Приемы чтобы "разговорить" ребенка

копировать

Дорогие мамочки, у которых детки не сами и не сразу заговорили. Подскажите упражнения, приемы, ухищрения какие что ли... которые помогли Вам стимулировать появление речи у Ваших детишек.
Вопрос именно про ухищрения (типа не давать предмет, пока правильно его не назовет), а не про логопедов, неврологов, остеопатов и т.д. И именно про те ухищрения, которые конкретно помогли...

Спасибо всем, кто откликнется!

копировать

Популярный тут на еве способ - путешествие.
Встрясочка такая, что многие начинают говорить :)
У подруги сынок так шокировался дальней поездкой в поезде, что весь вагон уболтал :)

копировать

Ездили летом.. детю 2,6-2,8 было - фиг =(
Перед этим на 2 недели отправляли к бабушке на дачу на 2 недели, тот же фиг =)
Попробую к другой бабушке на выходные повозить. Может поможет... Спасибо!!

копировать

+100. Моя дочка ровно в 2 года в Турции заговорила предложениями, и через месяц это был уже другой человек, настолько огромен был прогресс. Заодно из пугливого необщительного ребенка превратилась в полностью раскрепощенную девицу, которая идет и заговаривает с каждым ребенком, встречающимся на пути,

копировать

Ещё один - отправить в гости без мамы и папы.
Мама дома делает вид, что не понимает, пока не скажет слово или не скажет его правильно.
А посторонние люди и правда не понимают.
Ребенок обычно чувствует разницу.

копировать

Из ухищрений только это и было - не давать, пока хоть как-то не назовет. Но это помогало только в "переходный период" между 2,2 и и 2,6, когда уже стало что-то в голове переключаться. А после 2,6 прорвало, быстренько развилась внятная речь. Да, совпало в путешествием, но я думаю, что именно совпало, потому что поездка была не первая.

копировать

Ухищрения моей были до лампочки :) ну не дает мама что-то - не больно и хотелось :)) разворачивалась и уходила... Впечатления - да, помогали. Песенки пели еще...

копировать

А как пели песенки? Уже что-то говорила она к тому моменту? Я вот своему каждый день с рождения пою... но он не втягивается совсем.

копировать

Любой стресс (дальняя поездка, наапример), у нас это было попадание в больницу, всего сутки там провели, но именно там заговорил, "Пойдем домой к папе". Два и 4 было.

копировать

Мне кажется - побольше с ребенком общаться, говорить с ним, обхяснять каждое свое действие.

копировать

НАм реально помогли выезда на дачу. После этого Петька прорвало, правда, это не избавило нас от неврологов и логопедов - дизартрии никто не отменял...

копировать

Нам очень помог садик.
Как аналог - любые детские развивалки, клубы, секции. Чтобы было больше возможности общаться с другими людьми, кроме мамы.
И вообще вы сами делайте вид, что жесты не понимаете :)
Пусть проговаривает свои потребности.
Вообще, маме в одиночку сложно разговорить ребёнка. Тут очень действенна помощь других людей, которые без слов не понимают.

копировать

ходим в садик то :( не помогает

копировать

А давно ходите? Часто? У нас эффект стал очевиден не за один день, а за месяц-два без пропусков.

копировать

Ну если без пропусков, то как раз 2 месяца уже ходим.

копировать

Ну вот, по-идее, должно как раз что-то сдвинуться - если по себе судить.
У нас перед садом ещё было довольно активное лето, тоже помогло, видимо.
Не упускаийте возможностей походить на ёлки, по гостям на праздниках - будут новые впечатления, мож захочет поделиться.
А по неврологии у вас всё ок?
Мы просто ходили к неврологу в 2 и 8, жаловались на плохую речь. Нам сказали "за диагнозом" прийти после трёх, а так без отклонений. Но мы уже не пойдём, на НГ даже маленький стих уже выучили.
За 3 месяца - огромнейший прогресс, чего и вам желаю.

копировать

Лето и у нас было активное - сначала 2 недели на даче у бабушки без меня, потом 2 месяца на море. Но море, ИМХО, в нашем случае все только усугубило =((( очень плохо жару переносил.
У нас сдвиг последние 2 дня, т.к. пьем ноотропы все-таки + я занимаюсь последние недели просто беспрестанно... ММД у нас по неврологии стоит.
Надеюсь, прогресс нынешний не угаснет, а будет развиваться ))) Спасибо!

копировать

Удачи вам и терпения.
Занимайтесь активно и не прекращайте :)

копировать

ну мне например именно невролог глаза раскрыла на познюю нашу речь. все дело было оказывается в том, что ребенок один из периодов своего развития проскочил. в нашем случае это было ползание, сидел-сидел, потом начал вставать и пошел. ползал очень мало и пошло нарушение.все понимал, но как сказать не знал. правда это был постфактум, поэтому позволю себе Вам привести наш пример. нужно действительно не стимулировть именно речь ,а опрелить не было ли каких-то скачков в развитии до года и уже стимулировать и работать над пропущенным. как точно уже не знаю. я обращадась за помощью к каким-то очень продвинутым спецам, все как один советуют больше уделять внимание физике сначала, т.е. расширение возможностей с помощью физической "нагрузки".

копировать

Ни я, ни моя дочь не ползали, но разговаривать начали рано, к 1,5 годам уже понимали посторонние.

копировать

спасибо, что написали, я боюсь, что мне надо внимательнее разбираться с нашей проблемой. наше неползание в комплексе рассматривалось. это просто как пример. у нас гипотонус и очень слабенький мышечный корсет итд. все это вело к нарушениям и скачкам и в комплексе давало задержку речи. и чуть более подзняя ходьба итп.

копировать

и у нас тоже самое... но на речи не сказывается... У дочери есть дислалия, но больше обусловлена нарушением дыхания. У сына все с мышцами в порядке, ползал долго, ходить начал в год ровно, но к этому времени уже умел сам всатавать, разворачиваться и ходить с предметами - боялся... а вот с речью проблемы... хотя тоже молчал долго, потом порвало...
Вам надобы ЭЭГ сделать... а вообще развитие скачками, по-моему вполне нормальное явление.

копировать

Спасибо, что поделились опытом =) Мой сын ползал, при чем очень долго - с 4,5 месяцев, до 1,2 года. Других этапов тоже никаких не пропускал. По неврологии у него нес. другие проблемы. Мы у невролога наблюдаемся и все необходимые предписания выполняем =))
В нашем случае этого не достаточно, поэтому я решила работать с ребенком комплексно =)

Ваш то заговорил? К каким именно спецам обращались?

