должны ли дети знать, откуда берется еда?
Я несколько раз натыкалась на дискуссии на тему "Дети думают, что еда растет в супермаркете прямо в вакуумной упаковке". Спросил четырехлетнего сына - откуда берется картошка? Он - из магазина. А в магазин она откуда приезжает? Не знает.
Я стала книжки покупать и рассказывать. И как то влезла в эту тему. Стала ходить по всяким мероприятиям. Кстати, последняя находка очень неплохая оказалась. http://vkusnaya-eda.livejournal.com/206166.html
В общем, главный мой вопрос: Должны ли дети знать откуда берется еда? Насколько это важно вообще?
Да как-то само собой. Это как базовые понятия - смена времен года, овощи-фрукты, домашние и дикие животные.. То есть такие темы, которые по-любому к годам к 4-5 ребенок уже знает. Я думаю так.
Со своей дочкой (7 лет) специально эту тему в ее раннем детстве не обсуждала.
Про то, что ребенок знает как выглядит огурец - это понятно. Но вот в этом году на даче была история: я попросила 13 летнего племянника полить 2 грядки огурцов, но картошку не поливать (это не мои грядки были, а его тетки). Он мне ответил буквально следующее:" Конечно, Оля, только покажи, как выглядит картошка, а как огурцы"... Вот я про это. Что современные дети не знают как выглядит куст помидор, или плеть огурцов, условно...
Или в современном мире - это уже совершенно необязательные знания?
Просто и эта история подтолкнула меня к тому, чтобы донести детям не только внешний вид готового к употреблению продукта, но и то, как он (продукт) растет в природе...
Я не про то, как выглядит огурец. А про элементарные понятия, которые получает от взрослых даже маленький ребенок. Например, корова и коза дают молоко, шерсть и т.д.; курица - яйца; с полей собирают пшеницу, перемалывают, пекут хлеб; на огороде овощи, в саду фрукты и т.д.
Если нет дачи или домика в деревне, то можно купить различные пособия и донести до ребенка. С картинками. И эта тема с темой профессий так же пересечется (агроном, повар, доярка, пекарь и т.д.).
Я немножко не понимаю, почему Вы ТАК выделяете эту тему(я без претензий - искренне не понимаю)? По-моему, это обычная тема из ряда основных, про которые все родители рассказывают детям для расширения кругозора и знаний об устройстве мира.
Дык, я вот как раз задумалась, а может стоит подробнее рассказывать? Чтобы воспитать ответственное потребление? Ну, типа, новых зеленых?
Под новыми зелеными? Ну это такое очень популярное течение среди модной молодежи в США и Европе. Типа не покупать новую лишнюю пару обуви или там, пальто, если и так есть, а лучше даже в секонд-хенде, ходить в магазин с авоськой, а не пользоваться пластиковыми пакетами, есть фермерские продукты локального происхождения (по двум причинам: первая, чтобы поддержать фермера и тем самым проголосовать деньгами против крупных корпораций, вторая, при доставке этих продуктов не надо было пользоваться самолетами и тд, тем самым наносится меньший вред окружающей среде)... Как то так...
Ну, мне близко, иначе бы и темы не заводила... ДА и осуществимо вполне в условиях Мск... Просто было интересно узнать и мнение других. Спасибо!
т.е. все-таки загрязняете окружающую среду выхлопными газами от машины, дабы отведать деревенских овощей?)))))
Ну, во-первых, я нигде не писала, что причисляю себя к "новым зеленым". Деревенские продукты стараюсь покупать только ради здоровья себя и своей семьи. За год у меня практически на нет сошла сильнейшая аллергическая экзема.
И, во-вторых, таки я считаю, что покупая отечественную телятину (с говядиной у нас в стране совсем плохо), окружающей среде я врежу меньше, чем если бы покупала ту же аргентинскую...
ЗЫ и чтобы окончательно закрыть тему защиты окружающей среды - машиной пользуюсь, кожаную обувь и сумки ношу, меха нет, но из-за эстетических соображений.
