Воспитать ответственность
Сыну 8 лет. До сих пор я ему постоянно напоминаю о том, что надо чистить зубы, принимать душ, менять нательное белье каждый день, мыть руки и т.д. Подарили рыбок, о которых он очень мечтал - кормить их он забывает.
Что еще... Да почти обо всем я так могу сказать: не хочет делать ничего. Ни шантаж, ни угрозы, ни запреты, ни поощрения - ничего не действует на него. Очень хочет котенка или собаку, сказали: если не будешь забывать ухаживать за рыбками, обязательно подарим. Не помогло...
Как вы воспитываете ребенка в этом плане?
В 8 не знаю, это раньше надо начинать. (( Идея следующая: не бывает инициативы без свободы выбора; не бывает ответственности без самостоятельности; не возникает инициатива ребенка из маминой инициативы по команде, потом что мама решила, что пора.
Инициатива воспитывается если не с рождения, то с первого года жизни точно, когда ребенок начинает сам выбирать себе занятия, а родители только поддерживают. И ответственность тогда же, пока ребенок набивает свои первые шишки, в прямом и переносном смысле, и учится понимать, что каждое его действие может иметь последствия, за которые отвечает только он сам.
Сейчас - ну разве что начинать делать то же самое, пусть с опозданием. Убирать контроль по мелочам и постоянное давление и учиться доносить до ребенка, что все это нужно ему самому, а вам - ну, пока немного интересно...
прочитала внимательно - вроде все так же делаю. Естественно, начала намного раньше, просто сейчас уже не выдерживаю. Ненормально это.
Когда-то он выбрал занятия по хип-хопу. Интерес потерял через 2 месяца. Сейчас жалеет. Два года ходили на дзюдо - бросил. Хип-хоп для него был так, развлечение, под музыку подергаться. Он считает, что все в жизни очень просто. Если чувствует, что надо прилагать какие-то усилия - бросает занятие очень быстро.
Занятия в секциях - личное дело ребенка, а в остальном - не решайте его проблемы за него, создавайте ситуации, в которых интересное и нужное будет непросто. За слишком явное халявничество должны сниматься бонусы.
Только рыбок не морите, а то еще усвоит не ответственность, а идею, что живность захотел - завел, расхотел - уморил и выбросил. И тему кошечек-собачек закройте раз и навсегда, так ему и говорите в ответ на просьбы, что испытание он не прошел, вопрос закрыт, уговоры не помогут.
Это нормально для его возраста. Не надо делать выводы, что он так будет всегда и во всем. Пусть попробует всего понемножку, пока есть время, а к окончанию школы определится.
Надо снимать ответственность с себя.Как- не надо говорить ребенку,что надо чистить зубы- надо просто доносить,что не чистить зубы-прямой путь к стоматологу.
Не надо просить менять белье- надо сообщить ребенку,что от него воняет.
Насчет рыбок- с сожалением сказать между делом-вероятно, рыбок у нас скоро не будет- ведь ты не кормишь их,а теперь и я перестану- мне так даже проще-меньше ответственность..И придется таки отпустить ситуацию- вполне может быть,что до ребенка дойдет,что зубы надо чистить после образования у него кариеса уже.Но ответственность важнее кариеса.
К стоматологу ходили, именно в таких проф.целях. Все в порядке, ТТТ, ему даже понравилось там. На слова доктора о пользе чистки зубов и о том, что будет, если не чистить, внимания не обратил.
Про белье - стыдно сказать, до сих пор очень плохо вытирает попу, трусы грязные. Говорила, что часто в школе без предупреждения делают врачебные осмотры, вот смеху будет и позору, когда все увидят твои грязные трусы... Не действует.
Про рыб тоже говорила, что они погибнут - пожимает плечами и ничего не меняется.
Да и мне невыносимо смотреть на гибнущих рыб :(
Давайте с собой влажные салфетки, и вообще, там, где Вы можете подстелить соломку - стелите, а на менее важные вещи забейте.
