Социализация одаренного ребенка
Мой старший сын. Одаренный ребенок ( не только по моему мнению, а по мнению учителей, психологов, по результату проверок, тестов и т.д. и т.п.). 10 лет, заканчивает 4-й класс.
При очень высоком для его возраста интеллектуальном развитии, у него очень плохо получается сходиться и дружить с другими детьми. При этом он общительный, тянется к другим, но как только дело доходит собственно до общения, игр, вообще совместного времяпровождения - он теряется, зачастую не знает как себя повести в самых простых ситуациях.
В школе ему скучно, на уроках делать ему нечего. В более старший класс перевести думали, по совету психолога не стали этого делать - как раз из-за низкой социализации. С более старшими детьми ему будет еще тяжелее.
У него есть два друга. Вернее, приятеля. Один - тоже умненький мальчик, тихий и спокойный. Они вместе могут заниматься каким-нибудь конструированием, опыты делать из подручных материалов, просто побегать во дворе. ВДВОЕМ - ключевое слово. Как только появляется еще кто-нибудь - мой сын превращается в третьего лишнего. Вернее, сам отходит в сторону.
Второй приятель - главный хулиган класса, этакая оторва. Полная противоположность моего сына. Вот уж точно, противоположности сходятся. Мой сын очень боится с этим мальчиком поссориться. Тот это прекрасно понимает и пользуется - как только между ними возникает какой-то спор,и т.д. - моментально начинает угрожать что они поссорятся, и мой как правило идет на попятную. Мне очень не навится это влияние, но поделать я ничего не могу. Стараюсь разговаривать с сыном, обьяснять, но кажется без особого успеха. Для него общение с этим мальчиком очень важно, а заменить его не получается.
Собственно вопрос - как помочь ребенку? К психологу ходила - никаких реальных советов не получила: " это проблема, часто встречающаяся у одаренных детей. Ждите. У него социальное равитие опаздывает, а интеллектуальное - опережает".

Все изменится обязательно, главное - не форсировать. Вы сами понимаете,что ваш сын отличается от других, именно поэтому он и не сходится со сверстниками. Может раньше а может только после школы, все встанет на свои места. Сейчас, во время школы, у детей развито стадное чувство, и будучи отличным от них и при том еще скромным и стеснительным, ребенок обречен на одиночество от сверстников. Но не от родителей!После школы, когда он будет поступать в институт, он встретится с новыми людьми, будет больший выбор общения по интересам, устаканится самооценка и понимание себя в обществе, обрастет друзьями. Объясните мальчику своем что все у него в порядке, всю эту ситуацию, что это пройдет. Чтобы у сына не возникло комплексов на всю жизнь.
В том то и дело, что я боюсь, что к тому времени у него уже будет стойкий комплекс неполноценности и неправильно сложивееся представление о том как надо строить отношения с ровестниками

Не бойтесь. Решайте ситуацию, сложивушуюся на данный момент. Прекрасный случай объяснить, что если все так а один ты не так, то это не значит что ты ненормальный какой-то и это на всю жизнь. Я говорю немного со знанием дела: в школе была в полном одиночестве(не из-за одаренности, а характер замкнутый был), но родители не разбирали со мной это, а как я сейчас вижу - мне было необходимо от них знать,что со мной все в порядке и такое бывает.
Спасибо за поддержку. Я так и делаю, стараюсь с ним говорить на эту тему. Но вот не знаю, на сколько мои слова весомее проблем с общением, с которыми он сталкивается на деле.

А вы спросите). Каждый день интересуйтесь. Объясняйте ему причину его переживаний, вообще сложившейся ситуации. Станьте с ним заодно в ней, чтобы вам обоим хотелось из нее выйти.Это здорово снимет напряжение с вашего ребенка.
В классе моего ребенка в школе для одаренных детей поначалу было несколько таких ребят. Уже к середине 6 класса (поступление в 5) все адаптировались и социализировались. У каждого есть друг и друзья, такие же по интеллектуальному уровню и интересам. Может быть, дело именно в окружении? Он не чувствует себе равных и тех, с кем можно было бы поговорить "за интерес"?
Кстати, тем детям очень помогли совместные поездки с классом, которых в школе очень много.

У вас школа для одаренных детей. Эх, была бы у нас такая, может полегче бы было. Но вы мне подали идею совместного времяпровождения. Спасибо. Попробую сама организовать что-нибудь, может у нас дома , какие то совместные занятия и т.д.

