Пропускаем буквы, помогите советом.
Собственно. вопрос. Ребенок при переписывании небольшого абзаца пропускает около 10 букв. Подозреваю, что дело в заикании.
Заиканием занимаемся.
Вопрос, как помочь именно с переписыванием? не знает ли кто рецептов, упражнений? Нет ли у кого историй успеха? Заранее спасибо.
Моим детям занятия музыкой очень поспособствовало в развитии грамотного письма. Слух развивается и мелкая моторика (они на фортепиано играют) и зрительная память и усидчивость. Попробуйте, если дома простаивает инструмент, но результат, конечно, не быстрый.
Третий год занимаемся скрипкой. Надеюсь, она влияет благотворно. Но ее влияния явно не достаточно :)
И у нас эта же проблема:) Заикания у нас нет, есть дисграфия, элементы по кр. мере. В садовском возрасте были "элементы ОНР". Занимаемся с логопедом.
А у вас какая программа по русскому?
Конечно, это все идет из логопедии. Я уповаю на то ,что с логокоррекцией это будет уходить. У нас "Гармония", Соловейчик. Тут есть такая фишка - списывание по памятке1. По- моему, это корректирующия примочка против таких бяк. Я не спец, конечно. Но мы стали списывать лучше, когда стали педантично следовать памятке. Но часть букв все равно пропускаем, особенно если в предложении больше 4 слов.
У нас 2 класс.
Значит, у вас другая программа)
У нас есть памятка по списыванию. Ребенок должен действовать четко по алгоритму: 1. прочитай первый раз чтобы понять и запомнить 2. прочитай второй раз так, как написано ("че-го", "ко-ро-ва"), отмечай "опасные" места 3. Повтори также по памяти 4. Пиши по памяти 5. прочитай, что написал, проверь, все ли звуки правильно обозначены.
Ну, может, не дословно привела, но близко к тексту)
Круто! Спасибо! Нет у нас другая программа явно. Пошла делать памятку. только ее расширить надо. добавить "красную" строку и знаки препинания.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: (выдержка из книги "Пишу без ошибок. рус. яз. с нейропсихологом)
В данной главе мы предлагаем упражнения, с помощью кото-
рых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные
игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вы-
званную различными причинами.
«Магазин»
Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а за тем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
а — ароматный; м — маленькая;
р —рубиновый; ы — ы-ы!;
б — большой; ш — шуршит;
у — укатить домой!; ь — мягкая шубка.
з — звонкий;
Это упражнение уместно проводить не только при несформи рованности семантического образа слова, пропуске букв, но
и при речевом недоразвитии ребенка.
«Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок,кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик,пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка,-ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина,
туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, ба-
лет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
«Арабское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение
«В океане живет необычная рыба —рыба-ёж», написанное «по-
арабски», должно выглядеть так: «же-абыр — абыр яанчыбоен
тёвиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда
ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит
сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предло-
жения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.
продолжение:
«Древнерусское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только
согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет вы-
глядеть следующим образом: ...тв...жн...й М...ш... б...ж...т ...т м...ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о а ый ...и...а
...е...и... о ы...и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавли ваем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избира тельности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства счи тается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо также советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
«Неудачный робот»
Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Кон структор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:
по , де , ик.
Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на
конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.
«Волшебный диктант»
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется
без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы
вводим свои символы, например, договариваемся, что слова
с буквой «с» обозначаем как «X», слова с гласной «е» — «□»,
а все остальные — «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенкаесть трудности (например, и - у, и - ц, ц - ч, ш - щ, ё - ю и т. п.).
Упражнение можно усложнить: через какое-то время этими же
символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же
текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические
проявления, развиваем внимание, фонематический слух, уме-
ние концентрироваться и удерживать мысленные образы.
«Словесный мяч»
Упражнение родилось из известной и популярной детской
игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен про-
должить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего
слова: автобус — слово — окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик,
кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем
слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву,
на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально:
в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например,подбирать существительные только женского рода, только I склонения, подбирать глаголы только I спряжения (вариации на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужной придумывать слова.
и еще чуть- чуть игр :)
Словесные цепочки
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз — бузина — народ —родник — никель и т. д.
Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно
как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.
«Бухгалтер»
Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв.
Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в стол-бик. Удерживая представление в голове, он должен назватьопределенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг — вторая буква».
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м»
и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах —от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
«Виселица, или "Балда"»
Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна.
Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово «апельсин» будет выглядеть так: а н. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».
Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение,если он сумел угадать слово — победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.
«Алфавит»
Эта игра не только формирует образ слова и закрепляет образ
буквы, но и расширяет лексический запас, способствует отработке орфографических правил, учит планировать ходы и запоминать шаги противника. Кроме того, она чрезвычайно азартна.
В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков.
Для игры потребуются 33 карточки с буквами русского алфавита. Размер карточек — 6 х 4,5 см. Гласные буквы на карточках нарисованы красным цветом, согласные — синим, буквы «ъ»и «ь» — зеленым.