Ну, я бы тоже сказала, что это скорее польза для вашей семьи, чем для окружающей среды:) Завидую, что находите время на это!
Ну, почему? Почему Вы думаете, что покупая аргентинскую, например, говядину, которую к нам везут самолетом, меньше вредите окружающей среде?
ЗЫ, на самом деле, я к тн новым зеленым себя не причисляю, слишком ленива для этого
конечно, должны. Поездки за город, в деревни к родным или просто знакомым на несколько дней очень помогают просвещаться в данном вопросе :) - ребенок быстро понимает и про фрукты/овощи, и про коров/коз, и про многое другое - даже учить теорию не надо
НУ вот я выше ответила, что мой 13летний племянник, который провел на этой же даче все свое детство до 8 лет точно (там большой участок на два дома), а в 13 попросил меня показать ему, как выглядит огуречная плеть (он ее от картошки отличить не мог)...
видимо, другой смысл был в даче у его родителей. не-огородный...
можно ездить на дачи, в коттеджи, и до 16 лет быть уверенным, что нормальная почва под ногами - асфальт
Не, это деревня. И бабушка его (моя свекровь) все его детство там огороды разводила... Мы тогда еще все в одном доме жили. ТАк что я примерно знаю как именно его лето проходило:)
Про растения думаю да, это важно и нужно знать. Но вести эти разговоры лучше не во время самой еды, как раз чтобы не привлекать внимание к плотоядному аспекту существования человечества. Об этом думаю лучше не провоцировать разговоры самостоятельно, если спросит - ответить, а нет так нет, ближе к школе поговорите.
А почему нельзя привлекать внимания к плотоядному аспекту существования человечества? Может быть эти знания помогут сформировать в ребенке ответственное потребление? И еще я там выше задала вопрос, но продублирую тут: насколько важно знать современному ребенку то как выглядит огуречная плеть, а не готовый к употреблению огурец?
Ну я не говорила, что вот прям-таки нельзя. И не скажу :) Но вот лично мне не кажется обоснованным рассуждать об убитых курочках и коровках с трехлетними малышами :) Другие родители имеют право на другую точку зрения.
Не, ну с трехлетними может и не стоит.. А когда тогда приходит тот возраст, когда стоит? Просто потом возникают морально-этические проблемы... Типа мы едим курятину, а курочка - она по улице гуляет, как же так ее едят,нет?
Ну вы как думаете - существует хоть в чем-то универсальный возраст, подходящий прям для всех детей мира поголовно? У всех по-разному, и методы тоже свои для всех. Морально-этические проблемы, конечно, нужно разбирать подробно - мол нам мясо необходимо чтобы выживать, но так как мы жалеем зверушек, мы придумываем специальные способы, чтобы они хотя бы не страдали. Это жизнь такая суровая вокруг. Наверное тут же еще про сознание и его отсутствие можно поговорить, а верующим - про душу. ИМХО
Когда есть простая логическая связь "убить, чтоб съесть и не умереть от голода", даже дети не видять морально-этических проблем. Хотя, конечно, намного интересней и забавнее выяснять откуда что берется начинать не с бифштекса, а с сыра или пиццы:) Даже на ферму поедем специально смотреть:)
Есть в тульской области прекрасная ферма Пьетра Маццы, итальянского дядечки, он там делает свежие сыры, типа моцареллы и риккоты. Там, года два назад точно, были и туристические программы с обедом:)
под Тверью эта ферма;) http://www.lafattoria-littleitaly.ru/index.html
Мы там уже разок были, опять поедем в каникулы ноябрьские:)
Мне бы еще найти как хлеб делают начиная с зерна...