копировать

заговорил, теперь мечтаем чтобы помолчал немного. нам неврологи, причем не один, рекомендовали тогда (в 3 года)медикаментозное стимулирование, иначе начнется отставание по все фронтам. мы стимулировали, речь пошла сразу и чисто. но теперь другие проблемы начались. опять же невролог(но уже другой), сказала, что зря стимулировали, надо было ждать и тренировать речь приблизительно также я описала выше. я поняла, что надо сразу у нескольких неврологов одновременно консультироваться и ничего не делать))) все гладко не бывает.

копировать

Детский коллектив БЕЗ мамы :). Очччень способствует :), но может быт травматично в первое время

копировать

+1 Нас садик оооочень быстро разговорил :)

копировать

а моему по фиг(

копировать

Присоединюсь. Сад помог разговориться. Но, с воспитателями сразу был договор - они его "не понимают". Если сын хотел что-то взять - спрашивал у воспитателей, во время игры тоже его просили "говорить что делаешь", на занятиях так же пристальное внимание - проговаривал все.
В сад ходит с июля, но в общей сложности месяца полтора отходил - сдвиг в речи огромный, но звукопроизношение нарушено.

копировать

моя с прибором на это положила...

копировать

Пока не помогло ((((

копировать

О, наш метод!!! :) Сын пошёл в садик с 2 и 8. Говорил только отдельные слова, фиксированный набор. С первого же дня стал приносить из садика по 2-3 новых слова, а через 2 недели уже появилась фразовая речь.

Я бы, конечно, не назвала это ухищрением — никто на такой прогресс не рассчитывал и даже не надеялся. В садик пошли по другой причине. Перед этим летом было длительное путешествие, куча новых русско-говорящих людей, бабушек и дядюшек — эффект был близок к нулю (забавно — в первые же 3 дня ребёнок усвоил слова "нет" и "нельзя", которых в его лексиконе до этого не было).

копировать

Видимо не всем помогает... Мой с сентября в сад ходит, а из прогресса - выучил имена некоторых одногруппников и все :(( и это при всем при том, что у них и пальчиковая и артикуляционная гимнастика и другие логопедические упражнения каждый день :(

копировать

На моря! Желательно на недельки 2, не меньше. У нас так все друзья разговорились, а мы не смогли летом съездить, до сих пор молчим(((
Я верю, что это не совпадение, так как для маленького ребенка такая перемена это стресс, пусть даже "хороший", но любой стресс как бы активизирует мозг, заставляет его работать в усиленном режиме.
Второй вариант - садик.

копировать

мы ходим в садик и на море были 2 месяца =((
Мне кажется, я уже все перепробовала, что только можно было, уже головой готова биться об стену - лишь бы заговорил =(

копировать

головой готовы. а к врачам пойти и попить ноотропы нет. да?

копировать

Мы ходим и пьем :(( здесь спрашиваю именно про упражнения и приемы, т.к. врачей с лекарствами нам явно недостаточно :((

копировать

Недостаточно, но прогресс есть? или вообще сдвигов нет? Тогда менять врача.
А ребенок сам говорун?
За здоровыми детьми замечала, что они любят когда играют свои действия комментировать. У Вас деть хотя бы звуками любит общаться?

ИМХО когда у него начнет получатся говорить, тогда и речь пойдет сама собой.

копировать

Изменений в речи от лекарств пока нет НИКАКИХ. Единственное, чем была оооочень довольна - магне Б6, ребенок много спокойнее, адекватнее и рассудительнее был, пока пил... От когитума пока никакого эффекта, правда мы еще курс не закончили. ПОсмотрим, что будет, когда допьем.
Действия свои не комментирует, но звуками общается, конечно: может звукоподражаниями и элементарными словами объяснить, что хочет делать завтра или что не хочет идти ко врачу, т.к. боится, что сделают укол и подобное.

С Вашим "ИМХО" согласна. Правда чтобы начало получаться говорить, ему надо как-то помочь. На данный момент кроме "непонимания" неправильных слов и настаивании на правильном произношении никаких путей не вижу =(( пока таким способом выучили только "да", "дай" уже не идет.. т.к. ребенок уже плюет на то, что хотел и переключается на что-то другое.

А врача можете посоветовать хорошего? Сложно с ними... мы тоже по большой и сердечной рекомендации ходим от оооочень довольной мамочки, но то ли проблемы у наших детей разные, то ли у нас все-таки больше не неврологического плана задержка, а психологического.

копировать

нет((( врача мы адекватного так и не нашли((( сами ищем, и по рекомендациям ходим, но.... не наше это все.

Присоединюсь к саду и дополнительно логопеду, который моторных алаликов может разговорить.

копировать

Ну тогда книжки читать-читать-читать и читать:)

копировать

1 вариант очееень инд-ально.Мы на море были почти 2 месяца и чё?

копировать

Имхо всему свое врмея, мой сын уже 8 раз летал, правда после последних пар поездок появидись отдельные слова вместо мычания.

копировать

Нам никакие ухищрения не помогали, дочка заговорила в три года.И не сразу, а постепенно, сейчас 3,5, говорит вовсю.Я тоже очень переживала, перелопатила уйму литературы, сейчас бы кто сказал, нервы бы себе поберегла.

копировать

Ну вот нам тоже 3, но пока что-то совсем никак(((( А Ваша в 3 года сама собой заговорила или после каких-то событий/занятий?
Я вот сейчас из него 3 дня "да" выбивала, выбила-таки - теперь всегда говорит мне "да", когда положительно хочет ответить. Но при мысли, что каждому слову придется ТАК учить, у меня просто волосы начинают шевелиться!
Просто так, сложа руки, тоже сидеть и не нервничать не могу - это после того как заговорит, уже не страшно... А сейчас еще боязно, + специалисты со всех сторон давят =(

копировать

Может он просто ленится говорить? Как бы ленится стараться...
Ведь что-то он говорит? Значит может когда хочет.
У подруги дочка так неохотно говорила, а если очень долго просить, то могла сказать))) И вообще по жизни она вся такая ленивая.

копировать

Скорее всего так и есть! но как с этой ленью бороться, все равно не представляю....