Оптимально, конечно, организовать поход, поездку. Но и дома, в неформальной, не школьной обстановке - уже лучше может протекать общение.
А не рассматриваете перевод ребенка в какую-то другую, специальную школу?

У нас такая же проблема,я писала сюда,некоторые советы помогли сориентироваться,мы начали с того,что бы выбрать одного друга пока и как то,начать вхождение,если можно так выразиться.Слова и разговоры помогают,но не решают проблему,ребенок очень страдает от этого,много нервничает.Мы сейчас ищем пути повышения самооценки и уверенности в себе.
Я так написала потому что перед глазами пример мальчика, который похож на вашего сына. Он нашел свою среду общения в школе Интеллектуал. Мне кажется, по-другому проблему не решить. Если оставить нынешнюю среду общения остается только ждать, когда ребенок перерастет-приспособится. Я от психологов не смогла добиться однозначного ответа на вопрос как такому ребенку лучше - приспосабливаться к "обычному" окружению или провести "нежный возраст" в среде, которая приспособлена для одаренных детей. В Москве можно выбрать второй вариант.

Согласна с вами, только я не автор, отвечала автору. И мой ребенок как раз и учится в Интеллектуале :)

А что если ему перейти на домашнее обучение и сдать экстерном эту дурацкую школьную программу, а для социализации найти какие-то занятия по интересам? Есть же, наверно, что-то для умных детей?

То, что таких детей, во первых, и дети и взрослые, воспринимают старше чем они есть, и подсознательно ожидают от них соответственного поведения (что в корне неправильно ). Не получают желаемого, у ребенка начинают возникать комплексы. Во вторых, им со сверстниками в интеллектуальном плане не интересно, другие дети это чувствуют. Это отражается на отношении к таким детям в целом. Потом , ботаников как раз в подростковом возрасте редко любят. Такие дети ощущают, что отличаются от других. В этом возрасте не имеет значения,ж в лучшую или худшую сторону, таккак отличие от массы = комплексы. Ну и еще много чего. Это действительно известная проблема, куча психологической литературы есть на эту тему.
http://www.5ka.su/ref/psychology/0_object3409.html
http://detochka.ru/articles/detail.php?ID=4697
и т.д. и т. п.
Маме бы тоже не мешало почитать. В инете достаточно информации.

Я не знаю, что пишется по этому поводу в литературе. Я помню, себя и свои 4 школы, которые у меня были. Себя одаренной никак не назову никак, но в каждом из моих классов были как раз дети, про которых вы говорите "такие". В первой школе - помню девочку. Отрывалась от нас всех очень сильно, знала больше любого из класса, и это не об исполнительности, а именно об эрудиции и способностях речь, как сейчас вспоминаю - дружили всей нашей компанией из 4-6 человек, периодически кто-то с кем-то ругался, потом мирились, потом против мальчишек козни строили - все как у всех остальных младших школьников. Вторая школа - очень талантливая девочка моя лучшая подружка. Мы до сих пор общаемся, она после школы в литниститут на поэзию поступила и закончила успешно (кто хоть примерно в курсе, что з заведение - поймет). И тогда это проявлялось. Ленка знала фантастические вещи, словарь Брокгацза и Ефрона наизусть прикола ради учила, пересказывала мне наизусть книжки огромные (тоже интересно было, а ее папа ничего не разрешал из дома выносить), лучше всех занималась в музыкалке и от души любила музыку, какую-то дополнительную программу тянула. Про ее сочинения учителя друг другу всю жизнь говорили "оставьте на потом, насладитесь". При всем при этом в общем училась по-разному, потому что - где густо, где пусто, ее это не напрягало, хотя стараться не мешало. Друзья - ну вот я как минимум и еще обычно компания из человек 3-5 точно везде находилась, а в последних классах так и вовсе все семьей большой жили :) (эх, где те благословенные времена!) В той же школе был мальчик - ну ОЧЕНЬ интеллектуально развитый, куда там Лене или даже некоторым учителям. С фантастической памятью и фантастическим раздолбайством. Он хотел учиться, он старался, но как-то казалось был не от мира сего. Постоянно пытался произвести впечатление - обычно из-за его рассеянности получалось наоборот. И в дружбе то же самое. Его не гнобили, над ним не смеялись особо, только когда на уроках косячил. Но дружить? Не очень такого помню. Хотя точно дети в классе его уважали - очень хорошо помню. Даже те, кто над ним издеваться иногда пытался. Школа третья - тоже был мальчик, ну очень похожий на Виталика из предыдущей. Но тут было видно - его буквально за уши вытягивают учителя, организуя и компенсируя расхлябанность и рассеянность. С мальчиком отношения ровные были в у всего класса точно в итоге, именно общаться ни с кем напряга не было, друзей не то, чтобы много, но они были. Я бы не сказала, что там были проблемы социалиации - видно было, что это нестандартная личность, но оценки это не вызывало. Это я все сейчас свои детские ощущения описываю, а не анализ взрослой тети, которая пишет психологический трактат.
Ну и что в итоге? А ничего в итоге. И так бывает, и так для одаренных деток. Мало что ли изгоев среди троечником Мало неконтактных детей среди детей средней одаренности? Три раза ха психологам, которые это утверждают. А уж что ждешь от таких детей каких-то взрослых решений - ну не знаю, взрослые может и ждут. Но что-то ни разу я себя в детстве на таком чувстве не ловила.
К сожалению, да((( Пишу к сожалению, потому что жду, и зачастую сама же от этого страдаю. Когда дочка выдает что-то именно откровенно "детское" я иногда не знаю, как себя вести. В первую секунду такое воспринимается как регресс какой-то(((
К счастью, моя очень контактна и прекрасно социализирована. А взрослые - да, взрослые ждут. Знаю по себе, по учителям, тренеру, родственникам.
Сейчас легче, вот уже полтора года живем с "новым папой" а у него отношение к ней именно как к ребенку, он мне очень помогает)
Автор написала, что школ для такого возраста для одаренных детей у них нет, а в более старший класс психологи не советуют переводить.