Вариант игры с участием 2 человек. Для первого тура раз-
дается по 8 карточек букв. Первым ход делает тот игрок, у которого есть буква «а». Если буква не выпала никому, значит,первый ход полагается игроку с самой первой из имеющихся букв. Выкладывается любая буква, на которую начинаются слова в русском языке, называется любое слово на эту букву (любой части речи в любой форме). Противник должен среди своих букв найти одну из названного слова, положить ее сверху и назвать слово, начинающееся теперь уже на его букв
Если буквы у игрока нет, он пропускает ход, и тогда названное слово «возвращается» к первому игроку, теперь он сам должен найти у себя букву. Если буквы нет ни у одного из игроков,сыгранные карточки откладываются, произносится слово «сыграно» и первый ход делает тот, кто пропустил предыдущий. Если игрок выкладывает «ъ» или «ь», а также букву «ы», то есть такие буквы, на которые слова не начинаются, то произносится слово «сыграно», отыгранные карточки откладываются в сторону, а иг-
рок, использовавший «ъ», «ь» и «ы», делает новый ход с любой буквы. В первом туре выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. Для второго тура опять раздается по 8 карточек, одна карточка остается запасной. Ее можно взять в любой момент игры, но нельзя положить обратно. Тот, кто первым выложил карточки, выигрывает во втором туре. Таким образом, в игре может быть абсолютный победитель (счет 2:0) или ничья (счет 1:1).
Игру можно усложнить, при этом выложенная буква может
быть второй, третьей или последней в слове.
«Марионетки»
Игра формирует образ слова, расширяет лексический запас,
способствует запоминанию написания слов на основные прави ла орфографии. В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Для игры потребуется изготовить игровое поле размером
30 х 30 см с нанесенными на него гласными и согласными буквами, которые размещены по линиям со стрелками. Причем
часто употребляемые буквы встречаются несколько раз. Всего
на поле должно быть 100 букв. Кроме игрового поля, потребу
ются 4 комплекта фишек разного цвета по 12 штук. В домашнихусловиях вместо фишек можно использовать разноцветные пуговицы небольшого размера. Каждый игрок запасается бумагой для записи.
Смысл игры заключается в составлении слов из имеющихся
на поле букв. Игроки получают по комплекту фишек (напри-
мер, один — красные, другой — синие, третий — золотые), далее они по считалке определяют, кто ходит первым. Сразу можно задействовать только три фишки, положить их на буквы так, чтобы получилось слово. Его игрок и записывает.
Игроки ходят по очереди, добавляя буквы, то есть занимая их фишками и записывая получившиеся слова. За один ход можно составить несколько слов, если они состоят из одних и тех же букв (например, вор и ров или клоун, кулон, колун). При этом нельзя использовать буквы, занятые противником, а свои фишки можно передвигать только по направлению стрелок. Игра завершается, когда ни один из игроков не может больше соста-
вить ни одного слова. Затем игроки подсчитывают записанные
каждым слова. Выигрывает тот, кто составил наибольшее количество слов. Заранее надо договориться, какие слова можно составлять: любые слова, только существительные, на определенную тему (имена, овощи и т. д.).
«Матрешки»
В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.
Перед началом игры каждый играющий выбирает себе боль-
шую карточку или несколько больших карточек, если играю-
щих меньше 10. Затем выбирается «говорун», который забира-
ет себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова,написанные на них. Если произнесенное слово есть в составеслова на чьей-либо карточке, игрок кричит: «Мое!» — и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот,кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, поселок, красивая, коса, плуг,электричество, стройка, перепелка, грабеж, конус.
Примеры соответствующих слов на маленьких карточках:
роза, осел, ива, оса, луг, три, рой, елка, еж, ус.
Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас,
развивает зрительную память.
Специфика предложенных методов и приемов состоит в том,
что их применение возможно при любом уровне языкового раз вития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов,
в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о «глупых» ошибках.
ВСЁ! :)
большое спасибо, еще раз. Очень все подробно, понятно и интересно. Уверена, что ребенку понравится больше чем бесконечные диктанты.
да не за что :) Это ж не я придумала эти игры)) Надеюсь у Вас все получиться. Терпение и труд все перетрут :)
Сегодня очередная двойка. запаниковала че-то. Как бы нам из школы не вылететь такими темпами. С начала года в тетради скопилось около 20 двоек. И на контрольном списывании уже две. Были бы еще хоть тройки иногда...
Второй класс. в прошлом году таже проблема была. Но тогда оценок не ставили. Диктант по результатам первого класса на 4/5 написал. Диктанты он вообще чуть лучше пишет. А списывание - караул, вобще. За 4 ошибки - 2 ставят. А у нас их 10 и 7 помарок. Сказали, что можно пересдать, а что толку? Вот сегодня опять оценки пришли. За очередное списывание.
Во, у меня ребенок и пишет и говорит по-древнерусски. Глассные ему вообще не нужны. Он пишет слово подъезд, как пдзд и читает потом написанное и никаких неудобств не испытывает и проблем не замечает. И ему приходится 5 раз слово перечитать (по моей подсказке), чтобы ошибку заметить.