Не умеет проигрывать

копировать

Посоветуте, как поступить. Мальчик, 6,5 лет, ходит в сад. Проигрывать не умеет :( Бьемся с ним, объясняем, что главное не победа, а участие и что знаменитые спортсмены тоже проигрывают. Все в пустую, хотя говорит, что понимает :(... И вот опять - записались в шахматную секцию, сын очень упрашивал. Играет он неплохо для новичка, нравится анализировать ходы. Пришли на первое занятие. Сыграл две партии с девочкой и обе проиграл. Итог рев, истерика с битьем ногами по столу и головой об стену :( Папа, который при этом присутствовал, готов был под землю провалиться от стыда. И сказал, что больше водить его на шахматы не будет :(:(:(
Ребенок неглупый, все понимает и осознает, что лишился секции. Но такое чувство, что не может себя контролировать в момент проигрыша (кстати, так же ужасно он себя вел, когда проигрывал дедушке)...Что делать? Отказаться от шахмат? Водить только туда, где нет соревнований один на один?

копировать

Так а соревнования в любой секции будут. Я бы сводила еще один раз, проведя беседу, и если все повторится - не водила бы какое-то время.Играйте сами дома пока.

копировать

А не пробовали понять его? Зачем ему говорить, что ничего страшного не случилось, если ему сейчас кажется, что все кончено? вот когда вы расстроены чем-то, рыдаете и плачете, вам нужны нравоучения? или вам надо просто посочувствовать, сказать, да, это очень обидно и неприятно все, что вас понимают, любят...
Просто у меня вот такой был товарищ эмоциональный. У нас он не просто рыдал, он начинал аж крушить все. если это была игра с карточками - рвал их...
Да, некоторое отстранение от игры возможно. Но такое, определенное. Например, отстраняю тебя от одной игры из-за того, что ты, проиграв, сделал вот то-то и то-то.
Наш тренер по футболу говорит ребятам, что играть со слабым противником, который тебе проигрывает - это не только не интересно, но и не дает расти профессионально, ничему не учит. Что да, сейчас они проигрывают по большей части, но эти игры позволяют выявить свои слабые стороны и над ними работать, чтобы в другой раз с одной стороны удивить противника, а с другой - возможно и победить.

А вот что касается одиночный игр сына. На компе он проигрывал, рвал и метал, тогда я его просто наказывала отлучением от игры в зависимости от накала страстей (например, если он начинал кричать, что это все из-за нас, что мы помешали, а это было совсем не так, то "отлучение" было на неделю). Если он после проигрыша начинал себя плохо вести, был зол на всех и вся, раздражителен, хотя до игры был нормальны, то на день, ибо на фига мне комповая игра, если потом весь вечер у нас нервный.

копировать

Мой сын очень похож на вашего. И тоже не только рыдает, но и крушит. Может что-нибудь порвать или сломать, шахматы на пол скидывает в ярости. Об стенку головой бьется, при этом приговаривая, что он "такой дурак и т.д. не заметил, что сейчас потеряет важную фигуру"...Главное, что его за проигрыши в принципе никто и никогда не ругал... Может поддавался ему дед в игре слишком часто, позволял выиграть или переиграть ход и тем самым нереально завысил самооценку ребенка?
"играть со слабым противником, который тебе проигрывает - это не только не интересно, но и не дает расти профессионально, ничему не учит. Что да, сейчас они проигрывают по большей части, но эти игры позволяют выявить свои слабые стороны и над ними работать, чтобы в другой раз с одной стороны удивить противника, а с другой - возможно и победить." . Вот такие слова я почти слово в слово своему вчера говорила. Объясняла, что девочка, с которой он играл, приобрела очень мало, а он - гораздо больше...Вроде бы головой кивает, но не уверена, что согласен 100%.
...На компе мой тоже играет, но не особо расстраивается от проигрышей. Ну не воспринимает он комп, как соперника. Вот шахматы, шашки с соперником - терпеть не может проигрывать.
Как считаете - продолжать водить на шахматы? Или просто играть с ним дома и объсянять-объяснять, пытаться скорректировать поведение?

копировать

Нет, немного разные реакции. Ваш - винит себя, наш - все вокруг и срывается на всех вокруг, винит, а если не может найти виноватого, то просто портит всем настроение, цепляется ко всем, чтоб уж дать выход своему недовольству.
Вам наверно надо, чтоб он сам себе разрешил ошибаться, проигрывать. Он ведь сам себя винит и сам себя за это простить не может. может, ему показать как это со стороны выглядит. Попробуйте сами такую можель поведения: А! я такая дура, у меня котлеты подгорели, какая я ворона!:) бац-бац головой об стену!:) Интересно как он отреагирует на сей опус? Возможно, вы увидете то, что вам нужно делать с ним:)
Может, дедушке, стоит пару раз отказаться от игр, мотивируя, мол, меня расстраивает, когда "зевнув" фигуру противник бежит бится об стенку, а прогрывая, скидывает фигуры на пол. Зачем мне это расстройство? Никакого удововльствия от игры.

