Как вырастить талант?
Сразу скажу, что я не хвалюсь, хотя и очень горжусь своим ребенком (это для отсекания веток про хвастовство и т.д.) Что имеем? Ярковыраженный талант к музыке у ребенка. Учится в музыкальной школе, на потоке для талантливых детей. В 9 лет ребенок сочиняет неплохую музыку. Учитель музыки ставит на ребенка, говорит, что его ждет хорошее будушее. Родители, т.е. мы, очень рады и горды. Когда ребенок вечерами играет Чайковского - на глаза наворачиваются слезы, что это наш ребенок. Ну а теперь с точки зрения ребенка. Он же, несмотря на свой талант, ребенок. У него есть другие интересы. И вместо занятий музыкой иногда хочется погонять в футбол, потаращиться на бессмысленные мультфильмы и попинать балду. И я эти желания понимаю очень хорошо, сама ребенком была. :) Временами ребенка за инструмент надо загнать пинками (особенно, когда надо заучивать что-то сложное). При этом он часами может сидеть и импровизировать или сочинять свои мелодии. Но есть и другая сторона, чтобы чего-то путного добиться на музыкальном поприще - нужны постоянные и порой нудные занятия. Талант - это не только природные данные, но и постоянная кропотливая работа.
Вопрос собственно такой: как выпестовать талант, не давя на ребенка? Возможно ли это по определению? Или элемент давления будет присутствовать всегда?

Очень имхо. Пинать надо. Знаю, что тут многие не согласны, но: до определенного возраста ребенок не осознает конечность целей, важна сиюминутность. А провафлите - первый же потом будет Вас упрекать, что не додавили.
Я себя талантом не считаю))), но очень благодарна маме, которая иногда жестко, иногда мягко, вела нас к цели. Собственные силы и желания, и упорство появились позже, лет в 13-14-15. Там я уже сама пахала, без напоминаний.
Плохо давить, когда у ребенка нет желаний.
Вы понимаете, вопрос возник именно в свете последних тенденций, в том числе на этом форуме. Что на ребенка давить нельзя, ни при каких условиях. Но если все пустить на самотек и не давить в определенном направлении - скажет ли ребенок потом "спасибо"? И как рассчитать давление таких образом, чтобы не передавить или недодавить. Эта середина так призрачна. :)

Да какое вам дело до "тенденций"?! Вы же не за модой следите! Есть вы и ваш ребенок и лучше вас двоих никто не знает как вам общаться! Если ребенок орет и отбивается, когда вы с ремнем в руках тащите его к инструменту-это одно, а если ребенку нужны разумные запреты чтобы просто начать занятие (типа "нет, сейчас мы гулять не пойдем, ты еще не занимался!")-это совсем другое!
Тенденции уже несколько раз менялись:-) Только давить, ну и самому быть искренне заинтересованным в процессе, а не только в результате.
У меня есть несколько знакомых проф. музыкантов. Так вот, чтобы СОВСЕМ без давления со стороны родителей-ни у одного не было! У всех есть воспоминания о том, как заставляли-не пускали-ругали-шантажировали, но у всех они заканчиваются в районе 12-14 лет.Потом-либо начинается удовольствие от занятий, либо "не пошло"...
Пинать надо. Почитайте воспоминания известных музыкантов- у каждого либо папА лобо мамА стояли с ремнем за спиной.
А послабления режима ребенок будет воспринимать с восторгом. И рассказывать потом журналистам, как мама иногда(!) заговорщицким голосом вдруг говорила:"А давай сегодня прогуляем сольфеджио?" И мы шли в парк, собирали осенние листья, играли в футбол пустой банкой колы, ели мороженое... А потом наступал новый день и снова приходилось по три часа проводить за инструментом...
Ну до журналистов нам еще далекооооо. Но помечтать можно.... :) Спасибо, улыбнули! :)
До ремня пока не доходит, слава Богу. Боюсь, что трюк с ремнем у нас не выйдет. Мягкотелые очень. :)