он именно не хочет или забывает? я видела как делают детям красивый плакат на ватмане с "расписанием" в картинках. типа "вста-почистил зубы-оделся-позавтракал-пошел в школу-пришел из школы разделся-домашнее задание-покормил рыбок-поужинал-собрал портфель на завтра-приготовил чистую одежду-помылся-лег спать" хорошо подходит тем, кто забывает что-то сделать. возможно с теми, кто не хочет, можно усовершенствовать плакат съемной табличкой, где галочками отмечать сделанное. и договориться, что если за неделю всё будет сделано и галочками отмечено - какой-то приятный бонус. Правда, не знаю, насколько это педагогично, но мы так старшую приучали к своей кровати :) без плаката, просто табличкой. после каждой ночи, которую она засыпала и спала в своей кровати - рисовали сердечко. 10 сердечек - и подарок. на вторую неделю рисовали цветочки. а на третью неделю уже не пригодилось - стали пропускать рисования и дочь забыла. но она младше вашего, ей 4,5 года было только. поэтому и отвлеклась легко и бонус скромный - помада :)
У нас тоже был такой эксперимент - начисление баллов за чистку зубов, душ, уроки и т.д. Как-то быстро он к этому остыл...
А вот про плакат были у меня такие мысли. Попробую.
Насчет зубов и душа тоже гоняла дочку..она очень поверхностна(10лет)
Но недавно по секрету рассказала что от ее одноклассницы воняет потом и изо рта..теперь чистит зубы и подмывается без напоминаний:)
Появился мальчик к тому же:)из старшего класса..тепрь сборы в школу по 2часа(выбирает блузку и колготки и выбирает прическу и браслет:)ногти красит и губы (маленькой феей и присцессой)
Рыбы:когда померла куча рыб ребенок расстроился..теперь более ответственна(кормит сама-чистка воды и т.д.на мне)
Купили ей котенка-убирает лоток она.И кормит сухим кормом(сырым мясом брезгует:)
Что касается уборки игрушек-книг-портфелей-разбрасыванию одежды ЖУТЬ.Борюсь..обычно делаю за нее:(хотя так нельзя но быстрее эх
Наверно, мне тоже надо собраться с духом и заморить рыб :(
Надеюсь, что когда влюбится, тоже будет аккуратнее :)
лучше не ждать так долго... просто больше давайте набивать шишек собственных, хотя это и тяжело. Ребенок привык, что его подстраховывают и все делают вот и не возникает желания или мысли... Потом сделайте акцент на взаимопомощи в семье, что каждый берет периодически на себя какие-то бытовые дела и выполняет их, сейчас это мама и папа, но он уже может вам помочь. Если ребенок видит, что в семье есть взаимопомощь, то и сам с вашей помощью начнет желать помогать и будет рад быть полезным.
Думаю, не поздно. Если вы читали внимательно мой пост, то я писала, что заниматься этим начали несколько лет назад. А сейчас уже я поняла, что бессильна и пришла за советом сюда.
Некоторые вообще этим никогда не заморачиваются. "Изо рта воняет, одежда мятая и грязная - это все его проблемы, пусть сам разгребает..."
8 лет ребенок уже сам должен обслуживать себя. бейте тревогу пока не поздно. совет такой, если хотите чтоб он стал ответственным - не напоминайте, ему про то, что надо сделать. Скажите - зубы твои, хочешь чисть, хочешь нет. ТОлько расскажите, что будет , если их не чистить. Снимите контроль. Дайте ему право выбора. Я думаю, узнав, что, если не чистить зубы, изо рта будет вонять и зубы будт гнить, он сделает правильный выбор. если нет, то ....стоит задуматься..также и во всем. Удачи! Описала свой личный опыт общения с дочерью. Делает все сама сейчас. с 1 класса. Если не хочет делать уроки ( а такого не было никогда за 5 лет обучения) - говрю - не делай. тебе решать. тебе получать 2. Это работает! Доврьтесь своему ребенку. ТОлько всегда объясняйте последствия и оставляйте выбор за ним!