копировать

Ну если так и есть, тогда радуйтесь, что причина "молчания" ни какая-нибудь там задержка развития или отклонение (ттт), и значит скоро заговорит, куда ж он денется:)

копировать

3 дня???? мне бы ваши проблемы)))))))))))))))))
мы пол года учим 3 слова, и нефига))))))))))))))

копировать

Сказать, что я волновалась по этому поводу, значит ничего не сказать. Я просто психовала, что у других дети говоорят,стихи уже читают, а мы все молчим.
Но, я сразу решила, что ноотропы давать не буду, сказалось фармацевтическое образование, знаю, что это за гадость.Вызвала на дом невролога, дядька старой закалки, сказаал, что заговорит. Просто стала ждать спокойно, ну и дождалась.

копировать

А фамилию невролога не подскажете? :) Наша невролог в принципе тоже говорит, что заговорим. Не известно только когда...

копировать

Я вызывыла на дом Елисеева из Семашко.Но советовать его не берусь, разные мнения о нем.Если есть возможность, и для успокоения, свозите на прием к Ломаге И.А. в Филатовскую. Я когда искала невролога, очень много о ней хорошего в инете читала.

копировать

Спасибо! =)

копировать

Нет, не каждое, но примерно 50-70 слов надо "выбивать". Потом они язык свой достаточно натренировывают и могут уже сами что-то новое для себя изображать.

копировать

А поделитесь, как Вы выбивали? Я вот обратила внимание, что как только я начинаю "выбивать" их, то ребенок вообще замолкает и "уходит в себя", даже слоги из чистоговорок перестает за мной повторять. Никак не могу найти золотую середину =(

копировать

нет, ну все в игровой деятельности, замаскировав. Ну, например, слово машина (слоги открытые, но их много, поэтому до этого должны быть уже слова, которые короче).
На прогулке ребенок вам, показывая пальцем, говорит традиционное би-би. Вы: да, это машина.
Во время игры с машинами постоянно повторять словосочет или коротк предложения с этим словом: машина едет. Красная машина. Сейчас машина упадет!
Книги подбирать с соотв. тематикой.

копировать

Аня, еще я вам советую зайти в одноклассники, там очень много сообществ логопедов, дадут адекватные советы.

копировать

ВСЕ ВРЕМЯ РАЗГОВАРИВАТЬ САМОЙ! все время, которое проводишь с ребенком, проговаривать все действия, стихи читать наизусть какие помните, поговорки и т.д. Дочь заговорила очень рано, но не сразу складно. Потом и в предложения начала складывать слова. У болтуки мамы- дети-болтуны=)))

копировать

уже разговариваю... хотя по природе не болтушка (что уж тут поделаешь, каждому свое). Каждое слово по сто раз повторяю, в надежде, что он за мной повторит ((

копировать

ммм...как бы вам сказать, здесь не нужно повторять по сто раз слова в надежде,ч то он их повторит. Просто говорите. Рассуждайте вслух, пойте, не требуйте ответа, просто так ненавязчиво... Я все время, помню, говорила. Уже до маразма доходило - ком ментировала действия "встала, пошла к раковине, воду включу, губку возьму...".

А! еще вспомнила, мы играли в "неправильные сказки". Я рассказываю сказку, но как бы случайно допускаю ошибку (Красную Шапочку называю Зеленой и проч.), малышка кричала "нет", потом выучила "непаино", потом уже указывала на ошибку.

копировать

Ах, если бы все так просто было... Старшая болтушка страшная, заговрила рано четко и много. Средний совсем другой. Младший, чует мое сердце, пойдет по пути среднего, его и так все понимают, зачем говорить:(

копировать

Не факт.
Чтоб ребенок заговорил, нужно чтоб созрели нужные мозговые центры. Вы можете хоть словесным поносо изойтичь по 24 часа в сутки, но пока эти центры недозреют - деть не заговорит.
Вот то, что деть будет запоминать чо вы болтаете - это да. ПРосто потом начнет выдывать все, что услышал. НО не заговорит от раньше ТОЛЬКО от того, что вы с ним разговариваете постоянно.

копировать

Вы б хоть возраст указали.

копировать

3 года

копировать

Увидела уже, сорри.
Мой в 3,2 заговрил, терпенья вам и не опускайте руки :)

копировать

Спасибо =) А после проблемы были какие-нибудь с речью? или все как у всех: и произношение и словарный запас?
Что-то делали, чтобы заговорил?

копировать

Я рядом в теме про стихи писала.
Проблемы, есть конечно.
Стихи плохо учатся - прозой всё пересказывает.
Со свуками Ч, Ш, Щ, Ц, Р ерунда полная.
Аграмматизмы есть - иногда согласовывает рода и падежи неправильно.
Предложения старается строить не очень "замороченные"
Лучше два простых скажет, чем одно сложноподчинённое.
Но прогресс налицо.
Короче нам ещё заниматься, заниматься и заниматься.

копировать

Нам 2 года, говорить начал в год и десять. Совпало с моим выходом на работу, сейчас с няней. Если до этого говорил отдельные слова, в год и месяц его прорвало. Все слова повторяет, говорит предложениями, подпевает мне песни, знает наизусть все стишки Барто,Мойдодыр и т.д. Я по натуре молчунья еще та. С ребенком особо сильно не занималась, просто с рождения пела ему песенки, в том числе на немецком и английском ,и итальянском первую книжку "прочитали" в месяц, ложились с ним на кровать рядом, показывала картинки большие яркие называла, что нарисовано. Сейчас книжки - это любимое занятие. Книгу нас тьма-тьмущая. А недавно он выдал мне песенки детские на немецком, которые я ему с рождения пела. Я была в шоке приятном. Все запомнил.

копировать

НАМ 2 ГОДА 8 МЕС.почти не говорит((((отдельные слова да и то многие произносит совсем неправильно((((на днях невропатолог придет консультировать,может назначит что-нибудь.

копировать

Моя заговорила в 3г. До этого ездили в НИИ Педиатрии (на Талдомской) и к невропатологу и к логопеду, сказали, ждите сама заговорит, но я больше для само успокоения, очень боялась всяких аутизмов и т.д. Заговорила и за неделю разговорилась фразами. Но мне кажется, нам помог мультик Даша следопыт, http://kinozal.tv/details.php?id=440910 смотрели с 2,5 лет, а может быть это только совпадение. Ни какие стрессы в виде поездок и сада нам не помогали.

