Критиковать или хвалить

копировать

Вот возникла такая проблема: дочь (6 лет) занимается в балетной студии, был концерт, дочь в нескольких танцах напортачила. Я ее все же похвалила, сказала: "Ты молодец, старалась, но в нескольких местах сбилась" Дочь надулась, стла вредничать, капризничать. Тооже самое с рисованием. Нарисовала картинку, показывает мне, я говорю: "Красиво, но..." Просто так хвалить не могу, иначе она будет считать, что она - звезда и все, что делает, она делает исключительно правильно. Уже было так после занятий балетом, ее преподаватель поругал, а она потом идет и вредничает, что она все красиво делает. Ну как потом в школе то учиться? Ей педагог скажет, что она не правильно сделала, а та свое в ответ бубнить будет. Не пойму, что делать?

копировать

да уж пусть лучше думает, что она звезда, чем думать, что она вечно лузер, что маме вечно все не так. а ТАК быть не может - это ж ребенок, а не художник, не балерина ...

копировать

Вы сначала похвалите без оговорок. А потом тихонечко в подходящей обстановке спросите: "А можно я с тобой по секрету поделюсь как можно было сделать это ещё лучше?"

копировать

из описаного Вами( я про фразы-цитаты)-там похвалы нет вообще практичски :) Смотрите, что получается: вы очень подробно ей расписываете ее косяки, а вот за что-то хорошее, одно "молодец". Перекос в сторону критики, поэтому она и вредничает. А вообще фразы типа "Ты молодец, но.."-вот это самое "но" перечеркивает все хорошее, что было сказано до него

копировать

+1 хотела тоже самое написать. "но" все перечеркивает, ребенок не помнит, что ему сказали молодец, но помнит критику. Я бы сразу просто похвалила, а уже потом через некоторое время если будет повод сказала бы. "ты знаешь, а наверное можно станцевать еще лучше, если ...."
у ребенка обиды не будет в этом случае.
а не было бы повода, ничего не сказала бы

копировать

Ну можно поменять немного фразу:"Красота!! А можно еще знаешь как?" ну и добавить что еще можно б было бы для пущей красотищи:) Тогда дите будет доволный, и будет еще к чему ему стремиться.

копировать

помню, в детстве, папа мне так говорил несколько раз всего, но запомнилось на всю жизнь - "здорово, отлично! а можно ещё сделать вот так...." и всёёёёёё у меня весь позитив, весь интерес, инициатива пропадали абсолютно.

копировать

Это зависит от ребенка.Мама должна как бы знать что именно для ее ребенка двигатель прогресса. Я например- в жизни не скажу дочке,что у нее что-то не особо получилось-разобидится в пух и прах- разве что потом,когда уже время прошло. Ну или вообще незаметно уделить внимание проблемным моментам.
Сыну - совершенно спокойно и сразу- именно критика для него двигатель прогресса и самооценка у него достаточно высокая,чтобы не страдать из-за критики.

копировать

Хвалить безусловно! А вот только потом объяснить, конкретно - где можно и лучше сделать

"мам, красиво? - Красиво! Замечательно!"
"мам, хорошо? - ну вообще-то не очень...не старалась, устала наверное? Двай сейчас этот рисунок отложим, а завтра нарисуем снова, хочешь - вместе?"

Позитив должен быть. Позитивное подкрепление!

копировать

У нас в детском саду воспитатели для 5-6 летних детей просят родителей не только нахваливать, но и указывать на ошибки. В этом возрасте они уже должны учиться и критично к себе относится. Ну а как это делать..., считаю что для каждого ребека по разному, тут индивидуальный подход нужен.

копировать

Вы если хвалите, то хвалите, но без последующих НО. Однозначно, ругать не нужно, нужно хвалить.

копировать

Обычно хвалю без оговорок, но хвалю то, что нравится. Т.е. если на рисунке дом красиво, а дерево нет, то скажу "Ух ты, какой красивый дом! Мне он очень нравится!", дальше, если ребенок спрашивает "А дерево?", говорю: "дерево, честно говоря не совсем нравится, т.к........" Ребенок не обижается. Если сама про дерево не спросит, то на недостатки не буду указывать, но обычно спрашивает.

копировать

Меня мама этими "но" просто убивала.

копировать

ИМХО только хвалить за то что действительно удалось,а потом указывать на ошибки и обязательно говорить, что у тебя это получится, потому что ты сможещь! (со мной в детстве именно так и разговаривали-успехи были и есть)

копировать

Поддержу предыдущих ораторов. "НО" нужно вообще исключить из лексикона, это касается не только детей. Сначала аргументированная похвала, не просто молодец, а умничка, потому что... Потом не критика, а вопрос о мнении самого ребенка, что получилось лучше, что хуже и как можно улучшить результат, ну и по-ходу Ваши советы и мнение + уверенность в успехе. Эта схема работает и для учеников, и для подчиненных.

копировать

вы на себя это "но " примерьте и подумайте похвалили вас или нет. Хвалить нужно без "но"

копировать

Зависит от сферы деятельности и от конкретной ситуации. Сын в субботу сдавал на зеленый пояс по айкидо, при этом, пав жертвой личностного кризиса пропустил зимой два с половиной месяца почти. Поэтому на экзамен шел с гордо поднятой головой, но явно тушевался.
Сдавал долго, было их четверо, две пары - каждый из пары делает технику по три раза. Техник всего около 15.
Сдали, комиссия удалилась на совещание. Пришла. Главный сенсей говорит: Данила, вы что-то делаете очень хорошо, что-то не очень, но делаете, а что-то у вас кошмар и полная фигня. Если не соберетесь - так и будете в конце всегда.
При этом из четверых - три мальчишки сдали на пояс, а мой получил только нашивку - совершенно однозначно . И скажите на милость - мне надо было выступить с обильной похвалой? Уже все сказано до меня.

копировать

В первом случае (танцы) не нужно было напоминать про ошибку, поскольку ребенок сам прекрасно понимает, что "напортачил". В случае с рисунком - вполне допустимая и даже нужная критика, поскольку она была конструктивной.