если ребенка не трогать-то будет смотреть тв и играть на компе.Вещи будут валяться.и в коридоре и в комнате.Игрушки разбросаны.На кухне срач т.к.ничего за собой не убирает.
Хожу и тыркаю-убери-делай уроки-поставь сапоги на месте -убери игрушки с прохода и так до вечера...
в этом возрасте еще важен режим - в одно и тоже вреямя обед (я сразу убираю со стола, на кухне до ужина никого нет, т.е никакого срача), потом идет время уроков, потом кружки (ксли не сделал уроки до кружка, потом как правило времени не будет, идет в школу как есть), вечером ужин и телевизор или комп.(не больше часа), до этого времени ТВ днем совсем не включается (обычно смотрят утром 20 мин между завтраком и выходом в школу и все). В 20-30 идут в ванную и в кровать (читать). Эта рутина настолько им привычна, что как то нет проблем...
С игрушками у нас правило - игрушки не покидают пределы их комнаты, если вынесли и перед сном не убрали, то получат нагоняй, или я молча так "уберу", что потом могут и не найти. В своей комнате в принципе могут делать все, что им угодно. НО раз в неделю разбирают все по ящикам. Одежда (трусы, носки колготы, майки) вечером сразу отправляется в бак с грязным бельем (исключение - джинсы, их кладут на стул возле кровати, чтобы надеть на след день).
Эта вся рутина существует с их рождения и они даже не предстваляют, что бывает иначе:-)
У нас так:я забираю из школы в 3.30(ребенок погулял и пополдничал в школе).Идем сразу на кружки(4р в неделю).16-17.30 кружок идет.Потом домой.В 18ч мы дома.Ребенок устал понятно.Пока я готовлю ужин-включает игры на компе или смотрит мульты.Ужинает перед телеком обычно.И вот наконец я начинаю просить ребенка заняться уроками.Начинается не хочу-потом...В 21час душ в 22 баиньки..и чтение перед сном.
Приходит с улицы-все швыряет..прошу 100р переодеться в домашнюю одежду..помыть руки..с мылом...подними упавшее полотенце..ест как поросенок..крошки и лужи кругом и под столом..подмети..говорю-давай уроки потом отдохнешь и посмотришь тв..смотрю уже игрушки расшвырял и играет ..ррр!
Кстати если забирать после обеда в школе и потом после перерыва дома идти на кружок-эти свободные полтора часа смотрит мульты(уроки вечером времени полно и т.д.)
Ребенок с нами в одной комнате и когда муж приходит домой в 19-20 часов-везде бардак.:(
Я и прошу ребенка-давай пока я готовлю ужин на кухне-садить делать уроки.
В этом и проблема-как воспитать ответственность?Сам делать не сядет:(и до каких лет фужжать с уроками?до 10класса?
Я приходила с тренировки вечером и садилась за уроки.Родители меня не тыркали этим-я понимала что МНЕ это надо.а мой ребенок не понимает:(или не хочет
Не понимаю. Свобода свободой, но почему у него есть доступ к мультам и тв, пока не сделаны уроки?! Какой комп, пока игрушки разбросаны?!
Одно дело - заставлять или не заставлять, насколько плотно контролировать, и совсем другое - разрешать бонусы, пока дело не сделано! Я считаю себя очень демократичной мамой, но чтоб мой ребенок получил доступ к мультику, пока у него игрушки разбросаны? Он имеет полное право не убирать, я не буду капать ему на мозги, он только не имеет права мульт смотреть, пока не убрано.
Немного сложнее все:(
Вот мы пришли с кружка в 18ч.Младшего забрала бабушка и он сидит смотрит мульты.
Старший садится читать чнение вслух пока я грею ужин на всех..покушали все-я убираю.
Прихожу в комнату-игрушки валяются и мульт включен.Один ограет на полу(разбросан конструктор например) другой-смотрит мультик.Начинаю старшего знать делать письменные.Говорит-сейчас этот мультик досмотрю и приду.Говорю-собирайте игрушки сейчас папа придет-опять не пройти:(кивают друг на друга.