Даже если совсем давить на ребенка не будете, только баловать и по головке гладить - дети вырастут и все равно обязательно найдут, в чем Вас упрекнуть. Такова се ля ви... Конечно, иногда и заставлять надо, но чаще - стимулировать, хвалить, пытаться заинтересовать перспективой (ну, к примеру, выступления в большом концертном зале, участия в конкурсе типа "Щелкунчик").
Я про свою старшую сестру напишу. У нее тоже талантище - на скрипке играла, фано. Учителя тоже в восторге были. Но ребенок есть ребенок - и погулять хотела, и побездельничать и т.п. Родители есессно пинали, заставляли, наказывали. она закончила муз школу в 14 лет и так далеко забросила скрипку, что ни видеть ни слышать ее не хочет. Говорит - если б не из под палки, может и пошла бы дальше. А так убили в ней все желание. Так что, мамы, - делайте выводы.

Тут ключевое слово "наказывали". Странные родители.
Это раз. Во-вторых, в 14 лет выявляется ясно - к чему есть талан и желания, к чему нет. Было бы настоящее желание и любовь этому занятию - стала бы заниматься дальше.
Может и так. И не странные родители. В теме о том и речь, как талант не упустить. Ведь деткам хочется и не только музыкой заниматься с утра до ночи.Наказывали громко сказано. Заставлять заставляли.

Ну вот как пример: я занималась и музыкой, и рисованием. Переодически заставлять приходилось заниматься и тем, и другим (написать натюрморт акварелькой на каникулах - тоже не большая радость, скажу я Вам). Музыку я НЕНАВИДЕЛА, в 12 лет бросила с радостью. А рисовать продолжила, и это стало моей профессией. Потому что ПОЛУЧАЛОСЬ, и любила. Просто в момент выбора я выбрала именно рисование.
Да любила она. В том то и дело. Тут просто начали говорить о том, что надо пинать. Так вот пинать надо в меру.
А рисовать я тоже очень любила. Худ школу закончла только потому что надо было зкончить, раз начала. Тоже тянули. Но не из под палки:) И тоже стало моей профессией.

Так вот и вопрос, где заканчивается "в меру" и начинается "не в меру". :) Если бы я тупо ребенка пинала и давила, то и вопросов у меня не возникло бы. А хочется приложить именно то количество усилий и давления, чтобы ребенок почувствовал вкус и радость от своего таланта. И не упустил радости детства.

А я не знаю. :( Делаю, как чувствую. Остается только надеется, что правильно. Но страшно. Иногда ошибки дорого обходятся.

