Перфекционизм

копировать

Моей дочке 5,5 лет. Есть у нас одна проблема-перфекционизм, причем с каждым годом она становится все острее. Девочка у меня умненькая, развитая очень, так было с годика, рано начала говорить, читать стихи-память великолепная. В 1,7 годика выступала на 1 сентября в гимназии, читала огромное стихотворение. Читать начала в 3 годика, сейчас читает сама Питер Пэна, Волшебника изумрудного города... Привыкла к тому, что все ею беспрестанно восхищаются и родные и чужие. НО...удается ей конечно не все. Все девочки из их группы пошли на бальные танцы, моя тоже захотела, а у нее совершенно нет слуха, ну просто анти слух, ритм, мелодия для нас совершенно не существуют. Пока танцуют просто в зале вроде и не заметно, но сейчас начались соревнования, на которые мы обязаны ездить для получения квалификации (школа танцев серьезная), я специально пропустила(с липовыми справками) уже 3 соревнования, но на четвертое пришлось ехать, естественно выбыли мы первыми, началась истерика, поднялась температура и т.д. Уговариваю не обращать на это внимания, танцевать для себя, не помогает: "Я хуже всех"...расстраивает меня, конечно, не ее неумение танцевать, а ее отношение к "проигрышу". Скоро школа начнется, обязательно будут какие-то НЕ отличные оценки и она будет снова расстраиваться. Что делать? С ней сейчас работает психолог именно на эту тему, уже 2 месяца, пока безрезультатно. Она слушает, верит,что нет совершенных во всем людей, но к себе это не относит. У нас еще один ребенок и стоит его похвалить, как тут же вопрос: "А я молодец? А почему ты меня не хвалишь?" При всем при том девочка очень добрая, хорошая, адекватная, никаких скандалов, кризисов и т.п. Всегда слушает, что ей говорят, не всегда соглашается, но выслушает и сообщит почему не согласна, мы всегда с ней договариваемся без проблем. Вот только это отношение к собственным не первым результатам... Даже в мелочах: едет с подружкой на самокате-приедет вторая, все расстройство, слезы, будет уговаривать еще раз проехать, чтоб быть первой. Не идет никогда рядом или сзади, всегда нужно идти впереди. вобщем я хочу помочь своему ребенку, а как?

копировать

рядом постою... Сын - почти ровесник дочери автора, проблема не такая острая, но тоже стремится быть "впереди планеты всей" и очень расстраивается, когда не удается...Из-за этого и дзю-до бросили...

копировать

Я б тоже танцы бросила, но она не хочет ни в какую, да и проблему это, по большому счету, не решит...

копировать

понятно, что не решит. Наш сын сам наотрез отказался ходить на тернировки, когда понял, что у других что-то получается лучше, чем у него...
У вас дочь молодчинка - тренируется и стремится, а наш сынок стал просто бросать то, что ему не удается... Не сразу, правда, бросает, после некоторых усилий, но тем не менее...

копировать

Дочке вашей очень сочувствую, у меня такую черту сознательно воспитывал отец :( Всегда, во всем быть только первой, в лепешку расшибиться, но никого вперед не пропустить... Мне это стоило огромных нервов в подростковом возрасте, когда я поступила в крутую школу-интернат, где были собраны дети со всего бывшего союза, поступить-то туда уже стало проблемой, а учиться- просто кошмар! И самое страшное, мои однокласники почти все и почти во всем меня превосходили. Я до этого просто не сталкивалась с таким количеством умных детей, привыкла быть лучшей ученицей, занимать в олимпиадах места, привыкла, что если не первая- то это моя недоработка, где-то недоучила. А оказалось, что я могу в лепешку расшибиться, а сосед по парте все равно быстрее меня теорему докажет, а другой парень физику схватывает налету, а я над книжками сижууууу. А он все равно лучший. В общем, пока я не осознала, что я не пуп земли, что всегда были и всегда будут люди, которых я, как ни старайся, обставить не смогу, мне было плохо. А потом я с этим смирилась, поняла, что в нашей разношерстной компании все по-своему уникальны, нашла 2 предмета, которые мне удавались лучше других- вот тут-то все встало на свои места, самооценка вернулась на свое место, я научилась восхищаться другими, перестала распылять свою энергию на все подряд и сосредоточилась на том, что мне действительно лучше другого удавалось и к чему была явная склонность. В своих детях стремление быть самым лучшим поддерживаю, но постоянно объясняю, что быть самым лучшим ВО ВСЕМ нереально. Поэтому у моих детей нет тех проблем, что были у меня в детстве, чему я очень рада :) Хотя мне, как мамашке, очень приятно слышать, что дочка в своей группе самая-самая :)

копировать

Хорошо, что справились с этим. Вот видимо нам тоже придется просто перерасти это. Пока вот никак. У нас, я вот думаю, именно физическая сторона будет хромать: танцы, физкультура и т.д. потому как доча вся маленькая, хрупкая и довольна слабенькая, эдакая Дюймовочка. Мне это очень даже нравится, а она вот смотрю страдает, что не может чего-то .

