Почерк

копировать

Как улучшить почерк ребенка (2 класс)?
И может быть кто-то подскажет нормы, по которым оценивается написание букв.

копировать

Вы знаете, я вот уверена, что почерк это вещь такая... наследственная:-) в начальной школе я писала таааак, что сама себя с трудом могла понять, к 7 классу почерк выправился настолько, что ко мне бегали все кому не лень, кто открытку подписать, кто дневник заполнить:-) у мой матери почерк как у меня, вернее у меня как у нее:-) только у меня буквы чуть мельче

копировать

У моей старшей так же было, только почерк она позаимствовала у отца:-)

копировать

И у меня почерк с мамой похож, и у всех сестренок - практически один в один:)

копировать

Может быть наследственная, а может быть ребенок просто копирует почерк родителей, как копирует многое другое :-) В начальной школе требуют соответствие почерка прописям, поэтому и приходится работать над этим вопросом. А на выходе (при выпуске из школы) что будет - то будет.

копировать

не. моя мамаша, будучи классе в пятом, твердо решила стать учительницей русского языка. ну а почерк был у нее не того... как у бабушки, которая этим не заморачивлась совершенно и трудилась в бухгалтерии :). так она за год научилась каллиграфически писать. и до сих пор пишет. и учительницей таки до сих пор работает :).

копировать

У многих учителей каллиграфический почерк. Думаю, что они работали над ним специально :think

копировать

А просто в прописях потренироваться почаще не помогает? Мне это единственное в голову приходит... А что именно не так с почерком, слишком мелкий/узкий, или крупный, соединения между буквами?

копировать

Это же уже второй класс, а не первый, специально написала. Дети давно не пишут в прописях в школе. Пишут каждый день несколько страниц в тетрадях. После этой "обязательной программы" сложно мотивировать ребенка еще что-то писать в прописях. Хотя пишет. Только результата я пока не вижу. Пишет точно так же, как и в тетрадях.
Учитель сказала: "Почерк стал хуже". Я, как обязательная мамашка, должна обратить внимание и поработать над этим вопросом. Почерк действительно стал хуже. Буквы стали сильнее отличаться от прописей в целом. Каких-то конкретных постоянных ошибок нет.
Классная и домашняя работа - как будто писали 2 разных человека. Классная хуже. Связываю это с тем, что требования повышаются, детям диктуют быстрее, выделяют меньше времени на переписывание.Ребенок не успевает еще и следить за красотой. Когда ребенок пишет дома и никто не гонит, буквы выглядят лучше. Наверное, надо работать над техникой письма, чтобы было и быстро, и красиво одновременно. Вопрос только как.

копировать

Я поняла, что ребенок во 2 классе и что уже прописи неактуальны, но для тренировки можно же их использовать. У нас тоже есть проблема (дочка тоже во 2 классе) - пишет как раз очень красиво, но медленно:( Так что нам тоже надо над скоростью работать, это пока еще им диктанты довольно медленно диктуют, и на другие задания больше времени дают, но ведь со временем требования будут жестче..Я вот вчера пробовала по времени засекать, сколько слов она за минуту напишет, и таки когда она начала стараться писать быстрее, получилось, и даже красиво. Но если никто не ставит рамок и не подгоняет, будет одно слово по полминуты писать:(

копировать

У нас похожая картина. Когда пишет медленно - все в порядке, почерк нормальный. Но когда требуется писать быстрее или устала - почерк становится хуже. А в школе требования уже повысились :-(

копировать

да, это проблема многих: скорость и красота несовместимы. Для этого дома и надо отрабатывать отдельные элементы. Сначала медленно, потом быстрее, потом уже тренировать скорость на слогах и словах.

копировать

По моему, этой проблемой занимаются логопеды или дефектологи. Они дают какие-то специальные упражнения. У подруги сын когда-то занимался. Более конкретно ответить не могу, извините.

копировать

Ну у нас не настолько все запущено. Все в пределах нормы, просто почерк стал хуже, чем был до этого.

копировать

Что оценивается в начальной школе - буквы должны быть одинаковой формы, размера, определенный наклон, не вылезать из строчек - все так как написано в прописях. Улучшить можно тренировкой, писать в прописях, потом в тетрадях.
ИМХО - почерк - дело наследственное. Но т.к. в начальной школе оценивается "красота" и аккуратность, надо работать над этим.