+1, у меня подруга была. Она как раз готовилась к профессиональной музыкальной карьере. И вот как раз лет с 12-13 по 4 часа музыки каждый день - это был минимум. И под маминым влиянием. Они с мамой страшно ругались из-за этих занятий, но все равно, муз. училище и что-то там еще у нее за плечами есть...
Карьера не сложилась совсем по другой причине. Хотя и сейчас она музыкой занимается - в Израиле арт-терапией музыкальной с проблемными детками...
Обычно то, к чему есть способности, делается ребенком с удовольствием.
Не могу себе представить, что ребенок, сочиняющий музыку, нуждался в давлении. Бывают мимолетные "не хочу" и неинтерсные дисциплины, скучные упражнения.
Ну, человек на это имеет право.
Про "не хочу" - у меня всегда одна моя история всплывает. Мы однажды с компанией мечтали где-то арендовать спортзал, чтобы на выходных играть в волейбольчик. Все любители. Арендовали. (Одной из зачинщиц была я.) Подошла первая суббота (после очень тяжелой пятницы), и я утром поняла, что меньше всего на свете я сейчас хочу вставать с постели и переться в спортзал.:)
У взрослых тоже такое бывает. И на любимые занятия иногда бывает тяжело оторвать задницу.
Как поступать в таких случаах - решайте сами. Когда я вижу, что мой ребенок не хочет ехать в любимый бассейн, потому что просто устал, я разрешаю ему не ехать. Чаще от этого такие случаи не становятся. Но все дети разные. Кому-то раз разрешишь решать самому, заниматься ему или нет, он может превратить это в систему. В любом случае надо помочь ребенку разобраться, почему не хочется, это конкретная маленькая проблема, или это какие-то объективные вещи.
Ну, одно дело-любимый бассейн, в который ребенку лень идти именно сегодня (он же не разучится плавать если не пойдет), а другое дело-занятия музыкой на серьезном уровне. Ну даже с тем же самым бассейном-вы бы с такой же легкостью разрешали не ходить, если бы знали, что ваш ребенок готовится к каким-то важным соревнованиям? Серьезные занятия музыкой-это довольно нудная вещь, требующая бесконечного повторения одного и того же, что, естественно, скучно любому ребенку. Но без этого-никак:(
Ну вообще, да. Я бы разрешила :) И разрешаю.
Более того, я иногда не пускаю его на тренировки, несмотря на то, что он туда хочет, в случаях, когда завтра контрольная в школе, и я вижу, что он недостаточно готов. Школа важнее.
А что называть "серьезным"? :) несерьезные разве бывают? ДЮСШ - это несерьезно?
Во-первых, давить не вижу смысла, потому как любимое дело быстро превратится в обязаловку. Которую ребенок обязательно бросит в подростковом возрасте, когда будет более независим, а если не бросит, то закончит для "галочки" и в своей жизни к этому больше не вернется. Это я говорю как бывшая выпускница "обязательной" музыкалки, которую я, да, закончила :) И как сестра человека, который бросил "обязательную" спортшколу в 14 лет.
Во-вторых, какой смысл тренироваться, если ребенок устал? Что даст такая тренировка?
В третьих, у меня глубочайшее убеждение, что общий позитивный настрой важнее педантичного 100% посещения. Иногда полезно дать ребенку пропустить занятие, дать самому понять, чтО он пропустил, сделать выводы и пойти на следующее занятие с хорошим настроем. Эффект будет больше.
Конечно, бывают:) У нас тоже СДЮШОР, 5 раз в неделю тренировки, но я прекрасно вижу что мой ребенок-не будущий чемпион,да и ему самому не надо это (чемпионство), поэтому тоже иногда позволяем себе пропустить, поленится и т.д.Сейчас вот довольно серьезно травмировались, так что возможно, вообще завяжем с этим видом спорта:( А есть в группе несколько перспективных ребят, к которым и у тренера отношение немного другое и сами они и родители по-другому относятся к занятиям, например, школа уже совсем не в приоритете.
С музыкой как раз "фишка" в том, что она либо СТАНОВИТСЯ любимым делом лет в 13-14, либо уж не становится и остается законченной для галочки и под нажимом мамы "обязательной музыкалкой".
Разница со спортом в том, что все-таки большинству детей активные телодвижения интереснее, чем часовое сидение за инструментом да и не требует спорт такого количества времени, как музыка и усидчивости такой не требует еще в том возрасте о котором мы говорим.
Ой, я по–другому к этому отношусь) Я не делю занятия на серьезные и несерьезные. Я делю родителей на тех, у кого серьезные намерения, и тех, у кого – не очень :)
Вообще, думаю, что мои мысли на этот счет схожи с вашими. Если вижу, что ребенок что-то как-то увиливает, а я считаю, что это ему нужно, могу поуговаривать, поприводить аргументы, либо использовать мой излюбленный способ – оставить на время ребенка и вернуться к этому спустя нек. время (у нас это очень хорошо работает). Но это все не относится к «давить».
Про «давить» мыслю так: если человек поставил цель именно вырастить знаменитость, то, во-первых, цель порочна по сути, ее гуманными методами не достигнешь (это я не осуждаю, просто называю вещи своими именами). Тут неуместно спрашивать на форуме, давить или нет. :) Снявши голову, по волосам не плачут.
Если же вопрос стоит буквально так, как выразил автор – т.е. как вырастить талант, то тут давёжка ни к чему. Талант не пропадет от пары плохо выученных этюдов. Эйнштейна, вон, аж из университета исключали за неуспеваемость. И ничего не случилось с его талантом.
ПС сожалею о вашей травме :(
Эйнштейн не талант, Эйнштейн-гений, а это другое.:) От пары невыученных-безусловно не пропадет, а от постоянной халтуры-пропадет еще как! А проблема в том, что долбить гаммы-это скучно и сегодня и завтра и всегда, это скучно В ПРИНЦИПЕ, но это-очень нужно! Да и подготовка программы на конкурс-тоже дело очень-то веселое, но без этого-никуда.
пропадут шансы победить в конкурсе, шансы стать знаменитым. Талант никуда не денется. :)
Кстати, когда читаю такие дискуссии, всегда вспоминаю классический пример: Моцарт и Бетховен. Оба родились талантливыми, первый - с собственным энтузиазмом и энтузиазмом и образом жизни семьи, второй - с долбежкой. Оба добились успеха и стали знаменитыми, но у одного из них было напрочь испорченное детство. НО тут, опять повторяю - снявши голову по волосам не плачут. Что значит одно маленькое испорченное детство по сравнению с мировой славой? ;)
А почему мы вдруг про испорченное детство-то вообще заговорили? Автор изначально спрашивала, стОит ли "пинать" ребенка по поводу дом. занятий. Пчоему это приравнивается к потерянному детству? Кстати. если уж на то пошло-и Моцарта и Бетховена равнО "лишали детства" с ранних лет обучая музыке.У кого детство было более "испорченным"-вопрос спорный.
А что, историю уже переписали? Когда я проходила это по музлитературе, нам рассказывали, что родителям Бетховена не давала покоя слава юного Моцарта, и бедного ребенка аж ночью будили и заставляли играть. История Моцарта другая – талантливый ребенок родился в семье музыкантов, родители не ставили цели вырастить знаменитость, а просто еще одного музыканта в семье, он рос в этой атмосфере, с четырех лет давал концерты и был уже весьма успешен в столь юном возрасте.
Про испорченное детство пошел разговор, потому что без многочасового ежедневного труда у талантливого ребенка нет шансов стать знаменитым. Хотя автор не пишет, что это и есть его цель, но тут многие предположили именно это.
Знаете, лучше "испорченное" в Вашем понимании детство, чем загубленная вся взрослая жизнь. Имхо. По роду деятельности я таковых много встречала, это не здорово. Мало кто ПЬЕТ, конечно, но многие считают, что их жизнь могла бы быть лучше, ИНОЙ.
Надо пинать, конечно. У нас с дочкой также бывает, и тренируется с удовольствием, и перспективная, но тоже бывает, что на тренировку из-под палки идет. Да, редко, но бывает((( Имхо, без давления не обойдешься.
наверное, не пинать, а попытаться вдохновить , что ли...Иногда достаточно бывает взять в руки инструмент, а потом уже и не оттащишь.Садитесь на диванчик, говорите, что с удовольствием послушаете музыку.Когда моя дочка была маленькая я даже утраивала "понарошные" концерты, объявляла её громко, она выходила, кланялась,потом мне играла.Потом в слабых местах она сбивалась, естественно))) ну и я ей говорила-давай это место отработаем)вот так и занималась.
Понимаете, ребенок может с удовольствием сидеть за инструментом, импровизировать и сочинять музыку по часу. Потому что это доставляет удовольствие. Но помимо этого надо по полтора-два часа в день заниматься и разбором пьес, бесконечным оттачиванием этюдов, учиться записывать то, что он сочиняет. Без хорошей техники не бывает хорошего музыканта. А это для ребенка уже менее интересно и вдохновить его уже не может. Да, он хочет стать музыкантом. Да, он хочет сочинять музыку. Да, он знает, что для этого надо трудиться часами. Но ему также хочется и завалиться на диван и посмотреть после школы мультики, вместо бесконечных этюдов гулять на улице с ребятами, ну и т.д. Чаще всего он понимает, что занятия музыкой ему же идут во благо. А иногда - не понимает и тогда приходится давить. Нет-нет, я никогда не ору, не тащу его к инструменту, но зужу, как муха. :) Не хочется остаться на всю жизнь жужащей дырой в голове у ребенка. :) Стараюсь подключить учителя, чтобы он почаще разговаривал и показывал, почему и ради чего надо стараться.
В прошлом году мы были с сыном на концерте двух талантливых подростков, имена которых уже прогремели в Европе. Они рассказали после концерта, что для того, чтобы добиться таких результатов, им приходилось частенько заниматься по 5-6 часов в день музыкой. Неужели они делали это по собственной инициативе? Вдохновенно? Не верится как-то. :)