копировать

Даша-Дора ППКС.
Она просто волшебница какая-то :)

копировать

а мой смотрит, не помогает(

копировать

+ ППКС, заговорила как только поставили этот мульт (правда он первым и оказался). За 3 месяца - мегаразговорчивый ребенок, да еще и многое по англицки шпарит, тоже спасибо Даше
путешествия не помогли

копировать

А вы слух проверяли? Моего сына тоже было не разговорить, в ясли ходил с 1,3, на моря ездили. Делайте массаж кистей, возмите шарик и водите по пальчикам, ладоням. Пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упр-ния на мелкую моторику. Пусть слоги повторяет (на,но.ну и т.д.), потом и слова разбивайте на слоги (ма-ши-на). Звукоподражание. Я еще использоала чистоговорки (ом-ом-ом мы постоим большой дом)- все он не повторял, но хоть "ом-ом-ом" пытался. В 3,3 можно сказать заговорил, сейчас 5, болтает без остановки. Читайте много перед сном одни и те книжки. Потом можете читать и последнее слово не договаривать, будет повторять, заодно и память потренируете.

копировать

Читать, разговаривать, обсуждать все-все события и путешествовать. Именно путешествовать с яркими впечатлениями, сменой обстановки, а не просто к бабушке. Еще хорошо песни детские периодически включать, а потом напевать понравившиеся.

А у Вас в семье принято много разговаривать, обсуждать день?

Ухищрения типа не давать пока не попросит могут иметь обратный эффект, ребенок будет зажиматься и брать насильно:(

копировать

Советовали говорить больше. Но с оговорками:
- не быстро, выделяя слова.
- но и не замедленно, не надо особой артикуляции.
- говорить по схеме: количество слов в обычной фразе ребенка + 1 слово.
То есть если ребенок говорит, показывая на собаку: "Собака", то имеет смысл говорить двусловными предложениями "Собака бежит", "Снег идет", "Надо спать".
Если же ребенок говорит "Собака бежит", то говорите "Собака бежит куда-то", "Снег идет на улице", "Скоро надо спать".

А еще у меня сыну помогли лекарства. Один курс, но помог. :)

копировать

А какое лекарство давали? И что делать, если не говорит даже собака? =) говорит Ав-ав, на что я ему: собака лает ав-ав, но это уже на 1 слово больше, чем нужно получается?

копировать

Лекарства назначает врач. Мы принимали Когитум по назначению невролога.

А по поводу "ав-ав", можно говорит: Ав-ав СОБАКА. Вот так вот объединяя звукоподражание и слово. :) У нас этот процесс был в 2 года. Через полгода сын говорил двусловными предложениями. Курс лекарства пили в 4 года, после него резко усложнилась структура речи, начал употреблять обороты речи, сложно-сочиненные предложения.

копировать

у нас такая-же ситуация,нам 3,есть отдельные слова,иногда фразы,тоже сказали ждать.занимаюсь дома через день-лепим,рисуем,бусы собираем,пальчиковая гимнастика,массаж кистей и т.д и т.п.старшая заговорила в 3.5,причем без логопеда,подожду еще немного,лекарства, однозначно ,всегда успеем наесться...

копировать

Для начала нужно убедиться, что у ребенка нет речевого диагноза. В 2,5-3 года это уже можно выявить. А уж потом - "ухищрения". Сколько детей упущено - в последнее время на консультации идут мамы с 4,5,6-летними детьми, упустившие время для начала коррекции... Вал, руки опускаются...

копировать

Ну вот мы были на медкомиссии в логосадик, нам сказали, что логопеду в нашем случае не с чем работать, т.к. "ребенок очень хороший" по их словам. Проблема по их мнению в том, что именно я не особо настойчиво настаиваю на том, чтобы он заговорил - речевую задачу не создаю. А я пытаюсь, но наверное просто не знаю, как это правильно делать, кучу всего перечитала, но у меня что ли таланта нет... К логопедам и дефектологам стоим в очереди в 2 психолого-медико-социальных центра, но большие очереди :(

копировать

Пальчиковые игры, лепка. Моему правда 2,2г. Тоже отдала в сад, чтобы побыстрей заговорил. Но видимо наш речевой центр еще не созрел. Занимаюсь дома сама пальчиковыми играми и лепим, вот уже где то неделю минут по 15. Я стала замечать прогресс, начал более мение первые слоги слов произносить.

копировать

Я со старшей звуки учила. Повесила магнитики с буквами на холодильник и называла их, а она иногда повторяла. Как все звуки выучила, так и говорить начала. Хотя в школе мне говорили, что так нельзя было делать и что такие дети зеркалят на письме сильно. Она и правда зеркалила, но умеренно, потом прошло.

копировать

Нам 2,9. В 2,6 говорили только отдельные слова +звукоподражания, правда, довольно много и эмоционально. Есть ЗРР. Лекарства пока никакие не пили, я лично против ноотропов без веских причин, но это мое ИМХО. Логопед, узнав, что у нас нет домашних животных, предложил завести. Завели котенка. Я очень удивилась, когда сын сразу сказал : "Котик, Ластик". Буквально через 2 недели заговорил словосочетаниями. Не знаю, как пойдет дело в дальнейшем, но кот явно дал толчок в развитии и еще "научил" сына играться "по правилам", как они в мячик играют - мы уже все животы от смеха себе надорвали :)

копировать

Нам помогли простимулировать речь коротенькие предложения-стишки, такие, где ребенок должен сам закончить прдложение.
Например: ко-ко-ко котик любит молоко, зу-зу-зу зайку моем мы в тазу. Их много в интернете, а можно и самой придумать, чтобы складно было. Сначала ребенок просто слушал, а потом стал называть последнее слово.

http://deti.okis.ru/zvuk.html Еще вот такие стишки ему читала, они на звукопризношение, но ребенку очень нравились, даже бросал игрушки, садился и слушал, а потом и помогать начал)

Ну и детский сад здорово помог, после двух недель
таких "занятий" и хождения в сад, мы выучили первый стих! И как-то сама собой появилась связанная речь.
А всякие ухищрения нам не помогали.

копировать

Мой вообще не любит, чтобы я ему читала... ему больше нравится картинки разглядывать и детали обсуждать. но я попробую! эти первые стишки-фразы как называются, чтоб хоть знать, как их искать? или может ссылочкой поделитесь? Спасибо!

копировать

Называются чистоговорки, или логопедические стишки. А можно просто в поисковик забить одну из фраз, он выдаст подобные.