А эмоции прям всегда-всегда соответствуют уровню интеллекта? Я очень часто противоположную картину видела.
Ну в том то и дело, что у ребенка автора явно эмоции не соответствуют уровню интеллекта, соответствовали бы - его бы перевели в более старший класс и все.

Именно что обычно не соответствуют. Обычно эмоции у одаренных как раз на возрастном уровне.Т.е. по эмоциям им место среди ровесников.Но ровесники им не нужны по причине интеллектуального несоответствия.Это глобальная проблема и одаренные дети обычно не могут быть счастливы. Поэтому я очень сочувствую одаренным детям...
Синдром Аспергера. И это совсем не то, что написали - "воспринимают как взрослого",.....Все не так. Такие дети Не умеют общаться со сверстниками. Не у меют "читать" посылаемые им соц. "сигналы" (слова, интонация, жесты...). У меня такой же ребенок.

НЕобязательно! Мой такой, но просто время нужно больше, чтобы присмотреться. Как только присмотриться, начинает общаться. Ваш шутки понимает? Сопереживать умеете? Если да, то не Арспергер.

Хммм... В разделе "Все остальное" висит похожий топ, написанный уже взрослым таким вот одаренным ребенком...

Посмотрела. Вы про "Я хочу чтобы мои дети были обычными?" Так это совсем не про нас. Я не воспитываю его в ключе, что он " одаренный и таланливый, а все остальные - быдло". Он просто ТАКОЙ. Вне зависимости от того, что я ему говорю или не говорю. Он не считает других детей хуже него. Кажется, он считает хуже себя. Мы наоборот очень хотим, чтобы он общался в среде сверстников, чтобы у него были друзья, мы прекрасно понимаем что интеллектуальное развитие это далеко не все, и счастья в жизни это отнюдь не гарантирует. В общем, ничего общего между нашей ситацией и тем топом не заметила.

В началке нет. У нас относительно небольшой город. Есть в гимназии, но там только с 8 класса. До этого еще дожить надо...

Да, правда, далеко... Просто наша школа - интернат. Но на выходные дети едут домой. Задумано специально, чтобы была возможность учиться детям из ближнего и дальнего Подмосковья.