И правильно делаете. Я вот вверху привела свой пример: я обожала графику (ей и занимаюсь), сама садилась, и рисовала, это не было заданием, это было удовольствием. А вот на этюды (летом, например, на море) меня силком загоняла мама. Ужасно я это дело не любила, а моя сестра сама брала мольберт и шла писать пейзажи... Все очень индивидуально. От сочинения музыки Ваш ребенок получает удовольствие, для него это - не занятия. Отвратить о этого Вы, имхо, не можете.
запросто можно. Такой предмет в школе называется композиция. Когда сочинять НАДО на заданную тему, с заданными аккордами и использованием заданной гармонии.
В худ.школах-ВУЗАх этот предмет тоже называется КОМПОЗИЦИЯ. У НОРМАЛЬНОГО педагога он ни от чего не отвратит. Это как вишенка на торте - самый любимый предмет в специализированной группе.
хотите вырастить профессионального музыканта, да еще и талантливого - заставлять заниматься бесконечно. Любыми способами. Но при этом самое главное - отдать к педагогу, у которого есть опыт и возможности по выращиванию талантов. Не в обычной музыкальной школе на потоке талантливых детей. Мы, к сожалению, живем не в Европе 18 века, когда музыкальные таланты учились максимум в церковном хоре и с 2 классами становились великими музыкантами. В нашем городе у 9-летних музыкантов, если они талантливы и пристроены, уже богатый конкурсный опыт, их знают педагоги-члены всевозможных музыкальных жюри и преподаватели музыкальных ВУЗов, для того, чтобы идти наверх, нужен не только талант, талантливых детей много.
Спасибо большое за комментарий. :)
Мы не то чтобы хотим вырастить музыканта, мы находимся в некой растерянности, даже и не думали об музыкальном будущем ребенка (в детстве он проявлял ярковыраженные математические способности, думали, что будущее будет связано каким-то образом с математикой), пока два года назад учитель в муз.школе не сообщил, что у нас талантливый ребенок с хорошими перспективами. Учитель действительно заинтересован в талантливых детях, ребенок отыграл на 2-х концертах юных исполнителей, уже замечен и взят на галочку не только нашим учителем. Поток, на котором учится ребенок, курируется преподавателями ВУЗов. Я знаю, что для того, чтобы идти наверх, надо приложить титанические усилия. Весной у ребенка первый концерт регионального уровня, надо заставлять заниматься уже сейчас, изо дня в день, по несколько часов. А еще школа, уроки. А ребенок хочет поиграть с другими детьми, но времени на это не хватает. Страшно разрушить детство ребенку, страшно задавить. Хотя и понимаю, что это для его же блага, возможно.