копировать

Хотелось бы увидеть ссылку на официальный документ, в котором описывается, что "буквы должны быть одинаковой формы, размера, определенный наклон, не вылезать из строчек - все так как написано в прописях." Мы все это понимаем, но должны же быть официальные требования. Я пока нашла только требования относительно оценки ошибок и исправлений, о написании букв ничего...
Интересует методика "тренировки". Наверняка есть какие-то упражнения. Упражнения для продвинутого этапа, когда дети уже закончили писать в прописях.
ППКС последний абзац. Именно потому, что в начальной школе оценивается "красота" и аккуратность, надо работать над этим, поэтому здесь и пишу, чтобы разобраться, КАК работать. Что получится на выходе из начальной школы - то и останется уже на всю жизнь, так как дальше на почерк никто внимания обращать не будет.

копировать

Я раньше работала учителем русского, в 8,9 классах уже не смотришь на красоту, лишь бы грамотно было)))) А вот в началке столкнулась: умным детям приходится занижать оценки за почерк. Естественно, не за диктант, но в рабочих тетрадях. Чаще это помогает, родители дома за оценки ругают и завставляют писать красиво. Я сама имею красивый почерк, но после института подпортился. Так когда мне ежедневно приходилось по 24 раза прописывать в тетрадках для образца именно элементы букв, мой почерк стал каллиграфическим, хотя специально этому не училась. Так что пишите закорючки, проверено личным учительским опытом! Какие? Просто берите каждую букву и разбивайте её на элементы, столько всего найти можно! Главное - соблюдать одинаковый размер, наклон и интервал, а для этого, уже говорила, один элемент написать - остановиться, посмотреть. Скорость придёт в процессе. Удачи!

копировать

Элементы отрабатываем. На первых страницах прописей обычно много таких заданий.

копировать

Ещё помогает вот что: в тетради в косую линейку добавить косые линейки карандашом так, чтобы для каждой буквы была клеточка (ширина равна высоте строчки), и следить, чтобы ребёнок писал по клеткам: каждая буква в клеточке, но при этом не забывать про соединения! У меня был мальчик, он не видел узких линеек и писал в широких между строк. Мама не поленилась и сделала ему эти клетки, через пару-тройку месяцев у ребёнка стал каллиграфический почерк!

копировать

Когда-то (во времена моей начальной школы еще иногда можно было найти) продавались такие готовые тетради, сейчас, наверное, нет. Хорошо для отработки одинаковой ширины букв.

копировать

На самом деле оценивается чаще всего ровность и аккуратность написания, ну и разборчивость начертания (вот если вам легко прочитать то, что написано ,не надо вчитываться, чтобы понять, "и" это или "н", например), а так у кого-то почерк круглый, у кого-то угловатый. Учителю при оценке важно легкое прочтение того, что написано, поэтому оценка субъективна, получается:). Правильное начертание букв поглядите в прописях (хотя их тоже развелось....), вот сайт мне очень понравился: http://nekin.narod.ru/e25.htm

Ну и от себя как от бывшего учителя:) - в свое время, будучи студенткой, я 3 месяца замещала учителя второго класса, а контролировала мою работу методистка из педучилища. Так вот, почерк у всех детей в классе был страшный:) - учитель делала упор на скорость письма. Методист велела мне почерк выправлять, посоветовала писать по шаблону. (Образец шаблона у меня в паспорте, я как-то давно его уже выкладывала). Я не скажу, что все стали писать каллиграфическим почерком, но очень выправился почерк у всех, хотя и в разной степени.

копировать

Спасибо за ссылку, сайт действительно интересный. Займусь его изучением. Проверю соответствие шрифтов прописям, по которым занимается ребенок, их действительно очень много и главное, чтобы соответствовали.
Спасибо за идею с трафаретом, обязательно попробуем. Я думала в направлении повышения скорости письма, похоже, что это основная проблема. Ребенок не успевает писать одновременно быстро и красиво, только что-то одно.
Я уже успела пообщаться еще с одним учителем начальных классов. Сложилось впечатление, что она почерк даже не пытается оценивать. А у детей в первых классах почерк страшный, я видела тетради :-) Для того и учат в школе письму, чтобы дети научились писать хотя бы разборчиво.