Если начинать разборки кто что разбросал-начнутся драки и крики..время идет...мульт кончился.Старший делает уроки.Идет не с первого раза и не добровольно:(
Выключаем мульт, извиняемся перед смотрящими( я сожалею, но у меня сейчас нет другого выхода) и сообщаем, что телевизора не будет, пока игрушки будут на полу. Но обещание придется выполнить:как только на полу ни единой игрушки мульт включайте
+1 Тоже выключу и извинюсь перед дочкой.Потому как мультики-это для тех,кто ДЕЛА уже сделал.И нет-мои дети не считают меня строгим монстром,потому что это сложившийся порядок.
А, если двое, тогда сложнее. Но у меня номер с "сейчас мульт досмотрю и сделаю" прошел бы только один раз. Да, младший тоже остался бы без мульта. А за кивания друг на друга оба остались бы на время без игрушек - раз они ничьи и их никто не хочет убирать, значит, они никому не нужны. Как-то так.
Честно говоря, сейчас читаю, что написала, и начинаю чувствовать себя строгим монстром. ))) Хотя на самом деле моему ребенку можно очень многое, его мнение спрашиваем почти по любому поводу, свобода и демократия, НО - все это ровно до тех пор, пока соблюдаются мои минимальные требования: уборка игрушек сразу, как закончил ими играть, и послушание в тех случаях, когда я говорю "надо!". Говорю это только тогда, когда действительно надо.
Я поняла вашу мысль..собственно так и пытаюсь делать..
Но вечно все в кучу:например-делать уровов еще полно..а в комнате помимо конструктора куча мелких бумажек(младший любитель резать ножницами на мелкие кучочки:))все это разгребать довольно долго..оба на взводе(+обычно старший что-то строит и хочет достроить после уроков а мелкий пока мы делаем уроки все рушит и крошит-мусорит в комнате.(хочется его занять-чтоб не мешался делать уроки-вот и разрешаю резать ножницами и все разбрасывать)
Говорю-все выкину!мелкий еще не понимает смысл этого видимо и не боится..а старшему помимо сломанного братом +проблем с уроками еще и угрозы выкинуть..
Я в итоге ору+сгребаю все в кучу или мешок сама..дети опять в ссоре в комнате бардак..а уроки еще не сделаны..и тик-тик 21час-пока в душ-книга-спать..
Хм, возникло впечатление, что у вас больше младший проблема. Надо его изолировать, пока старший уроки делает. Хочет резать - вот пусть сидит с вами на кухне и режет, а конструктор не рушит. Заодно стимул для старшего будет - быстренько разобраться с уроками, пока мелкий вредитель изолирован. ))) Ограничить вседозволенность младшего по-любому полезно, а сделать это рычагом воздействия на старшего - полезно вдвойне.
Только "мы делаем уроки" тоже ошибка. Вы все 11 лет уроки за него делать собираетесь? И хотите ответственности? Это тупик. Он делает - в крайнем случае оставляет пустые места там, где не справляется - вы проверяете результат и немного помогаете. Даже если сначала результаты в виде оценок будут хуже - это окупается.
Оба хороши:)
У нас стол где делаем уроки-на кухне.Причем вечером после нас идут кушать бабушка с дедушкой(вместе живем)
Если мелкий будет сидеть крошить на кухне с нами-то будет шум(он тихо и спокойно не сидит)-поэтому проще держать его в комнате.Включаю мульты..но даже за 20минут что он в комнате он все раскидывает..
Насчет уроков:матекатику делает на черновике-если все правильно переписывает в черновик.Русский пишет сам-проверяю потом.Чтение и окружающий читает сам...но как читает:(если все не проработать и вместе на вопросы не ответить-от учителя жалобы что не работает на уроки и материал не усвоен.Читает бегло-ничего не запоминает.Безответственность.По английскому вообще беда..там сама разбираюсь не сразу:)
Будем пытаться делать уроки перед кружком по-максимому пока дома одни и мелкий в саду..