Можно вопрос? Где вы живете? в вашем городе есть консерватория? У меня перед глазами есть печальный пример оооооочень талантливого мальчика, которому прочили блестящее будущее, который выигрывал конкурсы всевозможных уровней, помните была такая Утренняя звезда? Дельфийские Игры..конкурсы исполнителей... чайковского.. ему республика именную стипендию платила.. а потом мальчик вырос, приехал в москву в консу, его прослушали и сказали: "да, несомненно, способности есть, чуть выше среднего. У нас таких каждый год по 30 человек на место". вы готовы потратить детство ребенка на то, чтобы он стал одним и многих, а потом, может быть, если сам захочет, шел дальше. Нас уговаривали перевести дочь в Гнесинскую 10летку, но нам хватило одного серьезного конкурса, чтобы понять, что мы не хотим этого для своего ребенка. Пусть будет ребенком, с беззаботным детством на даче, с болтовней с подружками по телефону, с возможностью заниматься не только музыкой, но и спортом, рисованием, творчеством, театром, пробовать себя в математике, физике, химии, билогии и т.п.
Вы знаете, все усложняет то, что мы живем в Европе. :) Я не знаю правил игры до конца. Консерватория в городе есть. По каким критериям они отбирают на поток с талантливыми детьми - без понятия, знаю, что детей там учится немного по сравнению с другими потоками. Ребенок начал учиться в обыкновенном потоке, потом его автоматом перевели на другой по результатам экзамена. Переводят в этот поток только после решения комиссии.
Вы знаете, вы правы, мы будем просто наблюдать за ребенком. Совсем лишать детства ребенка не хочется. Но упустить возможный талант - тоже. Но без надавливания, хотя бы минимального, не обойдется, так понимаю :)