Вот про хлеб можно попробовать узнать в "Горчичной поляне". Погуглите, найдете их сайт. Они вроде как тоже планировали эко-туры устраивать к ним. Мой муж в свое время делал репортаж и про Бродовского (это Гор. поляна) и про Маццу. Отсюда и интерес мой возник:)
Трёхлетним, ИМХО, достаточно сказать, что курочка (корова, поросёнок и проч. животинка) ДАЁТ человеку мяско. Как именно это происходит можно и соврать: "А как даёт?"-"Ну как... приходит к курочке хозяйка и просит "дай, пожалуйста", курочка и даёт. Вот если ты попросишь у меня что-то и скжаешь "пожалуйста", я ведь всегда дам? И курочка так же." К тому времени, когда ребёнок просвятится про забивание животных... эта ложь будет не единственным разочарованием в родителях :-)
Против этого я возражаю категорически - врать детям недопустимо ни в чем ни в каком возрасте! Да, ошибки бывают в жизни у всех, и разочарования тоже. Если именно такие оправдания себе позволять для недостойных поступков, этого всего будет только больше. Именно такой логики наркоманы и алкоголики придерживаются - все равно помирать, так зачем себе в удовольствии отказывать и сложности создавать? Не лучший пример для подражания.
ИМХО.
Соглашусь с Вами. Ничего курочка не дает сама и никто у нее про это не спрашивает. Я своим в свое время объяснила, что бывают животные для еды, а бывают для любви. За тех и других человек несет ответственность, только животным для любви дают имена и живут долго и счастливо...
Вот честно, не готова объяснять своему 4хлетке как именно "животные для еды" попадают к нам на стол. У меня слишком натуралистичные подробности перед глазами встают, коих ребёнку знать в столь нежном возрасте не положено, ИМХО. А деть дотошный... И вот как реально поступать, если распрашивать начнёт? Точнее уже спрашивал, отделалась вышеописанной присказкой... Или надо было правду-матку резануть?
Нет, надо было врать - все равно когда-нибудь ребенок узнает, что мама врушка, слабачка, несправедливая - к чему еще вы там себя приготовили? Жизнь состоит из разочарований, незачем и стараться их избегать и строить нормальные отношения.
По мне так частью нормальных отношений явлеется полное отсутствие страха за свои "ангельские крылышки". Да, мама бывает слабой, и несправедливой, и... добавьте любой порок среднестатистического человека. Потому что мама в первую очередь человек, а не херувим с крыльями и строить с ней (со мной) отношения в сознательном возрасте нужно исходя именно из этих предпосылок. А пока отношения строю я... Но вопрос Вы так и не ответили: стОило рассказать 4хлетке подробности умерщвления животных ради питания человека?
А чем в этом отношении человек отличается от других гетеротрофов? :-) Все они кого-то едят. Иначе надо переходить на автотрофный тип питания :-), всевозможные солнцееды очень стараются :-).
Дети видят, что в природе кто-то кого-то всё время "хавает" и "хрючит", как и то, что кто-то дохнет. Скрывать это никогда не видела смысла (также как и "вешать лапшу" про процесс размножения и т.д.), да и трудно было бы это делать с таким кол-вом биологической литературе в нашем доме.
Старшие мальчишки при таком подходе отнюдь не вырасли жестокими, например, вместе прошлым летом пытались откачивать почти безнадёжного 3-х дневного щенка. Но и сентиментальных ахов-охов нет, и это, на мой вкус, хорошо!
Конечно хорошо :-) Как была бы рада, если бы сын нормально воспринимал естественные законы природы, когда "кто-то кого-то хавает и хрючит". Жизнь была бы проще. А пока приходится изощряться и замалчивать некоторые темы. Приводить примеры на уровне червей и насекомых. Он, разумеется, уже не настолько наивен, как в 2 года (сейчас 4), про смерть вообще в курсе и не рефлексирует. Но до понимания того, что из животного надо сделать труп чтобы съесть, не дорос. Нет в человеке охотничьего инстинкта напрочь. У него мир в розовом цвете: все вокруг хорошие и добрые. Вот в садик год назад пошёл, пошли подвижки: идеальный мир стремится к реальному. Так что дорастём когда-нибудь и до этого :-)
А что отсутствие страха и собственно крылышек может быть и без вранья - вы конечно себе представить не можете. Не надо якобы правдой жизни просто свою задницу прикрывать - если просто не хочется вести разговор на неудобную тему, то это называется трусость, а не нормальные отношения. Вообще интересная постановка вопроса - врать ребенку, чтобы быть с ним честной - вот мол мама какая правдивая, не скрывает, что и натрындеть может!