копировать

На здоровье:)
Там на сайте у Некина отдельно о скоростном письме есть.
Вот из архива тот топ нашла: http://eva.ru/static/forums/56/2007_3/895164.htm
И еще один: http://eva.ru/static/forums/137/2007_2/867525.htm

копировать

Проверила шрифты у Некина. Увы, очень сильно не соответствуют. Так что теперь я в поисках редактора шрифтов. Хотя уже убедилась, что написать даже одну букву мышкой достаточно сложно. Хотя идеи у него интересные.
Скоростное письмо - явно не для начальной школы. Наша учительница упала бы в обморок, если бы увидела тетради, написанные таким почерком :-)
Почитала архив. Да, оказывается тогда тоже такие темы обсуждались, только я больше детсадовскими тогда интересовалась и прошла мимо...

копировать

То, что не соответствуют - это сейчас бич такой, видимо, нет единого стандарта, как раньше. В написании букв - это еще одно, а вот соединения - это просто ужас, я ни одной прописи с правильными соединениями не нашла, да и нет этой отработки сейчас - буквы научились писать - и сразу слова. Мы писали по строчке или даже две каждое соединение, помню:
во во во
ву ву ву
вя вя вя
и т.д. Сейчас таких прописей не нашла, хотя искала долго. И учителя какой стандарт выберут, такой уж выберут.
Я ребенка ругаю - "кто так соединяет "он"!! только верхнее соединение, смотри что пишешь!" и тут же вижу, что в прописи пропечатано нижнее....:):)
А скоростное письмо по Некину, наверное, в классе 8-9 можно внедрять.

копировать

Не соответствуют в части написания букв. Я соединения не проверяла. Я в школе училась писать по таким прописям, как у Некина, дочка уже по другим. Более того, просмотрела несколько прописей, изданных после 1991 года - во всех такие же буквы, каким учат ребенка. Думаю, что, возможно, это новый украинский стандарт :think В России оставили старое написание букв. Слоги, отработка соединений в некоторых прописях есть, но не во всех, это еще можно найти.
Скоростное письмо, наверное, можно внедрять не раньше 5 класса, возможно и в 8-9.

копировать

Спасибо Вам!
Распечатала все прописи, ребенку будет чем развлечься в каникулы :-D

копировать

Замечательно!!!

копировать

Спасибо, очень хорошие советы!

копировать

Водите рукой, пишите буквы карандашом, а ребёнок пусть обводит (в черновике, естественно, не в рабочей тетради). Обратите внимание на скорость: если торопится, чистописанием занимайтесь так: написал одну букву, остановись, посмотри, нравится ли тебе, давай теперь следующую и т.д. Локоть пишущей руки должен лежать на парте, тетрадь тем углом поднята вверх, какой рукой пишет. И тетради по чистописанию должны быть обязательно! Илюхиной хорошие. Очень хорошо влияет на почерк написание элементов: крючочков, палочек, кружочков. И главное - писать медленно, не торопиться! Сама во втором классе работаю, всё это делаю, но если родители дома не заставляют заниматься, то ничего не помогает!

копировать

Наша практика показывает, что никак почерк не исправить. С возрастом он сам трансформируется в нечто совсем другое, чем то, что в первом классе требуют. А может и нет.

копировать

Существует специальная система упражнений для формирования почерка. Есть прописи для детей с трудностями формирования почерка. Некоторым помогает специальный логопедический массаж. А, вообще, коррекции поддается плохо.

копировать

А ссылочку на эту специальную систему упражнений не дадите?

копировать

http://irishka-rnd.narod.ru/
Это прописи.

копировать

Очень неудачные прописи. Мою дочку по ним на подготовке учат писать - буквы вкривь и вкось. Стала нормально писать только после занятий по этим прописям:

http://nekin.narod.ru/e24.htm

копировать

Согласна с вами. Я сама вынужденно работаю по этим прописям (просто в паре с учителем, который набирает первый класс и ведёт подготовку) и вижу недостатки. Хотя разумное зерно в них есть, но всё-таки лучше традиционно)))) Поэтому в дополнение к этим тетрадям ввела обычные в косую линейку и пишу им там закорючки, чтоб к первому классу хоть как-то выправить недостатки почерка

копировать

Тоже согласна. Сразу обратила внимание на разлиновку. То, что в обычную линию, не в косую - серьезный недостаток.

копировать

Использую эти прописи не для обучения письму, а для коррекции почерка + массаж + дополнительные упражнения. Автор прописей Безруких - специалист по обучению детей с проблемами. Прописи с разлиновкой - идеальный вариант для обучения письму.