Это все упрощает :) в Европе совершенно дургое восприятие музыки, совершенно другая музыкальная культура, система обучения детей и перспективы :) Пока ребенок позволяет давить на него и соглашается заниматься - давите! Растите талант, у вас есть все условия для этого. :)
+10000! В России труднее было бы, знаю не понаслышке, как тяжело пробиться одарённому музыканту - не композитору, просто исполнителю. Мои сестра и брат четвероюродные пахали по 8 часов в день за 2 пианино в соседних комнатах (бедные родители, бедные соседи), навыигрывали кучу конкурсов, закончили консерваторию... так нигде и не смогли найти достойное место, в итоге - он предприниматель, она бухгалтер. Жалко, такие одарённые были дети. В Европе, думаю, у них было бы больше шансов.
Талант вырастить нельзя, он либо есть, либо его нет. Но его можно развить. А вот до каких пределов зависит от ответа на вопрос чего Вы и Ваш ребенок хотите на выходе от занятий музыкой? От этого же зависит и ответ на вопрос стоит ли заставлять заниматься или нет.
Мой брат - солист БТ. Его никогда не заставляли заниматься, ему это было интересно самому, с самого детства, даже, когда другие мальчики играли в футбол и т.д. Это адский труд, со стороны этого не видно и кажется, что все легко и просто. Занятия по 8 часов в день. Но это его выбор. Теперь ему не к кому предъявлять претензии в том, что вся его жизнь - это музыка. Да и желания такого у него не возникает.
В общем, если все же хотите большого музыкального будущего то, однозначно - заниматься, заниматься и заниматься. Если самому ребенку силы воли не хватает, то придется как то заинтересовывать и даже заставлять. Но понимать при этом , что результат на самом деле не известен.
И еще очень зависит от инструмента - например, хороших пианистов очень много, пробиться будет крайне сложно.
В общем, подумайте хорошенько - действительно ли это нужно Вашему ребенку. Лучше Вас этого ни кто не знает.
Пусть талант вашего ребенка остнется именно талантом, удовольствием, а не становится работой. Когда вдохновению ставятся режимные рамки и цели - оно умирает, превращается в рутину и т.д.. Раз ребенок сам не стремится трудится часами над своей музыкой, то разве стоит настаивать??
А не получится так, что ребенок вырастет и скажет: "Ну почему же вы не настояли? У меня же был талант!"?
Вы знаете, у меня был в детстве талант (не знаю, насколько яркий) к танцам. Я с удовольствием занималась танцами, встал разговор о конкурсах и вот тут маме стало или страшно, или лень, да и самой мне не хотелось тренироваться по паре часов каждый вечер. Меня не стали продвигать, хотя учительница и говорила моей маме, что неплохо бы немножко и надавить на меня. Решили, что я буду заниматься танцами просто для удовольствия. А сейчас, в почти 40 лет я знаю, что у меня был и даже до сих пор есть талант, но он упущен, у меня хорошая пластика (несмотря на возраст) :) и великолепное чувство ритма. Я не знаю, достигла бы чего-то в танцах или стала бы рядовой статисткой, но у меня и не было возможности это узнать. Я выучилась на экономиста (так тогда было перспективно) и до сих пор самозабвенно отрываюсь, танцуя при первой подвернувшейся возможности, жалея об упущенных возможностях. :)
Эх, трудно-то как! :(