На примере сына могу сказать, что социализация проходит в разные сроки, в зависимости от колектива.
Сын пришел в школу, в которой сейчас учится во втором классе, в первом - учился в частной школе. Пришел он и почти сразу стал сильно выделяться по учебе, его тут же стали посылать на олимпиады, на конкурсы, с дружескими отношениями было плоховато - там еще почти весь класс был из одного детского сада, где они были с младенчества.
И дрался, и книги носил, и журналы, и с психологом работали. В результате - стал тесно дружить с девочкой, которая тоже была новенькой. Причем помогал ей еще с уроками - та слабовато училась.
А потом - пошло-поехало...И драться перестал, и друзья появились, и то, что из мальчишек он - единственный отличник и постоянно выигрывает на разных конкурсах и олимпиадах - ему уже не мешает. Вот праздновали день рождения две недели назад - праздник был в музее Пушкина, пригласил из класса 6 человек, потом учительница рассказывала, что ребята всем рассказывали, как классно сходили на день рождения к Даниле в музей.
Короче говоря - Автор - тут надо исходить только из конкретной ситуации. Либо как-то стараться заинтересовать тем, чего нет у остальных и не противопоставлять себя, а наоборот.
И психолог Вам попался какой-то убогий, потому что, как раз в такой ситуации есть конкретные советы.
У нас то же самое. Благодаря тому (наверное), что в нашей школе бесконечные соц. группы для детей - к 3 му классу (8 лет) как-то получше стало. Но все равно. Мне кажется, что для моего ребенка наилучшим вариантом было бы найти такого же "увлеченного" науками и наступило бы счастье. Он готов часами говорить про астрономию, химию.....КОМУ это интересно из его сверстников, особенно со всеми словечками, которых они не знают?! Об`ясняла, что нужно с ребятами из школы говорить на отвлеченные темы - кино, видеоигры,...Но в 8-10 лет, вы же понимаете - 2 предложения "по-протоколу" и обратно к наукам. Читает ТОЛьКО научные книги. Я сама читаю ему художественную лит-ру. Надеусь, что перерастет когда-то.

Нужно научить использовать свои способности. Допустим, у меня сын - художественно одаренный ребенок, рисует отлично, прекрасно лепит, в 6 лет - на уровне 12-летнего, как минумум. Так он рисует всем, все что угодно, помогает лепить из пластилина скульптурки. Его за это на руках носят и сами к нему тянутся. На грамотах за художества и на похвалах я его внимание не заостряю, дабы не зазнался.
С одной стороны согласна с вами. С другой стороны - увлечения вашего ребенка ИНТЕРЕСНЫ окружающим детям. Просто они делают это хуже. Увлечения моего ребенка, например, совсем неинтересны, неизвестны другим детям его возраста+5, как минимум. Моему ребенке в 8 лет интересна ядерная физика, химия и астрофизика. Даже я не могу поддержать разговор с ним - я знаю гораздо меньше , чем он в данных областях. И если бы, скажем, ему это все было интересно вместе с кучей других детских интересов, то проблемы социализации для него не сущетвовало бы. Но ему онтересно ТОЛьКО это. Играет он тут на комп. игре (Индиана Джонс) со своим друганом и говорит, ты знаешь, что если бы не закон притяжения, который являеытся загадкой нашего мира, ничего бы не существовало? Наивный друг сказал "ПОЧЕМУ?" :)":):).Тут мой ребенок оторвался от компа и начал лекцию.... Через 15 минут друг старшего уже играл с моим средним, а старший психовал и ревновал, что с ним никому не интересно.
Надеюсь только, что мы эту проблему "перерастем.
И еще. По программе для одаренных и талантливых в школе учится совсем не старший, который "неудобен" со своими однобокими знаниями и не вписывается в программу школы, а мой средний - просто умный ребенок, который делает все на 2-3 класса вперед. Быстро и правильно.

