Читать с какого возраста?
В 6 лет перед школой родители меня решили вдруг научить читать- дословно было так:"Как ты не умеешь читать?"- наследующий день я уже сидела с букварём и чернилами (да-да именно чернилами, а не ручкой) в прописях писала букву "А").
Охоту читать они мне отбили раз и навсегда, хотя книжки люблю и очень переживаю, если сын их порвал.
Вот теперь задумалась как и в каком возрасте ребёнка научить читать? Моё мнение чем раньше он научится, тем шире у него будет кругозор от прочитанного.
С какого возраста Ваши дети научились читать? (Интересует возраст до школы) По какой методике обучались - поделитесь опытом\ссылками.
К двум годам дочка знала все буквы, но этим нынче никого не удивишь :) В 2.5 стала читать закрытые слоги и слова из двух гласных (ау, иа, ам, ус, ум...). Также могла по памяти "прочитать" знакомые слова типа Даша, мама, папа. Точнее это было не чтение, а узнавание слова :)
В 3.5 поняла, как читать открытые слоги (наглядная картинка из букваря Жуковой помогла), ну а дальше пошло-поехало. К 4 годам уже читала небольшие рассказы не по слогам, к 4.5 толстые книжки типа Чебурашки, Айболита и умной собачки Сони про себя.
До сих пор (7 лет) читать ОЧЕНЬ любит, книжки просто глотает, любимые перечитывает по много раз.
Чесслово, моей заслуги тут никакой! Она сама такая :) Книги любила всегда, сначала это были картонные книжки-малышки, потом "взрослые человеческие" :) И принцип чтения она схватила очень легко, я особо не напрягалась. Лет с 5.5-6 ей даже картинки в книжках не нужны, а до той поры любила иллюстрации к рассказам разглядывать :) Недавно заглотила 2 книги про Гарри Поттера, сейчас хочет третью, причем даже собирается потратить на нее свои карманные деньги. Лучший подарок - книга - это действительно про нее :)
И твои дозреют до рассказов, сейчас красивых и интересных книг на любой вкус очень много. Заинтересуются рано или поздно, никуда не денутся :) К тому же твоим наверно некогда рассказы читать, им и без книг вдвоем весело и интересно ;) Это у моей компании в лице брата или сестры не было, потому она и коротала время таким вот образом :)
Дети все разные у меня старшая тоже к 5 годам рассказы читала и пересказывала, а младшая в 4,2 даже буквы не все знает (. И совсем нет желания учиться (((. ps/ мы решили все пустить на самотек, думаю к 6 годам нагоним и перегоним.
В пять лет по Жуковой за 2 недели научился читать. С 6 пошёл в школу. Читает норму для конца 1 класса по технике. Но сам пока не читает,по своему желанию, хотя очень любит, когда ему читаю я.
Звуки и буквы до 2 лет уже знал (плакат с азбукой на стене висел), читать научился незадолго до 4 лет за месяц по букварю Жуковой, но до этого уже много слов знал визуально целиком и мог воспроизвести :-) Сравнивать слова начал лет с 2.
Ну где-то к 3 годам знал уже весь алфавит, цифры в пределах 13, писать стал в 4,5 правда печатными буквами, читать к 5, но все равно не очень любит это дело:)
Буквы (Звуки! - специально для местных зануд, не для вас, автор) выучили около 2 лет - дочка любила книжки, я ей читала разные азбуки, потихоньку стал просить в конце стишка показать мне такую-то букву. Потом в течение 3,5 лет разные преподаватели в разных центрах пытались научить ее читать по методике Никитина (со складами) - никакого эффекта, Алька не въезжала категорически. А потом логопед наша ее научила буквально за месяц по букварю Жуковой (у меня, что характерно, то же самое не получилось:) мы вообще уже давно договорились, что в школе уроки с ней тоже будет делать папа, а не я:) ), через месяц мой ребенок уверенно складывал слоги, еще через месяц читал слова любой длины, ну и через месяца 3 вообще читать мы умели бегло. Сейчас Аленке 6,9, она сама себе читает книжки, обожает это дело. Если долго и тихо сидит в комнате, загляну - гарантия, что с книжкой застану :)
А младшей сейчас 2,8, интерес к книжкам вообще появился с полгода назад всего, азбуки не воспринимает категорически, ну я ее и не трогаю в этими буквами-звуками-слогами, будем как-то позже это осваивать, еще не знаю, по какой методике.