копировать

Спасибо!!!

копировать

Не за что, буду рада, если вам поможет.
Сами через это прошли, так что понимаю, сколько у вас переживаний.

копировать

У нас так хорошо пошли эти чистоговорки!!! Повторяет за мной все вот эти первые слоги (быбыбы, зузузу и т.д.), даже совсем сложные и не получающиеся очень старается произносить! Но вот у меня в связи с этим вопрос - ребенок же должен последнее слово договаривать, а не первые слоги. Но мой сын даже и не пытается последнее ни повторять, ни произносить, если я его "забываю" дочитать. Или может просто рано еще? Ваш как скоро начал пытаться стишки заканчивать? И как часто Вы их читали? у нас 2 раза в день получается пока усесться, может чаще нужно?
И еще раз огромнейшее спасибо, что посоветовали!!!

копировать

Мне кажется, что главное - это вовлечь ребенка в разговор. То, что хоть что-то повторяет, значит ему интересно. Слова повторять начал где-то через неделю. Уже точно не помню, сейчас сыну уже 6,5))
Занимались также по 2 раза в день минут наверное по 5-10, главное, чтобы ребенку нравилось. Ни в коем случае не принуждать и не грузить сильно.

копировать

Спасибо, интересная тема - попробуем

копировать

В умной книжке читала. НИКОГДА не просить: "скажи". "повтори". Делать надо так, например. Вы вместе с ним играете с машинкой. И ВЫ все время говорите: "Вот машинка. Машинка едет. Машинка поехала. ЧТО ЭТО?" Ребенок молчит, но смотрит и слушает. Может быть он и хочет сказать "машинка", но не может, не получается. Он говорит как бы мысленно:) ВЫ говорите: "Правильно, машинка!" Так продолжаете несколько раз. На сотый раз :) ребенок на вопрос "ЧТО ЭТО?" ответит что-то совершенно не похожее на слово "машинка", но это уже попытка. Вы начинаете его хвалить, говорить,что он замечательно сказал слова "машинка". И продолжаете играть и время от времени спрашивать: "ЧТО ЭТО?"

И никаких "повтори" или "скажи". Там написано, что это у таких детей вызывает неготивизм. Книга о детях, которые все понимают, развиты нормально, но не могут говорить. Книгу советовали здесь,на ЕВЕ. Название и автора не помню, могу поискать.

Кстати, понятие "ленится" совершенно здесь ни при чем. Просто какие-то части мозга развиваются медленне, какие-то быстрее у разных детей. А для того, чтобы ленится, надо сначала научится говорить, а уж потом ленится.:)

Наш тоже из поздноговорящих. Но он очень хорошо пользуется словами "да" и "нет", с разными интонациями. С ним чуть ли не беседы можно вести, если задвать ему вопросы. Я его недавно спросила, хочет ли он говорить. Ответил "да!". Спрашиваю: "Что, не получается?" Грустно так ответил: "Да."

копировать

Мне кажется, я эту книжку читала)) Тоже тут на еве у кого-то в паспорте она была. С удовольствием пользуюсь советами оттуда, т.к. на "скажи" у нас действительно кроме негативизма никакой реакции =)
А что ленится, то это все-таки у нас наверное есть. Дело в том, что он многие предметы называет и что-то говорит все-таки, но говорит "му" вместо "корова", "ко-ко" вместо "курица", при чем я всегда все слова правильно повторяю... но ему незачем их правильно называть, раз я и так понимаю ))) Вот например, "дай" он произносит "ай", хотя я слышала, что он может правильно произнести. Если минут 10 над ним стоять и настаивать на правильном произнесении, то он все-таки скажет правильно.
А вашему сколько? Мы вот "да" только на этой неделе выучили. Теперь я его хоть чуть больше понимать стала =)

копировать

Почти два с половиной. Тоже "му", "мяу" ...Много показывает жестами и похожими звуками. Например, был вместо "пить" звук, похожий на втягивание водички. Несколько дней учили слово "пить". Получилось "бии". Но мы и этому рады. Тепеперь пользуется этим словом. Еще есть слова "уйди!", "я" (сам в переводе) и целое преложение " дай я" (дай мне)! Еще говорит ОК (старшие,паразиты, при нем на английском шпарят).Говорит с противной интонацией старшего братца.:)Когда двадцать раз просишь что-то сделать, на двадцать первый раз делает с ворчанием: ОК,ОК...
Самое четкое слова у нас "два". На вопрос, сколько ему лет гордо и старательно выговаривает каждую букву: "д-ва!" И когда говорим "раз.." продолжает "д-ва!" Вот такой математик неговорящий:)

копировать

Ключевые слова " я и так все понимаю". Но ведь если не понимать, начинает злиться... Надо бы не понимать, НО...:)

копировать

Мой сын как раз повторяет, если я попрошу. Правда пока порядка 19 слов. То есть скажу - "скажи каша" - он ответит "каася".. на вопрос "что это?" - молчит.
И тоже отлично пользуется Да и нет, только кивком головы. Тоже можно диалог вести своебразный)))
А вот доча - молчун. Ни звукоподражания, ни слов.
ОБоим 2 г 5 мес. :( Я уже отчаиваюсь.

НО спасибо за советы ))

копировать

У нас тоже июльский малыш-молчун. И два козерога постарше:) Но двойняшки ведь позже говорят. И невнятнее. Я сама из такой парочки двойняшек - у меня есть брат. Помню в детстве мама иногда не понимала, что говорит брат или я. И просила другого "перевести":) Мы-то с братцем понимали друг друга отлично.

копировать

судя по описанию, у вас малыш как мой сын, а дочь у меня ваще партизанка ))))) ПЛохо то, что они и между собой не разговарвают... У нас все общение - драка или ничего. :(

копировать

Нам 2 года. Не говорит вообще ничего даже мама-папа, хотя на своем бормочет постоянно. Все говорят -еще рано, не беспокойтесь, но .... мы стали волноваться, т.к. пока ни одного слова не слышали, хотя рловесники и даже детки помладше произносят уже какие-то хоть элементарные слова и слоги : дай, нет, да и т.д. Девочки, подскажите, к какому врачу обратиться-проверить, вдруг это каке-то недоразвитие, не хртелось бы упустить время

копировать

Мы обслеовались в центре "Прогноз" в Москве. Проверяи слух, кровообращение, УЗИ и ЭЭГ + консультация неврлога. СтОит 6000, зато проверили сразу все и без очередей. Правда, ничего подозрительного не обнаружили. Проверялись в 2,3, тоже ничего не говорит, даже мама-папа.