копировать

Мне интересно, как можно скорректировать почерк, если нет наклонных линеек? Мне после Безруковских прописей приходится корректировать почерк у дочки в прописях с разлиновкой.

копировать

Почерк корректируется не только письмом по прописям. Здесь важно и мелкую моторику развивать и оптико-пространственные представления. Помогает специальный массаж рук. Это широко практикуют сейчас и нейропсихологи. Есть неплохая система упражнений у Дружинина и Куминовой "Как улучшить ребенку почерк".

копировать

А, я поняла, о чем вы говорите.

копировать

А зачем Вам почерк?В 5-ом классе на это смотреть уже никто не будет.Это цитата из нашей классной(начальная школа).Она раньше преподавала русский-литературу в старших классах.И мне тоже кажется - он либо есть либо его нет.У меня у самой дочка левша(2-ой класс),так в 1-ом классе я в чужие тетради даже не заглядывала,чтобы не расстраиваться и заранее смирилась с тем,что как говорят левши пишут вроде некрасиво.Так вот сейчас у дочки почерк выровнялся ттт,хотя я ее никакими упражнениями дополнительными не мучила

копировать

Левши пишут красиво, только непонятно иногда:) у моей подруги почерк был суперский. Наша учительница тоже левша - на вид - почек очень красивый, ровный, художественный такой, но вот прочитать его мне получаеться с трудом:) почему - не могу понять:)

копировать

наверно потому что они пишут другой рукой и думают другим полушарием :) :)

копировать

В 5 никто смотреть не будет, во 2-м обращают внимание. Мое внимание обратил учитель. Пытаюсь разобраться в вопросе. Какой почерк сформируется за время начальной школы - такой скорее всего и будет потом. Хотелось бы, чтобы был как минимум разборчивый.

копировать

понятно,тогда только тренировка.У меня муж переученный левша.Почерк у него в свое время был каллиграфический(по его словам).Так вот его папа(человек простой и без высшего образования)писал ему буквы в начале строчки в тетради и он каждый день по строчке каждой буквы выписывал.Думаю тоже самое и с цифрами.Рецепт мне кажется тут один - тренировка+тренировка и так 25 раз.Но писать конечно нужно аккуратно и правильно и не давать,чтобы руки сильно уставали.И САМОЕ главное на мой взгляд - нужно тщательно контролировать нагрузку,чтобы у ребенка не возникло отвращения не только к буквам но и к учебе в целом.Ну и хвалить, даже за малюсенькие успехи :)

копировать

На второй половине этого метода возникают трудности.
Как проконтролировать аккуратность? Это понятие достаточно субъективное, все мы понимаем, что идеального почерка нет ни у кого.
Ну и основное - не давать, чтобы руки сильно уставали, тщательно контролировать нагрузку.
У детей в школе очень большая "основная программа", классную работу и домашние задания надо написать в любом случае, это достаточно большой объем письменных работ. Рука устает уже после этого. И на выполнение домашних заданий тоже нужно время, особенно если устраивать перерывы на отдых. Проблема спланировать по времени дополнительные упражнения. После перерыва (чтобы рука отдохнула) остается время только вечером, когда работоспособность и внимание понижены.

копировать

Аккуратность я оцениваю на глаз - чтобы в тетради было не грязно(те чисто).Красота почерка - ровные буквы с одинаковым наклоном одинакового размера.Все критерии архисубъективны(а потом,Вы же не класс учите,а своего ребенка,поэтому я позволяю себе даже говорить на уровне нравится - не нравится,но объясняю почему)
По второму пункту - вот именно потому,что им и так хватает нагрузки и писанины,я и не мучаю свою дочь насчет почерка.Но она у меня любительница пописАть в выходные сама,в каникулы в школу поиграть - чем не идея.И еще раз повторюсь дети НЕДОученные это гораздо лучше даже в смысле перспектив,чем ПЕРЕученные и замученные(это к сожалению моему не я придумала).Вы смотрите на своего ребенка и доверяйте себе.Каждая мамка знает своего ребенка наизусть,и чувствует его.Отступление - я тут читаю и складывается впечатление,что Вы диссертацию собираетесь писать насчет почерка(это я типа пошутила :) )