В 4 года по букварю Н. Жуковой дочка научилась читать, хотя читать до сих пор не особо любит (8 лет), к огромному моему сожалению:( Пример читающих родителей все время перед глазами, но эффекта пока не вижу...
До 3 лет 5 мес были отдельные признаки чтения (называла отдельные слова с вывесок, этикеток, на книгах и коробках с игрушками), но мы это списывали на узнавание ранее запомненной картинки. В 3г и 5 мес точно начала читать, т.к. это произошло с незнакомым текстом, и вообще началось фразовое чтение в незнакомых книгах. Конечно, пока еще торопится и может местами невнимательно прочитать, заменив одну букву другой.
Мы учили не читать, а писать готовыми материалами, чтобы запоминалось сразу соотношение "изображение-звук" - плакат "Учимся читать", c озвучкой взрослыми: кубики Зайцева, Word, игра "Игра слов" - это аналог Эрудита. И читала я ей всегда так, что дочка всегда видела текст, а я водила пальцем - что сейчас я озвучиваю.
Когда буквы запомнили я не помню. К 3 годам уже ориентировалась... Мы ходили на развивашки с 3 лет. Очень интересные занятия были там с элементами игры с кубиками Зайцева. Со следующего учебного года (доче 4 было) занятий с кубиками стало больше. К новому году все в нашей группе уже стали читать слова, не большие предложения. Все произошло не заметно, в играх... К 1 классу дочка уже свободно и с удовольствием читала книги.
Я думаю, что учить читать до школы нужно. Но только без напрягов для ребенка, чтоб интересно было и весело. А уж по какой методике - без разницы. От кубиков Зайцева у меня только самые лучшие впечатления. Единственно, сама я бы навряд ли организовала столь интересные занятия...
в 4.7 начали осваивать Букварь Н.С. Жуковой. Пошло, как "по маслу", даже до конца не изучили его, поняли, как буквы в слоги превращаются и начали потихоньку читать. Нам сейчас 5.8, я не могу сказать, что они фанаты самостоятельного чтения, слушать любят, спят с книгами под подушкой, иногда читают сами, я не заставляю читать. Когда им интересно, они сами открывают книгу и читают, как правило, это стихи бывают.
Мне кажеться главное не напрягать особо, мы начали учится в 3, в 5 уже умела читать, но только сейчас в 6ть захотела читать сама, но мало читает.
Я тоже так думала и научила читать дочку в 4,5 года по букварю Жуковой. Теперь никому не посоветую. Я поняла, что умение читать и то, что ребенок будет с удовольствием читать самостоятельно, НЕ СВЯЗАНО никак. Я потратила на обучение кучу времени и нервов, бедный ребенок тоже. Я не скажу, что орала и т.п., но мне надо было быть бесконечно терпеливой и ребенку, кстати тоже, что нелегко в 4 года. Мы проходили в час по чайной ложке. Она, короче, у меня не зачитала. Зачитала немного для себя сейчас, в 6,8 лет, и то это надписи в электронных играх, комиксах и т.п., потому что я сразу сказала, что это читать ей не буду, может прочитать полстраницы и рассказа какго-нибудь. Но системного самостоятельного чтения нет. Вот зачем я мучила и себя и её, когда дети в 6 лет легко и просто за месяц обучаются чтению? Ещё одно меня беспокоит, но не знаю связано ли это с ранним чтением. Дочка пишет с ужасающими ошибками, прочитать даже невозможно иногда сразу. М.б. это ивозрастная норма, м.б. проблемы с фонематическим слухом - не знаю, сейчас мне кажется, что м.б. и потому что научилась читать, когда действительно голова, и слух, и м.б. артикуляция ещё не дозрели.