Ну у Вас и семейка гениев:-)
В моем детстве был такой мальчик - даже помню имя красивое такое - Глеб - сын маминой подруги.
Интересны ли увлечения моего ребенка - другим? Это рисование-то и лепка? Да...нафинг никому не надо:-) Просто он помогает другим, у кого не получается никак, а не то - что хуже, чем у него.
Но я поняла проблему.
Ее нет, есть небольшая проблема воспитания и понимания этики общения. Ваше упущение (меня так малость упустили, в детстве, я чересчур умничала на тему живописи:-)
Понимаете, Ваш сын должен понять, что отвечать нужно ТОЛЬКО на поставленный вопрос, и строить беседу в форме диалога, а не монолога. Он не лектор, он - друг:
- А ты знаешь?..
- Нет.
- Рассказать?
- Да.
-.........
- Почему?
- Потому, что...
- А как?..
-.....
Когда?...Сколько?...
Понимаете?
Перенесем ситуацию на себя. Я вот кожевенным и меховым полизводством занималась, понимаю в этом, кое-что. И вот Вы спрашиваете: "Как понять, хорошее ли кожаное пальто мне хотят продать, хорошую ли шубу?" Могу ограничиться двумя-тремя основными тестирующими позициями, а могу зае...ть Вас тонкостями этой производственной сферы легкой промышленности.
А во сути - успехов и еще раз успехов Вашим маленьким талантам!!! Искренне рада за Вас:-) Мой только рисует и лепит:-) А старшая дочка...у нее свой великий дар - она...просто добрый человечек. Младшая пока не знаю:-)) Мала еще:-)
В Зеленограде есть школа для одаренных детей ШСМ (школа сильного мышления), есть что-то подобное и в Москве, там занятия после обычной школы, поищите в своем районе, там дети такие себе подобных находят
Как говорил наш преподаватель по психологии девиантного поведения "Если где-то что-то прибыло, значит, где-то что-то убыло". Если ребенок одарен академически, но вполне возможно, что социальные компетенции у него слабо развиты.
Кроме того, это не зависит от одаренности. Мой вполне обычный ребенок тоже плохо сходится с людьми. Характер такой - обидчивый, тревожный.
Стараемся поощрять общение, стараемся учить уквально на примерах, как себя вести.
Постарайтесь найти ему друга, хотя бы одного. То, что он третий лишний в групповых играх, - ничего страшного, не все любят быть в группе. Есть друг, есть общение - значит, все в пределах нормы.
Есть еще такие варианты: 1. найти ему хобби - лучше всего спортивно-групповое, да что угодно, хоть собирание марок - его затянет, появятся новые друзья именно по интересам, где они будут на равных... Мне самой в детстве это очень помогло, не буду говорить что была уж прям сильно одаренная, но проблемы были один в один. 2. А очень нужна вам эта школа? Может перевестись на домашнее обучение? Здесь в топике "Про остановку в школе" есть ссылка на совершенно замечательную статью по этому поводу... Или просто в другую школу? А вы спросите у сына, может он ЗА?
Если мальчик так одарен, он не может не мыслить логически. Вы пытались ему объяснить, что так друзья себя не ведут? что это манипуляции? Предлагали ли ему варианты ответов каких-то "готовых"?
Не знаю, поможет ли это?
Но у нас есть тоже друг такой (детям по 6 лет, в "нулевке"). Он все время говорил, что "не будет дружить с тимофеем, если..." И дальше шли какие-то условия. Первое время сын терялся и "велся". Мы с ним дома прымо проигрывали их диалоги и учились не пасовать, отвечать так, чтобы у друга не получалось добиваться своего манипуляциями. Прошло 4 месяца занятий - и я увидела результаты. Сын доволен, дружить продолжают. Но уже на каких-то паритетных началах.
И еще у меня есть предположение, что не только детям с ним не интересно, но и ему с ними становится скучно. У нас далеко не такой развитый сын, но тоже знает гораздо больше основной массы сверстников. И я замечаю, что ему просто иногда скучно становится с ними. Он о чем-то рассуждает, что-то рассказывает, а те задают какой-то "приметивный" на взгляд сына вопрос или комментарий дают... И всё, его глаза потухли, ему неинтересно. Но это, я думаю, невозможно исправить полностью. Я пытаюсь просто объяснять ему, что он знает что-то про нашу планету и вселенную и атомы, чего не знает "Петя". А Петя зато разбиарется в машинах и знает все марки и модели, к примеру. Или еще что-то делает лучше, и о чем-то занет больше.
Вам бы его отдать во что то спортивное! Вам там чуть выше написали,ему главное сейчас начать дружить по интересам. У меня в конно-спортивной школе так было. Девочка с нами ходила одаренная ,и ей в этом плане было тяжело социализироваться,а вот на конюшне намного легче. Это как в рекламе " когда все мысли только об одном!!:-)))". А там глядишь и все наладится и в школе.
Мой тоже в школе для одаренных и даже среди них выделяется. Учительница сказала, что он ведет себя гораздо старше, чем его ровестники. водила к психологу и неврологу, оба подтвердили, что ребенок нормальный и одаренный. :) психолог поиграл с ним в ролевые игры, как знакомиться, общаться. тем не менее жаловаться не могу - он хоть и не сразу, но обязательно находит себе друзей. просто присматривается дольше и выбирает.