копировать

Мы с ним ходили только к неврологу. Сказал, что ребенок развит по возрасту, сказал,что даже не советует делать ни УЗИ, ни ЭКГ, ни МРТ. (кстати, у нас бесплатно все) Сказал ждать, а уж если через несколько месяцев не заговорит, еще раз к нему записаться.

копировать

В 2,3 отдали на 5 мес к бабушке (говорил только "пока" остальное на своем тарабарском), в сентябре в аэропорту когда встречали бросился к нам на шею со словами: - мама, папа, люблю вас! )) Сейчас говорит неплохо трехсложными, четырехсложными предложениями, правда, некоторые буквы не выговаривает.

копировать

В 2-2,5 года можно пройти раннюю диагностику речевого развития, только не все специалисты этим занимаются.

копировать

Я "разговариваю" детей :)
Общий смысл (то есть то, что я бы делала на вашем месте) ((слова специально даю в таком виде, как мы их говоим, а не пишем):
1. Пропеть гласные.
2.Вспомнив,какие он согласные говорить уже умеет, прооговорить с ним открытые слоги. То есть МА МО МУ МЫ МЭ, напр. Здесь везде согл. звук твердый. Их лучше немного попропевать, "поиграть" ими, изображая спокойствие,восклицание, убаюкивание. Первые занятия начинаются с повторения уже изученных слогов (лучше их записать, иначе забудете в какой последовательности и что давали)
3. Когда слогов будет много, строить из них слова из 2х, потом из 3х слогов (ПА-КА, ПА-ПА, НА-ТА, ВА-ТА...)
4. Потом проговаривать слоги с этими же согл, но уже закрытые (АТ ОТ УТ ЫТ ЭТ)
5. Слова, заканчивающиеся согласной (КА-ТО-К, ПА-ТО-М, МА-ЛА-ТО-К)
6. Дальше уже дело техники, по крайней мере набор существительных у него уже будет. Его надо повторять. Частно. Пока не запомнит и не начнет произносить не по слогам, а полностью. Особенно будьте аккуратны со стечением согл., это самое сложное, оставьте на потом.

копировать

офф. а с алаликами сенсорными опыт есть? вы в каком районе?

копировать

Ууу сенсорные сложнее. Но вся работа строится на развитии фонематического слуха.
Могу описать, но уже завтра, сейчас сплю. ;)
Работаю только в "своих" районах, тк ноги уже начинают "варикозиться": Раменки-Мосфильмовская и рядом с Полежаевской.

копировать

мне больше всего нравится описание диагностики и развития фонем. воспр. у Логомамы (сайт материнство, раздел Консультация логопеда). Там все описано по пунктам, очень подробно.

копировать

+10

копировать

Да не нужна мне теория. Ибо деть меня вообще не воспринимает. Я даже на уровне поиграть с ним не могу совладать. Мне нужен хоризматичный логопед, который знает ЧТО и КАК делать.
Пока нашли во всей Москве только 1 человека, который СРАЗУ показал результат, но она не стала с нами заниматься((((( После праздников снова будем искать((((

копировать

Вы пытались спросить у нее, что делать дальше именно в вашем случае? Или вас ребенок не воспринимает как учителя? Такое бывает часто, к сожалению... :(

копировать

она сказала что НЕ знает что с нами сделать можно.
Он вообще никого не воспринимает практически. Ведет себя как принц голубых кровей, делает только то что хочет.

ладно. если не подойдут те, которых наметила, то повешу объяву в ВУЗе.

копировать

Еще как вариант: если от вас какой-нибудь пед ВУЗ недалеко, можно туда дозвониться и попробовать договориться о занятиях. Я училась не на логопедическом отделении, а вот девушки с потока говорили, что к ним приводили детей и они с ними занимались (бесплатно, под наблюдением преподавателей). Практика нужна им, а вам результат.
И потом, сенсорные алалики встречаются реже чем моторные или смешенные, поэтому шансов у вас теоретически больше.

копировать

Ой, не заметила, что это не мне =)))))

копировать

спрва так и думали. даже сняли нас один раз на пленку.а потом все заглохло(((((

копировать

обидно :(

копировать

Как просто звучит :) Так и представляю своего "среднестатистического" ученика лет 3-4х: Вы ему "МА-мо-мы", а он попой к Вам и в игрушки играет :)))

копировать

Звучит просто. Но это основная "рыба", здесь я ни слова не сказала про индивид особенности, про игры и грушки. Боюсь в объеме данного форума это просто не реально, но могу вам скинуть все, дабы сравнить. У меня опыта меньше, только 5 детей :) И, сразу оговорюсь, были 2ое, к которым я не смогла найти подхода. Один велся только на мужское общество, а другой был очень драчлив...

копировать

5 детей за всю практику? Из них трое с дизартрией, которых Вы ведете третий год?
Да нет, спасибо, мне скидывать инфо не надо :)

копировать

5 неговорящих детей за все 3 года практики. У меня не поточный метод, а индивидуальный. Потом я за год больше 2х вытащить не могу, на них надо много сил.
Ну желающие всегда найдутся, кому это действительно надо.

копировать

Спасибо большое! Нам очень кстати сейчас такая пошаговая инструкция))) Мы как раз сейчас на стадии произношения слогов зависли и я не знала, как развиваться дальше. Нарыла в интернете чистоговорок на каждую букву алфавита и читаю ему стишки перед сном, он практически все слоги повторяет (ма-ма-ма, бы-бы-бы, су-су-су и т.д.)
Прочитала Ваш пост сегодня утром и решила попробовать дать ему простые слова из двух открытых слогов, типа ЗИМА, КОЗА, ВОДА, ДАНЯ. Коза с водой совсем не пошли пока, у зимы повторяет только второй слог (видимо "з" ему рано еще давать, хотя отдельные слоги за, зу, зы повторяет). Лучше всего пошло собственное имя, но повторяет только "послогово" за мной, т.е я говорю ДА - он повторяет, потом говорю НЯ - повторяет ня. Когда сразу целиком говорю ДА-НЯ, повторяет только НЯ :(((( Это нормально? Или я просто тороплю события??
А еще, может посоветуете какую литературу толковую, пожалуйста? Чтобы тоже вот так пошагово и доступно обывателю было, как Вы расписали :))
И еще раз спасибо огромное!!!