А вообще так головой бился старший брат моего мужа, проигрывая младшему (моему мужу) в карты:), которому несказанно везло всегда в этих играх. Правда кроме этого ничего не могу про него добавить (в смысле как там воспитывали, а так - нормальный мужик, спокойнее моего мужа даже:))

На счет секции не знаю. Может поговорить с тренером на предмет заданий. например, давать ему просто задачки шахматные решать, а от игр воздерживаться пока. Да, если тренер адекватный, то он тоже может обосновать свое такое решение, мол, ты еще не готов играть с соперниками морально, что его поведение после игр об этом говорит, мол, пока тренируйся решая задачи. Как на футболе - красная карточка. Моему дали, хоть и хорохорился, но грубо играть прекратил... пока что держится:)

копировать

По делу, к сожалению, советов не дам, но скажу, что не надо ждать пока само рассосется. У меня перед глазами есть мальчик 10 лет такого поведения. Началось это лет с 3-4, и лучше не становится. Мама сначала ждала, что со временем само пройдет, но началась школа, ничего не прошло, а только ухудшилось: добавились истерики в классе из-за плохих оценок.

копировать

В этом многие дети похожи. Ищите путь преобразования негатива в позитив. Постарайтесь не допускать отказа от игры. Обсудите с ним это. Просто он расстроен или кого то винит в своем проигрыше - ищите причину. Наш тоже обижался, когда проигрывал в настольные игры. В итоге, так наловчился бросать кубик, что число выходит практически по заказу))))) ловкость рук, как у отменного шулера))))) Достойно воспиринимать поражение - важное умение, а вот как этого добиться...все дети разные. Наш не боец, ему перегруппироваться и снова в бой не помогает, не хочет добиваться и всё. Воспитываем....потихонечку...объясняем, что не страшно проигрывать, страшно не хотеть играть, бояться играть, что жизнь - такая же коллективная игра, и что хорошему игроку всегда легче, что эмоции необходимо контролировать, ну и т.д.
У Вас всё получится, просто найдите причину) Дальше, всё пойдет, как по маслу)))) но медленно))

копировать

А может вам ходить в групповые секции, где собственное поражение не так болезнено переживается. Например, футбол, хоккей, танцевальные ансамбли и т.д.

копировать

С групповыми секциями все нормально. На танцы он ходил в прошлом году - отлично все было. На плавание ходит сейчас - тоже без проблем. Соревнований там нет вообще, их просто учат.

копировать

Если ребенок болезненно переживает проигрыш, то, увы, как правило, просто групповый секции не спасут от сильных переживаний. Спасет грамотный тренер - это да.
просто у меня вот такой не терпящий поражний старший.
Я тоже думала, как и вы. Нет. увы. Любая игра, даже тренировочная, которую проиграла его команда - это эмоциональный взрыв, а уж если соревнования - это вообще катастрофа вселенского масштаба. И это при том, что у самого очень даже получается играть в футбол. Так худо-бедно мы проходили первый год. А потом... тренер его больше не допустил, только мы не знали...
Но осенью ребенок снова пошел на футбол. пошел к другому тренеру. И тот научил относится по-другому к проигрышам. Научил быть командой. За пол-года до первых соревнований научил. Потому как те соревнования, где их команда была самая младшая (их взяли для ровного счету), они проиграли в сухую. Игр было немного. Мы хотели куда-то поезать, но ребенок сказал, мол, да вы что, они и так плохо играют, а без меня будет еще хуже, я не могу подвести свою команду. И это говорил мне мой сын-одиночка.
Я лично очень благодарна этому тренеру, что он нашел подход к моему непростому сыну.
Да, он, конечно переживает проигрыш. Но! теперь - это не взрыв эмоций, это не поломанная крышка от ящика для игрушек, которую он сломал, после проигрыша команды, когда был у первого тренера. (а заметьте, прошло более 1 часа после игры, так сильно от переживал).

копировать

Здорово, что попался такой грамотной тренер, еще и психолог! Но думаю, такие нечасто встречаются :(.

копировать

Да, увы, чаще всего гонят неудобных деток. Мой - неудобный, мой не будет подчиняться только потому, что все подчиняются, что так надо. он если не согласен, то не согласен и молчать не будет, сразу выскажется. За что и огребает в школе. А меня на ковер, мол, ваш мальчик не уважает... Если чесно, то меня это уже начинает саму все раздражать. Если учесть, что лично я ни в коей мере не способствовала тому, чтоб он не уважал их, а даже наоборот всегда стремилась к тому, чтоб он понял учителей, что им сложно, что их надо слушаться, что да, хоть и бывают они не правы, но они люди, их надо прощать и прочее в их защиту. НО если он их не уважает, значит, что-то уже в них, в их действиях, заставить уважать невозможно. А моем случае и терпеть ему сложно.