копировать

ИМХО - не надо настаивать на том,чтобы она ходила на танцы, где она "хуже всех". Это не та степень важности,чтобы на данном важном этапе становления самооценки портить ребенку восприятие себя.

копировать

Так я наоборот пытаюсь ее отговорить от танцев, ну не ее это абсолютно, а она ни в какую: "Все подружки там, а как же я", да и нравится ей именно танцевать, но не получается

копировать

Тогда только многократно доносить,что слушать ее нытье Вам неприятно и ей лучше направить активность непосредственно на танцы, а не на страдания.

копировать

ИМХО это жестоко. Ребенок не ноет мне назло, она искренне переживает, уходит в свою комнату и плачет и действительно страдает, доносить до нее, что мне ее страдания на фиг не нужны я не хочу и не буду. Я хочу, чтоб она сама не переживала

копировать

Жить без переживаний невозможно.Это одна из составляющих жизни.У нее впереди еще подростковый возраст, в которой причин для страданий будет тонна.
Донося до ребенка,что переживания на данную тему я считаю бесполезной тратой времени, я расставляю нужные акценты и тем самым помогаю облегчить переживания.
Поддерживая нытье, "сопереживая" - усиливаю) Сын тоже порывался пострадать на эту тему- на первых месяцах скалолазания. Потом как-то переоценил и страдать перестал.Уже не одно соревнование мы с ним прошли- ведет себя вполне себе спортивно и время на переживания не тратит.
Скажите - а как Вы видите предстоящие достижения ребенка в спорте, танцах? Ведь спортсмен должен некоторой силой духа обладать, не позволять себе таких вот раскисаний)

копировать

Я вообще не представляю никаких достижений у нее в спорте или танцах и, будь моя воля, я б ее от них оградила, но это ее выбор. Насчет страданий поняла вас, но у нас так не пройдет, девочка чувствительная и я бы не хотела оттолкнуть ее своим нежеланием терпеть бесполезные капризы, а то вдруг потом она побоиться с серьезными проблемами ко мне обратиться, ведь для нее и это все сейчас серьезно. Спасибо Вам за Ваше мнение, заставили задуматься, как бы так ей показать, что не стоит оно того

копировать

Сочувствую и вам и дочери. Я сама была таким ребенком. Помню, когда впервые получила четверку, билась головой о стенку. Кстати, доконало меня то, что мама сказала: "Четверка - так четверка, чего убиваться то, хорошая оценка". Тут у меня истерика и началась: никто меня не понимает и молча гибнуть я должна.
Мне повезло несколько раз. Во-первых, при всех моих интеллектуальных способностях, физически я была на нуле: ни бегать, ни прыгать толком не могла, на физкультуре была не просто хуже всех, а хуже некуда. Но решив, что физкультура - это не для таких умных как я, я на это своё "совсем не лучше всех" внимания не обращала. И всё-таки, это был первый щелчок по носу, много щелчков, пусть я их и не замечала.
Во-вторых,я не только вечно ходила в отличницах, но ещё была большим пионерским-комсомольским командиром. В 6-ом классе я приехала в "Артек", и там вдруг обнаружила, что таких командиров, как я - сотни. Как же я удивилась! В лидеры я всё-таки сумела вырваться, но с каким трудом! Это был уже не щелчок, а просто оплеуха по моему стремлению быть лучшей.
В-третьих, после школы я - самая умная и талантливая, звезда своей провинциальной школы - поступила во ВГИК. А там все были умные и тантливые звёзды, даже кое-кто умнее и талантливее. И даже - о ужас! - намного талантливее. Это была уже не оплеуха, это было крушение. Ломало меня страшно. Зато, когда всё кончились, я сумела полюбить себя не за то, что "я лучше всех", а за то, что я такая какая есть.
С приступами "я должна это сделать лучше всех" мне приходилось бороться ещё лет до 30-ти. Сейчас это, наконец-то прошло. Теперь мой принцип, который я хотела бы привить своему ребенку: "делать надо так, чтобы самому нравилось".
Так что не бойтесь дочкиных огорчений. Они ей, как ни странно, только на пользу. К истории с танцами отнеситесь, как к прививке. Возможно она не спасёт вас полностью от болезни, но хотя бы даст возможность перенести её в более лёгкой форме.