копировать

1. Именно по слогам и будет повторять, вот когда до автоматизма дойдет, те будет проговаривать все слово без пауз, можно перейти к след этапу.
2. В слове зима З мягкая, может поэтому трудно (он, исходя из ваших слов, проговаривал З твердую до этого). Это тоже надо учитывать...
сейчас бегу гулять на полчасика с ребенком, попозже напишу, ок?

копировать

Ок! Спасибо Вам огромное!

копировать

1 Артикуляционная гимнастика.
Она доолжна быть посильной и приносить удовольствие :)
Напр., упр. Лошадка. Для него нужны 1 или 2 лошади, чтобы можно было скакать на перегонки, щелкая языком.
Для того, чтобы делать ДДД и ТТТ (упр обычно называются барабан и пулемет) я использую собственно барабан, но редко, тк очень шумно и ребенок может заиграться, и веселых дятлов, они стучат тихо и детям нравятся.
Для упражн Пуговица и Иголочка я их и использую. Такие большие деревянные, не помню производителя, это шнуровка, но используется не по назначению в данной ситуации.
Для упр Индюк нужен сам индюк :)
А для Загнать мяч в ворота можно вообще нафантазировать многое: вата, легкие маленькие мячики; ворота: начиная с кубиков, заканчивая самодельными конструкциями из карандашей и натянутой между ними полупрозрачной бумаги (это в прошлом году 5летка придумала).
Еще полезно дуть, пуская мыльные пузыри и на свечу.
ВСЕ игрушки нужно убирать после занятий, дабы они не смешались с обычными, общеиспользуемыми.
2. Еще небольшую пользу приносит массаж. Использую су-джоковские шарики с кольцами. Но это надо использовать ограниченно по времени.b

копировать

Благодарю =) правда не совсем поняла, как выполнять упражнения или где можно найти более подробное их описание...
Суджоковскими кольцами делала массаж месяца 2, но никаких изменений не заметила вообще... хотя я тогда над речью не так фанатично билась, попробую сейчас еще поделать.
И "школу семи гномов" на какой возраст нам посоветуете? Дело в том, что ребенку то уже 3 года.. но я чувствую, что нужно наверное со второго года жизни начинать их чиитать, т.к. речь у нас застряла примерно на том уровне :/ или может ему скучно будет уже такие "маленькие" упражнения выполнять и лучше для 2-3 лет комплект взять?

копировать

Упр для артикуляционной гимнастики описаны у Логомамы на сайте материнсво, опять же, очень подробно. Или просто в поисковике напечатайте "артикуляционная гимнастика", там дадут ссылки. Просто упражнения в исходном, "голом" виде в 3 года я не рекомендую давать, их надо "приправить" играми и игрушками. Ведь повторять их надо часто, ежедневно, в чистом виде будет скучно.
Насчет 7 гномов точно сказать не могу, брала выборочно, то, что в данный момент необходимо. Там есть и не сильно нужные книги, а есть и полезные. Имела ввиду эту: http://msbook.ru/catalog/books/978-5-86775-190-6
От массажа эффекта я тоже не видела ни разу, если честно. Но вот все логопеды (за редким исключением) его пиарят :) Хотя вот массаж лица одному дедушке с афазией оч нравился и ассиметрию слегка убрал, но это: 1 афазия 2 несколько иной возраст.

копировать

ясно, сейчас поищу :)

копировать

Какие согл звуки есть?

копировать

все кроме "р" (хотя как трактор т-ррр очень хорошо сегодня тарахтел), "ц-ч-щ" - я их пока и не пробовала, а то может и скажет =)) и "з-с" и "л" через раз, то получается, то нет.
Вообще, у нас наверное не самая ужасная картина с произношением, у нас просто речи нет почти :(
Я так поняла, что на сына постоянно надо давить, чтобы он пытался что-то сказать. Сейчас вот занимались и уже и "ка-за", и "ва-да", и "лу-на" и еще несколько каких-то подобных слов повторял. А потом начал сам слогами играть и сложил довольно понятное "спасибо", я прям расплакалась от счастья, чесслово.
Вот вроде все у него получается и все он может, но почему не хочет то??? //риторически наверное//

копировать

"почему" сейчас не хотелось бы обсуждать. Это может быть и страсс, например. Рождение младшего, одному мальчику в год!!! вырвали зуб, переезды, жизнь без родителей на даче (это я перечисяю, то, что было у моих подопечных).
Сдвиг с мертвой точки есть, я за вас рада! :) Теперь надо его еще немного подтолкнуть, через месяц будет фразы простые говорить, главное - последовательность соблюсти, ни о чем не забыв. Новиковскую все же крайне советую в вашей ситуации.

копировать

Спасибо еще раз! Будем продолжать стараться =)

копировать

Да не за что. Пишите в личку, если что

копировать

Да, еще. Не сюсюкайтесь с ребенком. Не стоит слишком активно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Из-за них может нарушиться фонем. воспр. и произношение, как следствие, тк большинство слов с этими суф. произносится со смягченными согласными.

копировать

Хорошо, и так стараюсь с самого его рождения правильно говорить, все его "бай-би" и "няу-няу" произношу правильно "спать" и "кошка" и т.д. Хотя, конечно, уменьшительно-ласкательных много говорю =))

У меня по ходу занятий еще вопрос родился... Он многие слоги отдельно хорошо произносит, а в составе слова коверкает, например зима - сима, Коля - Голя, Катя - Тятя. Мне это оставлять как есть и хвалить за такие "коверканые" слова или добиваться правильного произношения?
А еще по-моему я его этими чистоговорками достала наверное =((( Какова оптимальная продолжительность занятий в день? Я перед сном в обед и на ночь по пол часа занимаюсь + в течение дня как вспомню, пытаюсь повторять с ним слова.