я считаю, если обучение идет туго, то надо подождать, значит рано еще, иначе, действительно отбить можно всякое желание. Я считаю, что в 3-4 года -это вообще рано. Многие мамы это делают для того, чтоб потом говорить везде и гордиться: "А вот моя с трех лет читает!!!" и в ответ ждут: "Ну, ничего себе.....!!!!вау" Так и до неврозов ребетенка можно довести. У нас знакомые, гордились своим ребенком, что он в три года "завернутые" сложные стихи читал и т.д., потом дело заиканием кончилось, лечением и полным покоем. Т.ч. не насилуйте детей, если пока "не идет".
Туго не шло, даже в охотку ребенку. Но все равно медленно, и к чему-то нужно было возвращаться, а что-то нжно было сто раз повторить, пока отложится. Когда делали большие перерывы, нередко приходилось начинать почти с белого листа. Я бы сказала в нормальном темпе для 4х лет, но разве сравнишь с темпом и легкостью усвоения 6летнего ребенка. Да, а мне приходилось как дятлу повторять, и собирать внимани ребенка в кучку, завлекать его. Легко думаете? То ли дело сейчас учить в 6-7 лет - одно удовольствие)).
Э-э-э... А каким образом связано раннее обучение чтению и неспособность мамы разглядеть готовность ребенка к чтению? :)
А как готовность выглядит по вашему? Ребенок знал буквы, читал простые слова, пытался постоянно прочитать всякие вывески, надписи и т.п., постоянно спрашивал то, как одно слово читается, то другое. Вот я и взяла букварь. Или вы про готовность читать самостоятельно? Тогда можно сказать, что половина людей, которых я знаю, так и не готова до сих пор.
Если у ребенка не было проблем и он был готов - какие же он тогда нервы тратил и зачем? Чего голову посыпать пеплом? Чего вы так страшно жалеете, что учить начали, что ужасного это девочке принесло? Я в вашей логике запуталась.
Я к тому, что если б все заново, то я бы не стала учить так рано, имею ввиду системно и по букварю, только если ОЧЕНЬ ребенок хочет. В моем случае больше хотела я. Я больше ребенка, конечно, напрягалась - мне нужно было её завлекать и зубы заговаривать, потому что сама она долго внимание удерживать не могла, я эти нервы и усилия имею ввиду. Вобще букварь это мой первый опыт с ребенком изучения чего-то более серьезного, чем всякие тесты и упражнения, которые мы делали до этого. Я просто ещё не до конца тогда понимала, как это всё может быть и немного форсировала, нажимала. Потом сбавила обороты и пошло все хорошо.
А если ребенок не ОЧЕНЬ хочет, а просто хочет - это типа вредно ему будет? Ну не считая, разумеется, того факта, что родители его вообще в принципе с трудом представляют, как заниматься с детьми, раз позволяют давить, прессовать и форсировать в таком вопросе. Потому что этот факт к раннему обучению чтению никакого отношения не имеет - исключительно к родительской психологии :)
Ваша главная ошибка, что вы САМИ ребенку НЕ читаете. От букваря до любви к чтению - пропасть, и преодолеть ее надо вместе с ребенком. Откуда у ребенка может возникнуть любовь к чтению, пока читать ему еще трудно, длинный текст он осилить не может, а его бросили в этом одного? Букварем все только начинается. Ес-но мы еще очень долго читали, да и сейчас иногда читаем ребенку вслух, а ему уже 9 лет :-) В начале ребенок читал 1 абзац, а родители 3 листа, потом пропорции смещались. Потом просила его почитать для меня (ну моментально я засыпала под мифы Древней Греции :-)) и т.д. Он очень любит читать, пишет грамотно именно потому, что много читает.
Вот и у меня была таже проблема, мало читала, было много грамматических ошибок. Хотя правила учила на зубок (именно учила), очень прилежная была ученица, но грамматика...
Я читаю и читала всегда и много. Дочка может мне почитать, если я попрошу или как-то подведу к этому, но сама для себя не хочет. Мы и книги вместе ей выбирали, и журналы, какие она сама хочет, она вдруг сама недавно в библиотеке д/к, где рисованием занимается, журнал "Юный натуралист" взяла, но читать мне подсовывает. Не читатель будет видимо, мне вообще сложно её представить, молча и спокойно сидящей, полчаса-час с книгой.
Подождите немного, расчитается, значит не нашлось еще книги, которая бы ее захватила. У нас с Денискиных рассказов активное чтение пошло.