Насчет вопроса я уже 25 раз ответила - да, стОит рассказывать те подробности, в которых у конкретного 4летки будет необходимость, на том уровне, который ему больше подходит, и только в ответ на его запрос. Я вот лично не встречала 4леток, которые бы сами по своей инициативе расспрашивали бы подробности перерезания вен, убийства током и т.д. А в более общих чертах - почему бы и нет.
У четырехлетки есть потребность знать как именно животные попадают к нам на стол. Он задаёт конкретный вопрос: "Как?" Правдивый ответ предполагает рассказ о бойне животных, в т.ч. перерезании вен и убийстве током. Вы ниже пишете, что такого разговора не было вообще. А если бы был? Предложите до конца честный адаптированный вариант ответа на простой вопрос: "Мама, а как коровка становится говядиной?"... Пусть лучше ребёнок лет в 10 сделает для себя открытие, что мама врала ему в 4 года про "коровка даёт мясо" из трусости, чем сейчас узнает такие подробности. ИМХО.
Правдивый ответ не обязательно должен быть со всеми кровавыми подробностями. Животные умирают, и некоторых животных, которые умерли, мы едим. Это будет правдой.
Как именно и почему умирают животные - уже детали, от которых можно уйти в разговоре.
Нельзя. Если уходить от разговора, то это значит скрывать правду, мямлить несуразное или прямо говорить, что недорос ещё. Любой из этих вариантов оставляет пищу для размышлений не в самом нужном направлении... Чтобы понять с каким ребёнком имеем дело: только что вечером рассматривали невинный журнал "Насекомые". Картинка с изображением тли. "Мама, а кто это?"-"Тля."-"А чем она питается?"-"Растениями (кратко)".-"А какую пользу она приносит?"-"Никакой."-"А как от неё избавиться?"-"Опрыскать химикатами."-"А какими? Ты конкретно название скажи." Сказала. Несколько раз переспросил пока не запомнил. Дальше. Умерла прабабушка (моя бабушка). В подробностях распросил от чего умерла, почему, что с ней произошло потом и проч. Рассказала. Потому как это смерть от естественных причин и считаю, что ребёнок вполне в состоянии её осмыслить... Теперь на всё это накладываем: животные умирают и их едят... дальше мама молчит как партизан. Какие выводы должен сделать малыш? И какая каша будет в голове? И с последствиями кто будет справляться? Отказ от мясных блюд - это минимум, на который можно рассчитывать при благоприятном исходе... Вот и взяла грех на душу, соврала. У меня есть ещё один грех вранья ребёнку: про разные с мужем фамилии. Ну не могу я сыну сказать, что мне НЕ нравится фамилия мужа и я не хочу её носить. Ведь сын-то носит фамилию папы. В своё время и папу не могла обидеть, дав сыну свою фамилию. Соврала... "Из двух зол выбирают меньшее." Не считаю большой доблестью абсолютную честность с ребёнком. Но если у кого получается, большие умнички :-)
А что етперь скажете, когда ему кто-нибудь в садике поведает "страшную тайну"? Или по телеку услышит что-нибудь насчет "забоя скота"? ИМХо. таким мелким враньем мы сами себе могилу роем и сильно усложняем жизнь. Я тоже была не готова, но пришлось сказать-а что делать?! Кстати, у меня дочка не ест кроликов и перепелок-почему-то именно ИХ ей жалко, а других "тоже желко, но не так".