копировать

Перебух небольшой :) Но это с моей т.з. Обычно 2 раза в день по 15-20 мин - самое оптимальное.
Хвалить при таких коверканиях можно, но с оговоркой, что "можешь еще лучше". "Послушай, как у меня получается... (произносите слово) Разницу слышишь между словами? Да? Тогда давай попробуем еще раз." Обычно с 3-5 попытки получается. Кстати, слова неплохо бы произносить именно по 3 раза (ему).
Теоретически, я бы еще проверила у него фонем воспр., но, тк слоги он произносит нормально, скорее всего у вас все ок, просто ему пока очень сложно. Будьте терпеливее и поступательнее, не надо слишком много инфы за раз :)

копировать

Да, я вот тоже уже понимаю, что переусердствовала)))
Сегодня сделали выходной, с завтрашнего дня начну по 15 минут заниматься)))
Мне все-таки кажется, что он еще и ленится порядочно, а кроме этого жутко упрямится =(( Сегодня вот выдал на прогулке ма-шина (муж рассказал), а дома, по моей просьбе, не стал говорить... Действительно, очень сложно быть и мамой и учителем своему ребенку одновременно :( Да и вораст сейчас такой... упрямый =))
А еще у него "спасибо" из чистого и всем понятного деградировало в "сиба", он его постоянно сам повторяет (без моего участия и вмешательства), заметно, что старается, но получается только "сиба" =( Может, действительно просто еще очень сложно ему...

копировать

это не столько лень или упрямство, сколько тяжело. Ну представьте себя на его месте. Вы почти не говорите в течении 3х лет (ок, для простоты возьмем 2, тк в перый год все же все молчат, но свой речевой аппарат все же тренеруют), и вот по тем или иным причинам вы начали это делать (в вашей ситуации "снова" ). Тяжело будет не только физически, но еще и психологически.
У меня был год назад мальчик вашего возраста, но там еще и ЗПР небольшая. Через 2 нед. пошли первые слова, шли тяжело именно из-за психологии, после каждого произнесенного слова у него округлялись глаза, иногда было такое выражение лица, будто испугался своих слов (вернее самого факта, что слова произносит).
Будьте мягче и пластичнее :) Получилось слово "машина", но не хочет его повторять, не проблема. Попросите сказать "малина" (только во время игры или чтения книги/рассматривания соотв. картинки). Потом можно и в "Галина" все превратить :) Поиграйте словами
Если хотите, напишите мне в личку, могу поподробнее чего-нибудь описать, про арт. гимнастику, например. ;)

копировать

3. Общий принцип появления слов:
существительные, глаголы, прилагательные, потом местоим.
Сущ + глаг = простое предлож
сущ + прил = словосочет.
Потом уже можно предложения увеличивать в длину.
4. Литература (не вся)
На прил.: Школа 7 гномов (Мозаика-Синтез - изд-во) и у Гном и Д есть карточки с прил-антонимами
Для постороения грамотных фраз: Логопедическая грамматика Новиковской (вам пока на 2-4 года), тетради Теремковой (но это сильно позже, когда уже речь будет и при условии, что она будет аграмматична)
5. Когда уже речь появится, ни в коем случае не начинайте искать логопеда для постановки звуков сразу. Должно пройти полгода/год, ребенок за это время потренерует свой язык и у него некоторые звуки сами прорежутся (а если вы ему еще поможете ежедневной арт гимнастикой, то вообще отлично для него будет).
6. Самое сложное: стать не только мамой, но еще и учителем для своего ребенка. Если не получается с речью, то стоит потренероваться на играх/занятиях другого плана, чтобы ребенок почувствовал разницу в отношениях между вами

копировать

Чуть не забыла...
У некоторых детей есть вполне осознанные предпочтения. Кто-то любит машинки, кто-то поесть, кто-то поизучать растения в парке летом, а зимой снег и лед.
Это все надо использовать, особеннно на начальных этапах, когда необходимо появление новых сущ в большом объеме.

копировать

Наш малыш сказал что-то похожее на вопрос. Вышел после сна из своей комнаты и увидел,что старших нет дома.Звучало так: Э эти? Я переспросила: Где дети? Он сказал: Да! Ура! Уже прогресс:) ( Мы старших часто объединяем словом "дети". Дети и Кайл:))

копировать

Нам сад помог, пошли в 2 и 4, через 3 месяца ребенок уже болтал.

копировать

это не сад. мы ходим уже полгода - ни 1 слова :(

копировать

Да может и сад =) просто дети разные и не говорят по разным причинам... кому-то видимо садик помогает заговорить, а кому-то, как и нам - нет

копировать

up

копировать

up

копировать

Очень понравилось как здесь расписано: http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=40388
У меня в фотоальбоме есть папка "Утро с котиком Мурзиком" (артикуляционная гимнастика) ее можно оформить в виде презентации и дети обычно с удовольствием занимаются с котиком. Еще есть папка "Дыхательные упражнения" и "Логоритмические упражнения"

копировать

Спасибо большое! Очень ценную информацию почерпнула по ссылке! "Утро с котиком Мурзиком" - вообще прелесть, попробую предложить сыну, когда ему наш журнальчик "Тру-ля-ля" надоест. Это тоже артикуляционная гимнастика, он последние недели 2 кроме нее ничего читать не хочет =))

копировать

А что это за журнальчик "Труля-ля-ля"? Не расскажите поподробнее? :)

копировать

Вот такой: http://jili-bili.ru/catalog/?prod=13240
где скачать не нашла, посмотрите в интернете, наверняка где-то можно скачать =)

копировать

у нас та же проблема. дочке 2 и 9 - словарный запас максимум 15 слов (и те нечеткие), остальное заменяется мычанием и жестами ( сейчас оформляемся в ликотеку (или лекотеку), хочу чтобы с ней позанимались педагоги - сама не справляюсь :(
мы и читаем, и гримасничаем (та самая артикуляционная гимнастика), и болтаем с ней почти без умолку (к вчеру все время хрипну), и бабушка наша с ней все время звуки пытается проговаривать - прогресс совсем небольшой.
в д/с мы идем весной (

копировать

Мне очень помогли советы в этой теме + когитум. Буквально за месяц ребенок сделал большой скачок в речевом развитии. Я не могу сказать, что вот прямо уже заговорил, но только сегодня уже 3 новых слова: семь, соль и Капа (баба Капа из Лунтика). А когда я пришла домой из института, то вполне понятно рассказал, что он без меня дедушке звонил по телефону =)
Вы почитайте тему внимательно, здесь довольно много дельных советов!

копировать

Нам ничего не помогало, никакие ухищрения, пока в 2,4 г. курс в/м уколов Кортексином не прошли. Ребенка прямо прорвало! Я сначала бросилась записывать все новые слова, которые посыпались из ребенка, а потом поняла, что записывать уже смысла нет :)
И одновременно ребенок стал проситься на горшок, до этого бились над приучением к горшку, а писали в штаны.