А чтобы не говорил, надо с ним уже сейчас обсуждать этот вопрос, расписывая все возможности и недостатки темы музыки. Тут палка о двух концах: с одной стороны если не насильничать, то вырастет и скажет что мол чего ж вы меня не заставляли-то??, а с др стороны если заставлять то вполне вероятно что появится полное отвращение к музыке на всю жизнь.
Я бы выбрала вариант разговоров, не стала бы заставлять, и через опрделенные промежутки (примерно раз в год) возвращалась бы к этой теме. Никогда не поздно при должном желании со стороны человека самого достичь высот :)
Разговоры проводятся постоянно. И нами, и учителем музыки. И ребенок хочет стать музыкантом, хочет сочинять музыку, тем более он сам понимает и видит, что у него получается это очень неплохо. Но для того, чтобы стать музыкантом - надо работать уже сейчас упорно и много. День за днем. Так что раз в год возвращаться к теме не получится. :) С него идет спрос уже сейчас, на постоянной основе и не только с нашей стороны. Для облегчения участи мы можем его просто выписать из школы или перевести на другое отделение. Но это будет означать, что он распрощается с возможным блестящим будущим (хотя я вполне себе допускаю, что будушее его, несмотря на все успехи, может быть не таким уж и блестящим).

Он точно так же может Вам потом предъявить, что Вы его заставляли, а он хотел совсем другого. Неизвестно, что хуже.
Не факт. Это много от чего зависит. Например, взять дочь Симоновой и Эшпай, даже она предъявы такие делала при всей её успешности. Но, конечно, если все сложится хорошо, то шансов на это меньше. А вдруг не очень хорошо или совсем плохо? Тут угадать невозможно. И трудозатарты далеко не всегда соответствуют результату. Но будем надеяться, что у Aвтора все удачно будет.
Знаете, шансов на то, что ребенок будет упрекать родителей в том, что они не додавили, и он не стал великим музыкантом ЗНААААЧИТЕЛЬНО больше. Ибо чем они докажут, что он им бы не стал? МОжет, криво изъясняюсь, но, думаю, Вы мою логику поймете.
Да, я понимаю, что Вы хотите сказать. Но фактически человек выбирает для ребенка судьбу. Не побоюсь пафоса - это очень ответственный выбор, т.к. в музыке можно так погрязть, что света белого не увидишь. Поэтому прежде, чем заставлять, нужно миллион раз подумать и отдавать себе отчет в том, что выбор может оказаться неудачным. Самое разумное, наверное, попробовать, и ориентироваться на ребенка, на то, как он этот нажим будет воспринимать. НО самое главное, даже не нажим, а мотивация.
Согласна с Вами. Просто 8 лет - такой еще юный возраст. Это ведь даже не 10-11 лет, когда уже соревновательные инстинкты включаются.
С другой стороны, хорошо помню рассказ приятеля, который занимался виолончелью с раннего детства. Его друзья играли в футбол, а толстенький еврейский мальчик с виолончелью (хорошо, не со скрипкой!!!) шел в музыкалку. Он закончил не консерваторию, а уч. им. Мусоргского (это Питер, и это хорошо). Потом он понял, что музыка - это не его, но сейчас очень успешно подвизается в кач-ве продюсера. Это просто - как пример.
Возраст, возраст! Вот я думаю о том, что бы я делала, если бы в такой ситуации оказалась бы моя дочь? Если бы для нее музыка была счастьем, как для сына Автора - давила бы. А так - ведь неудачи нас могут ждать везде, но мы ничего не узнаем, если не будем пробовать. Так мы будем хотя бы знать, что пытались.
Да, я вот, глядя на труд брата, не уверена, что хочу своих детей серьезно обучать музыке. Но, конечно, если они сами того захотят, то деваться будет некуда.
Превращать настоящий талант в обычное хобби-ИМХО, как молотком забивать гвозди:( Развитие таланта в любой области, будь то музыка, живопись или что-то другое, невозможно без рутинной работы над техникой, "ремеслом". Такая работа как правило, скучна и для ребенка неинтересна, но без этой работы таланту опереться не на что:(
Возможно. Лично для меня-не развивать действительно имеющийся талант (а не когда мама считает что детка прекрасно поет-танцует-рисует-играет)если не преступление, то близко к тому:)Мои дети пока реальными талантами не блещут (способны ко многому,это да, но это другое), но если бы что-то "такое" было-я бы постаралась это развивать где-то даже через ребенкино "не хочу".