Отрицать очевидное не буду. Соглашусь, что такое, наверное, бывает, прикинусь дурочкой, распрошу что именно сказали в садике и аккуратно приведу полученные, рискну предположить, далеко не полные сведения, в систему. Меня этот подход уже выручал несколько раз, т.к. он позволяет ребёнку высказаться свободно и выдать всю информацию, полученную из сомнительных источников. Причем не надо вытаскивать клещами "правду", а деть сам стремится научить непутёвую маму. Обычно такие диалоги ведутся в ключе: "Ну, мама! Ты что не понимаешь (не знаешь)? Это же вот так и так и ещё вот тот-то сказал это и привёл такие-то аргументы."... В случае с моим ребёнком считаю нужным до поры до времени поберечь его психику, т.к. у него довольно специфическое, максималисткое восприятие мира. Например, мы НЕ читаем книг в которых есть отрицательный персонаж типа Бабы-Яги. Не читаем книг, где что-либо ломается ("Три медведя" заканчиваются перед тем моментом, где ломается стульчик; а "Курочка Ряба" на первых строчках, потому как там "яичко упало и разбилось"). Долгое время БОЛЬШОЙ проблемой были разрушенные куличи. Представляю какой шок испытает ребёнок, узнав от мамы, что кого-то убивают ради еды... так что пусть позже, чем раньше. И пусть это он сообщит мне судьбоносную новость: из уст сверстника она не будет выглядеть настолько кровавой.
бред какой-то... бабушкину корову зовут Зорька, козла Васька, а свинью - Хавронья, допустим.
всех съели
Почему бред? НУ не росли рядом с нами в тот момент корова Зорька, козел Васька и свинья Хавронья. В нашем случае были куры, утки и гуси. детеныши их. Объяснила на конкретном примере. После этого уже когда соседского теленка зарезали, дети просто спросили у хозяев - а вкусно было?
не поддерживаю лжи. Я для своего ребенка происхождение мяса провожу аналогию с животными, не обманывая, что коровка мясо "дает". Сыну было года 2, когда наш кот принес мышь и начал еее жрать, меня чуть не стошнила, я бросилась убирать эту бойню с глаз ребенка и услышала спокойное "кот добычу принес, есть будет". Аналогичной "охотой" и "добычей" и является мясо в тарелке.
А вот так и ответить, что есть специальные животные, которых выращивают на мясо. Это для вас такая информация звучит устрашающе, а дети все воспринимают проще, особенно если мама не делает страшные глаза и не мнется, сообщая, что курочка в супе когда-то бегала.
Насчет насколько важно знать, как выглядит огуречная плеть - я вот сама не знаю, серьезно, и жить мне это ну совершенно не мешает. Так сложилось, что у меня не было родственников в деревне, не было дачи, огорода, вот и не знаю. То есть визуально некоторые растущие овощи-фрукты наверное отличить могу, но далеко не все. Дочка тоже не знает, я думаю, по той же причине. В общем, я именно в этом вопросе проблемы вообще не вижу никакой.

про плотоядный аспект анекдот расскажу :). ребенку было года 2, ехали в машине, увидала я стадо овец и стала показывать, мол, вона барашки бегают, миленькие и пушистые. дитя поглядело и спросило: "мам, а они вкусные?"
У нас уже тоже аналогичная история имеется. Анекдот "что мы имеем с гуся?" все помнят? Вот практически один-в-один!
- Мам, давай гуся купим! (а гусей мы часто у бабушки на даче видели, и девочка собственно добрая, всяческую живоность любит, даже жуков)
- И что ты с ним будешь делать? Гулять на поводке водить? В ванной запускать?
Во взгляде ребенка читается "ты совсем глупая, да?":
- Мама, я буду его кушать!
Только про подробности перехода животного с травки на стол мы не рассказывали никогда. Может Алька и не знает даже этого до сих пор - не было потребности в такой информации. А может сама додумалась как-то.
Ну а у нас была потребность. У сына вообще потребность до мелочей докапываться... "про подробности перехода животного с травки на стол мы не рассказывали никогда..." Т.е. сказали полуправду, т.е. соврали. Чем отличается от моей присказки? По форме разница есть, а по сути: родители позволяют себе НЕ говорить всю правду ребёнку.
