину японские дети лет до 5 - душераздирающее зрелище
Невероятно трудно разделить то, что "хорошо" и "плохо". У меня растет слишком добрым, так у него все отнимают на площадке, да еще пытаются ударить ни за что. Скоро буду учить давать сдачи и не давать своих игрушек другим, которые своими не делятся. Иначе заклюют. А что делать?
агрессии учить не стоит, думаю. сама в свое время прошла через такие же размышления. Принцип сильных людей - избежать конфликта. я стала учить дочку - просто уходить, если кто-то пытается ударить. мне все это муж объяснил. он в школе всегда качался был довольно сильным, не дрался НИКОГДА. тот кто вступает в конфликт - он получается начинает "плясать под дудку" агрессора, теряет собственное лицо.