Игрушек часть уберу и спрячу все ножницы:)
Пока это планирую..
Не знаю, на сколько выполнимо, но кружки бы надо сдвинуть. Т.е. все с точностью до наоборот. приходим из школы, делаем домашние задания, идем на кружки, домой, поиграть и спать.
Пытаюсь в те полтора часа пока мы дома перед кружком сделать уроков по-максимому(типа выучить стих-вечером голова совсем никакая для зубрежки или новые англ.слова).
Стихи и новые слова можно учить по дороге на кружок/ с кружка/со школы.
Дома сажаете его за высокий( взрослый )стол, задвигаете стул так, чтобы встать сразу было неудобно, со стола убираете все, кроме конкретного учебника и тетради. Проследите, чтобы до этого пошел в туалет. Поставьте воду (лучше в бутылке, чем в чашке) в пределах собственной досягаемости, садитесь, и начинаете мониторить процесс(подробно), доброжелательно, но настойчиво. Как увидите, что дело пошло, попросите продолжать, идите заниматься своими делами, но в той же комнате. Постепенно отпускайте, когда видите, что делает сам. Займет примерно 3 недели, пока у него отложится - уроки делают только так.
Ну и в перерывах надо ,конечно разговаривать : уроки все равно должны быть сделаны и будут сделаны, только можно тянуть все это со слезами и с конфликтом часами, а можно тот же самый результат получить быстро, в хорошем настроении, а потом идти играть. Пока идете со школы, планируйте с ним- сейчас придем домой, поедим и за уроки (обязательно ни на что не отвлекаясь проследите, что все идет по вашему плану)
Есть дети, которых иначе приучить делать уроки очень тяжело.
Если будете последовательны, то за 3, максимум 4 недели это решите.
Спасибо.
Будем так делать до кружка!как раз и голова свежая и младшего дома пока нет
Я шла на уступки-вроде только из школы..хочет отдохнуть...полтора часа промаялся мурью(комп.игры) а после кружка вечером сил нет..
Попробую быть настойчивой в этом плане.
Попробуйте сделать некий стенд (планшет), разчертите его (делайте все вместе с ним) - по горизонтали важные дела\обязанности, по вертикали дни недели и итог. И наклеивайте стикеры\наклейки. Привлеките папу или другого члена семьи, чтобы вечером интересовался результатами на этом стенде, обсужал, хвалил.
А вы не думаете, что ему просто этого не надо. Ну не хочет он с этим заморачиваться.Моему 15. По поводу секций у меня дома спортивного инвентаря мешок. С 3-х лет он у меня занимается спортом.По поводу уроков. Погонять его после школы святое дело. Причем почти все в классе гоняют своих чад. Чистить зубы, руки мыть и т.д. тоже надо напомнить.Правда возраст берет свое. Начал это делать почти без напоминания. Убрать в комнате после напоминания. Повесить вещи после школы потребовалось года 3. У вас здоровый нормальный ребенок, не заморачивайтесь. Все с возрастом придет.
Дааа, а я в 8 лет тревогу бью, а тут 15 лет :)
У моего мужа такая же позиция: не дави, когда надо будет - сам дойдет.
Спасибо за поддержку!
а у меня муж наоборот-гоняет детей (9 и 6),говорит,что надо ко всему приучать,помимо почистить зубы,умыться,причесаться,заправить постель-еще должны учиться пользоваться ножом и не просто масло например намазать на хлеб.но и разрезать,отрезать,порезать.короче пытается приучить их к домашним делам(мытье полов,смена белья на кровати,вытирание пыли,стирка нижнего белья,накрывание на стол,готовка некоторых блюд(яичница,сварить макароны,пельмени)и т.д.Я считаю наоборот-у них все придет с возрастом само,муж начинает спорить со мной,говорит что я все за них делаю,что я за них и в 20 лет буду убирать,короче доходит до скандала.