Вы читать совсем не умеете? Только свое придумывать, причем бред откровенный? Я вас научу: не рассказывали - значит НЕ РАССКАЗЫВАЛИ, разговора на эту тему НЕ БЫЛО ВООБЩЕ, никакого. А не рассказывали что-то другое. Так более доступно? Если вы это называете полуправдой, то - о, сколько ж мы уже наврали нашим детям! Про торию относительности и тригонометрию, про закон сохранения энергии и формулу рассчета налога на добавленную стоимость - страшно подумать просто, как изоврались, сколько всего мы еще им в жизни не рассказывали, о чем еще они не знают, ах!
Должны. Настолько важно, насколько важно ценить чужой труд (и тех кто вырастил продукт и тех, кто его заработал деньги на его покупку).
Должны, вообще почти во всех садовских программах образовательных это проходят, и не только продукты откуда берутся, но и ткани, например :) Рассказывают кто этим занимается (профессии), что из чего растет (что из семечка, что из клубня, как картошка и т.п.) Даже сажают в некоторых садах лук, морковку и т.п. :)
Мои знают, на дачу ездим, хоть сами растим только траву и цветы, но есть соседи, у которых дети бывают и видят, что и как растет, видят кур, кроликов, нутрий, коров и знают откуда яйца, молоко, сметана и даже мясо берутся. Ну и объясняю, когда проезжаем вдоль полей, что растет и что потом из этого делают и готовят.
Конечно должны знать, конечно это важно.

вот это да! даже не знала, что это такая проблема. сын (4) не знает в подробностях, откуда берется мясо (т.е. как его коровка или свинка дают), а молоко-яйца-овощи-фрукты - без вопросв. видел, как это растет, как доят корову, как печь пироги. мы вместе готовим. вы меня озадачили, если честно.
Так правильно, у мамы, которой Вы ответили, ребёнок этои так ЗНАЕТ => она об этом и не беспокоится.
А Ваше беспокойство - отнюдь не "таракан в голове", а очень разумная мысль. Увы, очень мало мам, которые об этом беспокоятся в реале. Результат - дети, которые, не задумываясь, бросают (не фигурально - реально, под ноги!) еду, которая им не понравилась!
Ну мой сын, 3,6 скажет что картошка тыква и прочие на грядке, ягоды в траве ну яблоки на дереве. Мне кажется, что каждый деть долбает вопросами из серии, что это? а откуда? а как в магазин попали? а оттуда как? а почему? пока мама не издохнет под ворохом вопросов.
Ну и плюс картинки книжки дача.
Да, это базовые знания, на мой взгляд, из разряда "вода мокрая" и "огонь горячий". Мы ходили с дочкой этим летом в ботанический сад, там специально для малышей разбит огородик, смотрели как растет редиска, картофель, морковка, капуста, какбачки, пшеница, рожь, гречиха. Дочке больше всего понравилась тыква :) Книжки тоже неплохо.
конечно должны!У меня сын (5.3) постоянно спрашивает,и уже многое знает,например весь процесс хлеба,как сначала землю пашут,затем сеют и т.д.и многое другое.Такой мастер-класс интересен,хотя на мой взгляд,те же кексики можно с ребенком и дома выпекать,но в коллективе интересней.
Этот вопрос входит в программу дошкольного развития. Важно. Об этом говорит даже факт наличия народных сказок на эту тему. Наши предки понимали, что такие знания нужны даже малышам. Хотя тогда, наверное, уклад жизни большинства людей был подчинен сельскохозяйственным работам. Сейчас много горожан ничего не знают о сельском хозяйстве. Базовые знания в любом случае нужны.
У нас недалеко от дома есть станция юннатов, где городских детей учат отличать огурцы от картошки ;-) Кружок "Юные овощеводы".