копировать

Тренер супер. Это показывает, что даже таких детей можно научить достойно проигрывать!

копировать

и мы такие же, психолог говорил что такой родился и кардинально не поменяешь. Он даже на даче не играет с детьми, в стороне наблюдает

копировать

Я как-то всегда детей к проигрышу готовила.В том плане,что не поддавалась,что мысль, что он самый лучший во всем я ему и не внушала никогда.Именно потому,что уверена,что умение проигрывать и не ронять при этом самооценку для ребенка ОЧЕНЬ важно.
За сохранение лица при проигрыше я хвалила.
В 6 лет этому по-моему,реально поздно учиться...
Кстати,жалеть за проигрыш путь заведомо неверный- он какбы утверждает ребенка в мысли,что случилось что-то страшное.А реально это не так.И всегда нужно быть готовым к тому,чтобы поднять голову и идти дальше.Иначе и побед не будет.
И - наша тренер хвалила сына за его 9 место...

копировать

Никогда не поздно учиться:)

копировать

Но изначально придерживаться определенной позиции всегда проще,чем перестраиваться.

копировать

Но в данном случае автору ваше заявление о том, что раньше надо было думать, ничем не поможет. Автору нужна конкретная помощь в уже сложившейся ситуации. А вы ему - поздно, батенька спохватились.
Ну и вы не учитываете, что дети все же разные. Что подход к детям индивидуальный должнен быть. Что одному хорошо, с другим будет иметь прямопротивоположный эффект.

копировать

О! Вы как всегда знаете, что надо было делать раньше, но как всегда НЕ знаете, что делать сейчас, но свои 5 копеек надо вставить:) Это ваше все для кого? Для тех у кого дети еще маленькие и они невзначай прочтут как надо?
Самое забавное, что у меня один пофигистически относится к проигышам и неудачам, а для другого ЛЮБАЯ неудача - это конец света.

копировать

Ну, Вы это как-то загнули. :)
У меня сын только недавно стал расстраиваться проигрышу. До 5,5 лет он был рад самому процессу игры. А теперь ему нужен результат и отличный результат. Учиться поздно? А что надо было заранее его учить, когда это даже не требовалось? ;)
По-моему, вполне нормальный этап. Перерасти его тоже можно.

копировать

Ну так вот Вам с самого начала и можно учить,самое время.А у автора начало прошло)

копировать

Мой шестилетка тоже с трудом выносит проигрыши. Реагирует правда не так темпераментно, но рыдает у меня на груди и причитает, что не любит проигрывать. Последние полгода даже отказывался играть со мной в настольные игры, боясь проигрыша. Теперь не выдержал, опять играем со всеми вытекающими. Единственное, что помогает облегчить муки, обещание утешительного приза:-)

копировать

Я обычно в такие моменты пережидаю и повторяю ребенку, что проигрывать, конечно, неприятно, но уметь поригрывать не менее важно, чем уметь выигрывать.
И уж точно не поощряю истерики с колотьем об стенку.

В секции это сложнее. Педагог вряд ли будет терпеливо ждать, пока ребенок проистерится.
Вообще, ИМХО, советую поговорить с тренером и посоветовать просто разбирать с Вашим ребенокм задачи, а не устраивать матчи. Мало того, что мальчик пришел в новое место, так еще и сразу - соревнование. Такая реакция могла быть просто от перенапряжения нервного.

копировать

Проигрувать все не любят. Мои старшие обе до определенного возраста вообще отказывались играть в игры где кто-то проигрывает. Средняя и сейчас со взрослыми играть соглашается, с сестрой ни за что - ей ей проиграть обидно. Честно говоря, мне это кажется вариантом нормы. Другой вопрос как на это кто реагирует. С прилюдным крушением, воплями и битьем головой о стену я б боролась довольно жестко. Ну и постепенно внушать, что главное процесс. Постепенно доходит.

копировать

Я объясняю, что СРАЗУ никогда ничего не получится. Что надо учиться! Что надо тренироваться. И только тогда. А если сразу получилось, то значит соперник был слабый. Что гораздо интереснее выиграть у того, кому проигрывал сначала, а потом научился, это значит, что ты стал лучше играть (плавать, бегать).
У нас папа никогда не поддается и никогда не поддавался. Я иногда даю слабину, но редко. В "мемори" сын нас обыгрывает почти всегда. Когда он в первый раз выиграл у папы в мемори, была ни с чем не сравнимая радость. Потому что выиграть у сильного соперника - это стОит сто проигрышей. В шашки, нарды мы (родители) пока всегда в выигрыше. Но с каждым разом он играет все лучше и лучше и иногда он сводит к ничьей, тогда он ОЧЕНЬ рад. Когда я проигрываю, я говорю радостно: "я заняла второе место!" он тоже стал так повторять, когда проигрывает.