копировать

Исправлений нет. Если устала, может быть 1-2 исправление на классную или домашнюю работу. Буквы ровные с одинаковым наклоном одинакового размера (отклонения могут быть +/- 1-2 мм если оценивать объективно), если не спешит и не устала. Если пишет быстро (заставляют в школе), буквы становятся более угловатыми, отклонений больше и они уже не 1-2 мм, а 3-4 мм. С нравится - не нравится все понятно, все мы можем покритиковать или похвалить ребенка, с объяснениями, естественно. Интересны критерии оценки именно учителей (и о них здесь уже написали). Меня может все устраивать, а учителя нет, соответственно я должна оценивать работу ребенка так, как оценивает учитель.
Я бы тоже не мучила дочь насчет почерка. Но к мнению учителя тоже надо прислушиваться. Дочка тоже любительница пописАть в сама, в школу играет почти каждый вечер, учит игрушечных зверят. Только качество написанных зверятами заданий проконтролировать сложно ;-)
Нет, диссертацию не планирую :-) Но много нового и полезного из этого топа уже узнала, спасибо все ответившим :-)

копировать

Сестра умница-отличница,очень старательная во всем,но почерк это просто КАРАКУЛИ,даже сейчас,когда она уже взрослая мать 2 детей,почерк такой же...при том,что и в художественной школе занималась(рисует супер) и вышивает-вообщем моторика была развита...

копировать

Методика то ли Илюхиной то ли Ильиной.Книгу кажется не переиздавали а вот прописи продаются вплоть до 4 класса.Весь секрет в секретиках внутри букв.Очень действенная и к тому же целый раздел посвящен коррекции почерка.В 6 классе конечно все пишут плоховато но наклон и промежутки в норме.

копировать

Во-первых, это заблуждение, что на почерк в средней школе внимание обращать не будут. Если ребенок будет писать неразборчиво, при проверке работ по русскому языку могут возникнуть проблемы.
Во-вторых, зря Вы отмахиваетесь от прописей. Когда я училась в пед. училище, именно по обычным прописям мы и занимались на предмете "Чистописание" )))

копировать

Я от прописей не отмахиваюсь. Дочка пишет и прописи. Только результата я за 2 месяца регулярных упражнений пока не увидела, даже самого маленького. Создается ощущение, что зря тратим время. Вот и подумала, что, возможно, есть какие-то более эффективные методики.

копировать

Вы пробовали прописи, ссылку на которые я дала выше? (там выше единственный мой ответ)

копировать

В этих прописях много несоответствий с теми, по которым учили ребенка в школе. Как минимум половина больших букв имеет серьезные отличия, нашла отличия в нескольких маленьких...
Методика интересная, думаю над тем, как адаптировать к прописям, по которым учат в школе, внести исправления в рукописные шрифты.

копировать

Из личного опыта.
Писала я...в общем когда на работе кто-то жаловался, что у детей почерк аховый, мама приносила мои прописи. Все жалобы сразу отпадали.
И классе в 7 мама порвала мою тетрадь по литературе....пополам. Пришлось всё переписывать.

С тех пор писать умею с разным наклоном, разной высотой букв, мелко, крупно и т.д.
И часто слышу что такого красивого почерка не видели (на работе пригодилось, была начальником отдела персонала, много чего заполняла).

Может и слишком радикально, но действенно!

копировать

Почерк еще не раз исменится! Я вот увижу у кого-нибудь красиво написанную буковку и копирую себе :) Когда училась, в тетрадях был дурдом - писала и крупно, и мелко, и с наклоном влево...

копировать

Это если рука слушается. Я тоже, как я считаю, сама поставила себе почерк. А вот подруга, как ни старалась, так и писала "как курица лапой" :( Мне кажется, основу все же надо заложить правильными прописями.

копировать

Сложно сформулировать вопрос, на самом деле. Я понимаю, что дело не столько в красивом почерке, сколько в тренировке руки, отработке навыков письма, причем не на начальном или подготовительном этапе, а уже продвинутом, когда ребенок умеет писать. Если получится красивый почерк как побочный эффект такой тренировки я только обрадуюсь. Не получится, тоже расстраиваться не буду.

копировать

ГЫ :-) вот я так копировала-копировала... и таких финтифлюшек накопировала! буква "т" как печатная -- ладно, "д" с завитушкой наверх -- тож фигня, "ф" с серединной палочкой в виде знака интеграла -- тоже... НО вот мои "ж" и "я" имеют такой вид, что лишь ценой неимоверных усилий удавалось мне в универе успевать записывать лекции :-) неудобно! а не отучишься уже!

копировать

Я во время лекций стенографировала, благо стенография была одним из ведующих предметов :)