Книжки - читаем, но не запоминает
Я собственно проблемой это пока не считаю, так что здесь скорее пообщаться просто хочу на тему, что бы это значило. Обычно именно в процессе таких обсуждений мне открывается истина :)
имеется дочка 6 лет, полгода назад научившаяся читать и с тех пор очень сильно увлекшаяся этим процессом. Все, что касается речи - ну и чтения как части ее - у нас вопрос больной, у нас тяжелый лого-анамнез, но со специалистом занимаемся и потихоньку с проблемами справляемся. Но может поэтому поводу Алька все-таки больше предпочитает бесконечно перечитывать одни и те же простенькие книжки, наслаждаясь тем фактом, что с каждым разом у нее все лучше и лучше получается (ну еще бы - через пару прочтений она ж наизусть уже знает все эти сказки-стишки!). Я в общем-то не возражаю - уверенность ребенка в своих силах тоже важна. и новые произведения она тоже себе берет все же. Это преамбула была, теперь амбула.
Большие сложные книжки у ас тоже в чести, но в виде "мама, почитай на ночь". Мама читает - ей только в удовольствие :) Но меня слегка настораживает, что даже в конце прочтения рассказать мне дете ничего не может, о чем читали. Причем я же вижу - дело не в понимании, а просто как-то она рассеянно слушает. С одной стороны - ну мы не уроки делаем, чего ребенка напрягать, с другой стороны... Не знаю, даже, как сказать. И ведь не все равно ей, что читать - просит именно конкретные книжки, продолжения на следующий день ждет! Вот сейчас у бабушки на даче живет - домой через 2 недели приезжает - вспоминает, требует!
В чем, собственно, вопрос: может как-то можно сделать наше чтение несколько более продуктивным? Все-таки и до школы год всего остался. Еще раз хочу сказать - вопрос превращения вечерних читалок в развивающие занятия не стоит, и катастрофы я никакой не вижу. Но может есть какие-то приемы? Или просто стоит пока забить на все это дело и ждать, пока сама дозреет?
Спасибо ;)
Мне кажется, нужно время для созревания. У меня дочка где-то лет до 5.5-6 с трудом пересказывала то, что я ей читала. Хотя память у нее ОЧЕНЬ хорошая, просто со слуха очень тяжело ей было воспринимать большие объемы текста. И у меня тоже было ощущение рассеянного слушания. И у нас тоже логоанамнез - ст. дизартрия и ОНР 3 ст.
Сейчас 7 лет. Читает сама лет с 6 тоже. Где-то до 6.5, когда читала сама, тоже с трудом пересказывала. А потом нормально, хотя сама и не очень любит читать. Хотя вполне может читать вслух и про себя качественно. Я прошу пересказать, например, прочитанный Сашей про себя рассказ и просто устаю иногда от обилия подробностей - пересказывает очень подробно.) Так же пересказывает и прочитанное мной.
Так что, продолжайте читать. Для моей Саши чтение мамой тогда, когда она не очень понимала прочитанное, было лишней возможностью пообщаться со мной. И пусть это не несло развивающего и познавательного смысла - это неважно. ИМХО. А понимание придет.
Скорее всего проблемы со слуховой памятью. У меня всю жизнь так: в одно ухо влетело, в другое вылетело. Если хочу, чтобы хоть что-то осталось, то записывать нужно или самой прочитать, т.к. зрительная память очень цепкая.
С такой ситуацией не сталкивалась и в логопедии тоже не разбираюсь, но чисто для статистики могу написать своё мнение :). Считаю, что главное - есть привычка к чтению и удовольствие от чтения. Остальное придёт.
А пересказы - это из школьного арсенала что-то... Да, на вступительном собеседовании в школу просят прочитать и пересказать небольшой текст. Натаскать на это дело ребёнка перед собеседованием за 2 месяца можно.
Я дочке "Волшебника Изумрудного города" раз 10 минимум перечитывала. Но поскольку и сама частенько перечитываю любимые книжки, не парюсь на эту тему :).
я как раз под впечатлением от прочтения книги "Как роман" какого -то французского автора, изд-во "Самокат", она про любовь детей к чтению. И я бы рекомендовала вам ее "пробежать глазами", мне кажется, очень в тему вашего вопроса.
Кратко - автор обращает внимание на то самое "рассеянное слушание", которое отмечаете и вы, считает, что в нем - источник любви к чтению на долгие годы и в мягкой форме выступает против попыток переводить "рассеянное" слушание в "продуктивное".
Декларирует право читателя любого возраста читать, не читать, перечитывать много раз, не дочитывать, слушать в пол-уха и тп.
Мне кажется, есть здравый смысл в этом.
Кроме означенного француза против перевода в продуктивное чтение говорит личное отношение. Вот вы бы хотели перевести ваше личное вечернее чтение в более "продуктивное"? :) Пересказывать мужу прочитанное (каждый день, в обязательном порядке), обсуждать это и тп.? Я -нет, нет и еще раз нет.