Не то, чтобы не соглашусь, просто напишу наш пример. Дочка читает по слогам с 2,3, хорошо, бегло читает с 3 лет. Как только научилась сама читать - все, ей наше чтение вообще не нужно. Предлагали в 3,4,5,6 и вот недавно в 7 - ответ один не надо, я умею сама. не насильно же ей читать)))
С трех лет читает очень длинные произведения, причем безо всяких закладок помнит, где и на чем остановилась.
Ну все же разные :-) У автора другая проблема. Моему именно театрализация нравилась, чтение по ролям отлично шло.
Первое время часто приходила и спрашивала, но давно такого нет уже. Пересказывает прочитанное она очень неплохо, и я предполагаю, что даже если она не знает какое-либо слово, то по смыслу догадывается что это такое.
Вот вспомнила, летом она плотно подсела на О'Генри, тогда подходила несколько раз, когда специфичные слова попадались.
Так дети-то все разные, у меня сестра к 8 годам прочла уже всего Дюма (без шуток) А я к примеру тока в 7 начала учиться читать:)
Так это не дети разные, это родители по разному с детьми занимались ;-).
Какую оценку Вам ставили в первом классе по чтению?
Вот мне с натяжкой "4", хотя по остальным предметам были "5" и мне нравилось учиться, но ситуация с чтением меня очень огорчала. И сколько нервов попортила чтение по секундомеру. Я не хочу таких нервов своему ребёнку, я хочу чтобы у него не было дискомфорта из-за чтения, хочу мягко и непринуждённо начать. И я не преследую цель, чтобы он в захлёб читал Дюма, просто умея читать в первом классе ему будет легче.
Мне в 1 классе???? Вы видимо забыли уже по какой программе мы учились, в первом классе мы еще не читали, читать мы начинали где-то в конце 1-го класса:)))) По чтению было 4-5:) У нас кстати родители тоже не преследовали таких целей, просто у меня такая вот сестра:)
В конце первой четверти 1-го класса у меня была аттестация по чтению. Я дома читала и практиковалась сама по песочным часам, так мне эту 4-ку натянули.
Автор вам сколько лет? В мое время начинали читать в конце 1-го класса, аттестация по чтению у нас была во 2 классе. В 1 классе мы учили цифры, буквы как их писать, слоги и тд.
Читать научился примерно в 4,5 года, с подачи логопеда. Про себя стал читать примерно через полгода. Буквы сын знал года в два, но это его никак не подвигло ни на что :-)
Вслух читаем до сих пор - на ночь, это традиция. Сам читает очень и очень много, пишет грамотно, речь - пожаловаться грех, учитывая прошлые проблемы.
В 6 лет дочка научилась читать. Буквы знала с 2 лет, процесс я не форсировала, специально читать не учила, но очень много читала ей сама, в том числе кучу книжек про буквы - как они дружат, путешествуют и складываются в слоги. Ещё в садике их хорошо учили читать, постоянно разные слоги на всех поверхностях группы висели, дети их пели.
Я до сих пор очень много читаю дочке сама, мне приятно, книжки интересные :). Несколько книг дочка уже сама прочитала, регулярно читает журналы, в том числе и комиксы про Винкс и Мокси, и старые "Весёлые картинки" и "Мишу". Качественный скачок в чтении у нас произошёл летом, в 7 лет уже - я только дочитала "Сто лет тому вперёд" Булычёва, Лёлька отобрала у меня книжку и сказала: "А теперь я буду перечитывать её сама". Было приятно :). И всё-таки пока я продолжаю ей читать вслух.
Кстати, если уж говорить о личном опыте, я даже не помню, когда научилась читать. В 5 точно уже умела - лежала в больнице одна, без мамы, и очень хорошо помню, что читала "Русалочку" Андерсена - и так было хреново и тоскливо, она ещё и кончилась плохо, зараза. А в садике на полке книжек было мало и неинтересные все...
Я ярый противник раннего обучения чтению по инициативе родителя, а не ребёнка. Идею учить буквам/алфавиту в 2 года на дух не переношу.))
Старшая дочь по-русски начала связывать буквы в слоги(чтением это назвать не могу, чтение для меня = свободное чтение)в 4.5года, по Жуковой, но до 7-ми лет получалось еле-еле. Учится на англ., научилась читать уже в школе, в 5 лет. Когда пошла в школу, то даже названия англ. букв не знала. Сейчас ей 8, от книг не оторвать.