Овощеводство дочка изучала с раннего возраста на практике, а не в теории. Помогала старшим. На юннатских грядках месяц назад мы обсуждали отличие растения кабачков от огурцов, наглядная была иллюстрация, росли рядом. Если кружок существует - значит он нужен.
это моя головная боль :). в наших дебильных садах детям рассказывали о динозаврах и инопланетянах, забывая о том, что дети не имеют представления, как пекут хлеб или как выглядит пшеница. слеюущим летом повезу в деревню дня на два, на экскурсию.
2 дня - мало, я же отчасти этим и занимаюсь экобазе, по опыту - от недели до 2-х, больше - уже только если проснулся реальный интерес
В этом году был "гвозь сезона" - дойка коров на ферме. Реально дети и мамочки в очередь вставали :-), сама не ожилала, когда предложила :-)
моя в 2.6 знает откуда что берется. Мы с ней летом на огороде все это специально изучали когда там сидели.
Ну т.е. собирать она помогала, поливать, ягоды с кустов ела, огурцы и клубнику с грядки, яблоки с дерева, вишни, черешни и прочее.
Про мясо тоже всегда рассуждаем где чье :)
Много объясняем всегда ей и показываем на эту тему, потому что это действительно важно.
Я думаю, должны. Но вот мой 3,5-летний сын на вопрос "откуда берется картошка" только что ответил, что из кастрюли.
А на вопрос, где растет, огорошил, что в зоопарке ))).
У меня, конечно, недоумение полное, летом на даче были у бабушки, сам там все своими глазами видел.
Поговорили-поговорили, оказалось просто слова "дача" и "огород" забыл.
конечно должны, это элементарные знания об окружающем мире. Мои даже про мясо знают, в свое время спрашивали, пришлось ответить, причем ответы их не смутили, никто не рыдал и мясо есть не перестал.
В 4 года как-то внимание не заостряли. Сейчас спросила, откуда мясо, ребенок 6,5 лет честно рассказал весь процесс (упрощенно): выращивают на специальных фермах, затем отрубают голову, мясо режут и отправляют в магазины.
На моменте "отрубания головы" на лице отразилось смятение и отвращение. Сказал, что коровам и курам, наверное, очень больно. Спросил, нельзя ли их как-то усыплять, чтобы больно не было.
То есть жалость, судя по всему, испытывает, но от мяса не откажется. Дальше внимание не акцентировала. :)
курам голову не отрубают, их топят.
В деревне стараются минимально причинить боль животному. Свинье нож точно в сердце, для курицы очень острый топор. Когда курица кверх ногами висит она что-то типа сознание теряет, так что ей не страшно и не больно.

Ну, может это утешит Вашего мальчика, но коров и свиней усыпляют электрошоком, перед тем, как "отрубают голову". Им не больно...
Ни разу не обсуждали лично, иногда я упоминала в разговоре в его присутствии, что в 12 лет помогала бабушке рубить головы курицам.
Мальчик любит Discovery смотреть.
Иногда бесконтрольно, каюсь. Иногда с отцом, который не придает "психологическому комфорту" большого значения и с удовольствием смотрит страшные и жуткие передачи. Там периодически такие темки всплывают.
В целом, не вижу, чтобы на сына это оказывало большое действие.
Обязательно должен знать, просто не надо живодерства в объяснених. Сказать можно, что человек как хищьник нуждается в мясе. А у про другие продукты и подавно. Наши городские дети и не знают как огурцы-то растут.
Этим летом, катаясь на великах, мы наткнулись на поля, засеянные неизвестной мне культурой. Реально почуствовала себя идиоткой :) А вы говорите - детям не нужно знать :) Долго потом башку ломала над этим вопросом, но выяснила: это рапс :)
мы с рождением старшего отвели на участке немного земли под 3 грядочки , и ежегодно теперь выращиваем пол грядки морковки, столько же свеклы, редиски, а еще немного картошки, гороха, огурцов и помидоров. Ягода дико растет по углам. Имхо, это детям обязательно надо