Средняя дочь, наплевав на мои установки :-), начала читать около 4-х лет на обоих языках. Сейчас ей 4.5, по-англ. читает свободно, по-русски - 30-35 слов в минуту.
А если не секрет, чем же вам так противна идея раннего обучения буквам, к примеру? :) или это чисто личное-эмоциональное?
Чем? Да просто смысла не вижу. Ну, выучил ребёнок буквы в 2 года, а дальше что?
Мне по душе вот такой вариант: сегодня выучил буквы, а завтра(в прямом смысле)начал читать. Всё.
То есть буквы - не самоцель, а всего лишь необходимая ступенька перед самостоятельным чтением.
А я с вами соглашусь - буквы в 2 года примерно то же самое, что и научиться определять цвета или выучить, кто такой Колобок и чем он знаменит :) Но что тут может вот прям неприятие вызывать, о котором вы написали? Не вижу просто повода для такого ярко выраженного негатива. Но вам виднее вероятно, почему у вас такие чувства, у каждого они свои, чувства вещь неподконтрольная :)
Негатив потому, что очень часто это увлечение молодых мам обучением ребятёнка буквам принимает уродливые формы. :-) Как будто в 2 года малышу больше нечем заняться и окромя букв ему всё на свете уже известно.
Происходит меряние (сами знаете чем) в песочнице: А мой В. уже все буквы знает! А моя М. до десяти считает! (угу, как попугай :-) ) И мамы П. и А. в ужасе бегут домой и начинают вдалбливать "науку" в головы своих детёнышей. Это так, утрированно, но тенденция есть, согласитесь. :-)
Блин, лучше б, к примеру, лупу купили да с деточкой в траве букашек бы порассматривали. Пользы и радости было в разы больше.
Так вот я уже выше написала - это в адрес мамской психологии, а не раннего развития камень! :)
Моя дочка с большим удовольствием учила буквы и к 2 годам их знала. Рассматривать букашек и копаться с вожделенной песочнице это нам не мешало и радости жизни не лишало :)
Ага.))
Так я в первом посте и уточнила - "по инициативе родителя". Если это желание ребёнка - другое дело. :-)
Да сейчас дети знают буквы не потому, что их этому учат специально - полно всяких кубиков, домино, азбук со стихами и картинками, которые им читают родители. Я даже не знаю, когда мой ребенок выучил буквы, просто в какой-то момент я проверила и оказалось, что дочка их знает, ну кроме Ь и т.п. знаков. Через какое-то время она стала прочитывать простые слова и слоги, узнавать некоторые слова, которые просто запомнила.
Вы много читали ребёнку? Моему сыну сейчас 1,8 но он никак нерезрешает даже картинки в книги показать - забирает книгу и уносит её.
Вот даже не знаю что и делать...
Я тоже знаю несколько детей, которым не нравилось слушать, когда им читали. Моя дочка всегда любила, даже когда и читать вроде бы бесполезно было, я ей постоянно по картинкам рассказывала. Но она вообще слушать всё любила, не обязательно чтение, а просто всякие истории, которые я ей рассказывала, стихи, песни - с самого рождения прям затихала и слушала.
С 5 лет сын ходил на двухгодичную подготовку к школе, там очень постепенно научили. Сейчас в первом классе читает вполне нормально.
Старший выучил буквы в 1,5, в 3 читал по слогам, к 4-м - бегло. Не заставляла и особенно не учила, ему было очень интересно. Хотя с 4 до 8 лет, при этом, большие произведения не читал, так, журналы, энциклопедии, где не очень много текста и много картинок. А после 8 "расчитался" - за день может толстую книгу "проглотить", а то и две, если целый день дома сидит. Но тоже периодами - то читает запоем, потом на какое-то время перерыв наступает.
А младший сын, хоть и выучил буквы тоже достаточно рано, к 2-м годам, но и все на этом закончилось, желания у ребенка дальше не было. Стала учить после 5 лет, но интереса к чтению нет и сейчас (10 лет), читает только по необходимости, то, что на дом задают.